Про алюминий
Рольалюминия с каждым годом растет. Основными секторами, определяющими мировойспрос, являются стройиндустрия, упаковка, общее машиностроение, авиакосмическаяотрасль, автомобилестроение и энергетика. В упаковке используется в основном фольгаи тонкий прокат для банок, в стройиндустрии – легкие конструкции. Более тогокосметическая промышленность движется к более передовым и усовершенствованнымвидам упаковки, которая может быть изготовлена с использованием современнойтехнологии на основе алюминия. Применение алюминия в автомобилестроениипозволяет значительно повысить прочность и снизить массу машины при сохраненииразмеров (последнее дает значительную экономию на топливе). В авиакосмическойотрасли алюминий – основной конструкционный материал. Алюминий такжеиспользуется в энергетике в высоковольтных линиях электропередачи, пристроительстве зданий в зонах потенциальных землетрясений, при производстве высокоскоростныхпоездов и судов. С точки зрения долгосрочных перспектив алюминий – металлбудущего. По мере развития наиболее современных сегментов машиностроительногокомплекса (авиации, космической отрасли, автомобилестроения) масштабы егоиспользования будут расти.
Про мировой рынок.
Рынок алюминия являетсянаиболее емким для мировой цветной металлургии, занимающий среди цветныхметаллов до 40% объема и до 25% общей стоимости. Кроме того, стоит отметить, чтомировой рынок алюминия представляет собой постоянно меняющуюся, активно развивающуюсясреду, где постоянно идет борьба за лидерство.
Особенностьмирового рынка алюминия – дисбаланс в размещении сырьевой базы и крупнейшихпотребителей: основные бокситовые месторождения расположены в ЦентральнойАфрике и Гвинее в частности, (около 40% мировых запасов) в Австралии, акрупнейшие производители алюминия и крупнейшие его потребители – в северномполушарии. Эта географическая особенность стала одним из факторов высокойсебестоимости алюминия: себестоимость растет за счет расходов на перевозкусырья. Другие страны-владельцы сырья – Бразилия, Индия, Саудовская Аравия, многиестраны Северной Америки.
Крупнейшимипроизводителями первичного алюминия являются США, Россия, Китай, Канада,Австралия и Бразилия. Крупнейшие потребители – те же Соединенные Штаты, Китай иЕвропа.
Мировыегиганты алюминиевой промышленности – «Русский Алюминий», Alcoa(США), а такжеобъединяющий 15 алюминиевых заводов в семи странах мира и множество смежныхпредприятий концерн Alcan (Канада).К числу крупных производителей относятсятакже французская Pechiney, британский BHP-Billiton, немецкий VAW, норвежскийNorsk Hydro. По итогам 2006 г. лидерскую позицию на рынке алюминия занималОК «РОССИЙСКИЙ АЛЮМИНИЙ», образованная путем слияния активов «РусАла», «СуАла» иGlencore, с показателем – 4 млн. т первичного алюминия, затем шла американскаяAlcoa – 3,55 млн. т и канадская Alcan – 3,4 млн. т.
Средние темпы ростапроизводства и потребления алюминия в мире в последние пять лет были на уровне5–7%, и доминирующий вклад внес Китай со своей бурно растущей экономикой. Темсамым мировой рынок алюминия растет за счет Поднебесной, и этот рост сохранитсяна протяжении еще нескольких лет. С текущих 32 млн т на 2015–2016 гг.прогнозируется увеличение до 52 млн т. Мировое производство и потреблениеалюминия станут расти на уровне 5–6%, и Китай будет основным драйвером этогопроцесса. Потребление и производство внутри самого Китая будут увеличиваться на7–8% ежегодно. Возможно, к нему присоединится Индия, где также отмечаетсязначительной рост экономики и намечаются крупные инфраструктурные проекты вразличных отраслях. В России же в ближайшие годы многое будет зависеть отполитики государства и того, насколько оно поможет алюминиевой отрасли.
Есть ли в России сырье. Обобъединении. Что происходит на российском рынке?
Алюминий производится изтаких основных видов сырья, как бокситы и нефелины. Россия обладает богатойсырьевой базой для производства алюминия. Месторождения бокситов разведаны наУрале (в Свердловской области – СевероУральское, в Челябинской области – Южно-Уральское),на Северо-западе (в Ленинградской области – Тихвинское), на Севере (вАрхангельской области – Северо-Онежское), республике Коми (Средне-Тиманское), атакже в Сибири (в Красноярском крае и Республике Бурятия).
Нефелинывстречаются во многих районах страны. Крупнейшее в России месторождениенаходится в Мурманской области (Хибинское), в Западной Сибири (Кемеровскаяобласть – Кия-Шалтырское месторождение), в ряде районов Восточной Сибири – вИркутской области и Республике Бурятия.
Алюминий в структуре«Российского алюминия» производят 14 заводов, из которых на Урале расположеныдва: Богословский (БАЗ, Краснотурьинск) и Уральский (УАЗ, Каменск-Уральский). ВСибири расположены Братский, Красноярский, Иркутский, Саянский и Новокузнецкийалюминиевые заводы.
В 2006 году было приняторешение об объединении российских компаний «Русал», «СУАЛ-холдинг» ишвейцарской глиноземной компании «Glencore». Данными компаниями было подписаносоглашение об объединении активов по добыче бокситов, алюминия и глинозема.Доля «Русала» в объединенном предприятии составила 66%, СУАЛа-22%, Glencore-12%. Главной цельюобъединения было создание лидера алюминиевой промышленности, который вближайшие 3 года был бы способен выйти на добычу 5 млн. тонн алюминия. ВОбъединенную компанию входят 14 алюминиевых заводов, 10 предприятий попроизводству глинозема, 4 предприятия по добыче бокситов, 3 фольгопрокатныхзавода.
Стратегия объединениядвух крупнейших российских алюминиевых компаний «Русал» и СУАЛ строится с точкизрения ориентации на производство первичного алюминия. У России естьконкурентные преимущества – дешевые электроэнергия и рабочая сила, и, главное,хороший рынок сбыта – Китай, считают эксперты. Китай станет основным рынкомсбыта на ближайшее десятилетие, и в то же время он быстрее и лучше России будетпроизводить алюминиевую продукцию. Причем китайский рынок более емкий, а новаяполитика сдерживания роста энергомощностей – в ближайшие десять лет на 20% планируетсяснизить электропотребление – заставит местные предприятия сосредоточиться напроизводстве продукции, где электропотребление существенно меньше.
Создание крупнейшей вмире алюминиевой корпорации, оцениваемой в 30 млрд долл., в результате слияниякомпаний «Русал» («Русский алюминий»), СУАЛ (Сибирско-Уральская алюминиеваякомпания) и крупнейшего мирового ресурсного трейдера швейцарскойгорнодобывающей компании Glencore International AG значительно повысило долю РФна мировом рынке первичного алюминия и глинозема.
На данный момент мы ужеможем видеть результаты деятельности этой компании. Строятся и открываютсяновые заводы, что создает дополнительные рабочие места для населения и улучшаетсостояние экономики в целом. В новостях от 9 октября нынешнего года прозвучало,что Русал будет строить вторую очередь алюминиевого завода в Саратове.Планируется увеличение производства алюминия на 25%.
Также «Российскийалюминий» участвует в программе развития Нижнего Приангарья. В программу входятдостройка Богучанской ГЭС и строительство нового алюминиевого завода к 2009году. Кроме того, компания намерена расширить географию своего присутствия засчет строительства новых заводов в Азии и Южной Америке.
В то же время «Российскийалюминий» демонстрирует заинтересованность в решении таких глобальных проблем, как,например, проблемы экологии, связанные с возрастающим производством алюминия.Предприятия, вошедшие в состав Объединенной компании, инвестировали более 1миллиарда долларов в мероприятия по охране окружающей среды. В 2007–2013 годахОбъединенная компания планирует выделить более 1,4 миллиардов долларов напрограммы модернизации, направленные на улучшение экологической ситуации. Этопозволит снизить выбросы загрязняющих веществ к 2015 году почти в 1,5 раза. Расширеннаяпрограмма модернизации позволит внедрить единый экологический стандарт на всехпредприятиях корпорации.
Внутренний (внутрироссийскийрынок)
На внутренний рынокпоставляется около 800 тыс. т металла из почти 3 млн. т произведенного, то есть20%.
Основными проблемами навнутреннем рынке является его очень низкая емкость, невозможность производитьалюминий высокого передела в солидных объемах, который в принципе и являетсяосновной добавленной стоимостью, что негативно влияет на другие отрасли, в частности,энергетику. При этом, несмотря на несколько устаревшие технологии, российскиепроизводственные мощности в целом в состоянии справиться с растущим спросом навнутреннем рынке в обозримой перспективе. Другое дело, что необходимостимулирование государством крупных инфраструктурных проектов, в частности, вэнергетике, на транспорте – именно там, где активно используется алюминий. Онипомогут увеличить емкость внутреннего рынка и позволят российским алюминиевым истальным компаниям более активно производить продукцию для внутреннего рынка.Пока этот процесс только набирает обороты. Можно ожидать появления некоторыхкрупных проектов, в том числе введения энергетических мощностей на ДальнемВостоке.
Чтобы появилась продукцияс высокой добавленной стоимостью, необходимо реализовать крупныеинфраструктурные проекты, например, в области транспорта. В текущей ситуациинет другого выхода, потому, чтобы активизировать спрос, надо запускатьпрограммы оборонного комплекса, авиастроения и т.д. Пока же «Русал» и СУАЛпоследние пять лет активно стимулировали потребление алюминиевых банок иавтосборочные производства, с учетом того что западные концерны сейчас активноосваивают российский рынок.
Кроме падения внутреннегоспроса на продукцию алюминиевой отрасли, еще отмечается, что российскиекомпании не столь активно поставляют на экспорт высокотехнологичную продукцию. Россиинаиболее просто и выгодно поставлять за границу первичный алюминий, чтобы изнего потом делали сплавы. Мешает выпускать продукцию высокого передела наэкспорт и позиция некоторых стран. Выход на рынок высоких переделов возможенпутем покупки иностранных компаний. И объединительная сделка поможет компаниивыйти на рынки Европы, обходя действующие ограничения, а также получить доступк дешевым и обширным источникам сырья. Если рассматривать две компании, составляющиеобъединенную компанию «Русский алюминий», то можно отметить, что СУАЛ был полностьюобеспечен ресурсной базой, даже продавал глинозем на открытом рынке, в томчисле «Русалу». В то же время «Русал» был только на 75% обеспечен собственнымглиноземом, что стимулировало компанию активно делать приобретения за рубежом –в Гвинее, Австралии, на Ямайке. Эти приобретения позволяли ей в принципе независеть от зачастую неблагоприятной рыночной конъюнктуры и цен на сырье. Теперьже, когда компании объединены, проблема снабжения сырьем практически решена.
Объединенная компанияохватывает практически 100% российского рынка алюминия. Клиенты Объединеннойкомпании находятся в 70 странах мира. Основные потребители продукции –транспортная, строительная, упаковочная отрасли промышленности.
Обстановкав Иркутской области
Доляиркутской области в производстве алюминия от общероссийского производствасоставляет 35%. На данный момент действуют алюминиевые заводы в Шелехове, Братске,Иркутске, Саянске.
В Ангаро-Енисейскойчасти района складывается крупнейший центр и товарный рынок энергоемкихотраслей цветной металлургии (легких металлов), что является наиболеехарактерной чертой ее специализации. Благодаря дешевым электроэнергии итопливу, комплексному использованию сырья, концентрации производства иприменению новейшей техники удельные капитальные вложения на тонну алюминия исебестоимость – одни из самых низких в стране. Помимо расширения действующихалюминиевых заводов в Красноярске, Братске, Шелехове и Саянске могут бытьпостроены новые заводы близ мощных гидро- и тепловых электростанций. Созданглиноземный комбинат (Ачинск) по переработке сырья Кия – Шалтырскогоместорождения (Кузнецкий Алатау). Кроме того, глинозем поступает с Урала, изКазахстана и (вырабатываемый из экспортного сырья) с Украины (Николаевскийглиноземный завод). На данный момент добыча алюминиевого сырья в Иркутскойобласти не ведется, месторождения не разведаны. Поэтому в Восточной Сибири, особенноИркутской области, требуется усиление геолого-разведочных работ по поискуалюминиевого сырья. Это позволило бы не завозить сырье с Урала, что снизило быстоимость выпускаемой продукции и увеличило бы конкурентные преимущества нашихпроизводителей.
«Российскийалюминий», крупнейший производитель алюминия в России, накануне объявил оначале строительства Тайшетского алюминиевого завода в Иркутской области. Впресс-релизе компании сообщается о том, что стоимость проекта составит до двухмиллиардов долларов, а мощность завода – около 750 тысяч тонн металла в год. В2007 году в строительство собираются вложить 200 миллионов долларов.
Первая партия алюминия будет выпущена уже в 2009 году, а само окончаниестроительства завода намечено на конец 2011 года. В пресс-релизе такжеотмечается, что строить завод, рассчитанный на трех тысяч рабочих, будут шестьтысяч человек, и для персонала построят 150 тысяч квадратных метров жилья.
Сообщается,что Тайшетский алюминиевый завод ежегодно будет выплачивать в казну Иркутскойобласти налогов на сумму свыше 55 миллионов долларов. Существовал также планстроительства в Тайшете двух алюминиевых заводов, но от него пришлось откзатьсяпо причине того, чтот это значительно ухудшило бы местную экологическуюситуацию.
Алюминиеваяпромышленность в Иркутской области преимущественно ориентирована напроизводство первичного алюминия. Первичный алюминий в чушках поставляется заграницу, например, в Китай, где он используется уже для изготовления различныхсплавов. Развитие алюминиевой промышленности возможно за счет освоенияпроизводства новых видов продукции, а также за счет реализации проектовпредприятий оборонной промышленности, строительства, энергетики. Энергетикисчитают вполне допустимым строительство еще двух алюминиевых заводов безсущественного увеличения выработки электроэнергии. Роль Китая в ближайшие годыбудет по прежнему велика, и на то существует множество причин, в числе которых– предстоящая Олимпиада. Так что прогноз, при определенной поддержкеправительства, представляется весьма благоприятным.