Конкурсное право РФ

Контрольнаяработа
подисциплине: Учет и анализ банкротств
2007

10 Конкурсноеправо в РФ
Российскоеконкурсное право ведет свое начало с июня 1992г. Законодательство обратиловнимание на проблемы банкротства; ранее в течение десятилетий вопросынеплатежей решались в административном порядке. Поэтому, когда экономическиеусловия хозяйствования юридических лиц изменились, возник определенный правовойвакуум в регулировании отношений, связанных с осуществлением процедурынесостоятельности. 14 июня 1992г. появился Указ Президента РФ N 623 «О мерахпо поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий(банкротов) и применении к ним специальных процедур». Этот Указ имелвесьма ограниченное применение на практике, т.к., во-первых, содержал множествонедостатков с точки зрения юридической техники, во-вторых, срок его действияоканчивался принятием Закона о банкротстве (это устанавливалось ст.30 Указа).Закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» был принят 19ноября 1992г. Этот Закон был очень актуален, т.к. позволил реально осуществлятьбанкротство определенных субъектов.
Практическисразу после принятия Закона 1992г. началась законодательная работа по созданиюнового закона. Эта работа завершилась 10 декабря 1997г. принятиемГосударственной Думой РФ Закона «О несостоятельности (банкротстве)»(далее — Закон 1998г.), который был подписан Президентом РФ 8 января 1998г. ивступил в силу с 1 марта 1998г.
Конкурсноеправо — учение о несостоятельности (банкротстве) должника, система норм,регулирующих права и обязанности должника, его кредиторов и третьих лиц вслучае недостаточности имущества должника для удовлетворения всех требований.
Конкурсноеправо как совокупность норм может рассматриваться как правовой институт,отраслевая принадлежность которого вызывает много споров. Мнение о комплексномхарактере этого института высказывается многими учеными; некоторые ученые,говоря об институте несостоятельности, «склонны рассматривать данныйструктурный элемент системы права в качестве формирующейся отрасли российскогоправа — конкурсного права».
Конкурсноеправо включает в себя нормы как публичного, так и частного права. Кпублично-правовым конкурсным нормам можно отнести положения процессуального,административного, уголовного и других отраслей права. Между тем большую частьнорм конкурсного права составляют все же нормы гражданско-правовые. Этоположения о субъектах конкурсного права, их правах и обязанностях, об имуществедолжника, о недействительности некоторых его сделок, о порядке формированияимущественной массы должника, о реализации конкурсной массы и распределениивырученных средств между кредиторами и т.д. Практически все эти положения имеютсвою специфику, но эти нормы соответствуют (по крайней мере, должнысоответствовать) положениям гражданского права, и именно им уделяется в работеосновное внимание.
Рассмотримцели конкурсного права РФ. В качестве первой цели, точнее, направленностиконкурсного права следует назвать восстановительную цель. Прежде всего,конкурсное право должно предусматривать систему мероприятий, направленных навосстановление платежеспособности должника путем предоставления ему особогольготного режима, направленного на реабилитацию его бизнеса. Данной цели — восстановлению деятельности должника — зачастую не уделяют необходимоговнимания. Причина этого (по крайне мере, одна из причин) кроется водносторонней направленности норм о банкротстве, содержащихся в ГК РФ. Так, вст.61 ГК РФ говорится о банкротстве как об одном из оснований принудительнойликвидации юридических лиц; никаких упоминаний о том, что нормы конкурсногоправа направлены не только на ликвидацию, ГК РФ, к сожалению, не содержит.
Такимобразом, вторая цель конкурсного права — ликвидация неплатежеспособныхюридических лиц (безусловно, в этом контексте мы говорим только об однойкатегории субъектов — юридических лицах). Ликвидация представляет собойисключение юридического лица из государственного реестра (после осуществлениявсех необходимых мероприятий) на основании решения суда о признании должникабанкротом.
Указанныецели — восстановительную и ликвидационную — следует признать равнозначными. Темне менее, многие юристы, к сожалению, критикуют законодательство онесостоятельности по причине его якобы излишней мягкости, о чем делается выводиз самого наличия восстановительных механизмов.
Такимобразом, конкурсное право имеет не одну (ликвидационную), а две цели, иважнейшая его задача — разумно сочетать мероприятия, направленные на достижениекаждой цели, а также выработать механизмы, позволяющие как можно быстреесделать выводы о степени достижимости восстановительной цели.
Безусловно,и прекращение деятельности должника, и восстановление его, в конечном счете,направлены на то, чтобы требования кредиторов были удовлетворены в максимальновозможном объеме.
Исходяиз этого, конкурсное право можно определить как систему норм, направленных накак можно более полное удовлетворение требований кредиторов к должнику путемпредоставления должнику возможности восстановить платежеспособность либо путемреализации и распределения между кредиторами имущества должника, не подлежащеговосстановлению.
Можновыделить следующие основные принципы конкурсного права:
— осуществление субъектами мероприятий конкурса, исходя из соображенийэкономической целесообразности на основании анализа финансового состояния должника,осуществляемого на всех этапах развития конкурсных отношений;
— последовательное развитие конкурсных отношений в рамках определенных стадий,предполагающих определенный комплекс прав и обязанностей субъектов, а такжеосуществление ряда мероприятий в определенных целях;
— применение норм конкурсного права только с учетом признаков и критериевнесостоятельности;
— дифференциация признаков, достаточных для инициирования конкурсных отношений инеобходимых для признания должника банкротом;
— независимое управление делами должника при осуществлении восстановительныхмероприятий конкурса (за исключениями, установленными законом);
— наличие больших возможностей у кредиторов с большим количеством требований(т.е. более заинтересованных в судьбе должника), т.е. решение основных вопросовна собрании кредиторов большинством голосов по сумме требований при учетеинтересов мелких кредиторов и защите последних;
— участие в конкурсных отношениях кредиторов, имеющих хозяйственные отношения сдолжником (установление законодательных ограничений для кредиторов,основывающих свои требования исключительно на договорах цессии);
— применение имущественных (а не личных) последствий к должнику — физическомулицу в течение конкурсного процесса и при его окончании;
— пропорциональность и соразмерность при удовлетворении требований кредиторов впорядке очередности;
— недопустимость использования норм конкурсного права (на любой стадии развитияотношений) для неэкономических целей, в частности, для изменения структурыкорпоративных отношений (увеличения определенными субъектами своего влияния науправление делами юридического лица);
— контроль государственных органов за действиями кредиторов и арбитражныхуправляющих;
— окончание завершающей стадии конкурсных отношений — конкурсного производства — ликвидацией юридического лица только при наличии признаков банкротства.
Предложенныепринципы не в полной мере закреплены действующим законодательством, тем не менее,на практике их использование возможно, т.к. всегда может быть высказан аргументо необходимости учитывать сущность отношений.
Современноероссийское конкурсное право предусматривает применение к должнику различныхпроцедур; в целом можно выделить следующую модель (этапы) развития конкурсныхотношений.
1.Предварительный (внесудебный) этап. Этап, на котором судебные органы еще невмешиваются в дела должника, но в любой момент это может случиться, посколькудолжник находится в предбанкротном состоянии — его финансовое положение ужепошатнулось, но оснований для применений судебных процедур еще нет (признакибанкротства либо отсутствуют, либо их наличием еще никто не воспользовался). Наданном этапе проводятся так называемые внесудебные процедуры; кроме того, врамках данного этапа может быть проведено добровольное банкротство (о связанныхс этим законодательных проблемах будет сказано ниже). Этот этап продолжается доподачи в суд заявления о банкротстве должника.
2.Заявление в арбитражный суд о признании должника банкротом. Этот этаппродолжается недолго — с момента подачи в суд заявления о банкротстве и допринятия заявления судом. На данном этапе судом рассматриваются основанияпринятия заявления: решаются вопросы о субъектах — как о том, кто подаетзаявление, так и о том, в отношении кого заявление подается, — имеют ли ониправо участвовать в конкурсном процессе и на каких условиях; о признакахбанкротства — имеются ли они у должника; о применяемом в данном конкретномслучае законодательстве и т.д. Продолжительность данного этапа — 5 дней (всоответствии с п. 2 ст. 42 Закона судья выносит определение опринятии заявления в течение 5 дней с момента его поступления в арбитражныйсуд; Закон 1998 г. устанавливал 3-дневный срок). Следует отметить, что напрактике нередко проходит гораздо большее количество времени — механизмов воздействияна суд в такой ситуации Закон не содержит.
3.Наблюдение. Наблюдение — процедура, основная цель которой — достижение балансаинтересов должника и кредиторов в период, когда, с одной стороны, онеплатежеспособности должника уже достаточно хорошо известно (а о предстоящемсудебном разбирательстве известно точно), а с другой стороны, определенныесудебные мероприятия еще не начались.
Процедуранаблюдения является достаточно новой для российского конкурсного права — впервые она была предусмотрена Законом 1998 г. Наблюдение — процедурапассивная, поскольку в течение этого периода предприятие-должник продолжаетобычную хозяйственную деятельность, его руководство действует почти так же, каки раньше. Вмешательство внешнего субъекта — временного управляющего — минимально:он наблюдает за тем, чтобы действия руководства не привели к убыткам длякредиторов (с этой целью у временного управляющего необходимо спрашиватьсогласия на определенные сделки). Управляющий не наделен полномочиями совершатькакие-либо действия или сделки от имени должника, а также иным образомвмешиваться в его хозяйственную деятельность. Еще одной целью деятельностивременного управляющего является изучение финансового состояния должника, с тем,чтобы к окончанию периода наблюдения можно было сделать вывод о наличии (илиотсутствии) реальных перспектив восстановления финансового состояния.
Вконце наблюдения делается вывод о судьбе должника — либо о целесообразностиприложения определенных усилий для его реабилитации, либо о необходимостискорейшей ликвидации юридического лица. Этот вывод делает как управляющий, таки собрание кредиторов, причем от решений последнего во многом зависитдальнейшая судьба должника, т.е. следующая применяемая к нему процедура.
4.Финансовое оздоровление. Эта процедура является новеллой Закона 2002 г.,что усиливает защиту должников, предоставляя им дополнительные возможности вконкурсном процессе.
Финансовоеоздоровление — восстановительная процедура, которая вводится, если должникимеет возможность без проведения активных экономических мероприятий в течениеопределенного (достаточно длительного — не более 2 лет) времени расплачиватьсяс кредиторами. При этом действует руководство должника, полномочия которогоограничены необходимостью получать согласие на определенные сделки и действия уадминистративного управляющего либо собрания кредиторов. Основными документамифинансового оздоровления являются план финансового оздоровления(предусматривающий источники появления средств у должника) и график погашениязадолженности (в котором указывается порядок удовлетворения каждого извключенных в реестр требований кредиторов).
Финансовоеоздоровление может заканчиваться восстановлением платежеспособности, либопереходом к внешнему управлению, либо признанием должника банкротом и открытиемконкурсного производства.
5.Внешнее управление. Этап реабилитационный, полностью направленный навосстановление финансового состояния должника. Вводится внешнее управление приусловии обоснования возможности восстановления, т.е. потенциальной жизнеспособностидолжника. Внешнее управление в отличие от наблюдения и финансового оздоровления- этап активных действий по отношению к должнику. Осуществляет эти действиянезависимый субъект — внешний управляющий, который обладает всеми функциями поуправлению предприятием (руководство должника отстраняется от исполненияобязанностей). На этапе внешнего управления должник имеет значительные льготы — в частности, мораторий на удовлетворение требований кредиторов; все это служитцели восстановления его деятельности.
Вводитсявнешнее управление на длительный срок до 24 месяцев (однако действуют важныеправила: 1) совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления неможет быть более 2 лет; 2) внешнее управление не вводится, если финансовоеоздоровление проводилось 18 месяцев). По окончании этого срока решается вопросо достижении целей внешнего управления, т.е. о том, удалось ли должникувосстановить платежеспособность и продолжить нормальную деятельность (вывод обэтом делают исходя из того, достаточно ли у должника средств на удовлетворениетребований всех кредиторов и продолжение функционирования). Если восстановитьплатежеспособность удалось, то производство по делу о несостоятельности(банкротстве) прекращается, а должник продолжает осуществлять обычнуюхозяйственную деятельность (характер которой мог значительно измениться в ходеосуществления процедур внешнего управления).
Еслив ходе внешнего управления выявилась невозможность финансового восстановлениядолжника, то осуществляется переход к конкурсному производству (так же, как и втом случае, когда осуществление финансового оздоровления либо внешнегоуправления было признано нецелесообразным по окончании наблюдения).
6.Конкурсное производство. Этот этап является ликвидационным; все мероприятия направленына реализацию имущества должника и прекращение его деятельности. Периодконкурсного производства начинается с вынесения арбитражным судом решения опризнании должника банкротом (такое решение выносится по окончании наблюдения,финансового оздоровления либо внешнего управления). Обращает на себя вниманиетот факт, что только с этого момента (т.е. только с начала конкурсногопроизводства) должник может называться банкротом в полном смысле этого слова;если же этот термин употребляют по отношению к должнику на более ранних этапах(что нередко случается), то следует учитывать, что делается это с большой долейусловности и является не вполне корректным.
Наэтапе конкурсного производства действует независимый субъект — конкурсныйуправляющий; его деятельность направлена на скорейшую реализацию имуществадолжника, образование конкурсной массы и распределение ее между кредиторами всоответствии с требованиями очередности, соразмерности, пропорциональности.
Завершаетсяконкурсное производство вынесением соответствующего определения арбитражнымсудом, что является основанием для исключения юридического лица изгосударственного реестра юридических лиц.
7.Мировое соглашение. Мировое соглашение — особый этап развития конкурсныхотношений; переход к этому этапу допускается на любой из судебных стадийконкурса — наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства. Мировоесоглашение заключается должником (либо арбитражным управляющим) с кредиторами ивлечет прекращение производства по делу о банкротстве. По сути, мировоесоглашение представляет собой многосторонний договор, особенность которого втом, что возможно навязывание одними участниками (обладающими большинствомголосов по сумме требований) своей воли другим.
Вконкурсных отношениях участвуют должник, кредиторы, органы кредиторов(собрание, комитет), органы юридического лица — должника, государственныеорганы, регулирующие и контролирующие действия субъектов, арбитражный суд.
Статусдолжника определяется теми организационно-правовыми формами юридических лиц,банкротство которых, во-первых, возможно, во-вторых, целесообразно (то же можносказать о банкротстве физических лиц с точки зрения наличия либо отсутствия уних статуса индивидуального предпринимателя).
Статускредиторов может быть определен в зависимости от различных критериев(определенности, характера, размера, наступления срока исполнения требования,других параметров).
Органыкредиторов (собрание и комитет) определенным образом формируются, имеют особуюкомпетенцию и самостоятельное значение в конкурсных отношениях, что позволяетговорить о них как о субъектах конкурсного права (в то время как субъектамиправа гражданского они не являются).
Органыюридического лица — должника, по сути, не обладают собственной компетенцией вконкурсных отношениях, т.к. в силу норм Закона 2002 г. не наделяютсяновыми правами и обязанностями, а сохраняют часть компетенции, существующей уних в рамках корпоративного права.
Статусгосударственных органов, наделенных определенными полномочиями в конкурсныхотношениях, определяется Правительством РФ — в настоящее время действуетпостановление Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. N 100 «Обуполномоченном органе в делах о банкротстве и в процедурах банкротства ирегулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациямиарбитражных управляющих», которое установило что уполномоченным органом,представляющим в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования обуплате обязательных платежей и требования по денежным обязательствам РФ, являетсяФСФО РФ; регулирующим органом является Министерство юстиции РФ.
Всоответствии с Законом 1998 г. полномочия представлять РФ в конкурсныхотношениях имели те органы, которые осуществляли данные полномочия в обычномпорядке (налоговые, таможенные и т.д.).
Итак,конкурсное право — комплексный правовой институт, представляющий собойсовокупность норм, регулирующих отношения должника, в течение определенного времени,не исполняющего обязательства определенного размера, его кредиторов и третьихлиц; регламентирующих особое состояние должника, предполагающее вмешательство вего деятельность третьих лиц и применение к нему установленных в законемероприятий.
Целироссийского конкурсного права состоят в том, чтобы, во-первых, восстановитьплатежеспособность юридического лица при наличии такой возможности; во-вторых,оперативно ликвидировать юридические лица, восстановить финансовое состояниекоторых невозможно. Эти цели следует считать равнозначными.
18 Меры по предупреждению банкротства организаций
Статья30 гл.2 ФЗ от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности(банкротстве)» (далее Закон 2002г.) определяет, какие субъекты могутприменять меры в отношении должника в целях возбуждения в отношении негопроизводства по делу о несостоятельности (банкротстве). Этими субъектамиявляются учредители (участники) должника; собственник имущества должника — унитарного предприятия; федеральные органы исполнительной власти; органыисполнительной власти субъектов РФ; органы местного самоуправления в случаях,предусмотренных федеральными законами. Для этих субъектов установленаобязанность принимать своевременные меры по предупреждению банкротства, однако,как следует из комментируемой статьи, такая обязанность не подкрепленаположениями об ответственности за ее неисполнение. Теоретически мы можемобосновать необходимость привлечения указанных в п. 2 комментируемой статьисубъектов к ответственности за причинение неисполнением данной обязанностиубытков должнику либо кредиторам, но на практике крайне сложно доказать наличиепричинной связи между их действиями (бездействием) и возникшими убытками.
Крометого, принимать необходимые меры могут кредиторы либо иные лица на основаниисоглашения с должником. Следует отметить, что соглашение с должником необходимов любом случае — независимо от того, какой субъект осуществляет досудебныемероприятия.
Законне называет конкретные меры, применяемые в целях предупреждения банкротствадолжника (об одной из них — досудебной санации — сказано в ст.31 Закона),поскольку на данном этапе регламентация этих мер не требуется.
Осуществляемыев рамках досудебной стадии мероприятия могут быть любыми — как экономическими(модернизация, перепрофилирование производства, повышение квалификацииперсонала, изменение управленческой политики и др.), так и юридическими(получение кредитов, заключение соглашений о новации, отступном либопрекращении обязательств иным способом, ликвидация обособленных подразделений,заключение выгодных контрактов, истребование своего имущества из чужогонезаконного владения, взыскание дебиторской задолженности и др.). Главное,чтобы эти мероприятия повышали платежеспособность должника и обеспеченность егоэкономическими ресурсами, что впоследствии позволит либо избежать возникновенияпризнаков банкротства, либо (при их возникновении и возбуждении конкурсногопроцесса) сделать возможным введение восстановительных процедур.
Введение вЗакон положений о досудебной санации (санация — оздоровление) призвано привлечьвнимание к неисправным должникам еще до возбуждения производства по делу о банкротствев арбитражном суде. Однако имеющихся в Законе норм не представляетсядостаточным для создания эффективного механизма финансового оздоровления каквнесудебной меры. Для решения данного вопроса были предприняты неоднократныепопытки принятия специального федерального закона. На данный момент принят лишьФЗ. «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».
В целях предупреждениябанкротства организаций учредители (участники) должника, собственник имуществадолжника – унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявленияо признании должника банкротом принимают меры, направленные на восстановлениеплатежеспособности должника. Меры, направленные на восстановлениеплатежеспособности должника, могут быть приняты кредиторами или иными лицами наосновании соглашения с должником.
В качестве внесудебнойпроцедуры законодательством о несостоятельности (банкротстве) предусмотренатакая мера по предупреждению банкротства как досудебная санация.
Досудебная санация одноиз двух мероприятий предусмотренных Законом 2002г. для достижения целивосстановления платежеспособности должника, наряду с мерами периода наблюдения,финансового оздоровления и внешнего управления, которая направлена напредупреждение несостоятельности должника до подачи заявления о возбужденииконкурсного процесса в арбитражный суд.
В соответствии сост.ст.2, 31 Закона 2002г. учредителями (участниками) должника, собственникомимущества должника – унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами врамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставленафинансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств иобязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (досудебнаясанация).
В рамках проведения досудебнойсанации происходит полное погашение требований по обязательствам и обязательнымплатежам. Для погашения всех требований должнику предоставляется финансоваяпомощь. Отказывать такую помощь может практически любое лицо, включаяучредителей (участников) собственника имущества унитарного предприятия, кредиторов.
Финансовая помощьнеплатежеспособным предприятиям может быть оказана на основании УказаПрезидента Российской Федерации от 8 июля 1994г. № 1484 «О порядкепредоставления финансовой поддержки предприятий за счет средств федеральногобюджета». Данный акт устанавливает не только предоставление финансовой помощипредприятиям, но при наличии задолженности в федеральный бюджет по налогам иналоговым платежам также отсрочки по уплате налогов.
Для принятия решения опроведении досудебной санации необходима проверка финансового состояниядолжника, поскольку финансовая помощь должна оказываться тем должникам,относительно которых можно сделать вывод о возможности в течение определенногопериода времени восстановить их платежеспособность.
Еще одной внесудебнойпроцедурой является добровольное объявление должника о своем банкротстве.
По своей сути добровольноебанкротство – это ликвидация, осуществляемая должником, не имеющим возможностиполностью удовлетворить все требования, при условии отсутствия возраженийкредиторов на любое действие должника, в ходе которого применяются общиеположения гражданского права за исключением стадии расчетов с кредиторами, на которыйприменяется Закон 2002 г.
Таким образом, в соответствиисо ст.8 Закона 2002 г. должник вправе подать в арбитражный суд заявлениедолжника в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидносвидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежныеобязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей вустановленный срок.
Можно выделитьпредположительные этапы осуществления добровольного банкротства:
1.   Принятие решения о ликвидации.
Решение принимаетсяуполномоченным на это органом юридического лица либо собственником имуществадолжника – унитарного предприятия. Основания принятия соответствующего решениямогут быть любыми, в т.ч. установленными ч.2 п.2 ст.61 ГК РФ.;
2.   Уведомление кредиторов о намерении осуществитьдобровольное банкротство;
3.   Получение согласия кредиторов.Следует отметить, что согласие кредитора на добровольное банкротство, данное наэтом этапе, оставляет за ним право впоследствии изменить свое решение;
4.   Объявление о добровольном банкротстве.Объявление делает руководитель должника; обязательным условием является наличиепризнаков банкротства, установленных законом, т.е. определенного размеразадолженности и срока неисполнения денежных обязательств. На рассматриваемомэтапе руководитель должника осуществляет публикацию объявления о банкротстведолжника и его добровольной ликвидации;
5.   Проведение ликвидационных мероприятийосуществляется в соответствии с требованиями ГК РФ и положений Закона 2002г.;
6.   Завершение добровольного банкротства.
Следует отметить, чтокредиторы добровольного банкрота имеют только одну, но очень действеннуювозможность повлиять на проведение добровольной ликвидации. Эта предполагаемаявозможность состоит в том, что кредитор, в чем-либо недовольный, имеет правопрервать добровольную ликвидацию, переведя ее в судебное русло. Реализовано этоправо может быть несколькими способами. Один из них состоит в том, что кредиторв любой момент в течение срока, названного в объявлении о добровольномбанкротстве, может направить должнику возражение против добровольнойликвидации. Возражение кредитора может быть направлено независимо от данногоранее согласия кредитора на проведение добровольной ликвидации.
Возражение кредиторапротив добровольной ликвидации влечет возникновение комплекса прав иобязанностей должника. Прежде всего, это обязанность руководителя подать варбитражный суд заявление о банкротстве должника.
В процессе осуществлениядобровольного банкротства любой кредитор может обратиться в арбитражный суд сзаявлением о банкротстве должника. Этим правом кредитор может воспользоватьсядо завершения процедуры ликвидации, которая в соответствии с п.8 ст.63 ГК РФсчитается завершенной с момента внесения в государственный реестр юридическихлиц записи о ликвидации юридического лица.

Списокиспользуемой литературы
1.         Федеральныйзакон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности(банкротстве)».
2.         ПостановлениеПравительства РФ от 14 февраля 2003 г. N 100 «Об уполномоченноморгане в делах о банкротстве и в процедурах банкротства и регулирующем органе,осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражныхуправляющих».
3.        Бруско Б.С.Категория защиты в российском конкурсном праве. — «Волтерс Клувер»,2007.
4.        Телюкина М.В.,Основы конкурсного права: Изд-во «Дело» – М.: 2004.