Подвижные игры в системе физического воспитания

Подвижные игры в системефизического воспитания
Игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности,свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения,отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средствомспорта. Игры являются сокровищницейчеловеческой культуры. Огромно их разнообразие. Они отражают все областиматериального и духовного творчества людей. Естественно, что изучением игрзанимались и занимаются многие отрасли знаний: история, этнография,антропология, педагогика, теория и методика физического воспитания и др.
Игры, используемыедля физического воспитания, очень разнообразны. Их можно разделить на 2 большиегруппы: подвижные и спортивные. Спортивные игры — высшая ступень развитияподвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющимисостав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры,оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различногомасштаба. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы итребуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий.
О подвижной игре написано много. Существует обширная отечественная литературакак теоретического, так и методического характера, в которой рассматриваютсяроль игры, ее распространение, сходство и различие игрового фольклора у разныхнародов, методические особенности и т. д. Крупнейшие педагоги, ученые,прогрессивные общественные деятели считали игру весьма полезной для народноговоспитания. На основе их работ и учета зарубежных публикаций подвижная играрассматривается как осмысленная деятельность, направленная на достижениеконкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях. В ней проявляетсятворческая инициатива играющего, выражающаяся в разнообразии действий,согласованная с коллективными действиями.
В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важныхфактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваютсяфизически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны — получаютморальное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляютпознания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитаниюличности в целом. Таким образом, игра — одно из комплексных средств воспитания:она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственноеовладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условияхколлективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характераиграющих.
Главным признаком, отличающим большинство игр, является их сознательныйхарактер. Перед играющим всегда ставится цель — выполнение какой либо конечнойзадачи игры, т. е. получение результата, хотя и в рамках определенных способовего достижения, но таких, которые позволяют самим играющим выбирать пути,находить сообразно своим возможностям новые решения в зависимости от постоянноменяющейся ситуации.
Понятие «игра» включает в себя множество различных форм игровогофольклора, каждая из которых, в конечном счете, способствует всестороннемуразвитию детей: физическому, психическому, умственному. Подвижная народная играявляется той разновидностью игрового фольклора, преимущественная ориентациякоторой заключается в активизации двигательной деятельности.
Первоначально игра отображала только трудовые или бытовые действия. Позжеэто понятие расширилось и в него вкладывалось уже более широкое содержание.
Начальный этап становления подвижных игр характеризуется подражательнымидействиями, имитирующими собирательство и охоту (как наиболее древние формычеловеческой деятельности). Поэтому характерным является то, что фольклорныефонды всех народов СССР содержат подвижные игры, связанные как с образами иповадками птиц, животных, так и с ловлей их (белорусская игра «Волк», всеаналоги русских игр «Волк и овцы», «Гуси-лебеди», «Прыгающие воробышки», «Лисаи куры» и т. п.; эстонские «Стрельба в тетерева» и «Ужение ерша»; литовские«Скачки лис» и «Ловля куропаток»; таджикские «Нах-чирш и кор» и «Шикер бо шоин»и др.).
Подражательные трудовым действиям игры, по-видимому, очень рано сталипредставлять собой объективно существовавшие средства физического воспитания. Сразвитием общества появилась потребность осуществлять эти действия в болееэмоциональной форме — в форме игр и плясок, доставлявших одновременно иэстетическое удовлетворение. По мнению профессора В. К. Никольского, уже насамой ранней ступени развития человеческой культуры «игра приобретает характерзародышевой физкультуры, подготовляющей человека к его функциям как членаколлектива» подражательные действия в игре еще не были отдифференцированны от трудовогопроцесса. Примером здесь может служить грузинская игра «Спуск /сена»,содержание которой заключается/в аналогии действий, связанных с этим видомсельскохозяйственного труда.
Множество игр уже отдифференцированны от трудовых действий. К таким играмотносятся, например, белорусские игры «Што робиш» и «У шашу», литовские «Кнут»,«Табалас», эстонские и латвийские «В сапожника», «В рыболова» и др., украинские- «Баштан» и «Маковочка», «Пекарь», армянские «Вар» и «Гунз» и другие,отражающие локальные условия историко-экономического развития общества.
Как показывают исследования, проведенные многими специалистами из союзныхреспублик, общим для всех народов, живущих в одном регионе, является влияниеприродных, климатогеографических, производственных и других особенностей, в томчисле этнических. В качестве примера можно привести игры у среднеазиатскихнародов, проводимые на лошадях, в которых обязательными компонентами служатаркан и нарта. Вместе с тем это не исключает топографических игр (можно говоритьо них обобщенно), которые характерны для отдельных регионов (например, горныхрайонов), а также подвижных игр, обусловленных не только особенностями быта икультуры, но и необходимостью с детства готовиться к боевым действиям вусловиях ограниченного пространства там, где имели место частые боевыестолкновения. Собственно, в таких местах и девочки готовились определенным образомк боевым действиям. Таким содержанием отличаются, например, некоторые игрыКабардино-Балкарии, Чечено-Ингушетии, Северной Осетии, Армении, Грузии.
Во многих играх, отдифференцированных от боевых условий, сохранилисьсюжеты военного характера, представленные в аллегорическом виде. Игры детей навоенную тему, в процессе которых развивались физические и нравственныекачества, формировались прикладные навыки, отвечающие требованиям военнойподготовки, поощрялись взрослыми, поскольку считались лучшей формой подготовкик жизни.
Если в историческом плане подвижная игра представляет собой подражаниевыполнению какого-либо трудового, бытового или военного действия, то внастоящее время такое действие не всегда осознается играющими.
Дети выбирают игру сообразно опыту сверстников или взрослых, но это неисключает, а предполагает, что в нее постоянно вносится творчество самих играющих,их небольшой, но все же определенный жизненный опыт. Вместе с тем происходитпостепенное абстрагирование, частично связанное с состязательным характером,стремлением проявить превосходство в тех или иных двигательных действиях, вфизических качествах и т. д. Именно поэтому состязательный характер подвижныхигр способствовал тому, что определенная часть их легла в основу формирования спортивныхигр. Надо отметить, что развивающийся спорт также оказывал влияние на народныеигры (в некоторые из них стали включаться отдельные элементы спорта, в ряде игрстал применяться спортивный* инвентарь).
Как показывает анализ фольклорного фонда всех народов СССР, дети в своихиграх не только подражают действию, поведению старших, но и используютинвентарь, весьма сходный с обычным, применяемым в повседневной жизни. При этомв подавляющем большинстве случаев в игры включаются уже готовые предметы, т. е.дети стараются найти их, приспособить к требованиям игры соответственнособственной фантазии. Это не исключает, конечно, и того, что они весьмаискусно, в меру своих сил, изготовляют этот инвентарь по совету, а иногда и подруководством старших.
Таким образом, родившись на основе различных трудовых операций и отображаяих, используя в качестве инвентаря приближенные копии орудий труда, игрыспособствуют формированию действий, которые необходимы для самостоятельногоизготовления игрового инвентаря. В сущности, каждый мальчишка гордился своейспособностью изготовить биту, или лук, или чиж такими, каких не было у других.Уже одно это удовлетворение от созданного служило стимулом к игре, поскольку вней он не хотел показать себя хуже, чем в мастерстве изготовления предметов.^Но для успеха необходимо было овладеть и такими навыками труда, которые в игрене встречались. Поэтому в народных подвижных играх с использованием предметовярче всего проявляется взаимосвязь прикладности с трудовым воспитанием.
Любая народная игра, попадая в иную- среду, в зависимости от условиябытования либо получает дальнейшее развитие, либо трансформируется в новыйвариант с сохранением основного сюжета.
Убедительным примером, отражающим исторический ход развития игры,является русская игра «Городки». В сущности, под этим названием понимаетсямножество игр с метанием биты в деревянные чурки, имеющих целью захват«городов» (очерченной площадки).
У разных народов наблюдается большое количество однотипных игр,представляющих модификации, которые складывались применительно к локальнымусловиям (например, «Русская лапта», сходная с литовской игрой «Муштукас»). Благодаряэтому у многих из живущих поблизости сохранились формы подвижных игр ифизических упражнений, дающие возможность проследить за отдельными этапамиразвития той или иной игры (например, конная игра «Козлодрание» у казаховназывается «Кок-пар», у киргизов — «Улактарыш», у узбеков — «Улак», у таджиков— «Бузкаши»). Вместе с тем, например, у народов Кавказа наблюдаются отдельныеэлементы, указывающие на длительность сохранения местных традиций, (например,грузинские игры «Дарбева», «Лахти», армянские «Ероцик», «Вагана-хах»).
Принадлежность игры к тому или иному этнографическому району или региону,видимо, следует определять по наибольшей полноте сохранения первоначальнойигровой канвы. В одних случаях игра сохранилась более полно, в других —частично, в третьих же изменилась настолько, что лишь пристальное изучениесюжета может дать ключ к отысканию некоторых сторон истоков.
Встречаются нетипичные игры, часть которых со временем настолько адаптироваласьк местным условиям, что появилась местная терминология («Лапта», «Альчики» идр.).
Следует остановиться еще на одной черте игр в связи с различнойструктурой бытового устройства у народов в прошлом. Общественные обязанности,как известно, выполняли тогда мужчины, на женщин же был возложен большой кругсемейных забот, что и проявилось в содержании игр. Если мужское населениетяготело к состязательным, то женское — больше к сюжетным играм хозяйственногохарактера, пляске и танцам. Эти тенденции, отражающие половые различия взависимости от сферы деятельности, наблюдаются и в играх детей.
Поскольку подвижные игры рассматриваются с точки зрения средств физическоговоспитания, то, естественно, интересна и эволюция изменения характера исодержания их в возрастном аспекте. Для примера можно привести игры «Прыгайтечерез ноги», «Школа мяча», «Прыгалки» и другие, в которых действия постепенноусложняются в зависимости от подготовленности играющих и их возрастныхособенностей.
Анализ формы и содержания народных подвижных игр показывает диалектикутесной взаимосвязи ее национальной и интернациональной сторон. Национальнаяформа подвижных игр выражается в том, что она по своему происхождению иразвитию является характерной для конкретной нации, определенаобщественно-историческим ее развитием, своеобразием быта, особенностью психическогосклада и т. д. Получив распространение за пределами своей страны (несмотря нато, что для данной нации эта игра продолжает оставаться национальной), онастановится международной.
В культурно-историческом развитии любого народа игра являлась важнымфактором воспитания в процессе первоначальной подготовки людей к жизни. Воснове этой подготовки лежали особенности взаимоотношения с окружающей средой.
Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой,способствует приобретению знаний, трудовых навыков, совершенствованиюдвигательной деятельности.
Поскольку обширная и разнообразная по тематике игровая деятельность вомногом отображает конкретные формы объективной действительности, то,следовательно, в ней на протяжении исторического развития проявляются такиеважнейшие факторы преобразований, как конкретный для данного народа жизненныйуклад, мировоззрение, степень культурного развития, межнациональные культурныесвязи и многое другое.
В условиях современной цивилизации в связи с резким снижениемдвигательной активности человека возрастает роль систематических занятий физическимиупражнениями, подвижными играми.
Особое значение народных подвижных игр заключается в том, что они широкодоступны людям самого разного возраста. Подвижные игры, несмотря на огромноеразнообразие, связанное с этническими и другими особенностями, так или иначеотражают такие общие характерные черты, присущие этой форме деятельности, как взаимоотношениеиграющих с окружающей средой и познание реальной действительности.Целенаправленность и целесообразность поведения при достижении намеченной цели,связанного с внезапно возникающими и постоянно изменяющимися условиями,потребностью широкого выбора действий, требуют проявления творческихспособностей, активности, инициативы. Такая широта использования возможностей,выражающаяся в самостоятельности и относительной свободе действий, сочетающихсяе выполнением добровольно принятых или установленных условностей при подчиненииличных интересов общим, связана с ярким проявлением эмоций. Все это с методическойточки зрения характеризует подвижную игру как многоплановое, комплексное повоздействию, педагогическое средство воспитания. Комплексность выражается вформировании двигательных навыков, развитии и совершенствовании жизненно важныхфизических, умственных и морально-волевых качеств. Однако такое разностороннеевоздействие не препятствует избирательной направленности в использовании народныхподвижных игр.
Наличие соревновательного элемента в естественных видах движений позволяетиспользовать народные подвижные игры для подготовки к занятиям спортивнымииграми. Правильный отбор и руководство играми приобретают решающее значение ввоспитании у занимающихся чувства коллективизма, активности, инициативы,сознательной дисциплинированности; настойчивости в достижении поставленнойцели, смелости.
Широта воспитательного воздействия народных подвижных игр, естественно,предъявляет и определенные методические трёбования к их проведению. Наиболееобщими из них являются: соответствие игр образу жизни людей, их психическомускладу, уровню культуры, традициям; соответствие сложности сюжета и содержанияуровню развития, уровню знаний, умений, навыков и физических качествзанимающихся, их возрасту; соответствие задачам воспитания, образования,развития и, наконец, условиям, отвечающим успешному осуществлениюпедагогического процесса.
Гибкое применение известных принципов классификации предоставляетпедагогам широчайшие возможности для рационального использования сокровищницынародного игрового фольклора, будь то задача преимущественного развитияфизических качеств или формирования и совершенствования координированных иэкономных движений, образования умения быстро входить в нужный ритм и темпфизической деятельности, ловко, быстро и целесообразно выполнять разнообразныедвигательные задачи, определенным образом отвечающие требованиям, которыепредъявляет жизненно практическая деятельность. Разнообразие двигательных действийв народных подвижных играх содействует нормальному физическому развитию, укреплениюздоровья занимающихся.
Педагогические наблюдения и эксперименты, проведенные в различных союзныхи автономных республиках, заключавшиеся во включении в школьную программупреимущественно народных подвижных игр, физических упражнений и проведенииуроков на их основе, показали прежде всего активизацию отношения учащихся кэтим занятиям, более быстрое овладение двигательными навыками, улучшениедисциплины, повышение заинтересованности родителей в школьных занятиях детейфизической культурой и спортом в целом
Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательноезначение и легко доступны для семейной физкультуры. Доказано. Что они улучшаютфизическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему иукрепляют здоровье. Кроме этого это очень эмоциональное спортивное занятие,которое может создавать очень большую физическую нагрузку на ребенка, чтонеобходимо обязательно учитывать при организации занятий и игр с малышом.
Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения наравновесие и т.д. В играх воспитываются основные физические качества ребенка,такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшиедвигательные умения и навыки.
Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детейдошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственномуи эстетическому развитию ребенка. Разнообразные движения и действия детей вовремя игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельностьсердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервнойсистемы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышениюдеятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит испособствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннеефизическое развитие ребенка.
Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразныенавыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазаний и др.) Быстраясмена обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные емудвижения в соответствии с той или иной ситуацией. Все это положительносказывается на совершенствовании двигательных навыков.
Игра естьпервая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности.В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своёпредставление об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослый,познаёт мир в процессе деятельности. Занятие играми обогащают участников новымиощущениями, представлениями и понятиями. Игры расширяют круг представлений,развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать,сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемыхявлений в окружающей среде. В подвижных играх развиваются способности правильнооценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильнореагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры. Большоеобразовательное значение имеют подвижные игры, проводимые на местности в летнихи зимних условиях: в пионерских лагерях, на базах отдыха, в походах иэкскурсиях. Игры на местности способствуют образованию навыков, необходимыхтуристу, разведчику, следопыту.
Велико такжезначение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости,силы, выносливости, гибкости. Игры воспитывают у детей чувства солидарности,товарищества и ответственности за действие друг друга. Правила игрыспособствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению“взять себя в руки” после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистическиепорывы.
Проводитьигры можно в любое время года, на открытом воздухе. Продолжительность игры сдетьми от 3 до 6 лет зависит от ее интенсивности и сложности двигательныхдвижений, особенностей физического развития ребенка, состояния его здоровья, ив среднем может составлять 10-20 минут.
Нагрузкаможет дозироваться следующими приемами: уменьшением или увеличением числаиграющих; продолжительностью игры по времени; размеров игровой площадки;количества повторений; тяжести предметов  и наличия перерывов для отдыха. Поокончанию игры необходимо поощрить малыша, отметив его ловкость, силу,инициативу.
В связи сморфо-функциональными особенностями организма ребенка в возрасте 2-4 года,гимнастика для детей этого возраста должна характеризоваться разнообразиемдвижений и использованием большого числа динамических упражнений. Для этихупражнений характерно чередование напряжения мышц и их расслабление, котороеблагоприятствует току крови, в связи с чем они менее утомительны, чем статическиеупражнения.
Особуюрадость малышам доставляют упражнения, облеченные в форму игр. Родителям вполнедоступно дома, во дворе, на даче или на прогулке проводить подобные игры, вовремя которых дети приобретают жизненно важные навыки, развиваются физически.Со временем физические упражнения становятся для детей любимой игрой, в которойвсе интересно: и новые достижения, и состязательность игр, и участие родителей.Всякая нагрузка начинает восприниматься легко и с любопытством, даже холодоваянагрузка, без которой невозможно закаливание.
Воспитателям важно творчески подходить к проведению физкультурных занятийдетей и при необходимости самостоятельно составлять игровые задания, содержащиетакие виды движений, в которых ребенок особенно нуждается в данный момент.
В прохладную погоду целесообразно проводить игры средней и большойподвижности, так как движения ребенка ограничены из-за теплой одежды. Восенне-зимний период наиболее доступны для младших дошкольников игры, во времякоторых они бегают, подпрыгивают, метают и прокатывают мячи («Лошадки»,«Прокати мяч» и др.).
Летом игры, в которых есть бег и прыжки, лучше всего проводить во времяутренней прогулки или после полудня, когда температура воздуха снижается. Переддневным сном игры большой подвижности во избежание перевозбуждения детей непроводятся.
На свежем воздухе можно проводить игры любой подвижности с бегом в разныхнаправлениях, с метанием мяча на дальность и в цель, с прыжками.
Чтобы лучше освоить игру рекомендуется наиболее сложные моменты объяснятьпоказом некоторых движений. Подробное объяснение правил оправдано лишь в томслучае, когда игру проводят впервые. При ее повторении напоминают толькоосновное содержание. В том случае, если известную ребенку игру усложняют, емуобъясняют дополнительные правила и способы выполнения.
Интерес детей вызывает также воображаемая ситуация, представленная им вяркой образной форме и связанная с необычными условиями, в которых они должныдействовать. Например, приключения во время «путешествия» по реке. Эти условияпобуждают детей находить новые для них характеристики движений. Любую игрунужно проводить живо и интересно. Только тогда она будет эффективным средствомфизического воспитания.
С детьми трех-четырех лет игры проводят на понятном и близком имматериале. Дошкольников привлекает главным образом сам процесс движения: иминтересно бегать, догонять, бросать предметы, искать их. Для них подбирают игрыс одним — двумя основными движениями. Важно учесть и то, что в этом возрастеребенок плохо владеет движениями: часто теряет равновесие, падает, прилагаетзначительные усилия во время выполнения физических упражнений. Игры для младшихдошкольников подбирают простые, с обязательным чередованием движений и отдыха.Содержание их составляют посильные и интересные задания («Догони мяч», «Беги комне» и др.). Основными движениями в этих играх являются кратковременный бег иходьба с последующим отдыхом. Ходьба, бег, несложные прыжки — наиболеедоступные движения для малышей. Продолжительность игры средней и большой подвижностидля детей трех-четырех лет не должна превышать 6—8 минут.
Дети пяти лет проявляют большой интерес к играм с динамичными движениями(бег, прыжки, упражнения в лазаний, равновесии и т. д.). Им нравится догонятьдруг друга, убегать от водящего. Постепенно они начинают интересоватьсярезультатами своих действий: попасть мячом в цель, легко перепрыгнуть через«ручеек». Однако не рекомендуют проводить игры со сложными видами движений(прыжки, лазание) до тех пор, пока дошкольники не овладеют ими. Вначале их учатправильно выполнять движение, а затем проводят игру, где это движение ведущее.Общая продолжительность подвижной игры для детей этой возрастной группысоставляет не больше 8—10 минут. В этом возрасте детей нужно постепенно обучатьправилам таких спортивных игр как бадминтон, пляжный волейбол, баскетбол,мини-футбол. Дети, как правило, с восторгом играют с родителями в эти игры,приобретая определенные навыки, и знакомятся с упрощенными правилами этих игр,что пригодится им при общении с подростками во дворе и в школе.
Более высокая двигательная подготовленность детей шести лет даетвозможность шире использовать в играх разнообразные движения (броски и ловлюмяча в игре «Подбрось и поймай», метание колец в игре «Серсо», прыжки в игре«Поймай мотылька» и т. д.). Для детей этого возраста большое значение имеютигры с мячом, скакалкой, обручем, флажками.
В системе физического воспитания детей семи лет подвижным играм отводитсязначительное место. Характерной особенностью поведения детей данного возраста вигре является большая их самостоятельность. Они сами определяют элементарныеправила, по своему желанию могут их изменять. Содержание игр часто бываетсвязано с использованием разнообразного инвентаря, что побуждает детей копределенным действиям: скакалка — к прыжкам, мяч — к метанию в цель,подбрасыванию или прокатыванию. Общая продолжительность игры составляет 12—15минут.
Физическую нагрузку регулируют размерами дистанции, которую пробегаютдети, уменьшением или увеличением количества преодолеваемых препятствий,усложнением правил, введением кратковременных пауз для отдыха или анализаошибок.
Учитывая то, что зимой движения ребенка ограничены, нагрузку уменьшаютили увеличивают перерывы между повторениями игры. То же самое делают летом привысокой температуре воздуха.
Игра — исключительно ценный способ вовлечения ребенка в двигательнуюдеятельность. На основе положительных эмоций, связанных с понятным, близкимсюжетом, и доступности движений у малыша постепенно появляется желаниеучаствовать не только в играх, но и в упражнениях во время занятий исамостоятельной деятельности.
Подвижныеигры, как средство и метод физического воспитания, широко применяется в школена уроках и во внеклассных занятиях. В соответствии со школьными программами пофизической культуре подвижные игры проводятся на уроках физкультуры в 1-8классах в сочетании с гимнастикой, лёгкой атлетикой, спортивными играми борьбойили лыжами. Подвижные игры на уроках физической культуры используются длярешения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствиис требованиями программы. В играх на уроках физкультуры в отличие от другихформ занятий главное внимание надо обращать на образовательную иоздоровительную стороны игры, а также на воспитание физических качеств. Сложноедвижение, включённое в игру, предварительно осваивается с занимающимися спомощью специальных упражнений. Подвижные игры применяются в подготовительном,соревновательном и переходном периодах тренировки, но объём их, характер иметодика их использования изменяется в соответствии с задачами каждого этапатренировки. Если вся основная часть урока посвящена играм, то более подвижныеигры чередуются в ней с менее подвижными, причём подбираются игры различные ипо характеру движений. Методика проведения подвижных игр на уроках физкультурыспецифична в связи с их кратковременностью и необходимостью сохранитьсоответствующую плотность урока. Включая в игры тот или иной элемент спортивнойтехники, важно следить, чтобы основная структура движения в ходе игры не нарушалась.
Вот описание некоторых подвижных игр, в которых могут активно участвоватьдети от 3 до 6 лет:
«Удочка»: Играющие образуют круг. Водящий, стоя в центре, вращаетверевочку с привязанным на конце мешочком с песком (удочку). Играющиеперепрыгивают через веревочку, когда она проходит под ногами, стараясь незадеть ее. Коснувшийся веревки становится водящим.
«Перетягивание через линию»: Участники игры встают друг к другу лицом нарасстоянии 1 метра. Каждый игрок захватывает запястье соперника напротив, междуними проводится линия. По сигналу игроки начинают перетягивать друг друга.Побежденным считается тот, кто переступит линию обеими ногами.Продолжительность игры для одной пары играющих 3-5 минут.
«Вытолкни из круга»: В круг диаметром 3-4 метра встают участники игры. Посигналу соперники (стоящие напротив) начинают выталкивать друг друга из круга.Выталкивать можно руками и туловищем. Побеждает тот, кто останется в кругу.Повторить 3-4 раза, меняя игроков местами.
«Подними соперника»: Дети садятся на пол друг против друга, упираясьступнями и держась за спортивную палку прямыми руками. По команде начинаюттянуть палку к себе, стараясь поднять соперника. Побеждает тот, кому этоудается. Палку следует тянуть только на себя, не делая рывков вверх и в стороны.Повторить 4-5 раз.
«Салки»: Водящий поднимает руку и говорит: «Я – салка!». После этого онстарается догнать кого-либо из играющих и коснуться его рукой. Убегающиепытаются увернуться от водящего. Игрок, которого водящий коснулся, становитсясалкой.
«Мы – веселые ребята»: Игроки стоят за чертой на одной стороне площадки.Сказав; «Мы веселые ребята, любим бегать и играть, ну попробуй нас догнать!»,играющие бегут на другую сторону площадки за черту. Водящий, находящийся всередине площадке, между двумя чертами, должен догнать и коснуться рукойбегущих. Осаленный игрок помогает водящему. Победителем считается последнийосаленный игрок.
«Кто обгонит?»: По сигналу играющие прыгают на одной ноге до линии финиша(8-12 метров), стараясь обогнать друг друга.
«Салки с прыжками на одной ноге»: Водящий, прыгая на одной ноге,старается догнать игроков, прыгающих также на одной ноге. После того, как салкадогнал и коснулся любого игрока, они меняются местами. Коснувшийся земли двумяногами, либо становится салкой, либо выбывает из игры (например, на 3 сменысалки).
«Волк во рву»: На площадке чертят две параллельные линии (ров) шириной55-60 см. Играющие (козлята) находятся на одной стороне рва, а во рву (междулиниями) 2-3 водящих (волка). По сигналу «козлята» прыгают через ров, а «волки»стараются их поймать (осалить). Пойманные (осаленные) «козлята» выходят изигры. Когда число не пойманных «козлят» сравняется с числом «волков» игразаканчивается. «Волки» и не пойманные «козлята» меняются ролями.
«Охотники и утки»: На площадке на расстоянии 10-15 метров проводятся двепараллельные линии. Все играющие делятся поровну на «охотников» и «уток».«Охотники» становятся снаружи линии, а «утки» между линиями. «Охотники» бросаямяч, стараются попасть им в «уток». Осаленные «утки» выбывают из игры. Когдавсе «утки» осалены, команду меняются ролями. Выигрывает команда, которая заменьшее время осалить всех «уток».
«Бой петухов»: Чертится круг диаметром 1,5-2,0 метра, в который заходятдва участника игры и располагаются на расстоянии полшага друг от друга. Обасгибают одну ногу, придерживая ее рукой сзади за стопу, другая рука за спиной.Суть игры заключается в том, что, прыгая на одной ноге и, толкая соперникаплечом, вывести его из равновесия и вытолкнуть из круга.
Роль подвижных игр в системе физического и спортивного воспитания огромна.Подвижная игра, как и любая другая сопровождает человека все его детские годы,подвижные игры не только укрепляют здоровье и развивают организм, но они такжеявляются средством культурно – нравственного воспитания и приобщения человека кобществу. Национальные подвижные игры прививают ребенку культурное наследие егоокружающего общества, подготавливают к выходу в большой мир.
Приобщениеребенка к физкультуре важно не только с точки зрения укрепления их здоровья, нои для выработки привычки к занятиям спортом. Многим детям тяжело подниматься степлой постели на зарядку. Но проходит время, неделя-другая, и малыш бодровскакивает при первых звуках спортивного марша или иной музыки сопровождающейутреннюю зарядку. Вырабатывается условный динамический стереотип поведения,который вносит определенный ритм в утренний режим и не требует дополнительныхволевых усилий.