Субъекты международного частного права

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Стр 0 ГЛАВА 0 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В МЧП Стр 0 Правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства Стр 0 Безвестное отсутствие и объявление лица умершим Стр 0 Правовое положение иностранцев в Российской Федерации Стр 0 ГЛАВА 0 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ
ЛИЦ В МЧП Стр 0 Основы правового положения юридических лиц национальность и личный статут Стр 0 Основные доктрины определения личного статута Стр 0 Проблема международных юридических лиц Стр 0 Международные организации в МЧП Стр 0 Осуществление иностранными юридическими лицами хозяйственной деятельности
Стр 0 Правовое положение иностранных юридических лиц в Российской Федерации Стр 0 ГЛАВА 0 ГОСУДАРСТВО – СУБЪЕКТ МЧП Стр 0 Особенности правового положения государства как субъекта МЧП Стр 0 Понятие и содержание юрисдикционного иммунитета государства Стр 0 Виды иммунитета государства и их правовое регулирование
Стр 0 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Стр 0 БИБЛИОГРАФИЯ Стр 0 ПРИЛОЖЕНИЕ 0 Стр 00 ВВЕДЕНИЕ Международное частное право возникло и сложилось в силу объективного существования в мире около двухсот правовых систем каждая из которых устанавливает свои нормы для регулирования одних и тех же общественных отношений В тех случаях когда помимо национальных субъектов права – физических и юридических лиц одного государства – в правовых отношениях участвует иностранный элемент появляется
необходимость в дополнительном правовом регулировании Игнорирование иностранной правовой системы и подчинение отношений только одному правопорядку не может обеспечить объективного адекватного конкретным жизненным обстоятельствам правового регулирования В каждом государстве важнейшим регулятором общественных отношений является право а право – это система юридических норм которая фиксирует определенные отношения охраняет общеобязательные правила поведения а также закрепляет права и обязанности субъектов Международное частное право призвано регулировать взаимоотношения между субъектами МЧП Особенность положения субъектов МЧП состоит в том что они выступают не только носителями прав и обязанностей но и играют главную роль в создании и реализации международно-правовых норм Субъекты международного частного права МЧП – это участники гражданских правоотношений осложненных иностранным
элементом К числу субъектов международного частного права относятся физические лица граждане лица без гражданства иностранные граждане лица имеющие двойное гражданство юридические лица государственные организации частные фирмы предприятия научно-исследовательские и иные организации государства нации и народы борющиеся за свободу и независимость и создание собственной государственности в лице своих руководящих органов международные межправительственные организации государственно-подобные образования являющиеся субъектами
международного публичного права В настоящей работе актуальность которой в свете современных экономических процессов является неоспоримой в первой главе автор рассмотрит вопросы правового положения физических лиц в международном частном праве Обращается особое внимание на вопросы связанные с правоспособностью иностранных граждан и лиц без гражданства безвестном отсутствии и объявлении лица умершим правовым положением иностранцев в РФ Во второй главе автор работы раскрывает понятия юридического лица в международном частном
праве Для наиболее полного раскрытия темы главы рассматриваются вопросы основ правового положения юридических лиц основные доктрины определения личного статута проблемы международных юридических лиц осуществление иностранными юридическими лицами хозяйственной деятельности В третей главе рассмотрен вопрос Государство как субъект международного частного права В ходе работы над темой автором использовалась отечественная литература раскрывающая тему положения юридических лиц в международном частном праве ГЛАВА 0 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В МЧП 0 Правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства Вопросы гражданско-правового статуса иностранцев на территории конкретного государства издавна являлись краеугольными в МЧП Для МЧП характерен дифференцированный подход к физическим лицам находящимся в пределах юрисдикции конкретного государства основанный во-первых на разделении на соответствующие категории а
во-вторых установлении определенного правового режима в отношении каждой из них Таких категорий три собственные отечественные граждане данного государства иностранные граждане лица без гражданства В последние годы становится все более актуальным выделение в отдельную позицию и еще одной группы лиц – беженцев Иностранный гражданин – лицо имеющее особую правовую связь – гражданство – с определенным государством В связи с этим на гражданина любого государства находящегося вне пределов
юрисдикции своего отечества распространяется по крайней мере два правопорядка своего государства и иностранного на территории которого лицо находится Гражданская правоспособность лица – это его способность иметь гражданские права и нести обязанности возникающая с момента рождения и устанавливаемая законом Иностранные граждане обладая определенным объемом правоспособности которая предоставлена им собственным отечественным правопорядком во время своего пребывания на территории другого государства не вправе ссылаться
на тот объем правомочий которыми они располагают в своем государстве В то же время объем прав которыми наделены иностранные граждане в государстве пребывания зачастую может быть более значительным нежели тот который они имеют в своем отечестве Вместе с тем национальный режим не бывает полным Практически повсеместно иностранные граждане не могут занимать высшие государственные должности избирать и быть избранными в представительные органы власти нести воинскую повинность быть судьями прокурорами нотариусами командирами экипажей речных морских и воздушных судов машинистами железнодорожных локомотивов и т д Правоспособность иностранных физических лиц может ограничиваться также и посредством установления перечня секторов экономики в которых не может быть занят иностранец Например в Российской Федерации архитектурная деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства
в РФ осуществляется наравне с гражданами РФ если это предусмотрено международным договором РФ При отсутствии соответствующего международного договора указанные категории лиц могут принимать участие в архитектурной деятельности на территории России только совместно с архитектором-гражданином РФ или юридическим лицом имеющими лицензию Федеральный закон Об архитектурной деятельности в Российской Федерации 0 0 0 0 г ст 00
Наиболее часто встречающимся ограничением является ограничение деятельности иностранных инвесторов в соответствующих сферах например в области разработки недр добычи полезных ископаемых рыболовства туризма сельского хозяйства и т д Во многих странах иностранцы дифференцированы и делятся между собой на несколько категорий в зависимости от целей и сроков пребывания Во Франции в соответствии с законом Паскуа существуют посетители т е временно пребывающие иностранцы
туристы студенты лица наемного труда сезонные рабочие коммерсанты обыкновенные резиденты т е лица получившие разрешение – вид на жительство в течение трех лет и лица-резиденты лицо имеющее 00-летнее удостоверение – вид на жительство К числу привилегированных иностранцев относятся граждане стран ЕС для которых не требуется получать французское удостоверение коммерсанта Принадлежность лица к той или иной категории определяет его правовое положение Испания также практикует проведение разграничения иностранных граждан по категориям и подразделяет их на туристов с оформлением визы допускающей пребывание до 00 дней студентов с оформлением учебной визы работника по найму с оформлением визы для получения вида на жительство лиц осуществляющих деятельность в Испании без контракта предприниматели инвесторы и имеющих вид на жительство лиц проживающих в Испании без права получения доходов с оформлением визы для получения вида на жительство лиц живущих
на пенсию или ренту с оформлением соответствующей визы и вида на жительство Наиболее общей для многих государств сферой в которой действуют ограничения правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства являются трудовые отношения а также отношения собственности особенно в том что касается вещных прав на недвижимость В последнее время в научный и правовой оборот вошло понятие экономическая иммиграция Многие европейские государства
ФРГ Испания Франция в целях запрещения либо ограничения экономической иммиграции вводят вышеуказанные требования к въезду иностранцев на свои территории и их дифференциацию на соответствующие группы В Российской Федерации изъятия из принципа национального режима установлены федеральным законодательством В Федеральном законе Об иностранных инвестициях в Российской Федерации от 0 июля 0 0 0 0 г устанавливается общее ограничение прав иностранцев в рамках понятия иностранной
инвестиции Иностранная инвестиция – вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданского права принадлежащих иностранному инвестору если такие объекты гражданских прав не изъяты из гражданского оборота или не ограничены в обороте Российской Федерации Участки недр участки континентального шельфа участки лесного фонда не могут находиться в собственности иностранных граждан и юридических лиц а могут быть предоставлены им только на правах пользования или аренды при условии что иностранные граждане и юридические лица наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности Закон РФ О недрах от 0 0 февраля 0 0 0 0 г ст 0- 0 Закон РФ О континентальном шельфе от 00 ноября 0 0 0 0 г ст 0 Лесной кодекс РФ от 0 0 января 0 0 0 0 г ст 0 0 Законодательство РФ предусматривает также следующие прямые ограничения прав иностранцев в отношении земельных участков
К ним относится во-первых невозможность создавать крестьянско-фермерские хозяйства и получать для создания крестьянского фермерского хозяйства земельный участок Закон РСФСР О крестьянском фермерском хозяйстве 0 0 0 0 г Ст 0 Во-вторых необходимо указать на невозможность для иностранцев иметь в собственности земельные участки предоставляемые членам садоводческих огороднических и дачных товариществ
Закон РФ О садоводческих огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан 0 0 0 0 г ст 0 0 Таким образом несмотря на наличие в земельном законодательстве России определенных изъятий из объема гражданских прав иностранных граждан и юридических лиц последние при соблюдении определенных условий могут иметь в собственности земельные участки на территории Российской Федерации приобретенные ими в результате совершения гражданско-правовых сделок в том числе
в порядке наследования и приватизации 0 0 Безвестное отсутствие и объявление лица умершим Институт объявления безвестно отсутствующим и признания лица умершим вследствие безвестного отсутствия существует далеко не во всех странах В тех же государствах в которых он имеется материальные нормы значительно расходятся в том что касается условий и сроков объявления без вести пропавшими юридических последствий безвестного отсутствия и т д В некоторых государствах имеются специальные законы предусматривающие порядок признания безвестно отсутствующее лицо умершим а также конкретные предпосылки для подобного признания Австрия ФРГ Италия в других разработаны лишь отдельные нормы Польша Венгрия Чехия Россия Монголия и др Международное частное право Учебник Под ред Г К Дмитриевой -М Проспект 0000 – 0 0 0 с Право ряда стран Франции Алжира других государств воспринявших романскую систему не признает принцип
объявления лица отсутствующим или умершим В таких государствах возможно лишь в рамках судебного производства по конкретному делу вынести судебное определение о безвестном отсутствии лица которое будет иметь значение только для данного дела но не для иных отношений При отсутствии письменного доказательства смерти лица используются средства доказывания предусмотренные законом страны суда в частности свидетельские показания лица объявившего о смерти индивидуума ст 0 0 Ордонанса о гражданском состоянии 00 00 0 0 00 г
Алжира ст 0 0 ГК Алжира которые допускают при отсутствии свидетельства о смерти и другие средства доказывания Право Великобритании и США вообще не знает института объявления лица безвестно отсутствующим В Англии например допустимо лишь для целей судебного разрешения конкретного дела установить презумпцию смерти лица о котором не было известий в течение 0 лет Коллизионные аспекты безвестного отсутствия и объявления умершим решаются на основе привязки отношения
к личному закону каковым выступает либо закон гражданства либо закон постоянного места жительства домицилия В новейших актах посвященных правовой помощи в двусторонних отношениях с другими государствами подготавливаемых Российской Федерацией содержится несколько отличающееся регулирование Ввиду специфичности положений по рассматриваемому вопросу представляется целесообразным привести их полностью Так российско-польский Договор о правовой помощи от 0 0 сентября 0 0 0 0 г будучи подписанным сторонами пока он еще не вступил в силу устанавливает следующее Статья 0 0 Признание лица безвестно отсутствующим или умершим 0 Для признания лица безвестно отсутствующим или умершим а также установления факта смерти применяется законодательство Договаривающейся Стороны гражданином которой являлось лицо в то время когда оно по последним сведениям было в живых 0 Суд одной Договаривающейся
Стороны может в соответствии с законодательством своего государства признать гражданина другой Договаривающейся Стороны безвестно отсутствующим или умершим а также установить факт его смерти 0 по просьбе лица намеревающегося реализовать свои наследственные права или права вытекающие из имущественных отношений между супругами в отношении недвижимого имущества умершего или безвестно отсутствующего лица находящегося на территории Договаривающейся Стороны суд которой должен вынести решение 0 по просьбе
супруга супруги умершего или безвестно отсутствующего лица проживающего на момент подачи ходатайства на территории Договаривающейся Стороны суд которой должен вынести решение 0 Решение вынесенное согласно пункту 0 настоящей статьи имеет юридические последствия только на территории Договаривающейся Стороны суд которой вынес указанное решение Следует упомянуть и еще об одном примере исключения имеющемся в регулировании отношений подобного рода
двусторонними международно-правовыми соглашениями Речь идет о договоре о правовой помощи между СССР и Румынией от 0 апреля 0 0 0 0 г который строится на сочетании критериев гражданства и последнего местожительства лица подлежащего признанию умершим или безвестно отсутствующим для определения подсудности дела Международное частное право Учебник Под ред Г К Дмитриевой -М Проспект 0000 – 0 0 0 с Частными случаями юрисдикции суда государства гражданства выступает во-первых нахождение недвижимого имущества на его территории если заинтересованное лицо желает реализовать свои наследственные права или права вытекающие из имущественных отношений между супругами а также проживание в момент подачи ходатайства на его территории мужа или жены лица подлежащего объявлению безвестно отсутствующим или умершим судебным учреждением государства гражданином которого это лицо являлось если они просят о таком признании безвестно отсутствующим или умершим ст 00 0 0
Правовое положение иностранцев в Российской Федерации Ключевыми для понимания правового статуса индивидуумов-иностранцев в РФ выступают конституционные предписания во-первых о том что в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права п 0 ст 0 0 При этом особое значение имеет статья 0 0
Конституции содержащая необходимую конкретизацию в отношении реализации приведенных предписаний Речь идет о том что в Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими В данном контексте это означает что в обоснование защиты нарушенных прав и свобод лицо может ссылаться а судебное учреждение обязано применить нормы зафиксированные в соответствующих международных документах и иным образом закрепленные в международном праве
Во-вторых иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации кроме случаев установленных федеральным законом или международным договором РФ п 0 ст 0 0 В данном случае Основной закон РФ закрепляет в отношении иностранцев принцип национального режима что означает установление правила об уравнивании за некоторыми изъятиями и исключениями в правах и обязанностях иностранцев и собственных граждан При этом важно заметить что национальный режим предоставляется иностранным гражданам в нашей стране в безусловном порядке В РФ нет пока специального закона о правовом положении иностранцев – законотворческая работа над ним еще продолжается поэтому решение соответствующих вопросов в затронутой сфере может быть осуществлено путем обращения либо к законодательным актам СССР либо к нормам общего характера или же к некоторым
специальным нормам содержащимся в отдельных документах регулирующих смежные области Так Закон о гражданстве РФ от 0 0 ноября 0 0 0 0 г оперирует следующими определениями иностранный гражданин – лицо обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства Российской Федерации лицо без гражданства – лицо не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не имеющее доказательства принадлежности к гражданству другого государства
Закон о гражданстве РФ от 0 0 ноября 0 0 0 0 г ст 0 0 Выражение иностранные физические лица таким образом может включать в себя граждан иностранных государств а также лиц без гражданства Кроме того в условиях российской действительности имеет значение также и выделение в отдельную категорию лиц имеющих двойное гражданство а также особой группы физических лиц-иностранцев – беженцев Действующее право РФ исходит из основополагающего принципа национального режима
вопрос о дифференциации между отечественными гражданами РФ и иностранными гражданами и лицами без гражданства имеет немалое практическое значение прежде всего ввиду допускаемых законодательством отдельных исключений Подход выраженный в Конституции РФ последовательно подтвержден и в ст 0 Гражданского кодекса РФ однозначно распространяющей действие правил установленных гражданским законодательством на отношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства если иное не предусмотрено федеральными актами Эти нормы устанавливают механизм действия принципа национального режима в случаях тех самых изъятий которые могут вводиться либо федеральным законом либо международным договором Из этого вытекает что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются на территории России гражданской правоспособностью наравне с отечественными гражданами
При этом российское право не проводит разграничения между иностранцами проживающими в пределах юрисдикции российского государства и таковыми которые находятся вне ее И те и другие могут иметь на территории России тот же объем имущественных а также связанных с ними личных неимущественных прав и корреспондирующих им обязанностей основанных на равенстве автономии воли и самостоятельности участвующих в гражданском обороте субъектов что и граждане
РФ Таким образом реальное содержание скажем прав собственности иностранных физических лиц на территории Российской Федерации раскрывается в тех правомочиях которыми располагают с одной стороны граждане РФ и ограничениях которыми данные правомочия сопровождаются в случае их использования иностранцами – с другой Остановимся на характере подобных ограничений иностранных физических лиц в имущественной сфере Существует прямой запрет на использование иностранных инвестиций при приватизации государственных и
муниципальных предприятий расположенных в границах закрытого территориального образования кроме случаев предусмотренных постановлениями Правительства Российской Федерации Закон РФ О закрытом административно-территориальном образовании п 0 ст 0 и ограничения при приватизации жилья и совершении сделок с недвижимым имуществом находящимся на территории закрытого административно-территориального образования Законодательство РФ содержит ряд прямых ограничений прав иностранцев в области земельных отношений Вместе с тем в соответствии с Указом Президента РФ О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России от 0 0 октября 0 0 0 0 г 0 0 0 0 граждане – собственники земельных участков – имеют право совершать с ними гражданско-правовые сделки продавать обменивать дарить передавать по наследству сдавать в залог аренду передавать в качестве взноса в уставные капиталы юридических лиц в том числе с иностранными инвестициями
поскольку в законодательстве Российской Федерации не содержится запрета на участие иностранцев в таких сделках Что же касается других недвижимостей – строений зданий сооружений домов квартир в жилых домах общего проживания и их частей находящихся на территории России то они беспрепятственно могут составлять объект права собственности иностранцев с соблюдением требований российского права К ним можно отнести например по регистрации оснований возникновения и перехода
прав собственности на ряд объектов квартиры дома коттеджи нежилые здания и помещения и т д скажем в порядке заключения договора купли-продажи в компетентных государственных органах Общим в этой связи правилом российского права выступает положение о том что и форма сделки по поводу недвижимостей находящихся на территории РФ с участием иностранцев и права и обязанности по сделке и основания возникновения права собственности в отношении их а также подсудность разрешения споров возникающих
по поводу или в связи со сделкой равно как и по осуществлению правомочий собственника и их защите будут обсуждаться и разрешаться в соответствии с правопорядком Российской Федерации Определенные изъятия из принципа национального режима в правовом положении иностранных физических лиц могут быть связаны с их статусом Например подобного рода ограничения часто встречаются и в практике других государств применительно к такой категории иностранцев как временно пребывающие на данной территории иностранные граждане преимущественно туристы На них как правило не распространяются общие условия медицинского обеспечения и медицинского страхования которые действуют в конкретном государстве в отношении собственных граждан или постоянно проживающих на их территории лиц без гражданства Осуществление соответствующих прав физическими лицами-иностранцами обеспечивается адекватной процессуальной правоспособностью т е способностью быть стороной в процессе
направленном на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав Данный аспект правового положения индивидуумов-иностранцев на территории РФ в полном соответствии с конституционными предписаниями урегулирован преимущественно в ст 0 0 0- 0 0 0 ГПК РСФСР 0 0 0 0 г в ред 0 0 декабря 0 0 0 0 г и Арбитражном процессуальном кодексе РФ от 0 мая 0 0 0 0 г ст 0 0 0 00- 0 0 0 Подчеркнем в этой связи что данная категория лиц вправе подавать
заявления о признании недействительными актов государственных органов и органов местного самоуправления которые должны приниматься и рассматриваться судами в общем порядке и кроме того предъявлять требования о возмещении убытков причиненных действием бездействием государственных органов органов местного самоуправления или их должностных лиц либо в результате издания неправомерного акта Суды Российской Федерации также принимают иски иностранных физических лиц о признании недействительными
актов изданных органами управления юридических лиц участниками которых являются указанные физические лица если они не соответствуют закону и иным нормативным правовым актам и нарушают права и охраняемые законом интересы таких лиц например решения собраний акционеров правления и иных органов юридического лица – акционерного общества общества с ограниченной ответственностью либо корпоративного образования иной организационно-правовой формы – нарушающие права акционеров предусмотренные законодательством В реальной жизни конкретные параметры статуса лиц в сущности зависят от того к какой группе лиц оно относится И здесь имеется несколько различных критериев Например в зависимости от времени пребывания на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства применительно в частности к валютному регулированию налогообложению и др делятся на резидентов и нерезидентов ГЛАВА 0 ПРАВОВОЕ
ПОЛОЖЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В МЧП 0 0 Основы правового положения юридических лиц национальность и личный статут Характерной чертой в правовом регулировании отношений в рассматриваемой области равно как и в некоторых других институтах МЧП выступает разделение всех лиц действующих на данной территории на отечественных – национальных и иностранных Поэтому при оценке правового положения юридического лица в конкретном государстве служит критерий к какой категории лиц в вышеуказанном смысле оно относится – своим т е принадлежащим
к данной стране или чужим – т е другому государству Важным фактором для уточнения гражданско-правового статуса иностранных юридических лиц в МЧП является то обстоятельство что на них воздействуют по крайней мере две регулирующие системы – система национального права государства считающегося для данного юридического лица своим и государства на территории которого оно действует или предполагает действовать территориальный закон
Определив принадлежность конкретного юридического лица тому или иному государству необходимо рассмотреть материальное содержание тех правовых норм которые регулируют правовой статус правоспособность ее объем возникновение и условия ее прекращения ограничения прав и обязанностей юридических лиц в гражданско-правовом отношении в соответствующей стране и т д Представления личного закона использовавшиеся в отношении физических лиц в свое время были перенесены и на юридическую фикцию – юридических лиц вследствие чего к ним по аналогии продолжали применяться понятия национальности и оседлости Категория национальности применительно к юридическим лицам является условной неточной поскольку она не может иметь исходного содержания – т е особой правовой связи лица с государством выражаемой в институте гражданства – но используемой в определенной мере лишь в целях удобства краткости обиходного употребления и в юридическом отношении не может рассматриваться как надлежащая для целей обращения к ней при характеристике
юридических лиц Тем не менее обращение к ней в связи с юридическими лицами не вызывает возражений если стоит задача отграничения как было подчеркнуто ранее отечественных правосубъективных образований от таковых иностранных В соответствующем двусторонним международным договором может быть установлено что юридическим лицам принадлежащим к договаривающимся государствам предоставляется на основе взаимности национальный режим либо режим наибольшего благоприятствования для целей осуществления деятельности на
территории другого договаривающегося государства В этом случае необходимо разграничить своих т е национальных юридических лиц иностранных т е принадлежащих к договаривающемуся государству и чужих – принадлежащих к недоговаривающимся государствам Часто в международной жизни вопросы отыскания закона которому подчиняется и в соответствии с которыми было создано то или иное юридическое лицо возникают в связи с налогообложением являющимся важной составляющей его общего правового положения в зарубежной стране
В том же что касается понятий правомерно и юридически точно употребляемых применительно к иностранным юридическим лицам то к ним прежде всего следует отнести категорию личного статута юридического лица Легально в собственном качестве категория личного статута юридического лица закреплена в особой статье модельного гражданского кодекса разработанного в рамках стран СНГ – Закон юридического лица 0 0 Основные доктрины определения личного статута Нормы национального права различных государств не совпадают по своему содержанию в определении того какое лицо является принадлежащим данному государству вследствие чего их законодательство доктрина и практика прежде всего судебная по-разному решает задачу отыскания правопорядка в рамках которого данное юридическое лицо будет квалифицироваться своим т е национальным Однако несмотря на это в мире были выработаны несколько признаков руководствуясь которыми законодатель
или судья квалифицировали соответствующее образование в качестве правосубъектного лица собственного или иностранного правопорядка К их числу относятся критерии учреждения или регистрации инкорпорации местопребывания головных органов административного центра центра управления юридического лица а также центра эксплуатации основной производственной коммерческой и т д деятельности В некоторых ситуациях когда соответствующее юридическое лицо обладает несколькими признаками одновременно
и ни один из них не квалифицируется решающим может быть применен критерий контроля Теория инкорпорации В современном МЧП основными критериями которые закрепляются в законодательстве и или судебной практике различных государств выступают категории инкорпорации и местонахождения юридического лица Принято считать что первый признак для определения личного статута иностранного юридического лица свойственен странам принадлежащим к англо-саксонской системе права
Основное содержание теории и самого критерия инкорпорации учреждения сводится к тому что компания применительно к США – корпорация принадлежит правопорядку страны в которой она учреждена в соответствии с ее законодательством правом Иными словами компания образованная по английскому закону и существующая на основании его предписаний будет признаваться английской компанией в тех государствах правопорядок которых в этой области строится на принципах инкорпорации Теория оседлости – теория эффективного местопребывания – личным статутом юридического лица компании корпорации правосубъектного товарищества является закон той страны в которой находится его центр управления совет директоров правление иные исполнительные или распорядительные органы В доктрине существует мнение что в этом случае не имеет значения где осуществляется деловая активность такого юридического лица К числу государств явно стоящих на позициях использования подобного критерия относятся Франция Испания Бельгия Люксембург ФРГ большинство других стран
Европейского Союза а также Украина Польша и т д Признак как правило закрепляется в уставе поэтому считается что руководствуясь им легко установить принадлежность данного юридического лица к соответствующему правопорядку Однако то же самое можно сказать и о критерии инкорпорации так как внесение в реестр компаний корпораций или юридических лиц в иной правовой форме сопровождается выдачей свидетельства сертификата о регистрации с указанием в нем того что рассматриваемое образование создано в соответствии с законами данного государства
Теория центра эксплуатации Критерием отыскания личного статута юридического лица выступает признак осуществления основной деятельности который соответственно использован в теории эксплуатации юридическое лицо в качестве личного закона имеет статут той страны где оно проводит производственную в широком смысле слова деятельность Этот критерий весьма свойственен практике развивающихся стран для целей объявления своими всех образований которые ведут свои деловые операции на территории данного государства
Обзор теорий и подходов закрепленных в праве различных государств в области решения вопроса о личном статуте юридического лица при том что имеются самостоятельные критерии определяющие соответствующий выбор позволяет однако констатировать что в современном мире ни один из них не применяется изолированно от других Анализируя российское законодательство в той или иной сфере так или иначе связанной с функционированием юридических лиц – налоговым валютным и т д – можно заметить что при общем закреплении в праве РФ критерия инкорпорации Закон о государственном регулировании внешнеторговой деятельности 0 0 0 0 г в нем присутствует как определяющий также и признак оседлости – местонахождения В этой связи в науке и практике МЧП относящимся к иностранным юридическим лицам возникает проблема различного толкования понятия местопребывание В общем плане различают формальную – статуарную т е указанную в уставе – и реальную – эффективную -оседлость Различия между двумя категориями в принципе не имеют значения
если местонахождение юридического лица по уставу местонахождение зарегистрированного офиса и фактическое пребывание его органов управления существуют в одной и той же стране Везде кроме этой страны такая компания будет рассматриваться как юридическое лицо существующее в рамках иностранного правопорядка В двусторонних отношениях признание иностранных юридических лиц осуществляется как правило в торговых договорах договорах о мореплавании и поселении договорах о правовой помощи или
о взаимном поощрении иностранных капиталовложений устранение двойного налогообложения Незначительное количество есть и многосторонних договоров Теория контроля Начало использования этой теории связывается в истории и науке МЧП с периодами I и II мировых войн Дело в том что во время вооруженных конфликтов проблема иностранных юридических лиц принимает новые очертания а именно приобретает характер так называемых враждебных иностранцев
Воюющие государства закономерно заинтересованы в том чтобы любые контакты с последними прежде всего экономические были сведены к нулю Формальные же признаки определения фактической и эффективной связи данного юридического лица с тем или иным правопорядком оказываются недостаточными В отечественной литературе по МЧП в качестве необходимого прецедента давшего толчок в применению и развитию теории контроля указывается на дело Daimler Co v Continental Tyre Rubber Co рассматриваемое английским судом в 0 0 0 0 г Суд при разбирательстве дела стал выяснять кто является действительными участниками данного юридического лица к какому гражданству они принадлежат и кто стоит во главе управления им В ходе этого выявилось что из 0 0 тысяч акций составляющих акционерный капитал компании Даймлер только одна принадлежала британскому подданному а остальные находились в собственности германских
держателей Несмотря на то что компания была инкорпорирована в Англии зарегистрирована согласно английским законам суд признал на основании выясненных обстоятельств данное юридическое лицо вражеским т е принадлежащим Германии Международное частное право Учебник Под ред Г К Дмитриевой -М Проспект 0000 – 0 0 0 с Поскольку нормы национального права различных государств касающиеся
требований о правосубъектности и правоспособности юридических лиц не совпадают в международном обороте нередко создаются ситуации когда одно и то же образование в одних странах рассматривается как правосубъектное а других – неправосубъектное одни государства считают данную компанию как принадлежащую одному государству а другие – к другому В результате одно и то же юридическое лицо в некоторых случаях внешне может казаться обладающим двойной национальностью при иных же условиях – не имеющей национальности вообще
Категория личного статута чрезвычайно важна для юридического лица поскольку как было подчеркнуто именно он отвечает на главный вопрос – является ли данное лицо юридическим т е обладает ли волей относительно независимой от воли лиц объединяющихся в нем иными словами самостоятельным субъектом права Таким образом каждое иностранное юридическое лицо подчиняется иностранному своему правопорядку в вопросах возникновения существования деятельности и ликвидации а также возможных способов и форм преобразования Тем же правопорядком регулируется и объем правоспособности юридического лица устанавливаются ее пределы Личный закон юридического лица кроме того указывает формы и порядок выступления юридического лица во внутреннем и внешнем хозяйственном обороте Содержание личного статута дает ответы на вопрос о том вправе или не вправе рассматриваемое юридическое лицо в своей деятельности выходить за рамки отечественной юрисдикции и каковы условия формы и специальные требования предъявляемые к такому выходу
Следовательно решение проблем личного статуса личных прав в отношениях данного юридического лица с третьими лицами находится всецело в сфере действия личного статута При ликвидации юридического лица действующего за границей и имеющего на территории иностранного государства имущество в том числе и недвижимое личный закон а не закон места нахождения вещи как это обычно бывает в МЧП будет решать судьбу последнего В отдельных случаях обязательственных отношений т е тогда когда
личность стороны в определенного рода обязательствах приобретает особое значение например при выдаче гарантии или поручительства имеющих акцессорный характер содержание прав и обязанностей сторон в таком отношении будет также подчиняться личному закону юридического лица являющегося подобной стороной а не закону избранному сторонами для регулирования взаимоотношений в рамках основного обязательства или закона применимого к существу отношения в силу коллизионной нормы 0 0
Проблема международных юридических лиц В течение последних десятилетий не только в зарубежной но и отечественной научной и учебной литературе по МЧП весьма активно обсуждалось понятие международные юридические лица В большинстве случаев отмечается что о международных юридических лицах следует вести речь тогда когда они созданы международным соглашением договором как например Международный банк реконструкции и развития Международный валютный фонд Подходя к оценке рассматриваемого понятия с позиций историзма следует подчеркнуть что в свое время создание юридических лиц подобного рода посредством заключения межгосударственного договора было в целом нетипичным явлением и сопровождалось практически всегда их изъятием из-под действия общих норм национального гражданского торгового таможенного налогового или иных отраслей права соответствующего государства вследствие чего правовое положение таких образований могло отличаться от такового любых других юридических лиц действующих
в конкретной стране будь то национальные или иностранные С этим как представляется можно было бы связывать выделение так называемых международных юридических лиц в отдельную категорию В сегодняшних же условиях международных отношений при создании соответствующих образований корпоративного или иного типа путем заключения межправительственного или межведомственного соглашения прежде всего ввиду того что явление объединения лиц и капиталов в поистине в трансграничном
масштабе получило достаточный размах и на гражданско-правовом уровне нет нужды устанавливать какие-либо специальные – тепличные – условия для функционирования таких объединений Подчинение юридического лица национальному правопорядку соответствующего государства как правило государства местопребывания главного офиса организации снимает необходимость кроме как в целях уточнения генезиса происхождения в квалификации его как международного юридического лица а следовательно и выделения названной
категории вообще Так в Соглашении стран СНГ О содействии в создании и развитии производственных коммерческих кредитно-финансовых страховых смешанных транснациональных объединений от 0 0 апреля 0 0 0 0 г унифицированным порядком предусмотрено что транснациональные объединения являются юридическими лицами по законодательству государства их регистрации Статус филиалов отделений и представительств транснациональных объединений определяется в учредительных документах в соответствии с законодательством государства местонахождения филиалов отделений и представительств Соглашении стран СНГ О содействии в создании и развитии производственных коммерческих кредитно-финансовых страховых смешанных транснациональных объединений от 0 0 апреля 0 0 0 0 г ст 0 При этом указывается что транснациональные объединения могут создаваться как на основе межправительственных соглашений так и путем заключения договоров непосредственно между хозяйствующими субъектами
Там же ст 0 В развитие этого действующее законодательство РФ прежде всего Федеральный закон о финансово-промышленных группах принятый 00 ноября 0 0 0 0 года 0 00-ФЗ оперирует категориями транснациональная финансово-промышленная группа межгосударственная финансово-промышленная группа Данные термины понимаются следующим образом финансово-промышленные группы – это объединения среди участников которых имеются юридические лица находящиеся под юрисдикцией государств-участников
СНГ имеющие обособленные подразделения на территории указанных государств либо осуществляющие на их территории капитальные вложения регистрируются как транснациональные финансово-промышленные группы в соответствии с федеральным законом транснациональные финансово-промышленные группы и межгосударственная международная финансово-промышленная группа в случае создания транснациональной финансово-промышленной группы на основе межправительственного соглашения Особенности создания деятельности и ликвидации межгосударственной
финансово-промышленной группы устанавливаются межправительственными соглашениями Следует подчеркнуть что по смыслу упомянутого отечественного акта указанные образования не наделяются юридической личностью как неким новым качеством по отношению к входящим в их состав участникам а действуют на основе гражданско-правовых договоров Как видно в целом конструкция международных юридических лиц не вписывается в качестве дополнительной категории в понятийный ряд существующий в науке и практике МЧП а именно национальное юридическое лицо – иностранное юридическое лицо и в любом случае должно включаться либо в одну либо в другую группу Оффшорные компании – сложились в результате желания некоторых стран привлечь в свою экономику дополнительные денежные или иные средства а предпринимателей с необходимостью выхода на международные рынки и снижения налогового бремени Юридическое содержание понятия оффшорный бизнес заключается в том что за рубежом появляется новый в
правовом смысле самостоятельный субъект хозяйственных отношений Этот механизм используется для различных целей в том числе налогового планирования и других управления риском получения доступа к международным финансовым и инвестиционным услугам и т д Для РФ сами понятия употребляемые в этой связи оффшорный бизнес оффшорная компания являются не только сравнительно новыми но и спорными в некоторых отношениях
Весьма распространенным мнением было то что категория оффшорная компания не может рассматриваться в качестве юридического понятия Вместе с тем сегодня как представляется это уже не соответствует действительности так как существуют примеры законодательного закрепления этого термина причем в его противопоставлении другой категории – внутренней компании in-shore company как имеет место на Кипре Англии Британских Виргинских островах Багамских островах и др
Таким образом юридическое содержание понятия оффшорная компания в современном значении подразумевает такое образование преимущественно корпоративного типа созданное в рамках определенных юрисдикции которое не вправе вести производственную и торговую вообще какую-либо хозяйственную деятельность в пределах государства учреждения и следовательно согласно действующим в большинстве подобных юрисдикции территорий не подлежащее налогообложению в ее пределах однако является юридическим лицом инкорпорированным учрежденным образованным в соответствии с законодательством последнего Видовым понятием используемым в рамках родового – оффшорная компания – выступает компания международного бизнеса от англ international business company Как правило компании международного бизнеса не могут осуществлять хозяйственную деятельность внутри таких территорий или государств В их числе находятся прежде всего получившие наибольшее распространение в последнее время так называемые
оффшорные зоны – Кипр Лихтенштейн Люксембург Мальта Панама Сингапур ряд штатов Соединенных Штатов Америки Одним из главных требований по учреждению и функционированию компаний международного бизнеса выступает условие о ведении деятельности исключительно за границей конкретного государства или территории Кроме того в силу положений местного законодательства необходимо наличие зарегистрированного в пределах
рассматриваемой юрисдикции административного центра центра управления – офиса компании назначение директорами компании граждан той страны финансирование компании из источников находящихся вне этой территории 0 0 Международные организации в МЧП Рассматривая вопрос о правовом статусе международных межправительственных межгосударственных прежде его организаций в МЧП следует подчеркнуть что конструкция международно-правового договора как основа деятельности так называемых международных юридических лиц весьма характерна именно
для международных институций поскольку они создаются подобным образом и являются органами сотрудничества государств или его координации Международно-правовое соглашение конституирует учредительный акт международной организации которая существует и действует в области международного публичного права Вместе с тем международная организация не может осуществлять своей международно-правовой деятельности без того чтобы не быть субъектом хозяйственного оборота – она должна получать от государства пребывания и находящихся под его суверенитетом субъектов услуги связи энергоснабжения пользоваться почтовыми телеграфными телефонными железнодорожными космическими и пр объектами и предприятиями равно как и многими другими благами и институтами в своей повседневной жизни Для того чтобы существовать реально в гражданско-правовых отношениях международные организации наделяются правами юридического лица Его образование санкционируется соответствующим правопорядком
Например ООН – юридическое лицо штата Нью-Йорк США ЮНЕСКО – французское юридическое лицо Хозяйственная деятельность международных организаций в современных условиях носит достаточно широкий характер Например МАГАТЭ будучи специализированным учреждением ООН осуществляет наряду с контролем и координацией сотрудничества государств непосредственные научные исследования в области ядерной энергетики
В рамках этого направления деятельности МАГАТЭ развернула систему перепоручения проведения исследований национальным институтам соответствующих стран С целью конкретной разработки тем в этой области МАГАТЭ заключает с национальными институтами договоры которые имеют гражданско-правовую природу Безусловно что подобные инструменты сотрудничества были бы невозможны если бы международная организация не имела статуса юридического лица – полноправного субъекта гражданско-правовых отношений в национально-
правовой сфере конкретного государства Резюмируется что международная организация становится правосубъектным в цивилистическом смысле образованием с момента регистрации ее устава учреждения либо включения в реестр юридических лиц государства местонахождения которое как правило указывается в ее учредительных документах конституирующих ее прежде всего как субъект международного публичного права В этой связи правоспособность такого юридического лица определяется по закону того государства в котором находится штаб-квартира международной межгосударственной межправительственной институции Что же касается правового положения неправительственных международных организаций то оно подчиняется общему принципу регулирования установленному в коллизионных и материальных нормах действующего права соответствующего государства Таков подход и действующего российского законодательства в этом вопросе Так в письме ЦБ РФ от 0 сентября 0 0 0 0 г 00 0 О внесении изменений и дополнений в
Инструкцию Банка России от 0 0 0 0 0 0 0 0 О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации говорится следующее Правовой статус международных неправительственных организаций созданных в соответствии с законодательством иностранных государств определяется в соответствии с частью 0 статьи 0 0 0 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик
Международные неправительственные организации созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации являются резидентами Российской Федерации 0 0 Осуществление иностранными юридическими лицами хозяйственной деятельности Для определенных категорий юридических лиц известных современной практике МЧП к каковым относятся оффшорные компании специального акта которым санкционируется допуск к хозяйственной
деятельности не требуется Вместе с тем как это ни парадоксально в пределах собственной юрисдикции такие компании и не вправе осуществлять подобную деятельность Их учреждение в той или иной стране или зоне как оффшорной компании само по себе устраняет возможность действовать на данной территории в качестве национального хозяйствующего субъекта Понятие оффшорный предполагает хозяйственную деятельность за границей Таким образом компания международного бизнеса или просто оффшорная компания являющиеся таковыми в силу предписаний закона государства регистрации с точки зрения осуществления производственной коммерческой вообще хозяйственной деятельности во всех странах будут рассматриваться как иностранные В том же что касается законодательных предписаний различных государств относящихся к данному вопросу то они так же как и в других областях не совпадают
Во Франции иностранная компания даже учредившая представительство бюро в этой стране в целях рекламы сбора информации налаживания поддержания и развития контактов и т д с французскими коммерсантами и юридическими лицами не имеет права на совершение каких-либо юридических актов на ее территории заключение контрактов купля-продажа аренда или предоставление услуг Осуществление собственно хозяйственной деятельности для иностранных юридических лиц возможно посредством создания по крайней мере либо агентства либо своего
филиала во Франции В ФРГ для того чтобы иностранное юридическое лицо могло быть признано правоспособным на ее территории ему необходимо получить отдельное постановление исполнительной власти если оно принадлежит к особой категории юридических лиц – союзов требующих специальной регистрации или разрешения В Японии согласно действующему законодательству иностранные компании намеревающиеся осуществлять коммерческие сделки в качестве способа продолжительного осуществления предпринимательской деятельности на территории
этой страны обязаны назначить представителя в Японии и создать контору по месту его жительства или в другом месте которое укажет это лицо Торговый кодекс Японии 0 0 0 0 г ст 0 0 0 Анализируя практику США в рассматриваемом вопросе следует указать на особый институт действующий в этой стране который как представляется можно приравнять к инструменту допуска иностранных юридических лиц к хозяйственной деятельности Речь идет о заполнении формы SS- 0 и получении идентификационного налогового номера корпорации EIN что по существу означает явочный порядок допуска не требующего издания административного акта 0 0 Правовое положение иностранных юридических лиц в Российской Федерации В вопросе правового положения иностранных юридических лиц на территории России отечественный правопорядок исходит из закрепленного в действующем праве
РФ прежде всего Гражданском кодексе и Законе Об иностранных инвестициях в Российской Федерации от 0 июля 0 0 0 0 г а ранее в Законе РСФСР об иностранных инвестициях от 0 июля 0 0 0 0 г для юридических лиц – иностранных инвесторов – принципа национального режима Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным чем правовой режим деятельности и использовании
полученной прибыли предоставленный российским инвесторам за изъятиями устанавливаемыми федеральными законами Федеральный закон Об иностранных инвестициях в Российской Федерации ст 0 В максимальной же мере адекватно юридическому содержанию национального режима этот принцип выражен в ст 0 Гражданского кодекса посредством использования следующей формулы Правила установленные гражданским законодательством применяются к отношениям с участием иностранных
граждан лиц без гражданства и иностранных юридических лиц если иное не предусмотрено федеральным законом В свете указанного становится ясно что помимо определения правового режима которым пользуются в РФ иностранные юридические а также и физические лица-предприниматели российский правопорядок должен располагать если не дефинициями то хотя бы критериями отнесения правосубъектных образований к иностранным юридическим лицам Сопоставление содержания законодательства позволяет заключить что все лица которые во-первых организованы в соответствии с законами иного нежели Российская Федерация государства и во-вторых имеющие свое местонахождение вне ее территории должны квалифицироваться как иностранные Установление местонахождения осуществляется в соответствии с требованиями имеющихся правовых актов Таковы в частности формулировки Закона О государственном регулировании внешнеторговой деятельности 0 0 0 0 г который предусматривает что российскими
участниками внешнеторговой деятельности российскими лицами являются наряду с другими категориями юридические лица созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие местонахождение на ее территории ст 0 Если установлено что данное юридическое лицо является на территории РФ иностранным что же оно вправе совершать в гражданско-правовой сфере? Здесь важное значение имеет во-первых то различие которое проводится скажем в налоговом законодательстве
между иностранным юридическим лицом действующим через представительство учрежденное в пределах РФ и таковым осуществляющим бизнес в России без открытия в ней представительства или филиала В этом смысле детальное регулирование содержится в Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации 0 0 от 0 0 мая 0 0 0 0 г В общеправовом плане все иностранные юридические лица могут вести
на территории РФ хозяйственную деятельность заключать сделки создавать с участием российских юридических и физических лиц либо юридических и физических лиц третьих государств или без таковых новые образования в соответствии с предусмотренным законодательством Российской Федерации организационно-правовыми формами открывать и закрывать представительства или учреждать филиалы в том числе для ведения внешнеторговой деятельности от имени иностранного юридического лица совершать связанные с такими и другими сделками расчеты страховые транспортные кредитно-финансовые и другие операции При этом предусматривается что иностранное юридическое лицо при совершении сделок на территории РФ не вправе ссылаться на ограничение полномочий его органа или представителя не известное российскому праву Основ гражданского законодательства п 0 ст 0 0 0 Хотя действующие гражданско-правовые нормы РФ и требуют в силу тех же
Основ чтобы в частности форма внешнеэкономических сделок заключенных на территории России подчинялась отечественному праву в то же время это не должно означать что при этом нельзя стремиться к соблюдению и императивных предписаний установленных иностранным законом т е правоположениями того государства где данное юридическое лицо считается национальным Однако в аспекте данного изложения все же больший интерес представляет отбор и анализ соответствующих
норм российского права предназначенных для регулирования отношений в которых участвуют иностранные юридические лица В том что касается ведения операций внешнеэкономического характера на российской территории что является как правило в случаях с иностранными юридическими лицами ключевым то главным началом выступает отсутствие каких-либо формальных разрешений для их осуществления Тем не менее нужно обратить внимание на известное противоречие между формальным и фактическим моментами
в вышеприведенных констатациях Действительно строго юридически специального разрешения на осуществление внешнеэкономической внешнеторговой деятельности не требуется С другой стороны без получения карточки ВЭД кода участника внешнеэкономической деятельности ни один субъект права на территории РФ не может ничего реально осуществить в рамках центрального звена такой деятельности – обеспечения таможенной очистки товаров совершения формальностей при ввозе или вывозе грузов При таком положении вещей становится принципиальной задача получения соответствующей регистрации следовательно разрешений не формального характера а по существу Требование относительно необходимости соблюдения императивных материально-правовых норм регулирующих внешнеэкономическую деятельность – в свою очередь является одним из главных составляющих характеризующих правовое положение иностранного юридического лица в рассматриваемой сфере
Например рассматриваемые субъекты обязаны обеспечивать соответствие стандартам сертификации безопасности и безвредности товаров ввозимых на территорию РФ по таким сделкам удовлетворять формальным требованиям определенного порядка по ввозу и вывозу товаров и услуг предоставлять статистическую отчетность по своей внешнеторговой деятельности в связи с операциями на территории РФ и т д Другой сферой в правовом и экономическом отношении наиболее значимой для иностранных юридических
лиц является инвестирование с их стороны капиталов в российскую экономику Возникающая вследствие этого соответствующая хозяйственная деятельность может проходить в рамках вновь создаваемых структур или привлечения иностранных капиталовложений в уже существующие российские предприятия в установленных законодательством формах т е в качестве предприятий с иностранным участием ранее именуемых совместными предприятиями либо на основе только иностранного учредительства
В подавляющем большинстве случаев – это хозяйственные общества и товарищества товарищества акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью Новый закон о регулировании иностранных инвестиций принятый в Российской Федерации устанавливает количественные параметры для того чтобы создаваемые на его основе предприятия могли претендовать на пользование льготами и преимуществами установленными указанным актом ст 0 ГЛАВА 0 ГОСУДАРСТВО – СУБЪЕКТ МЧП 0 0 Особенности правового положения государства как субъекта МЧП В системе международных отношений центральное место занимает государство Суверенитет как имманентно присущее ему качество делает государство не только основным но и принципиально отличным субъектом как международного так и внутреннего права Во внутренней сфере в силу своей властной природы оно является главным субъектом в системе публично-
правовых отношений Но государство может быть и субъектом частноправовых отношений которые характеризуются независимостью и равноправием субъектов свободой их воли и неприкосновенностью частной собственности С одной стороны участие государства не меняет сущности частноправовых отношений но с другой – властная природа и суверенитет государства не может не сказаться на его правовом положении В соответствии со ст 0 0 0 ГК РФ Российская Федерация субъекты
РФ а также муниципальные образования участвуют в гражданско-правовых отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами Из этой статьи следует три положения государство может быть субъектом гражданско-правовых отношений государство не пользуется никакими преимуществами и имеет те же права и обязанности что и другие субъекты гражданско-правовых отношений к государству по аналогии применяются нормы определяющие участие юридических
лиц в этих отношениях п 0 ст 0 0 0 Государство в качестве субъекта гражданско-правовых отношений часто становится участником гражданско-правовых отношений международного характера осложненных иностранным элементом Например государство арендует или покупает участок земли для дипломатической миссии или для иных нужд в иностранном государстве арендует покупает или строит дома на территории иностранного государства фрахтует иностранное судно для перевозки своих грузов заключает договор подряда с иностранной фирмой для строительства или реконструкции своих зданий государство выступает в качестве наследника выпускает облигации на территории иностранного государства хранит деньги в иностранных банках и т д При этом государство арендуя имущество заключая иные сделки на территории иностранного государства пользуется особым правовым режимом согласно которому государство его собственность сделки с его участием не подчиняются власти этого иностранного государства то есть его юрисдикции
Следовательно особенность правового режима государства как участника международной частноправовой деятельности заключается в его иммунитете от иностранной юрисдикции Юрисдикция вытекает из суверенитета государства и означает его законодательную судебную административную власть объем власти и сферу действия власти Для понимания иммунитета государства необходимо отметить что юрисдикция бывает полная и ограниченная Полная – означает что государство обладает властью предписывать
определенное поведение например нормами права административными распоряжениями и пр всем находящимся на его территории и обеспечивать любыми средствами реализацию своих предписаний Ограниченная – означает что государство обладает властью предписывать определенное поведение но оно ограничено по различным причинам в использовании средств для обеспечения реализации своих предписаний Исходя из этого можно дать понятие иммунитета государства
Причем можно дать два понятия в зависимости от того с позиции какого государства его рассматривать либо с позиции государства осуществляющего деятельность на территории иностранного государства либо с позиции принимающего государства В целом это – будут две стороны одного и того же явления 0 Иммунитет – это право государства на освобождение от юрисдикции другого государства то есть право на неприменение к нему принудительных мер со стороны судебных административных и иных органов другого государства 0 Иммунитет – это отказ государства от осуществления своей полной территориальной юрисдикции при сохранении ограниченной в отношении действий и имущества иностранного государства то есть отказ от применения принудительных мер своими судебными административными и другими государственными органами Итак особенность правового положения государства как субъекта частноправовых отношений международного характера сводится к его праву на иммунитет В тех государствах где нет специальных законов об иммунитете
часто нормы об иммунитете содержатся в других законодательных актах В качестве примера можно привести российское право В продолжение рассмотренной выше ст 0 0 0 ГК РФ в Кодекс включена ст 0 0 0 которая декларирует что особенности ответственности Российской Федерации и субъектов РФ в отношениях регулируемых гражданским законодательством с участием иностранных юридических лиц граждан и государств определяются законом об иммунитете государства
и его собственности Пока закона такого нет Но в действующих законах содержатся отдельные правила об иммунитете Два основных закона ГПК РСФСР 0 0 0 0 г с последующими изменениями и АПК РФ 0 0 0 0 г статьи которых ст 0 0 0 и ст 0 0 0 почти дословно совпадают Они устанавливают что предъявление иска к иностранному государству обеспечение иска и обращение взыскания на имущество иностранного государства находящееся в
России могут быть допущены лишь с согласия компетентных органов соответствующего государства Данные статьи свидетельствуют что Россия признает право иностранного государства на иммунитет от юрисдикции российских правоприменительных органов Конкретные же пределы отказа от собственной территориальной юрисдикции условия такого отказа последствия и т д должны быть определены в специальном законе принятие которого декларировано ГК РФ Основываясь на вышеизложенном можно сделать несколько выводов Дмитриева Г К Филимонова М В Международное частное право С 0 0 – принцип норма права государства на иммунитет от юрисдикции иностранного государства сложился достаточно давно – динамично меняющиеся условия международной жизни XX в вносят различные часто противоречивые изменения в содержание института иммунитета что серьезно осложняет выполнение им своей служебной функции и требует его универсальной унификации нельзя не отметить
только-только заканчивающееся освобождение этого института от политико-идеологических пеленок но видимо до конца не завершенное Международное частное право Учебник Под ред Г К Дмитриевой -М Проспект 0000 – 0 0 0 с – тем не менее вопреки всем существующим противоречиям право государства на иммунитет от иностранной юрисдикции является на сегодня общепризнанным 0 0 Понятие и содержание юрисдикционного иммунитета государства
Для понимания иммунитета большое значение имеет его правовое обоснование его правовая природа Сфера действия иммунитета Для определения сферы действия государственного иммунитета необходимо определить что понимается под государством для целей иммунитета Вопрос достаточно спорный особенно в отношении субъектов федерации В проекте конвенции Юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности подготовленном
Комиссией международного права и представленного Генеральной Ассамблее ООН составные части федеративного государства были включены в понятие государство и как таковые пользовались иммунитетом Как уже упоминалось что ряд статей проекта были возвращены Комиссии для пересмотра в том числе и статья о понятии государство В редакции 0 0 0 0 г понятие государства для целей иммунитета означает 0
Государство и его органы управления 0 учреждения и иные образования в той мере в какой мере они правомочны действовать в осуществлении государственной власти представители государства действующие в этом качестве 0 составные части федеративного государства и политические подразделения унитарного государства которые правомочны предпринимать действия в осуществлении государственной власти Из этого видно что иммунитет распространяется на государство в целом и на его правительственные органы Это же относится к иным учреждениям но только в той мере в какой они правомочны осуществлять государственную власть На официальных представителей государства иммунитет распространяется если они действуют в этом качестве Наконец статус субъектов федерации уравнен со статусом политических подразделений унитарного государства Это соответствует и Федеративному закону о координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ от 0 января 0 0 0 0 г Вместе с тем государство может в конкретном случае уполномочить
власти субъекта федерации выступать как его орган от имени федерации В этом случае на их действия иммунитет будет распространяться Док ООН ILC LI WG WP l 0 July 0 0 0 0 P 0 Содержание иммунитета Иммунитет государства от юрисдикции иностранного государства состоит из нескольких элементов 0 судебный иммунитет 0 иммунитет от применения мер по предварительному обеспечению иска 0 иммунитет по принудительному
исполнению судебного решения 0 иммунитет собственности государства 0 иммунитет сделок государства Судебный иммунитет – юрисдикционный иммунитет в узком смысле слова как неподсудность государства суду иностранного государства Согласно судебному иммунитету ни один иностранный суд не вправе принудительно осуществить свою юрисдикцию по отношению к другому государству иначе говоря не вправе привлечь иностранное государство в качестве ответчика В то же время если государство обращается с иском в иностранный суд
для защиты своих прав то ни один иностранный суд не вправе отказать ему в юрисдикции Такой отказ был бы нарушением суверенных прав государства Государство может выступить и ответчиком в иностранном суде но при добровольном согласии Меры по предварительному обеспечению иска – согласно иммунитету суд рассматривающий частноправовой спор с участием иностранного государства не вправе применять любые меры по предварительному обеспечению иска так как такие меры носят принудительный характер Часто меры по обеспечению иска рассматриваются и принимаются судом еще до возбуждения и слушания дела с участием государства В любом случае если такие меры касаются государства и его собственности аресту государственных счетов в иностранных банках опись имущества ограничение права государства пользоваться своим имуществом и пр то с точки зрения иммунитета они не допустимы Меры по принудительному исполнению иностранного судебного
решения – в отношении государства и его собственности не могут быть приняты какие-либо принудительные меры по исполнению иностранного судебного арбитражного решения любыми органами этого и любого другого иностранного государства Даже если государство добровольно приняло участие в иностранном судебном процессе решение может быть выполнено им только добровольно Иммунитет включает право государства на неприменение к нему принудительных мер по исполнению решения
Иммунитет собственности государства означает правовой режим неприкосновенности государственной собственности находящейся на территории иностранного государства Он тесно связан с иммунитетом государства Рассмотренные выше элементы содержания иммунитета государства связанные с судебным разбирательством спорного правоотношения с участием государства прямо направлены на обеспечение неприкосновенности государственной собственности
Таким образом рассмотренные выше отдельные элементы иммунитета взаимосвязаны и вместе составляют содержание иммунитета государства в частноправовой сфере Вместе с тем иммунитет государства -это его право вытекающее из суверенитета но не обязанность Поэтому ничто не мешает государству отказаться от него Государство вправе отказаться от иммунитета как в целом так и от какого-либо его элемента И государства достаточно часто это делают Чтобы упростить свое сотрудничество с иностранными гражданами и юридическими лицами отказываются от своего иммунитета Отказ от иммунитета чтобы быть юридически действительным подчиняется некоторым правилам 0 Отказ должен быть выражен в письменной форме соответствующим органом государства в одностороннем порядке при заключении сделки в самом ее тексте в международном договоре и пр 0 Отказ не может быть подразумеваемым он не может следовать из конклюдентных действий если в инвестиционном
соглашении с участием государства стороны договорились передавать все споры для разрешения в Арбитражный институт Стокгольмской торговой палаты то из этого не следует вывод об отказе от иммунитета 0 Отказ от иммунитета не может толковаться расширительно Государство свободно в своей воле оно может отказаться от иммунитета в целом в отношении одной сделки но это не может толковаться таким образом что государство отказалось от иммунитета в отношении всех
сделок совершаемых на территории данного иностранного государства если государство дало согласие быть истцом в иностранном судебном процессе то это не означает что в отношении к нему могут быть применены принудительные меры по предварительному обеспечению иска или по принудительному исполнению решения иностранного суда и т д Возможность отказа от иммунитета предусмотрена в Российском законе о соглашениях о разделе продукции 0 0 0 0 г
В соответствии со ст 0 0 Закона в соглашении заключаемом государством его соответствующими органами с иностранными инвесторами может быть предусмотрен отказ от трех элементов иммунитета связанных с судебным разбирательством от судебного иммунитета от иммунитета от предварительного обеспечения иска и от иммунитета в отношении исполнения судебного арбитражного решения Правда в статье подчеркивается что отказ должен соответствовать российскому законодательству об иммунитете которого пока нет Международное частное право Учебник Под ред Г К Дмитриевой -М Проспект 0000 – 0 0 0 с Отсутствие законодательства не может препятствовать включить положения об отказе в соглашение о разделе продукции так как такое право вытекает не из закона а из сущности иммунитета 0 0 Виды иммунитета государства и их правовое регулирование Абсолютный иммунитет означает право государства пользоваться иммунитетом в полном объеме всеми его элементами
он распространяется на любую деятельность государства и любую его собственность Первоначально иммунитет сложился и применялся как абсолютный Единственное ограничение иммунитета государства возможно было только при условии прямо выраженного его согласия Нельзя не отметить что абсолютный иммунитет не только препятствует развитию коммерческих связей с участием государства но и часто практически нереализуем
Государство на территории иностранного государства может рассчитывать только на такой объем иммунитета на который принимающее государство готово отказаться от своей юрисдикции Функциональный иммунитет Этот вид иммунитета основан на принципиальном разграничении функций государства на два вида публично-правовую и частноправовую Если государство действует как суверен совершает акт властвования то есть выступает как носитель суверенной власти то оно всегда пользуется иммунитетом в
том числе и в частноправовой сфере Если государство выступает в качестве частного лица занимается коммерческой деятельностью то тогда государство иммунитетом не обладает Следовательно в зависимости от осуществляемых функций государство может выступать либо в качестве суверена носителя публичной власти либо в качестве частного лица Функциональный иммунитет в том виде в каком он сформулирован в судебной практике в международно-правовой доктрине а затем и в ряде национальных законов обладает целым рядом существенных недостатков которые не позволили ему стать общепризнанной альтернативой абсолютному иммунитету Ограниченный иммунитет – исходит из необходимости ограничения иммунитета В отличие от функционального который ограничивает иммунитет на основе общего принципа критерия – деления деятельности государства на суверенно-властную и частную – ограниченный иммунитет не использует никаких
формальных критериев а формулирует перечень конкретных случаев когда государство не пользуется иммунитетом Эти случаи могут быть сформулированы самими государствами как на двусторонней так и на многосторонней основе в том числе универсальной Ограниченный иммунитет – в отличие от функционального который складывался в судебной практике ограниченный иммунитет может быть создан только основными авторами международных хозяйственных связей – государствами Доктрина судебная практика может при этом играть лишь вспомогательную
роль Идея и основа ограниченного иммунитета заключается в том что иммунитет – это право государства вытекающее из его суверенитета на неприменение к нему иностранной юрисдикции от которого государство может отказаться как целиком так и в любой его части Поэтому задача заключается лишь в создании наиболее точных формулировок тех случаев тех обстоятельств при наличии которых государство не будет пользоваться иммунитетом
Как бы она не была трудна как всякая правотворческая задача она решаема Подводя итоги можно констатировать что международно-правовое решение вопросов о положении государства в частноправовых отношениях не достигло значительных результатов Европейская конвенция является наиболее удачным опытом но и она не получила большого распространения даже в Европе На универсальном уровне после более чем 00-летней работы Комиссии международного права нет окончательного проекта соответствующего договора Неудачи связаны с использованием идей функционального иммунитета Что касается национального права то оно в принципе не способно решить комплекс проблем связанных с иммунитетом государства Иммунитет как говорилось выше представляет собой две взаимосвязанные стороны с одной стороны – это право государства на неприменение к нему иностранной юрисдикции а с другой – это отказ государства
от своей юрисдикции в отношении иностранного государства Проблема иммунитета может быть решена тогда когда ожидания одного государства совпадут с реальностью на территории другого государства Достижение этого возможно как минимум на двустороннем уровне то есть на основе межгосударственного соглашения Национальные законы предусматривающие ограничение иммунитета иностранного государства прямо нарушают его суверенитет и международно-правовой принцип суверенного
равенства С точки зрения международного права национальным законом государство вправе лишь ограничить свой собственный иммунитет но не может покушаться на иммунитет иностранного государства ЗАКЛЮЧЕНИЕ В настоящей работе автором были изучены вопросы относящиеся к теме субъектов в международном частном праве Актуальность темы проведенного исследования непосредственно связана с процессом перестройки нашего общества и прежде всего с реформой внешнеэкономической деятельности переходом к большей открытости
углублением и расширением отношений отечественных граждан организаций и предприятий с гражданами предприятиями и фирмами других стран в самых различных сферах общественной жизни экономики культуры и науки Международное частное право сложившееся в качестве отдельной юридической дисциплины только во второй половине прошлого века представляет собой одну из самых молодых отраслей правоведения По многим вопросам относящимся к проблематике международного частного права в нашей да и в зарубежной литературе высказываются различные точки зрения Богуславский М М Международное частное право Учеб для вузов по спец Юриспруденция Ин-т гос-ва и права РАН – М Юристъ 0 0 0 0 00 0 с Именно поэтому в заключении делаются выводы по каждой из глав курсовой работы в соответствии с наиболее устоявшимися взглядами отечественной доктрины Международное частное право призвано регулировать взаимоотношения
между субъектами МЧП Особенность положения субъектов МЧП состоит в том что они выступают не только носителями прав и обязанностей но и играют главную роль в создании и реализации международно-правовых норм Нормами международного частного права регулируются имущественные личные неимущественные семейные трудовые и процессуальные права иностранцев Иностранец подчиняется как бы двум правопорядкам отечественному и
государства в котором он находится В этой двойственности – своеобразие правового положения иностранца Юридические лица создаются на территории определенного государства Однако их деятельность не ограничивается территорией этого государства и может осуществляться на территории других стран При осуществлении такой деятельности возникают два вопроса во-первых о признании правосубъектности иностранного юридического лица и во-вторых о допуске его к осуществлению хозяйственной деятельности
на территории данного государства и об условиях такой деятельности Правосубъектность иностранных юридических лиц обычно признается на основании двусторонних договоров Вопрос о допуске иностранного юридического лица к хозяйственной деятельности на территории государства решается законодательством этого государства В большинстве стран такая деятельность иностранного юридического лица возможна но при выполнении определенных правил условий установленных национальным законодательством Правовое положение иностранных юридических лиц определяется и торговыми договорами в которых устанавливается общий режим для юридических лиц Этот режим может быть основан либо на принципе наибольшего благоприятствования либо на принципе национального режима В интересах крупнейших монополий странами – членами ЕЭС подготовлен проект устава компании европейского права Учреждение европейской компании дает возможность юридическим лицам отдельной страны распространить хозяйственную
деятельность на всю территорию ЕЭС Международно-правовое решение вопросов о положении государства в частноправовых отношениях не достигло значительных результатов Европейская конвенция является наиболее удачным опытом но и она не получила большого распространения даже в Европе На универсальном уровне после более чем 00-летней работы Комиссии международного права нет окончательного проекта соответствующего договора
Неудачи связаны с использованием идей функционального иммунитета Что же касается спорных дискуссионных вопросов то более полное представление о них возможно получить из фундаментальных курсов по международному частному праву и специальных исследований в этой области сведения о которых приводятся в библиографическом списке настоящей работы БИБЛИОГРАФИЯ I Нормативные акты 1. Конституция Российской
Федерации 2. Гражданский кодекс Российской Федерации 3. Арбитражно – процессуальный кодекс РФ от 0 мая 0 0 0 0 г ст 0 0 0 00- 0 0 0 4. Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР 0 0 0 0 г в ред 0 0 декабря 0 0 0 0 г 5. Лесной кодекс РФ от 0 0 января 0 0 0 0 г ст 0 0 6. Федеральный закон Об архитектурной деятельности в Российской
Федерации 0 0 0 0 г ст 00 7. Закон РФ О недрах от 0 0 февраля 0 0 0 0 г ст 0- 0 8. Закон РФ О континентальном шельфе от 00 ноября 0 0 0 0 г ст 0 9. Закон РСФСР О крестьянском фермерском хозяйстве 0 0 0 0 г 10. Закон РФ О садоводческих огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан 0 0 0 0 г ст 0 0 11. Закон о гражданстве РФ от 0 0 ноября 0 0 0 0 г 12. Указ Президента РФ О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России от 0 0 октября 0 0 0 0 г 0 0 0 0 13. Док ООН ILC LI WG WP l 0 July 0 0 0 0 P 0 II Научная учебная литература 1. Ануфриева Л П Международное частное право – Т 0 Общая часть Учеб в 0-х т – М БЕК 0000 0 0 0 с 2. Ануфриева Л П
Международное частное право – Т 0 Особенная часть Учеб в 0-х т – М БЕК 0000 0 0 0 с 3. Богуславский М М Международное частное право Учеб для вузов по спец Юриспруденция Ин-т гос-ва и права РАН – М Юристъ 0 0 0 0 00 0 с 4. Богуславский М М Иностранные инвестиции Правовое регулирование – М БЕК 0 0 0 0 0 0 0 с 5. Большая юридическая энциклопедия
С-пб ВК-КОДЕКС 0 0 0 0 0 0 0 с 6. Желудков А Холодов Б Международное частное право Конспект лекций Учеб пособие для вузов Авт -сост А Желудков Б Холодов – М ПРИОР 0000 0 0 0 с 7. Звеков В П Международное частное право Курс лекций Учеб для вузов по спец Юриспруденция – М НОРМА ИНФРА-
М 0000 0 0 0 с 8. Международное частное право Учебник Под ред Г К Дмитриевой -М Проспект 0000 – 0 0 0 с 9. Звеков В П Международное частное право Курс лекций Учеб для вузов по спец Юриспруденция – М НОРМА ИНФРА-М 0000 0 0 0 с 10. Федосеева Г Ю Международное частное право
Учеб для юрид вузов – М Остожье 0 0 0 0 0 0 0 с ПРИЛОЖЕНИЕ 0 Перечень и содержание понятий сокращений и аббревиатур по теме Субъекты МЧП п п Понятие сокращение Содержание 0 0 0 1. Гражданская правоспособность лица Способность иметь гражданские права и нести обязанности возникающая с момента рождения и устанавливаемая законом 2. Иностранный гражданин лицо имеющее особую правовую связь
– гражданство – с определенным государством 3. Дефиниция лат Definitio то же что и определение 4. ГК РСФСР Гражданский кодекс РСФСР 0 0 0 0 г 5. ГК РФ Гражданский кодекс Российской Федерации 6. ЕС Европейский Союз 7. КТМ СССР Кодекс торгового мореплавания СССР 0 0 0 0 г 8. АПК РФ Арбитражный процессуальный кодекс РФ 0 0 0 0 г 9. МБРР Международный банк реконструкции и развития 10. МВЭС Международный банк экономического сотрудничества 11. МИБ Международный инвестиционный банк 12. М к а Международный коммерческий арбитраж info Название работы КР Субъекты международного частного права Имя файла KR Subekty mezhdunarodnogo chastnogo prava
Тип работы Курсовая работа Ключевые слова авторское, административное, арбитражный, власти, государства, коллегия, адвокатский, гражданское, доказательство, законодательство, реферат, курсовой, дипломный, 2004, 2005, конституционное, криминальному, налогового, объекты, органы, преступлений, процесс, расследовании, Российской, Федерации, римском, РФ, свобод, суд, теория, уголовное, финансовое, хозяйственной, человека, юридических, Государство, иностранный, иммунитет, международной
Формат файла .doc Категория Право, законодательство, криминалистика, адвокатура, нотариат Ф.И.О. Автора работы, работу прислал НИО Контактные сведения по выбору dplom mail.ru Комментарии где, кому, когда, была сдана, какая оценка, фамилия преподавателя Оценка отлично ПРИМЕЧАНИЯ Выражаю свое согласие передать настоящий текстовый файл, а также дальнейшие права на хранение и распространение данного документа администрации сервера.
Работа безвозмездно передается в вашу коллекцию и может являться ее неотъемлемой частью, документ передается на условиях как есть и допускает изменение только конечным пользователем в учебных целях. НИО, dplom mail.ru