Структура налоговой службы. Сборы в целевые общегосударственные фонды

Налогообложениепредприятий

Содержание
1.Структура государственной налоговой службы. Местогосударственных налоговых администраций (инспекций) в системе налоговых органовУкраины
2. Характеристикасборов на обязательное государственное пенсионное страхование и обязательноесоциальное страхование (в т.ч. по безработице)
3. Плательщики единогоналога
Список использованных источников
 

1 Структура государственнойналоговой службы. Место государственных налоговых администраций (инспекций) всистеме налоговых органов Украины
Системауправления налогообложением в Украине представляет собой единуюцентрализованную систему, построенную по принципу многоуровневой иерархическойорганизации. Каждый уровень имеет свои функции и специфику.
СтатусГосударственной налоговой службы в Украине, ее функции и правовые основыдеятельности регулируются Законом Украины «О Государственной налоговой службе вУкраине», постановлением Кабинета Министров Украины «Об обеспечениидеятельности Государственной налоговой администрации Украины».
Органом(субъектом) управления системой налогообложения в Украине являетсяГосударственная налоговая администрация, состоящая из подразделений,осуществляющих методическое руководство и контроль за налогообложением по видам(отраслям) налогов.
Кобластному уровню относятся государственные налоговые администрации в АвтономнойРеспублике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе.
Районныйуровень охватывают территориальные государственные налоговые инспекции,городские государственные налоговые инспекции, межрайонные территориальныеобъединенные налоговые инспекции, районные государственные налоговые инспекции.Территориальные государственные налоговые инспекции созданы на базе районных игородских налоговых инспекций в городах областного подчинения.
В областныхцентрах и городах областного подчинения, в которых количество районов непревышает трех, районные государственные инспекции не создаются, их функциивыполняет городская государственная налоговая администрация.
На базеобъединения государственных налоговых инспекций, которые осуществляют контрольза незначительным количеством плательщиков налогов, созданы межрайонныетерриториальные и объединенные налоговые инспекции.
ВозглавляетГосударственную налоговую администрацию Украины Председатель, который находитсяна должности министра. Государственные налоговые администрации в АвтономнойРеспублике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе возглавляютсяпредседателями, которые назначаются и увольняются с должности ПрезидентомУкраины с подачи Председателя Государственной налоговой администрации Украины.
Председателигосударственных налоговых администраций районного уровня назначаются надолжность и увольняются с должности соответственно председателямигосударственных администраций в областях, городах.
Государственнаяналоговая администрация действует при Министерстве финансов Украины. Государственныеналоговые администрации сотрудничают с финансовыми органами, учреждениямибанков, судами и арбитражными судами, Службой безопасности Украины, органамивнутренних дел и прокуратуры.
Затраты насодержание Государственных налоговых администраций (инспекций) определяютсяКабинетом Министров Украины и финансируются из государственного бюджета.
Государственныеналоговые администрации (инспекции) могут направлять на развитиематериально-технической базы 30% доначисленных и взысканных по результатамдокументальных проверок сумм налогов, иных платежей и взносов, финансовыхсанкций (за вычетом сумм, возвращенных плательщикам согласно их искам вгосударственную налоговую администрацию (инспекцию) на основании решений судаили арбитражного суда и в иных случаях, предусмотренных законодательством).
Государственныеналоговые администрации (инспекции) являются юридическими лицами, имеютсамостоятельные сметы затрат, текущие счета в учреждениях банка и печать сизображением Государственного герба Украины и своим наименованием.
В системуорганов государственной налоговой службы входят: Государственная налоговаяадминистрация Украины, государственные налоговые администрации в АвтономнойРеспублике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, государственныеналоговые инспекции в районах, городах (кроме городов Киева и Севастополя).
В составорганов государственной налоговой службы входят соответствующие специальныеподразделения по борьбе с налоговыми правонарушениями (налоговая милиция).
Государственнаяналоговая администрация Украины в зависимости от количества налогоплательщикови других местных условий может образовывать межрайонные, объединенныегосударственные налоговые инспекции и в их составе соответствующиеподразделения налоговой милиции.
ГНА Украиныимеет разветвленную структуру. Государственной налоговой администрацииподчинены структурные подразделения и межведомственные организации, которыеобеспечивают выполнение возложенных задач на ГНА Украины. Структура ГНА Украиныутверждается Кабинетом Министров Украины.
Государственная налоговая администрация Украины является органомисполнительной власти, возглавляемым Председателем который по должностиявляется министром. Председатели государственных налоговых администраций вАвтономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе назначаются иосвобождаются Президентом Украины.
Главными задачами Государственной налоговой администрации Украиныявляется:
осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства,правильностью исчисления и уплаты налогов; принятие решений по наложениюфинансовых санкций и административных штрафов; принятие нормативных и методических документов по вопросамналогообложения.
Анализ законодательства позволяет выделить следующие общие функциивсех подразделений Государственной налоговой службы (общие функции налоговыхорганов):
1) обеспечивать учет плательщиков налогов;
2) обеспечивать контроль за выполнением плательщиками налогов идругими участниками налоговых отношений налогового законодательства;
3) осуществлять расчет окладных налогов;
4) вести оперативно-бухгалтерский учет сумм налогов и другихплатежей;
5) применять меры к прекращению (предотвращению) нарушенийналогового законодательства;
6) осуществлять контроль за исполнением субъектами предпринимательскойдеятельности требований законодательства относительно наличного денежногообращения;
7) применять восстановительные меры по предотвращению илиликвидации убытков, нанесенных бюджету или плательщику налогов;
8) применять меры ответственности к нарушителям налоговогозаконодательства;
9) осуществлять учет, оценку и реализацию конфискованного,бесхозного имущества, имущества, которое перешло по пра-ву наследования кгосударству, и кладов;
10) выступать агентом валютного контроля:
11) выступать исполнительным органом по применению мер взыскания,налагаемых государственными инспекциями и другими контролирующими органами.
Государственная налоговая администрация Украины включает триуровня:
— высшее звено — Государственная налоговая администрация;
—среднее звено — государственные налоговые администрацииАвтономной Республики Крым, областей и городов с районным делением;
— низовое (базовое) звено — государственные налоговые инспекциирайонов (сельских и городских) и городов областного подчинения.
На высшее звено возлагается задача организации, инструктивного иметодического обеспечения налоговой работы в стране, а также контроль задеятельностью налоговых органов.
Типичная структура среднего звена — государственных налоговыхинспекций Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополяотвечает их главным функциям и включает: управление обслуживания плательщиковналогов; управление налогов и сборов; управление аудита; управление налоговыхрасследований; отдел учета и отчетности; отдел компьютеризации; отделорганизации работы налоговых инспекций и внутриведомственного контроля;юридический отдел; валютную инспекцию; специальный отдел; бухгалтерию; отделкадров; административно-хозяйственный отдел. Задача отдельных подразделенийналоговых администраций этого звена в целом идентична функциям соответствующихподразделений Государственной налоговой администрации.
Структурное построение налоговых инспекций базового уровняотражает их основную функцию — ведение налоговой работы. Она имеет два варианта— расширенный и суженный. Расширенный предусматривает наличие какфункциональных, так и обеспечивающих подразделении. Этот вариант предназначендля районов в городах, что объясняется значительным объемом работы. Этотвариант предусматривает такую же структуру, как и на уровне среднего звена (безотдела организации работы налоговых инспекций и внутриведомственного контроля).
Суженный вариант типичной структуры государственной налоговойинспекции установлен для сельского района и города областного подчинения (безрайонного деления) и предусматривает такие подразделения: управление (отдел)обслуживания налогоплательщиков; управление налогов и сборов; управлениеаудита; отдел учета и обработки данных; отдел налоговых расследований; валютнаяинспекция.
Ключевым должностным лицом налоговых органов является налоговыйинспектор. Основной объем прав и обязанностей налоговых органов реализуетсяэтими лицами. Инспектора осуществляют все основные формы работы сналогоплательщиками — от приема налоговых расчетов до проведения документальныхпроверок.
Лица вспомогательного состава обеспечивают деятельностьдолжностных лиц и лиц оперативного состава (технические секретари и т. п.).
Основными задачами органовгосударственной налоговой службы являются:
— осуществлениеконтроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления,полнотой и своевременностью уплаты в бюджеты, государственные целевые фондыналогов и сборов (обязательных платежей), а также неналоговых доходов,установленных законодательством (далее — налоги, другие платежи);
— внесениев установленном порядке предложений по усовершенствованию налоговогозаконодательства;
— принятиев случаях, предусмотренных законом, нормативно-правовых актов и методическихрекомендаций по вопросам налогообложения;
— формированиеи ведение Государственного реестра физических лиц — налогоплательщиков и другихобязательных платежей и Единого банка данных о налогоплательщиках — юридическихлиц;
— толкованиезаконодательства по вопросам налогообложения среди налогоплательщиков;
— предотвращениепреступлений и других правонарушений, которые согласно закону принадлежатналоговой милиции, их раскрытие, прекращение, расследование и рассмотрение делкасающихся административных правонарушений.
2 Характеристика сборов на обязательное государственное пенсионноестрахование и обязательное социальное страхование (в т.ч. по безработице)
Сборы вцелевые общегосударственные фонды
К этимсборам относятся взносы:
– на обязательное государственное пенсионное страхование;
– на обязательное социальное страхование.
Всоответствии с Законом “Об основах законодательства Украины об общеобязательномгосударственном социальном страховании” от 14.01.98 № 16/98-ВР в Украинесуществуют такие виды общеобязательного государственного страхования: пенсионное;в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленнымирождением и погребением; медицинское; страхование от несчастного случая напроизводстве и профессионального заболевания, которое привело к потеретрудоспособности; на случай безработицы и другие виды страхования,предусмотренные законами Украины. В нашем государстве в законодательном порядкевведены все указанные (кроме медицинского) виды обязательного социальногострахования.
Сбор наобязательное государственное пенсионное страхование взимается в соответствии сЗаконом от 26 июня 1997 г. с изменениями и дополнениями. Его плательщикамиявляются работодатели (юридические лица и физические лица — предприниматели) ифизические лица, получающие заработную плату, гонорары или доходы отпредпринимательской деятельности.
Объектомналогообложения для работодателей являются фактические расходы на оплату трудаработников, включающие расходы на оплату основной и дополнительной заработнойплаты и прочие поощрительные и компенсационные выплаты, которые устанавливаютсянормативно-правовыми актами, принятыми в соответствии с Законом Украины “Обоплате труда”, а также выплаты гражданам за выполнение ими работ (услуг) подоговорам гражданско-правового характера. Ставка сбора составляет 32 % указанногообъекта налогообложения, а для предприятий, где работают инвалиды, сборустановлен по ставке 4 % фонда оплаты труда для работающих инвалидов и 32 %фонда оплаты труда других работников такого предприятия. Для плательщиков,которые работают на условиях трудового договора, объектом налогообложенияявляется совокупный налогооблагаемый доход; ставка сбора составляет 1 %, еслиэтот доход не превышает 150 грн, и 2 % — в противном случае.
Сбор наобязательное государственное пенсионное страхование уплачивается одновременно сполучением в учреждениях банков средств на оплату труда; средства поступают вПенсионный фонд Украины, который не входит в Государственный бюджет.
Кроме того,юридические и физические лица, которые осуществляют операции по купле-продаже валюты,субъекты предпринимательской деятельности, которые торгуют ювелирными изделиямииз золота (кроме обручальных колец), платины и других драгоценных металлов,юридические и физические лица при отчуждении легковых автомобилей (кромеобеспечения автомобилями инвалидов и автомобилей, которые переходят всобственность наследникам по закону) также должны уплачивать сбор наобязательное пенсионное страхование в следующих размерах: 1 % суммы операций покупле-продаже валюты, 5 % стоимости реализованных ювелирных изделий, 3 %стоимости легкового автомобиля.
Сбор наобязательное государственное пенсионное страхование взимается также с операцийкупли-продажи недвижимого имущества (в размере 1 % цены, указанной в договорекупли-продажи). Этот сбор не уплачивается, если покупателем являются учрежденияили организации иностранных государств, пользующиеся иммунитетом и привилегиямив соответствии с законами и международными договорами Украины, а такжеграждане, которые находятся в очереди на получение жилья или приобретают жильевпервые.
Плательщикамисбора на обязательное государственное пенсионное страхование являютсяпроизводители и импортеры табачных изделий. Предприятия, учреждения иорганизации, физические лица, которые пользуются услугами мобильной связи, атакже операторы этой связи, предоставляющие свои услуги бесплатно, должныуплачивать сбор на обязательное государственное пенсионное страхование вразмере 6 % стоимости услуг мобильной связи.
Порядокначисления страховых взносов в Фонд социального страхования по временной потеретрудоспособности и в Фонд социального страхования на случай безработицыопределен соответственно законами Украины “Об общеобязательном государственномстраховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами,обусловленными рождением и погребением” от 18.01.01 № 2240-III и “Обобщеобязательном государственном страховании на случай безработицы” от02.03.2000 № 1533-III. И в первом, и во втором случае субъектами страхования являются застрахованные лица,страхователи и страховщик. Застрахованные лица — это наемные работники, а такжедругие лица, в пользу которых осуществляется страхование. Страхователямиявляются работодатели и застрахованные лица, которые, в соответствии сзаконодательством, уплачивают соответствующие страховые взносы. Страховщикамивыступают Фонд социального страхования в связи с временной потерейтрудоспособности и Фонд социального страхования на случай безработицы,источники формирования которых — страховые взносы страхователей. Размер взносовежегодно по представлению Кабинета Министров Украины устанавливается ВерховнойРадой Украины соответственно для работодателей и застрахованных лицодновременно с утверждением Государственного бюджета Украины на текущий год.Взносы уплачиваются один раз в месяц в день получения работодателями вучреждениях банков средств на оплату труда.
Размерыстраховых взносов устанавливаются на календарный год для работодателей — впроцентах к сумме фактических расходов на оплату труда наемных работников, длянаемных работников — в процентах к сумме оплаты труда, включающей основную идополнительную заработную плату, а также другие поощрительные и компенсационныевыплаты, которые подлежат обложению подоходным налогом. Работодатели — субъектыпредпринимательской деятельности относят страховые взносы на валовые расходы, аиз доходов работников удерживается сумма страховых взносов.
ЗакономУкраины “О размерах взносов на некоторые виды общеобязательногогосударственного страхования” от 11.01.01 № 2213-III установлено, что дляначисления взносов в Фонд социального страхования в связи с временной потерейтрудоспособности ставка этого платежа составляет: для работодателей — 2,9 %;для наемных работников — 0,5 %, а для наемных работников-инвалидов, которыеработают на предприятиях и в организациях УТОГ и УТОС, — 0,25 % суммы оплатытруда.
Согласноэтому же Закону страховые взносы в Фонд социального страхования на случайбезработицы начисляются по ставкам: для работодателей — 1,9%, для наемныхработников — 0,5%. Особенностью этого вида страхового платежа является то, чтострахователи-работодатели уплачивают в Фонд разницу между начисленными дляработодателей и наемных работников страховыми взносами и расходами, связаннымис предоставлением материального обеспечения и социальных услуг застрахованным лицам.
Всоответствии с Законом Украины “Об общеобязательном государственном социальномстраховании от несчастного случая на производстве и профессиональногозаболевания, что привело к потере трудоспособности” от 23.09.99 № 1105-XIVосновными плательщиками взносов в Фонд социального страхования от несчастныхслучаев являются работодатели. Размеры страховых взносов определяются впроцентах к сумме фактических расходов на оплату труда наемных работников.Страховые тарифы дифференцируются по группам отраслей экономики (видам работ) взависимости от профессионального риска производства и устанавливаются Законом.
3 Плательщики единого налога
 
Плательщикединого налога — юридическое или физическое лицо, осуществляющеепредпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Плательщикиединого налога работают в сфере малого бизнеса или занимаются индивидуальнойпредпринимательской деятельностью. Они могут оказывать ремонтно-строительные,бытовые, ремонтно-бытовые, парикмахерские, медицинские, косметологические,ветеринарные, консультационные, аудиторские, юридические и иные услуги. Онитакже могут работать в области образования (обучение, репетиторство,преподавание и т. п.)
По рядувидов деятельности плательщиков единого налога установлены ограничения по числуработающих: общественное питание (рестораны, кафе, столовые и т. п.) — до 50человек; розничная торговля (магазины, палатки, лотки, ларьки и т. п.) — до 30человек; автотранспортные услуги- до 100 человек.
Единыйналог, как вариант альтернативного налогообложения, заслуживает особоговнимания, прежде всего в связи со значительным количеством потенциальныхплательщиков.
Одним изсамых серьезных преимуществ единого налога является то, что его плательщики недолжны уплачивать целый ряд общегосударственных налогов и сборов. Собственно,благодаря этому, введенная для субъектов малого бизнеса альтернативная системаналогообложения и получила название упрощенной.
Переход наединый налог является делом добровольным и зависит только от решения субъектамалого предпринимательства.
Основныедокументы, регламентирующие уплату единого налога и подачу отчетности. Возможностьуплаты единого налога юридическим лицом-субъектом предпринимательскойдеятельности, механизм его расчета и уплаты установлены Указом Президента Украины«Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектовмалого предпринимательства» от 03.07.98 г. № 727, который с 19.09.99 г.действует в редакции Указа № 746. Законодательную основу также составляет ЗаконУкраины «О государственной поддержке малого предпринимательства» от19.10.2000 г. № 2063-ІП, как законодательный документ, в котором определентермин «субъект малого предпринимательства».
Порядокуплаты единого налога также регулируют следующие нормативные акты:
ПостановлениеКМУ от 16.03.2000 г. № 507 «О разъяснении Указа Президента Украины от03.07.98 г. № 727»;
Приказ ГНАУот 12.10.99 г. № 553 «Об утверждении формы Расчета уплаты единого налогамалого субъектом малого предпринимательства — юридическим лицом»;
Приказ ГНАУот 12.10.99 г. № 554 «Порядок ведения Книги учета доходов и расходовсубъекта малого предпринимательства — юридического лица, который применяетупрощенную систему налогообложения, учета и отчетности»;
Приказ ГНАУот 12.10.99 г. № 555 «Порядок выдачи Свидетельства о праве уплаты единогоналога субъектом малого предпринимательства — юридическим лицом».
Кто можетбыть плательщиком единого налога.
Плательщикомединого налога согласно статьи 1 Указа из числа юридических лиц может бытьлюбое предприятие — субъект малого предпринимательства любойорганизационно-правовой формы и формы собственности, у которых за годсреднеучетная численность работающих не превышает 50 человек и объем выручки отреализации продукции (товаров, работ, услуг) не превышает 1 млн грн.
Согласновышеназванной статьи Указа среднеучетная численность работающих для субъектовмалого предпринимательства определяется по методике, утвержденной органамистатистики, с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам ипо совместительству, а также работников представительств, филиалов, отделений ииных обособленных подразделений. В настоящее время численность работниковрассчитывается в соответствии с Инструкцией по статистике численностиработников, занятых в народном хозяйстве Украины, утвержденной приказомМинистерства статистики Украины от 07.07.1995 г. № 171.
Согласнопункту 1 Постановления № 507 в статье 1 Указа под словом «год»понимается календарный год. Поэтому условие о непревышении за год среднеучетнойчисленности работников, определенной из расчета за календарный год, которымпринято считать период с 1 января по 31 декабря включительно.
Согласновсе той же статье Указа «выручкой от реализации» считается сумма,фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности на расчетныйсчет или в кассу за совершение операций по продаже продукции (товаров, работ,услуг). Также, как и определении среднеучетной численности работающих, всоответствии с пунктом 1 Постановления № 507, объем выручки определяется закалендарный год. Для перехода на упрощенную систему налогообложения, кромесоответствия перечисленным условиям, юридическое лицо не должно подпадать подограничения, установленные в статье 7 Указа.
Ограниченияприменения упрощенной системы налогообложения.
Согласностатьи 7 Указа его действие не распространяется на:
субъектовпредпринимательской деятельности, на которых распространяется действие ЗаконаУкраины «О патентовании некоторых видов предпринимательскойдеятельности» в части приобретения специального патента;
доверительныеобщества, страховые компании, банки, другие финансово-кредитные и небанковскиефинансовые учреждения;
— субъектовпредпринимательской деятельности, в уставном фонде которых доли, принадлежащиеюридическим лицам — участникам и учредителям данных субъектов, которые неявляются субъектами малого предпринимательства, превышают 25 %;
совместнуюдеятельность, определенную пунктом 7.7 Закона «О налогообложении прибылипредприятий».
Необходимозаметить, что с 22.11.2000 г. вступил в силу Закон «О государственнойподдержке малого предпринимательства». В соответствии с этим законом,субъектами малого предпринимательства из числа юридических лиц являютсясубъекты предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы иформы собственности, у которых среднеучетная численность работающих за отчетныйпериод (календарный год) не превышает 50 человек и объем годового валовогодохода не превышает 500 тыс. евро (приблизительно 2,5 млн грн.).
Действиеэтого Закона не распространяется на:
доверительныеобщества, страховые компании, банки, ломбарды, другие финансово-кредитные инебанковские финансовые учреждения;
субъектовпредпринимательской деятельности, которые проводят деятельность в сфереигорного бизнеса, осуществляют обмен иностранной валюты;
производителейи импортеров подакцизных товаров;
субъектов,у которых в уставном фонде часть долей принадлежат учредителям и участникамэтих субъектов, которые не являются субъектами малого предпринимательства,превышает 25 %.
Такимобразом Законом дано общее определение категории субъектов малогопредпринимательства, и это еще не означает, что все субъекты малогопредпринимательства имеют право применять упрощенную систему налогообложения.Из числа субъектов малого предпринимательства, установленных Законом «Огосударственной поддержке малого предпринимательства», на единый налогсмогут перейти только те, которые отвечают требованиям и Указа.
Ставки единого налога.
Согласностатье 3 юридическое лицо, которое желает перейти на упрощенную системуналогообложения, учета и отчетности, самостоятельно выбирает одну из следующихставок единого налога:
6 % суммывыручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) без учета акцизногосбора в случае уплаты НДС согласно Закону о НДС;
10 % суммывыручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), за исключениемакцизного сбора — в случае включения НДС в состав единого налога.
Субъектымалого предпринимательства — юридические лица уплачивают единый налогежемесячно не позднее 20-го числа следующего месяца на отдельный счет отделенийГосударственного казначейства Украины.
Единыйналог и другие налоги.
В статье 6Указа приведен перечень налогов, которые не должен уплачивать плательщикединого налога. Это следующие налоги (сборы, обязательные платежи):
налог надобавленную стоимость, кроме случая, когда юридическое лицо выбрало способналогообложения доходов по единому налогу по ставке 6%;
налог наприбыль предприятий;
плата(налог) за землю;
сбор заспециальное использование природных ресурсов;
сбор наобязательное социальное страхование;
коммунальныйналог;
сбор наобязательное государственное пенсионное страхование;
сбор завыдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг;
взнос вФонд Украины социальной защиты инвалидов;
взнос вГосударственный фонд содействия занятости населения;
плата запатенты в соответствии с Законом «О патентований некоторых видовпредпринимательской деятельности».
Другиеналоги, предусмотренные статьей 6 Указа, не уплачиваются юридическими лицами:
по причинеих отмены
сбор в Фонддля осуществления мер по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы исоциальной защите населения;
сбор вГосударственный инновационный фонд;
отчисленияи сборы на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильныхдорог общего пользования Украины;
по причинетого, что плательщиками их являются физические лица
налог напромысел.
государственнаяпошлина;
рентныеплатежи;
сбор загеологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета;
единыйсбор, взимающийся в пунктах пропуска через государственную границу Украины.
Кроме того,за землю, находящуюся в государственной и коммунальной собственности,плательщиками единого налога уплачивается арендная плата в местный бюджет.
Порядок перехода на единыйналог. Регистрация плательщиков единого налога.
Переход наединый налог осуществляется в порядке, определенном статьей 4 Указа. Дляперехода на единый налог субъект малого предпринимательства должен податьписьменное заявление в орган государственной налоговой службы по местугосударственной регистрации.
При этомсубъект малого предпринимательства — юридическое лицо обязательно указываетизбранную им ставку единого налога. Заявление представляется не позднее, чем за15 дней до начала следующего отчетного (налогового) периода (квартала) приусловии уплаты всех установленных налогов и обязательных платежей, срок уплатыкоторых наступил. Решение о переходе на единый налог может быть принято неболее одного раза за календарный год.
Вновьсозданные субъекты имеют право перейти на единый налог с того квартала, вкотором проведена их государственная регистрация.
Налоговыйучет.
Налоговыйучет у плательщиков единого налога ведется в соответствии с Порядком веденияКниги (Приказ №554), согласно пункту 1 которого субъекты малогопредпринимательства — плательщики единого налога в хронологическойпоследовательности на основании первичных документов осуществляются записи обоперациях, которые состоялись в отчетном (налоговом) периоде.
Порезультатам хозяйственной деятельности за отчетный (налоговый) период (квартал)юридические лица представляют в орган государственной налоговой службы до 20числа месяца, следующего за отчетным (налоговом) периодом, расчеты об уплатеединого налога, акцизного сбора и, в случае избрания ими единого налога поставке 6 %, расчет об уплате НДС, а также платежные поручения на уплату единогоналога за отчетный период с отметкой банка о зачислении средств.
Дляплательщиков единого налога по ставкам 6 % и 10 %. Приказом № 553 утвержденыотдельные формы Расчета уплаты единого налога — юридическим лицом.
По другимналогам и сборам (обязательным платежам), уплачиваемым плательщиками единогоналога, отчетность представляется в порядке, установленном соответствующимизаконодательными и нормативными актами.
Преимуществаи недостатки работы при уплате единого налога.
Чемпривлекателен единый налог?
Во-первых,значительно упрощаются связанные с определением сумм налогов расчеты напредприятии. Действительно, просчитать один раз выручку от реализации продукции(товаров, работ услуг) значительно проще, чем ежемесячно исчислять объектыналогообложения по десятку общегосударственным и двум местным налогам и сборам.
Во-вторых,вместо разнообразных форм налоговой отчетности один раз в квартал необходимозаполнять одну, притом несложную, форму.
В-третьих,отсутствует необходимость строго контролировать сроки уплаты и представленияотчетности по тем налогам и сборам, плательщиком которых перестает быть субъектмалого предпринимательства.
В-четвертых,упрощается и ведение текущего бухгалтерского учета и формы финансовойотчетности.
Этипреимущества являются, пожалуй, главными, хотя перечень можно и продолжить.
Явныхнедостатков у упрощенной системы налогообложения по сравнению с обычнымпорядком налогообложения значительно меньше чем достоинств.
Самымсерьезным моментом, сдерживающим многих является опасение потери клиентов, аследовательно и объемов продаж, в случае выбора ставки единого налога 10 %, всвязи с невозможностью выписывания налоговых накладных. Еще одним сдерживающиммоментом является то, что законодательная и нормативная базы налогов неявляются стабильными, то есть существует вероятность, что в любой моментусловия работы на упрощенной системе могут быть изменены и предприятиявынуждены будут «на ходу» перестраиваться.
Ипоследнее, не урегулированы многочисленные противоречия между Указом и всемиостальными налоговыми законами. А в условиях такой неопределенности не склонныек риску предприятия остаются на общей системе налогообложения.

Список использованных источников
1.Закон Украины “О государственной налоговой службе вУкраине”.
2. Указ Президента Украины «Об упрощенной системеналогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства».
3. Пидлиснюк В. Обеспечиваем введение накопительной системы //Пенсионного фонда Украины. — 2007. — № 11. — с. 17.
4. Гнибиденко И. Пенсионная реформа в Украине: состояние, проблемы,перспективы // Экономика Украины. — 2007. — № 4. — с. 4-11.
5.Кучерявенко Н.П. Налоговое право – Харьков: Консум,1997 – 432с.
6. www.sta.gov.ua/
7. podatkova.org.ua/
8. rada.kiev.ua/
9. www.pfu.gov.ua/