Становление феодального хозяйства на Руси

МЕЖДУНАРОДНАЯ «ЛИГАРАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ» (РОССИЯ)
МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯРАЗВИТИЯ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ РОССИИ (ИТАЛИЯ)
МЕЖДУНАРОДНЫЙ «ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ» (Г. АРХАНГЕЛЬСК)
ВОЛГОГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Историяэкономики»
тема:
«Становление феодальногохозяйства на Руси»
Выполнил студент
Ломакин В. Н.
Волгоград, 2008-2009уч.год

Содержание
Введение
Становление феодального хозяйствана Руси
Развитие крепостничества
Заключение

Введение
Феодализм (нем. Ecudalismus, франц. feodalite, от позднелатинского feodum,feudum – феод), классово антагонистическая формация,представляющая – во всемирно-историческом развитии – этап, стадиально следующийза рабовладельческим строем и предшествующий капитализму,в истории многих народов феодализм был первой классово-антагонистическойформацией (т. е. непосредственно следовал за первобытнообщинным строем).При всём многообразии конкретно-исторических, региональных разновидностейфеодализма и его стадиальных особенностях ряд общих черт характеризуетпроизводственные отношения этого строя. Во-первых, наличие феодальнойсобственности, выступающей как монополия господствующего класса (феодалов) наосновное средство производства – землю, т. с. как собственность феодальнойиерархии в целом (или как верховная собственность государства); при этомсобственность на землю была неразрывно связана с господством наднепосредственными производителями – крестьянами (для феодала ценностьпредставляла земля не сама по себе, а в соединении с работником, еёвозделывающим, – основным и решающим элементом производительных сил тоговремени). Во-вторых, наличие у крестьянина самостоятельного хозяйства,ведущегося на формально «уступленном» ему господином наделе, который фактическинаходился в наследственном пользовании одной и той же возделывавшей егокрестьянской семьи. Не располагая правом собственности на землю, такая семьяявлялась собственником своих орудий труда, рабочего скота и другой движимости.Из отношений феодальной собственности вытекало «право» феодала на безвозмездноеприсвоение прибавочного продукта крестьянского труда, т. е. право на феодальнуюземельную ренту, выступавшую в виде барщины,натурального или денежного оброка. Т. о., феодальный способпроизводства основан на сочетании крупной земельной собственности классафеодалов и мелкого индивидуального хозяйства непосредственных производителей –крестьян, эксплуатируемых с помощью внеэкономического принуждения(последнее столь же характерно для феодализма, как экономическое принуждениедля капитализма). Поскольку крестьянин был фактическим владельцем своегоземельного надела, внеэкономическое принуждение (которое могло варьироваться открепостной зависимости до простого сословного неполноправия) было необходимымусловием присвоения феодалом земельной ренты, а самостоятельное крестьянскоехозяйство – необходимым условием её производства. Такая специфическая дляфеодализма форма подчинения непосредственного производителя и его эксплуатацииоткрывала возможность функционирования индивидуально-семейного крестьянскогохозяйства, наиболее соответствовавшего достигнутому к тому времени уровнюпроизводительных сил, в качестве основы общественного производства в целом.Утвердившаяся в эпоху феодализма известная хозяйственная самостоятельностькрестьянина (в сравнении с положением раба при рабовладельческом строе)открывала некоторый простор для повышения производительности крестьянскоготруда и развития производительных сил общества. Этим, в конечном счёте,определялась историческая прогрессивность феодализма по сравнению срабовладельческим и первобытнообщинным строем.
Дляфеодализма – общественного строя с преобладанием аграрной экономики,натурального хозяйства, мелкого индивидуального производства – были характернымедленное развитие агротехники, большая роль традиции, обычая. Феодальнымспособом производства были обусловлены особенности: социальной структурыфеодального общества (сословность, иерархичность, корпоративность),политической надстройки (публичная власть как атрибут земельной собственности),идеологической жизни общества (господство религиозного мировоззрения),социально-психологического склада индивида (общинная связанность сознания итрадиционность мировосприятия и др.).

Становление феодального хозяйства на Руси
Восточныеславяне перешли к феодализму непосредственно от первобытнообщинного строя. Хотявосточные славяне знали рабскую форму труда, у них, как и у многих другихнародов, развитие пошло по пути генезиса феодального, а не рабовладельческогоспособа производства, для возникновения которого здесь не было необходимыхусловий. В недрах восточно-славянского общества произошло глубокое социальное иимущественное расслоение, создавшее предпосылки формирования феодальныхотношений и государственности. Господствующей формой феодальной собственностибыла государственная, а основным видом эксплуатации – взимание дани.Древнерусские князья захватывали общинные земли, оставляя их во владение своимнаследникам и передавая дружине в качестве платы за службу, поощрения, вовременное пользование (натуральные сборы, судебные пошлины и т.д.). Принятое в988–989 на Руси христианство способствовало закреплению и развитию феодальныхотношений.
Напротяжении 10–12 вв. в Древнерусском государстве сложилось крупное княжеское,боярское и церковное землевладение. Наряду с лично свободнымикрестьянами-общинниками и горожанами существовали обширные группы зависимого иполузависимого населения (смерды, закупы, рядовичи, челядь, холопы, рабы идр.). Развитие феодальных отношений на Руси сопровождалось острой классовойборьбой (восстания смердов и горожан в Ростово-Суздальской земле в 1024 и около1071гг., Киеве в 1068–69 и 1113гг., Новгороде в 1207г. и др.).
Периодразвитого феодализма характеризовался усилением крупного феодальногоземлевладения и политической роли феодалов. Укрепление феодальных отношений,возникновение новых местных центров привели к феодальной раздробленности. Этотэтап развития феодализма характеризовался расширением колонизуемых территорий,ослаблением экономической и политической зависимости местных феодальныхвластителей от правителей раннефеодальных государств, ростом земледельческогопромыслового хозяйства, ремесла, торговли, утверждением иерархической структурыземлевладения и системы вассальных отношений.
Феодальнаяраздробленность на Руси наступила во 2-й четверти 12 в. после окончательногораспада Киевского государства. Дальнейшее развитие феодальных отношенийпроисходило в рамках новых государственных образований, крупнейшими из которыхбыли: Ростово-Суздальское княжество (позднее Владимиро-Суздальское княжество),Галицко-Волынское княжество и др., Новгородская феодальная республика, Псковскаяфеодальная республика. Феодальное право Киевской Руси и периода феодальнойраздробленности оформилось в Русской правде, княжеских уставах, юридическихсборниках, Кормчих книгах, «Мериле праведном», актах, грамотах и др.
В13 в. развитие феодальных отношений на Руси было замедлено монголо-татарскимнашествием. Как ни странно, политическая борьба в Северо-Восточной Руси заосвобождение от монголо-татарского ига сопровождалась оживлением хозяйства иукреплением государственности Руси.
Украинскиеи белорусские крестьяне, находившиеся под властью Великого княжества Литовскогои Польши, испытывали гнёт местных, а также литовских и польских феодалов.Экономическое развитие Украины в 15–16 вв. сопровождалось увеличением числакрупных феодальных хозяйств, т. н. фольварков, создававшихся путём захватакрестьянских земель. С конца 14 в. города Белоруссии получили отвеликокняжеской власти самоуправление на основе магдебургского права. В конце15–16 вв. оформилась цеховая организация ремесленников. С конца 15 в. вБелоруссии расширилась фольварочно-барщинная система хозяйства. В середине 16в. в результате земельной реформы в Великом княжестве Литовском – волочнойпомеры – значительно увеличились господская запашка и барщинные повинностикрестьян.
14–15вв. стали временем интенсивного освоения земель Северо-восточной Русикрестьянами, переходившими в относительно защищенные от вторжений лесные районымеждуречья Оки и Волги. Здесь выросло крупное феодальное землевладение ихозяйство, особенно церковное, поскольку церковь находилась в привилегированномположении, установленном ещё монголо-татарскими завоевателями. Княжеская властьтакже покровительствовала монастырской колонизации.
Центромобъединения русских земель и формирования единого государства в результатедлительной политической борьбы стало Московское великое княжество. Главнойсоциальной опорой объединения страны выступали светские и духовные феодалы,заинтересованные в укреплении государственной власти, защите своих владений отвнешней опасности и выступлений народных масс.
Типичнойформой землевладения бояр и других феодалов в 14–15 вв. была вотчина. Наряду свотчинным росло условное землевладение.
Ссередины 14 в. на Руси наблюдался подъём городов, которые сыграли важную роль вразвитии ремесла и торговли. Особо значительные размеры эти процессы приобрелив Новгороде и Пскове.
Развитиекрепостничества
В15–17 вв. определяющей тенденцией социально-экономических отношений России быладальнейшая эволюция феодального строя. Характерными чертами этого периода сталиусиленное развитие государственной поместной системы, складывание сложнойиерархии внутри господствующего класса, регулируемой местничеством,возникновение своеобразных сословно-представительских учреждений – Земскихсоборов. Светские и духовные феодалы владели привилегиями, объём которых,сокращался по мере укрепления государственной централизации. Несмотря назаметный рост товарно-денежных отношений в 16 в., экономическая обособленностьотдельных земель и феодальных вотчин не была ещё преодолена.
Возраставшаяпотребность феодалов в деньгах заставляла их повышать доходность вотчин и поместийпосредством увеличения оброков, введения собственной запашки, перевода крестьянна барщину. В систему феодальной эксплуатации включались т. н. крестьяне чёрныхземель. Уже Судебник 1497 зафиксировал важный шаг в направлении установленияобщегосударственной системы крепостного права, узаконив «выход крестьянский отвладельцев только в Юрьев день осенний». В поисках земельных фондов длянаделения дворянства государственная власть неоднократно пыталась сократить иограничить церковное землевладение и его рост, однако встречала упорноесопротивление со стороны церкви. В 16 в. окончательно определилось развитие феодализмапо пути усиления крепостничества и самодержавия. Опричнина и Ливонская война1558–83гг. привели к разорению наиболее развитых в хозяйственном отношениицентральных и северо-западных районов страны, что повлекло за собой массовоебегство крестьян и горожан. Мероприятия правительства в 80-х – 90-х гг. 16 в.(введение «заповедных лет», повсеместное лишение крестьян права выхода в Юрьевдень, указ о сыске беглых и др.) обусловили оформление крепостного права вРоссии в общегосударственном масштабе.
Показателемглубокого обострения социальных противоречий, вызванного усилениемкрепостничества, явились массовые народные движения, вылившиеся в Крестьянскуювойну начала 17 в., важнейшим событием которой было Крестьянское восстание подпредводительством И. И. Болотникова. В 17 в. происходили дальнейшее укреплениедворянства, консолидация господствующего класса феодалов путём сглаживанияразличий между поместным и вотчинным землевладением. Соборное уложение 1649г.юридически оформило систему крепостного права в России. Феодализм в Россииприобрёл в 17 в. ещё более тяжёлые крепостнические формы, в областиполитической надстройки им соответствовало укрепление самодержавия.
Сложностьпроцессов социально-экономического развития, тяжёлое международное положениестраны, длительные войны привели к новому ухудшению положения народных масс инебывалому подъёму народных движений (городские восстания, массовое бегствокрестьян, Крестьянская война под предводительством С. Т. Разина 1670–1671гг., расколи др.).
«…Новый период русской истории (примерно с 17 века) характеризуется действительнофактическим слиянием всех… областей, земель и княжеств в одно целое. Слияниеэто… вызывалось усиливающимся обменом между областями, постепенно растущимтоварным обращением, концентрированием небольших местных рынков в одинвсероссийский рынок. Так как руководителями и хозяевами этого процесса быликапиталисты-купцы, то создание этих национальных связей было не чем иным, каксозданием связей буржуазных» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с.153–54). В 17 в. произошло массовое превращение городского ремесла в мелкоетоварное производство, значительно расширились торговые связи, появились первыемануфактуры, вырос купеческий капитал, заметно усилилось экономическое иполитическое значение городов.
В17–18 вв. в России сложилось своеобразное положение, когда на огромнойтерритории страны параллельно развивались и крепостнические, и зарождавшиесябуржуазные отношения, пока к концу 18 в. не определилось разложение феодальногостроя под влиянием складывания капиталистического уклада.
Проведениеширокого круга преобразований в различных областях экономики, государственногостроя и культуры было осуществлено лишь в начале 18 в. при сохранении иукреплении господствующего положения дворянства в стране. С 18 до начала 20 в.дворянство сосредоточивало в своих руках огромную политическую власть исохраняло за собой все ключевые посты в государственном управлении Россией. 18в. стал временем не только роста купечества и формирования буржуазныхэлементов, но и дальнейшего усиления крепостничества в его наиболее жестоких игрубых формах. Крепостное право в России, по словам В. И. Ленина, «… ничем неотличалось от рабства». Было узаконено право вотчинного суда помещиков надкрестьянами, укоренилась практика продажи их без земли и т.п. Дворянствостановилось всё более замкнутым сословием, получившим исключительные привилегии(особенно в царствование Екатерины II). Усиление феодально-крепостническихотношений происходило также за счёт распространения крепостничества «вширь» –на вновь присоединённые южные территории (Новороссия, Украина и др. земли).
Помещичьехозяйство испытывало возраставшие трудности, связанные с ростом товарно-денежныхотношений. Стремясь укрепить положение дворянства в новых условиях,правительство провело секуляризацию церковных земель с целью раздачи ихдворянам. Дворянство сосредоточивало все усилия для того, чтобы укрепить своёэкономическое положение при сохранении монополии собственности на землю иисключительные привилегии иметь крепостных. Средствами для этого были резкоеусиление крепостнической эксплуатации, попытки совершенствования приёмов веденияхозяйства, организация вотчинных мануфактур, отпуск крестьян в нечернозёмныхрайонах на заработки в город для получения денежных оброков, увеличение барщиныв чернозёмных районах и т.п. Однако всё это не могло вывести феодальноехозяйство из состояния начавшегося упадка, т.к. во всех случаях крестьяне вбольшей или меньшей степени отрывались от земли, подрывалось крестьянскоехозяйство – основная производящая ячейка феодального общества. Феодализмисчерпал возможности прогрессивного развития. Экономическое отставание Россиивсё более усиливалось. Классовая борьба народных масс приобрела новый размах вовремя Крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева, когда впервыебыло выдвинуто требование отмены крепостного права. В конце 18 в. противкрепостничества выступил первый русский революционер-республиканец А. Н. Радищев,в начале 19 в. – декабристы.
Кризисфеодализма оказался в России затяжным вследствие ряда причин: неравномерностисоциально-экономического развития разных районов огромной страны, частичного«рассасывания» социальных противоречий в ходе колонизации новых земель. В числеглавных факторов консервации феодализма были: сила феодально-абсолютистскогогосударства, прочность дворянского землевладения, слабость формировавшейся русскойбуржуазии, которая была тесно связана с крепостническим самодержавием ифеодальным строем в целом. Лишь во 2-й четверти 19 в. обозначился глубокийупадок помещичьего хозяйства. Рост народных движений, распространениереволюционно-демократической идеологии, поражение царизма в Крымской войне1853–56гг. заставили господствующий класс и правительство пойти на отменукрепостного права в 1861г.
Однакои после отмены крепостного права в России, вступившей на путь сравнительнобыстрого развития капитализма, ещё более полувека сохранялись мощные пережиткифеодализма – помещичье землевладение и самодержавие; в конце 19 – начале 20 вв.в стране всё ещё имелись полукрепостнические формы эксплуатации крестьянства.Вхождение в состав и присоединение к Российской империи в 19 в. Кавказа,Средней Азии и др. территорий не только привело к проникновению туда буржуазныхотношений, но и сопровождалось сохранением отсталых феодальных. Врастаниеместных феодальных институтов в систему государственного управления и хозяйстваимперии, консервация реакционных элементов общественной жизни и быта намеренноподдерживались царским правительством. Острота аграрного вопроса явилась однойиз предпосылок буржуазно-демократической Революции 1905–07гг. в России и Февральскойбуржуазно-демократической революции 1917г. В ходе борьбы против остатков феодализмаи капиталистической эксплуатации сложился революционный союз рабочего класса итрудового крестьянства, приведший под руководством Коммунистической партии кпобеде Великой Октябрьской социалистической революции. Ленинский Декрет оземле, принятый 2-м съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917г., навсегдауничтожил помещичье землевладение и тем самым положил конец пережиткамфеодализма в стране.

Заключение
Многие историки называли древнерусскую цивилизацию феодальной,однако затруднялись объяснить, почему Русь в своем развитии практическиминовала рабовладельческую формацию. Некоторые, опираясь на многочисленныесвидетельства существования рабов в Древней Руси, считают возможным называть еерабовладельческой. Однако ни то, ни другое определение не соответствуетисторическим реальностям. Ни иерархически организованного класса феодалов,владевших землей, ни многочисленного класса эксплуатировавшихся государствомрабов тогда еще не было. Реальности Древней Руси совсем иные.
Вспомним, что такое западноевропейский феодализм. Германскиеплемена, состоявшие из воинов-общинников, захватывали земли, населенныегражданами Римской империи, а там уже существовали развитые традиции частнойсобственности на землю, закрепленные в системе римского частного и публичногоправа. Воплощением основного принципа организации германских племен служилаобщина-марка — добровольное объединение полностью самостоятельных общинников,индивидуально владевших определенным земельным участком. Как видим,социально-экономический строй поздней Римской империи и строй германских племенсравнительно легко сочетались друг с другом, и неудивительно, что на земляхимперии относительно быстро возникли феодальные королевства, на фундаментеполитической организации которых христианская церковь создала оригинальнуюкультуру.
Совершенно иную картину мы видим на Руси. Основнойсоциально-экономической формой жизни восточно-славянских племен являлась такназываемая семейная община — объединение многих родственников как совместныхвладельцев земли, включая пашни, места охоты, собирания меда и воска, а такжереки и озера, где они занимались рыбной ловлей. Союзы таких общин в пределахкомпактных территорий объединялись в племя под властью родовых старейшин —военных вождей, которые нередко брали на себя и культовые (ритуально-жреческие)функции, объединяя данное племя вокруг почитания духов предков и различныхприродных стихий.
Военная организация варяжских дружин, выступавших как быпосредниками между восточнославянскими племенами, в определенном смыслесоответствовала их общинной социально-экономической организации: у славян такжееще не выделились индивидуалистические начала и основной общественнойорганизацией был род. И, кроме этого, как в Западной Европе возник феодальныйстрой, основанный на частной собственности на землю и «вертикальном» принципенаследования власти (от отца к старшему сыну — так называемый майорат), так и вВосточной Европе появилась весьма своеобразная цивилизация с общиннойсобственностью на землю и «горизонтальным» (от старшего брата к следующему постаршинству) принципом наследования власти.
«Горизонтальный» принцип, или «очередной порядок княжения»,названный так русскими историками С. М. Соловьевым и В. О. Ключевским, создавалудивительную картину постоянного перемещения княжеской династии по всем городамРуси. Если умирал князь, занимавший «великий стол» в Киеве, то ему должен былнаследовать оставшийся старшим в роде Рюрикович, правивший во втором позначению Черниговском княжестве. За ним передвигалась вся цепочка князей,правивших в остальных княжествах.
Таким образом, можно говорить о существенном своеобразиидревнерусской цивилизации, отличавшем ее как от средневековойзападноевропейской, так и от традиционных восточных. В силу уникальногосочетания социально-экономических, политических и географических причин онаоказалась цивилизацией исключительно подвижной, центробежной и потомуэкстенсивной, строившейся не столько за счет всестороннего культивирования имаксимального освоения ограниченного природного и социального пространства,сколько за счет включения в свою орбиту все новых пространств.

Используемаялитература
1)        АлефиренкоП.К., Крестьянское движение и крестьянский вопрос в России в 30–50-х годахXVIII в., [М.], 1958
2)        ВеселовскийС.Б., Феодальное землевладение в Северо-Восточной Руси, т. 1, М. – Л., 1947.
3)        ГрековБ.Д., Киевская Русь, М., 1953.
4)        ГрековБ.Д., Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в… 2 изд., кн. 1–2, М.,1952–1954.
5)        ЗиминА.А., Холопы на Руси, М., 1973.
6)        ИсторияСССР с древнейших времен до наших дней, т. 1–6, М., 1966–68.
7)        КорецкийВ.И., Формирование крепостного права и первая Крестьянская война в России, М.,1975.
8)        Крестьянскиевойны в России XVII–XVIII вв., М. – Л., 1966.
9)        Ленинскиеидеи в изучении истории первобытного общества, рабовладения и феодализма. Сб.ст., М., 1970; Проблемы возникновения феодализма у народов СССР, М., 1969:Новосельцев А.П., Пашуто В.Т., Черепнин Л.В… Пути развития феодализма(Закавказье, Средняя Азия, Русь, Прибалтика), М., 1972; Абсолютизм вРоссин(XVII–XVIII вв.). Сб. ст., М., 1964; Города феодальной России. Сб. ст., М.,1966.
10)     НосовН.Е., Становление сословно-представительных учреждений в России, Л., 1969.Сахаров А. М., Образование и развитие Российского государства в XIV–XVII вв.,М., 1969.
11)     РыбаковБ.А., Ремесло древней Руси, [М.], 1948.
12)     ТихомировМ.Н., Древняя Русь, М., 1975
13)     ЧерепнинЛ.В., Русские феодальные архивы XIV–XV вв., т. 1–2, М. – Л., 1948–51.
14)     ЭнгельсФ., Об освобождении крестьян в России, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2изд., т. 21; Ленин В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют противсоциал-демократов?, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же. Развитиекапитализма в России, там же, т. 3; его же. Наши упразднители. там же, т. 20;его же, О государстве, там же, т. 39.
15)     ЮшковС.В., Очерки по истории феодализма в Киевской Руси, М. – Л… 1939.