Пространство и время: истоки и содержание понятий

План
1. Что такое пространство и время?
2. Происхождение понятий пространство и время
3. Концепции пространства и времени
4. Свойства пространства и времени
5. Социальное время и пространство
6. Модели социального времени
Вывод
Список литературы
1. Что такое пространство и время?
 
Пространство есть форма бытия материи, характеризующаяпорядок сосуществования и рядоположенность материальных образований, их структурностьи протяженность. Время — форма бытия материи, характеризующая взаимодействиеобъектов и смену их состояний, последовательность процессов и их длительность.
Пространство и время как объективные формы материи отличаютсяот тех естественнонаучных представлений о них, которые с прогрессом естествознанияи науки в целом изменяются. В связи с этим, кроме реальных пространства и времени,различают перцептуальное (психологическое) и концептуальное пространство и время.
Под перцептуальным пространством и временем понимают формы
чувственного созерцания, отражение реальных пространства и временив чувственном восприятии субъекта, концептуальное пространство и время — это наши знания, представления, которые в итоге оказываются более или менее адекватнымотображением пространства и времени путем логического мышления. Перцептуальное иконцептуальное пространство, и время являются формами отражения материальной действительностии вместе с тем формами дальнейшего познания внешнего мира.
 2. Происхождение понятий пространство и время
Истоки и конкретное содержание понятий пространство ивремя связаны с тем, насколько адекватна ведущая идея той или иной культурнойэпохи, «фоновое культурное знание» способно выразить (или, напротив, исказить)первоначальный смысл, выраженный в соответствующих словах. К этому первоначальному«звучанию» по мере развития человеческой практики добавляются новые смыслы,они уточняются в рефлексивных изысканиях философов, концепциях естествознания,«мирах сознания» художников. Но тем не менее первоначальное значение присутствуетв неявной форме в любой концепции, поэтому я и начну именно с него.
С древнейших времен люди, пытаясь упорядочить свою жизнь, сообразоватьее с ходом природных процессов, измеряли окружающий мир. При этом время и пространствоне противопоставлялись, а взаимодополняли друг друга. Так, длина пути измеряласьчасами и днями; размер пахотного участка и в доколумбовой Америке, и в средневековойЕвропе определялся тем временем. Которое надо было потратить на его обработку. И,напротив, пространственные соотношения элементов древних календарей (зарубки, ямкии т, п.) обозначали отрезки времени. И сегодня соотношение делений циферблата истрелок позволяет счислять отрезки времени. Таким образом, практически (но, возможно,не вполне осознанно) люди мыслили организацию времени и пространства в единствекак хронотоп (единство хроноса и топоса), не называя его так.
Во всех культурах человек боялся или обожествлял время, придаваяему самые разные формы: луча, пронизывающего тьму; стрелы, летящей из прошлого вбудущее; спирали. Чаще всего время передавалось числом, но иногда, как у орфикови кельтов, оно представлялось звуком или музыкой. Так, кельтский бог Дагда своейигрой на живой арфе — дубе вызывал различные времена года.
Все культуры мира ставили в первоочередную заслугу своим богам,культурным героям именно организацию жизни, превращение хаоса в космос, упорядоченность.Идея времени и идея пространства были единой идеей, выражающей меру этой упорядоченности.В дальнейшем эти идеи становились все более самостоятельными. И все же образ временипредставлялся более важным, что подтверждается наличием особого бога-Хроноса, олицетворяющегоизменчивое время. Миф о том, что этот бог, пытаясь избежать предсказанной ему судьбы,пожирает своих детей, дает нам первое выражение рефлексии по поводу порождения иуничтожения объектов, процессуальности мира. Но еще более важным в рождающихся образахвремени является различение бренности чувственного мира и вечности, надвременности«истинного», совершенного бытия.
Переход к Новому времени знаменовался замещением религиознойкартины мира естественнонаучными представлениями. Образы времени конкретизируютсяв рождающихся моделях и концепциях времени. Под моделью времени мы понимаем такуюсистему абстракций о свойствах времени, изменение которой ведет к новому миропредставлению.
Анализ времени в физике породил как минимум три модели. Перваямодель рассматривает время одновременно и как меру, и как измеряемое количество.Такой взгляд на время лежит в основе законов ньютоновской механики. Во второй моделианализируются направленные процессы и события, отраженные в законах термодинамикиили в теории диссипативных структур. Квантовая теория предлагает третью модель физическоговремени, считая последнюю реальность фундаментально временной. Особую группу составляютмодели биологического и геологического времени. Наибольшую роль в современных представленияхо времени играет модель, построенная в связи с переходом к изучению необратимыхпроцессов (рождение и смерть микрочастиц, радиоактивный распад, теплоотдача, трение,диффузия и т.д.) Этот переход вызвал крушение линейно-причинной парадигмы и становлениеновой парадигмы (нелинейной, цикло-причинной, синергетической). В книге «Отсуществующего к возникающему: время и сложность в физических науках» И. Пригожинпоследовательно развил концепцию внутреннего времени для классических динамическихсистем с сильной неустойчивостью (это может быть Вселенная, в которой распространяютсядиспергирующие световые волны, либо химический реактор, либо какая-то другая система).
Во всех основных моделях мы видим одно общее: время одного процессасоотносится с событиями другого процесса и измеряется через них. Но если мы действительнохотим понять время процесса самого по себе, его необходимо определить через событияего же самого. А событие — это то, что ограничено двумя перерывами (с начала и конца).Время с этой точки зрения есть рисунок перерывов непрерывной линии длящихся процессов.Подобно тому, как на чистом листе бумаги проведенная линия разделяет его на правуюи левую половины. Разве возможен рисунок без линий, разделяющих (отсекающих) однучасть изображения от другой? Разве возможно время без четко определенных моментов,мгновений, отделяющих одну часть события от другой, не относящихся ни к одной изних и в этом смысле «пустых»? Разве возможна музыка (самый яркий примерпроцесса, разворачивающегося во времени) без длящихся звучаний и пауз, создающихмузыкальный рисунок наряду со звуками? В теории музыки это было понято достаточнодавно, когда в 3 в. был введен в музыковедении термин «атом времени»:Аристид Квинтилиан, например, определяет единицу времени в ритмике атомов, посколькуон является наименьшей различимой в восприятии длиной времени. В 5 в. эту идею развиваетМарциан Капелла; в 7 в. Исидор Севильский говорит об атомах времени уже без ссылокна музыку. Бэда Достопочтенный в 8 в. и Гонорий Августодунский в 12 в. рассматриваютатомы времени в качестве абсолютной меры длительности, в часе они насчитывают 22560атомов времени.
Следует отметить, что понимание времени как рисунка интерваловне отменяет так называемого событийного определения времени. Сравнение событийного(время есть совокупность моментов) и процессуального (время есть совокупность интервалов)проведено еще в статье З. Аугустынека «Два определения времени». Эти дваопределения времени, однако, выполняют разные функции: событийное определение временификсирует время как континуум, который представляет собой математическое описаниереального времени, обеспечивающего в физике гносеологическую функцию идеализации,а процессуальное определение времени относится к миру реальных явлений. Думается,что такие определения не совсем удачны: процесс можно представить как событие, асобытие может развертываться как процесс. Поэтому точнее выделять атомистическуюи континуальную концепции времени.
Как известно, Аристотель формулирует парадокс времени:«Одна часть его была, и ее уже нет, другая — будет, и ее еще нет; из этих частейслагается и бесконечное время, и каждый раз выделяемый промежуток времени. А то,что слагается из несуществующего, не может, как кажется, быть причастным существованию».Именно в этом месте Аристотель и формулирует «двойственность» времени:каждая «часть» времени «слагается» и из непрерывной длительности,и из тех промежутков, «пустот», которые образуются на границе с уже иеще не существующими «частями времени». Но Аристотель оценивает пустотукак «несуществующее» и поэтому задает вопрос: как «теперь» можетбыть частью несуществующего времени? Если «теперь» — точки во временномконтинууме, то невозможно существование двух соседних точек, так как между нимиможно вводить еще другие точки — «теперь».
Сам Аристотель нашел выход в том, чтобы мыслить время непрерывнымпотоком, связанным с движением в чувственном мире.
Такой ответ соответствовал очевидностям обыденного опыта. Ноэта позиция была уязвимой для критики: например, идея о бесконечной делимости континуумавремени ввела к тому, что оно лишалось реальности. Критика со стороны стоицизмаосновывалась на том, что сам Аристотель игнорировал: на понимании «неточечного»характера «теперь». Так, согласно Хрисиппу, «настоящее»,«теперь» — не фиксированная точка, а предел, к которому стремится угасающеев настоящем прошлое и грань, за которой зарождается будущее: настоящее находитсячастично в прошлом и частично в будущем. Другими словами, «теперь» рассматриваетсяу ранних стоиков как предел, к которому приближаются уменьшающиеся временные интервалы.С.Я. Лурье отмечает, что концепция первых отношений зарождающихся и последних отношенийисчезающих величин, развитая Ньютоном в «Методе флюксий» и нашедшая отражениев «Началах», основывается на концепции ранних стоиков.
Представить время как рисунок интервалов — не значит свести времяк форме деления, но представить форму связи одного качественного состояния с другим,одного этапа процесса со следующим и предыдущим.
 3. Концепции пространства и времени
В истории философии и науки сложились две основные концепциипространства и времени:
1. Субстанциальная концепция рассматривает пространствои время как особые самостоятельные сущности, которые наряду и независимо от материальныхобъектов. Пространство сводилось к бесконечной пустоте («ящику без стенок»),вмещающей все тела, время — к «чистой» длительности. Эта идея, в общемвиде сформулированная еще Демокритом, получила свое логическое завершение в концепцииабсолютного пространства и времени Ньютона, который считал, что их свойства не зависятот характера протекающих в мире материальных процессов.
2. Реляционная концепция рассматривает пространство ивремя не как особые, не зависимые от материи сущности, а как формы существованиявещей (Аристотель, Лейбниц, Гегель, Энгельс).
Субстанциальная и реляционная концепции не связаны однозначнос материалистическими или идеалистическими толкованиями мира, обе развивались натой и другой основе. Так, если Кант считал пространство и время не свойствами самихвещей, а априорными «доопытными) формами человеческого созерцания, то Гегельподчеркивал, что лишь в движении духа (как „инобытия“ материи)»пространствои время действительны”. Диалектико-материалистическая концепция пространстваи времени была сформулирована в рамках реляционного подхода.
Помимо рассмотренной выше пары концепций времени история естественныхнаук знает еще одну пару концепций: статическую (согласно которой событияпрошлого, настоящего и будущего существуют реально) и динамическую (согласнокоторой реально существуют только события настоящего времени; события прошлого ужене существуют, а события будущего еще реально не существуют).4. Свойства пространства и времени
Пространство и время как формы бытия материи имеют как общиедля них свойства, так и характерные для каждой из этих форм.
К их всеобщим свойствам относятся: объективность и независимостьот сознания человека, их неразрывная связь друг с другом и с движущейся материей,единство непрерывного и прерывного в их структуре, количественная и качественнаябесконечность, вечность.
Реальные пространство и время обладают метрическими итопологическими свойствами. Первые выражают их протяженность, они связаныс измерением и характеризуют их количественный аспект. Метрическими свойствами пространстваявляются гомогенность, изотропность, трехмерность, кривизна; времени — однородность,одномерность. Топологические свойства выражают пространственную и временную упорядоченность,качественный аспект пространства и времени (связность, симметричность и изотропностьпространства, анизотропность, необратимость, ритм, темп).
Общие свойства пространства и времени специфически конкретизируются,преломляются на различных уровнях организации материи, например, в неживой природе,в мега-, макро — и микромире.
С возникновением живой природы возникают биологические пространствои время. Считается, что существует множество биологических пространств (например,ареалы распространения тех или иных организмов или их популяций).
Специфические особенности биологического времени находят своевыражение во временных ритмах, которые представляют собой циклические колебанияинтенсивности и характера биологических процессов и явлений. «Биологическиечасы» — способность живых организмов ориентироваться во времени. Они основанына строгой периодичности физико-химических и физиологических процессов в клетках- биологических ритмах. «Биологические часы» являются тем механизмом,благодаря которому осуществляется многоуровневое функционирование всех подсистемживого организма.5. Социальное время и пространство
С появлением человека время приобретает особую форму — становитсясоциальным временем. Социальное время — это форма общественного бытия, котораяхарактеризует становление человеческой деятельности и последовательность различныхстадий в историческом развитии. В истории время может «ускорять свой бег»,события текут быстрее, т.е. увеличивается интенсивность всех форм жизнедеятельностилюдей. Особым свойством социального времени является то, что исторические событияхранятся в памяти человечества.
Говоря о социальном времени, выделяют время индивида (жизненныйпуть конкретного человека), время поколения (длительность актуальной жизнедеятельностисовременников) и время истории — качественно высший уровень социального времени.
Сегодня очевидно, что без исследования категории времени немыслимосовременное понимание общества и человека. Но это не значит, что время автоматическистало мыслиться как нечто релятивное, возникающее и исчезающее в зависимости оттого или иного объекта. Напротив, понадобилось много усилий, чтобы реляционное пониманиевремени проникло в область социальной философии: «Проходит не время, а существованиеизменчивого во времени».
В общественных процессах также фиксируется повторяемость, последовательность,ритм и другие характеристики, являющиеся свойствами времени. Многообразный арсеналвременных понятий, который используют конкретные науки, исследуя соответствующиереальности (стадия, эра, эпоха, период, век, возраст, фаза, цикл, ритм и т.д.),свидетельствует о полифоничности времени. При этом, когда мы используем понятие«время» в социальной науке, то вероятнее всего мы представляем себе ньютоновскоевремя. Когда мы локализуем события в часовом и календарном времени, когда мы строимвысказывания о длительности или о движении от пункта А в пункт Б, когда мы рассчитываемтемпы изменения и когда исследуем последовательность социального действия и егоорганизацию во времени = снова используем ньютоновское представление о времени.
Ритм, повторяемость и длительность социальных событий и процессовс древнейших времен лишь фиксируются и измеряются с помощью движения астрономическихтел, часов или любых других отвлеченных величин, т.е. с помощью той же операции,которую мы наблюдали в ньютоновской модели времени. Наиболее зримо эта операцияпрослеживается в политико-экономических исследованиях К. Маркса, для которого связьмежду временем и производством являлась субстанциональной. К. Маркс исследовал время,прежде всего как меру стоимости и меру труда. При этом время мыслилось по аналогиис пространством. Время, по К. Марксу, выражает величину живого труда, тогда какпространство — величину труда овеществленного. Именно идеи К. Маркса, изложенныев «Экономических рукописях 1857-1859 годов» и в «Капитале»,сделались парадигмой рассуждений социологов и экономистов, посвященных бюджету временитрудящихся, величине, структуре, содержанию рабочего, внерабочего и свободного времени.
Благодаря О. Шпенглеру время стало рассматриваться как один изключевых моментов, определяющих всю социальную жизнь и способы социального действия.«Контекст времени» не безразличен к любому явлению культуры, посколькупоследнее есть «не только объект, но и символ», являющийся «излучениемвсего человека», всего духовного в нем. Жизнь — это осуществление возможного,она разворачивается во времени. «С учетом признака направления возможное называетсябудущим, осуществленное — прошлым. Само осуществление, средоточие и смысл жизнимы называем настоящим.» «Время» мыслится Шпенглером как особый способпонимания — понимания становления (в противоположность «пространству»как способу понимания ставшего).
О. Шпенглер связал проблему времени с проблемой смысла:«Дело не в том, что представляют собою конкретные факты истории, взятые самипо себе как явления какого-либо времени, а в том, что они означают и обозначаютсвоим явлением».
Следует подчеркнуть, что интерес к социально-историческому временивозник и развился, когда встала проблема Смысла: смысла человеческой жизни и человеческойистории. Смысл времени есть то значение, которое мы приписываем определенному моменту,независимо от того, сколько времени хронологического он длится и в какое время годаон происходит. моменты времени неравнозначны. неоднородны. Их значение для человекаопределяется степенью реализации его, человеческой сущности, степенью достиженияпоставленных человеком перед самим собой целей и задач. Это и дало основание дляпристального внимания именно к проблеме времени общества. Помимо вышеперечисленныхпричин, необходимость исследования социального времени в единстве с проблемой смыслаобусловлена уникальностью социальных явлений, Именно уникальность, неповторимостьсоциальных событий, как показал Г. Зиммель, рождают историческое время. Под историческимвременем мы вслед за ним подразумеваем один из аспектов времени социальной реальности,фиксирующий качественную наполненность определенного социального события и нахождениеего в определенном пункте временного ряда.
Таким образом, наиболее интересные выводы исследований социальноговремени состоят в следующем:
1) время в своей социально-исторической форме выступает способомсуществования человеческого общества, его конечную субстанциальную основу составляетматериальное производство, а субъектом выступает конкретно-исторический человек.
2) время не является внешней по отношению к происходящим в обществепроцессам формой, а твориться самими процессами, выражая соответствующие свойствагосподствующих социальных взаимодействий (таких как последовательность, повторяемость,ритм, темп, длительность и т.п.).
3) содержание традиционной для человеческого познания проблемывремени раскрывается по-новому на каждом этапе истории познания и культуры.
4) хотя время общества является объективной формой его бытия,но его «наполнение», восприятие и оценка носят субъективный характер,детерминируются общественным субъектом. В определенном смысле время тоже выступаетсубъектом воздействия на социальные отношения и прогресс, становится активным факторомсоциальных процессов.
5) социальное время есть высший уровень времени, поскольку лишьв человеческом обществе связь событий, ритм происходящего обеспечивается «нелинейным детерминизмом слепых сил, а целеполаганием, сознательной борьбой за желаемоебудущее». Внутренние же процессы низших временных уровней выступают как подчиненныесоциальному уровню.
6) социальное время обозначает форму протекания социальных процессов,которые заключают в себе аспекты развития и функционирования, диахронии и синхронии.Следует не сводить понятие социального времени к понятию «время общества»;в структуре социального времени взаимодействуют время общества, время природы ивремя человечества.
7) вся человеческая деятельность протекает во времени, но и самовремя выступает критерием этой деятельности.
Общество создает и социальное пространство. Социальное пространство — это всеобщая форма существования различных социальных субъектов, начиная от отдельногочеловека и кончая обществом в целом.
Как и время, пространство можно рассматривать с субстанциональныхи реляционных позиций. Так, в концепции Ньютона абсолютное пространство мыслилоськак вместилище тел, как бесконечная протяженность, вмещающая в себя всю материю.По аналогии с этим и социальное пространство часто отождествляют с «пустымместом», которое можно чем-то заполнить. В этом случае оно отождествляетсяс географическим пространством, границы которого определяются географическими зонами,с политическим пространством, очерченным государственными границами.
В рамках реляционного подхода пространство создается отношениямимежду телами, процессами и сущностями данной реальности. Социальное пространство,соответственно, образуется в ходе материализации исторически сложившихся форм совместнойдеятельности людей, оно закрепляется всей системой общественных отношений.
Почему же недостаточно для анализа социальных изменений такихтрадиционных понятий, как «развитие», «прогресс», «регресс»и т.п., а требуется введение новых, временных понятий, обозначающих определенныезначения различных размерностей времени или названий эонов: Повседневность, История,Хронос, Современность. Не являются ли эти понятия искусственными добавлениями кдействительному социально-философскому, экономическому или политологическому анализу?Нам думается, что все более широкое использование временных понятий происходит подвум причинам. Первая связана с попыткой увидеть во времени действительно активныйфактор социальных изменений, с попыткой придать времени иной статус. Вторая причинавозникает из необходимости зафиксировать не только сами по себе социальные, политическиеи экономические изменения, а их взаимозависимость в рамках определенного масштабавремени. Этот масштаб в разных исследованиях может быть различен.
Так, М.В. Ильин предлагает различать три размерности (диапазонатемпоральности) политической реальности. Первый уровень выражен на уровне повседневноговзаимодействия участников политического процесса и соотносится с ритмами астрономическоговремени. Второй уровень — это события истории или политические изменения (выборы,смена правительства, объявление войны или заключение мира и т.п.). «Такие событияпредполагают интерпретацию-обобщение и соотносятся друг с другом уже не в ритмахмгновений, часов и суток, а по шкале исторических свершений, этапов и периодов».Здесь «квант темпоральности» определяется квантом воздействия, достаточногодля политического изменения. Третий диапазон связан с еще большим усложнением, болеевысоким уровнем обобщений сущности политических изменений (политической реальности):здесь выявляются уже обобщенные тенденции политического развития. Шкала темпоральностиоказывается размечена уже не событиями и периодами — тем более не минутами и часами,- а переходами от одних качественных состояний и системных характеристик политикик другим, например, от «века» варварства к «веку» цивилизации.Данный метаисторический диапазон темпоральности в собственно политическом контекстецелесообразно характеризовать как хронополитический. По мере укрупнения размерностивремени — «восхождения» от повседневности к истории, а от нее к хронополитике- темпоральность все больше освобождается от натурализма «реального» времении начинает обретать все более обобщенные качественные характеристики.
Предложенное выделение первого диапазона темпоральности перекликаетсяс мыслью Г. Зиммеля о квантах смысла, которые имеют свои «пороги уменьшения»:мы не можем бесконечно дробить исторические события на мгновенные картины, ибо впределе исчезнет «индивидуальность явления». И напротив, поднимая единичныеэлементы события из их описательной конкретности, мы позволяем им сгущаться, тяготетьк собственному центру, воспроизводя тем самым реальное образование более высокогоуровня, объединяющего их.
Нам представляется, что окончательно не решена и проблема прерывностии непрерывности времени. Общепризнанным является определение времени как длительностии последовательности состояний любого процесса. Анализируя время социального процесса,исследователь дробит его на отдельные временные этапы.
Однако еще Г. Зиммель указывал на проблему «пустых интервалов»,которые никогда не удается заполнить до конца историку, дробящему историческое событиена атомы. По мнению классика социологической и культурологической мысли, подобнаяоперация и не нужна: это лишило бы единство жизненности. Нам представляется важнымподчеркнуть другую сторону данной проблемы: эти точки интервалов тоже есть схемавремени, отделяющая один атом события от другого. Эта кажущаяся «пустота»не менее важна, чем то, что она отделяет. Не сознание определяет границу, порогуменьшения: он определен объективно, но не только содержанием единой жизненностисобытия, но и сеткой наименьших значимых интервалов. Именно они фиксируют началои конец события.
Понимание времени как рисунка, отделяющего одни события от других,дает возможность представить время как качественную определенность именно данногопроцесса, а не только относить его к другим. Это опять же проявляется в языке. Так,слово «ветхий» обозначает «исконное», «древнее»,«давнее», «старое», «отживающее», «пришедшеев негодность от долгого употребления». Интересно, что в Новом завете«ветхий человек» — это человек, родившийся в прародительском грехе и невозродившийся духовно. А исконный смысл слова «ветхий» (также «ветох»)все же относит его к другому (в данном случае астрономическому) процессу — это«последняя четверть лунного цикла», родственно латинскому vetus — «год», др. — индийскому vatras- «годовалый».
Еще один пример. Для понимания сущности и последствий Семилетнейвойны нам недостаточно анализировать только ее сражения, походы и переговоры, итем более не нужно исследовать время сердечных сокращений и ритм напряжения мускуловкаждого солдата. Нам достаточно просто обозначить начало и конец правления ФридрихаВеликого. «Но как только историческое сознание обращается к обозначаемому этимпонятием — к его войнам, хозяйственной политике в Пруссии, к его отношению к французскомудуху и к прусскому земельному праву — как тут же каждый из этих элементов сгущается,начинает тяготеть к собственному центру. Непрерывность его связей с другими элементамисохраняется только за счет своего рода интерполяции, с помощью которой идея живогонепрерывного процесса заполняет пустоты». Но, будучи очерченным хронологическимилиниями, время Фридриха Великого или королевы Виктории не заканчивается с их правлением,а продолжает существовать в модифицированных формах.
Линейность времени сейчас также поставлена под сомнение. Данноеобстоятельство особенно характерно для исследований по проблемам социального времени.«Всем временным отношениям в мире свойственна определенная длительность, представляющаясобой последовательность и рядоположенность сменяющих друг друга моментов и состояний»(Философский энциклопедический словарь). Но общество представляет собой переплетениесамых разнообразных и разнонаправленных сил и действий, имеющих разный «возраст»,находящихся на разных стадиях своего индивидуального развития, демонстрирующих специфическуюритмику и разнофазность. Поэтому реальное время общества складывается из временисубъектов и процессов, принадлежащих различным эонам и хроносам.
Примитивная линейная интерпретация истории была преодолена ужев древнем мире, например, у Аристотеля и Полибия. О повторяемости исторических событий,о возвращении к исходному состоянию и последующем возрождении и упадке размышлялицарь Соломон в Экклезиасте, мудрецы Древнего Китая и Индии. Попытка выявить объективную«естественную» повторяемость в смене династий и форм государственногоправления, в расцвете и упадке материальной и духовной культуры предпринималасьи историками средневекового Китая, и арабскими философами позднего средневековья,и европейскими просветителями нового времени.
Считалось, что цикличный характер человеческой истории зависитот циклизма природных явлений. Так, в основу восточного календаря был положен месячный,годовой, двенадцатилетний циклы Луны, Солнца, Юпитера.
Современные исследователи выявили 10 порядков циклов солнечнойактивности — от малых (не более 1 года) до больших (около 1 млрд лет).
Одними из показателей солнечной активности являются пятна наСолнце, измеряемые в числах Вольфа, и вспышки. С 1749 г. состоялось 22 одиннадцатилетнихцикла солнечной активности, в которых активность поднималась до значений от 49 до201 единицы (среднее — 114 единиц).
Как доказал Чижевский, последствия космических событий на Землебывают катастрофическими. Но земные системы (атмосфера, недра, человек, животные)реагируют на них не одновременно. Так, земные недра запаздывают во времени на 15-20лет в зависимости от их «подготовленности».
Циклический характер мировой истории был подмечен Д.Вико в«Основаниях новой науки об общей природе наций». Впоследствии, исследуязаконы цивилизационного развития, А. Тойнби выявил циклы «чередования статикии динамики в ритме Вселенной». Принцип циклизма использован и в теории П.Сорокина: циклическая флуктуация трех социокультурных типов (идеационального, сенситивного,идеалистического).
Применительно к масштабам человеческой жизни давно был подмечен12-летний цикл, нашедший свое отражение в циклах восточного календаря. Этот 12-летнийцикл воспроизводил 12-летний же цикл Юпитера, который является причиной приливовна Солнце. Это обстоятельство было исследовано К. Фламмарионом.
Д. Кондратьев выявил «длинные волны» истории продолжительностьюпримерно 50 лет. В большинстве случаев экономисты пытаются раскрыть эндогенные механизмыразворачивания данных циклов, то есть выводят их движущие силы из самой экономическойсферы, будь то перенакопление капитала и динамика нормы прибыли у марксистов или«пучки инноваций» у Й. Шумпетера и его последователей.
П. Сорокин сделал вывод о существовании ненаправленных, хотяи не отличающихся четкой периодичностью колебаний (флуктуаций) экономической, политическойи профессиональной стратификации и мобильности. Во многих случаях время выступаетвнешним к социальным процессам способам измерения происходящих в них изменений.
Как видим, определенное понимание социального времени было предложенораньше, чем представление о существовании такового. Парадигма линейного временивсемирной истории была окончательно подорвана в концепциях Н. Данилевского и О.Шпенглера. Они же существенно обогатили представление о времени общества. В этихконцепциях каждой культурой порождалось свое особое время (каждая из замкнутых культуру Шпенглера имеет свой темп развития, свою последовательность событий, обладаетотведенным ей временем жизни) Ю а само время мыслилось не только как длительность,но и как прерывание этой длительности.
В ХХ в. рождается новое понимание действительности: мир впервыеоткрывается как событие. Обогащается нелинейное понимание времени: появляются представленияо маятникообразном движении, спиралевидном, волновом.
Победа реляционной концепции времени в области социальной философиибыла подкреплена появлением концепции нелинейной эволюции культуры. Нелинейная модельанализа истории, предложенная Ф. Броделем, базируется на двух концептуальных установках:концепции глобальной истории и категории длительной временной протяженности (la longue duree). Глобальная история имеет слоистуюструктуру, в которой отражается наличие в исторической действительности несколькихуровней. Глобальная история предполагает динамику взаимосвязанных уровней историческойдействительности, которая осуществляется не в виде единонаправленной и равноускореннойэволюции, а представляет собой неравномерные, смещенные во времени движения, посколькукаждой исторической реальности свойствен свой временной ритм. Такая установка означаетпреодоление плоскостного взгляда на историю.
Наконец, следует отметить еще один подход: понимание временикак механизма координации культуры, социальных институтов и структур. Благодаряисследованиям Э. Дюркгейма и его школы время стали рассматривать как символическуюструктуру, которая способствует организации общества посредством временных ритмов.Дюркгейм интерпретировал время как коллективный феномен, как продукт коллективногосознания.
Для Дюркгейма все члены общества имеют общее временное сознание,время является социальной категорией мысли, продуктом общества. Коллективное времяявляется суммой временных процедур, которые вместе взятые образуют культурный ритмданного общества.
Представления Дюркгейма о времени были связаны с ньютоновскойпарадигмой. (Существуют объективированные и видимые структуры, представленные социальнымифактами.)
 6. Модели социального времени
Нелинейность социального времени, определенная не только многоуровневостьюобщества и возможностью попятных движений в нем и забеганий вперед, но и множественностьювременных ритмов, присущих различным слоям социальной реальности, накладывающихсяи изменяющих друг друга, вызывают к жизни различные модели социального времени:
модель, в которой конечной субстанциональной основой обществавыступает материальное производство, а субъектом — конкретно-исторический человек.Поэтому социальное время задается и подчиняется ритмам производства, четко делитсяна рабочее и свободное, а восприятие времени человеком является страдательным поотношению к объективному социальному времени. Эта модель реализуется в большом количестверабот социологов и экономистов о бюджетах времени, различиях в организации времениразличных социальных групп, в социологии досуга и свободного времени;
Ø  модель историческоговремени, идущая от Г.Зиммеля. Она рождена необходимостью зафиксировать не толькоповторяемость, длительность, ритм общественных явлений и процессов, но и их уникальностьи неповторимость;
Ø  модель, вкоторой объективное социальное время рассматривается в единстве с отражением егов сознании человека (эта модель реализуется, прежде всего, в концепции О. Шпенглера,в которой переживание времени понимается как формообразующий принцип культуры);
Ø  пульсирующийхарактер культурного процесса отражен в концепции Ж. Гурвича и Ф. Броделя;
Ø  модель, вкоторой время понимается как основной механизм, с помощью которого культура, социальныеинституты и структуры взаимосогласовываются в своем существовании и действии. (Э.Дюркгейм и его школа).
Вывод
С точки зрения современного естествознания и соответствующихфилософских обобщений объективная реальность представляет собой нераздельное единствопространства, времени и движения. Пространство и время — есть формы существованияматериальных тел. Пространство — это такая форма бытия материи, которая выражаетсосуществование и отделенность вещей друг от друга, их протяженность, порядок расположенияотносительно друг друга, структурность, взаимодействие. Время — это такая формабытия материи, которая выражает последовательность развертывания материальных процессов,отделенность друг от друга разных стадий этих процессов, их длительность и отношениямежду длительностями. В качестве основных свойств пространства и времени следуетвыделить бесконечность, безграничность и неисчерпаемость их, трехмерность, обратимость,однородность, непрерывность, изотропность (одинаковость протекания процессов в однихи тех же условиях) пространства, одномерность, однонаправленность и необратимостьвремени.
Список литературы
1) Ерыгин А.Н., Основы философии: Учебник. — М.: Издательско-торговаякорпорация «Дашков и К°»Ю 2007.
2) Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. — 3-е изд., перераб.и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006.
3) Зотов А.Ф. Современная западная философия: Учебник. — 2-е изд., испр.- М.: Высш. шк., 2006
4) История философии: Учебник для вузов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2007