Анализ и оценка рентабельности деятельности предприятия ОАО "Барнаульский пивоваренный завод"

Содержание
 
Введение
Глава1. Теоретические основы анализа и оценки рентабельности
1.1Показатели оценки рентабельности инвестиций и рентабельности капитала
1.2Показатели оценки рентабельности продаж
1.3Показатели рентабельности активов, методика анализа и оценка их динамики
Глава2. Анализ рентабельности деятельности ОАО «БПЗ»
2.1Краткая характеристика ОАО «БПЗ»
2.2Анализ рентабельности ОАО «БПЗ»
2.3Анализ и оценка динамики рентабельности всех активов
2.4 Анализ и оценка динамики рентабельности активовпроизводственного назначения ОАО «БПЗ»
Глава 3. Резервы повышения рентабельности активов ОАО«БПЗ»
Заключение
Списокиспользованной литературы
Приложения

Введение
Рыночная экономика определяет конкретные требованияк системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование наизменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансовогосостояния и постоянного совершенствования производства в соответствии сизменением конъюнктуры рынка.
Предприятие самостоятельно планирует (на основедоговоров, заключенных с потребителями и поставщиками материальных ресурсов)свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса напроизводимую продукцию и необходимость обеспечения производственного исоциального развития. Самостоятельно планируемым показателем в числе другихстала прибыль. Однако, нельзя полагать, что планирование и формирование прибылиосталось исключительно в сфере интересов только предприятия. Не в меньшей мерев этом заинтересованы государство (бюджет), коммерческие банки, инвестиционныеструктуры, акционеры и другие держатели ценных бумаг.
Формирование механизма жесткой конкуренции,непостоянность рыночной ситуации ставят перед предприятиями необходимостьэффективного использования имеющихся в его распоряжении внутренних ресурсов содной стороны, а с другой, своевременно реагировать на изменяющиеся внешниеусловия, к которым относятся: финансово-кредитная система, налоговая политикагосударства, механизм ценообразования, конъюнктура рынка, взаимоотношения споставщиками и потребителями. Вследствие перечисленных причин меняются инаправления аналитической деятельности.
Чтобы обеспечить высокую экономическую эффективностьпроизводства, нужна государственная экономическая политика, котораясодействовала бы формированию среды, благоприятной для хозяйственнойдеятельности и ориентировало предприятие на максимальное получение прибыли(доходов).
В экономическом анализе результаты деятельностипредприятий могут быть оценены такими показателями, как объем выпускапродукции, объем продаж, прибыль. Однако значений перечисленных показателейнедостаточно для того, чтобы сформировать мнение об эффективности деятельноститого или иного предприятия. Это связано с тем, что данные показатели являютсяабсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильнаяинтерпретация по оценке результативности может быть осуществлена лишь вовзаимосвязи с другими показателями, отражающими вложенные в предприятиесредства. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия в целом,доходности различных направлений деятельности (хозяйственной, финансовой,предпринимательской) в экономическом анализе рассчитывают показателирентабельности (или доходности).
Необходимо отметить, что показатели рентабельностиявляются важными элементами, отражающими факторную среду формирования прибылипредприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа иоценке финансового состояния предприятия.
Кроме того, показатели рентабельности применяютсяпри анализе эффективности управления предприятием, при определениидолгосрочного благополучия организации, используются как инструментинвестиционной политики и ценообразования.
Целью написания данной работы является анализпоказателей рентабельности финансово-хозяйственной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующийкруг задач:
· охарактеризоватьпоказатели оценки рентабельности инвестиций;
· рассмотретьсистему показателей рентабельности продаж;
· рассмотретьсистему показателей рентабельности активов, методика анализа и оценка ихдинамики
· провестифакторный анализ рентабельности;
· показатьрезервы повышения рентабельности активов.
Объект исследования – активы ООО «БПЗ».
Предмет исследования — методы анализа рентабельностипредприятия.

Глава 1. Теоретическиеосновы анализа и оценки рентабельности
 
1.1 Показатели оценки рентабельности инвестиций ирентабельности капитала
Масштаб величины доходов (прибыли) и инвестицийявляется главной целью любой хозяйственной деятельности в рыночных условиях.Абсолютная величина годовой прибыли не слишком убедительна. Только в случае,если прибыль сопоставляется со средним общим вложенным или оборотным капиталом,можно получить сведения о том, окупились ли инвестиции. Рентабельность, т.е.отношение прибыли к собственному, общему или оборотному капиталу, являетсяважнейшим масштабом оценки величины (силы) доходов предприятия. Следует поэтомуразличать:
· рентабельностьсобственного инвестируемого капитала;
· рентабельностьобщего капитала, т.е. рентабельность всего инвестируемого капитала;
· рентабельностьзаемного капитала [16, с. 178].
Рентабельность собственного, рабочего и общегокапитала рассчитывается по прибыли от реализации, чистой и валовой прибылиотчетного года.
Во всех случаях прибыль от реализации продукции (товаров,работ, услуг) берется за вычетом налогов из реализации. В международнойпрактике различают доход на чистую номинальную стоимость активов (ЧНСА),имеющий два альтернативных варианта, основанных на различных интерпретацияхноминальной стоимости активов. Существует чистая номинальная стоимость активов:
ЧНСА = Основной капитал по остаточной стоимости +Текущие активы – Краткосрочные обязательства или Внеоборотные активы +Оборотный капитал (Оборотные активы – Краткосрочные обязательства)
Доход = Реализация /ЧНСА
Доход = Реализация / Осн. капитал по ост. стоимости+ Оборотный капитал (Оборотные активы – Текущие обязательства)
Коэффициент ЧНСА определяет темп, с которымноминальная стоимость активов превращается в доходы от продаж. Они показываютспособность активов создавать прибыль.
Оценить эффективность использования основных иоборотных средств позволяет расчет коэффициента рентабельности активов, которыйпоказывает, сколько рублей прибыли приносит рубль всех вложенных в предприятиесредств, но этот показатель не может дать ответ, на сколько эффективнопредприятие использует собственные и привлеченные источники финансирования. />
/>  

Рис. 1.

Поэтому для ответа на вопрос эффективно липредприятие использует свои собственные средства, необходимо ли ей привлекатьдополнительные займы и кредиты позволяет расчет коэффициента рентабельностисобственных средств.
Таким образом, расчет и сопоставление между собойкоэффициентов этих трех групп позволит достаточно полно осветить эффективностьосновной деятельности предприятия, использования активов и пассивов, выявитьсложившиеся тенденции, принять решения о необходимых мероприятиях по повышениюрентабельности предприятия.
В качестве показателей эффективности использованиякапитала, активов применяются коэффициенты, которые выражают отношениереализации к общему капиталу, реализации к собственному и рабочему капиталу,прибыли к общему, собственному капиталу и рабочему капиталу:
1) Показатели эффективности хозяйственнойдеятельности:
коэффициент рентабельности капитала:
/>
При этом актив – величина капитала – усредняется запериод; коэффициент рентабельности капитала по чистой прибыли:
/>
Данные показатели отражают, какая прибыль получаетсяс единицы капитала предприятия (общая или чистая);
2) Финансовые коэффициенты рентабельности:
Рентабельность собственного капитала – данныйпоказатель отражает, сколько чистой прибыли приносят вложения в собственныйкапитал (т.е. доход собственника):
/>
Похожий показатель – рентабельность акционерногокапитала — показывает, сколько чистой прибыли предполагается на рубльакционерных средств (или средств пайщиков):
/>
Можно также рассчитать коэффициент чистой прибыли наодну акцию:
/>
Таким образом, эффективность хозяйственнойдеятельности в плане использования капитала характеризует, какую отдачу даютактивы предприятия (приносят прибавочную стоимость с рубля вложений).Эффективность вложений же обозначает доходность авансированного капиталасобственника (уставный или весь собственный капитал)[17, с. 102].
1.2 Показатели оценкирентабельности продаж
В зависимости целей, которые ставятся при анализерентабельности реализованной продукции, могут быль использованы различные видыприбыли на основание которых рассчитываются показатели R1 – R4.

/>
/>
/>
/>
В качестве знаменателя формулы также может бытьиспользован показатель всей выпущенной продукции.
Сопоставление показателей рентабельности,рассчитанных по объему реализованной и всей выпущенной продукции позволяетвыявить на сколько активно идет процесс реализации продукции на предприятии.
Динамика показателя R1 отражает изменения в политикеценообразования предприятия и способность контролировать себестоимостьреализованной продукции. С помощью методов факторного анализа определяетсяизменение рентабельности продукции за счет изменения цены продукции и еесебестоимости по следующим формулам[1]:
общее изменение рентабельности за период
/>
изменение рентабельности за счет изменения цен
/>
изменение рентабельности за счет изменениясебестоимости

/>
где z0,1 – выручка от реализации на начало и наконец года соответственно;
s0,1 – себестоимость реализованной продукции наначало и на конец года соответственно.
Различие показателей R3 и R4 выявляет влияниеналогообложения на рентабельность реализованной продукции.
Показатели R1 – R4 рассчитываются на основаниеотчета о финансовых результатах (форма №2) и не дают представления о структуреи рентабельности отдельного вида реализованной продукции, т.к. в практике напредприятие обычно производится (реализуется) несколько видов продукции (работ,услуг), при этом уровень рентабельности продукции в целом зависит от уровнярентабельности отдельного вида продукции, по этому целесообразно рассчитыватьуровень рентабельности по каждому виду продукции.
Рентабельность отдельного вида продукцииопределяется отношением прибыли от выпуска (реализации) данной продукции кполной себестоимости данного вида продукции
/>
где Rизд – рентабельность отдельного изделия; Пизд –прибыль от выпуска (реализации) данного изделия; Сизд – полная себестоимостьвыпуска данного изделия, Формула (1.8) часто используется при расчете ценыреализации продукции, т.е. предприятие определяет желаемый уровеньрентабельности и, исходя из этого формирует цену по формуле:

/>
где Z – цена продукции.
Однако в экономическом анализе рентабельностьпродукции чаще исчисляют как отношение прибыли по данному виду продукции ивыручки от его реализации:
/>
где Rед. – рентабельность единицы отдельного видапродукции;
z – цена единицы изделия;
s – себестоимость единицы изделия.
Это обусловлено тем, что при анализе рентабельностипродукции на основание коэффициента Rизд в следствие обратной зависимости междуприбылью и себестоимостью изменение себестоимости изделия отразится на этомпоказателе дважды, т.е. и через числитель и через знаменатель.
Кроме того, если предприятие имеет длительныйпроизводственный цикл или действует в условиях быстро увеличивающейся инфляции,то себестоимость и прибыль продукции могут оказаться выраженными в денежныхединицах разной покупательной способности, а рентабельность окажется завышенной[125, с. 138].
По этому, в экономическом анализе чаще используютпоказатель Rед., где в знаменателе формулы вместо себестоимости продукцииприменяются оптовые (розничные) цены предприятия. В этом случае показательрентабельности Rед. и абсолютная сумма прибыли будут изменятся равными темпамипод влиянием одних и тех же факторов, что устраняет повторный счет.
Определить рентабельность каждого вида продукции,выпускаемой (реализуемой) на предприятие, по данным бухгалтерской отчетностиневозможно.
Анализ рентабельности отдельных видов продукциинеобходим при формирование ассортимента выпускаемой (реализуемой) продукции,при изыскание возможностей получения дополнительной прибыли за счет увеличениявыпуска более рентабельной продукции.
Важным показателем в процессе анализа рентабельностипродукции является её динамика, т.к. формула рентабельности изделия зависит отдвух показателей – цены и себестоимости изделия, то изменение рентабельностиизделия необходимо рассматривать в зависимости от изменения этих двухпоказателей. Анализ рентабельности продукции на предприятие необходим, преждевсего, для принятия своевременных решений по изменению цены и себестоимостипродукции [25, с. 139].
1.3 Показатели рентабельностиактивов, методика анализа и оценка их динамики
Показателирентабельности являются основными характеристиками эффективности хозяйственнойдеятельности предприятия. Они рассчитываются как относительные показателифинансовых результатов, полученных предприятием за отчетный период.Экономическое содержание показателей рентабельности сводится к прибыльностидеятельности предприятия. В процессе анализа рентабельности исследуются уровеньпоказателей, их динамика, определяется система факторов, влияющих на ихизменение, количественно оцениваются факторные влияния.
Показателирентабельности активов рассчитываются как отношение показателей прибыли кпоказателям средних за отчетный период активов предприятия:
Ра = />,

где Р – прибыль от продажи товаров, продукции,работ, услуг;
Аср– средние активы.
Вкачестве показателя прибыли могут использоваться валовая прибыль, прибыль отпродаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль.
Вкачестве показателей активов могут использоваться величины всех активов предприятия,чистых активов, т.е. величина собственного капитала, который принято называтькапиталом предприятия.
Рентабельностьактивов — важнейший показатель эффективности деятельности коммерческойорганизации, основной норматив (т.е. средняя величина в рыночной экономике), скоторым соотносятся индивидуальные показатели предприятий для обоснования ихконкурентоспособности. Такой норматив рентабельности (или норма прибыли), какотношение бухгалтерской прибыли (прибыли до налогообложения) к общей величинеактивов, является главным показателем межотраслевой конкуренции, основнымпоказателем для определения эффективности инвестиционных проспектов. Нормарентабельности или норма прибыли имеет тенденцию к понижению и в настоящеевремя по данным зарубежных институтов экономического анализа составляетпримерно 18-20%. Отсюда в мировой рыночной экономике для определенияэффективности проектов часто используется коэффициент 0,20.
Показателирентабельности активов формируются как отношение прибыли к различнымпоказателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются: всеактивы предприятия, инвестиционный капитал, акционерный (собственный) капитал.
Данныепоказатели специфичны, они отвечают интересам всех участников бизнесапредприятия. Например, администрацию предприятия интересует отдача (доходность)всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов — отдачана инвестируемый капитал; собственников и учредителей — доходность акций и т.д.
Длятого чтобы экономический анализ имел практическое применение, он должен быть, содной стороны, комплексным, т. е. охватывать все стороны экономическогопроцесса и выявлять всесторонние причинные зависимости, влияющие надеятельность организации. С другой стороны, анализ должен обеспечить системныйподход, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная постоянноизменяющаяся система, находящаяся под воздействием ряда факторов внешней ивнутренней среды [21, с. 56].
Дляпроведения факторного анализа необходимо построить многофакторную зависимость споследующим анализом влияния каждого фактора на конечный результат. Любойфакторный анализ начинается с моделирования исходной факторной системы (типа f= x: y)и построения на ее основе многофакторной модели, т. е. с выявления конкретнойматематической зависимости между факторами. При этом должны соблюдатьсяопределенные требования:
1.Факторы, включаемые в модель, должны реально существовать и иметь конкретноеэкономическое значение.
2.Показатели, входящие в систему факторного анализа, должны иметь причинно-следственнуюсвязь с результативным показателем.
3.Факторная модель должна обеспечивать возможность количественного измерениястепени влияния конкретного фактора на обобщающий показатель.
Вфакторном анализе используют следующие наиболее часто встречающиеся модели:
1.Когда результативный (обобщающий) показатель представляет собой алгебраическуюсумму или разность факторов, применяются аддитивные модели, например:
P = N– Sпр– КР – УР,
где/>Р – прибыль от продажитоваров, продукции, услуг;
N– выручка от продаж;
Sпр– производственная себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;
КР– коммерческие расходы;
УР– управленческие расходы.
2.Мультипликативные модели применяются, когда обобщающий показатель –произведение нескольких результирующих факторов:
Pа=/>Pn*ФОа,
гдеPа –рентабельность активов;
Pn=P: N– рентабельность продаж;
ФОа= N: A– фондоотдача активов;
А– средняя стоимость активов организации за отчетный период.
3.Когда результативный показатель исчисляется делением одного фактора на другой,применяются кратные модели типа рентабельности продаж:
Pа=/> 
4.Различные комбинации вышеперечисленных моделей дают смешанные иликомбинированные модели:
У = (а + b): с, У = а: (b + с), У = а * b: с и т. д.
Впрактике экономического анализа существует несколько способов моделированиямногофакторных моделей: удлинение, формальное разложение, расширение,сокращение и расчленение одного или нескольких факторных показателей насоставные элементы.
Например,методом расширения можно построить трехфакторную модель рентабельности активоворганизации:
Ра = /> или f = a · b · c,
где N/СК –оборачиваемость собственного капитала организации;
СК/А – коэффициентнезависимости (автономии) или доля собственного капитала в общей стоимостиформирования активов организации;
СК – средняя стоимостьсобственного капитала организации за отчетный период.
Впроцессе моделирования исходной факторной системы мы получили трехфакторнуюмультипликативную модель рентабельности активов организации – модель Дюпона,которую мы будем использовать в дальнейшем анализе рентабельности активов.Рассматривая эту модель, можно сказать, что на рентабельность активов оказываютвлияние факторы: рентабельность продаж; оборачиваемость собственного капитала;доля собственного капитала в формировании активов организации.
Применяяновую форму моделирования показателя рентабельности активов, составим другуючетырехфакторную модель зависимости рентабельности активов от факторов, которуюмы также будем использовать при анализе рентабельности активов:
/>
где х = N:Sn – доля выручки,приходящейся на 1 руб. полной себестоимости продукции;
у= ОА: А – доля оборотных активов в формировании активов;
z= З: ОА – доля запасов в формировании оборотных активов;
l= Sn: З – оборачиваемостьзапасов.
Первыйфактор данной модели отражает воздействие ценовой политики организации. Онпоказывает ту базовую наценку, которая заложена непосредственно в ценереализуемой продукции, товаров, работ, услуг.
Второйи третий факторы показывают структуру активов и оборотных активов, оптимальнаявеличина которых позволяет экономить оборотный капитал.
Четвертыйфактор обусловлен величиной выпуска и реализации продукции и говорит обэффективности использования производственных запасов; физически он выражаетколичество оборотов, которое запасы совершают за отчетный период.
Дляпроведения исследования влияния факторов на конечный результат проведемфакторный анализ этой четырехфакторной модели методом цепных подстановок сиспользованием абсолютных разностей. Математически это будет выглядетьследующим образом:
/>Pа(х)= (х1 – х0) * у0* z0* l0;
/>Pа(у)= (х1 – 1) * (у1 * у0) * z0* l0;
/>Pа(z)= (х1 – 1) * у1 * (z1-z0)* l0;
/>Pа(l)= (х1 – 1) * у1 * z1* (l1– l0);
гдеPi – влияние i– го фактора на общее изменение рентабельности активов; факторы с индексом l– относятся к отчетному году; факторы с индексом 0 – к базовому (предыдущему).
Дляпроведения факторного анализа по представленной выше четырехфакторной моделинеобходимо использовать информацию из ф. № 1 «Бухгалтерский баланс» и ф. № 2«Отчет о прибылях и убытках» [27, с. 99].
актив рентабельность деятельность продажа

Глава 2. Анализ рентабельностидеятельности ОАО «БПЗ»
 
2.1 Краткая характеристика ОАО «БПЗ»
 
Полное фирменное наименование предприятия: Открытоеакционерное общество «Барнаульский пивоваренный завод».
Сокращенное фирменноенаименование: ОАО «БПЗ»
Предприятие образованопутем акционирования государственного предприятия «Завод пиво-безалкогольныхнапитков «Барнаульский», введенного в эксплуатацию в 1978 году и выпуска акцийна всю стоимость переданного Предприятию учредителем в собственность имуществапри приватизации. Предприятие зарегистрировано в Администрации Индустриальногорайона г. Барнаула 26 февраля 1993г. с присвоением регистрационного номерагосударственной регистрации № 7/99.
Основнойгосударственный регистрационный номер юридического лица: 1022201128718
Дата регистрации:23.08.2002
Наименованиерегистрирующего органа: Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогами сборам по Индустриальному району г. Барнаула Алтайского края. ОАО«Барнаульский пивоваренный завод» является правопреемником Барнаульскогопивоваренного завода, введенного в эксплуатацию в 1978 году. Миссия ОАО «БПЗ» –предоставление потребителям высококачественного пива и напитков в ассортиментеи по цене достаточных для постоянного наращивания экономического потенциала предприятия.В 2009 году перед предприятием стояли следующие цели, направленные нареализацию его миссии, а именно:
— увеличение объемовпроизводства и сбыта продукции;
— повышениеэкономической эффективности производства;
— использованиенаучно-технических достижений в пивоварении;
— обеспечениебезопасной работы предприятия;
— поддержание кадровогопотенциала в актуальном состоянии.
Место нахождения:656022 Россия, Алтайский край г.Барнаул, Трактовая 35. ОАО БПЗ не имеетфилиалов и представительств. Основная хозяйственная деятельность предприятия —производство пива(бутылочное и разливное). Мощность завода позволяетпроизводить пива – 72 млн. литров в год, солода – 13,5 тыс. тонн в год. Заводзанимает территорию общей площадью 16 га, из них 9,8 га находятся всобственности завода, полезная площадь – 42,7 тыс. м2.Производственные цеха занимают 36,63 тыс. м2. Вспомогательные цеха –7,8 тыс. м2.
Основные цеха завода:
1) солодовенный,
2) варочный,
3) бродильно-лагерный,
4) цех дображивания,
5) цех розлива в бутылочную тару,
6) участок розлива пива в КЕГи,
7) участок розлива пива в ПЭТ-бутылку,
8) тарный цех,
9) цех готовой продукции.
Варочный цех оснащен уникальными котлами из чистоймеди.
Оборудование завода состоит из импортного иотечественного.
1) Солодовенный цех и элеватор – турбовоздуходувки –производства Чехии.
2) Варочный и бродильно-лагерный цех – оборудованиена 70% производства Германии.
3) Компрессорный цех – смешанный (русская и чешскаякомпрессорная).
4) В цехе розлива пива три линии розлива в стекляннуютару (линии №1 и №3 – Россия, линия №2 – Чехия), линия розлива ПЭТ, КЕГи.
За эти годы освоено производство свыше 15наименований пива.
В настоящее время завод перешел к выпуску в основномсвоей фирменной продукции по разработкам специалистов завода: пива«Барнаульское», «Ворсин», «Златогорье», «Живое», «Привал», «Чешское»,«Жигулевское», «Golfschteiner beer», квас «Ржаная корочка» и др.
Все напитки готовятся на основе уникальных целебныхтрав Горного Алтая и горно-алтайского меда. Завод получил исключительное правопользоваться Знаком соответствия Российских стандартов.
 
2.2 Анализ рентабельности ОАО «БПЗ»
 
В современных условиях прибыль и рентабельностьявляются основными показателями успешной деятельности предприятия ипредопределяют принятие таких решений, как выход предприятия на новые рынкисбыта, переток капитала из одних отраслей в другие, то есть создают возможностидля наращивания капитала на предприятии.
По абсолютной сумме прибыли не всегда можно судитьоб уровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не толькокачество работ, но и масштабы деятельности. Поэтому для характеристикиэффективности работ предприятие наряду с абсолютной суммой прибыли используетотносительный показатель – уровень рентабельности.
Проведем анализ рентабельности ОАО «БПЗ». Для этогорассчитаем и проанализируем такие показатели, как рентабельность продаж,рентабельность активов, рентабельность основных средств и прочих внеоборотныхактивов, рентабельность собственного капитала (Таблица 2.1).
Таблица 2.1 — Анализ показателей рентабельностидеятельности ОАО «БПЗ», %Показатели Формула расчета 2007 года 2008 год 2009 года
Изменения,
(+,-) Рентабельность продаж ЧП / N х 100 10,2 13,1 17,1 +6,9 Рентабельность активов ЧП / В х 100 13,66 15,25 15,88 +2,22 Рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов ЧП / (ОС)ВА х 100
41,45
37,61
23,56
43,22
23,64
48,36
-17,81
+10,75 Рентабельность собственного капитала ЧП / СК х 100 10,1 11,1 13,2 +3,1
Построим диаграмму анализа показателейрентабельности.
/>
Рисунок 2.1- Анализ рентабельности деятельности ОАО«БПЗ» за 2007-2009 годы
Из рисунка видно, что анализ рентабельностидеятельности ОАО «БПЗ» за отчетный период дал следующие результаты.Рентабельность продаж на конец отчетного периода составила 17,1 % против 0,2 %на начало года, что оценивается положительно, поскольку характеризует основнуюдеятельность предприятия.
Рентабельность активов также возросла и наконецотчетного периода составила 15,88 %, что характеризует эффективностьиспользования всего имущества, рост прибыли.
Рентабельность основных средств уменьшилась в концеотчетного года на 17 % и составила 23,64 % против 41,45 начала периода. Этообъясняется тем, что наблюдается износом основных средств.
Рентабельность собственного капитала такжезначительно повысилась. На конец 2007 года она равна 13,2%, кроме того, посравнению с началом года она выросла на 13,1% что означает возрастание прибылина рубль вложенного собственного капитала. Этот факт оценивается положительно,т.к. говорит о повышении эффективности использования собственного капитала иобъясняется ростом прибыли.
Рост всех показателей рентабельности объясняетсяростом чистой прибыли предприятия на конец отчетного года.
2.3 Анализ и оценка динамикирентабельности всех активов
 
Главнойцелью данного исследования является выявление основных тенденций вэффективности использования активов организации и оценка достигнутого ейуровня. В процессе анализа определяются: показатель рентабельности всех активоворганизации, рентабельности составляющих их внеоборотных и оборотных активов,рассматриваются основные факторы повлиявшие на изменение эффективности ихиспользования.
Припроведении факторного анализа используются трехфакторная модель рентабельностикомпании «Дюпон» и другие мультипликативные модели рентабельности. Дляобобщающей характеристики эффективности использования активов организацииприменяются следующие показатели:
1)коэффициенты рентабельности активов организации, ее внеоборотных и оборотныхактивов;
2)общая фондоотдача активов:
3)фондорентабельность;
4)фондоотдача (основных средств и активной части основных средств).
В таблице 2.2 приведенырезультаты расчетов и динамика показателей рентабельности и эффективностииспользования активов организации за период с 2007 по 2009 гг.
Таблица 2.2 — Динамикапоказателей рентабельности и эффективности использования активов ОАО «БПЗ» за2007 – 2009 гг.№ п/п Показатели Значения показателей Абсолютные изменения (+;-) 2007г 2008г 2009г 2008-2007г 2009-2008гг А 1 2 3 4 5 1. Исходные данные: 1 Объем реализации товаров, тыс. руб. 17571 19456 25687 1885 6231 2 Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 48 1944 8806 1896 6862 3 Среднегодовая стоимость активов организации, тыс. руб. 3320 3397,5 3860,5 77,5 540,5 4 Среднегодовая стоимость оборотных активов, тыс. руб. 2086 2199 2593 133 507 5 Среднегодовая стоимость внеобортных активов, тыс. руб. 1204,5 1198,5 1267,5 -6,0 63 6 Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. 1132,5 1130,5 1207,5 -2,0 75 7 Среднегодовая стоимость активной части основных средств, тыс. руб. 961,5 895 976 -66,5 14,5 2. Расчет показателей: 8 Общая рентабельность активов (РА), % 13,66 15,25 15,88 1,59 2,22 9 Рентабельность оборотных активов (РОА), % 21,45 23,56 23,64 2,11 2,19 10 Рентабельность внеоборотных активов (РВА), % 37,61 43,22 48,36 5,61 10,75 11 Общая фондоотдача активов (ФОА), руб. 4,24 4,49 4,32 0,25 0,08 12 Фондорентабельность (ФР), % 40,00 45,82 50,77 5,82 10,77 13 Фондоотдача основных средств (ФООСП), руб. 15,51 17,21 21,27 1,06 1,40 14 Фондоотдача активной части основных средств (ФООСПА), руб. 14,64 17,03 17,11 2,39 2,47
Согласно таблицы 2.2 за весьисследуемый период, общая рентабельность активов увеличилась на 2,22% и к концу2009 года достигла значения 15,88%. Рентабельность оборотных активов за это жевремя – 23,64%, прирост составил – 2,19%. Рентабельность внеоборотных активовимела наиболее высокий уровень, который в 2009 году достиг 48,36%, также значителени абсолютный прирост – на 10,75%.
Динамику общей фондоотдачиактивов можно охарактеризовать как замедляющийся рост. В 2007 – 2008 гг.произошло увеличение этого показателя на 0,25 руб., а за 2007-2009 гг. – на0,08 руб. Значение данного показателя за 2009 год можно трактовать как отдачу скаждого рубля активов организации равную 4,32 рублям реализованных услуг.
За анализируемый периодвремени показатель фондорентабельности увеличился на 10,77% и составил 50,77%.Показатели фондоотдачи за весь период также увеличились. Абсолютный приростфондоотдачи основных средств за 2007 – 2009гг. составил 1,4 руб., а их активнойчасти – 2,47 руб., что является фактом повышения эффективности использованияосновных средств и их активной части, непосредственно участвующей впроизводственном процессе организации.
Проанализируем изменениярентабельности активов организации за период с 2007 по 2009гг. при помощитрехфакторной мультипликативной модели рентабельности компании «Дюпон»,результаты расчетов по данной модели представлены в табл. 2.3. Итак, согласнотаблицы 2.3, совокупное влияние трех факторов модели «Дюпон» на увеличениерентабельности активов ОАО «БПЗ» (за 2007-2009гг.) сложилось под воздействием:а) увеличения рентабельности продаж на 1,9%; б) роста коэффициента автономии(независимости) на 0,9%; в) снижения коэффициента оборачиваемости собственногокапитала организации на 0,58%.
Таблица 2.3 — Исходные ианалитические данные для проведения факторного анализа рентабельности активовОАО «БПЗ» за 2007-2009 гг. при помощи трехфакторной модели «Дюпон»№ Показатель Значение показателей Изменения (+,-) 2007г. 2009г. 2007-2009гг. А 1 2 3 1 Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 48 8806 160 2 Среднегодовая стоимость активов, тыс. руб. 3316,5 3860,5 544 3 Среднегодовая стоимость собственного капитала, тыс. руб. 1489 1834 345 4 Выручка от продаж, тыс. руб. 17571 25687 2618 5 Рентабельность активов, % 13,66 15,88 2,22 6 Рентабельность продаж, % 3,22 3,67 0,45 7 Коэффициент оборачиваемости собственного капиталов, количество оборотов 9,46 9,11 -0,35 8 Коэффициент автономии (доля собственного капитала на 1 руб. активов) 0,45 0,48 0,03 9 Влияние на прирост рентабельности активов рассматриваемых факторов, % – – +2,22 а Изменение рентабельности продаж (х), % – – +1,90 б Изменение коэффициента оборачиваемости собственного капитала, (у) % – – -0,58 в Изменение коэффициента автономии (независимости) (z), % – – +0,90 Баланс отклонений, % – – +2,22
Факторный анализ при помощимодели «Дюпон» выявил, что сдерживающим фактором повышения уровнярентабельности активов является замедление оборачиваемости собственногокапитала организации.
Для того, чтобы оценитьвлияние на рентабельность активов организации со стороны оборотных активов, втом числе оборачиваемости производственных запасов, применим новуючетырехфакторную модель зависимости рентабельности активов следующих факторов.
Проведем факторный анализметодом цепных подстановок с использованием абсолютных разностей.
Представим исходные расчетныеи аналитические данные проводимого анализа в табл. 2.4.

Таблица 2.4 — Анализ и оценкадинамики рентабельности активов ОАО «БПЗ» за 2007 – 2009гг. при помощичетырехфакторной модели рентабельности№ п/п Показатели Значения показателей 2007г. 2009г. А 1 2 Исходные данные 1 Прибыль от реализации Р, тыс. руб. 13793 25687 2 Выручка от продаж N, тыс. руб. 17871 25687 3 Полная себестоимость реализованной продукции Sп, руб. 3778 4 Средние остатки запасов 3, тыс. руб. 1054 1030 5 Средние остатки оборотных активов ОА, тыс. руб. 842 1742,2 6 Средние остатки активов А, тыс. руб. 1534,1 2336,7 Расчетные данные: 7 Выручка на 1 руб. себестоимости (х), руб. 1,07 1,08 8 Доля оборотных активов в формировании (у), коэф. 0,64 0,67 9 Доля запасов в формировании оборотных активов (z), коэф. 0,52 0,61 10 Оборачиваемость запасов (l), количество оборотов 12,07 9,78 11 Рентабельность активов pА 0,2295 0,2741 Оценка влияния факторов на изменение рентабельности активов (∆РА) 12 Выручка на 1 руб. себестоимости (x) – 0,0434 13 Доля оборотных активов в формировании активов, (у) – 0,0179 14 Доля запасов в формировании оборотных активов (z) – 0,0582 15 Оборачиваемость запасов (l), в оборотах – -0,0749 16 Совокупное влияние всех факторов – 0,0446
Результаты расчетов таблицы2.4 позволяют сделать вывод о том, что согласно данной модели в 2007-2009 гг.прирост рентабельности активов организации составил 4,46%. Это увеличениевызвано совокупным влиянием следующих факторов: а) ростом выручки на 1 руб.себестоимости на 4,34%; б) увеличением доли оборотных активов в общей структуреактивов организации на 1,79%; в) также увеличением доли запасов в оборотныхактивах организации на 5,82%; г) замедлением (уменьшением количества оборотов)оборачиваемости запасов на 7,49%.
Проведенный факторный анализустановил, что негативным фактором сдерживающим дальнейшее повышение уровнярентабельности, явилось замедление оборачиваемости ее производственных запасов.
 
2.4 Анализ и оценка динамикирентабельности активов производственного назначения ОАО «БПЗ»
К производственным активамотносятся остатки ОС, сырья и материалов, незавершенное производство побалансу. Динамика и структура производственного цикла организации представленав табл. 2.5(Приложение 1).
Исходя из данных таблицы 2.5,продолжительность производственного цикла за весь период сравнения увеличиласьс 31,4 до 41,7 дней. В 2007-2008 гг. общее увеличение на 1,9 дня произошло впервую очередь за счет продолжительности оборота производственных запасов на0,7 дня и оборота затрат в незавершенном производстве на 0,5 дня. На этом фоне уменьшениевремени оборота запасов готовой продукции (на 0,3 дня), привело к некоторомусокращению длительности производственного цикла до указанной выше величины.Значительное увеличение продолжительности производственного цикла за весьпериод на 10,3 дня было вызвано увеличением времени оборота всех егосоставляющих.
Оборот производственныхзапасов замедлился на 6,4 дня, запасов готовой продукции и затрат внезавершенном производстве на 3,2 и 0,7 дня.
Наибольшую продолжительность вструктуре производственного цикла занимал оборот производственных запасов. Хотядинамика этого показателя указывает на последовательное снижение его удельноговеса (на 6,6% за весь период), он, по сути, формирует продолжительностьпроизводственного цикла. Наибольшим изменением удельного веса, а также иуровней абсолютных значений подверглась продолжительность запасов готовойпродукции.

Глава 3. Резервы повышениярентабельности активов ОАО «БПЗ»
Многообразиепоказателей рентабельности определяют альтернативность поиска путей повышения.Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различнойстепенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственныхрезервов.
Прианализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних ивнутренних факторов. Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объемпотребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации ирентабельность продаж, находятся между собой в тесной функциональной связи. Длямонопродукта и моноресурса взаимосвязь этих показателей можно отразить спомощью следующей схемы:Объем продукции в стоимостном выражение (N) = Объем продукции в физических единицах(q)
/> Цена единицы продукции(Ц) Затраты на производство в денежном выражение(S) = Объем использованных ресурсов( в натуральном выражение)(z)
/> Цена единицы ресурса(С)
Доходность
(N/S) = Производительность ресурсов (q/z)
/> Возмещение затрат в цене продукта (Ц/С) Прибыль (N-S) =
Объем продукции в стоимостном выражении (q/>Ц) –
Затраты на производство в денежном выражении(z/>C)
Доходностьпроизводства продукции рассматривается как произведение коэффициентапроизводительности ресурсов и коэффициента соотношения цен единицы продукта иединицы ресурса. Последнее соотношение обычно называют финансовойпроизводительностью (дефлятором) цены, потому что оно характеризует мерувозмещения дополнительных затрат в цене реализуемой продукции в результатеповышения себестоимости ( затрат ресурсов за счет роста цен на ресурсы).
Еслипредставить взаимосвязь данных показателей в индексной форме, то появитьсявозможность обычным методами факторного анализа дать количественную оценкувлияния промышленной и финансовой производительности на доходность предприятияи прибыль.
Имеем:
/>
илив развернутом виде
/>,
гдеJ- индекс роста соответствующего показателя;
1;0-означают что показатели исчислены за отчетный и базисный периодысоответственно.
 Влияниеизменения промышленной производительности на доходность определяется методомцепных подстановок
/>,
Аналогичнорассчитывается влияние изменения финансовой производительности

/>
Вцелом общее изменения доходности за период балансируется с факторнымиотклонениями
/>.
Крупныепредприятия главное внимание обращают на проблемы контроля за изменениямипромышленной производительности и стараются снижать роль внешнего фактора(финансовой производительности). Дело в том, что одним из условий процветанияпредприятия является расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цены напредлагаемые товары. Поскольку этот процесс не сопровождается снижением цен напотребляемые ресурсы, то роль дефлятора цены в формирование доходностипредприятия понижается. Это естественным образом переключает сферу усилийруководства на контроль за изменением промышленной производительности, т.е. завнутренними факторами: снижение материалоемкости и трудоемкости, повышениеотдачи основных средств (машин, оборудования и т. д.)
Широкоиспользуемым методом управления предприятием (а точнее его производственнойдеятельностью) является анализ безубыточности. Целью анализа безубыточностимогут быть ответы на следующие вопросы:
· Какойобъем продаж следует обеспечить, чтобы не нести убытков?
· Насколькоможно снизить цены при увеличении объема, чтобы прибыль осталась на прежнеуровне?
· Каковамаксимальная величина затрат на материалы, при которой выгодно производитьпродукцию?
Анализбезубыточности является одним из наиболее важных направлений финансовогоанализа предприятия. Кроме того его применение необходимо также приформировании рентабельного ассортимента продукции на предприятии, установлениицен и разработке эффективной ценовой политики, что будет рассмотрено намиприменительно к практике деятельности российских предприятий во второй главеданной работы.
Итак,постараемся выделить основные задачи финансового анализа применительно кдеятельности российских организаций:
•Оценка текущей платёжеспособности фирмы, возможности своевременно погаситькраткосрочные обязательства.
•Оценка финансовой устойчивости, то есть возможности погасить долгосрочныекредиты, нести убытки без риска полной потери собственных вложений.
•Оценка эффективности управления имуществом.
•   Оценка прибыльности от производственной и физической деятельности.
•Анализ эффективности использования имущества.
•Оценка рискованности деятельности предприятия.
•Оценка возможностей предприятия при условии и ухудшения определённых условийдеятельности.

Заключение
1. Рентабельностьхарактеризует результативность деятельности организации. Показателирентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет фирма с каждого рублясредств, вложенных в активы предприятия. Существуют различные группировкисистемы показателей рентабельности. Мы рассмотрели одну из таких классификацийс подразделением показателей рентабельности на показатели рентабельностихозяйственной деятельности, показатели рентабельности, характеризующиефинансовую деятельность организации и показатели рентабельности продукции.
Показатели рентабельности — это важнейшиехарактеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. Поэтой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа иоценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показателирентабельности используются как инструмент инвестиционной политики иценообразования.
Основные показатели рентабельности можно объединитьв следующие группы: рентабельность инвестиций (капитала), притом как активов,так и пассивов, и рентабельность продукции, продаж (показатели оценкиэффективности управления).
2. Какмы выяснили в ходе проведения анализа, рентабельность хозяйственнойдеятельности отражает норму возмещения (вознаграждения) на всю совокупностьисточников, которые используются предприятием для осуществления своейдеятельности. Финансовая рентабельность характеризует эффективность инвестицийсобственников предприятия, которые предоставляют ему ресурсы или оставляют вего распоряжении всю или часть принадлежащей им прибыли с целью получениямаксимального дохода в будущем.
3. Показателирентабельности продукции – отношения прибыли к стоимости или себестоимостиреализованной продукции, товаров, работ или услуг могут ответить на вопросы,касающиеся определения эффективности основной деятельности предприятия попроизводству и реализации товаров, работ, услуг.
4. Нарентабельность деятельности предприятия влияют разные факторы: главные из нихэто прибыль, величина капитала, объем реализации; кроме того, факторами второгопорядка являются себестоимость, цены на продукцию, структура отгружаемойпродукции, капитало- и трудоемкость производства предприятия.
5. Еслипредприятие, посредством привлечения заемных средств, получает больше прибыли,чем должна уплатить процентов за них, то разница может быть использована дляповышения отдачи собственных средств. Если рентабельность всего капиталаменьше, чем проценты уплаченные за заемные средства, влияние заемных средств надеятельность предприятия должно быть отрицательно. Это отражено в формулеэффекта финансового рычага. Эффект финансового рычага должен изменятся впределах от 1/3 до 1/2 уровня экономической рентабельности активов и не долженбыть меньше нуля.    Тогда эффект финансового рычага способен компенсироватьналоговые изъятия и обеспечить собственным средствам рентабельность.

Список используемой литературы
 
1. Гражданский кодекс РФ. Часть первая и вторая. – М.:Энциклопедия Российского законодательства, 2001.
2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от21.11.1996г. № 129-ФЗ. (в ред. от 30.11.2006) // Собр. законодательства РФ. –1996. — № 48.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая ивторая): По состоянию на 15 сентября 2005 г. (включая изм., вступ. в силу с 1января 2006г.). – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2005. – 672 с. – (Кодексы изаконы России)
4. Положение по ведению бухгалтерского учета ибухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утверждено Приказом Минфина РФот 29.07.98 № 34н. (в ред. Приказа Минфина РФ т 24.03.2000 г. № 31н).
5. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерскаяотчетность организации» (ПБУ 4/99) Утвержденного приказом Минфина РФ от 6 июля1999г.
6. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализхозяйственной деятельности: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся поспециальностям 060500 «Бухгалтерский учет, анализ» и 060400 «Финансы и кредит»/ Н.П. Любушин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006. – 448с.
7. Когденко В.Г. Экономический анализ: учеб. Пособие длястудентов вузов, обучающихся по специальностям 060400 «Финансы и кредит»,060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 060600 «Мировая экономика», 351200«Налоги и налогообложение» / В.Г. Когденко. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006. – 390с.
8. Зенкина И.В. Теория экономического анализа: Учебноепособие. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д:Наука – Пресс, 2006. – 208 с.
9. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализахозяйственной деятельности: краткий курс. – 2-е изд., испр. — М.: ИНФРА – М,2003 – 303с. – (Серия «Высшее образование»).
10. Маренков Н.П., Веселова Т.Н. Экономический анализ.Серия «Высшее образование»: Ростов – на – Дону: Феникс, 2004. – 416с.
11. Справочник финансиста предприятия. – 4 –е изд., доп.и перераб. – М.: ИНФРА – М, 2002. – 576с.
12. Журнал «Бухгалтерский учет» 8/2007
13. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственнойдеятельности: Учеб. пособие. – М.: РИОР, 2007. – 255с.
14. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализхозяйственной деятельности: Учебное пособие. – 2 – е изд., перераб. и доп. –М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005. – 448с.
15. Сосненко Л.С. Анализ экономического потенциаладействующего предприятия. – М.: «Издательский дом (Экономическая литература)»,2004. – 208с.
16. Соколова Г.Н. Информационные технологииэкономического анализа. / Г.Н. Соколова — М.: «Экзамен», 2002г. – 320с.
17. Любушин Н.П. Анализ финансового состоянияорганизации: учебное пособие / Н.П. Любушин. – М.: ЭКСМО, 2006. – 256с. –Высшее экономическое образование.
18. Вестник ОГУ №5/май. 2006.
19. Крылов Э.И., Власова В.М., Журавкова И.В. Анализфинансовых результатов, рентабельности и себестоимости продукции: Учебноепособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 720с.
20. Пястолов С.М. Экономический анализ деятельностипредприятий. Учебное пособие для студентов экономических специальностей высшихучебных заведений, экономистов и преподавателей. — М.: Академический Проект,2003. – 573с.
21. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – 4 – е изд.,перераб. и доп. – М.: Изд – во «Бухгалтерский учет», 2002. – 528с. (Библиотекажурнала «Бухгалтерский учет»)
22. Экономический анализ: Учеб. Пособие для студентоввузов / А.А. Максютов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005. – 543с.
23. Теория экономического анализа: учебное пособие /Ю.П. Маркин. – М.: КНОРУС, 2006. — 312с.
24. Финансовый менеджмент: учебное пособие / А.Н.Гаврилова, Е.Ф. Сысоева, А.И. Барабанов, Г.Г. Чигарев. – М.: КНОРУС,2005.-336с.
25. Анализ финансовой отчетности: учеб. пособие длястудентов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалт. учет,анализ и аудит» / под ред. О. В. Ефимовой, М. В. Мельник. – 2-е изд., испр. идоп. – М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2006г. – 408 с.: табл. – (Высшее финансовоеобразование / Финансовая акад. при Правительстве РФ).
26. Донцова Л. В., Никифорова Н. А. Анализ финансовойотчетности: Практикум. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. – 144с.
27. Фомичева Л.П. Годовая бухгалтерская отчетность. –М.: Бератор, 2004. – 280с.
28. Киперман Г. Анализ оборотных активов / Г. Киперман//Финансовая газета. Региональный выпуск. – 2007. № 15. – С.14-20
29. Киперман Г. Анализ оборотных активов / Г. Киперман//Финансовая газета. Региональный выпуск. – 2007. № 16. – С.17-21
30. Киперман Г. Анализ оборотных активов / Г. Киперман//Финансовая газета. Региональный выпуск. – 2007. № 27. – С.22-27
31. Бурцев В.В. Принципы экономического анализа/ В. В.Бурцев// Современный бухучет. – 2006. — №9. – С.14-17