И. Гаспринский и "джадидизм"

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Российская академия правосудия
Казанский филиал
Факультетподготовки специалистов для судебной системы
Кафедраобщетеоретических дисциплин
РЕФЕРАТ
подисциплине: «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ТАТАРСТАНА»
на тему: И.Гаспринский и «джадидизм»
Выполнила: студентка 3курса
Проверил: проф., д.и.н.
Хабутдинов Айдар Юрьевич

Казань – 2009 г.
 

Введение
Джадидизм- (от арабского усул-и-джадид — новый метод), культурно-реформаторское иобщественно-политическое движение мусульман Поволжья, Крыма и Средней Азии вконце XIX — начале XX вв.
Вконце XIX — начале XX вв. данное движение стало господствующим вобщественно-политической жизни мусульман. Оно не было чисто религиозным илисветским, хотя имело различные течения. Оно было синтетическим, захватывающимне только систему образования, но и общественно-философской мысли, этическихнорм. Движение джадидизма относительно органично утверждало связь ислама спросвещением и наукой. Идеи джадидизма активно внедрялись среди мусульманскогонаселения при активном участии крымско-татарского просветителя И.Б.Гаспринского.
гаспринский медрес мектебджадидизм

Впоследней четверти 19 века были радикальные изменения методов преподавания вмектебах и медресе: были введены европейские методы обучения — эсулджадид(новый метод), отсюда выражение джадидизм. Наряду с религией, в мектебах сталипреподаваться также основы светских наук — арифметики, географии, а такжеродной язык, как особый предмет, рисование, придавалось большее значениеобучению письму; преподавание проводилось на татарском языке вместо прежнеготак называемого тюрки и арабского языков; обучение начиналось с изученияазбуки, поэтому оно называлось также звуковым методом; учащиеся делились наклассы, были введены экзамены, которых раньше не было. Если прежде специальныешколы для девочек были только в больших населенных пунктах, чаще всего ониобучались в доме у жены муллы (абыстая), то теперь школы открывались как длямальчиков, так и для девочек; те и другие одинаково обучались письму, тогда какраньше девочки обучались преимущественно чтению.
Учителястали более квалифицированными, ибо реформа методов преподавания постепенноохватывала и медресе, в которых готовились учителя. Джадидскими стали крупныемедресе в Казани: Мухаммадия, в котором училось около 500 шакирдов и работало20 учителей, Марджания, Апанаевское и Азимовское: в Уфе — Галия и Гусмания; вОренбурге Хусаиния, в Вятской губернии — Ижбубинское медресе, отличавшеесяпревосходной организацией учебного дела с преподаванием европейских языков, втом числе французского. В Ижбубинске было открыто медресе также для девочек.Джадидские медресе появились затем и в других городах и крупных деревнях.
Идеяобновления и европеизации жизни татарского народа, возникшая в Казани, нашла своепрактическое осуществление впервые в Бахчисарае (Крым). Великий просветительИсмаил-бей Гаспринский, начавший в 188З г. выпускать газету «Тарджеман»(переводчик), вплоть до своей смерти в 1914 г. на протяжении более 30 лет популяризовал идеи джадидизма среди тюркских народов России. «Гаспринский выдвигает лозунгтройного единства мусульманского мира России: «Единство в языке, мыслях,действиях». Но это единство является единством, не западным кем- то, авыбранным самим человеком»[1]
Гаспринскийродился в 1851 г. в деревне Гаспара около Бахчисарая (Крым) в семье небогатогодворянина. Через 4 года семья переселилась в Бахчисарай. Исмаил в 7 лет былотдан в старометодный мектеб. Затем он поступил в московское военное училище,однако, не окончив курса, вернулся в 1866 г. в Бахчисарай и стал учителем русского языка в одном из медресе. В 1871 г. Гаспринский отправился в Париж, где оноставался 2 года, потом переехал в Истанбул. Из Турции он вернулся в 1875 г. народину, полный желания служить не только своему народу, но и своей расе. В1878-1883 гг. он был городским головой. После этого Гаспринский приступ ил киздательской и литературно-педагогической деятельности. С какими трудностямипришлось ему столкнуться при этом, видно из следующих слов Гаспринского:«Целые три года входил я перед двумя губернаторами и тремя министрами сходатайствами и в течение 4-х лет ездил в Петербург для того, чтобы добитьсяразрешения на издание газеты» (имеется в виду «Тарджеман»). С другой стороны,ему приходилось бороться против невежества и фанатизма своего народа. НоГаспринский был энергичный, упорный человек и твердо верил в успех своего делаи в будущее своего народа. «Тарджеман» стал выходить и его стали читать и вКрыму, и в Истанбуле, и в Ташкенте, и в Баку, и в Казани. Мусульмане Россиипосредством «Тарджемана» знакомились и общались друг с другом и осведомлялись особытиях в культурном мире. Гаспринский стремился выработать особыйобщетюркский язык и объединить на этой основе весь тюркский мир. Осуществитьему это не удалось, но все же он добился на 3-м Всероссийском съезде мусульманв 1906 г. принятия его предложения об обязательном преподавании в последнихклассах мектебов общетюркского языка. «Тарджеман» способствовал какраспространению джадидских школ, так и появлению литераторов, педагогов,общественных деятелей и журналистов среди тюркских народов России. До 1905 г. „Тарджеман» был единственной газетой на тюрко-татарском языке в России. Появившиесяпосле 1905 г. многочисленные газеты и журналы на языках тюркских народов,особенно татарские, приняли на себя функции, которые выполнял до этого“Тарджеман» и значение последнего упало. Гаспринский умер в сентябре 1914 г.[2]
В1883 г. Гаспринский открыл первую джадидскую школу в Бахчисарае и составилучебник для обучения по новому методу. Новометодные школы стали открываться исреди татар Поволжья, Приуралья и Сибири. Гаспринский с самого начала ставилцелью выведение мировоззрения мусульман из рамок традиционной общины. В«Тарджемане» нашли отклик самые различные темы от достижений науки до открытияновометодных школ в аулах. В 1898г в Уфе проходит совещание представителейдуховенства, интеллигенции по поводу создания основ литературного татарскогоязыка и реформы просвещения.
Разумеется,джадидское движение победило не сразу и не легко, оно должно было преодолетьотчаянное сопротивление наиболее отсталой и фанатичной части мусульманскогодуховенства — кадимистов, являвшихся сторонниками старых методов. Кадимистовподдерживало царское правительство, справедливо видевшее в джадидизме путькультурного подъема татарского народа, перспективы развития его национальнойкультуры, что так пугало царизм. «Кадимисты предпочитали традиционные собрания,как свадебные туи или другие собрания — меджлисы для обсуждения джадидскойугрозы и действий против джадидов. Другими методами были рассылка и публикацияпамфлетов, и наконец, использование таких современных методов, как журналы, нов меньшей степени, чем джадиды. Кадимисты выступали против литературных имузыкальных вечеров».[3]
Гаспринскийприкладывает огромные усилия для создания светской национальной элиты.Начальная джадидская школа давала лишь первичный уровень подготовки, поэтому вконце 19 века создаются учительские курсы и джадидские медресе, как центрыподготовки новой элиты. Эти функции выполняли медресе «Хусания», «Расулия» и«Усмания» для Урала, «Муххамадия» и «Апанаевская» для Поволжья.
К1900г, можно говорить о достижении основных идей просветительского этападжадидизма. Сильный толчок джадидскому движению дали события, связанные среволюцией 1905 г., в результате которого количество реформированных школпродолжало быстро расти. Однако с наступлением реакции усилилось преследованиеджадидских школ со стороны царских властей; наиболее активные деятелипросвещения нового направления среди татар были арестованы и сосланы в Сибирьили на Север. В 1911 г. казанский губернатор в секретномциркуляре предписывал местным полицейским властям всячески препятствоватьразвитию новометодной татарской школы, распространявшей светские знания — математику, географию, историю и т. д. В циркуляре говорилось, что «задеятельностью новаторов должно вестись неослабное, неотступное наблюдение…».[4]Но ничто не могло задержать поступательного движения джадидизма, и ко времениОктябрьской революции 1917 г. большинство татарских школ были уже джадидскими.
Нарядус улучшением методов преподавания быстро росло также количество школ. В 1908 г. в Казани было 36 медресе, из них 12 высшего типа, 12 — неполного высшего типа, 12 — среднеготипа и 13 мектебов при них; в 1913 году в городе существовало 7 женскихджадидских школ, еще в 1909 г. джадские женские школы были открыты в Троицке иОренбурге. В 1909г. в Томске было создано обществомусульман-прогрессистов, распространявших свое влияние на всю Западную Сибирь.Джадиды были инициаторами первых театральных постановок на татарском языкелюбительскими объединениями, способствуя духовному развитию и расширяякультурный кругозор мусульманского населения края, которое существеннопополнилось в начале 20 века благодаря вольному и целевому переселениютюркского населения, ссылаемым сюда из других регионов.
Всемектебы и медресе содержались на средства самого населения, расходы на нихпокрывались за счет добровольных пожертвований жителей. Государство никакихсредств на них не отпускало. Народ не только строил школы, но и содержал их,отапливал и освещал, платил учителю, покупал учебники и оказывал помощь беднымдетям. Некоторые школы содержали целиком отдельныесостоятельные люди из татар. Как мектебы, так и медресе, даже реформированные,в которых изучались светские науки и европейские языки, считались религиозными;открытию татарских светских школ ставились правительством различные преграды,которые существовали вплоть до Февральской революции, точнее до 20-го марта 1917 г., когда Временным правительством было издано постановление «Об отмене вероисповедных инациональных ограничении».

Заключение
Суммируявсе вышесказанное, можно сделать вывод, что благодаря идеям Гаспринского былиоткрыты новометодные мектебы и медресе, которые были обеспечены необходимойлитературой, формируется собственная идеология и литературный татарский язык,мусульманская элита начинает получать знание русского языка, создаютсяблаготворительные общества как культурно – просветительские центры общин.Итогом является повышение уровня просвещения и общенационального светскогообразования.

Списокиспользованнойлитературы
 
1. Валидов Д., Очерки историиобразованности и литературы татар до революции 1917 г., Москва-Петроград, 1923.- 532с.
2. Давлетшин Т.Д. «СоветскийТатарстан» — Казань: «Жиен», 2005.-485с.
3. Тагиров И.Р. «История национальнойгосударственности татарского народа и Татарстана».- Казань, 2000.
4. Хабутдинов А.Ю. « МиллетОренбургского Духовного Собрания в конце XVIII- XIXвеках».-Казань: Иман, 2000.-160с.