–PAGE_BREAK–1.2 Структура финансовой системы. Типовая модель современной финансовой системы
Анализ закономерностей развития финансов в разных условиях общественного воспроизводства свидетельствует о наличии общих признаков в их содержании.
Это обусловлено сочетанием объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий выделяют два: развитие товарно-денежных отношений и существование государства как субъекта этих отношений. В отличие от таких стоимостных категорий, как, например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и другие.
В связи с этим финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.
Эти звенья условно можно разделить на две группы: общегосударственные финансы и децентрализованные финансы.
Основой общегосударственных финансов являются бюджеты соответствующего уровня. К общегосударственным финансам относятся также государственные социальные внебюджетные фонды, государственное кредитование.
Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в регулировании экономических процессов т распределительных отношений на макроуровне. Общегосударственные финансы аккумулируются в распоряжении государства и местных органов самоуправления, их формирование и распределение имеют централизованный характер.
Децентрализованные финансы. Финансы кредитно – банковской системы, страхования, финансы предприятий в большей степени осуществляют регулирование экономических процессов на микроуровне. Но нельзя утверждать, что эти звенья финансовой системы обслуживают лишь уровень хозяйствующих субъектов, поскольку существуют тесная взаимосвязь и взаимозависимость между всеми звеньями финансовой системы.
Через финансовую систему государство, принимая соответствующие законы, нормативные акты, воздействует на формирование централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов, используя для этого финансовые инструменты: налоги, систему кредитования, механизм ценообразования и т.д.
Роль, которую выполняет государство в социально – экономическом развитии общества, определила необходимость централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджеты и государственные внебюджетные фонды, государственный кредит. Через привлечение свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и населения формируются финансы страхования и кредитно – банковской системы. Финансы коммерческих предприятий образуются из собственных денежных доходов и накоплений самих предприятий.
Таким образом, взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы финансовой системы обусловлены их единой сущностью. Каждая из сфер (звеньев) характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. И государство в этом взаимодействии играет основополагающую роль.
Типовая модель современной финансовой системы
Рисунок 1. Схема финансовой системы РФ[5]
2 Государственный бюджет и государственный долг
2.1 Государственный бюджет: сущность, структура, функции
В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система и входящий в ее состав государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.[6]
С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения государством возложенных на него функций.
Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Его основное назначение — создание условий для эффективного развития экономики и решения общегосударственных и социальных задач.
В управлении бюджетным процессом принимают участие все органы государственной власти и управления РФ, однако центральное место в этом процессе занимает Министерство финансов РФ.
Бюджетное устройство — это организация бюджетной системы, принципы ее построения, совокупность бюджетов государства.
Государственный бюджет как основной финансовый план государства дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране.
Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.
В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Бюджет – это категория, свойственная различным отношениям. Его возникновение и развитие связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики.
Форма государственного устройства страны, действующие основные законодательные акты, роль бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах определяют основы бюджетного устройства. Бюджетное устройство в свою очередь определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношений между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств.
Структура бюджета включает в себя две составные части:
· доходную;
· расходную.
Доходы бюджета подразделяются на налоговые и неналоговые. К неналоговым доходам относят:
1. доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
2. доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
3. доходы от реализации государственных запасов;
4. доходы от продажи земли и нематериальных активов;
5. поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
6. административные платежи и сборы;
7. штрафные санкции;
8. доходы от внешнеэкономической деятельности.
Расходная часть представляет собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах каждого уровня. По предметной классификации выделяют следующие группы расходов:
1. финансирование промышленного производства;
2. социально-культурных мероприятий;
3. науки;
4. обороны;
5. содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;
6. расходы по внешнеэкономической деятельности;
7. создание резервных фондов;
8. расходы по обслуживанию государственного долга, и т.д.
Экономическая сущность бюджета находит свое выражение в его функциях.
Государственному бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции – распределительная (перераспределительная) и контрольная.
С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.
Через расходы и налоги государственный бюджет выступает важным инструментом распределения и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Через бюджет оказывается государственная поддержка отдельным отраслям экономики – авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению, угольной промышленности и некоторым другим.
При распределении финансовых средств через бюджет важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств.
Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей экономики. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается.[7]
Функции государственного бюджета проявляются в процессе формирования доходов и расходов на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
Таким образом, основными функциями государственного бюджета, как основного финансового плана государства являются:
1) перераспределение ВВП и национального дохода, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики;
2) контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
Через государственный бюджет перераспределяются около 50% валового внутреннего продукта. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры регионов РФ.
Бюджет с помощью налогов выступают важным инструментом распределения и вместе с тем стимулирования экономики и повышения эффективности производства.
В отношения с государственным бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Объектом бюджетного перераспределения является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта.
Контрольная функция бюджета позволяет через формирование и использование фонда денежных средств государства «сигнализировать» о том, как поступают в доходы бюджета финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. Бюджетный контроль преследует в основном три цели:
1) мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства;
2) соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов;
3) повышение эффективности расходования бюджетных средств.
С помощью бюджета осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов.
2.2 Государственный долг: природа, виды, методы регулирования
Все непогашенные долговые обязательства государства (включая процентные платежи) по отношению к частным лицам и институтам вне государственного сектора, а также иностранным государствам образуют государственный долг. К формированию государственного долга приводит заимствование средств бюджетами различных уровней.
По экономической сущности государственный долг представляет собой задолженность государственных органов, возникшую в результате формирования дополнительных ресурсов государства, направленных на разрешение противоречий между экономическими и социальными потребностями общества на основе займов денежных средств у частных лиц, институтов негосударственного сектора и иностранных государств.
Государственная задолженность включает в себя четыре основных элемента:
1) финансовую задолженность;
2) административную задолженность;
3) вероятные долговые обязательства;
4) неучтенные обязательства.
В зависимости от происхождения кредитных средств, государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, в зависимости от сроков обслуживания – на капитальный и текущий иосновной.
Капитальный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных государством долговых обязательств и гарантированных им обязательств других лиц, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.
Основной долг – это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований.
Текущий долг составляет предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя государством, и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.[8]
Кроме того, задолженность может быть федеральной, где заемщиком выступает федерация или федеральные фонды; и коммунальной, где заемщиком являются местные органы власти.
Основными кредиторами государства являются:
ü кредитные институты;
ü центральный эмиссионный банк;
ü небанковский сектор;
ü международные негосударственные и государственные организации;
ü иностранные правительства[9]
Государственная задолженность имеет две основные формы. Она может быть оформлена в виде государственных ценных бумаг или записей на бухгалтерских счетах. На данный момент государственная потребность в кредитах покрывается, по крайней мере в странах с развитой экономикой, преимущественно через эмиссию ценных бумаг.
Существенными отличительными признаками оформления государственной задолженности являются:
1) право эмиссии;
2) предполагаемые держатели государственных долговых обязательств;
3) место размещения долговых обязательств;
4) рыночность;
5) детерминанты доходности;
6) способы размещения займов;
7) условия погашения;
8) надежность и обеспеченность долговых обязательств;
9) номинальная стоимость.[10]
Причины образования государственного долга:
· рост государственных расходов в связи с необходимостью структурной перестройки экономики и увеличением инвестиций;
· чрезвычайные обстоятельства (крупные стихийный бедствия, войны и т.д.), вызывающие рост непредвиденных расходов, которые не поддаются покрытию;
· кризисные явления в экономике, ее развал;
· неэффективность финансовой системы;
· неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.[11]
В таком случае государство должно принять жесткие меры, направленные на устранение возникших явлений и сокращение бюджетного дефицита, чтобы не произошло нарастания государственного долга и ухудшения социально – экономического положения страны.
Управление государственным долгом может рассматриваться в широком и узком смысле.
Под управлением государственным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика.
Управление государственным долгом в узком смысле слова есть совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанию, погашению и рефинансированию государственного долга, а также регулированию рынка государственных ценных бумаг. Осуществление этих мероприятий требует от государства системного подхода и определяет многоплановый характер регулирования государственной задолженности.
Основными принципами управления государственным долгом в РФ являются:
ü сохранение объема долговых обязательств субъекта РФ или муниципального образования на экономически безопасном уровне, с учетом всех возможных рисков. Основным подходом к реализации этого принципа является такое планирование долговых обязательств, которое предполагает обслуживание и погашение долга исключительно за счет доходов бюджета;
ü полнота исполнения долговых обязательств. Данный принцип предполагает такое управление долговыми обязательствами субъекта РФ или муниципального образования, которое обеспечивает исполнение этих обязательств в полном объеме;
ü своевременность исполнения долговых обязательств. Данный принцип предполагает исполнение обязательств в срок. Возникновение просроченных обязательств не допускается;
ü минимизация стоимости долговых обязательств предполагает поддержание минимально возможной стоимости обслуживания долговых обязательств при соблюдении вышеизложенных принципов;
ü прозрачность управления долгом, который предполагает: использование ясных формализованных процедур и механизмов управления долгом и публичное раскрытие информации о величине и структуре долговых обязательств, а также о долговой политике администрации.
Важнейшей составной частью политики регулирования государственного долга в мировой практике является менеджмент состава и структуры государственного долга при неизменном объеме совокупной задолженности. Использование методов изменения состава и структуры государственной задолженности как инструмента экономической политики возможно только в рамках «антициклической» концепции менеджмента. Она рассматривает изменение состава долговых обязательств наряду с проводимой центральным банком денежной политикой как инструменты конъюнктурной государственной политики, подчиненные целям достижения стабилизации экономики.
Исследование современных проблем государственной задолженности представляет собой значительную трудность как в теоретическом, так и в практическом плане. История развития экономической мысли свидетельствует о наличии многообразных, иногда даже диаметрально противоположных взглядов на использование государством методов дефицитного финансирования при проведении той или иной экономической политики.
продолжение
–PAGE_BREAK–