Министерствообразования и науки Российской Федерации
Федеральноегосударственное автономное учреждение высшего профессионального образования
ДальневосточныйФедеральный Университет
(ДВФУ)
Институтменеджмента и бизнеса
Финансовыйфакультет
Кафедра«Налоги и налогообложение»
РЕФЕРАТ
Налоговый учёт иотчётность
Выполнила студентка группы 1315Б
Коровина Екатерина
Проверил к.э.н доцент
Хлыстова О.В
Владивосток 2010
Оглавление
Введение
1.Краткаяистория возникновения налогообложения, функции и сущность налогов
1.1Понятие налога и становление налогообложения. 4
1.2Функциии сущность налогов
2.Налоговыйучёт, его сущность
2.1Налоговыйучёт, принципы, функции и значение налогового учёта
2.2Объектыналогового учёта
3.Налоговаяотчётность, её понятие, сущность, принципы ведения.
3.1Налоговая декларация и понятие налоговой отчётности
3.2Внесение дополнений и изменений в налоговую декларацию
3.3Общие требования к заполнению налоговой декларации
Заключение
Списоклитературы
/>/>/>Введение
Налоги являютсянеобходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновениягосударства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегдасопровождаются преобразованием налоговой системы. Происходящие кардинальныеизменения в развитии Российской экономики и часто меняющееся налоговоезаконодательство влияют на постоянно повышающиеся требования к подготовкеспециалистов по налогообложению. В связи с этим, передо мной встаёт цельглавной задачей которой является поэтапное изучение и выделение информации, наанализе действующих законодательных и нормативных положений, изученияисторических, экономических и юридических литератур для полнейшего пониманияоснов налогового учёта и отчётности. Ведение налогового учёта и отчётностиявляется одной из функций налоговой системы РФ. Налоговая система отражается насостоянии жизненного уровня населения и экономики в целом. Это свидетельствуето важном назначении налоговой службы и серьезной ответственности всех ееорганов.
В данной работеизложена поэтапная информация о становлении, развитии, составляющих элементов ифункций налоговой системы РФ.
/>/>/>/>1.Краткая история возникновенияналогообложения, функции и сущность налогов
/>/>/>/>1.1 Понятиеналога и становление налогообложения.
Налоги — обязательныесборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и граждан по ставке,установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеномэкономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Всовременном обществе налоги — основной источник доходов государства. Кроме этойчисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействиягосударства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитиенаучно-технического прогресса.
Налоговая системавозникла и развивалась вместе с государством. История налогов насчитываеттысячелетия. Они стали необходимым звеном экономических отношений с моментавозникновения государства и разделения общества на классы, когда нарождающиесясоциально-государственные механизмы первобытного общества потребовалисоответствующего финансирования. Возникновение налогов относят к периодустановления первых государственных образований, когда появляется товарноепроизводство, формируется государственный аппарат – чиновники, армия, суды.Возникновение налогообложения было обусловлено, прежде всего, необходимостьюсодержания государства и его институтов. Первоначально налоги существовали ввиде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму.Подданные несли повинности личного характера (барщина, участие в походах), атакже уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии. По мереразвития и укрепления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимаютпочти повсеместно исключительно денежную форму. Одной из первых организованныхналоговых систем, многие стороны, которой находят отражение и в современномналогообложении, является налоговая система Древнего Рима. В IV–III вв. до н.э. развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных,так и местных (коммунальных) налогов. Однако единой налоговой системы в тотпериод не существовало, и налогообложение отдельных местностей определялосьлояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военныхмероприятиях государства. Развитие государственных институтов Рима объективнопривело к проведению императором Августом Октавианом (63 г. до н. э.–14 г. н.э.) кардинальной налоговой реформы, в результате которой появился самый первыйвсеобщий денежный налог, так называемый «трибут». Контроль за налогообложениемстали осуществлять специально созданные финансовые учреждения. Основным налогомгосударства выступил поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость,рабы, скот и иные ценности. Кроме прямых появились и косвенные налоги,например, налог с оборота – 1 %, налог с оборота при торговле рабами – 4 % идр. Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но ифункцию регулятора различных экономических отношений. Последующие налоговыесистемы в основном повторяли в видоизмененном виде налоговые системы древности.Что касается возникновения финансовой системы Древней Руси, так она сталаскладываться только с периода IX в. Основной формой налогообложения тогопериода выступали поборы в княжескую казну, которые именовались «данью». Даньвзималась повозом, когда она привозилась в Киев, а также полюдьем, когда князьяили его дружины сами ездили за нею. Единицей обложения данью в Киевскомгосударстве служил «дым», определявшийся количеством печей и труб в каждомхозяйстве. Косвенные налоги взимались в форме торговых и судебных пошлин.Особое распространение получил так называемый «мыт» – пошлина, взимаемая припровозе товаров через заставы у городов и крупных селений. В период феодальнойраздробленности Руси большое значение приобретают пошлины за провоз товаров потерритории владельца земли, причем пошлины взимались за каждую повозку. В XIIIв. после завоевания Руси Золотой Ордой иноземная дань выступила формойрегулярной эксплуатации русских земель. Взимание дани началось после переписинаселения, проведенной в 1257–1259 гг. Известно 14 видов «ордынских тягостей»,из которых главными были: «выход» («царева дань»), налог непосредственно намонгольского хана; торговые сборы («мыт», «тамка»); извозные повинности («ям»,«подводы»); взносы на содержание монгольских послов («корм») и др.
После свержениямонголо-татарской зависимости налоговая система была реформирована Иваном III,который отменив выход, ввел первые русские косвенные и прямые налоги. Основнымпрямым налогом выступил подушный налог, взимаемый в основном с крестьян ипосадских людей. Особое значение при Иване III стали приобретать целевыеналоговые сборы: пищальные (для литья пушек), полоняничные (для выкупа ратныхлюдей), засечные (для строительства засек – укреплений на южных границах),стрелецкая подать (на создание регулярной армии) и т. д. Ведущее место вналоговой системе продолжали занимать акцизы и пошлины. В царствование ИванаIII закладываются первые основы налоговой отчетности. В царствование царяАлексея Михайловича (1629–1676 гг.) система налогообложения России былаупорядочена. Так, в 1655 г. был создан специальный орган – Счетная палата, вкомпетенцию которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, атакже исполнение доходной части российского бюджета. Эпоха реформ Петра I(1672–1725 гг.) характеризовалась постоянной нехваткой финансовых ресурсов наведение войн и строительство новых городов и крепостей. К уже традиционнымналогам и акцизам добавлялись все новые и новые. В 1724 г. взамен подворногообложения Петр I вводит подушный налог. В результате реформы системы органовгосударственного управления из двенадцати коллегий-министерств – четыреотвечали за финансовые и налоговые вопросы. В период правления Екатерины II(1729–1796 гг.) система финансового управления продолжала совершенствоваться.Так, в 1780 г. по указу Екатерины II были созданы специальные государственныеорганы: Экспедиция государственных доходов, Экспедиция ревизий, Экспедициявзыскания недоимок. Основной чертой налоговой системы XVIII в. было большоезначение косвенных налогов по сравнению с налогами прямыми. Косвенные налогидавали 42 % государственных доходов, причем почти половину этой суммы приносилипитейные налоги. В период времени XIXдо1917г. начинает приобретать развитие Российская финансовая наука. В это время особуюроль начинают играть специальные налоги, большое значение начинает иметь налогс недвижимого имущества, 6 апреля 1916 г. Николай II утвердил закон оподоходном налоге, который вступал в силу с 01.01.1917 г.
После революции 1917 г.основным доходом государства выступили эмиссия денег, контрибуции ипродразверстка, поэтому первые советские налоги не имели большого фискальногозначения и носили ярко выраженный характер классовой борьбы. Начиная с 1930-хгг. роль и значение налогов в СССР резко уменьшаются, налоги выполняютнесвойственные им функции. Налоги используются как средства политической борьбыс кулаками и частными сельхозпроизводителями. Фискальная функция налогапрактически утратила свое значение. В 1930–1932 гг. в СССР была проведенакардинальная налоговая реформа (постановление ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930г.), в результате которой была полностью упразднена система акцизов, а всеналоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основныхплатежах – налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Были объединены некоторыеналоги с населения, и значительное их число отменено. Вся прибыль промышленныхи торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формированиефондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государстваформировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валовогонационального продукта, производимых на основе государственной монополии. Всвязи с началом Великой Отечественной войны был введен военный налог (отменен в1946 г.). Кроме того, 21 ноября 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССРс целью мобилизации дополнительных средств для оказания помощи многодетнымматерям был введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан.Основным налоговым платежом того периода выступал налог с оборота, своего родаакциз на товары народного потребления – хрусталь, мебель, кофе, автомобили,спиртное и т. д. Смена высшего руководства страны и проведение различныхполитических кампаний непосредственно отражалась на советских налогах.Программа Н. Хрущева по «активному строительству коммунизма» привела к отмене вмае 1960 г. налога с заработной платы рабочих и служащих. В третьей ПрограммеКПСС, принятой на XXII съезде КПСС 31 октября 1961 г. предполагалась полнаяотмена налоговых платежей с населения. К началу реформ середины 1980-х гг.более чем 90 % государственного бюджета Советского Союза, как и его отдельныхреспублик, формировалось за счет поступлений от народного хозяйства. Налоги снаселения (прямые) занимали незначительный удельный вес, примерно 7–8 % всехпоступлений бюджета. Эпоха перестройки и постепенного перехода на новые условияхозяйствования с середины 1980-х гг. объективно вызвала возрождениеотечественного налогообложения. Августовские события 1991 г. ускорили процессраспада СССР и становления России как политически самостоятельного государства.Именно в этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговаяреформа. В декабре 1991 г. налоговая система России в основном быласформирована.
налог учёт декларация налогообложение/>/>/>/>1.2Функции и сущность налогов
Налогообложение — важнейшая область экономико-правовых отношений и одними налоговыми законами еене решить.
Налоги в реальномналоговом механизме — безвозвратная, безэквивалентная и срочная формапринудительного взыскания с налогоплательщиков в соответствии с Налоговымкодексом части их дохода с целью удовлетворения общественно необходимыхпотребностей. Наряду с налогами в структуре налоговой системы в конкретномпространстве и во времени определенное место занимают пошлины и сборы. Пошлина- соответствующая обязательная плата за совершение государственными и инымиорганами юрисдикции действий в интересах заявителя.
Сбор — это платеж,устанавливаемый в рамках налогового законодательства органами местногосамоуправления и зачисляемый в местный бюджет для финансирования муниципальныхпрограмм развития соответствующей территории.
Налогообложениеформируется под давлением и комплексным воздействием экономики и политики.Налогообложение в реальной экономической жизни отражает уровень экономической иполитической зрелости общества.
Устанавливая налоги,правительство пытается решить, каким образом собрать все необходимые ресурсы издомашних хозяйств и предприятий и вливается в коллективное потребление иинвестиции. А средства, полученные от налогообложения, будут являтьсямеханизмом, с помощью которого реальные ресурсы трансформируются из частныхблаг общественные.
Налоги взимаются нитолько с целью поступления денежных средств в государственную казну. Вводяналоги, увеличивая или уменьшая их, правительство имеет возможностьпрепятствовать или содействовать определенным видам и формам экономическойдеятельности или производству, продаже, потреблению некоторых товаров.
Налоги помогаютпоощрять или сдерживать определенные виды деятельности, воздействовать наэкономическую активность предпринимателей, регулировать количество денег вобращении.
И хотя, на наш взглядналоги вызывают чаще возмущение, чем одобрение, без них ни современноеобщество, ни правительство существовать не могут.
Налоги сегодня являютсяглавным инструментом перераспределения доходов и государственных ресурсов.Такое перераспределение средств осуществляют государственные органы в целях обеспечениясредствами тех лиц, которые испытывают потребность в ресурсах, но и они всостоянии обеспечить ее из собственных источников.
Первоначально рольналогов сводилась только к реализации фискальных полномочий. Но в дальнейшем, сусложнением экономической деятельности и возникновением необходимостигосударственного регулирования, у государства появляются специфическиеэкономические функции. Поэтому способы воздействия налогов на экономическуюжизнь постепенно становились более разносторонними.
Налоги преимущественновзимаются в денежной форме, хотя в отдельных случаях существуют и натуральныеналоги, уплачиваемые в виде продукта, товара. Налоги поступают частично вобщегосударственный (федеральный), а частично в республиканские, областные,городские, местные бюджеты.
Налогами облагаются, содной стороны, физические лица, граждане, получающие определенного вида доходыи имеющие подлежащие налогообложению имущественные ценности. С другой стороны,налогами облагаются юридические лица, т.е. частные, акционерные,государственные предприятия и организации, фирмы, компании, словом, все, ктоофициально зарегистрирован как участник экономической, хозяйственнойдеятельности. А, все кто уплачивает налоги, называются налогоплательщиками.Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и функции,которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение. Развитиеналоговых систем исторически определили три основные его функции — фискальную,стимулирующую и регулирующую. Функции налога — это проявление его сущности вдействии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образомреализуется общественное назначение данной экономической категории какинструмента стоимостного распределения доходов. Отсюда возникает главнаяраспределительная функция налогов, выражающая их сущность как особогоцентрализованного (фискального) инструмента распределительных отношений.
Посредством фискальнойфункции реализуется главное общественное назначение налогов — формированиефинансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе ивнебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций.Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильногоцентрализованного взимания налогов, превращает само государство в крупнейшегоэкономического субъекта. Другая функция налогов как экономической категориисостоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговыхпоступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовыхресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговогомеханизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, появляетсянеобходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известноймере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики(юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивалиустановленныезаконодательством налоги. Эта функция налогово-финансовых отношений проявляетсялишь в условиях действия распределительной функции.
Распределительнаяфункция налогов обладает радом свойств ( регулирующее, стимулирующее,воспроизводственное), характеризующих многогранность ее роли ввоспроизводственном процессе.
Экономическая функцияналогов состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство,т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономическиепроцессы в обществе. Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступленийв бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможностьдля осуществления экономической роли государства, т.е. экономической функцииналогов. В то же время достигнутое в результате экономического регулированияускорение развития и роста дохода производства позволяет государству получитьбольше средств. Это означает, что экономическая функция налогов способствуетосуществлению фискальной, укрепляет ее, а эффективное выполнениераспределительной функции создает благоприятную социально-экономическуюатмосферу для выполнения других функций налогов.
/>/>/>/>2.Налоговый учёт, его сущность/>/>/>/>2.1Налоговый учёт, принципы, функции и значение налоговогоучёта
Впервые понятие«налоговый учет» в законодательстве появилось с момента введения вдействие Главы 25 Налогового кодекса (налог на прибыль), то есть с 1 января2002 года. Налоговый учет — система обобщения информации для определенияналоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированныхв соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.
Система налоговогоучета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципапоследовательности применения норм и правил налогового учета, то естьприменяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядокведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политикедля целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом(распоряжением) руководителя.
Изменение порядка учетаотдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложенияосуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства илиприменяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учётную политику дляцелей налогообложения при изменении применяемых методов учёта принимается сначала нового налогового периода, в при изменении законодательства о налогах исборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанногозаконодательства.
В случае, еслиналогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязанопределить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы ипорядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности. Данныеналогового учёта должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов,порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в втекущем налоговом (отчётном) периоде, сумму остатка расходов (убытков),подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядокформирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетамс бюджетом по налогу. Подтверждением данных налогового учета являются:
первичные учетныедокументы (включая справку бухгалтера);
аналитические регистрыналогового учета;
расчет налоговой базы.
Формы аналитическихрегистров налогового учёта для определения налоговой базы, являющиесядокументами для налогового учёта, в обязательном порядке должны содержатьследующие реквизиты:
-наименование регистра
-период (дату)составления
-измерители операции внатуральном (если это возможно) и денежном выражении
-наименованиехозяйственных операций
-подпись (расшифровкуподписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.
Содержание данныхналогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговойтайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налоговогоучета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несутответственность, установленную действующим законодательством.
Налоговый учетосуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядкеучета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленныхналогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а такжеобеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля надправильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты вбюджет налога.
Значение и задачиналогового учета определяются ролью системы налогообложения в стране. Влияниеналогов на экономику на этапе переходного периода к рынку изучаетсясравнительно недавно и до сих пор проблематично. Общепризнанным является то,что налоги выступают активным инструментом государственного регулированияэкономики. В силу этого государство берет на себя регулирующие и аккумулирующиефункции. Но сама система налогообложения функционирует на микроуровне, т.е.основные функции налогов осуществляются на уровне субъектов — конкретныхналогоплательщиков, как юридических, так и физических лиц.
К функциям налоговогоучета мы относим следующие: фискальная; информационная; контрольная.
Посредством первой,фискальной функции налогового учета, реализуются государственные задачинаполняемости бюджета. Многие положения Закона «О налогах…»(Налогового Кодекса) и инструктивных актов устанавливают режим, что получениенеобходимой информации для расчета требует определенных расчетов, вычислений,напрямую не вытекающих из данных финансового учета. Так, при расчете суммподоходного налога подлежащих уплате в бюджет необходимо рассчитать совокупныйгодовой доход, размер которого отличается от бухгалтерского дохода. Такжерасходы и затраты, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг)приходится пересчитывать в целях налогообложения. Правила и принципы пересчетадействуют в интересах государства.
Информационная функцияналогового учета несколько перекликается с фискальной функцией, и состоит вколичественном измерении и качественной характеристике за конкретный периодфинансового положения налогоплательщиков. В связи с выполнением этой функцииглавное требование к налоговому учету — правильный и реальный учетналогооблагаемых показателей; обеспечение необходимой информацией в разрезекаждого вида налога и сборов о своевременности платежей и сроках ликвидациизадолженностей по налогам и другим платежам в бюджет.
Контрольная функция.Современное налогообложение представляет собой достаточно сложный процессрасчета соответствующих налоговых платежей, таких как объект налогообложения,налогооблагаемая база, льготы и др. В то же время большинство учетныхдокументов и форм сложились тогда, когда проблемы налогообложения не стояли такостро. В настоящее время через разработку специальных форм и расчетов(декларации и их положения, счета-фактуры и др.) налоговые органы осуществляютконтроль и надзор за исполнением налогоплательщиками своих налоговых обязательств.
Согласно действующемузаконодательству основными задачами бухгалтерского учета, а значит и налоговогоучета являются формирование полной и достоверной информации о деятельностипредприятия и его имущественном положении; обеспечение информацией необходимойвнутренним и внешним пользователям и т.д. Наряду с этим налоговый учетвыполняет следующие фискальные задачи:
— вести документацию ихранить на бумажных, электронных или магнитных носителях информации в течение 5лет;
— регистрация,постановка на учет и снятие с учета по РНН;
— регистрировать ивыдавать лицензии и патенты на отдельные виды предпринимательской деятельности;
— в установленные срокиосуществлять платежи налогов, представлять декларации по налогам;
— представлять всоответствующие органы информацию о платежах, продлении срока или возвратеплатежей и т.п.
Надлежащее выполнениефункций и задач налогового учета обеспечивается общепринятыми принципами учета.Они тесно связаны с такими принципами налогообложения;
-обязательности
— определенности;
— справедливости;
— единства;
— гласности;
Принципы учетаразрабатываются людьми и в отличие от законов физики, химии и другихестественных наук, они не являются вечными истинами. Общее признание учетныхпринципов обычно зависит от того, насколько точно они отвечают трем критериям:уместности, объективности и осуществимости. Принцип уместен, если информацияимеет смысл и принесет пользу тем, кому она необходима. Например, информация отекущих платежах и размере корпоративного подоходного налога нужна налоговикамдля контроля за использованием бюджета, значит она уместна. Но если данные обэтом искажены, значит, информация необъективна, а если размер налога слишкомвысок, то выполнение (перечисление) неосуществимо. Значит, эти три критериячасто противоречат друг другу. Поэтому, очень важно бухгалтеру добитьсядостижения правильного баланса между уместностью и осуществимостью.
В основу реформыналогового учета положены принципы американской модели и стандартов учета.Следующие принципы налогового учёта: начисления непрерывности, понятности,существенности, значимости, достоверности, нейтральности, осмотрительности,завершенности, сопоставимости и последовательности.
Перечисленные принципы налоговогоучета,, заложены в концептуальную основу налогового учета. Рассмотримнекоторые из них. Так, Налоговый Кодекс принцип начислений возводит в методначислений и дает ему следующее определения. Метод начисления — методналогового учета, согласно которому независимо от времени оплаты доходы ирасходы учитываются с момента выполнения работ, предоставления услуг, отгрузкитоваров с целью реализации и оприходования имущества. Принцип непрерывности вналоговом учете предполагает, что субъект, как налогоплательщик будетфункционировать и в будущем; с присвоением ему РНН за ним будет осуществлятьсяпостоянный контроль со стороны налоговых органов. Принцип существенности вналоговом учете тесно связан с достоверностью и значимостью информацииналогового учета. Так, устанавливая очередность платежей налоговойзадолженности: пени, штрафы и сумма налога, или наоборот, налоговые органыопределяют существенность того или иного платежа для бюджета. Принципосмотрительности в налоговом учете четко проявляется при определении мерыответственности налогоплательщиков в условиях принудительного взысканиязадолженности по налогам. Принцип последовательности в налоговом учетепредполагает, что принятая налоговая политика также как учетная политикаосуществляется согласно утвержденных норм, методов и процедур, согласованных сналоговыми органами. Таким образом, мы остановились на наиболее частоиспользуемых в налоговом учете принципах учета. Вместе с тем, налоговый учетфункционирует на основе своих специфичных принципов:
— принципы определенияцены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения;
— принципымеждународного налогообложения;
— принципыпредоставления льгот при налогообложении;
— принципы определенияналогооблагаемой базы и др.
первичные учетныедокументы (включая справку бухгалтера);
аналитические регистрыналогового учета;
Содержание данныхналогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговойтайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налоговогоучета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несутответственность, установленную НК РФ.
/>/>/>/>2.2Объектыналогового учёта
Место налогового учетав системе национального учета определило выбор объектов и содержание метода еговедения. Для налоговых служб объектом внимания выступают хозяйственнаядеятельность налогоплательщиков. Для бухгалтера, осуществляющего налоговыйучет, объектом внимания служат налогооблагаемые показатели и источники ихвозмещения. Поскольку налоговый учет, в значительно большом объеме ведется напредприятиях, то объекты и предмет налогового учета будет рассмотрен с точкизрения налогоплательщиков. Тогда к объектам налогового учета можно отнести тригруппы налогооблагаемых показателей:
1) имущество(долгосрочные активы)
2) доходы отпредпринимательской деятельности (все виды)
3) разница в оценкестоимости активов.
Или, иначе говоря, кобъектам налогового учета можно отнести налогооблагаемые показатели или объектыналогообложения, которые различаются по видам налогов и сборов, а такжеисточникам платежей. Более подробно они рассматриваются в курсе «Налоги иналогообложение».
В обобщенном видепредметом налогового учета выступают производственная и непроизводственнаядеятельность предприятия, в результате чего у него как у налогоплательщикавозникают обязательства по исчислению и уплате (удержанию) налогов. Причемведение налогового учета может быть возложено, как на налогоплательщика, так ина лиц, обязанных осуществлять исчисление налога. Для правильного пониманияпредмета «Налоговый учет» важное значение имеет разграничение такихтерминов, как физическое лицо, юридическое лицо, резидент и нерезидентЮридические лица подлежат налогообложению отдельно от своих учредителей.Признак юридического лица вовсе не является обязательным для признания его вкачестве плательщика налогов, поэтому налоговые службы вправе самостоятельноопределять отдельного налогоплательщика или нескольких юридических лиц,осуществляющих деятельность в одном производственном комплексе, рассматриватькак единого налогоплательщика.
В налоговомзаконодательстве отмечено, что хозяйствующие субъекты и физические лица,зарегистрированные в качестве предпринимателей, обязаны своевременно иправильно начислять, удерживать и вносить в бюджет суммы налогов с доходовфизических лиц. Кроме того, они же обязаны вести учет совокупного годовогодохода, выплаченного физическим лицом в календарном году.
Таким образом, ведениеналогового учета позволяет решить государству в лице его фискальных органовцелый ряд задач, решение которых с использованием только бухгалтерского учетапросто невозможно. В бухгалтериях, должен быть четко налажен и организованналоговый учет не только по установленным срокам платежей, но и, постоянно инепрерывно необходимо вести наблюдение за объектами учета. Это обусловленоследующим. Во-первых, объекты налогового учета качественно разнообразны какпоказатели и как разные платежи. Во-вторых, налоговый учет должен обеспечитьконтроль за операциями, фактами хозяйственной деятельности, которые влияют наплатежи и расчеты по налогам. Регистрация движения, изменение объектовналогового учета должна осуществляться в специальных носителях информации, вдокументах, придающих им юридическую, доказательную силу. Для налогового учетаэто очень важно, так как здесь чаще, чем где-либо налогоплательщики вступают вправоотношения с другими субъектами. Предметом налогового учета являетсяпроизводственная и непроизводственная деятельность хозяйствующего субъекта, врезультате чего у налогоплательщика возникают обязательства по исчислению иуплате налога. Налоговый учет обеспечивает выполнение фискальной,информационной и контрольной функций. Основные принципы налогового учетаперекликаются с принципами налогообложения: обязательности, определенности,справедливости, единства, гласности и принципами бухгалтерского учета:начислений, непрерывности, существенности, последовательности, осмотрительностии т.д. Специфичные для налогового учета принципы:
— определения ценытовара (работ, услуг);
— международногоналогообложения;
— предоставления льгот;
/>/>-определение налогооблагаемой базы и др.
/>/>/>3.Налоговая отчётность, её понятие,сущность, принципы ведения./>/>/>/> 3.1 Налоговаядекларация и понятие налоговой отчётности
Налоговая отчётность-это декларации (расчёты) по налогам, представление которых предусмотренозаконодательством о налогах и сборах.
Налоговая декларацияпредставляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходахи произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льгот и исчисленнойсумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Налоговая декларацияпредставляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплатеэтим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогахи сборах. Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учетаналогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронномвиде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Бланки налоговыхдеклараций предоставляются налоговыми органами бесплатно.
Налоговая декларацияможет быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично ил через егопредставителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения илипередана по телекоммуникационным каналам связи.
Налоговый орган невправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбеналогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии идату ее представления. При получении налоговой декларации потелекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передатьналогоплательщику квитанцию о приеме в электронном виде.
При отправке налоговойдекларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтовогоотправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации потелекоммуникационным каналам связи днем отправки считается дата ее отправки.
Порядок предоставленияналоговой декларации в электронном виде определяется Министерством финансовРоссийской Федерации.
1. Налоговаядекларация представляется с указанием единого по всем налогамидентификационного номера налогоплательщика.
2. Налоговыеорганы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговуюдекларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов.
3. Налоговаядекларация предоставляется в установленные законодательством о налогах и сборахсроки.
4. Формыналоговых деклараций и порядок их заполнения утверждается Министерством финансовРоссийской Федерации ./>/>/>/>3.2 Внесениедополнений и изменений в налоговую декларацию
1. При обнаруженииналогоплательщиком в поданной им налоговой декларации не отражения илинеполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммыналога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимыедополнения и изменения в налоговую декларацию.
2. Если заявление одополнении и изменении налоговой декларации производится до истечения срокаподачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи заявления.
3. Если заявление одополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока подачиналоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщикосвобождается от ответственности, если указанное заявление было сделано домомента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органомобстоятельств, предусмотренных пунктом 3ст.81, либо о назначении выезднойналоговой проверки.
4. Если заявление одополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срокаподачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщикосвобождается от ответственности, если указанное заявление налогоплательщиксделал до момента, когда налогоплательщик узнал о обнаружении налоговым органомобстоятельств, предусмотренных пунктом 4ст.81 НК РФ, либо о назначении выезднойналоговой проверки. Налогоплательщик освобождается от ответственности всоответствии с настоящим пунктом при условии, что до подачи такого заявленияналогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени. />/>/>/>3.3 Общиетребования к заполнению налоговой декларации
1.Декларация заполняется шариковой или перьевой ручкой черным либо синим цветом.Возможна распечатка заполненного текста Декларации на принтере.
Декларацияпредставляется на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии сПорядком представления налоговой декларации в электронном виде потелекоммуникационным каналам связи, утвержденным приказом МНС России от02.04.2002 №БГ-3-32/169 «Об утверждении Порядка представления налоговойдекларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи»(зарегистрирован в Минюсте России 16.05.2002, регистрационный №3437;«Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти»,27.05.2002, №21; «Российская газета», 22.05.2002, №89).
Декларацияна бумажном носителе может быть представлена налогоплательщиком в налоговыйорган лично или через его представителя, направлена в виде почтовогоотправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналамсвязи.
Приотправке декларации по почте днем ее представления считается дата отправкипочтового отправления с описью вложения. При передаче декларации потелекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ееотправки.
2. Декларация заполняется налогоплательщиком с учетомнижеследующего.
Вкаждую строку и соответствующие ей графы вписывается только один показатель. Вслучае отсутствия каких-либо показателей, предусмотренных декларацией, всоответствующей строке ставится прочерк.
Всесуммовые показатели отражаются в рублях и копейках, за исключением сумм налогана доходы физических лиц в Разделе 5 декларации, которые исчисляются ипоказываются в полных рублях. При этом, сумма налога менее 50 копеек отбрасывается,а сумма 50 копеек и более округляется до полного рубля.
Доходыналогоплательщика, а также расходы, принимаемые к вычету, выраженные виностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банкаРоссийской Федерации, установленному на дату фактического получения доходовлибо на дату фактического осуществления расходов.
Дляисправления ошибок необходимо перечеркнуть неверное значение показателя,вписать правильное значение и проставить подпись налогоплательщика подисправлением с указанием даты исправления.
Недопускается исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичногосредства.
Налогоплательщикпредставляет в налоговый орган декларацию на бланке установленной формы.Декларация, представленная по форме, отличной от утвержденной Минфином России,налоговыми органами не принимается.
/>/>/>/>Заключение
Взимание налогов — древнейшая функция и одно из основных условий существования государства,развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Этим иопределяется значение рационально организованной и эффективно действующейналоговой службы. Налоговая политика во многом определяет ход и направлениехозяйственно-финансовых процессов, поэтому государство должно учитывать реакциюэкономических институтов на те или иные налоговые воздействия. Совершенствуясистему налогов и налоговых льгот, оно сдерживает или стимулирует определенныеэкономические тенденции, развитие различных отраслей хозяйства или отдельныхтоваропроизводителей, что, в конечном счете, сказывается на состоянии экономикии жизненном уровне населения.
С появлениемналогообложения, перед государством встаёт задача серьезного контроля засоблюдением налогоплательщика организации ведения налогового учёта и отчётности, для правильного и рационального обеспечения денежными средствами государствав целом.
И так, по данномуреферату «Налоговый учёт и отчетность» можно сделать вывод, что в современноевремя главным механизмом регулирования своевременных поступлений денежныхсредств в государственный бюджет, является контроль налоговых органов засоблюдением налогоплательщика требований налогового законодательства. В связи сэтим, рекомендацией по повышению уровня подготовки специалистов поналогообложению будет являться: Усиленное, глубокое изучение основ веденияналогового контроля и курс основных дисциплин и тем самым это станет важнейшимнаправлением в успешном формировании финансовой системы Российской Федерации.
/>/>Списоклитературы
1.Http:/www.nalog.ru
2.Аронов А.В., Кашин В.А. Налоги иналогообложение: Учеб.пособие. – М.: Экономистъ, 2004, — 560с.
3.Барышников Н.П. Бухгалтерский учёт,отчётность, история налогообложения–Том I. – Изд. 4 переработанное идополненное /Серия “Бухучёт сегодня” – М.: Информационно-издательский дом“Филинь”, Рилант 2000. – 360 с.
4. Журнал «Налоговый вестник» № 1-12,2005-2006гг.
5.Интернет ресурсы-http://www.uk-strategy.ru/7268860933
6.Информационно-правовая система:Консультант Плюс.
7.Налоговый кодекс Российской Федерации(части первая и вторая): По состоянию на 15 мая 2010 года.- Новосибирск: Cиб.Унив. Изд-во, 2010.-574 с.
8.Скворцов О.В. Налоги иналогообложение. — М.: Экономистъ, 2006.
9.Соколов Я. В. Основы теориибухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2009.- 496 с.
10.Тарасевич Л.С., Гребенников П. И.,Леусский А. И. «Микроэкономика»