Финансы предприятий 4

–PAGE_BREAK–
Принцип экономической эффективности Его смысловая нагрузка определяется тем обстоятельством, что, поскольку создание и функционирование некоторой системы управления финансами предприятия с неизбежностью предполагает расхо­ды, эта система должна быть экономически целесообразной в том смысле, что прямые расходы оправданы прямыми или косвенными доходами. Поскольку далеко не всегда можно дать однозначные количественные оценки, аргументирующие или подтверждающие эту целесообразность, оптимизация орг­структуры осуществляется на основе экспертных оценок в ди­намике — иными словами, она формируется постепенно и всег­да субъективна.

Принцип финансового контроля Деятельность предпри­ятия в целом, его подразделений и отдельных работников должна периодически контролироваться. Системы контроля могут быть построены по-разному, однако практика показыва­ет, что финансовый контроль является наиболее эффективным и действенным. В частности, одним из важнейших способов контроля за конгруэнтностью целевых установок собственни­ков компании и ее управленческого персонала является прове­дение аудиторских проверок. Аудиторская деятельность пред­ставляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневе­домственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетно­сти, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономиче­ских субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг (бухгалтерский учет, оценка, налоговое планирование, управле­ние корпоративными финансами и др.). Внутренний финансо­вый контроль осуществляется путем организации системы внутреннего аудита.

В крупных компаниях всегда имеется служба внутреннего аудита; более того, в экономически развитых странах созданы так называемые институты внутренних аудиторов. В качестве примера можно упомянуть об американском Институте внут­ренних аудиторов (The

Institute

of

Internal

Auditors
), членами которого становятся его выпускники — сертифицированные внутренние аудиторы (certified

internal

auditors
), являющиеся специалистами по внутрифирменному финансовому анализу и контролю.

Принцип финансового стимулирования (поощрение/нака­зание). Этот принцип, по сути, тесно корреспондирует с пре­дыдущим, а смысл его заключается в том, что именно в рам­ках системы управления финансами разрабатывается механизм повышения эффективности работы отдельных подразделений и оргструктуры управления предприятием в целом. Достигается это путем установления мер поощрения и наказания (речь, естественно, идет о мерах финансового характера). Наиболее эффективно данный принцип реализуется путем организации так называемых центров ответственности.

Под центром ответственности понимается подразделение хозяйствующего субъекта, руководство которого наделено оп­ределенными ресурсами и полномочиями, достаточными для выполнения установленных плановых заданий. При этом:

•   вышестоящим руководством определяются один или не­сколько базовых (системообразующих) критериев и устанавли­ваются плановые их значения;

•   суждение об эффективности работы центра ответственно­сти делается на основании выполнения плановых заданий по системообразующим критериям;

•   руководство подразделения наделяется ресурсами в согласованных объемах, достаточных для выполнения плановых заданий;

•   ограничения по ресурсам носят достаточно общий харак­тер, т. е. руководство центра ответственности обладает полной свободой действий в отношении структуры ресурсов, организа­ции производственно-технологического процесса, систем снаб­жения и сбыта и т. п.

Смысл выделения центров ответственности — в поощрении инициативы у руководителей среднего звена, повышении эф­фективности работы подразделений, получении относительной экономии издержек производства и обращения.

В зависимости от того, какой критерий — затраты, доходы, прибыль, инвестиции — определяется как системообразующий, принято выделять четыре типа центров ответственности.

Затратообразующий центр (
cost

center
) — подразделение, ра­ботающее по утвержденной смете расходов. Для подразделения подобного типа трудно оценить доходы, поэтому внимание кон­центрируется на затратах. В качестве примера можно привести университетскую кафедру; ее руководство имеет полное право определять направления использования централизованно выде­ляемых средств (покупка компьютера, приглашение известного профессора для чтения краткосрочного курса, направление сотрудников на научные конференции и т. п.). Еще один при­мер -бухгалтерия предприятия; трудно оценить, какая часть прибыли предприятия обусловлена работой бухгалтеров, однако можно установить плановые ориентиры по затратам.

Доходообразующий центр (
revenue

center
) — подразделение, руководство которого несет ответственность за генерирование доходов; примеры — отдел сбыта крупного предприятия, региональный центр продаж. В данном случае руководитель такого подразделения не несет ответственность за основные затраты хозяйствующего субъекта. Например, при продаже продукции завода руководитель коммерческой службы не несет ответст­венность за ее себестоимость; главная его задача — организа­ция торговли, работа с клиентами, варьирование скидками в рамках установленной ценовой политики и т. п. Безусловно, в этом случае возникают затраты, но не они являются объектом пристального контроля со стороны вышестоящего руководства. Прибылеобразующий центр (
profit

center
) — подразделение, в котором в качестве основного критерия выступает прибыль или рентабельность продаж. Чаще всего в.их роли выступают самостоятельные подразделения крупной фирмы: дочерние и зависимые компании, дивизиональные подразделения с замк­нутым производственным циклом, технологически самостоя­тельные производства, обособляемые в рамках диверсифика­ции производственной деятельности, и т. п. В принципе, к прибылеобразующим могут относиться и внутренние подразде­ления компании в том случае, если ею используется политика трансфертных цен, когда продукция, находящаяся на различ­ных стадиях обработки, не передается от одного подразделе­ния другому, а «продается» по внутренним ценам.

Инвестиционно-развивающий центр (
investment

center
) — под­разделение, руководство которого не только ответственно за ор­ганизацию рентабельной работы, но и наделено полномочиями осуществлять инвестиции в соответствии с установленными критериями, например, если ожидаемая норма прибыли не ниже установленной границы. В качестве системообразующего критерия здесь чаще всего выступает показатель рентабельно­сти инвестиций; кроме того, могут налагаться ограничения сверху на объем допустимых капиталовложений (имеется в виду, что решение по инвестиции, не превышающей заданную величину, является исключительной компетенцией руководителя этого центра ответственности; превышение границы требует обоснования и согласования с вышестоящим руководством). Центр ответственности данного типа — наиболее общее по функциональным возможностям подразделение, здесь больше и число субкритериев — затраты, доходы, прибыль, объем разре­шенных инвестиций, показатели рентабельности и др.

В числе ключевых элементов системы организации управле­ния на базе выделения прибылеобразующих и инвестиционно-развивающих центров ответственности находится политика трансфертных цен. Трансфертной называется цена, используе­мая для определения стоимости продукции (товаров, услуг), пе­редаваемой прибылеобразующим или инвестиционно-развивающим центром ответственности другому центру ответственности внутри компании. Она, как правило, меньше рыночной цены, используемой при продаже продукции внешним контрагентам.

Трансфертное ценообразование осуществляется при уча­стии трех сторон: высших топ-менеджеров и руководства по­ставляющего и приобретающего продукцию центров ответст­венности. Топ-менеджеры определяют основные параметры трансфертной политики, выступают в роли арбитров между руководством центров ответственности и принимают оконча­тельное волевое решение в отношении ценообразования в слу­чае, если конфликт между центрами ответственности не реша­ется полюбовно.

Существуют три основных типа трансфертных цен: рыночно-ориентированные, затратно-ориентированные и компро­миссные. В первом случае за ориентир берется рыночная цена. При этом покупающий продукцию центр ответственности внутри компании не должен платить больше, чем внешнему продавцу, а продающий центр не должен получать за нее больше дохода, чем при продаже внешнему покупателю. Во втором случае ориентиром выступают полные или переменные затраты; такой подход достаточно эффективен в системе стандарт-костинга. В третьем случае за основу берется либо ры­ночная цена, либо себестоимость продукции, а окончательный вариант цены определяется итеративно в ходе переговоров ме­жду руководством центров и при активном участии высшего руководства.

Принцип материальной ответственности. В любом пред­приятии складывается система мер поощрения и критериев оценки деятельности структурных единиц и отдельных работ­ников. Составным элементом такой системы является идея ма­териальной ответственности, суть которой состоит в том, что отдельные лица, имеющие отношение к управлению матери­альными ценностями, отвечают рублем за неоправданные ре­зультаты своей деятельности. Формы организации материаль­ной ответственности могут быть различными, однако, основные из них две: индивидуальная и коллективная материальная от­ветственность.

Индивидуальная материальная ответственность означает, что конкретное материально-ответственное лицо (кладовщик, руко­водитель подразделения, продавец, кассир и др.) заключает до­говор с руководством предприятия, согласно которому любая недостача товарно-материальных ценностей, т. е. их выбытие, не сопровождающееся оправдательными документами, должна быть возмещена этим лицом. В некоторых ситуациях устанав­ливаются нормативы, в пределах которых может иметь место отклонение учетных оценок от фактических, в этом случае ма­териально-ответственное лицо должно возместить лишь сверх­нормативные потери (в частности, в торговле за счет прибыли до налогообложения делаются резервы на забывчивость покупателей, на усушку и утруску товаров и др.).  Перечень матери­ально-ответственных лиц определяется предприятием.

В случае коллективной материальной ответственности за возможные недостачи отвечает уже не конкретное материаль­но-ответственное лицо, а коллектив (например, бригада продав­цов, сменяющих друг друга в отделе магазина, когда рабочая смена меньше общей продолжительности рабочего дня магазина в целом). Эта форма ответственности помогает избежать неоп­равданно частых инвентаризаций.
1.3. Структура системы управления финансами предприятия

С позиции практического управления финансами субъекта хозяйствования ключевым является умение более или менее обоснованно отвечать на следующие вопросы:

•   удовлетворены ли  стратегические  инвесторы деятельно­стью  предприятия,  направлением  и  динамикой  ее развития, положением в конкурентной среде?

•   каковы должны быть величина и оптимальный состав ак­тивов предприятия, позволяющие достичь поставленные перед предприятием цели и задачи?

•   где  найти  источники  финансирования  и  каков  должен  быть их оптимальный состав?

•   как  организовать  текущее  и  перспективное  управление финансовой деятельностью, обеспечивающее (а) платежеспо­собность, (б) финансовую устойчивость предприятия, (в) эко­номически эффективную, рентабельную работу и (г) ритмич­ность платежно-расчетных операций?

Решаются эти вопросы в рамках финансового менеджмента как системы эффективного управления финансовой деятельно­стью предприятия. Одна из наиболее распространенных интер­претаций финансового менеджмента такова: он представляет собой систему отношений, возникающих на предприятии по поводу привлечения и использования финансовых ресурсов. Возможна и более широкая его трактовка, расширяющая пред­мет этого научного и практического направления, начиная с финансовых ресурсов и кончая всей совокупностью отноше­ний, обязательств и результатов деятельности предприятия, поддающихся стоимостной оценке. Учитывая, что любые дей­ствия по реализации финансовых отношений, в частности, в приложении к коммерческой организации, немедленно сказы­ваются на ее имущественном и финансовом положении, фи­нансовый менеджмент можно также трактовать как систему действий по оптимизации ее баланса.

Логика функционирования системы управления финансами предприятия представлена на рис. 1.4. Приведем краткую ха­рактеристику основных элементов данной системы.

Как известно из теории систем, любая система управления состоит из двух ключевых элементов — субъекта управления и объекта управления; субъект воздействует на объект с помо­щью   так  называемых  общих  функций  управления  (анализ, планирование, организация, учет, контроль, регулирование), руководствуясь при этом системой целей, стоящих перед хо­зяйствующим субъектом.

В приложении к управлению финансами предприятия субъект управления, или управляющая подсистема, может быть представлена как совокупность шести базовых элементов: оргструктуры управления финансами, кадров финансовой службы, финансовых методов, финансовых инструментов, ин­формации финансового характера и технических средств управления финансами.

Организационная структура системы управления финанса­
ми хозяйствующего субъекта, а также ее кадровый состав мо­гут быть построены различными способами в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности. Как отмеча­лось выше, для крупной компании наиболее характерно обо­собление специальной службы, руководимой вице-президентом по финансам (финансовым директором) и, как правило, вклю­чающей бухгалтерию и финансовый отдел.

Финансовые методы, приемы, модели представляют собой основу инструментария, практически используемого в управле­нии финансами. Все приемы и методы, находящиеся в арсена­ле финансового менеджера, с определенной долей условности можно разделить на три большие группы: общеэкономические, прогнозно-аналитические и специальные.

К первой группе относятся кредитование, ссудозаемные операции, система кассовых и расчетных операций, система страхования, система расчетов, система финансовых санкций, трастовые операции, залоговые операции, трансфертные опера­ции, система производства амортизационных отчислений, сис­тема налогообложения и др. Общая логика подобных методов, их основные параметры, возможность или обязательность ис­полнения задаются централизованно в рамках системы госу­дарственного управления экономикой, а вариабельность в их применении достаточно ограниченна.

Во вторую группу входят финансовое и налоговое планиро­вание, методы прогнозирования, факторный анализ, моделиро­вание и др. Большинство из этих методов уже импровизаци­онны по своей природе.

Промежуточное положение между этими двумя группами по степени централизованной регулируемости и обязательно­сти применения занимают специальные методы управления финансами, многие из которых еще только начинают получать распространение в России; это дивидендная политика, финан­совая аренда, факторинговые операции, франчайзинг, фьючер­сы и т. п. В основе многих из этих методов лежат производ­ные финансовые инструменты.

В финансовом менеджменте широко используются различ­ные виды моделей. В широком смысле модель представляет собой любой образ, мысленный или условный аналог како­го-либо объекта, процесса или явления, используемый в каче­стве его «заместителя» или «представителя». Известны раз­личные классификации моделей в экономике, в частности, весьма распространены дескриптивные, нормативные и преди­кативные модели, жестко детерминированные и стохастиче­ские модели, балансовые модели и др. Модели применяются для описания имущественного и финансового положения предприятия, характеристики стратегии финансирования дея­тельности предприятия в целом или отдельных ее видов, управления конкретными видами активов и обязательств, про­гнозирования основных финансовых показателей, факторного анализа и др.

Финансовые инструменты — относительно новое понятие в теории финансов, однако значимость его стремительно возрас­тает. Финансовый инструмент есть любой договор между дву­мя контрагентами, в результате которого одновременно возни­кают финансовый актив у одного контрагента и финансовое обязательство долгового или долевого характера — у другого. Финансовые инструменты подразделяются на первичные и вторичные. К первичным относятся кредиты, займы, облига­ции, другие долговые ценные бумаги, кредиторская и дебитор­ская задолженность по текущим операциям, долевые ценные бумаги. Вторичные финансовые инструменты — это финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные свопы, валют­ные свопы. Финансовые инструменты являются основой лю­бых операций компании на финансовых рынках, идет ли речь о привлечении капитала (в этом случае осуществляется эмис­сия акций или облигаций), операциях спекулятивного характе­ра (приобретение ценных бумаг с целью получения текущего дохода, операции с опционами), финансовых инвестициях (вложения в акции), операциях хеджирования (эмиссия или приобретение фьючерсов или форвардов), формировании стра­хового запаса эквивалентов денежных средств (приобретение высоколиквидных ценных бумаг) и др.

Информация финансового характера, или информационная ба­за, является основой информационного обеспечения системы управления финансами на любом уровне, поскольку всякое обос­нованное, неспонтанное решение базируется на некоторых дан­ных. Информационная база весьма обширна и включает обычно любые сведения финансового характера; в частности, сюда относятся бухгалтерская отчетность, сообщения финансовых органов, информация учреждений банковской системы, данные товарных, фондовых и валютных бирж, несистемные сведения.

Технические средства управления финансами являются са­мостоятельным и весьма важным элементом. Многие современные системы, основанные на без­бумажной технологии (межбанковские расчеты, взаимозачеты, расчеты с помощью кредитных карточек, клиринговые расчеты и др.), невозможны без применения сетей ЭВМ, персональных компьютеров, функциональных пакетов прикладных программ. Для выполнения текущих аналитических расчетов фи­нансовый менеджер может воспользоваться также и стандарт­ным программным обеспечением, в частности пакетами типа Excel
,
Lotus
и др.

Как показано на рис. 1.4, объект системы управления фи­нансами предприятия представляет собой совокупность трех взаимосвязанных элементов: финансовые отношения, финансо­вые ресурсы, обязательства — именно этими элементами и пы­таются управлять менеджеры.

Под финансовыми отношениями мы будем понимать отно­шения между различными субъектами (физическими и юриди­ческими лицами), которые влекут за собой изменение в соста­ве активов и (или) обязательств этих субъектов. Эти отноше­ния должны иметь документальное подтверждение (договор, накладная, акт, ведомость и др.) и, как правило, сопровож­даться изменением имущественного и (или) финансового по­ложения контрагентов. Слова «как правило» означают, что в принципе возможны финансовые отношения, которые при их возникновении не отражаются немедленно на финансовом по­ложении в силу принятой системы их реализации (например, заключение договора купли-продажи). Финансовые отношения многообразны;   к   ним   относятся   отношения   с   бюджетом, контрагентами,   поставщиками,   покупателями,   финансовыми рынками и институтами, собственниками, работниками и др. Управление   финансовыми   отношениями   основывается,   как правило, на принципе экономической эффективности.

Вторым элементом яв­ляются финансовые ресурсы, точнее, ресурсы, выражаемые в терминах финансов. По сути, эти ресурсы представлены в ак­тиве баланса; иными словами, они весьма разнообразны и мо­гут быть классифицированы по различным признакам. В част­ности, это долгосрочные материальные, нематериальные и фи­нансовые активы, производственные запасы, дебиторская задолженность и денежные средства, и их эквиваленты. Естественно, речь идет не о материально-вещественном их представ­лении, а о целесообразности вложения денежных средств в те или иные активы и их соотношении. Задача финансового ме­неджмента — обосновать и поддерживать оптимальный состав активов, т. е. ресурсного потенциала предприятия, и по воз­можности не допускать неоправданного омертвления денеж­ных средств в тех или иных активах.

Источники финансовых ресурсов пред­ставлены в балансе предприятия. Проблема заключается в том, что, как правило, не бывает бесплатных источников — постав­щику финансовых ресурсов нужно платить. Поскольку каж­дый источник имеет свою стоимость, возникает задача опти­мизации структуры источников финансирования, как в долго­срочном, так и в краткосрочном аспекте.

Функционирование любой системы управления финансами осуществляется в рамках действующего правового и норматив­ного обеспечения. Сюда относятся законы, указы президента, постановления правительства, приказы и распоряжения мини­стерств и ведомств, лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и др.

Рис. 1.4. Структура и процесс функционирования системы управления финансами хозяйствующего субъекта

    продолжение
–PAGE_BREAK–
2. АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ
УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Логика планово-аналитической функции
в рыночной экономике

Любой хозяйствующий субъект можно рассматривать как некую социально-экономическую систему, инициирующую по­токи ресурсов и преобразующую их в продукцию или услуги, предложение и реализация которых обеспечивают достижение основных целей, определяющих и оправдывающих сам факт создания данного субъекта. Финансовые ресурсы играют при этом огромную, если не решающую, роль. На момент основа­ния предприятия, а также в первые годы его функционирова­ния приоритетное значение имеет инвестиционный аспект управления финансами; в дальнейшем относительно большее значение приобретают вопросы оптимизации финансирования решения должно предшествовать определенное аналитическое его обоснование.

Роль анализа коренным образом меняется с переходом от централизованно планируемой экономики к рыночной эконо­мике. Дело в том, что в первой доминируют так называемые вертикальные   связи,   а   во   второй — горизонтальные   связи. Смысловое различие между ними заключаются в следующем. В директивной экономике жестко структурируется вся эконо­мическая система (по отраслевому признаку), при этом главенст­вующую роль играют министерства и ведомства. Любую отрасль схематично можно представить в виде перевернутого дерева: ко­рень, т. е. основа «дерева» — это министерство, крона — подве­домственные  управления,  объединения,  организации,  предпри­ятия, «ветвящиеся», т. е. упорядоченные в виде некой иерархи­ческой структуры. Министерство определяет плановые задания по наиболее важным показателям, которые в дальнейшем «спус­каются»   по   подведомственным   элементам   данной   структуры. В свою очередь, сведения о выполнении установленных плано­вых заданий проходят в точности обратный путь и, постепенно агрегируясь, попадают на высший уровень — в министерство.

Подобная схема управления имеет свои достоинства, недос­татки и особенности. В частности, здесь осуществлялось цен­трализованное прикрепление поставщиков, подрядчиков, поку­пателей (имеется в виду, что любой хозяйствующий субъект, по крайней мере, согласовывал эти вопросы с вышестоящим органом  управления),  жестко  контролировалось  выполнение плана   по   фондообразующим   показателям,   устанавливались нормативы по множеству показателей, например, нормирова­лись оборотные средства предприятий, прибыль практически в полном объеме изымалась вышестоящим органом управления и в дальнейшем подвергалась перераспределению и т. п. Оче­видно, что в этом случае особую роль играли плановые зада­ния и контроль за их исполнением. Роль аналитической функ­ции также была специфической. Анализ в основном сосредо­точивался   на   оценке   отклонений   от   плановых   заданий   и «объяснении» причин имевших место отклонений. Естествен­но, много говорилось не только о текущем контроле, но и о перспективных анализе и планировании, однако эта сторона деятельности аппарата управления хозяйствующего субъекта в значительной степени была формальной и, по сути, полностью выхолащивалась, поскольку вышестоящая организация «спус­кала сверху» плановые задания и речь, таким образом, шла лишь об их детализации и планировании мер по их обеспече­нию. Функция стратегического планирования, в особенности в  области финансов,  была  исключительной  прерогативой  центральных органов управления.

В рыночной экономике ситуация существенным образом меняется. Появляются предприятия, которые вынуждены само­стоятельно планировать свои действия в условиях конкурент­ной среды. Роль планово-аналитической функции в системе управления предприятием, коренным образом преобразует­ся — контрольно-аналитический и объясняющий аспекты теря­ют свою исключительную значимость, более важными стано­вятся коммуникативный и прогнозно-ориентирующий аспекты. Логика перемен достаточно очевидна.

Предприятие в условиях рынка может выжить лишь при условии стабильного генерирования прибыли. Для этого ему нужно таким образом построить свою деятельность, чтобы по­лучаемые доходы превышали его расходы. Извлечение дохо­дов — это риск по своей природе; имеется в виду, что если не­кая сфера бизнеса является привлекательной, то в нее обяза­тельно   попытаются   войти   конкуренты.   Поэтому   плановые ориентиры должны подтверждать возможность получения при­были и в дальнейшем. В этих условиях гораздо важнее перспективный анализ, в результате которого могут быть получены более или менее обоснованные прогнозы изменения в буду­щем ситуации на рынках и разработаны превентивные меры по нивелированию действия возможных негативных факторов. Значимость ретроспективного анализа, в результате которого выясняются причины имевших место отклонений от плановых заданий, менее существенна, хотя, безусловно, не отвергается. Кроме того, устанавливая деловые связи с контрагентами, предприятие уже не может полагаться на вышестоящий орган управления — вся ответственность за выбор партнера (постав­щик, покупатель) лежит на самом предприятии. В этой ситуа­ции резко возрастает значимость умения оценить финансовую состоятельность действующего или потенциального контраген­та, поскольку ошибка может дорого сказаться как на ритмич­ности производства, так и на финансовых результатах. Вот по­чему роль методик оценки финансового состояния предпри­ятия резко усиливается.

Успешно работающее предприятие сталкивается и еще с одной проблемой — проблемой инвестирования. Речь идет как о развитии собственной базы, т. е. о реинвестировании прибы­ли с целью наращивания производственных мощностей, так и об инвестировании в другие сферы бизнеса и в финансовые активы. Инвестирование в новые сферы бизнеса представляет собой реализацию идеи разумной диверсификации бизнеса, позволяющей сравнительно безболезненно переносить времен­ные спады, обусловленные снижением спроса на основную продукцию фирмы. Что касается финансовых инвестиций, то имеется в виду формирование инвестиционного портфеля, позволяющего получать дивидендный и процентный доходы. Формирование и поддержание такого портфеля предполагает оценку инвестиционной привлекательности эмитентов.

Таким образом, в условиях рынка планово-аналитическая функция системы управления:

•   приобретает   большую   финансовую    ориентированность (поскольку   на  уровне   предприятия   финансовые   показатели имеют известный приоритет перед производственно-техниче­скими;   финансовый  план,  а  также  финансовые  разделы  во всех других видах планов начинают играть решающую роль в
общем процессе планирования — любая деятельность оправдан­
на в долгосрочном плане лишь в том случае, если она не яв­ляется убыточной);

•   отдает  приоритет  прогнозному перспективному  анализу
перед ретроспективным (последний не отвергается — он нужен, во-первых, для улучшения системы планирования и, во-вто­рых, для выяснения причин имевших в отчетном периоде бла­гоприятных или неблагоприятных событий; вместе с тем такой
анализ носит подчиненный характер, поскольку гораздо важ­нее научиться прогнозировать и объяснять будущее финансо­вое положение самой компании и ее контрагентов и благодаря этому избегать нежелательных вариантов действий или по воз­можности минимизировать их негативное влияние);

•          уходит от «точных» оценок в сторону задания коридоров варьирования  основных показателей  («точные»  оценки с из­вестной долей условности достижимы лишь в ретроспективном анализе, в перспективном анализе они невозможны в принципе. Кроме того, при разработке перспективных финансовых планов
активно используется метод имитационного моделирования, ко­гда, варьируя значениями ключевых параметров, т. е. задавая коридоры их изменения, пытаются определить наилучшую из возможных их комбинацию. При этом нужно иметь в виду, что абсолютно наилучшей комбинации, т. е. лучшей по всем пара­метрам, как правило, достичь невозможно;

•          совместно с системой учета направлена на более полную
реализацию коммуникативной функции (доступность годового
отчета компании становится одним из ключевых аргументов
при установлении бизнес-контактов).
2.2. Информационное обеспечение анализа
и планирования

Успешность работы линейных и функциональных руководи­телей и специалистов зависит от различных видов обеспечения их деятельности: правового, информационного, нормативного, технического, кадрового и т. п. К числу ключевых элементовэтой системы, без сомнения, относится информационное обеспе­чение системы управления предприятием, под которым следует понимать совокупность информационных ресурсов (информаци­онную базу) и способов их организации, необходимых и при­годных для реализации аналитических и управленческих про­цедур, обеспечивающих финансово-хозяйственную деятельность данного предприятия.

Что касается организационной стороны информационного обеспечения, то она может быть построена по-разному в зави­симости от финансовых, технических и других запросов и воз­можностей хозяйствующего субъекта. Здесь возможны различ­ные варианты, например создание и постоянная актуализация собственной информационной базы, использование одной из специализированных баз типа «Гарант», «Кодекс» или «Кон­сультант-плюс», сочетание информационных возможностей сто­ронних организаций и собственных источников данных и др.

Ключевой элемент информационного обеспечения — это ин­формационная база. Один из возможных вариантов ее структу­рирования представлен на рис. 2.1. К исходным данным, входящим в информационную базу, т. е. потенциально несущим информацию, предъявляются различные требования, в том числе: достоверность, своевременность, необходимая достаточ­ность с позиции аналитичности, достаточная точность, сущест­венность и т. п. Приведем краткую характеристику основных элементов информационной базы, используемой для проведе­ния различных аналитических расчетов.

Все информационные ресурсы можно сгруппировать в пять крупных  блоков:   сведения  регулятивно-правового  характера, сведения нормативно-справочного характера, данные системы бухгалтерского учета,  статистические данные  и несистемные данные. Информация из первых двух блоков влияет на анали­тические процедуры; в трех других блоках накапливаются дан­ные, непосредственно подвергаемые аналитической обработке.

Первый блок включает в себя законы, постановления, указы, т. е. документы, определяющие, прежде всего правовую основу деятельности предприятия. На первый взгляд подобные сведения не имеют непосредственного отношения к анализу. Однако зна­чимость этого блока с позиции аналитика определяется несколь­кими обстоятельствами. Во-первых, документы регулятивно-правового характера нередко определяют состав других информаци­онных    источников:    например,  требования    к    методологии бухгалтерского учета, требования к составу обязательной отчет­ности и отдельных показателей, рекомендации по публикации отчетных данных и др.      Во-вторых, некоторые из документов содержат данные нормативно-рекомендательного характера,  су­щественные для проведения аналитических расчетов: например, ограничения на выплату дивидендов, критерии признания пред­приятия банкротом и др. Все документы блока можно условно разбить  на три  группы: регулятивы  общеправового характера, бухгалтерское законодательство, прочие регулятивы (например, требования налогового законодательства, законодательство в от­ношении финансовых институтов, рынка ценных бумаг и др.). Информацию этого блока необходимо принимать в расчет, преж­де всего потому, что представленные в нем документы носят обязательный для исполнения характер. Кроме того, никакие хо­зяйственные операции, равно как и никакая система учета или анализа, не могут надлежащим образом реализовываться без аде­кватного понимания условий и требований действующего право­вого пространства.

Во второй блок входят нормативные документы государст­венных органов (Министерства финансов, Банка России, Фе­деральной комиссии по рынку ценных бумаг и др.), междуна­родных организаций и различных институтов, в том числе фи­нансовых, содержащие требования, рекомендации и количественные нормативы в области финансов к участникам рынка. Не все документы этого блока яв­ляются обязательными для исполнения. В частности, нормати­вы в отношении признания структуры баланса удовлетвори­тельной носят скорее информационно-справочный характер, однако в аналитическом смысле эти нормативы играют доста­точно важную роль при оценке финансового состояния воз­можного контрагента.

В  третьем блоке обособлены данные системы бухгалтер­ского учета как единственного систематизированного инфор­мационного ресурса.  Значимость отдельных элементов этого блока для анализа различна. Например, первичные учетные документы (приходный кассовый ордер, товарно-транспортная накладная и др.), а также регистры бухгалтерского учета (раз­личные таблицы, журналы, ведомости, предусмотренные систе­мой бухгалтерского учета для переноса в них сведений из пер­вичных документов с целью их последующего обобщения) не входят в число общедоступных документов; более того, соглас­но ст.  10 Федерального закона «О бухгалтерском учете» со­держание регистров бухгалтерского учета и внутренней бух­галтерской отчетности является коммерческой тайной. Поэто­му перечисленные документы могут использоваться лишь во внутреннем финансовом анализе. На бухгалтерскую отчетность понятие коммерческой тайны не распространяется, а коммер­ческие организации некоторых форм собственности и видов бизнеса даже обязаны публиковать свою отчетность. Именно этим обстоятельством определяется значимость бухгалтерской отчетности для анализа.

Четвертый блок включает статистические данные, которые условно можно подразделить на два массива: централизованно формируемые статистические данные (на рис. 2.1 они пред­ставлены в виде общеэкономической и финансовой статисти­ки) и внутреннюю статистику. В первый массив входит регу­лярно публикуемая официальная статистика, имеющая обще­экономическую направленность (индексы цен, динамика общеэкономических показателей в различных разрезах и др.) и финансовая статистика (динамика процентных ставок, данные о рыночных индексах, курсах валют и т. п.). Во втором масси­ве накапливаются статистические данные по предприятию по основным показателям (выручка от реализации, себестоимость, прибыль, финансовые вложения и т. п.).

В пятом блоке представлены информационные ресурсы, ус­ловно названные несистемными. Смысл названия состоит в том, что эти данные, во-первых, жестко не систематизированы по составу, структуре, обновляемое и, во-вторых, не являются обязательными, т. е. формирование этого ресурса и его использование является исключительной компетенцией са­мого предприятия. Основные элементы этого блока — внутрен­ние оперативные данные и прочие сведения из внешних ис­точников. Внутренние оперативные данные представляют со­бой сведения, циркулирующие между линейными и (или) функциональными подразделениями. К прочим сведениям из внешних источников относятся публикации в различных сред­ствах массовой информации, неофициальные данные, инфор­мация, почерпнутая в ходе личных контактов, и т. п. Данные этого блока не обязательно имеют финансовую природу. Яр­ким примером несистемных данных является финансовая пресса (справедливости ради следует заметить, что наиболее солидные информационные источники данной группы, напри­мер газета «Financial

Times
», хорошо структурированы и выхо­дят в свет регулярно).

Представление информационной базы на рис. 2.1, естест­венно, не является единственно возможным или полностью исчерпывающим. Тем не менее, даже такое представление по­зволяет судить о том, что информационные ресурсы на любом предприятии достаточно обширны. От тщательности их орга­низации в значительной степени зависит успешность работы предприятия, а также и возможности аналитического обосно­вания управленческих решений. Каждый из приведенных бло­ков по-своему важен. Тем не менее, с позиции финансовых аналитиков именно бухгалтерская отчетность в виду своей формализовано по обязательности ведения, содержанию, форме и срокам представления имеет безусловный приоритет.

    

2.3. Методика анализа финансового состояния
Аналитические процедуры, выполняемые топ-менеджерами и финансовыми менеджерами, весьма разнообразны. Вместе с тем в системе финансового анализа есть один блок, знание процедур которого является обязательным практически для любого экономиста; этот блок — анализ финансового состояния субъекта хозяйствования. Элементы данного блока в той или иной комбинации, равно как и результаты анализа, входят в число основных аргументов при принятии весьма разнообраз­ных  управленческих  решений   как   в   отношении   собственно предприятия, так и других субъектов хозяйствования, сегмен­тов рынков, взаимоотношений с бюджетом, кредитными учре­ждениями и др.

Подобный анализ выполняется по данным публичной бух­галтерской отчетности и потому достаточно хорошо структури­рован. Вместе с тем нередка ситуация, когда анализ выполняет­ся бессистемно, например, рассчитываются какие-то аналитиче­ские коэффициенты, которые «аналитик» не в состоянии проинтерпретировать и с которыми не знает, что делать. Такая отчетность редко приводит к положительным результа­там — нужна определенная система в проведении анализа.

В настоящее время анализ финансового состояния пред­приятия достаточно хорошо систематизирован, а его процеду­ры имеют унифицированный характер и проводятся, по сути, по единой методике практически во всех странах мира. Общая идея этого унифицированного подхода к анализу заключается в том, что умение работать с бухгалтерской отчетностью предполагает,по крайней мере, знание и понимание: (а) места, за­нимаемого бухгалтерской отчетностью в системе информаци­онного обеспечения управления деятельностью предприятия; (б) нормативных документов, регулирующих ее составление и представление; (в) состава и содержания отчетности; (г) мето­дики ее чтения и анализа. Дадим краткую характеристику пе­речисленных аспектов.

Место бухгалтерской отчетности в информационной сис­теме. Особая значимость бухгалтерской отчетности состоит в том, что это единственный информационный источник, который, во-пер­вых, хорошо структурирован, во-вторых, по сути, унифициро­ван (с расширением значимости международных стандартов финансовой отчетности можно даже говорить об унификации в международном масштабе), в-третьих, является обязатель­ным к регулярному появлению (в любой стране бухгалтерская отчетность обязательно составляется хотя бы раз в год) и, в-четвертых, является общедоступным (по крайней мере, не полностью закрытым для пользователей). В России, согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете», годовая отчет­ность заполняется по рекомендованным Минфином РФ форма­м, а отдельные виды предприятий (к ним относятся и ак­ционерные общества открытого типа, которые, как показывает мировой опыт, являются определяющим элементом рыночной организации бизнеса) обязаны подтверждать ее независимым аудитом и публиковать не позднее 1 июня года, следующего за отчетным. Публичность бухгалтерской отчетности заключа­ется в (а) передаче отчетности территориальным органам статистикии (б) ее опубликовании в газетах и журналах, доступ­ных пользователям отчетности, либо распространении среди них брошюр и буклетов, содержащих эту отчетность.
    продолжение
–PAGE_BREAK–