Cтиль руководства как одно из направлений психологии малых групп и организаций

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 Стили руководства группой
2 Характеристика личности группового тренера
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ
Исследованиестилей руководства – одно из значительных направлений психологии малых групп иорганизаций – берет, как известно, начало с экспериментов, выполненных в конце30-х – начале 40-х гг. в школе К. Левина. В последующие четыре с лишним десятилетияэто направление получило солидную эмпирическую разработку за рубежом и в нашейстране, нашедшую широкое отражение в социальной психологии и психологииуправления.
Хотя исуществуют психотерапевтические группы, не имеющие назначенного руководителя и выдвигающиелидера из своей среды, все же в большинстве тренинговых групп никак не обойтисьбез специально подготовленного ведущего. Именно он отвечает за результатыпроцессов, происходящих в тренинге, и именно он (обычно) получает деньги завыполнение профессиональных обязанностей психолога или психотерапевта.Совершенно очевидно, что роль поведения и личности ведущего тренинга,применяемых им методов, предлагаемых группе упражнений и психотехник оченьвелика.

1 Стилируководства группой
Личностьпсихолога является важнейшим фактором, определяющим успешность или неуспешностьтренинга. Многие авторы (А. Голдстейн, С. Кратохвил, М. Либерман, И. Ялом идр.) придавали большое значение исследованию функций, ролей, стилей поведенияруководителей групп. Существует немалое количество мнений специалистов о ролях,играемых ведущим в группе. Наиболее популярны подходы И. Ялома и С. Кратохвила.
По Ялому-психотерапевт может выступать в двух основных ролях:
1.        техническогоэксперта (эта роль подразумевает комментарии ведущим процессов, происходящих вгруппе, поведенческих актов отдельных участников, а также рассуждения иинформирование, помогающие группе двигаться в нужном направлении);
2.        эталонногоучастника (считается, что в этом случае групповой психотерапевт добивается двухосновных целей: демонстрации желательного и целесообразного образца поведения иусиления динамики социального научения через достижение группой независимости исплоченности).
Согласно С.Кратохвилу можно выделить пять основных ролей ведущего группы:
1.        активныйруководитель (инструктор, учитель, режиссер, инициатор и опекун);
2.        аналитик(чаще всего – психоаналитик, характеризующийся дистанцированием от участниковгруппы и личностной нейтральностью);
3.        комментатор;
4.        посредник(эксперт, не берущий на себя ответственность за происходящее в группе, нопериодически вмешивающийся в групповой процесс и направляющий его);
5.        членгруппы (аутентичное лицо со своими индивидуальными особенностями и жизненнымипроблемами).
Среди другихподходов к ролям и поведенческим характеристикам ведущих тренинговых группможно выделить позицию Т. Высокиньска-Гонсер (1990), которая достаточноподробно анализирует двойственные критерии поведения группового психотерапевта,относящиеся в двум основным аспектам его деятельности: директивность –недирективность, определенность – неопределенность высказываний, а такжестепень активности (прагматические аспекты, проявляющиеся в вербальнойактивности); анонимность – самораскрытие и выражение положительных илиотрицательных отношений (экспрессивные аспекты, связанные с его личностью).
На основеуказанных двойственных характеристик Т. Высокиньска-Гонсер предлагает следующиероли ведущих групп: технический эксперт, инициатор, дидактик, опекун, товарищ,поверенный. В данной ролевой классификации отражена теоретическая концепцияавтора, согласно которой факторами преобразования личностных нарушений в группеявляются социальное научение и специфика отношений между терапевтом иучастниками группы.
Стилируководства группой
Вопрос о стиляхруководства, осуществляемых ведущим в группе, тесно связан с ролями, в которыхон (ведущий) выступает – с одной стороны, а с другой – с его личностнымиособенностями.
Согласноклассической классификации стилей управления малой группой – авторитарный, демократический,попустительский, – руководство тренинговой группой можно рассматривать с точкизрения доминирования ведущего и жесткого или мягкого структурирования процесса.Как указывает Т. Высокиньска-Гонсер, «директивный психотерапевтконтролирует (планирует) ход занятий, самостоятельно устанавливает нормыфункционирования группы и приводит их в исполнение, дает советы и указания,осуществляет интерпретации. Недирективный психотерапевт предоставляетучастникам группы свободу выбора тем и направлений дискуссии, не начинаетдействий и не ускоряет их, не навязывает исполнения норм – он используетглавным образом технику отражения и кларификации» (2, с. 164).
Большинствопсихотерапевтов придерживаются мнения, что наиболее предпочтителендемократический стиль руководства; отношение к директивности, характеризующейавторитарный стиль, как правило, достаточно негативно. Однако исследованияпоказывают, что в ряде случаев бывает необходима именно авторитарность: 1)когда задача группы жестко структурирована; 2) когда члены группы испытываютсильный стресс; 3) когда динамика группы настолько неясна для участников, чтоони не могут точно и полно осознать, что происходит (4,75 ).
Многиегруппы, особенно на начальном этапе, тяготеют к тому, чтобы их четкоструктурировали и чтобы ими жестко управляли. Это действительно бываетнеобходимо для преодоления начальной скованности и тревожности и ускорениязапуска группового процесса. Вместе с тем опытный руководитель находитвозможности постепенного «ослабления вожжей» и передачи функцийуправления самой группе.
Наименеепродуктивный стиль руководства, как принято считать, – попустительский. Но этоне означает, что он абсолютно неприемлем: в группах клиент-центрированнойтерапии роджерианского толка руководители могут демонстрировать полную внешнююпассивность, психоаналитики также часто длительное время не вмешиваются вгрупповой процесс, ожидая спонтанного развития отношений в группе.
Интересныйподход был выражен Левиным в отношении стилях руководства группой. Левин игруппа других ученых аналитиков провели классические исследования стилейруководства в малых группах. Они выделили авторитарный, демократичный ипопустительствующий стили руководства и связали их с продуктивностью решениягрупповой задачи и удовлетворенностью участников групповым опытом. Авторитарныйруководитель определяет и направляет групповое поведение; демократичныйруководитель формирует групповое поведение через групповую дискуссию; припопустительствующем он устраняется от руководства, отдает всю власть членамгруппы. (Различия между тремя стилями руководства представлены в таблице.)Исследования показали, что демократичный руководитель предпочтительнее, чемавторитарный, стремящийся к жестким способам управления, чемпопустительствующий, отказывающийся от управления. Демократичный стильруководства (как и авторитарный) связан с решением главных задач в группе.Стиль руководства в терапевтических группах можно также рассматривать вдиапазоне от попустительствующего, центрированного на участнике и неструктурированногодо авторитарного, центрированного на руководителе и жестко структурированного.
/>
 На групповыхпсихотерапевтов может оказать воздействие предварительная подготовка в планеконкретного направления психотерапии. Обучающие (тренировочные) программы, сосвоей стороны, преднамеренно или косвенно формируют психотерапевта как лидера всоответствии с определенными теоретическими положениями данного подхода. Инаоборот, индивидуальные особенности характера психотерапевта могут влиять навыбор теории, наиболее соответствующей его установкам и взглядам начеловеческую природу.
В основесоциально-психологической характеристики стилей руководства лежит ряддопущений, касающихся личностных особенностей человека. Макгрегор постулировалтеорию X и теорию Y.
Теория Xрассматривает людей как слабо побуждающих себя к активности и стремящихсяизбежать ответственности. Теория Y полагает, что люди творчески и ответственноконтролируют и направляют себя в достижении своих целей. В жесткоструктурированной группе, центрированной на руководителей, участниковрассматривают как неспособных помочь самим себе в разрешении своих конфликтов,поэтому руководитель направляет, ведет группу и контролирует взаимодействия вней.
Основныеразногласия современной групповой терапии касаются вопроса о том, насколькоруководитель должен принимать участие в группе. Бах считает, чтоструктурированный подход усиливает начальную кооперацию, понижает тревожность исопротивление руководителя и участников, конкретизирует их ожидания и, такимобразом, предоставляет им возможность сконцентрироваться на проблемах отдельнойличности и целях группы. Социально-психологические исследования дают основаниеполагать, что, на ранних стадиях развития группы, чем слабее структурированагруппа, тем больше участников привлекает центрированная на руководителеориентация .
 Впсихотерапевтических группах руководители обычно играют четыре основные роли:эксперта, катализатора, дирижера, эталонного участника (на поведенческомуровне). Почти в каждом групповом взаимодействии у руководителя естьвозможность комментировать один из многих одновременно возникающих процессов науровне одного или нескольких участников или группы в целом. Функция руководителяпо прояснению смысла трансакций (называемых «процессом») может варьировать откомментирования простых поведенческих актов — через наблюдение нескольких актови их последствий — до более сложных рассуждений о направленности, мотивации ипаттернах сходства между поведением участников в группе («здесь и теперь») и запределами группы («когда-то и там»), во внешнем мире. Комментарии руководителяпомогают участникам объективно оценить свое поведение, наглядно увидеть, каконо действует на других, и в конечном счете понять, как оно влияет насодержание их образа «Я» и на сложившиеся обстоятельства. Однако еслируководитель чрезмерно увлекается информированием, ответами на вопросы и рольюэксперта, нарушаются групповые процессы и психотерапевтическая группастановится похожей на класс. В этом контексте групповому психотерапевту следуетоптимально использовать время каждого занятия и проявлять (в известном смысле)сдержанность. Независимо от стиля руководителя (авторитарного,демократического, попустительствующего) к основным способам воздействия напациента в психотерапевтической группе относят следующие.
1. Молчание:руководитель молчит.
2.Сосредоточение на группе: руководитель обращается к группе как к решающемуфактору. Считает, что руководство группой и решение проблем, которые в группевозникают, являются делом группы. Этот способ включает 2 вида реакций:незаметный отказ от руководства и энергичное настаивание на том, чтоответственность несет группа.
3. Поддержкаи одобрение: руководитель поддерживает, утешает, одобряет, проявляет уважение,согласие, положительное отношение, участие, симпатию, сочувствие.
4. Непрямоеруководство: руководитель ведет группу не в прямой манере. Если возникаютзатруднения, не говоря о них, игнорирует их или незаметно обращает вниманиегруппы на другую тему.
5.Структурирование: руководитель создает структуру групповых занятий. Определяетправила и показывает группе наилучший путь.
6. Критика:руководитель провоцирует, критикует группу или члена группы в более или менее насмешливойманере. Обвиняет, обижает, высмеивает, критикует защитное поведение.
7. Чувствачленов группы: руководитель требует от членов группы высказать свои чувства и реакциина происходящие события.
8. Чувстваруководителя: руководитель выражает собственные чувства.
9. Личныйопыт руководителя: руководитель рассказывает группе о своем личном опыте,имеющем отношение к происходящим в группе событиям.
10.Кларификационные и конфронтационные вопросы: руководитель спрашивает членовгруппы о причинах их поведения. Это должно по виду и контексту реакции вести ктому, что они свое поведение больше объясняют или защищают.
11. Вопросыпо групповой динамике: руководитель поощряет участников к тому, чтобы онирассматривали данную ситуацию и испытывали происходящее в группе в динамике, вболее широкой перспективе, с более глубоким пониманием событий в группе.
12. Атмосферагруппы: руководитель описывает то, что происходит в группе, но с минимумоминтерпретаций и заключений. Описывает настроение группы так, как его самчувствует, или обращает внимание на групповые события, которые группа незаметила или недооценила. Эта категория реакций является первой из категорий, вкоторых руководитель раскрывает группе, что он сам думает о происходящем.(Следующие две категории представляют более ясные и четкие интерпретации.)
13.Интерпретация групповой ситуации: руководитель интерпретирует взаимодействиягруппы, которые находятся глубже внешних событий. В центре объяснения находитсято, что происходит в группе как в целом. В ситуациях, где проявляетсяактивность только одного члена группы, руководитель объясняет поведение этогоучастника относительно того, какое оно имеет значение в контексте групповогодействия.
14.Интерпретация поведения отдельного члена группы: руководитель интерпретируетсобытия и поведение отдельных членов. Объясняет их поведение какпротиводействие или защиту, как выражение страха, вины или злости или какреакцию на определенные прошлые события. Так как эта интерпретация нередкоявляется одновременно и изложением групповой динамики, нельзя эту категорию точноотличить от категории 13.
15. Личнаяжизнь: руководитель поощряет членов группы рассказывать о себе как обиндивидуумах. Если участники говорят о себе и о своей жизни вне группы, онподдерживает их в этом. Если они говорят о группе или о себе в контекстегруппы, поощряет их к тому, чтобы говорили о себе как об индивидуумах.
16. Прошлое исемья: руководитель поощряет членов группы к тому, чтобы они говорили означительных событиях из своей жизни, о своих отношениях к родителям, к братьями сестрам.
17. Изменениеповедения: руководитель поощряет членов группы сообщать о тех аспектах своегоповедения, которые они хотели бы изменить.
18.Невербальные методы: руководитель предлагает какой-нибудь невербальный метод.
19.Разыгрывание ролевой ситуации: руководитель предлагает разыгрывание ролевойситуации (психодраматический метод).
Междуспособами и С. р. п. г. не выделяют жестко детерминированные вариантысочетаний. Руководители гибких эффективных групп признают, что им приходится напротяжении всего времени развития группы варьировать свой стиль руководства всоответствии с конкретной ситуацией и проблемами пациентов. Авторитарноеруководство более целесообразно, когда задача жестко структурирована, членыгруппы испытывают сильный стресс, динамика группы настолько неясна дляучастников, что они не могут полно и точно осознать, что происходит. Инаоборот, чем более эффективно поведение членов группы, тем менее активенгрупповой психотерапевт. С целью повышения компетентности групповыхпсихотерапевтов целесообразно сопровождать занятия с группами видеозаписью ипоследующей супервизией.
Следуетзаметить, что в то же время нельзя проводить прямых параллелей между стилямиуправления группой и конкретными тренинговыми школами. Гораздо теснее связьстиля руководства и личностных особенностей ведущего. Кроме того, изучениеопыта квалифицированных ведущих обнаруживает их умение гибко варьировать стильруководства в зависимости от конкретных ситуаций развития группы.
2 Характеристикаличности группового тренера
Cуществуютточки зрения, согласно которым успех работы тренинговой группы определяетсяпрежде всего системой применяемых психотехник. Иными словами, превалирующаяроль отводится психологическому и психотерапевтическому инструментарию, приэтом личностные характеристики группового тренера считаются чем-то вторичным.Подобная позиция присуща теоретическим концепциям, рассматривающим групповойпроцесс как воздействие ведущего на группу в целом или на отдельных ее членов.
Гуманистическаяпозиция (которой придерживаемся и мы) состоит в том, что развивающий иоздоравливающий эффект возникает в тренинговой группе в результате созданияатмосферы эмпатии, искренности, самораскрытия и особых теплых взаимоотношениймежду членами группы и ведущим. Невозможно насильно привести к счастью,невозможно осуществлять личностное развитие извне по отношению к личности.Следовательно, нужно, чтобы групповой ведущий обладал такими личностнымихарактеристиками, которые позволили бы ему заботиться о создании максимальноблагоприятных условий развития самосознания участников группы, что иобеспечивает эффективность тренинговой работы.
Обобщаямногочисленные исследования профессионально важных личностных черт групповыхведущих (А. Косевска, С. Кратохвил, М. Либерман, К. Роджерс, Славсон, И. Ялом идр.), можно выделить следующие личностные черты, желательные для руководителятренинговой группы:
·          концентрацияна клиенте, желание и способность ему помочь;
·          открытостьк отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;
·          эмпатичность,восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;
·          аутентичностьповедения, т.е. способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;
·          энтузиазми оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;
·          уравновешенность,терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;
·          уверенностьв себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственныхконфликтных областей, потребностей, мотивов;
·          богатоевоображение, интуиция;
·          высокийуровень интеллекта.
Известныйспециалист в области психокоррекционных групп К. Рудестам пишет о взаимосвязиличностных черт, теоретических установок и стилей управления:«Руководитель в группах роста и в терапевтических группах должен бытьотчасти артистом, отчасти ученым, соединяющим чувства и интуицию спрофессиональным знанием методов и концепций. С одной стороны, с развитиемсамосознания, ростом опыта и знаний о групповой и индивидуальной динамикевозрастает надежность интуиции. Концептуальные рамки, метод осмысленияруководителем наблюдаемых им элементов поведения могут служить ему основой дляпроверки чувств и надежности интуиции. С другой стороны, концептуальные рамки иметоды, используемые без учета интуиции и чувств, могут вести к ригидному,негибкому стилю руководства. Эффективное руководство группой предполагаетправильный выбор стиля руководства и широкий спектр творческих умений» (2, с. 50).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Всоциальной психологии существует несколько точек зрения на природу и сущностьлидерства. Одна из них – «теория черт» — обоснованно определяет лидеров по ихличностным качествам. Другая – «ситуационная теория» обосновывает инициативноеповедение личности потребностями сложившейся социальной ситуации.
Всоответствии с выделением двух основных сфер жизнедеятельности малой группы –деловой, связанной с осуществлением совместной деятельности и решениемгрупповых задач, и эмоциональной, связанной с процессом общения и развития психологическихотношений между членами группы, — выделяют два основных вида лидерства –лидерство в деловой сфере и лидерство в эмоциональной сфере. Эти два видалидерства могут быть персонифицированы в одном лице, но чаще они распределяютсямежду членами группы. В зависимости от степени выраженности направленности нату или иную сферу жизнедеятельности группы можно выделить типы лидеров,ориентированных на решение групповых задач; на общение и взаимоотношения вгруппе; универсальных лидеров.
Существуетнесколько теорий «стилей руководства» — системы приемов влияния лидера нагруппу. Наиболее распространенной в отечественной психологической наукеявляется теория К. Левина, который выделяет три стиля руководства –авторитарный, демократический, попустительский.
Феноменлидерства определяется взаимодействием ряда переменных, основными из которых,являются психологические характеристики членов малой группы, характер решаемыхзадач и особенности ситуации, в которой находится группа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ
1.  Ануфриева Н.М., Зелинская Т.Н.,Зелинский Н.Е. Социальная психология: Курс лекций.-К.: МАУП, 2000.-136с.
2.  Петровский А.В., Шпалинский В.В.Социальная психология коллектива.-М.: Просвещение, 1978.-176с.
3.  Парыгин Б.Д. Социальнаяпсихология.-СПб, 1999.-543с.
4.  Платонов Ю.П. Психология коллективнойдеятельности. Теоретико-методологический аспект –Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.-184с.
5.  Шихарев П.Н. Современная социальная психология.- М.: ИП РАМ,2000.- 448с.