Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта

1.   Введение.Общеепонятие преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта.Ответственность за данные преступления установлена в гл. 27УК РФ. Отличительной чертой их является то, что они связаны с нарушениемфункционирования источников повышенной опасности, а это, как правило, приводитк причинению материального ущерба, вреда здоровью граждан и их гибели. Учитываяданное обстоятельство, для обеспечения безопасности движения и эксплуатациитранспорта установлены соответствующие правила, соблюдение которых являетсяправовой обязанностью всех лиц, связанных с движением и эксплуатациейтранспорта.[1]
Видовым объектом рассматриваемых преступлений являетсянормальная работа, а также безопасность движения и эксплуатациижелезнодорожного, водного, воздушного, автомобильного и трубопроводноготранспорта. В качестве дополнительного объекта могут выступать собственность,жизнь и здоровье людей.
Объективная сторона выражается как в действиях, например,приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения[2],так и в бездействии, например, неоказание капитаном судна помощи терпящимбедствие[3].Однако подавляющее большинство данных преступлений совершается как действием,так и бездействием, например, нарушение правил безопасности движения иэксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта[4],нарушение правил международных полетов[5]и др.
Обязательным признакомсубъективной стороны рассматриваемых преступлений является наступление вредныхпоследствий, и лишь неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие инарушение правил международных полетов последствия не предусмотрены.
Субъективная сторона данных преступлений характеризуетсяналичием двойной формы вины, то есть по отношению к нарушению правилбезопасности и эксплуатации вина может быть как умышленной, так и неосторожной.Что же касается состава преступления[6],то оно может быть совершено только умышленно.
Субъектом могут быть любые лица, достигшиешестнадцатилетнего возраста, однако, при совершении некоторых преступленийсубъектом являются только специальные лица (например, неоказание капитаномсудна помощи терпящим бедствие).

2.  Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Исходя из особенностейрассматриваемых составов преступлений, нам представляется, что в основе деленияих на группы должны лежать признаки, характеризующие их субъектов, в связи счем мы выделяем три группы:
1)       преступления,совершаемые лицами, непосредственно управляющими транспортными средствами иответственными за их техническое состояние: нарушение правил безопасности движения и эксплуатациижелезнодорожного, воздушного или водного транспорта[7],нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств[8];оставление места дорожно-транспортного происшествия[9];нарушение правил международных полётов[10].
2)       Преступления,совершаемые лицами, обеспечивающими надлежащие условия для безопасностидвижения и эксплуатации транспортных средств: недоброкачественныйремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническиминеисправностями[11];нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта[12];нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонтемагистральных трубопроводов[13].
3)       Преступления,совершаемые иными лицами, призванными способствовать обеспечению безопасноститранспортной деятельности: приведение в негодность транспортныхсредств или путей сообщения[14];неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие[15].
2.1.    Преступления, совершаемые лицами, непосредственно управляющимитранспортными средствами и ответственными за их техническое состояние.
·    Нарушение правилбезопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водноготранспорта.[16]
Непосредственнымобъектомдеяния являются безопасность движения и эксплуатации железнодорожного,воздушного или водного  транспорта, а также здоровье, жизнь человека исобственность.
Объективную сторонурассматриваемого преступления образует нарушение правил безопасности движения иэксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорталицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдатьэти правила, если нарушение данных правил повлекло по неосторожности причинениетяжкого вреда здоровью человека[17].
К железнодорожному транспорту относитсяподвижной состав (электровозы, тепловозы, локомотивы, дрезины, поезда метро).
Воздушным транспортом признаются самолёты,вертолёты, дирижабли.
К морскому транспорту относятсяразличные плавающие средства (теплоходы, пароходы, грузовые суда, сухогрузы,ледоколы, танкеры, морские паромы).
Речным транспортом являются речные иозерные плавающие средства (пароходы, баржи, речные паромы, моторные лодки,яхты, катера, парусники).
Для обеспечения безопасности движения иэксплуатации указанных транспортных средств в ряде нормативных и ведомственныхактов установлены соответствующие правила.
Нарушение правил безопасности движениявыражается в игнорировании знаков и сигналов передвижения, превышения скорости,несоблюдении маршрута полета, неправильное маневрирование судов и т. п.
Нарушение правил эксплуатации можетсостоять в неисправности тормозных колодок, двигателей, перевозке пассажиров втоварном вагоне или на барже, перегрузке летательного аппарата, непринятии мерпри остановке и отправлении и т.п.
Обязательным признаком объективнойстороны анализируемого состава преступления является наступление последствий ввиде причинения тяжкого[18]вреда здоровью как следствие нарушения указанных правил.
Если данные последствия отсутствуют,хотя правила безопасности движения и эксплуатации транспортных средств  и былинарушены, состав преступления отсутствует.
Субъективная сторона характеризуетсядвойной формой вины, то есть по отношению нарушения правил безопасностидвижения и эксплуатации транспортных средств вина может быть как умышленной,так и неосторожной, а по отношению к последствиям – только неосторожной.
Субъектом являютсялица, которые в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанысоблюдать правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного,морского и воздушного транспорта. Таковыми могут быть, например, машинистыподвижного железнодорожного состава, проводники вагонов, капитаны судов,механики, смотрители маяков, командиры летательных аппаратов, бортинженеры иборттехники, руководители полетов, диспетчеры и др.
Часть 2 ст. 263 УК РФ устанавливаетповышенную ответственность за нарушение правил безопасности движения иэксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека.Если же смерть по неосторожности причиняется двум или более лицам, то содеянноеквалифицируется по ч. 3.