Содержание
1. Общее понятие и видытерриторий в международном праве
2. Правовой режим Арктикии Антарктики
2.1 Общиеположения
2.2 Арктика
2.3 Антарктика
Список использованных источников
1.Общее понятие и виды территорий в международном праве
Человеческая цивилизацияразвивается не в вакууме — она теснейшим образом связана и зависима от средысвоего обитания — планеты Земля. Территория важна не только с точки зрениясуществования каждого государства в отдельности; межгосударственные отношения,урегулированные международным правом, происходят в пространственном измерении.Во многом именно благодаря попыткам определения принадлежности и результатовраздела той или иной территории международное право зародилось, существует иразвивается. Так, в современном международном праве упреждающе решаютсявопросы, связанные с регулированием режима космического пространства и небесныхтел, на которые еще фактически не ступала нога человека. Соответственноинститут правового регулирования территории в международном праве — один издревнейших и до сих пор имеющих большое значение в поддержании международногомира и безопасности, развитии международного сотрудничества и прогресса всегочеловечества.
В отличие от обыденногоязыка, в международном праве под «территорией» (лат. territorium) понимаетсячасть географической среды, включающей сухопутную и водную поверхность, недра,воздушное и космическое пространство. В качестве синонима часто используетсятермин «пространство».
Помимо классификации сточки зрения географической принадлежности в доктрине принято различатьтерритории исходя из их правового режима (государственная территория,международная территория, территория со смешанным правовым режимом).
На государственнуютерриторию распространяется территориальное верховенство какого-либогосударства. Именно государственная территория является материальной основойсуществования государств: без территории нет государства. Иногда выделяютгосударственную территорию международного пользования, к которой относятмеждународные реки, международные проливы и каналы, некоторые сухопутныетерритории (например, архипелаг Свальбард (Шпицберген)).
Международные территории,или международные пространства (terra communis) — это географическиепространства, на которые не распространяется суверенитет ни одного государстваи чей правовой статус определяется договорным и обычным международным правом.
Международная территорияне подлежит национальному присвоению, но при этом все государства имеют равныеправа по его исследованию и использованию в своих интересах. Очевидно, чтотехнологически более развитые государства используют данные пространства болееинтенсивно. К международной территории относятся открытое море и Район морскогодна за пределами континентального шельфа (Район); Антарктика; воздушноепространство над открытым морем и Антарктикой; космическое пространство, включаяЛуну и другие небесные тела.
Особый правовой режимнекоторых международных пространств получил название режима «общего наследиячеловечества». Такой режим устанавливается на договорной основе в отношенииобъектов, представляющих особую ценность для всего человечества. В отличие отрежима terra communis, запрещающего национальное присвоение пространств, но востальном не ограничивающего государства в формах и целях деятельности, режимобщего наследия человечества дополнительно устанавливает ряд требований.Во-первых, все объекты общего наследия человечества подлежат полнойдемилитаризации и нейтрализации. Во-вторых, исследование и эксплуатацияресурсов данных территорий должны происходить в соответствии с установленнымипроцедурами в мирных целях, в интересах всего человечества с учетом особогоположения наименее развитых стран. В-третьих, в отношении данных территорийосуществляется должная охрана окружающей среды.
Впервые режим общегонаследия человечества был предложен в ГА ООН мальтийским послом при ООН А.Пардо в 1967 г. В действующем международном праве он закреплен в ст. 136Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. за Районом (дном морей и океанов и ихнедрами за пределами национальной юрисдикции); в ст. XI Договора о Луне 1979 г.за Луной и иными небесными телами (но не за всем космическим пространством).Сходный режим возник в отношении Антарктики на основе системы Договора обАнтарктике 1959 г.
Несмотря на конвенционноезакрепление, данный принцип неоднозначно воспринимается мировым сообществом. Так,наиболее развитые страны, чьи возможности по эксплуатации ресурсов объектовобщего наследия человечества ограничиваются этим режимом, не ратифицировали нидоговор по Луне, ни Конвенцию ООН 1982 г. в ее первоначальной редакции.
К территориям со смешанным,правовым режимом относят морские пространства, чей режим определяется какмеждународным, так и национальным правом прибрежного государства. В частности,такой режим распространяется на прилежащую зону, континентальный шельф иисключительную экономическую зону, которые согласно Конвенции по морскому праву1982 г. открыты для всех государств, но прибрежные государства обладают особымиправами в отношении разведки, разработки и сохранения ресурсов данныхтерриторий и имеют право осуществлять юрисдикцию в пределах этих территорий вспециально установленных областях.
Исторически выделялисьт.н. «ничейные территории» (terra nullius), на которые может распространятьсясуверенитет какого-либо государства, но которые пока не принадлежат ни одномугосударству. Современный уровень развития человеческой цивилизации позволилполностью изучить планету, так что «неисследованных» пространств не осталось. Вто же время в результате вулканической активности, например, могут возникатьновые острова. Тогда на них может распространяться суверенитет какого-либогосударства в соответствии с общепринятыми законными способами приобретениятерритории.
2. Правовой режимАрктики и Антарктики
2.1 Общие положения
Планета Земля имеет двапротиволежащих региона — полярные области, которые выделяются кажущимсясходством, при значительной разнице с точки зрения физико-географическиххарактеристик и их правового регулирования. Основную часть Арктики составляетокеан, а Антарктики — материк. Арктика окружена территориями государств. Антарктика,относится к международным пространствам на основании системы Договора обАнтарктике. Иными словами, международно-правовой режим этих районов земногошара складывается в различных направлениях.
2.2 Арктика
В научной литературеприводится много определений Арктики вследствие большого количества критериев,которые необходимо учесть. В наиболее общем плане Арктика (от греч. arktikos — северный) — северная полярная область Земли, включающая окраины материковЕвразия и Северная Америка, почти весь Северный Ледовитый океан с островами(кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантическогои Тихого океанов. Южная граница Арктики совпадает с южной границей зоны тундры.Ее площадь — около 27 млн. км2 (иногда южной границей называют Северныйполярный круг (66°32″ с.ш.) и тогда ее площадь 21 млн. км2). Из них почтиполовина — площадь морских льдов (около 11 млн. км2 зимой и около 8 млн. км2летом)
Арктика — местосоприкосновения интересов Европы, Азии и Америки. Со времен «холодной» войны каккратчайший путь между двумя супердержавами и до сих пор Северный Ледовитыйокеан является наиболее милитаризованным пространством, где активнозадействованы военные суда и подводные лодки, в том числе атомные. Кроме того,Арктика характеризуется большими запасами нефти, природного газа, каменногоугля, никеля, меди, кобальта, платины и других природных ресурсов. СеверныйЛедовитый океан омывает берега только пяти т.н. «приарктических» государств:России, Канады, США (Аляска), Дании (Гренландия), Норвегии.
Огромную роль в освоенииАрктики сыграл проложенный вдоль российской арктической береговой линииСеверный морской путь (СМП), длиной 5600 км. Он соединил европейские идальневосточные порты. Он является главной судоходной магистралью России вАрктике, и в советские времена он был закрыт для международного судоходства.Продолжительность навигации на СМП составляет от 2_до 4 месяцев, однако припомощи ледоколов на отдельных участках она продлевается несколько дольше. Впоследние годы геополитическое значение СМП возросло в силу ряда факторов.Во-первых, повысился интерес к коммерческому использованию СМП для перевозкигрузов между портами Европы и странами Азиатско-тихоокеанского региона.Во-вторых, Россия активно экспортирует нефть и газ, в том числе из северныхместорождений, СМП — это дешевый путь к ресурсам российского севера.
Исходя из географическогокритерия, на Арктику должны распространяться режимы, закрепленные в КонвенцииООН по морскому праву 1982 г. В частности, должны быть применимы свободы открытогоморя, включая свободу судоходства, рыболовства, исследований. Статьей 234Конвенции 1982 г. предусматривает возможность особого регулирования районов,большую часть времени покрытых льдом, для обеспечения охраны окружающей среды.Полярные области — экологически очень хрупкий регион. При всей суровостиприродных условий они играют чрезвычайно важную роль в биосфере, включаяопределяющее влияние на планетарный климат, глобальные геофизические ибиологические процессы. Нефть, попавшая в воды арктических морей, сохраняетсятам несколько десятков лет ввиду ничтожной скорости ее химического ибиологического разложения при низких температурах. Именно защитой окружающейсреды арктических районов приарктические государства часто объясняютраспространение своей юрисдикции по «секторальному принципу».
Инициатором такогоподхода выступила Канада. В 1909 г. правительство Канады, в то время доминионаБританской Америки, официально объявило своей собственностью все земли иострова, как открытые, так и могущие быть открытыми впоследствии, лежащие кзападу от Гренландии, между Канадой и Северным полюсом. В 1921 г. Канадаобъявила, что все земли и острова к северу от канадской континентальной частинаходятся под ее суверенитетом, а в 1925 г. приняла дополнение к закону о северо-западныхтерриториях, запрещавшее всем иностранным государствам заниматься какой-либодеятельностью в пределах канадских арктических земель и островов без особого нато разрешения канадского правительства. Сегодня Канада распространяет свойсуверенитет на земли и острова, расположенные в пределах сектора, вершинойкоторого является Северный полюс, а сторонами — меридианы 60° и 141° з.д.
Первым документом,определяющим статус земель и островов, прилегающих к арктическому побережьюРоссии, стала циркулярная нота МИД Российской империи от 20 сентября 1916 г. опринадлежности России всех земель и островов, составляющих северное продолжениеСибирского материкового плоскогорья.
Советский Союз вМеморандуме народного комиссариата иностранных дел СССР от 4 ноября 1924 г.,направленного всем государствам, подтвердил положения ноты 1916 г. Исчерпывающевопрос Советской приарктической зоны был урегулирован позднее в постановленииПрезидиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. «Об объявлении территорией Союза ССРземель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане». Постановлениеуказывало, что «территорией Союза ССР являются все как открытые, так могущиебыть открытыми в дальнейшем земли и острова, не составляющие к моментуопубликования настоящего постановления признанной Правительством Союза ССРтерритории каких-либо иностранных государств, расположенные в СеверномЛедовитом океане к северу от побережья Союза ССР до Северного полюса».Принадлежность России этих территорий ныне официально не оспаривается ни однойиз арктических стран.
Секторальная теория,которой придерживаются Россия и Канада, не разделяется США и другимиевропейскими государствами. Попыткой компромисса и явилась ст. 234 Конвенции1982 г., которая наделила прибрежные государства правами принимать законы иправила по предотвращению загрязнения и сохранению морской среды в покрытыхльдами районах шириной не более 200 морских миль. То есть с точки зрениясовременного международного права линии, обозначающие боковые пределы полярныхсекторов, не признаются государственными границами. Это значит, что всегосударства мира имеют равные права на использование природных ресурсовСеверного Ледовитого океана в этих секторах. В то же время все более актуальнымявляется вопрос делимитации арктического континентального шельфа. И Россия в2001 г., и Норвегия в 2006 г., действуя в соответствии с п.8 ст.76 Конвенции поморскому праву, передали в Комиссию по границам континентального шельфа данныео границах своих шельфов за пределами 200 морских миль от исходных линий,претендуя на территорию вплоть до Северного полюса. Однако Комиссия посчиталапредставленные российскими экспертами материалы не полностью отвечающими еетребованиям и предложила дополнить новыми данными.
Таким образом, правовойрежим Арктики достаточно сложен. С одной стороны, как на часть мирового океанана Северный Ледовитый океан распространяются соответствующиемеждународно-правовые положения, включая Конвенцию ООН по морскому праву 1982г., Чикагскую конвенцию о гражданской авиации 1944 г., Договор о запрещениииспытаний ядерного оружия в трех средах 1963 г. и пр.
С другой стороны, важноезначение имеют особенности практики приполярных государств, которые оставляютза собой право придерживаться традиций, сложившихся в процессе освоения Арктикикаждой из этих стран, нашедших отражение в национальных правовых нормах. Вотсутствие универсального или регионального договора, определяющегомеждународно-правовой режим Арктики, несмотря на существование большогоколичества иных международных договоров, имеющих непосредственное отношение, втом числе к предотвращению загрязнения морской среды (их около 80), осложившейся системе международно-правового регулирования Арктического регионаговорить рано.
Весьма важным шагом вразвитии судоходства в водах Арктики стало принятие в 2002 г. Международнойморской организацией рекомендательного Руководства по эксплуатации судов варктических водах, покрытых льдом (Арктического руководства), направленного наобеспечение безопасности судоходства и предотвращения загрязнения в результатедеятельности судов в полярных водах.
В 1996 г. в Оттаве былаподписана Декларация об учреждении Арктического Совета — новой региональноймеждународной организации, куда вошли 8 арктических государств (Дания,Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция). Среди целейАрктического Совета:
— осуществлениесотрудничества, координации и взаимодействия арктических государств приактивном участии коренных народов Севера и других жителей Арктики пообщеарктическим вопросам;
— контроль и координациявыполнения экологических программ;
— разработка, координацияи контроль выполнения программ устойчивого развития;
— распространениеинформации, поощрение интереса и образовательных инициатив по вопросам,связанным с Арктикой. Арктический Совет не будет заниматься проблемами военнойбезопасности и демилитаризации Арктики.
Особенностью структурыАрктического Совета является включение в нее в статусе «постоянных участников»представителей неправительственных организаций коренных народов Севера.
В мае 2008 г. министрыиностранных дел пяти приарктических государств — Дании, России, Норвегии, США иКанады — на встрече в г. Иллулисат приняли Декларацию, в которой еще разподтвердили приверженность сторон существующим договорам и правилам, включая КонвенциюООН по морскому праву 1982 г., которые регламентируют поведение в регионе, иподчеркнули, что «нет необходимости установления специально правового режима»для Северного Ледовитого океана. Приарктические государства подчеркнули своюособую ответственность и способность обеспечивать эффективные механизмымониторинга и защиты морской экологии, безопасности судоходства на основенационального законодательства и международных норм.
Арктика как наследие«холодной» войны — милитаризованное и нуклеаризованное ставит целый комплекссложных политических, правовых и экономических вопросов. Для их решениянеобходим поиск взаимоприемлемого компромисса между интересами приарктическихгосударств и всего мирового сообщества, что, как показывает практика, непросто.
2.3 Антарктика
Антарктида — материк вцентре Антарктики, общей площадью 13975 тыс. км (включая шельфовые ледники иострова), причем свыше 99 % территории покрыто льдом. Антарктика — южнаяполярная область земного шара, включающая помимо Антарктиды, прилегающие к нейучастки Атлантического, Индийского и Тихого океанов с морями, а также лежащие всубантарктических водах острова: Юж. Георгия, Юж. Сандвичевы, Юж. Оркнейские,Юж. Шетлендские и др. Граница Антарктики проходит в пределах 48-60 ю.ш.
Антарктида — единственныйземной материк, на котором отсутствует постоянное население, что объясняетсяклиматическими особенностями: в восточной Антарктиде находится полюс холодаЗемли, где была зарегистрирована самая низкая на планете температура: -89,2 °С.Средние температуры зимних месяцев от -60 до -70 °С, летних от -30 до -50 °С,на побережье зимой от -8 до -35 «С, летом 0-5 °С.
Антарктида была открыта28 января 1820 г. российской экспедицией под руководством Ф.Ф. Беллинсгаузена иМ.П. Лазарева. Предположительно первый флаг своей державы установил француз,Дюмон-д’Юрвиль. Первыми, 24 января 1895 г., на землю материка вступили капитаннорвежского промыслового судна «Антарктик» Кристенсен и пассажир этого судна,преподаватель естественных наук Карлстен Борхгрёвинк, который собрал образцыминералов, увидел и описал антарктический лишайник. То есть чуть более 100 летназад данного материка для человечества не существовало.
Первая половина XX в.была посвящена изучению побережья и внутренних областей материка. В декабре 1911г. экспедиция норвежца Р. Амундсена и через месяц, в январе 1912 г. экспедициябританца Р. Скотта достигли Южного полюса. Первый полет самолета надАнтарктидой совершил в 1928 г. американский полярный исследователь, адмирал Р.Бэрд. В ноябре 1929 г. он на самолете достиг Южного полюса. В 1928-1947 гг. подего руководством было осуществлено четыре крупные экспедиции в Антарктику (всамой крупной, четвертой экспедиции, принимало участие свыше 4 тыс. человек),проведены сейсмологические, геологические и другие исследования, подтвержденоналичие в Антарктиде крупных месторождений каменного угля.
В 40-50-е гг. XX в.начинали создаваться научные базы и станции для проведения регулярныхисследований прибрежных районов. Особый вклад в этот процесс внес Международныйгеофизический год (1957-1958 гг.), когда на побережье, ледниковом щите иостровах были основаны около 60 баз и станций, принадлежащих 11 государствам.На 1991 г. в Антарктике работало 48 станций. На круглогодичных антарктическихстанциях живут и работают от 1000 до 4000 человек. На континенте действуют своирадио- и телестанция для американских полярников. В последние годы континентстал объектом туризма.
Постановлением СоветаМинистров Республики Беларусь от 31 августа 2006 г. № 1104 утверждена Государственнаяцелевая программа «Мониторинг полярных районов Земли и обеспечение деятельностиарктических и антарктических экспедиций на 2007-2010 гг. и на период до 2015г.»1, согласно которой будут осуществляться полярные исследования и котораяпредусматривает создание первой белорусской антарктической станции.Территориальные притязания на Антарктиду начали выдвигаться различнымигосударствами параллельно с исследовательской деятельностью. Претензии быливыдвинуты Австралией, Аргентиной, Великобританией, Новой Зеландией, Норвегией,Францией, Чили. Например, Норвегия претендует на территорию, превышающую своюсобственную почти в десять раз, включая остров Петра I, открытый экспедициейБеллинсгаузена-Лазарева. Австралия считает своей почти половину Антарктиды,куда вклинивается «французская» Земля Адели. Чили и Аргентина претендуютпрактически на одну и ту же территорию — Антарктический полуостров, который онипо-разному называют.
Международныйгеофизический год показал плодотворность совместного исследования Антарктики и,основываясь на этом опыте, США предложили созвать конференцию для принятияДоговора об Антарктике. Конференция прошла в Вашингтоне с 15 октября по 1декабря 1959 г. Закончилась она подписанием бессрочного Договора об Антарктике,который вступил в силу в 1961 г. Данный договор первоначально подписали 12государств: Аргентина, Австралия, Бельгия, Чили, Франция, Япония, НоваяЗеландия, Норвегия, Южно-Африканский Союз, СССР, Великобритания и США. На 1января 2008 г. в нем участвовали 46 государств, включая соседей Беларуси:Россию, Украину и Польшу. Беларусь присоединилась к Договору об Антарктике 27декабря 2006 г.
Договор распространяетсяна район южнее 60-й параллели ю.ш., включая все шельфовые ледники. СогласноДоговору Антарктика демилитаризируется, т.е. используется только в мирныхцелях. Запрещаются, в частности, любые мероприятия военного характера, такиекак создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а такжеиспытания любых видов оружия, включая ядерное. При этом для невоенных целейдопускается использование военного персонала или оснащения. Помимодемилитаризации и нейтрализации Антарктики, она объявлена безъядерной зоной,т.е. в Антарктике запрещены любые ядерные взрывы и уничтожение в этом районерадиоактивных материалов.
Режим Антарктикибазируется на принципе свободы научных исследований и сотрудничестве в этихцелях. В частности, государства обязуются производить обмен:
1) информациейотносительно планов научных работ в Антарктике с тем, чтобы обеспечитьмаксимальную экономию
средств и эффективностьработ;
2) научным персоналом вАнтарктике между экспедициями и станциями;
3) данными и результатаминаучных наблюдений в Антарктике и обеспечивать свободный доступ к ним.
В сущности, договоробъявляет Антарктику международной научной лабораторией.
Достаточно оригинальнобыла решена проблема территориальных претензий. Согласно ст. IV Договора егоположения не должны толковаться как:
«а) отказ любой изДоговаривающихся Сторон от ранее заявленных прав или претензий на территориальныйсуверенитет в Антарктике;
b) отказ любой изДоговаривающихся Сторон от любой основы для претензии на территориальныйсуверенитет в Антарктике или сокращение этой основы, которую она может иметь врезультате ее деятельности или деятельности ее граждан в Антарктике или подругим причинам;
c) наносящее ущербпозиции любой из Договаривающихся Сторон в отношении признания или непризнанияею права или претензии, или основы для претензии любого другого государства натерриториальный суверенитет в Антарктике.
2. Никакие действия илидеятельность, имеющие место, пока настоящий Договор находится в силе, необразуют основы для заявления, поддержания или отрицания какой-либо претензиина территориальный суверенитет в Антарктике и не создают никаких прав суверенитетав Антарктике. Никакая новая претензия или расширение существующей претензии натерриториальный суверенитет в Антарктике не заявляются, пока настоящий Договорнаходится в силе».
То есть существовавшие на1959 г. территориальные претензии «замораживаются», а вся последующаядеятельность на основе данного договора не может быть основанием для новыхпретензий.
Для контроля соблюденияположений Договора предусматривается возможность инспекций. Наблюдатели,проводящие инспекцию, должны быть гражданами назначающих их государств, ихфамилии сообщаются каждому государству-участнику. Назначенные таким образомнаблюдатели имеют полную свободу доступа в любое время в любой или все районыАнтарктики, включая все станции, установки и оборудование в этих районах, а такжевсе морские и воздушные суда в пунктах разгрузки и погрузки груза или персоналав Антарктике. Кроме того, инспекция может проводиться с воздуха.
Государства заранееуведомляют друг друга обо всех:
а) экспедициях вАнтарктику или в пределах Антарктики, совершаемых ее судами или гражданами, ивсех экспедициях в Антарктику, организуемых на ее территории или направляющихсяс ее территории;
б) станциях в Антарктике,занимаемых ее гражданами;
в) о любом военномперсонале или оснащении, предназначенном для направления в Антарктику.
На основании договорадействуют так называемые Консультативные совещания, предназначенные для обменаинформацией, взаимных консультаций по вопросам Антарктики, а. также разработки,рассмотрения и рекомендации своим правительствам мер, содействующихосуществлению принципов и целей Договора. Участие в Консультативных совещанияхмогут принимать только представители тех присоединившихся к Договоругосударств, которые проявляют свою заинтересованность в Антарктике проведениемтам существенной научно-исследовательской деятельности, такой как созданиенаучной станции или посылка научной экспедиции. С 1 сентября 2004 г. вБуэнос-Айресе (Аргентина) начал действовать Секретариат Договора по Антарктике.
Своими рекомендациями ирешениями Консультативные совещания способствуют дальнейшему развитию положенийДоговора. Именно в рамках совещаний были разработаны и приняты Конвенция осохранении тюленей Антарктики 1972 г. и Конвенция о сохранении морских живыхресурсов Антарктики 1980 г.
С развитием технологиистала достижимой возможность промышленной разработки природных ресурсовАнтарктики. Попытка развитых государств в 1988 г. изменить режим освоения недрАнтарктики принятием Конвенции по регулированию освоения минеральных ресурсовАнтарктики вызвала мощную волну протестов и в 1991 г. был принят Протокол обохране окружающей среды, который ввел 50-летний мораторий на любую практическуюдеятельность, связанную с разработкой минеральных ресурсов в Антарктике.Соответственно сегодня действует т.н. система Договора об Антарктике, кудавходят все соглашения и обусловленные ими механизмы сотрудничества,регулирующие правовой режим Антарктики.
Список использованныхисточников
правовойрежим арктика
1. Голицын, В.В. Антарктика:международно-правовой режим / B.B. Голицын. — М., 1983.
2. Клименко, Б.М. Общее наследиечеловечества (международно-правовые вопросы) / Б.М. Клименко. — М., 1989.
3. Лукин, В.В. Система Договора обАнтарктике: правовые акты, комментарии / В.В. Лукин, В.Д. Клоков, В.Н. Помелов.- СПб., 2002.
4. Международное публичное право.Общая часть: учеб. Пособие / Ю.П. Бровка [и др.]; под ред. Ю.П. Бровки, Ю.А. Лепешкова,Л.В. Павловой. / Минск: Амалфея, 2010. — 496 с.
5. Голицын, В.В. Антарктика:тенденции развития режима / В.В. Голицын. — М., 1989.
6. Трофимов, В.Н. Правовой статусАнтарктики / В.Н. Трофимов. — М„ 1990.
7. Барсегов, Ю.Г. Территория вмеждународном праве / Ю.Г. Барсегов. — М., 1958.
8. Васильева Л.А. Международноепубличное право: курс интенсивной подготовки / Л.А. Васильева, О.А.Бакиновская. – Минск: ТетраСистем, 2009. – 256 с.