Формированиеинновационных систем управления производством
1. Инновационная модель системы управленияпредприятием
Формированиеинновационных систем управления предприятиями предполагает учет основныхтребований. Основные структурные характеристики инновационной системыуправления (ее элементы и подсистемы) приведены в табл. 7.1. Особое значениеимеет первый элемент – наличие инновационного управленческого кадровогопотенциала, прежде всего о руководителей различного уровня, ориентированных наинновации в различных сферах, готовых идти на риск, заинтересованных вдолгосрочных перспективах развития предприятия.
Таблица 1. Структурныехарактеристики инновационных систем управления производствомЭлементы инновационной организации Основные характеристики элемента Эффективность Инновационный управленческий кадровый потенциал Наличие управленческого (руководящего) персонала, ориентированного на риск, на инновации Создание систем управления инновационного типа Стратегическая направленность Принятие комплексных решений, ориентированных на развитие, на перспективу, на инновации Обеспечение устойчивости предприятия в долгосрочном периоде Маркетинговая организация управления Комплексный анализ внешней и внутренней среды предприятия; ориентация на потребителя Расширение сфер сбыта, рост объема продаж Ориентация на всеобщее качество Применение современных систем и стандартов в управлении качеством; сертификация продукции и систем качества Повышение качества (продукции, работ, услуг), снижение затрат на производство Гибкие формы управления (на крупных и средних предприятиях) Применение программно-целевого управления, дивизиональных структур; децентрализация управления; вовлечение персонала в процесс принятия решений Адаптивность производственной системы, повышение эффективности управления инновациями Инновационный менеджмент Управление инновациями на основе инновационного развития персонала Повышение эффективности инновационных решений, инициативы и творческой активности персонала Сетевая организация управления Использование возможностей рыночной инфраструктуры; координационное управление в сетевых структурах Повышение качества работы в сфере управления, экономия управленческих затрат Применение современных информационных технологий Информационное обеспечение и автоматизация управления, вхождение в глобальные сети Повышение качества и оперативности принимаемых решений и выполняемых работ Экономическая организация управления Комплексный анализ и реализация резервов эффективности; экономическое обоснование принимаемых решений; экономические методы управления Рост эффективности производства, работ, инновационной деятельности; снижение производственных затрат Интегрированное управление Интеграция предприятия в хозяйственные структуры более высокого порядка (объединения, союзы, программы, в т.ч. международные Решение проблем развития на основе привлечения внешних ресурсов (финансовых, материальных, информационных)
2. Механизм совершенствования системуправления
Объектамисовершенствования (рационализации) управления на предприятиях обычно являются:организационная структура управления, система управления персоналом, технологияи методы выполнения отдельных функций и работ в сфере управления, принятияуправленческих решений, организация управленческого труда и т.д.
Возможно использованиесамых разнообразных форм деятельности по совершенствованию управления:
1. С точки зрениямасштабов работы по рационализации это может быть совершенствование:
– функциональногоуправления (форм и методов работы руководящего персонала предприятия, отдельныхуправленческих подразделений и служб);
– целевогоуправления (целевых подсистем управления: персоналом, качеством, ресурсами ит.д.);
– системы управленияв целом.
2. С точки зрениясубъекта рационализации совершенствование управления может осуществляться:
– собственнымисилами предприятия;
– с привлечениемсторонних организаций (консалтинговых, аудиторских, инновационных и другихфирм) и лиц;
– с использованиемсмешанных форм.
С точки зренияорганизационных форм работы по рационализации совершенствование управленияможет осуществляться:
– как текущая работапо управлению (совершенствование форм и методов управления в рамках отдельныхподразделений и служб);
– на плановой основе(с использованием текущих и перспективных планов, плановорганизационно-технических мероприятий, бизнес – планирования организационногоразвития);
– с использованиемпрограммно-целевого управления (формирование и реализация соответствующихцелевых программ предприятия, создание постоянных и временных органов, целевыхили консультационных групп по управлению отдельными проектами, по решениюотдельных проблем и т.д.);
– с использованиемспециальных форм.
3. Инновационное развитие персоналауправления
Как показывает изучениекадровых проблем предприятий в республике и за рубежом, центральной в настоящеевремя является проблема профессионального развития существующего кадровогоуправленческого потенциала, которое рассматривается как процесс подготовкиработников к выполнению функциональных обязанностей и других работ на болеевысоком качественном уровне, выполнению новых, более сложных функций и решениюновых задач, занятию новых должностей. В решении проблем профессиональногоразвития управленческого персонала достаточно велика роль государства,государственной кадровой политики, основным объектом которой в настоящее времяявляются кадры государственного и хозяйственного управления.
Приоритетныминаправлениями государственной кадровой политики в настоящее времяявляются: подбор руководящих кадров, способных по своим профессионально-деловыми личностным качествам решать проблемы социально-экономического развития;формирование резерва руководящих кадров и работа с резервом; мотивация иповышение эффективности работы руководящего кадрового корпуса; оценка иаттестация кадров; обучение управленческого персонала.
Важнейшей составнойчастью профессионального развития кадров и вместе с тем формой его проявленияна уровне кадровой стратегии современного предприятия следует считатьинновационное развитие персонала (ИРП) – непрерывный процесс приспособления,адаптации существующего кадрового потенциала предприятия к новым условиямфункционирования производства, к его новым задачам – текущим и перспективным.
ИРП предполагает решениеследующих задач: приобретение работниками новых знаний, умений и навыков всфере своей непосредственной профессиональной деятельности или будущей,связанной с перспективами служебного роста работников; активизацию деятельностиработников по использованию новшеств в различных сферах, способствующихповышению общей эффективности; повышение творческой активности работников вобласти создания новшеств. ИРП по своей сути выступает формой «мягкой» реструктуризациипроизводственных систем и связано с современным этапом развития системуправления нововведениями на производстве.
ИРП тесно связано сконцепцией обучающего предпринимательства, которое ориентировано навнутрифирменное управление инновационной деятельностью и рассматривается преждевсего как постоянный процесс приспособления персонала и организации к внешнейсреде, предполагает различные формы обучения персонала, которые отличаются оттрадиционного образования и основаны на преодолении психологических барьеров истереотипов при внедрении инноваций.
Можно выделить следующиеосновные и взаимосвязанные функции инновационного развития кадров предприятия:
ü планированиеинновационного развития персонала, учитывающее перспективы предприятия ипрофессионального развития кадров;
ü формированиеперспективных (инновационных) требований к кадрам;
ü создание условий дляинновационного развития персонала (организационно-технических, экономических,социальных, психологических);
ü инновационное обучениеперсонала;
ü оценка и анализэффективности работы и инновационной активности кадров, принятие на этой основесоответствующих решений.
Комплекс условий,способствующих ИРП, выступает в качестве мотивов инновационного развития идеятельности. Их отсутствие может порождать социально-психологические барьерына пути нововведений. Важное значение имеет подготовка персонала к новымусловиям работы, поддержка инициативы работников со стороны руководства, в томчисле психологическая, применение методов разрешения конфликтов и т.д.
Важным элементомуправления ИРП является оценка инновационной активности кадров: степени ихучастия в решении проблем развития предприятия, использования в деятельностиболее совершенных форм и методов работы, творческой активности – научной,технической и т.д., повышения квалификации, переподготовки и их результатов.
Центральное место в ИРПна производстве занимают вопросы профессионального развития руководящегосостава предприятий, прежде всего первых лиц, а также резерва руководящихкадров, который в соответствии с нормативными документами, действующими в РБ,должен формироваться во всех организациях государственной формы собственности,а также в системе государственных органов. Так, в качестве основных формподготовки резерва руководящих кадров к планируемой к замещению должности, ихпрофессионально-должностного развития могут быть рекомендованы:
– обучение резерва;
– самообразование;
– участие вразработке системных предложений по совершенствованию деятельности предприятия;
– привлечение корганизации и участию в работе различных совещаний, семинаров, советов, квыступлениям с докладами;
– подготовкааналитических обзоров по актуальным проблемам;
– стажировка надолжностях, аналогичных планируемой к замещению, в том числе на другихпредприятиях;
– временноезамещение руководящей должности;
– привлечение лиц,состоящих в резерве, к преподавательской работе в системе повышенияквалификации и переподготовки кадров;
– изучениеличностных качеств работника и реализация мероприятий упреждающей адаптации кпланируемой должности.
Дальнейшее формированиеруководителя как личности – это чаще всего самообучение, саморазвитие.
Важным элементом вреализации образовательных программ является оценка эффективности и качестваобучения управленческого персонала. Эффективность обучения определяетсястепенью достижения поставленных перед системой обучения целей.