Социально педагогическая запущенность в детском возрасте

–PAGE_BREAK–Личностные недостатки — как следствие типичных ошибок в поведении. В имеющихся работах они трактуются как пробелы в нравственном, умственном и волевом развитии. Они легко уст­раняются интенсивным развитием положительных качеств лич­ности. При неэффективной воспитательной работе они могут раз­виться в отрицательные свойства. Например, общая пассивность личности при неблагоприятных условиях способствует возникно­вению таких отрицательных черт, как леность и нерешительность. А на основе неорганизованности может возникнуть недисциплини­рованность; отчужденное отношение к другим людям может стать предпосылкой эгоизма, самовлюбленности, недоверия к людям. Всякий своевременно неисправленный недостаток — возможный источник развития множества отрицательных свойств. В общем плане воспитание положительных качеств и есть предупреждение п преодоление возможных недостатков.Отрицательное свойство в той или иной форме приводит к неправильному способу поведения, противоречащему обществен­ном норме, нашему идеалу. Например, капризы, прихоти, избалованность, неуважение старших, постоянное сопротивление волевых качеств с мотивировкой: «Не хочу», «Не буду».
Трудновоспитуемость — состояние, в которое волей-неволей впадает личность при комплексе недостатков и отрицательных свойств, которые делают ее невосприимчивой к воспитательным влияниям. Невоспитанность и трудновоспитуемость не одно и то же: если невоспитанность может нести просто к невосприятию педагогических воздействий, то трудновоспитуемость зарождается как противодействие воспитательному процессу.
Когда возникает комплекс отрицательных свойств, можно го­ворить о сформировавшейся трудновоспитуемости, которая требу­ет специальной системы мер перевоспитания.
Задача перевоспитания на любом этапе — остановить отрица­тельные проявления личности, восстановить ее способность к ес­тественному развитию положительных человеческих качеств.
Итак, общее, определяющее характеры трудных детей,— ис­кажение в общественной направленности личности, несформированность устремлений (человек живет одним днем, своими при­хотями и капризами; он податлив дурному влиянию, не имеет своих четких позиций, бесхарактерен или эгоистичен).
Трудновоспитуемый всегда стремится найти оправдательные мотивы своему поведению. Причем такое оправдание всегда свя­зано с особенностями зоны ближайшего социального окружения, с личностными недостатками: «Другие так же поступают», «Мне терять нечего» и т. д.
В такой обстановке довольно легко оформляется отрицательное отношение ко всему, что мешает сохранять привычный, избран­ный образ жизни.
Соответствующие педагогические методы перевоспитания долж­ны учитывать содержание отрицательной направленности каж­дого трудновоспитуемого.
Любой поведенческий акт совершается в определенной жизнен­ной ситуации, в которой взаимодействуют внешние условия и внутренние предпосылки. Поведение включает в себя:
·        цели и мотивы действий и поступков личности как преломление этих внешних условий и требований в сочетании с направленно­стью данного воспитанника;
·        восприятие задачи, поручения, требования, выдвигаемые педа­гогами, коллективом сверстников, родителями или обстоятельст­вами жизни, объективными условиями, содержанием деятель­ности;
·        планирование деятельности и поведения с учетом личных ус­тановок и внешних обстоятельств;
·        принятие решения и мобилизация сил, способностей для со­вершения необходимых действий;
·        реальная деятельность, содержание поведения; действия, по­ступки; осмысление, самоанализ и самооценка своего поведения.
В соответствии с диалектическим подходом движущая сила любого явления находится внутри его самого, определяется внут­ренними факторами. Личностные качества и свойства в психоло­гии определяются как внутренние факторы, а поведение — как их внешние проявления (В. Г. Афанасьев, М. И. Бобнева, А. Г. Ко­валев, Б. Ф. Ломов, Е. В. Шорохова). Поэтому конкретное пове­дение зависит от установок, самооценки личностных качеств школьника. Например, целевые установки определяются видом направленности, идеалами, ценностными ориентациями; восприя­тие внешних требований зависит от воспитуемости и обучаемости школьника, от его отношения к школе, к учителю, к коллективу; планирование деятельности осуществляется на основе таких ка­честв, как целеустремленность и организованность; принятие ре­шения — прерогатива решительности, важного волевого качества и т. д. Все поведение в конечном счете обусловлено личностными качествами, целью и конкретной ситуацией.
Бессмысленно бороться с отрицательным поведением, когда речь идет о педагогической профилактике. Пока есть отрицатель­ные свойства, они будут порождать бесчисленное количество ва­риантов неправильного поведения. Бороться надо не со следстви­ем, а с причиной, которая их порождает. Вот почему так важно внимание к внутреннему миру воспитанника, хотя, несомненно, внешний контроль и регуляция поведения сдерживают отрица­тельные проявления.
В профилактике трудновоспитуемости важное значение приоб­ретает проблема взаимодействия внешней и внутренней регуляции поведения. М. И. Бобнева пишет: «При социальной регуляции по­ведения личности основными регуляторами и посредниками со­циального воздействия оказываются высшие качественно опре­деленные образования субъективного мира личности — ценности, нормы, нравственные и ценностные представления, убеждения, идеалы»1. Значит, изменение поведения требует изменения его внутренних факторов, в первую очередь интенсивного формиро­вания положительных черт и качеств личности, идеалов и убеж­дений. Считать, что причиной испорченности человека является само поведение, все равно что считать слезы причиной горя, смех — причиной веселого настроения, поступок — причиной мотива и т. д.
Возрастными проявлениями трудновоспитуемости подростков можно считать: болезненное самолюбие, дерзость, грубость, от­рицательную реакцию на критику, критиканство, пессимизм.
Трудновоспитуемость всегда индивидуальна. Она — результат конкретных пробелов в социально ценном жизненном опыте школьника и тех личностных недостатков, в связи с которыми идет закрепление навыков отрицательного поведения.
Например, эгоистичность имеет несколько разновидностей. Так, самонадеянность, самолюбование эгоиста почти всегда связаны с непрактичностью, ограниченностью, словесной активностью. Ес­ли ребенок рос единственным, был первенцем или самым младшим в семье, он особо оберегался взрослыми от забот и хлопот, его успехи создавались усилиями старших. Когда родители возлагают на ребенка особые надежды, требуют от него отличной учебы и помогают преимущественно в этой области любой ценой добиваться успехов, пренебрегая всем остальным, вырастает человек с раздутым тщеславием, болезненным самолюбием, обостренной потребностью самоутверждения, Если маленького эгоиста посто­янно защищают и оберегают от перегрузок, неизбежно появляется лицемерие, пренебрежение к другим, нежелание принимать в рас­чет общественные интересы.
Лживость также имеет немало разновидностей: то как само­обман или оправдание своих недостатков, то как компенсаций отсутствия положительных впечатлений и фантазий, то как интри­ганство в корыстных интересах.
Многолика и лень: уход от труда из-за страха перед постоян­ными неудачами в деятельности, боязнь стать объектом насмешек товарищей из-за неумения трудиться, неумение преодолевать сла­бость, неспособность к длительному усилию, привычка облегчать свои физические- и умственные нагрузки за счет других.
Индивидуальный характер трудновоспитуемости зависит также от взаимодействия темперамента, нездоровых потребностей, не­устойчивости поведения, искаженной направленности с конкретными проявлениями лености, нечестности, грубости, недисцип­линированности, поэтому профилактика и преодоление трудно­воспитуемости должны осуществляться разнообразными педагогическими воздействиями на каждого воспитанника с учетом имен­но его данных.
Для предупреждения трудновоспитуемости решающими могут оказаться действия педагога в сложный период роста ребенка, когда он делает ошибки и терпит неудачи из-за отсутствия опыта, необходимых знаний, умений и навыков.
Самое опасное время — стабилизация трудновоспитуемости.
Знание уровня трудновоспитуемости, ее признаков позволяет, во-первых, определить основное направление педагогической про­филактики, во-вторых, избежать ошибок в диагностике воспитан­ности школьника.
1.2.Основные направления работы социального педагога с трудновоспитуемыми детьми.
Они определяются прежде всего проблемами, возника­ющими в процессе обучения и воспитания детей, без разрешения которых сложно до­биться хороших результатов. Хотя направле­ния работы зафиксированы в квалификаци­онной характеристике социального педагога, на практике их круг значительно шире. Это объясняется необходимостью сотрудничества всех, кто обучает и воспитывает ребенка: учи­телей, классного руководителя, администра­ции, родителей, ближайших родственников, а иногда и других лиц, занимающихся воспи­танием по должности или из чувства челове­ческой солидарности. Можно выделить сле­дующие основные направления социально-педагогической работы в образовательном уч­реждении:
Понятие «реабилитация» используется как в медико-соци­альном, так и психолого-педагогическом и социально-педаго­гическом аспекте. Медико-социальная реабилитация — ком­плекс медицинских, педагогических, профессиональных, пси­хологических мероприятий, направленных на восстановление здоровья и трудоспособности лиц с ограничениями в результа­те перенесенных заболеваний и травм, а также другими физи­ческими и психическими ограниченными возможностями.
Психолого-педагогическая и социально-педагогическая ре­абилитация — комплекс мер социальной поддержки и диагностико-коррекционных программ по преодолению различных форм детско-подростковой дезадаптации по включению, инте­грированию ребенка в социальную сферу, выполняющую функции институтов социализации (семья, школа, общение сверстников и т.д.).
По сути дела речь идет о некоторых личностных психологи­ческих особенностях, затрудняющих социальную адапта­цию детей и подростков. К ним могут относиться различные черты характера, неадекватное проявление самооценки, на­рушение эмоционально-волевой и коммуникативной сферы, неосознаваемые регуляторы поведения, вытесненные в под­сознание комплексы, фиксированные установки, фобии, тревожность, агрессивность. У таких подростков, как прави­ло, нет заметных изменений в ценностно-нормативной сфе­ре, их проблемы поведения носят психологический харак­тер. В этих случаях наряду с индивидуальным педагогичес­ким подходом применяют в семье и школе весьма эффектив­ные психокоррекционные техники и психосоциальные тех­нологии. Трудный ребенок – это ребенок имеет трудности в ощени, в учебе. Тогда говорят о социальной  дезадаптации.
Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальном поведении и деформации систе­мы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориен­тации, социальных установок. В зависимости от степени и глубины деформации процесса социализации можно выделить две стадии социальной дезадаптации.
Стадия школьной социальной дезадаптации представлена педагогически запущенными учащимися, для которых харак­терно хроническое отставание по ряду предметов школьной программы, сопротивление педагогическим воздействиям, дерзость с учителями, различные асоциальные проявления (сквернословие, курение, хулиганские проступки, пропуски уроков).
Вместе с тем, несмотря на отставание в учебе, значительная часть педагогически запущенных стремится к получению про­фессии, экономической самостоятельности, готова трудиться. Деформация в их ценностно-нормативной сфере пока незначи­тельна. Реабилитационная работа с ними может вестись в рам­ках учебно-воспитательных учреждений, общеобразователь­ных школ, профессионально-технических училищ. По отно­шению к ним необходима более адресная психологическая и социальная помощь, расширение сферы их интересов во вне­школьной и внеклассной деятельности, формирование профес­сиональных планов и жизненных устремлений. Здесь могут неоценимую помощь оказать социальные учреждения для мо­лодежи и подростков, молодежные биржи труда, клубы по ин­тересам, а также центры экстремальной социально-психологи­ческой помощи.
В системе народного образования имеется опыт создания центров социально-педагогической реабилитации для трудно­воспитуемых подростков, которые создаются на базе вечерне-сменных школ и учебно-производственных комплексов.
Более глубокую стадию социальной дезадаптации пред­ставляют социально-запущенные подростки. Социальная за­пущенность характеризуется глубоким отчуждением подро­стков от семьи и школы как основных институтов социализа­ции. Их формирование идет в основном под влиянием асоци­альных и криминогенных групп, для них характерна глубо­кая деформация и искаженные ценности нормативной сферы, асоциальное поведение и противоправные действия (бродяж­ничество, наркомания, пьянство, вымогательство). Они, как правило, профессионально не ориентированы, к труду отно­сятся негативно и имеют установку на паразитическое суще­ствование.
В условиях учебно-воспитательных учреждений трудно до­биться успеха в работе с социально-запущенными подростками. В таки случаях уместна постановка их на учет в инспекции по делам несовершеннолетних и помещение в специальные за­крытые учебно-воспитательные учреждения.
Очевидно, что в зависимости от характера дезадаптации в реабилитации будут доминировать либо психолого-педагоги­ческие диагностико-коррекиионные программы, выявляющие и исправляющие дефекты психики, включая как познаватель­ную сферу, так и личностные особенности, либо социально-пе­дагогические программы ресоциализации, восстановление со­циального статуса подростка в системе межличностных отно­шений, переориентацию референтных ориентации социаль­ных установок.
Так, в отношении детей с пограничным уровнем психичес­кого и интеллектуального развития на первое место выходят методы коррекционно-развивающего обучения, позволяющие восстановить дефекты его познавательной сферы. При психо­социальной дезадаптации важное место будет отводиться адек­ватно выбранным психосоциальным технологиям и психоте­рапевтическим техникам, помогающим в решении индивиду­ально-психологических личностных проблем; при социальной дезадаптации — программы по включению в систему новых со­циальных отношений, выполняющих функции институтов ре-социализации, по формированию позитивных жизненных планов и устремлений.
Разумеется, в той или иной степени разные реабилитацион­ные формы и методы будут представлены в каждой из реабили­тационных программ, применяемых к разным видам дезадап­тации, но тем не менее для эффективной реабилитации долж­ны быть выбраны адекватные приоритеты.
Осуществление процесса реабилитации может также за­трудниться тем, что нередко в одном ребенке-подростке пред­ставлены как бы смешанные формы дезадаптации, включая и патогенную, и психосоциальную, я социальную. И тогда диагностико-коррекционные программы должны последователь­но быть ориентированы на все вышеперечисленные формы дез­адаптации.
В настоящее время сложилась достаточно широкая разноведомственная сеть социальных учреждений, занимающихся психолого-педагогической и социально-педагогической реаби­литацией трудновоспитуемых  детей и подростков.
Социально-реабилитационные учреждения в настоящее время создаются в системах Минобразования, Министерства труда и социального развития, Минздрава, комитетов по де­лам молодежи. При этом разноведомственные учреждения, как правило, ориентированы на определенные виды дезадаптации, что, в свою очередь, и определяет их специфику.
Наиболее сложные и глубокие формы детско-подростковой дезадаптации представлены в социально-реабилитационных учреждениях Министерства труда и социальной защиты, кото­рые, как правило, создаются при социальных приютах. Кон­тингент детей, поступающих в социальные приюты, характе­ризуется крайней степенью социальной запущенности, отста­ванием в психосоматическом, развитии, посттравматическими синдромами. Это «дети улицы», дети-бродяжки либо дети — со­циальные сироты, отобранные из семьи, где условия их содер­жания из-за небрежного и жестокого отношения родителей уг­рожали их жизни и здоровью.
Социально-реабилитационная работа с детьми, как прави­ло, начинается с социально-бытовой и медико-социальной реа­билитации, когда детей лечат, избавляют от педикулеза, учат пользоваться ванной, есть горячую пищу, спать в постели с простынями и т.д. Большое внимание уделяется также психо­эмоциональной реабилитации, где на первом месте стоят ком­фортные условия проживания, доброжелательность персонала и воспитателей, а также специальные психотерапевтические методы и прежде всего игротерапия, сказкотерапия, психоте­рапевтический театр. Дети старшего возраста, подростки включаются в различные формы обслуживающего труда, рабо­тают в пошивочных и столярных мастерских по изготовлению игрушек, сувениров и т.п.
    продолжение
–PAGE_BREAK–В числе реабилитационных мероприятий, проводимых по отношению к детям, помещенным в социальные приюты, важ­ное место отводится социально-педагогической работе с семьей ребенка, а если таковой не имеется либо ситуация в родитель­ской семье оказывается безнадежной, оказывается содействие в подборе приемной семьи или семьи усыновителя.
У детей, поступающих в социальные приюты большие про­блемы с учебной деятельностью. Они, как правило, отстают от своих сверстников, а некоторые из них, находящиеся уже в подростковом возрасте, не умеют ни читать, ни писать; снача­ла для таких детей организуется индивидуальное обучение на дому, а по достижении определенных результатов воспитанни­ки социально-реабилитационных учреждений определяются в близлежащие школы.
Пребывание детей и подростков в социально-реабилитаци­онном учреждении ограничено тем временем, за которое ребе­нок будет устроен для дальнейшего постоянного проживания. Местом такого постоянного проживания может стать либо ро­дительская семья, если удалось стабилизировать ситуацию в семье и родители готовы выполнять свои функции по содержа­нию и воспитанию детей, а также семьи-усыновители и прием­ные семьи, либо государственные воспитательные учрежде­ния — детские дома и школы-интернаты.
Разнотипные социально-реабилитационные учреждения складываются в системе Министерства образования, и они прежде всего рассчитаны на трудновоспитуемых учащихся, которые по разным причинам не справляются со школьными программами, входят в острый конфликт с учителями и счита­ются «трудными» учащимися. Семейная ситуация этих детей также часто отличается неблагополучием, это, как правило, малообеспеченные неполные или многодетные семьи, семьи, где родители либо один из них злоупотребляют алкоголем, где происходят семейные конфликты, дебоши, проявления жесто­кости и насилия.
Центры социально-педагогической реабилитации систе­мы Минобразования, как правило, различаются своим воз­растным контингентом. Это могут быть учреждения, ориен­тированные как на учащихся начальной школы, так и на подростков.
Для учащихся начальной школы в числе реабилитацион­ных мероприятий на первый план выходят программы психо­лого-педагогической диагностики и коррекции, когда выявляются дефекты познавательной сферы. Они преодолеваются в процессе коррекционно-развивающего обучения, сопровожда­емого медико-социальной реабилитацией и двигательной кор­рекцией.
Для трудных учащихся подросткового возраста на первый план выходят проблемы профессионального само­определения и подготовки к рабочим профессиям, психологи­ческая коррекция личности и социально-психологическая коррекция межличностных отношений.
Большое значение в реабилитации де­тей и подростков имеет социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь семье.
Что характерно, современные исследования многодетных семей показывают, что в этих семьях на первый план с боль­шим отрывом по сравнению с потребностью в материальной помощи выходит потребность в психолого-педагогической поддержке.
В настоящее время имеется положительный опыт центров социально-педагогической реабилитации трудновоспитуемых подростков на базе вечерне-сменных школ и УПК (учебно-про­изводственных комбинатов). Учащиеся подросткового возраста, которые из-за своей неуспеваемости практически отсеялись из общеоб­разовательных школ, вливаются в новый коллектив с новой системой отношений, где педагогический коллектив относит­ся к ним доброжелательно и на «равных». Учебный процесс максимально привязан к жизни и актуальному опыту подрост­ка. На базе УПК происходит освоение рабочей профессии и по мере возможности организуется производственный процесс, позволяющий подросткам зарабатывать небольшую зарплату. Центры располагают также психологической службой и шта­том социальных педагогов, которые работают с семьей и бли­жайшим окружением подростка.
Наряду с такого рода центрами социально-педагогической реабилитации, созданными на базе вечерне-сменных школ, в системе Минобразования развивается сеть новых социально-реабилитационных учреждений, специализирующихся сугубо на работе с трудными детьми и подростками. В ка­честве примера можно привести принципы и содержание дея­тельности Ростовского областного центра реабилитации, соци­альной защиты и адаптации детей и подростков, который был создан в 1991 году как экспериментальное учебно-воспитательное учреждение. В своей деятельности Центр опирается на следующие принципы (10,105):
1. Комплексный подход к диагностике и реализация потен­циальных возможностей детей в обучении и воспитании.
2. Индивидуализация и вместе с тем дифференциации подхо­дов к обучению и воспитанию детей с проблемами в обучении.
3. Вариативность в выборе форм организации обучения и воспитания детей данной категории.
4. Ранняя медико-психолого-педагогическая диагностика и коррекция нарушенных психофизиологических функций де­тей, а также проявление социальной дезадаптации, являю­щихся основными причинами затруднений в обучении.
5. Коррекционная направленность обучения и воспитания.
6. Направленность системы обучения и воспитания на со­хранение и развитие здоровья детей.
7. Соблюдение прав детей и подростков, социального патронирования нуждающихся в особом внимании. Цели деятельности Центра следующие:
• осуществление практической психолого-педагогической реабилитации детей «группы риска»;
• преодоление явлений школьной и социальной дезадаптации: развитие познавательного интереса;
• разработка, апробирование и внедрение новых подходов к учебно-воспитательному процессу;
• содействие становлению индивидуальности и творческого отношения к жизни на всех этапах дошкольного и школьного детства: развитие способностей детей, изучение особенностей психического развития, определение психосоциальных при­чин и профилактика личностных нарушений;
• обеспечение социально-правовой защиты детей и подрост­ков;
• обобщение опыта практической психолого-педагогичес­кой реабилитации детей «группы риска» в условиях специали­зированного общеобразовательного учреждения.
Основные задачи Центра, решаемые в процессе психолого-педагогической реабилитации:
• осуществление комплексной медико-психолого-педагоги­ческой диагностики с целью определения причин возникнове­ния проблем в обучении, общении и др.;
• выбор оптимального способа обучения для каждого ребен­ка и выбор мер психокоррекционного воздействия на его лич­ность;
• оказание индивидуально-ориентированной педагогичес­кой, психологической, социальной, правовой и медицинской помощи детям и подросткам «группы риска»;
• консультативная помощь родителям или людям, их заме­щающим;
• методическая и практическая помощь специалистам, за­нимающимся вопросами реабилитационно-коррекционной де­ятельности.
Основные направления деятельности Центра составляют:
1. Диагностическое.
2. Психокоррекционное.
3. Оздоровительное.
4. Учебно-воспитательное.
5. Социально-правовое.
6. Консультационное.
7. Научно-методическое.
8. Социально-аналитическое.
9. Социально-аналитическое и просветительское. Диагностическое направление включает в себя комплексную психолого-медико-педагогическую диагностику уровня психи­ческого, физического развития детей и подростков; отклонений в развитии личности каждого из них и их поведении; отдельных психических процессов; трудностей адаптации учащихся в об­разовательном учреждении. Диагностика проводится:
• индивидуальная — при первичном обращении к психоло­гу, в ходе психокоррекционной работы и для отслеживания ре­зультатов психокоррекционного воздействия;
• групповая — при социально-психологических опросах.
Психологи-диагносты работают с детьми, имеющими про­блемы различного характера, родителями, обеспокоенными негативными проявлениями особенностей психофизиологиче­ского развития своих детей.
Психокоррекционное направление подразумевает психо­профилактическую и коррекционную работу:
• при начальных стадиях пограничных психических состо­яний детей и подростков;
• при травмировании психики несовершеннолетних, став­ших жертвами преступлений, правонарушений, социальных, технологических и природных катастроф и других травмиру­ющих событий;
• с целью компенсации девиаций личностного развития и неадекватных форм поведения;
• для коррекции межличностных отношении;
• с целью преодоления различных комплексов личностного характера;
• для адаптации ребенка в социуме. Оздоровительное направление представляют следующие разделы работы:
• углубленная диагностика причин и характера отклоне­ний в развитии ребенка;
• разработка и проведение комплекса лечебно-оздорови­тельных мероприятий, направленных на профилактику нерв­но-психических и соматических заболеваний;
• разработка индивидуальных программ восстановления здоровья детей;
• обеспечение соответствующего режима учебной деятель­ности детей и подростков «группы риска».
Учебно-воспитательное направление деятельности Цент­ра — это осуществление образования детей, имеющих трудно­сти в усвоении образовательных программ в связи с особеннос­тями психофизического развития и неблагополучными соци­альными условиями жизни в пределах государственного обще­образовательного стандарта; создание условий для личностно-ориентированного обучения, обеспечивающего вариативный характер образования с постановкой коррекционно-развивающих задач; восстановление обучаемости и повышение уровня воспитанности.
Социально-правовое направление предусматривает оказа­ние помощи несовершеннолетним в социальной и трудовой адаптации, профориентации, получении профессии и трудоус­тройстве, в защите их прав и охраняемых законом интересов;
консультировании несовершеннолетних и их родителей по правовым вопросам; профилактике асоциального поведения, бродяжничества, беспризорности, попыток суицида несовер­шеннолетних.
В консультационное направление входят консультации ро­дителей и лиц, их заменяющих, а также педагогов и психоло­гов, работающих с детьми «группы риска», по вопросам выбо­ра методов психолого-педагогического воздействия на лич­ность ребенка, выбора типа и вида образовательного учрежде­ния, учебных программ и форм индивидуального обучения и воспитания, по проблемам личной жизни несовершеннолет­них; по разрешению конфликтных ситуаций в педагогической и семейной среде. Консультации проводят все специалисты
Центра — администрация, психологи, учителя-предметники, юрист и т.д. — в зависимости от специфики возникших про­блем.
Детская жизнь есть игра инстинктов, и поэтому необхо­димо для лиц, ведущих работу детского клуба, понимание тех инстинктов, из которых складывается жизнь детей». [13] Таким образом, организация клубного коллектива, с од­ной стороны, обосновывается детскими инстинктами, а вер­нее, потребностями этого возраста, а с другой — необходимо­стью создания живой, естественной и здоровой среды, в ко­торой должна происходить реализация этих потребностей. Если говорить о подростковом возрасте, то его ведущими по­требностями, обусловленными процессом активного форми­рования самооценки и самосознания, являются потребности общения и самоутверждения. И важно, чтобы они реализо­вывались на основе позитивно ориентированной деятельнос­ти в условиях здорового коллектива, что и представляет со­бой клуб.
Учитывая современную социально-экономическую ситуа­цию и то, что трудные подростки, как правило, вос­питываются в малообеспеченных семьях и уже в раннем возра­сте вынуждены получать рабочую профессию и зарабатывать на жизнь, важным звеном реабилитационной программы клу­бов является обучение рабочей профессии и включение в производительный труд. Это, несмотря на объективные труднос­ти, уже существует во многих социально-реабилитационных учреждениях.
В настоящее время социально-реабилитационные учрежде­ния, действующие на базе подростковых клубов и досуговых объединений, также имеют свои социальные и психологичес­кие службы. Психологические службы занимаются как инди­видуальными диагностико-коррекционными программами, так и групповыми социально-психологическими тренингами, психотерапевтическими играми по коррекции эмоционально-волевой и коммуникативной сферы подростков.
Социальные педагоги и работники социальных служб реша­ют разнообразный круг вопросов социальной поддержки и за­щиты, связанных с различными сферами жизнедеятельности подростка в семье, школе, на улице в окружении сверстников. Нередко агрессия, жестокость и другие проявления острого со­циального неблагополучия в семье приобретают такие разме­ры, что возникает необходимость во временном социальном приюте, который также целесообразно оборудовать как центр социально-педагогической реабилитации.
Немало проблем в работе с подростками возникает и со школой. Чтобы исправить тяжелую конфликтную ситуацию, сложившуюся у «трудного» учащегося в школе, отнюдь недо­статочно коррекционных мер в отношении самого подростка, не менее важно изменить к нему отношение со стороны учи­телей, вызвать у учителя стремление самокритично разо­браться в причинах конфликта, отказаться от собственных ложных оценочных и поведенческих стереотипов. Изменение социальной ситуации в семье и в школе, изменение позиции родителей и учителей в отношении трудновоспитуемогопод­ростка входит в круг непростых обязанностей социального педагога.
Большую проблему также представляет уличное окруже­ние подростка, которое, как правило, про­тиводействует процессу его реабилитации и посещению клуба, досугового центра. В этом может применяться широкий арсе­нал противодействующих средств: от предложения вместе «кайфануть», «оттянуться», до угроз и физических расправ. В свое время в Тюменском клубе им. Ф.Э. Дзержинского было предложено оригинальное решение проблемы противодейст­вия уличной группировке. Уличная компания целиком при­глашалась в клуб и в своем прежнем составе, не разбиваясь, становилась подразделением клуба. Постепенно должна про­исходить переориентация группы, отказ от ее прежних норм и традиций. Такой процесс реорганизации складывался из трех этапов:
1-й этап групповой автономии, когда происходит вовлече­ние группы в коллектив клуба прежде всего за счет заинтере­сованности лидера группы.
2-й этап лидерской реорганизации, когда проходит либо пе­реориентация лидера за счет включения его в коллективную жизнь, либо дискредитация лидера, проявляющего несостоя­тельность прежних форм и методов управления группой в кол­лективной жизни.
3-й этап слияния группы с коллективом клуба. На этом эта­пе группа перестает быть замкнутым объединением и включа­ется в общую систему коллективной деятельности и широких связей со всеми членами коллектива.

Глава 2. Технология работы социального педагога.
2.1. Работа социального педагога с трудновоспитуемым ребенком как один из путей решения «трудных детей».
Для того чтобы не упустить ребенка или помочь решить проблему «трудных детей» социальный педагог  в результате совместных усилий  с педагоги­ческим  коллективом  создает банк данных. В его основе материалы — полученные от клас­сных руководителей,,, медико-психолого-педагогической комиссии и т.д.Эта система апробирована в СШ №11.г.Майкопа.
В ходе нашего исследования мы решили взять эту систему за основу.
Вначале предложили заполнить анкету(см.приложение №1).Эту анкету заполняют учащиеся 5-9 классов Списки таких детей подаются классным руководителем на основе наблюдения, анализа проступков и признаков дезадаптивного поведения.
Методика изучения личности в свою очередь позволяет педагогам, работающим с подростком оценить состояние социальной адаптации или уровень социальной и личностной зрелости подростка согласно следующим значимым критериям:
Здоровье ребёнка
Общественная активность
Структура или состав семьи
Моральный климат в семье
Потребности семьи, её социально-нравственную направленность
Характер эмоциональных отношений в семье
Отношения со сверстниками
Наличие жизненных планов и профессиональных намерений
Степень сознательности в учебной деятельности
 Уровень развития полезных интересов, знаний, умений
 Отношение к педагогическим воздействиям
 Способность считаться с общими интересами и нормами
 Способность морально оценивать поступки сверстников
 Самокритичность, наличие навыков самоанализа
 Отношение к окружающим, способность к сопереживанию
 Волевые качества. Степень восприимчивости к дурному влиянию
 Внешний вид, культура речи и поведения
 Отношение к алкоголю
 Отношение к курению
 Отношение к нецензурным выражениям.
Таким образом, данная диагностика позволяет выявить детскую проблематику, определить её причины и факторы риска, лежащие в основе противоправного поведения и приступить к созданию индивидуальных программ профилактики правонарушений или их рецидивов. При этом сама программа как совокупность целенаправленных мер и мероприятий имеет гибкий характер и может корректироваться по ходу деятельности.
    продолжение
–PAGE_BREAK–Индивидуальную программу профилактики правонарушений мы предлагаем рассматривать, как долговременный социальный проект. При этом она может иметь следующий характер: информационно-пропагандистский; ролевой; игровой; деловой; досуговый и предназначаться для формирования как устойчивого негативного отношения подростка к возможным правонарушениям, так и для формирования позитивных установок на здоровый образ жизни и конструктивные  отношения с людьми. Основными  видами деятельность педагогической команды могут стать реабилитация, т.е. восстановление и укрепление статуса подростка, его психофизических возможностей, ресоциализация и создание ситуации успеха.
Ресоциализация в свою очередь включает два процесса:
десоциализацию, т.е. развенчание прежних негативно заряженных аморальных установок и стереотипов поведения; 
воссоздание на «расчищенной территории» новых — социально приемлемых паттернов поведения. 
Коррекцию здесь мы рассматриваем как набор социально-педагогических методов и технологий по достижению состояния успешной социализации.
После проведения анкетирования  и сбора информации в банк данных вошли сведения о раз­личных категориях подростков. Фамилии подростков, состоящих на внутришкольном учете, выделены желтым цветом,, в мили­ции — зеленым. Указан тип семьи: неполная, многодетная, опекунская, криминогенная и т.п., приведены подробные сведения о роди­телях и лицах, их замещающих (опекуны, об­разование, место работы, должность). На каж­дого проблемного подростка и на проблемную се­мью заведена карточка, где дана краткая ха­рактеристика каждого члена семьи, родствен­никах, сведения о бытовых условиях, о состо­янии здоровья школьника и его родителей, указаны основные причины неблагополучия в семье, отклонения в поведении и развитии подростка Затем с этими детьми проводиться реабилитационная работа.
Организация социального проектирования для всего класса может стать эффективным способом включения в социально-значимую деятельность трудновоспитуемых подростков.
 Вместе с тем в качестве модели для построения индивидуальных программ мы предлагаем использовать «Примерную программу по профилактике рецидивов правонарушений» (Таблица 1), отражающую содержание и основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения. Общие задачи и функции педагогической команды, осуществляющей сопровождение, также представлены в «Положении о социально-психологической службе образовательного учреждения
Примерная программа по профилактики правонарушений

Таблица 2
Цель этапа
Основные направления в работе
Методы работы
1 этап
Цель:
Изучение причин, способствующих совершению правонарушений. Составление социально — психологического  портрета учащегося, стоящего на внутришкольном учете или  в ПДН
Первичная диагностика
Определить  «зоны» детского неблагополучия;
Выявить индекс благополучия;
Изучить личность подростка, его мотивационно-потребностную сферу
Методы изучения личности
(анализ документов, беседа, опрос, социометрия, комплекс методик, связанных с изучением личности подростка).
2 этап
Цель:
Изменение нежелательного стереотипа поведения подростка. Развитие положительной мотивации и качеств личности подростка.
1. Развитие положительных взаимоотношений с подростком (личных и деловых);
2. Построение эмоционально-значимых и социально-значимых видов деятельности подростка;
3. Оказание конкретной помощи в реализации социальных потребностей подростка;
4. Привлечение подростка к участию в различных формах коллективной творческой деятельности;
5. Создание ситуации успеха в учебной деятельности.
Методы коррекции
— метод «педагогического взрыва», метод поощрения, метод убеждения, методика организации коллективной творческой деятельности, индивидуальная консультация, создание ситуации успеха в социально-значимой деятельности и др.
3 этап
Цель:
Формирование законопослушного поведения подростка
1. Формирование доверительных отношений с подростком;
2. Достижение устойчивых позитивных результатов в учебе и других видах деятельности;
3. Постоянное участие в социально-значимых видах деятельности.
Метод аутогенной тренировки, тренинги социальных навыков и модификации поведения и др.
Индивидуальная педагогическая поддержка
Социальное проектирование.
Так, Оля М., была занесена в банк данных, как неуправляемый подросток, часто срывала уроки, была груба с учителями и одноклассниками. В ходе анкетирования мы выяснили, что у нее умерла мама, отец с горя начал пить, часто его не бывает дома. Девочке не хватает отцовского внимания и теплоты. Мы решили навестить отца и поговорить с ним. После беседы отец стал часто заходить в школу, интересоваться успехами дочки, а впоследствие стал членом родительского комитета. А Олю привлекали к общественной работе в классе и в школе. Девочка изменилась, стала посещать уроки, появился интерес к учебе.
В ходе нашего исследования среди 50 опрошенных детей к трудновоспитуемых было отнесено 5  детей.
Владимир К.пропускает занятия в школе без уважительных при­чин. В 7-м классе под­росток посетил 9 учебных дней, после чего перестал ходить в школу. В семье сложилась неблагоприятная обстановка, кон­троль за поведением Володи со стороны матери отсутствует, подросток подрабатывает на оптовом рынке, собирает бутылки, воруют, ребенок оставлен на попечение бабушки.
Подросток и семья были поставлены на учет к социаль­ному педагогу, который осуществлял контроль за ситуаци­ей в семье, консультировал и координировал деятельность служб и специалистов, участвующих в решении проблем семьи, информировал КДН о проделанной работе.
С родителями и подростком неоднократно проводились беседы, мальчик посетил консультацию психолога, через (‘пригласительную комиссию был повторно оформлен индивидуальный план обучения, составлено расписание занятий Формирование учебной мотивации строилось на основе  интереса  подростка к истории и математике.
Родители долго не прилагали усилий для исправления ситуации и на Комиссии был поставлен вопрос о лишении их родительских прав. Это стало переломной точкой в ра­боте с семьей. Ситуация стабилизи­ровалась. Комиссия сняла семью с контроля и дальнейшая работа осуществлялась социальным педагогом.
Екатерина В.Елена С. 02.07.1989 г.р
Екатерина злостно уклоняется от обучения, пропускает за­нятия в школе без уважительных причин. Так, с начала учебного года ею пропущено 64 урока, по предваритель­ным данным, девочка по итогам четверти будет иметь 3 двойки. В последнее время, она стала грубо и, агрессивной, нецензур­но выражается.
Мать, зная, что дочь не посещает занятия, мер по ее воз­вращению в школу не предпринимает. Меры педагогичес­кого воздействия положительного результата не дают.
Семья была обследована специалистами Центра соци­альных услуг для молодежи. Установлено, что в семье слож­ные взаимоотношения между родителями, которые разве­дены, но проживают вместе и часто конфликтуют, все это происходит на глазах у девочки. В связи с этим Екатерина за­мыкается в себе, старается чаще бывать вне дома. Отсут­ствие контроля со стороны матери способствует уклонению несовершеннолетней от обучения.
Мама и подросток прошли курс консультаций психоло­га. Девочка стала посещать клуб «Ровесник» г. Майкопа. В школе смогли организовать дополнительные за­нятия для ликвидации пробелов в знаниях Екатерины Хотя се­рьезных изменений во взаимоотношениях родителей не произошло, девочка стала чувствовать себя увереннее, вер­нулась в школу, удовлетворительно закончила учебный год, нормализовались ее отношения с классом.
Денис О… злостно уклоняется от обучения, пропускает занятия в школе без уважительных причин. Так, в течение 1-й четверти им пропущено 78 уроков, в резуль­тате чего он не успевает по 4 предметам. В настоящее вре­мя пропуски уроков продолжаются.
Денис объясняет нежелание хо­дить в школу сложившейся конфликтной ситуацией в классе и с учителями.
В течение двух месяцев проводилась работа с классным руководителем, подростком, семьей. Был составлен график консультаций по предметам для ликвидации пробелов в зна­ниях. Денис посещал занятия, но с началом новой четвер­ти отказался вернуться в класс. В связи с этим подросток был устроен в СГПУ № 1, где условия обучения позволяли завершить обучение в 9-м классе, сочетая его с начальным профессиональным образованием. Денис при­ступил к занятиям, и ситуация стабилизировалась.
Александр В. Установлено, что  он. упот­ребляет наркотики с декабря 2004 г., Подросток находился под постоянным контролем инспектора ОППН, социального педагога. Именно социальный педагог помог маме устано­вить взаимоотношения с психологом, специалистами Город­ского  наркологического диспансера. В итоге Сергей прошел курс лечения от наркомании. Социальным педагогом мальчику были предложены вари­анты организации досуга в спортивных секциях.
Кирил­л Ф.,
Кирилл употребляет алкогольные напитки,  нео­прятный внешний вид.
В настоящее время других замечаний подросток не име­ет, по месту учебы характеризуется удовлетворительно.
Основную работу с подростком вел социальный педагог. Беседуя с мальчиком, она выяснила, что употреб­ление спиртного воспринимается им как основной способ организации свободного времени и взаимоотношений со сверстниками. Кириллу предложили прийти в школьный клуб старшеклассников, где он принял участие в организа­ции школьных мероприятий, нашел новых друзей, новую среду общения. Ситуация стабилизировалась.
Михаи­л Ч.
В семье сложилась критическая ситуация. Родители были предупреждены, что если ситуация не изменится, они бу­дут лишены родительских прав. Миша и Григорий посто­янно задерживались за попрошайничество, так как были постоянно голодны.
К работе с семьей подключили специалиста по социаль­ной работе Центра социальных услуг. Она организовала помощь одеждой через благотворительный фонд, регуляр­но посещала семью и проводила беседы с матерью, убеди­ла ее пройти консультацию психолога Центра и посетить вместе с Мишей врача-нарколога. Управление социальной защиты выделило материальную помощь в виде продук­тов.
В Городское управление образования было направлено представление с целью решения вопроса об определении возможностей обучения для подростков. Благодаря этому Женя и Гриша были устроены в школу-интернат, а для Миши был составлен план индивидуального обучения в школе по месту жительства.
Семья находилась под постоянным контролем инспек­тора ОППН и участкового инспектора милиции, благода­ря чему в доме все реже собирались пьющие компании. Совместно с социальным педагогом они помогли детям определиться с организацией летней занятости. Подрос­тки посещали детскую досуговую площадку по месту жи­тельства.
Посещение семьи — дело сложное, тонкое, исключающее поспешность. Малейшая недо­работка — и семья, так остро нуждающаяся в помощи, не сможет раскрыться, поведать о своих бедах. Так, семья Л. встретила «группу поддержки» без восторга, настороженно. Все члены семьи ожидали морализирования, при­готовились молча слушать, как их будут ру­гать. учить, как правильно жить. Но прозву­чали совсем неожиданные для семьи слова:
«Давайте вместе подумаем, чем вам помочь. Хотите ли вы что-то исправить, изменить в своем доме?» Именно такие предложения могут положить начало сотрудничеству соци­ального педагога, школы и семьи.
Визит в семью повторяют че­рез несколько дней. Мало что изменилось с той первой встречи. Не надо строить иллю­зий, что приход педагога с группой в одно­часье изменит семью настолько, что взрослые перестанут употреблять алкоголь.
Связь с семьей, с кото­рой только-только налаживаются контакты, обязательно должна быть систематической, постоянной, а не эпизодической или перио­дической.
Используя личностно-деятельностный подход, социальный педагог дает ориентиры семье и помогает ей самоорганизоваться на решении собственной проблемы. Толчком к этому часто становится благоустройство сво­его жилья, ремонт квартиры за счет матери­альных затрат Центра семейного воспитания. Такая совместная деятельность способствует оздоровлению микроклимата в семье.
В нашей работе очень важны доверитель­ные партнерские отношения между социаль­ным педагогом и классным руководителем. Защищать ребенка — значит, помогать ему в решении его проблем здоровья, учения, вза­имоотношений с учителями, родителями, т.е. создавать условия не только для выживания, но и для развития в сегодняшних условиях.
Планы социального педагога часто меня­ются в зависимости от каждодневных ситуа­тивных и сиюминутных проблем. Соци­альным педагогом проводится интенсивная работа по реабилитации и социальной адап­тации детей. Практика показывает, что индивидуальные еженедель­ные консультации помогают юношам и де­вушкам избавиться от стресса, разгружают их морально и психологически, устраняют при­чины негативного поведения.
Социальный педагог принимает подрост­ка как данность, независимо оттого, что он говорит, какие проступки совершал. Он про­сто обязан проявить заинтересованное отно­шение к подростку, в том числе и к асоциаль­ному, чтобы помочь ребенку открыться.
Практика показала, что нуждающе­гося в помощи ученика не обманешь даже талантливо сыгранным хорошим отношени­ем. Только с позиции принятия подростка можно выразить свое отношение к его про­ступку, к общественно неодобряемым дейст­виям. На консультациях педагог помогает подростку разобраться в сложностях его жиз­ни… Лучше всего давать такой совет, ко­торый стимулирует самостоятельный поиск оптимальных выходов из сложных ситуаций, без навязывания своего мнения, используя в общении такие обороты: «по-моему…», «а что, если…» и др.
Одна из функций работы социального педагога в общеобразовательной школе — помощь детям в сложном процессе их социализации, выработ­ка у них социоадаптивных качеств, помогаю­щих справиться с трудными ситуациями любо­го уровня и позволяющих не только приспособиться к жизни, но и реализовать свой творческий потенциал… Дети особенно восприимчивы к соци­альным воздействиям, и у большинства из них не сформировались устойчивые негативные, асоциальные качества. К тому же они находятся на рубеже перехода к подростковому возрасту, одному из самых сложных периодов развития личности, который может быть чреват появле­ниями психологических комплексов, неадекват­ной самооценки, девиантного поведения, лич­ных драм и даже трагедий. Исходя из этого, нужно  готовить детей к этому периоду, чтобы он про­шел более щадяще, менее болезненно и для ре­бенка и для его окружения. С этой целью и был разработан данный спецкурс, который мы провели с детьми, занесеннми в банк данных, как трудно воспитуемые…
Название курса — «Основы позитивного мы­шления». Это связано с рядом причин и, в пер­вую очередь, с тем, что большинство современ­ных социологов и социальных психологов (К. А. Абульханова-Славская, Ю. М. Орлов, Д. Майерс, С. Московичи, А. Эллис, А. Бек и другие) утверждают, что мышление может но­сить адаптивный и малоадаптивный характер (подразумевая под мышлением содержание мыслей человека, его взгляды и убеждения, способ отношения к жизни и самому себе), что эмоции и поведение человека определяются прежде всего его мышлением, тем, что он дума­ет о ситуации, как ее оценивает.(5,67) Одну и ту же ситуацию можно трактовать адаптивным и не­адаптивным способом и, исходя из этого, испы­тывать соответствующие эмоции, чувства, строить свое поведение.
Какой же тип мышления, т.е. систему взгля­дов и убеждений человека, его способ отноше­ния к жизни, психологи считают адаптивным? Проблема социальной адаптации красной ни­тью проходит через большинство древних и со­временных философских и психологических источников (например, библейские тексты, уче­ние римских стоиков, теории А. Адлера В. Франкла, А. Маслоу. А. Эллиса. Н. Пезешкиана и других. Несмотря на различия этих ис­точников (стилевые, этнографические, хроно­логические и т.д.), у них есть много точек соприкосновения, и главная из них состоит в том. что путь успешной адаптации человека оп­ределяется ими через дисциплину разума (гово­ря современным научным языком — когнитивную саморегуляцию) и соблюдение нравственных принципов, которые способствуют выживанию и развитию человека, общества, природы и космо­са(10, 65).Опираясь на источники данного направле­ния выводится социоадаптивный тип мышления, который определяет как позитивное мышление, представляющее со­бой способ отношения человека к жизни, само­му себе на основе следующих компонентов: гу­манистического мировоззрения, мотивации роста, разумного, объективного взгляда на мир, реалистического оптимизма, безусловной люб­ви к себе, доброжелательности, терпимости, уважения себя и других, сотрудничества, само­стоятельности взглядов в сочетании с психоло­гической гибкостью, эстетического отношения к жизни, владения методами саморегуляции. Вслед за древними и современными психолога­ми и философами именно эти ка­чества считаются социоадаптивными и предлагает социальную технологию по их формированию у учащихся общеобразовательных школ на базе спецкурса «Основы позитивного мышления». Он основан на методах рациональной терапии в сочетании с использованием выразительных возможностей музыки. Направление рацио­нальной терапии строится на убеждении и пе­реубеждении человека, формировании у него более здоровых взглядов на жизнь, адекватных действительности. А искусство, особенно му­зыка, способствует не только рациональному, но и эмоциональному постижению школьника­ми нравственных истин, психологических за­кономерностей. Центральным методом ис­пользуемой социальной технологии служит этико-психологическая беседа в сочетании с выразительными возможностями музыки и других видов искусства. (Данная социальная технология использует и другие методы, напри­мер моделирование ролевых ситуаций, социодраму, элементы социально-психологического тренинга и т.д.). Предложенный в спецкурсе, разработанном на основе данной социальной технологии, порядок следования тем имеет оп­ределенную логику  тем, характеризующих некоторые социально значимые качества, к те­мам, освещающим межличностные взаимо­действия. наиболее благоприятные для соци­альной адаптации модели общения, и постепенный выход на освоение высоких ду­ховных ценностей, таких как любовь и дружба. Затем следует закрепление всего пройденного на новом уровне. Данный предмет рассчитан на 31 занятие по 45 мин в неделю. При этом желательно дополнительное прослушивание на внеклассных уроках по 30-45 мин в неде­лю музыкального репертуара, использованно­го на занятиях, и проведение внеклассных ме­роприятий в форме сюжетно-ролевых игр с элементами социодрамы.
    продолжение
–PAGE_BREAK–

    продолжение
–PAGE_BREAK–