Рынок сущность, функции, условия возникновения, структура

–PAGE_BREAK–

Рис. 1.3 Важнейшие функции рынка
Интегрирующая функция состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев-по­средников, во включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а потребитель не сможет удовлетворить свои потребности.

Рынок содействует углублению общественного разделения труда и росту интеграционных процессов в экономике. Эта функция актуальна сей­час для России и может служить важным аргументом в пользу заключения между республиками и регионами экономического соглашения по созданию условий для функционирования единого всероссийского рынка.

Регулирующая функция предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассор­тиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между ре­гионами, сферами национальной экономики.

Рынок дает ответы на вопросы: что производить? для кого производить? как производить?

На рынке действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал А. Смит: «Предприниматель имеет в виду свой собственный интерес, пресле­дует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направ­ляется к цели, которая совсем не входит в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, более действенным способом служит интересам об­щества, чем тогда когда сознательно стремится служить им».

Современный рынок регулируется не только «невидимой рукой», но и государством.

Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к соз­данию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулировании научно-технического прогресса и на его основе – интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики. Без давления рынка работ­ники предприятия будут избирать директорами не лучших специалистов, а наиболее популярных и менее требовательных людей, а в результате про­изойдет падение объемов производства и уровня индивидуального матери­ального благосостояния.

Ценообразующая (или эквивалентная) функция – это установление цен­ностных эквивалентов для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы.

Контролирующая функция рынка выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере ну­ждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.

Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособ­ленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Без рынка невозможно определить на сколько взаимовыгодна та или иная экономическая и технологическая связь между участниками общественного производства. Потребитель имеет возможность выбора оптимального про­давца-поставщика, а продавец – наиболее подходящего покупателя.

Информационная функция дает участникам рынка через постоянно ме­няющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке. Современный рынок пре­вращается в «гигантский компьютер», собирающий и обрабатывающий ог­ромные объемы информации и выдающий обобщенные данные о состоянии и условиях реализации товаров и услуг.

Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерно­сти спроса населения с заработной платой.

Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь этих интересов по принципу, сформулированному А. Смитом: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно…» Экономи­ческий интерес продавцов состоит  в получении большого дохода, а покупа­теля – в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эк­вивалентность рыночной сделки.

Из сущности рынка и его функций логически вытекает и его роль в про­цессе общественного воспроизводства. Понятия «функция рынка» и «роль рынка» тесно связаны между собой. Функция и роль – это как бы ступени по­знания одного и того же объективного процесса. Функция непосредственно выражает сущность явления и определяет роль категории, которая ей соот­ветствует.

Роль рынка в общественном производстве сводится к следующему:

1. Выдавать сигнал производству с помощью обратных «первичных» связей: что, в каком объеме и какой структуре следует производить.

2. Уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансирован­ность экономики.

3. Дифференцировать доходы товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса.

4. «Санитарная» роль рынка сводится к вымыванию неконкурентоспо­собных предприятий и свертыванию устаревших производств.

Такова сущность рынка как политэкономической категории, свойствен­ная в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, но одновре­менно это сложное социально-философское понятие. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его роль в них значительно различается. Тот факт, что рыночные отношения и сегодня далеки от совершенства, связан, возможно, с тем, что в природе совершенство вообще недостижимо.

   
1.4 Многокритериальный характер системы и структуры рынка
Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок от­дельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

Признаками любой структуры являются:

– тесная связь между ее элементами;

– определенная устойчивость этих связей;

– целостность, совокупность данных элементов.

Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на ос­нове самых разнообразных критериев, образует систему рынков.

Рынок в целом характеризуется весьма богатой и сложной структурой. Описание его структуры зависит от выбранных критериев.

Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка.

По объектам структура рынка может быть представлена в виде следую­щей схемы (рис. 1.4).

Рис. 1.4 Структура рынка

с учетом критерия объекта рыночных отношений
По объектам рыночного обмена можно выделить и агрегированные (ук­рупненные) рынки: товарный (средств производства, товаров и услуг, труда или рабочей силы, ноу-хау) и денежный (денежный, ценных бумаг, валют­ный, инвестиций и др.). Можно выделить и частные рынки отдельных товар­ных групп или товаров (мяса, одежды, обуви кожаной, резиновой и т.д.).

Потребительский рынок в нашей стране до недавнего времени состоял из предприятий государственной и кооперативной торговли, общественного питания, колхозных рынков и мелких предприятий частной, семейной и ин­дивидуальной торговли. Он включает рынки товаров и услуг (бытовых, ком­мунальных, транспортных). Эта сфера обеспечивает удовлетворение потреб­ностей различных социальных групп, каждой семьи, каждого человека. Здесь в наибольшей степени проявляются колебания спроса и предложения, ин­фляции, денежного обращения. Данный рынок оказывает непосредственное воздействие на благосостояние нации. В рамках этого рынка выделяется про­довольственный рынок и рынок промышленных товаров.

Рынок жилья до недавнего времени в нашей стране существовал в виде купли-продажи частных домов, дач и других владений подобного рода, а также кооперативных квартир, которые могли быть проданы и куплены. В связи с приватизацией государственного жилого сектора можно ожидать формирования полноценного, а не ограниченного узкой зоной обмена или теневой продажи «по доверенности» рынка жилья, охватывающего все виды жилой площади. Это покончит с вопиющей социальной несправедливостью, когда одни люди (зачастую обеспеченные) получают жилье бесплатно, а дру­гие покупают за полную стоимость. Рынок жилья – это часть рынка недви­жимости.

Рынок труда, или рабочей силы, в принципе существовал всегда. Однако в нашей экономике рабочая сила не была объектом свободной купли-про­дажи в связи с ее плановым распределением, внеэкономическим принужде­нием к труду (борьба с тунеядством) и государственными тарифами оплаты труда, отсутствием свободной системы найма и увольнений. До недавнего времени отрицался товарный характер рабочей силы. Развитие рынка рабо­чей силы предполагает признание за каждым индивидуумом права свободной продажи своей рабочей силы по собственному выбору, желанию и по рыноч­ной цене на основе контракта между работником и нанимателем. Рынок труда представляет собой куплю-продажу услуг всех работающих, включая услуги неквалифицированных и квалифицированных рабочих, управляющих, руководителей фирм. Важнейшим механизмом этого рынка является биржа труда, где формируется спрос и предложение рабочей силы. Другой состав­ной частью рынка факторов производства является рынок реального капи­тала, к нему следует отнести прежде всего товары и услуги производствен­ного назначения или те товары и услуги, которые непосредственно не пред­назначены для удовлетворения потребностей населения, но косвенным обра­зом (через поставляемое оборудование, машины, технологии, сырье, мате­риалы) направленные на решение задач по удовлетворению потребностей общества в необходимых благах. Для данного рынка характерна устойчи­вость производственных связей, крупномасштабность коммерческих опера­ций и долгосрочный характер отношений между партнерами, ибо, как пра­вило, с этим рынком сопряжено решение проблем инвестиций или капиталь­ных вложений. К разновидности данного типа рынка можно отнести продук­цию научного производства, которая определяет совершенствование техно­логий, техники, систем организации и управления хозяйственными и соци­ально-экономическими процессами. Это тот рынок, для которого характерны самый высокоинтеллектуальный и творческий труд, сверхсовременные инве­стиционные товары и материалы, а также с которыми связана высокая сте­пень риска, особенно в области фундаментальных и прикладных исследова­ний. Объектами купли-продажи являются патенты, лицензии, ноу-хау (зна­ния и опыт), инжиниринг, опытные образцы и т.п.

Другим структурным подразделением рынка является рынок земли. Под землей в данном случае понимаются не только земельные участки для сель­скохозяйственного производства, строительства или других нужд, но и недра земли, полезные ископаемые. Поэтому на рынке земли встречаются предста­вители и сельского хозяйства, и строительной индустрии, и промышленно­сти, и государственных структур. Большинство сделок на данном рынке свя­зано не с куплей-продажей земли, а лишь с передачей земли на определен­ный срок в аренду. В данном случае исключительное право собственности остается за собственником, который реализует экономические отношения владение посредством присвоения ренты. Новый хозяин-арендатор получает абсолютное право собственности на срок арендного соглашения, но за это он вынужден ежегодно платить действительному собственнику ренту. Присвое­ние земельной ренты представляет собой экономическую форму реализации собственности ценой земли.

Особое место занимает денежный рынок. Если на обычном товарном рынке деньги выполняют посредническую функцию в обмене товарами и вы­ступают мерилом цены товаров, то на финансовом рынке деньги сами стано­вятся полноправным товаром, цена за их использование согласно законам рынка устанавливается на основе спроса и предложения. Она принимает форму процента, т.е. дохода, получаемого за предоставленные в ссуду деньги. Предложения денег прежде всего формируется за счет сбережений населения, а также накоплений предприятий и организаций. Причем предло­жение денег обусловлено стремлением их владельцев к получению процента. Спрос на деньги возникает у хозяйственных агентов, а также у государства, когда собственных средств оказывается недостаточно для финансирования тех или иных хозяйственных проектов и программ. Поэтому спрос на деньги связан с нехваткой денежных ресурсов у хозяйственных агентов и государ­ства. Вступая в кредитную сделку, обе стороны находят взаимное удовлетво­рение интересов: одни получают столь необходимые им денежный ресурсы, другие получают доход в форме процента за предоставленную ссуду, кото­рую к тому же через определенный срок им должны будут вернуть заем­щики.

Рынок денег и валюты официально в нашей экономике отсутствовал или носил теневой характер. В крайне ограниченной форме валютный рынок ох­ватывал только сферу внешнеэкономических отношений. Нормальное функ­ционирование этого рынка потребовало создания фондовых и валютных бирж, на которых продается и покупается валюта за рубли по мировому, го­сударственному свободному и аукционному курсу.

Рынок ценных бумаг тесно связан с рынком капитала, ибо он представ­ляет реально существующий капитал в титулах собственности – акциях, об­лигациях, векселях. Фактически происходит раздвоение капитала на реаль­ный и фиктивный, каждый из которых, несмотря на взаимную предопреде­ленность, получает самостоятельное движение, обращение. Реальный капи­тал – это фонды предприятий (здания, сооружения, машины и оборудование, сырье и материалы). Фиктивный капитал отражает реальный капитал в цен­ных бумагах; они получают хождение как самостоятельный товар и обла­дают, как и любой другой товар, ценой, которая называется курсом ценных бумаг.

На рынке ценных бумаг существуют две организационные формы тор­говли ценными бумагами: фондовые биржы, где обращаются ценные бумаги прежних выпусков, и внебиржевой оборот, в процессе которого происходит первичное размещение новых эмиссий акций и облигаций, а также прода­ются и покупаются акции и облигации прошлых выпусков не самых крупных корпораций. Движение ценных бумаг вызывает перелив капиталов из одних производств и отраслей в другие на основе более выгодного их вложения и, следовательно, структурные сдвиги в экономике.

Рынок информационных продуктов – это особый рынок, предметом ку­пли-продажи здесь являются книги, газеты, картины, различного вида рек­лама и великое множество других предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию. Такой рынок у нас существует. Но если понимать информационный продукт в широком смысле слова, включая в него и интеллектуальный, т.е. научный, культурный, духовный, образова­тельный продукт, то рынок подобной продукции только формируется. Опре­деленное распространение получают в качестве объекта купли-продажи про­граммы для ЭВМ.

Информационный рынок выступает в роли предвестника будущего со­стояния прочих рынков. Информационный рынок объективно связан с обес­печением самых разнообразных и многоплановых сведений о состоянии дел на том или ином рынке, с целью принятия адекватных решений в соответст­вии со складывающейся ситуацией. Поэтому информационный рынок в его прямом функциональном назначении сводится к обеспечению хозяйственных субъектов самой разнообразной информацией краткосрочного и среднесроч­ного характера.

Рынок инноваций, т.е. нововведений, изобретений, рационализаторских предложений, практически также отсутствовал в нашей экономике. Переход к рыночной экономике дает основание рассматривать инновации как товар, который целесообразно продавать по рыночным ценам, что, несомненно, должно привести к ускорению научно-технического прогресса.

Рынок лицензий – это часть рынка инноваций. Объектом купли и про­дажи здесь служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобре­тений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, использование товарных знаков и т.д. Это торголя технологией. В современных условиях наибольшее распространение в международной прак­тике получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексный технологический обмен с предоставлением ноу-хау и инжиниринговых услуг по промышленной реализации передаваемой технологии. По субъектам раз­личают рынки:

1)     покупателей;

2)     продавцов;

3)     государственных учреждений;

4)     промежуточных продавцов – посредников.

На рынке покупателей предложение должно превышать спрос, тогда по­купатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и оказывает предпочтение тому или иному товару. Здесь есть конкуренция производите­лей и торговцев, что характерно для современных развитых национальных и международных рынков.

Рынок продавцов характеризует значительное превышение спроса над предложением. Здесь главную роль играет количество товаров и услуг, каче­ству уделяется минимальное внимание. Ни о предпродажном, ни о послепро­дажном сервисе не упоминается, все продается сразу, как бы «с колес», так как конкуренция между производителями отсутствует, товарный ассорти­мент беден. Торговля работает по принципу: «Бери, что дают!»

Рынок государственных учреждений включает совокупность актов ку­пли-продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, не­обходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.

Рынок промежуточных продавцов выражает совокупность экономиче­ских отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепро­дажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя. По общественному разделению труда различают рынки:

1) местный (локальный);

2) региональный;

3) национальный;

3) мировой.

Мировой рынок – это не только совокупность национальных рынков различных государств, экономические связи между которыми определены международной торговлей (в том числе торговля лицензиями, услугами, ме­ждународное перемещение капиталов и т.д.), но и качественно новый уро­вень.

Выделяют следующие виды рынков:

по уровню насыщения:

1) равновесный;

2) дефицитный;

3) избыточный;

по степени зрелости:

1) неразвитый;

2) развитый;

3) формирующийся;

по степени ограниченности конкуренции:

1) свободный;

2) монополистический;

3) олигополистический;

4) смешанный;

по соответствию действующему законодательству:

1) легальный;

2) нелегальный («черный» и «серый»);

по организации рыночного обмена:

1) оптовый;

2) розничный;

3) экспортный;

4) импортный;

с учетом ассортимента товаров:

1) замкнутый рынок, где товары только первого производителя;

2) насыщенный рынок, где множество сходных товаров многих произ­водителей;

3) рынок широкого ассортимента, где есть ряд видов товаров, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких свя­занных между собой потребностей;

4) смешанный рынок, на котором обращаются разнообразные товары, не связанные между собой.

В экономике зарубежных стран выделяют аукционы, долгосрочные кон­тракты, телефонно-телексный рынок, разовые сделки, биржевую торговлю.
Глава 2 Проблема формирования конкурентных рынков в России

2.1 Конкуренция как необходимый элемент рынка
Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.

Конкуренция в экономике – это соперничество экономи­ческих субъек­тов за лучшую реализацию своих экономических интересов. Соперничаю­щими экономическими субъектами являются продавцы и покупатели товаров (рис. 2.5).

    продолжение
–PAGE_BREAK–