Предпринимательство, формы и методы организации предпринимательства

Предпринимательство, формы и методы организациипредпринимательства

Содержание
Введение
1. Понятие и сущность предпринимательства
2. Типы и виды предпринимательства
3. Основные организационно-правовые формыпредпринимательской деятельности
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Предпринимательство — неотъемлемыйэлемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика иобщество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Независимыепредприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частныхсобственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только всоциально-экономической, но и в политической жизни страны.
Предпринимательство обеспечиваетукрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности.По своему экономическому положению и условиям жизни частные предпринимателиблизки к большей части населения и составляют основу среднего класса,являющегося гарантом социальной и политической стабильности общества.
География устойчивого развитияпредпринимательства постоянно расширяется, хотя и сохраняется неравномерность егораспространения: более половины работающих в стране малых предприятийсосредоточено в восьми субъектах России, около четверти — в Москве. Предпринимателиза годы экономических преобразований приобрели опыт ведения бизнеса. Повысилсяпрофессиональный уровень многих предпринимателей и управленцев. В целомпроизошла сегментация рынков, появилось больше предприятий, ориентированных напроизводственный сектор и сферу услуг, улучшается качество продукции пищевой илегкой промышленности. То же можно сказать и о сфере услуг в крупных городах. Вместес тем, по-прежнему невелика доля производственного сектора, слабо внедряютсяновые технологии. Отдельные примеры выпуска высококачественных товаров до сихпор не решают проблему низкой конкурентоспособности основной продукции малыхпредприятий.
Цель данной работы заключается визучении предпринимательства, форм и методов организации предпринимательства.
1. Понятие и сущность предпринимательства
В экономической, философской идругих видах литературы можно найти различные точки зрения на сущность этогопонятия.
В западных странах в настоящеевремя предпринимательство характеризуется как особый, новаторский,антибюрократический стиль хозяйствования, в основе которого лежит постоянныйпоиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать ииспользовать для решения поставленной задачи ресурсы из самых разнообразныхисточников. Такой подход имеет важное значение и для развитияпредпринимательства в нашей стране. Последует подчеркнуть, что для создания иразвития своего предприятия предприниматель должен «искать» источникиресурсов на основе действующего законодательства.
Предпринимательство как процессвключает поиск новых идей, постановку целей, их оценку и воплощение в новомпредприятии, превращающем идею в конкретный результат.
Предпринимательство представляетсобой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности,осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворенияпотребностей конкретных потребителей, общества в товарах (работах, услугах),для получения прибыли (дохода), необходимой для саморазвития собственного дела(предприятия) и обеспечения финансовых обязанностей перед бюджетами и другимихозяйствующими субъектами — кредиторами [7, с.18].
Предпринимательство — этопринципиально новый тип хозяйствования, базирующийся на инновационном поведениисобственников предприятия, на умении находить и использовать идеи, воплощать ихв конкретные предпринимательские проекты. Предпринимательство — это, какправило, рисковое дело, но тот, кто не рискует, не может, в конце концов,добиться успеха [8, с.21].
Для развития в Россиипредпринимательства существенное значение имеет понимание того, что не любоеновое дело является предпринимательством Предпринимательство в первую очередьсвязано с эффективным использованием всех факторов производства в целяхэкономического роста и удовлетворения потребностей. Основная функцияпредпринимательства в России должна состоять в том, чтобы производить, «доводить»до конкретных потребителей товары, услуги, работы и получать за этоматериальное и моральное вознаграждение.
Для формированияпредпринимательства необходимы определенные условия: экономические, социальные,правовые и др. Экономические условия — это: предложения товаров и спрос на них;вилы товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств,которые покупатели могут истратить на эти покупки: избыток или недостаточностьрабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е.на их возможности приобретения товаров.
На экономическую обстановкусущественно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, величина заемныхсредств, к которым готовы обратиться предприниматели для финансирования своихделовых операций и которые готовы предоставить им кредитные учреждения.
Всем этим занимается множестворазнообразных организаций, составляющих инфраструктуру рынка, с помощью которойпредприниматели могут устанавливать деловые взаимоотношения и вестикоммерческие операции.
Вплотную к экономическимпримыкают социальные условия формирования предпринимательства. Прежде всего — этостремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам имоде. На разных этапах потребности могут меняться. Существенную роль играютнравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды. Ониоказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и на его спрос натовары. Социальные условия влияют на отношение отдельного индивидуума к работе,что в свою очередь определяет его отношение к величине заработной платы и кусловиям труда, предлагаемым бизнесом.
От предпринимательскойдеятельности предприниматель должен получать удовлетворение. Он участвует врешении социальных вопросов, касающихся трудовой деятельности своих сотрудников,охраны их здоровья, сохранения рабочих мест и др.
Любая предпринимательскаядеятельность функционирует в рамках соответствующей правовой среды. Поэтомубольшое значение имеет создание необходимых правовых условий. Здесь имеется ввиду наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и создающихнаиболее благоприятные условия для развития предпринимательства: упрощенная иускоренная процедура открытия и регистрации предприятий; защита предпринимателяот государственного бюрократизма; совершенствование налогового законодательствав направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности,развития совместной деятельности отечественных предпринимателей с зарубежными. Сюдавходят и создание региональных центров поддержки малого предпринимательства,усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности. Важную рольиграет также подготовка законодательных инициатив по вопросам правовой гарантиипредпринимательской деятельности, включая в первую очередь право на собственностьи соблюдение договорных обязательств.
В процессе историческогоразвития в способы ведения предпринимательской деятельности включались всеновые формы хозяйственного взаимодействия, усложнялись отношения собственностии механизмы объединения и перелива капитала, появлялись все более развитыеспособы распределения доходов и рисков, меры по обращению ответственности,формы управления капиталом.
Предпринимательская деятельность- по законодательству РФ — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельностьграждан и их объединений, направленная на систематическое получение прибыли отпользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуглицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. ВРФ регулирование предпринимательской деятельности основывается на нормахгражданского права.
Для создания и развития своегопредприятия предприниматель должен «искать» источники ресурсов наоснове действующего законодательства.
Предпринимательство как процессвключает поиск новых идей, постановку целей, их оценку и воплощение в новомпредприятии, превращающем идею в конкретный результат.
Основная функцияпредпринимательства в России должна состоять в том, чтобы производить, «доводить»до конкретных потребителей товары, услуги, работы и получать за этоматериальное и моральное вознаграждение. Для формирования предпринимательстванеобходимы определенные условия: экономические, социальные, правовые и др.
На всех этапах развитияэкономики основным звеном является предприятие. Именно на предприятииосуществляется производство продукции, происходит непосредственная связьработника со средствами производства. Предприятие самостоятельно осуществляетсвою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, получаемой прибылью, оставшейсяв его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.2. Типы и виды предпринимательства
С учетом направленностипредпринимательской деятельности, объекта капитала и получения конкретныхрезультатов выделяются следующие виды предпринимательства.
Во-первых, производственноепредпринимательство. Это процесс производства конкретных товаров, осуществленияработ и оказания услуг для их реализации потребителям. Посколькупроизводственное предпринимательство осуществляется в сфере материальногопроизводства, оно классифицируется в зависимости от отрасли хозяйственнойдеятельности на промышленное, строительное, сельскохозяйственное и др. Соответственновыделяют предпринимательство по подотраслям.
Производственноепредпринимательство с народнохозяйственной точки зрения является определяющим,так как в этих организациях осуществляется производство продуктов производственно-техническогоназначения и товаров массового потребления, необходимых для домохозяйств, фирм,государства в целом. Все виды товаров, работ и услуг для конкретныхпотребителей производятся субъектами производственного предпринимательства. Разумеется,производственное предпринимательство не является абсолютно самостоятельным, ноот его развития зависят экономический рост и уровень социального развитияобщества. Естественно, не обязательно производить все виды товаров в однойстране. На основе международного разделения труда происходит международнаяспециализация производственных предприятий по выпуску важных видов товаров и ихэкспорт (импорт) в другие страны. Но этот процесс не так прост, как можетпоказаться на первый взгляд. Специализация и рост объемов производствакакого-то вида товаров на основе новейших технологий приводят к увеличениюобъема производства, сокращению издержек производства, повышению уровнякачества товаров. Поэтому продукции отечественныхпредпринимателей-производственников трудно конкурировать с зарубежнымитоварами, так как те дешевле отечественных, и предприниматели, занимающиесяторговлей, отдают предпочтение импортным товарам.
Структурная перестройкаэкономики не обеспечила необходимых условий для развития производственногопредпринимательства, поэтому производственное предпринимательство в Россииявляется наиболее рисковым занятием. Риск не реализации произведеннойпродукции, хронические неплатежи, многочисленные налоги, сборы и пошлинытормозят развитие предпринимательства в производственной сфере, хотяотносительно высокими темпами развивается коммерческо-торговое предпринимательствокак второй вид предпринимательской деятельности. Эта деятельность мобильна,быстро приспосабливается к потребностям, так как непосредственно связана сконкретными потребителями. Считается, что для развития торговогопредпринимательства необходимы как минимум два основных условия: относительноустойчивый спрос на продаваемые товары (поэтому обязательно хорошее знаниерынка) и более низкая закупочная цена товаров у производителей, что позволяетторговцам возместить торговые издержки и получить необходимую прибыль. Торговоепредпринимательство связано с относительно высоким уровнем риска, особенно приорганизации торговли промышленными товарами длительного пользования.
Третьим видомпредпринимательства является финансово-кредитное. Это специализированнаяобласть предпринимательской деятельности, характерной особенностью которойявляется то, что предметом купли-продажи выступают ценные бумаги (акции,облигации и др.), валютные ценности и национальные деньги (российский рубль). Дляорганизации финансово-кредитного предпринимательства образуетсяспециализированная система организаций: коммерческие банки, финансово-кредитныекомпании (фирмы), фондовые, валютные биржи и другие специализированныеорганизации. Предпринимательская деятельность банков и другихфинансово-кредитных организаций регулируется как общими законодательнымиактами, так и специальными законами и нормативными актами Центрального банкаРоссии и Минфина РФ. В соответствии с законодательными актамипредпринимательская деятельность на рынке цепных бумаг должна осуществлятьсяпрофессиональными участниками. Государство в лице Минфина РФ также выступает вкачестве предпринимателя на рынке ценных бумаг. В этом качестве выступаютсубъекты РФ и муниципальные образования, выпуская в оборот соответствующиеценные бумаги. Участниками рынка ценных бумаг являются коммерческиеорганизации, осуществляющие эмиссию ценных бумаг.
Рынок финансовых услуг — сферадеятельности финансовых организаций на территории РФ или ее части, определяемаяисходя из места предоставления финансовой услуги потребителям [4, с.158].
Предпринимательская деятельностьна рынке финансовых услуг представляет совокупность этой деятельности (с учетомспецифики и особенностей) на следующих рынках:
на рынке ценных бумаг;
на рынке страховых услуг;
на рынке банковских услуг;
на рынке иных финансовых услуг.
В хозяйственной практике видыпредпринимательства — индивидуальное, партнерское и корпоративное — облекаютсяво множество конкретных организационно-правовых форм. В процессе историческогоразвития в способы ведения предпринимательской деятельности включались всеновые формы хозяйственного взаимодействия, усложнялись отношения собственностии механизмы объединения и перелива капитала, появлялись все более развитыеспособы распределения доходов и рисков, меры по обращению ответственности,формы управления капиталом. Складывалось предпринимательское право какважнейший элемент гражданского и хозяйственного права. Происходила определеннаядифференциация норм предпринимательства по регионам мира — континентальное (европейское)право, англосаксонские правовые нормы, американская правовая модельпредпринимательства и др.
Важно понимать в связи с этим,что процесс становления современных организационно-правовых формпредпринимательства по-разному происходит в странах с развитой рыночной и спереходной экономикой. Если в рыночной экономике этот процесс был историческиэволюционным и сопровождал естественный прогресс экономического и общественногоуклада, то странам с переходной экономикой приходится переживать все трудностиломки общественных, экономических и организационных отношений. Правовыепредпринимательские нормы, поэтому менее стабильны, нередко внутреннепротиворечивы, страдают приверженностью интересам тех или иных общественныхгрупп. Однако большинству постсоциалистических стран удалось относительнобыстро создать основы организационно-правовых форм предпринимательства, в целомприближенных к рыночным.
Особая проблема — государственноепредпринимательство, которое осуществляется либо полностью государственнымипредприятиями, либо организациями со значительной степенью государственногоучастия (в капитале и управлении). Распространенный тезис о преимуществахсмешанной экономики, то есть такой, где государство осуществляет хозяйственнуюдеятельность наряду с частными предпринимателями, требует уточнения. Популярноеположение о равноправии всех форм собственности справедливо только в одном — ввыборе частной или государственной формы предпринимательской деятельности. Когдаже такая деятельность уже осуществляется на практике, государство какпредприниматель обязано неукоснительно следовать общим нормамгражданско-правовых и хозяйственных отношений. В рыночной экономике этиотношения строятся при безусловном примате частной собственности и ееправопорядка. Есть некоторые особенности функционирования публичных (общественных)предприятий. Но принцип один — в сфере предпринимательских отношенийгосударственные предприятия должны следовать нормам частного правопорядка, тоесть действительно пользоваться равными правами (и ответственностью) с частнымипредпринимателями, о случаях, когда государство преследует определенныеспецифические цели, отличные от предпринимательских, должны существовать испецифические правовые нормы, в том числе и организационные. Однако в сфереобщих норм хозяйственных отношений такие организации действовать не могут.
Рассмотрим теперь болееподробно, определяющие тот или иной статус фирм.3. Основные организационно-правовые формыпредпринимательской деятельности
Хозяйственное товарищество — этоформа предпринимательства, осуществляемого совместными усилиями двух или болеелиц (физических или юридических), каждое из которых имеет права и несетответственность в зависимости от вложенной доли в уставный фонд, а также места,занимаемого в структуре управления [3, с.67]. Хозяйственное товариществообладает на правах собственности уставным капиталом, разделенным на доли (вклады).В соответствии с Гражданским кодексом РФ [2] действуют два вида товариществ.
Полное товарищество создаетсяполными товарищами, которые несут полную ответственность своим имуществом повсем обязательствам фирмы. Солидарная ответственность существует в полномтовариществе в особой форме — субсидиарной ответственности. Это значит, что вслучае наступления имущественной ответственности, превышающей размер уставногокапитала, кредитор вправе предъявить требование сначала к основному должнику, апри недостаточности его имущества или невозможности полностью удовлетворитьтребования кредитор предъявляет требования и к другим товарищам. Полноетоварищество создается на основе договора. Оно не является юридическим лицом,то есть все его члены сохраняют полную самостоятельность, но при условиисубсидиарной ответственности.
Смысл создания полноготоварищества — объединение средств и усилий для реализации какого-либо проекта.С этой целью чаще всего создаются довольно крупные товарищества, называемыеконсорциумами. Консорциум — это временное соглашение двух или несколькихюридических лиц в целях реализации крупномасштабного проекта. Членство в немдобровольное. Консорциум прекращает свое существование после завершения проекта.В отдельных случаях возможно также образование юридического лица.
Товарищество на вере такжеявляется объединением нескольких физических и юридических лиц для совместнойхозяйственной деятельности на основе договора. Уставный капитал формируется издолей и вкладов участников. Участники, внесшие доли уставного капитала,являются полными товарищами и несут полную имущественную ответственность. Членытоварищества, внесшие вклады, не принимают участия в предпринимательскойдеятельности и несут ответственность в пределах суммы своего вклада. Необходимостьв создании товарищества на вере может возникнуть при реализации крупного проектаподобно тому, как это имеет место при образовании консорциума.
В зарубежной практике аналогомтоварищества на вере являются коммандитные товарищества, также включающие всвой состав полных товарищей (комплементарии) и вкладчиков (коммандитисты). ВРоссии правовое регулирование деятельности товариществ имеет много нерешенныхпроблем, поэтому пока они не очень популярны как форма предпринимательскойдеятельности.
Уязвимой сторонойпредпринимательства в форме товариществ является полная ответственность всехили части их членов. Используется эта организационно-правовая форма в основномв мелком бизнесе.
Хозяйственные общества — этокоммерческие организации, учреждаемые одним или несколькими физическими илиюридическими лицами с внесением долей (или полной величины) уставного капитала[6, с.132]. Российским законодательством предусмотрены четыре основные формыхозяйственных обществ.
Общество с ограниченнойответственностью (ООО) учреждается одним или несколькими физическими илиюридическими лицами (но не более, чем пятьюдесятью), несущими ответственностьпо обязательствам и риск убытков только в пределах внесенных вкладов. Важно,что в рамках уставного капитала вклады от одного собственника к другому могутпереходить только с согласия всех других членов общества. Общество имеет правоюридического лица. Учредительный договор определяет наименование,местонахождение, предмет, задачи и цели деятельности, размер уставного капиталаи доли в нем всех членов общества. Общество имеет свои органы управления — общеесобрание участников (высший орган) и исполнительный орган (единоличный иликоллегиальный) для текущего руководства деятельностью общества.
Общество с дополнительнойответственностью, как и ООО, учреждается одним или несколькими лицами и имеетуставный капитал, разделенный на доли, определяемые в учредительных документах.Особенность общества с дополнительной ответственностью заключается враспространении ответственности по обязательствам общества не только на вклады,но и на остальное имущество членов. При наличии двух или более учредителейвступает в силу солидарное несение ответственности в форме субсидиарнойответственности всех членов общества. Ответственность обанкротившегося членаобщества распределяется между остальными участниками пропорционально вкладам.
Акционерные общества (корпорации)появились в истории мирового бизнеса из стремления жестко отделитьответственность всего объединения предпринимателей от полной имущественнойответственности физического или юридического лица, являющегося членом общества.Уставный капитал акционерного общества разделен на определенное число акций. Участникиобщества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут ответственностьза деятельность общества в пределах стоимости принадлежащих им акций. Совокупностьакций, принадлежащих одному акционеру, называется пакетом. Поскольку каждаяакция определенной номинальной стоимости дает владельцу право одного голоса впроцессе принятия управленческих решений, то чем больший пакет сосредоточен вруках акционера, тем больший контроль над обществом он имеет. Возможноформирование контрольного пакета, составляющего 51% всех акций и дающеговозможность провести решение его владельца и реализовать его интересы припринятии управленческих решений в обществе. Существует два вида акционерныхобществ (АО).
Открытое акционерное обществоимеет право проводить открытую подписку на выпускаемые акции и осуществлять ихпродажу на условиях, предусмотренных законодательством. Владельцы акций вправеотчуждать (продавать) их без согласия других акционеров.
Закрытое акционерное общество. Вэтом типе АО акции распределяются только среди учредителей, и общество не имеетправа проводить открытую подписку на свои акции. Акционеры имеютпреимущественное право приобретения акций, которые желают продать другиеакционеры общества.
Акционерные общества выпускают иразмещают ценные бумаги, свидетельствующие о праве собственности насоответствующую часть капитала общества, праве на участие в управлении и правена получение дохода. Средства от выпуска и размещения акций образуютсобственный капитал АО, причем этот капитал может увеличиваться за счетдополнительных выпусков (эмиссии) акций. АО может в целях привлечениядополнительных ресурсов выпустить облигации, средства, от размещения которыхсоставляют заемный капитал АО. Мобилизованные таким образом средства должныбыть на оговоренных условиях и в определенные сроки возвращены владельцамоблигаций. Собственники облигаций имеют право на получение дохода, однако неучаствуют в управлении АО.
Акционерная форма организациибизнеса имеет ряд существенных преимуществ. Главными из них являютсявозможности мобилизации крупных финансовых ресурсов, а также быстрого переливакапитала из одной сферы в другую (путем операций на фондовом рынке). АО независят напрямую от состава своих акционеров, так как существует в основномсвободный порядок обращения, отчуждения и приобретения акций. Однако,разделение в АО функций собственности и контроля может создавать условия длязлоупотреблений и конфликтов интересов.
Холдинговые компании (холдинги) являютсяразновидностью акционерных обществ с более сложной организационной структурой. Холдинговаякомпания «держит» крупные, часто контрольные, пакеты акций дочернихакционерных обществ [5, с.94]. Такая организация преследует цель осуществленияконтрольных, управленческих, финансовых и иных функций холдинговой компании поотношению к тем АО, акциями которых она располагает. В составе холдингадочерние АО сохраняют свою юридическую и оперативно-хозяйственнуюсамостоятельность. При создании холдингов используется возможностьпредпринимательского взаимодействия капиталов без их непосредственного слиянияв единую компанию. По мере развития внутренней интеграции в холдингах возможнотакже более тесное переплетение капиталов головной и дочерних компаний наоснове так называемого перехода на единую акцию. При этом акции дочернихкомпаний обмениваются в оговоренном соотношении на единые акции холдинга. Переходна единую акцию осуществляют или намереваются осуществить ряд российскихкрупных нефтяных компаний.
Производственные кооперативы (артели)являются добровольными объединениями граждан для совместной производственной ихозяйственной деятельности путем создания коммерческой организации с правомюридического лица [8, с.59]. Членство в производственном кооперативеосновывается на личном трудовом или ином участии, а также на объединенииимущественных паевых взносов. Число членов не может быть менее пяти. Решенияпринимаются по принципу «один член — один голос» независимо отвеличины индивидуального пая. Члены кооператива несут субсидиарнуюответственность по его обязательствам. Производственные кооперативы получилираспространение в торговле, сфере услуг, в мелком промышленном производстве, встроительстве.
Заключение
 
Предпринимательская деятельность- самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность граждан и ихобъединений, направленная на систематическое получение прибыли от пользованияимуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированнымив этом качестве в установленном законом порядке. В РФ регулированиепредпринимательской деятельности основывается на нормах гражданского права.
Для создания и развития своегопредприятия предприниматель должен «искать» источники ресурсов на основедействующего законодательства.
Предпринимательство как процессвключает поиск новых идей, постановку целей, их оценку и воплощение в новомпредприятии, превращающем идею в конкретный результат.
Основная функцияпредпринимательства в России должна состоять в том, чтобы производить, «доводить»до конкретных потребителей товары, услуги, работы и получать за этоматериальное и моральное вознаграждение. Для формирования предпринимательстванеобходимы определенные условия: экономические, социальные, правовые и др.
В хозяйственной практике видыпредпринимательства — индивидуальное, партнерское и корпоративное — облекаютсяво множество конкретных организационно-правовых форм.
Организационно-правовые формыпредпринимательства разнообразны, специфика отдельных предприятий определяетсяспособом предпринимательства (индивидуальное или коллективное), статусомпредпринимателя (физическое или юридическое лицо), конкретным характером исферой коммерческой деятельности и многим другим. В современном бизнеседействуют хозяйственные товарищества (полные и коммандитные), хозяйственныеобщества (с ограниченной, с дополнительной ответственностью, акционерныеобщества открытого и закрытого типа).
Список использованной литературы
1.        Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г.)
2.        Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г.N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (сизменениями от 17 июля 2009 г.)
3.        Пелих А.С., Чумаков А.А. и др. Организация предпринимательской деятельности.- М.: ИКЦ «МарТ»”, 2008. — 336 с.
4.        Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. — М.: Издательско-торговаякорпорация «Дашков и К», 2006. — 580 с.
5.        Управление производством: Учебник / Под ред. Н.А. Саломатина. — М.: ИНФРА- М, 2008. — 348 с.
6.        Хизрич Р. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добитьсяуспеха. Вып.1. — М.: Прогресс-Универс, 2009. — 412 с.
7.        Экономика предприятия / под ред. И.С. Терентьева. — Ростов-на-Дону: Феникс,2007. — 478 с.
8.        Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля,проф. В.А. Швандара. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 718 с.