Современное состояние рынка труда ФРГ

Введение
Современный этап развитиярынка труда связан с новым взглядом на рабочую силу как на один из ключевыхресурсов экономики. В условиях технологического этапа НТР возрастает рольчеловеческого фактора в производстве. Результаты производства напрямую зависятот качества, мотивации и характера использования рабочей силы в целом иотдельного работника в частности.
К рабочей силе начинаютпредъявляться совершенно новые, по сравнению с прошлым, требования: участие вразвитии производства практически на каждом рабочем месте; обеспечение высокогокачества быстро меняющейся по своим характеристикам и технологически все болеесложной продукции;  удержание низкой себестоимости изделий путем постоянногосовершенствования методов производства; индивидуализация всех видов и формпроизводственного и непроизводственного обслуживания.
В данной работе сделанапопытка проанализировать ситуацию на примере рынка труда ФРГ, выявитьзакономерности ее развития и спрогнозировать последствия политики, проводимойправительством страны.
Так как сейчас нашастрана развивает свою экономику по западной модели, опыт европейских государствнеобходимо учитывать, планируя и проводя реформы.
Актуальность этоговопроса показывает и то, что тема проблем на рынке труда, в частности проблемыбезработицы, широко дискутируется в печатных и электронных СМИ как в самойГермании, так и в мире. Статьи на эту тему появляются в специализированныхэкономических журналах. В сети Интернет публикуются статистические данные обуровне развития экономики, уровне безработицы, количестве безработных,напряженности на рынке труда. На основании  этих данных есть возможностьпровести анализ ситуации в экономике ФРГ. В научной, учебной инаучно-популярной литературе содержатся теоретические сведения о структуре, сущности,организации рынка труда, тенденциях и законах развития экономики в западныхстранах.

Глава 1. Рынок труда
 
1.1 Структура и сущность рынка труда
Функционально — организационная структура рынка труда включает в себя  в условиях развитойрыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики вобласти занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма,контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки ипереквалификации; биржи труда; правовое регулирование занятости.
На рынке трудавстречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли — продажи.Продавцы — это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду),а покупатели — это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которыемогут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется.
На рынке труда действуетзакон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату.Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободныхрабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественнымпараметрам.
На рынке труда происходитжестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Слабых инеспособных рынок не щадит. Но вместе с тем он стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию  жесткой взаимосвязи между вкладом каждого иполученным конкретным результатом.
На рынке трудареализуется возможность:
— свободного выборапрофессии, отрасли и места деятельности, поощряемого приоритетнымипредложениями (уровень оплаты труда, возможности реализации творческих замыслови т. д.);
— найма и увольнения присоблюдении норм трудового законодательства, защищающего интересы граждан вплане гарантий занятости, условий труда, его оплаты;
— независимой и вместе стем экономически поощряемой миграции трудовых ресурсов между регионами,отраслями и профессионально — квалификационными группами, которой обычносопутствует улучшение ус­ловий жизни и трудовой деятельности, чему способствуетналичие высокоразвитых, повсеместно доступных населению рынков высококачественногожилья, потребительских товаров  культурных и духовных ценностей;
— свободного движениязаработной платы и других доходов при сохранении приоритета квалификации иобразования, соблюдении установленного законом гарантированного минимумазарплаты, обеспечивающего прожиточный минимум, и регулировании верхнего пределадоходов через налоговую систему, основанную на прогрессивной шкале.
Рабочая сила представляетсобой товар особого рода, производственные созидательные качества которогоцеликом определяют эффективность конкурентной экономики, ее возможностисоздания высокосортных товаров и комфортных услуг, масштабы и темпынаучно-технических и организационных преобразований. Поэтому подготовка ивыпуск на рынок труда образованной и творчески активной рабочей силы, обеспечениеее квалификационной и территориальной мобильности является одной из основныхзадач народного хозяйства. И чем выше общий уровень развития экономики, чемболее сложные задачи ей приходится решать, тем значительнее потребность врабочей силе высшей квалификации. Подобной рабочей силе в развитых странах мирав эпоху НТР абсолютное большинство работодателей и государственные органыстремятся создать наилучшие производственные и жизненные условия, гарантируя повозможности и социальную защищенность на рынке труда.
Рабочая сила — товарособого рода еще и потому, что она сама в первую очередь является, как правило,наиболее заинтересованной стороной в развитии своих созидательных возможностей,реализуемых в народном хозяйстве и выражающих индивидуальные, особеннотворческие, способности личности.
Преобладающая общностьинтересов “товара” рабочей силы и ее потребителей — экономики и государства — является важнейшей социально — экономической чертой рыночной экономики,создающей прочную гуманистическую основу развития народного хозяйства и всегообщества. Несомненно, что организованный, во многом управляемый государством иподдерживаемый предприятиями товарной экономики, постоянно совершенствуемый помере развития народного хозяйства рынок рабочей силы является одним изключевых, жизненно важных звеньев социально — экономической системы любойстраны.
Конечной целью рынкатруда является, во-первых, удовлетворение профессионально — трудовых и жизненныхинтересов экономически активного населения, включая социальную защиту, иобеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимальнополной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичнойрабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.
1.2Организационно-финансовые основы рынка труда
Рынок труда являетсяорганической частью экономики и как 6ы вмонтирован в нее. Он функционируетсилами управлений и отделов кадров, учебных и исследовательских центров, атакже социальных служб корпораций аналогичных подразделений государственныхучреждений, некоммерческих организаций и т. д. Его важными звеньями являются региональныеи местные службы министерств труда, осуществляющие профессиональное обучение,трудоустройство и материальную поддержку в первую очередь лиц, нуждающихся вособой социальной опеке — безработных, инвалидов, иммигрантов, неустроенноймолодежи.
Государственная политикарынка труда в западных странах исходит из того, что активная жизненная позиция,стремление к развитию и самоутверждению, присущая корпорации, предприятию илюбому трудящемуся, возникает не под влиянием директивных указаний со стороны ине под давлением каких-то внешних сил. Напротив, подобные устремления зарождаютсяне только как следствие внутренних побуждений и реализуются путемсамостоятельных решений и действий. Для этого необходима конкурентная среда иналичие для всех примерно равных возможностей достижения наилучших результатов.Задача государства состоит в обеспечении наиболее благоприятных экономических,в т. ч. налоговых, социальных и культурных, возможностей развития страны.Эффективность подобной концепции подтверждает опыт развития западного общества70-80-х гг. Государство ни при каких обстоятельствах не выступает давящейдирективной силой, наделившей само себя монопольными правами регулировщикарынка труда. Опыт развития западной цивилизации показывает, что подобная ситуациянеминуемо приводит к исчезновению эволюционных потенций в обществе и его деградации.
В настоящее времярасширенному воспроизводству и развитию высококачественных трудовых ресурсов втой или иной степени служат так или иначе практически все, включая оборону,материальные и духовные активы страны.
О жизненной важностирынка труда для современного общества свидетельствуют масштабы текущихгосударственных затрат на его развитие. Только на реализацию социальныхпрограмм в рамках рынка труда во многих западных странах ежегодно выделяютсясредства в объеме 2-3% валового национального продукта.
Рынок труда финансируетсягосударством через министерство труда по трем самостоятельным направлениям — трудоустройство ищущих работу, обучение пользующимся спросом специальностямнеобходимой квалификации; профессиональная реабилитация и обеспечение работойлиц, ­требующих особого социального внимания (люди с ограниченнойтрудоспособностью, инвалиды, иммигранты, молодежь без полного школьногообразования и специальности и т. д.).
Расходы на развитиетрудовых ресурсов, поступающие из государственного бюджета, непосредственно отфирм, корпораций и отдельных предпринимателей, не облагаются налогами, не имеютособых экономических, производственных оценок и не ставят трудящихся в связи сэтим в юридическую или фактическую зависимость от предпринимателей, государства,общества в целом. Ни государство, ни частный капитал не предъявляют, в какой быто ни было форме, трудящимся счета за вложенные ими в трудовые ресурсысредства, не требуют их компенсации­. Осуществляется, таким образом, своегорода безвозмездное субсидирование, и что еще важнее, фактическое развитие иподготовка к использованию рабочей силы как элемента национальныхпроизводительных сил будущими покупателями ее рабочего времени. Ни капитал, нигосударство при этом не являются ни изначальными владельцами трудовых ресурсов,ни полными или частичными собственниками созданного ими по существу товарногопотенциала рынка труда. Не ставится никаких политических условий, закрепляющихподготовленную рабочую силу за национальным рынком труда. Она имеет практическинеограниченные возможности международного трудоустройства в интересах наилучшейдля себя реализации профессиональных знаний, ибо национальный рынок трудаявляется неотделимой частью мирового рынка и подчиняется общим законам международногоразделения труда.
На практике трудящиесяиндустриально развитых стран не так уж часто работают за рубежом. Ноофициальное наличие такой возможности оказывает громадное психологическоевоздействие на общественное сознание. Ощущение гражданской и профессиональной свободыактивизирует общий трудовой потенциал нации и заставляет работодателей и правительствовнимательнее, заботливее относиться к отечественным трудовым ресурсам.
Трудящийся, лишенныйсобственности на свою рабочую силу и возможности распоряжаться своим профессиональнымпотенциалом, во многом теряет интерес к труду, сохранению и развитию качествтруженика, созидателя и перестает стремиться к их лучшему использованию. Ослабеваютнравственные, духовные связи со сферой труда и обществом, исчезает интерес к благополучиюи развитию предприятий, национальной экономики страны. А это как бумеранг  бьетв итоге по материальному благосостоянию населения и приостанавливает егодуховный и культурный рост.
Масштабы и интенсивностьрасходов на развитие и профессиональную подготовку трудовых ресурсов непрерывнонарастают и определяются уровнем поставленных перед обществом текущих идолговременных задач в этом отношении. Важно, что застрельщиком подобных программвыступают, как правило, ведущие корпорации страны.
Прямое субсидированиевоспитания и культурного развития трудящихся, наряду с вознаграждением за труд,имеет целью формирование трудовых ресурсов творческого типа и осуществляется вобщей сложности на протяжении всей жизни человека в следующих направлениях:
1. Дошкольное, школьноевоспитание и обучение, среднее специальное, высшее и научное образование(примерно 80-90% за счет государства, частного капитала и общественных организаций).
2. Заработная плата(соответствующая уровню образования и квалификации, минимальная вышепрожиточного минимума).
3. Субсидирование«пожизненно» подготовки и переподготовки (в среднем на 90% за счет государстваи частного капитала).
4. Пособия по безработицеи различные виды социального вспомоществования (минимум — обеспечение текущихжизненных расходов; максимальная длительность — бессрочное вспомоществование;на 75-80% за счет государства и частного капитала).
5. Пенсионное обеспечение(при отсутствии трудового стажа — государственное всеобщее; при наличии его неменее 15 лет -двойное или тройное выше официального прожиточного минимума; на90-100% за счет государства и частного капитала).
6. Финансирование навосстановление и укрепление здоровья и культурное развитие (на 70-80% за счетгосударства, частного капитала и общественных организаций).
Зарплата, как мы видим,составляет небольшую «оперативную» часть всех сумм, которые идут на возмещениежизненных расходов и развитие населения. И все же именно она является главныминструментом, регулирующим движение и развитие рынка труда в профессиональном,отраслевом и региональном аспектах. Однако заработная плата в полной мереопределяет трудовую мотивацию населения и формирует  основу его социальнойзащиты только в том случае, когда она выплачивается в свободно конвертируемойвалюте и благодаря этому обеспечивает во всех регионах страны и других странахпримерно равный, выше прожиточного минимума, уровень жизни, который даетбезусловную возможность общекультурного развития населения.
1.3 Особенности современного западного рынка труда
Одной из принципиальныхособенностей современного западного рынка труда является значительнаяраспространенность предпринимательской деятельности. Примерно каждый десятыйработающий в США, Франции, Великобритании, каждый седьмой в Японии, каждыйпятый в Италии является предпринимателем. Почти 2/3 из них возглавляют средниеи мелкие предприятия, а каждый четвертый ведет дело, в котором занято двадцатьи менее человек.[1]
Чрезвычайно благоприятнона рынке труда сказывается развитие другого важного процесса — увеличениепредприятий с коллективной формой собственности. Практика показывает, чтопредприятия с коллективной формой собственности имеют выше среднеотраслевыхпоказатели качества продукции и производительности труда. Рабочие и служащие сбольшим воодушевлением участвуют в  совершенствовании производства и, вместе стем, в случае необходимости, легче соглашаются на компромиссы в областизарплаты и временного увеличения длительности рабочей недели. Подобныепроизводственные коллективы успешнее участвуют в конкурентной борьбе иустойчивее в периоды конъюнктурных рыночных колебаний. Внимательнее и гуманнеерешаются проблемы переквалификации, повышения профессионального уровня,сокращения штатов. С целью социальной защиты рабочих и служащих создаются дополнительныецеха, конкурентоспособные дочерние предприятия.
Современный рынок трудаимеет мощную корневую систему. Он опирается на гигантские организационныеструктуры, охватывающие не только экономику, но и многочисленныегосударственные, общественные и частные институты, включая национальную системуобразования, в том числе принадлежащую фирмам, учреждения культуры,здравоохранения, различные некоммерческие социальные организации, институтсемьи.
Глава 2.ЭкономикаФРГ. Краткаяхарактеристика
Федеративная Республика Германия,несмотря на серьезный экономический кризис, продолжающийся с конца 2000 года,является одним из ведущих индустриальных государств. По совокупнойэкономической мощи она занимает третье место в мире. По доле участия в мировойторговле — второе. Германия участвует в работе группы семи ведущихиндустриальных государств (“Большая семерка”), которые на своих ежегодныхвстречах в верхах согласовывают экономическую и финансовую политику.
В 1999 году валовый внутреннийпродукт — стоимость всех произведенных товаров и услуг, предназначенных дляконечного использования, — достиг в старых землях рекордной цифры: 3 877,1млрд. марок. Тем самым, согласно статистике, каждый работающий произвел товарови услуг на сумму в 107 400 нем. марок. Если не принимать во внимание колебанияцен, то реальная стоимость валового внутреннего продукта увеличилась запрошедшие 30 лет в два раза, а за 45 лет — в пять раз. Стоимость валовоговнутреннего продукта возросла с 3 346 млрд. марок в 1991 году до 3 732,3 млрд.марок в 1999 году.[2]
2.1 Социальнаярыночная экономика
После второй мировой войныэкономическая система Федеративной Республики развивалась в направлениисоциальной рыночной экономики, Эта экономическая система означает как отход отпринципа “каждый против каждого” времен раннего “манчестерского либерализма”,так и отказ от государственного регулирования деятельности предприятий и всфере капиталовложений. Основной закон гарантирует такие основные права, каксвобода частной инициативы и право на частную собственность, но подчинят ихсоциальному аспекту. Государству в условиях рыночной экономики отводится, впервую очередь, регулирующая функция/ Оно создает общие условия, в которых ипротекают рыночные процессы. В рамках этих условий миллионы домашних хозяйств ипредпринимателей свободно и самостоятельно решают, что им производить и потреблять.
Основные черты социальной экономики,проводимой государством в ФРГ:
— Плюрализм форм собственности идемократизм отношений собственности.
— Все граждане по закону наделеныосновными социальными правами и свободами и могут отстаивать их в суде.Действуют принципы правового государства.
— С помощью налогов государствоперераспределяет личные доходы граждан – от самых богатых к необеспеченным.Этим достигается удовлетворение основных потребностей всего населения.

2.2 Отраслиэкономики ФРГ
1) Сельское хозяйство
Почти половина всей площади ФедеративнойРеспублики Германия, а это почти 36 млн. га, занята сельскохозяйственнымиугодьями. Структура сельского хозяйства за последние 40 лет изменилась кореннымобразом, что имело место и в других отраслях экономики. В 1949-99 гг. числосельскохозяйственных предприятий в бывшей Федеративной Республике сократилосьпочти на 1,5 млн. и составляет по данным на конец 2000 года 430 000. Из-залучших перспектив в получении доходов в других отраслях экономики произошелбольшой отток фермеров на промышленные предприятия и предприятия сферыобслуживания. Кроме того, благодаря возросшей механизации в сельском хозяйствевысвободилось большое количество рабочей силы: в 1950 году имелось около 1,6млн. фермерских хозяйств, где полный рабочий день в течение года работалисемьями почти 3,9 млн. человек. В 1999 году на них было занято всего лишь около220 000 человек.
Сокращение численности хозяйств ирабочей силы сопровождалось повышением производительности труда: если в 1950году один работник в сельском хозяйстве мог прокормить только 10 человек, то в1996 году — 108. Несмотря на такой огромный рост производительности труда,увеличение доходов в сельском хозяйстве не всегда поспевало за ростом доходов вдругих отраслях экономики.[3]
2) Торговля
Доля торговли в ВВП Германиисоставляет 10%. На более чем 600 тыс. торговых предприятиях трудятся сейчасболее 4,6 млн. человек. Каждый восьмой занятый немец работает в сфере торговли.Несмотря на четкую тенденцию к концентрации, здесь все же преобладают средниепредприятия. Персонал почти половины всех торговых фирм не превышает… двух человек!В 9/10 фирм работают не более десяти человек, зачастую это сам владелец и его родственники.В 2001 году общий объем оптовой торговли превысил сумму 1 трлн. марок. Общийобъем розничной торговли составил более 720 млрд. марок (без учета оборотааптек, автозаправочных станций, фирм автосервсиа и продажи автомобилей). Тем неменее, стоит отметить, что из-за продолжающегося экономического спада числорабочих мест в розничной торговле сокращается. С 1999 года в торговле ФРГопределилось новое направление – поставка товаров на дом. Новые возможности торговлявидит в электронной коммерции, Интернет проник и в торговлю. Только в первомгоду этого эксперимента оборот онлайновой торговли составил сумму почти 3 млрд.марок.[4]
3) Промышленность
Промышленность — главная опорагерманской экономики. В 2000 году в Германии на почти 49 000 промышленных предприятияхработали около 6,5 млн. человек. Впрочем, за последние годы удельный веспромышленности в экономике заметно сократился. В результате долгосрочныхструктурных изменений ее доля в валовом внутреннем продукте в период с 1970(старые федеральные земли) по 1999 гг. снизилась с 51,7% до менее 25,1%. Приэтом в ВВП резко возросла доля услуг, предоставляемых государством и частнымсектором. Доля услуг, предоставленных в 1999 году государственным и частным секторами,составила 21,3% ВВП. Доля услуг, предоставленных торговлей, гостиничнымхозяйством и транспортом, — 17,4%. Такие переживающие большой подъемпромышленные отрасли, как производство информационной техники и техники связиили авиационная и космическая промышленность, не смогли компенсировать свертываниетрадиционных промышленных отраслей, например, текстильной и сталелитейной промышленности.
Лишь около 1,9% промышленныхпредприятий — это крупные фирмы, насчитывающие свыше 1000 работников, 100 именее сотрудников имеют свыше 3/4 предприятий. Таким образом, промышленностьГермании состоит в основном из малых и средних предприятий. Тем не менее, около40% (2,6 млн.) всех занятых в промышленности работают на крупных фирмах,насчитывающих более 1000 человек. В то же время крупные предприятия — этоважные заказчики для множества мелких и средних предприятий-смежников. В целомна крупные фирмы приходится почти 51% общего оборота промышленности.[5]
После второй мировой войныпромышленность Германии внесла решающий вклад в восстановление экономики. Приэтом одним из самых существенных факторов был осуществленный в 1948 годупереход к рыночному хозяйству. Конкуренция между предприятиями, по мнениюправительства Германии, является наилучшим средством для того, чтобы обеспечитьна мировых рынках конкурентоспособность германской экономики. Конкуренция нарынке поддерживается благодаря большому количеству мелких и среднихпредприятий. Поэтому правительство заинтересовано в улучшении условий длядеятельности мелких предприятий и для создания новых фирм.
Около 43% оборота связано сэкспортными операциями. В результате на долю Германии приходится почти пятаячасть совокупного экспорта оборудования западных промышленных государств.
Отрасли промышленности:
Автомобилестроение является одной изважнейших отраслей экономики Германии. После США и Японии ФедеративнаяРеспублика — третий по величине производитель автомобилей в мире. Из почти 6млн. автотранспортных средств, изготовленных в Германии в 2000 году, около 65%пошли на экспорт. [6]
Машиностроение и производство промышленногооборудования — отрасль с наибольшим числом предприятий в германскойпромышленности. В целом здесь насчитывается около 6.500 заводов и фабрик. Потрадиции в отрасли преобладают малые и средние предприятия, и благодаря своейгибкости и технологической эффективности она занимает ведущее место в мире.Лишь около 5,5% предприятий насчитывают свыше 500 работников. В основном этофирмы, которые выпускают серийную продукцию или разрабатывают проекты крупныхтехнических сооружений и возводят их. Около 83% машиностроительных фирм — этомелкие и средние предприятия, насчитывающие менее 200 человек. Ониспециализируются на выпуске определенных видов продукции. Эта отрасль играетважную роль в экономике в целом, ведь она оснащает оборудованием другиепромышленные отрасли. Ассортимент продукции уникален по мировым меркам иохватывает свыше 20.000 видов изделий. В 2000 году в машиностроении (в обеихчастях Германии), где заняты более 800.000 человек, — оно является крупнейшимработодателем в германской промышленности — было произведено продукции примернона 210 млрд. марок.[7]
Химическая промышленность — важнейшийпоставщик исходных продуктов, полуфабрикатов и конечной продукции, в частности,для таких областей, как здравоохранение, автомобилестроение, строительная промышленностьи частное потребление. Самые современные технологии, инновационные продукты и активныенаучные исследования обеспечивают ей одну из ведущих позиций в мире. Наряду схимическими гигантами, принадлежащими к числу крупнейших концернов мира, здесьсуществуют многочисленные средние фирмы. В 1997 году оборот химической промышленности,где занято около 501 000 работников, составил примерно 189 млрд. марок, причемна долю экспорта пришлось 63%. Большие традиции у химической промышленности и вновых землях. Ее реструктуризация и приватизация почти завершены. Цельполитических усилий здесь — сохранить ядро традиционных центров химической промышленности.В среднем в 1997 году в ней были заняты примерно 32000 человек. Весьмазначительные усилия химическая промышленность предпринимает в области охраныокружающей среды. По многим показателям она играет здесь ведущую роль.[8]
Электротехническая и электроннаяпромышленность, имевшая в 1999 года оборот в 250 млрд. марок и насчитывавшаяоколо 850.000 работников, также является одной из ведущих промышленныхотраслей.[9]
Оборот пищевой промышленности в 2000году составил около 250 млрд. марок, в ней 6ыло занято более 500.000 человек.[10]
Заметную роль по-прежнему играюттекстильная и швейная промышленность (включая кожевенную промышленность),насчитывающие более 250.000 работников и имеющие оборот более 55 млрд. марок.[11]
Оборот металлургической иметаллообрабатывающей промышленности в 2000 году составил около 240 млрд.марок.[12]
Горнодобывающаяпромышленность(включая добычу камня и пород) в 1997 году достигала о6орота в 26млрд. марок и насчитывала 148.000 работников. Но в последние годы началосьсвертывание этой отрасли.[13]
Оборот точномеханической и оптическойпромышленности, включая производство регулировочной техники, электромедицинскихприборов и часов, превысил в 2000 году 50 млрд. марок. На почти 2.000предприятиях этой отрасли, в основном средних, трудились свыше 200.000 человек.Во многих секторах эти предприятия занимают сильные международные позиции.[14]
Авиационная и космическаяпромышленность предъявляет самые высокие требования к поставщикам оборудованпяи субпоставщикам и во многих областях выступает в роли первооткрывателясовременных технологий. Благодаря крупнейшим европейским программам кооперации(например, по производству самолетов типа “Аэробус” или ракеты-носителя“Ариадна”), она служит движущей силой сотрудничества между европейскимипромышленными концернами. Германия славится своими экологически чистымитехнологиями. В 2000 году на долю германских предприятий в этой сфереприходилось 17% мировой торговли. По этому показателю Германия занимала второеместо после США.
/>
Рис.1. Распределение трудящегося населения ФРГ по отраслямпромышленности (основные отрасли экономики ФРГ)
Глава 3.Рынокрабочей силы в ФРГ
 
3.1.Основные проблемы на рынке труда ФРГ
Действующаяв ФРГ система поддержки безработных оказывает им довольно щедрую помощь. Тот,кто за последние три года не работал как минимум 12 месяцев, получает в течениегода пособие по безработице в размере не более 67% зарплаты за вычетом налогов.После этого выплачивается, как правило, неограниченное время помощь в размередо 57% чистого дохода.[15]
Вдругих промышленно развитых странах условия помощи безработным более строгие.Так, исследователи из Канады, которые провели в 2001 году исследование системпомощи безработным в 58 странах мира, расценили немецкую систему как самуюплохую (по соответствующему рейтингу Германия заняла последнее место)[16].Прежде всего, негативные оценки касались страхования по безработице и системыколлективных договоров. И это притом, что канцлер Г. Шредер предупреждал безработных,что «тот, кто может работать, но не хочет, не может рассчитывать насолидарность»[17].Теперь федеральное правительство намерено обязать биржи труда применять санкциив отношении «социальных нахлебников», как это уже давно практикуетсяв других государствах. В соответствии с законопроектом, разработанным министерствомтруда, биржи должны в будущем обязать молодых безработных через шесть месяцев,а взрослых — самое позднее через год после постановки на учет представлятьиндивидуальные планы возвращения на рынок труда. Учитывая вялую рыночнуюконъюнктуру, канцлер понимает, что под угрозой может оказаться конечная цельего политики — сокращение числа безработных до уровня ниже 3,5 миллиона допроведения очередных выборов в бундестаг. Эта ситуация оживила дебаты оботношении общества к людям, которые живут на трансфертные платежи (социальныевыплаты, государственные дотации и пр.). В 1997 году Институт немецкой экономики,проанализировав структуру безработицы в Дюссельдорфе, пришел к выводу, что из49 000 зарегистрированных безработных треть не нуждалась в помощи, а 6 000человек были «целевыми безработными», которые только получалисоциальные пособия, но не искали работу. Схожий результат дали исследованияторговой палаты Гамбурга: треть безработных не прилагала существенных усилий кпоиску работы.[18]
Междутем уже сегодня есть возможность применения санкций против тех, ктоотказывается от предлагаемой работы или прекращает профессиональное обучение:биржа труда может прекратить выплату пособия на 12 недель. С 1997 года числослучаев применения этой меры увеличилось вдвое — с 47 660 до почти 90 000.[19]И все-таки на международном фоне действия немецких бирж труда выглядят весьма мягкими.Одной из наиболее сложных проблем при попытке сократить число «социальныхнахлебников» является законодательство. Для решения данной проблемыэксперты по рынку рабочей силы предлагают «ассистированноепосредничество»: в проблемных случаях сотрудники биржи должны беседовать спретендентом и обязать безработных проявлять больше инициативы. Так, в США,Нидерландах и Дании безработные должны регулярно доказывать, что они активноищут новое рабочее место. В Германии же соответствующие предписания сформулированывесьма расплывчато. Критики существующей системы помощи безработным предлагаюттакже ограничить срок их поддержки одним годом, так как исследования показали,что безработные гораздо активнее ищут новое место, если знают, что помощьзаканчивается. В необходимости реформ убежден президент Немецкого института экономическихисследований (DIW) К. Циммерман. Напоминая, что этот «благодатныйинструмент» помощи безработным создавался в 60-е гг., периодблагоприятного развития экономики, Циммерман указывает, что в период массовойбезработицы он утрачивает эффективность. «Мы поощряем тех, кто не хочетработать, и не поощряем тех, кто это делает. Мы позволяем безработнымдлительное время заниматься поиском рабочего места, точно соответствующего ихквалификации. Во время массовой безработицы это бессмысленно».[20]Для исправления ошибок нужно срочно усилить контроль, снова сделатьобязательным подачу заявок на работу, раз в месяц вызывать безработных на биржутруда.
Всреднесрочном плане необходима коренная реформа: период выплаты пособия побезработице должен быть ограничен, за его пределами может предоставлятьсятолько минимальная социальная помощь; нужно стимулировать найм безработных.
Поставленнаяканцлером цель снижения безработицы до уровня ниже 3,5 миллиона вряд ли можетбыть достигнута в существующих обстоятельствах. Поскольку спрос намалоквалифицированную рабочую силу продолжает снижаться, вполне вероятно, чтодоля длительно безработных будет увеличиваться.
Ситуацияна рынке рабочей силы (РРС) Германии по-прежнему тяжелая: около 4 миллионовчеловек являются явными и почти 2 миллиона — скрытыми безработными[21].В наибольшей степени безработица затронула малоквалифицированных рабочих,поскольку в связи со структурными и технологическими сдвигами снижается спросна рабочую силу низкой квалификации. Глобализация и планируемое расширение ЕСна Восток тоже усилят давление на эту проблемную группу работников.
Высокаяи длительная безработица является первостепенной экономической иобщественно-политической проблемой. В экономическом отношении безработица искажаетраспределение ресурсов и в результате национальный доход оказываетсязначительно меньшим, чем мог бы быть. Кроме того, из-за безработицыобесценивается человеческий капитал, что приносит значительный ущербнациональной экономике. Наконец, люди, не имеющие работы, особенно длительное время,выпадают из общественной жизни, что усиливает опасность их политическойрадикализации.
Неудивительно,что тема безработицы стала главной в экономико-политической дискуссии вГермании. Раздается все больше требований решать эту проблему болеепоследовательно. Следует поддержать проект федерального правительства оразработке биржами труда для каждого безработного индивидуального планавозвращения на РРС, предусматривающего конкретные сроки, когда ему будетпредложено рабочее место или обучение, и об усилении давления на безработного стем, чтобы он соглашался на предложения. Однако такое повышенное вниманиегосударства к проблеме расширения занятости имеет смысл лишь в том случае, есличастные предприятия предложат достаточное количество рабочих мест. В противномслучае государству придется самому создавать рабочие места. Поэтому решающеезначение имеют государственные мероприятия по проведению активной политикизанятости, а для этого необходимо стратегическое сотрудничество бирж труда исоциальных служб.
Впоследние десятилетия активная политика на рынке труда ознаменовалась резкимувеличением бюджетных ассигнований. Только Федеральное управление потрудоустройству выделило в 2001 году на разного рода мероприятия около 44 млрд.немецких марок. К этому следует добавить ассигнования земель, коммун иЕвропейского социального фонда. К сожалению, все эти расходы не дали положительногоэффекта, оказались непродуктивными и скорее привели к увеличению, а несокращению числа безработных.
Впоследние годы по мере увеличения числа безработных и получателей социальнойпомощи увеличивается количество проблем, которые приходится решать коммунам.Они усиленно формируют свой РРС и выступают «катализатором» инновацийв активной политике занятости на коммунальном уровне. Эти действия властейкоммун нужно понимать как оборонительную меру. Коммуны пытаются по возможностимаксимально разгрузить свой бюджет и уменьшить бремя ответственности за своих безработных.Для этого они расширяют помощь безработным в поиске рабочих мест и создаютдополнительные рабочие места, в частности, в третичном секторе. Возвращениебезработных на рынок труда является для коммун единственной возможностьюснизить нагрузку на свой бюджет.
Посколькубезработица в Германии уже в течение десятилетий носит по большей частиструктурный, а не конъюнктурный характер, то и эффективность системыстрахования по безработице оценивается по тому, насколько она адекватнаструктурным изменениям. Эта система скорее препятствует структурным изменениям.Особенно ярко это видно на примере малоквалифицированных рабочих. Поскольку впромышленности их зарплата выше, чем в сфере услуг, то, став безработными, они предпочитаютждать вакансии именно на промышленных предприятиях, вместо того, чтобы искатьрабочее место в сфере услуг. В большинстве случаев их ожидания неоправдываются, и малоквалифицированные работники попадают в число длительнобезработных. Избежать этого можно, лишь поняв, что рабочая сила должна статьлибо более дешевой, либо более квалифицированной. Немецкая система страхованияпо безработице мешает осознать этот факт.
Другойпричиной трудного возвращения получателей социальной помощи к регулярнойпрофессиональной занятости является высокий подоходный налог. Конфискационнаяналоговая политика снижает стимулы к трудовой деятельности.
3.2.Нынешнее положение в экономике и на рынке труда ФРГ
ПравительствоФРГ не ожидает улучшения экономической ситуации в  Германии в этом году. Посообщению журнала «Шпигель», министр экономики ФРГ Клемент исходит изтого, что в 2003 году в Германии будет насчитываться 4 100тыс. безработных.Правительство Германии также значительно скорректировало прогнозыэкономического роста в стране в сторону понижения. Согласно журналу, по новымофициальным оценкам, в нынешнем году темпы роста экономики в Германии составятвсего лишь 0,5%, а в будущем – 1,5%. [22]
В январе число безработных в Германииувеличилось на 31 000 по сравнению с декабрем, учитывая сезонные колебания,сообщает департамент по рынку труда, подтверждая информацию, которая былаполучена от агентства AFX. Рост  более резкий, чем предсказывалосьэкономистами, которые ожидали увеличения на 28 000, что соответствовало общемумнению экономистов AFX. Департамент по рынку труда сказал, что, в общем,количество безработных восточной Германии выросла в январе на 3 000 человек, посравнению с показателем декабря, в то время, как в западной Германии уровеньбезработных вырос на 28 000 за тот же период. Было установлено, что из-засезонных колебаний число безработных в Германии возросло до отметки 4,29 млн вянваре по сравнению с отметкой 3,963 млн. в декабре, добавил департамент позанятости. Это на 250 000 больше, чем год назад. Бернард Ягода, президентдепартамента труда, сказал, что резкий рост безработных в январе был, главнымобразом, вызван резким похолоданием и снежной погодой в этом месяце. Но ондобавил, что экономика Германии ослабла и оказывает негативное влияние на рыноктруда.[23]
Центральнойназвал проблему безработицы и руководитель управления политики на рынке трудаГермании Михаэль Петча. В результате слияния двух немецких государств вВосточном Берлине, к примеру, осталось только 30 тысяч рабочих мест изимевшихся ранее 187 тысяч. Число безработных выросло на 132%, а в 1996 годууровень безработицы в восточных землях Германии составил 26%. При этом работакак товар становится все дороже, и в прошлом году 60% валового продукта вбывшей ГДР было затрачено на социальные цели, в том числе и на выплату пособийпо безработице. Одной из причин такого положения немецкие аналитики считаютнизкую производительность труда в ГДР (она составляла треть от норм ФРГ), атакже применение старых технологий и необоснованную политику на рынке труда.[24]
Глава 4. Предложенияпо исправлению ситуации
 
Междутем есть множество предложений, касающихся путей устранения недостатков системысоциальной помощи безработным.
— Для повышения стимулов к труду надо начать уже сегодня регулярно ипоследовательно снижать ставки социальных трансфертов.
— Длительно безработным в дополнение к социальной помощи предлагается выдаватьсоответствующие их квалификации «чеки занятости», которые сделают ихпривлекательными для потенциальных работодателей. Первый чек должен выдаватьсяпосле 12-месячного срока безработицы и получения в течение первых шести месяцевпособия по безработице, а в течение следующих шести месяцев – социальнойпомощи. При найме безработного чек передается работодателю, который можетпредъявить его к оплате в компетентные социальные органы. Сумма чекаувеличивается с увеличением срока нахождения без работы и достигает максимумапосле двух лет безработицы. При оплате чека предприятие может получить надбавкук расходам по зарплате, если докажет, что бывший безработный повышает квалификацию.
— Кроме того, необходимо снижение ставок социальной помощи работоспособнымбезработным. Таким путем можно повысить их готовность к труду и поискам работы.Одновременно для страхования от бедности и поддержки действительно нуждающихсянеработоспособных людей для них должны быть существенно повышены социальныевыплаты.
— Мероприятия активной занятости должны разрабатываться индивидуально с учетомпотребностей заинтересованных лиц. Такая политика может быть толькодецентрализованной. При предоставлении социальной помощи важны данные о местепроживания и индивидуальных характеристиках безработного. Поэтому было былогично передать соответствующие компетенции в области политики занятости науровень местных органов власти. Децентрализация политики занятости позволитиспользовать потенциал коммун и добиться больших успехов в решении проблемыбезработицы.
— Перераспределение компетенции между государственными властями разных уровнейпредполагает системы социального страхования. Соответствующие расходы должнынести предприятия, профсоюзы и сами работающие. Перекладывание финансированияна третьих лиц должно по возможности исключаться. Коммуны должны получатьзначительную долю финансирования — на уровне 25%.
В системе рынка трудаосуществляются мероприятия по повышению общеобразовательного уровня безработныхи обучению профессиям, имеющим устойчивый спрос на рынке труда:
— не имеющие законченногошкольного образования получают его, причем организуются специальные усиленныекурсы по математике, химии, физики, немецкому языку (в основном для иммигрантов);
-детально выявляютсяинтересы поступающих на курсы: проводятся предварительные беседы, ознакомлениес предметами обучения и предстоящей работой, при необходимости сроком домесяца;
— применяются методыиндивидуального обучения (принцип так называемого личного модуля), в основекоторых лежат подбор предметов, наиболее полно удовлетворяющих интересыобучающихся и предлагающих оптимальные темпы и последовательность их освоения;
— учебные курсы ­составляютсясилами ведущих специалистов университетов и промышленных фирм; оплата преподавательскогосостава проводится на уровне, который существует для специалистов их класса вчастных фирмах;
— в максимально возможномчисле профессиональных школ на консультативных началах используется опытнаиболее талантливых педагогов и воспитателей для постановки методики обучения.
— поддерживаетсяоптимальное, исходя из международного опыта на разных уровнях обучения,соотношение учеников и педагогов (7-8 к 1), которое позволяет осуществлятьиндивидуальное обучение и следить за качеством подготовки каждого ученика;
Однако даже если все этиизменения будут реализованы, ждать чуда от активной политики занятости неследует. Необходим следующий шаг в направлении эффективного использования потенциаладлительно безработных и возвращения их на рынок труда.