ТЕМА«Бюджетное право РФ»
1.Законодательный орган субъекта РФ отклонил проект закона о бюджете наочередной фин. год. В результате сроки для принятия закона о бюджете былипропущены. Областной закон о бюджете вступил в силу спустя два месяца посленачала фин. года. Оцените ситуацию. Укажите, будет ли финансироваться бюджетнаясфера в случае непринятия закона о бюджете.
ОТВЕТ: Ст. 190 БК. Временное управление бюджетом
В случае, если закон(решение) о бюджете не вступил в силу с начала текущего фин. года:
фин.орган правомочен ежемесячно доводить до главных распорядителей бюджетныхсредств бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в размере, непревышающем одной двенадцатой части бюджетных ассигнований и лимитов бюджетныхобязательств в отчетном фин году;
иныепоказатели, определяемые законом (решением) о бюджете, применяются в размерах(нормативах) и порядке, которые были установлены законом (решением) о бюджетена отчетный фин. год;
порядокраспределения и (или) предоставления межбюджетных трансфертов другим бюджетамбюджетной системы РФ сохраняется в виде, определенном на отчетный фин. год.
2.Если закон (решение) о бюджете не вступил в силу через три месяца после начала фин.года, фин. орган организует исполнение бюджета при соблюдении условий,определенных п. 1 настоящей статьи.
Приэтом фин. орган не имеет права:
доводитьлимиты бюджетных обязательств и бюджетные ассигнования на бюджетные инвестициии субсидии юридическим и физическим лицам, установленные настоящим Кодексом;
предоставлятьбюджетные кредиты;
абзац пятый утратил силу;
осуществлятьзаимствования в размере более одной восьмой объема заимствований предыдущего фин.года в расчете на квартал;
формироватьрезервные фонды.
Исходяих выше сказанного бюджетная сфера в случае непринятия закона о бюджете будетфинансироваться.
2.Группойдепутатов Государственной Думы РФ был подготовлен законопроект о внесенииизменений в закон “О федеральном бюджете”. Он предусматривал введение целевогофедерального налога и повышение ставок действующих вывозных таможенных пошлин вцелях увеличения доходов бюджета в текущем году.
Оценитеправомерность ситуации. Возможно ли внесение изменений в действующий закон “Офедеральном бюджете”.
ОТВЕТ:Ст. 212 БК. Внесение изменений в ФЗ о ФБ натекущий фин. год и плановый период.
1. Пр-во РФ разрабатывает и представляет в ГосударственнуюДуму проекты ФЗ о внесении изменений в ФЗ о ФБ на текущий фин. год и плановыйпериод по всем вопросам, являющимся предметом правового регулированияуказанного ФЗ.
Одновременнос проектом указанного ФЗ Пр-вом РФ представляются следующие документы иматериалы:
ожидаемыеитоги социально-экономического развития в текущем фин году и уточненный прогнозсоциально-экономического развития в плановом периоде;
сведенияоб исполнении ФБ за истекший отчетный период текущего фин. года;
оценкаожидаемого исполнения ФБ в текущем фин году;
пояснительнаязаписка с обоснованием предлагаемых изменений в ФЗ о ФБ на текущий фин. год иплановый период.
2.Субъекты права законодательной инициативы в соответствии с Конституцией РФ могутвносить проекты ФЗ о внесении изменений в ФЗ о ФБ на текущий фин. год иплановый период в части, изменяющей основные характеристики и ведомственнуюструктуру расходов ФБ в текущем фин году, в случае превышения утвержденного ФЗо ФБ на текущий фин. год и плановый период общего объема доходов без учетанефтегазовых доходов ФБ и доходов от управления средствами Резервного фонда иФонда национального благосостояния более чем на 10 % при условии, что Пр-во РФ невнесло в Государственную Думу соответствующий законопроект в течение 10 дней содня рассмотрения Государственной Думой отчета об исполнении ФБ за период, вкотором получено указанное превышение.
Ситуация не правомерна,изменения не возможны
3.В ходе исполнения бюджета субъекта РФ произошло снижение объема поступленийдоходной части. В связи с этим общий объем финансирования сократился на 12%годовых назначений. Территориальное отделение Федерального казначейства РФвыдало предписание о блокировке отдельных расходных статей бюджета субъекта РФ.За счет сэкономленных средств планировалось осуществить полное финансированиесоциально значимых региональных программ.
Оценитеправомерность действий Федерального казначейства.
ОТВЕТ:Ст. 231 БК. Блокировка расходов бюджета
1. Блокировка расходов бюджета — сокращение лимитов бюджетныхобязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ вподтверждении принятых бюджетных обязательств если бюджетные ассигнования всоответствии с законом (решением) о бюджете выделялись главному распорядителюбюджетных средств (субъект РФ, муниципальное образование или другой получательбюджетных средств) на выполнение определенных условий, однако к моментусоставления лимитов бюджетных обязательств либо подтверждения принятыхбюджетных обязательств эти условия оказались невыполненными.
2. Блокировка расходов бюджета осуществляется также привыявлении органом, исполняющим бюджет, и органами государственного фин.контроля фактов нецелевого использования бюджетных средств.
3. Блокировка расходов бюджета осуществляется по решениюруководителя фин. органа на любом этапе исполнения бюджета.
4. Блокировке могут быть подвергнуты:
расходыбюджета исключительно в размерах, в которых их финансирование было связаноусловиями, определенными настоящим Кодексом либо законом (решением) о бюджете.Блокировка расходов бюджета, финансирование которых не было связано условиями,определенными настоящим Кодексом либо законом (решением) о бюджете, являетсянарушением бюджетного законодательства, если не было фактов нецелевогоиспользования бюджетных средств;
расходыбюджета, по которым выявлены факты нецелевого использования.
5.Руководитель фин. органа отменяет решение о блокировке расходов по ходатайствусоответствующего главного распорядителя бюджетных средств или другогополучателя бюджетных средств только после выполнения последним условий,невыполнение которых повлекло блокировку расходов.
Вывод:Согласно ст.154 БК Федеральное казначейство осуществляет бюджетные полномочияпо кассовому обслуживанию исполнения бюджета, и не может блокироватьсамостоятельно отдельные расходные статьи бюджета субъекта, это прерогативаоргана исполняющего бюджет, и органа государственного фин. контроля.
4.В ходе исполнения ФБ бюджетный дефицит превысил планируемый уровень. Для его преодоленияПр-во РФ приняло следующие меры:
—выпустило краткосрочный государственный заем в виде ценных бумаг,
—сократило финансирование целевой программы “Дети России”,
—использовало средства Резервного фонда Президента для финансированияприоритетных направлений.
Оценитеправомерность действий Пр-ва РФ.
ОТВЕТ:Ст. 94 БК. Источники финансирования дефицита ФБ
1. Всостав источников внутреннего финансирования дефицита ФБ включаются:
разницамежду средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг РФ,номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, и средствами, направленнымина их погашение;
разницамежду полученными и погашенными РФ в валюте РФ бюджетными кредитами,предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы РФ;
разницамежду полученными и погашенными РФ в валюте РФ кредитами кредитных организаций;
разницамежду полученными и погашенными РФ в валюте РФ кредитами международныхфинансовых организаций;
изменениеостатков средств на счетах по учету средств ФБ в течение соответствующего фин.года;
иныеисточники внутреннего финансирования дефицита ФБ.
Всостав иных источников внутреннего финансирования дефицита ФБ включаются:
поступленияот продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности РФ;
поступленияот реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценныхкамней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение;
курсоваяразница по средствам ФБ;
объемсредств, направляемых на исполнение государственных гарантий РФ в валюте РФ, вслучае, если исполнение гарантом государственных гарантий РФ ведет квозникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либообусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;
разницамежду средствами, полученными от возврата предоставленных из ФБ юридическимлицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из ФБ юридическим лицамбюджетных кредитов в валюте РФ;
разницамежду средствами, полученными от возврата предоставленных из ФБ другим бюджетамбюджетной системы РФ бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из ФБ другимбюджетам бюджетной системы РФ бюджетных кредитов в валюте РФ;
разницамежду суммой средств, полученных от возврата бюджетных кредитов за счет средствцелевых иностранных кредитов (заимствований), предоставленных внутри страны, исуммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счет средств целевыхиностранных кредитов (заимствований);
разницамежду суммой средств, полученных от возврата предоставленных внутри страныпрочих бюджетных кредитов (ссуд), и суммой предоставленных внутри страны прочихбюджетных кредитов;
прочиеисточники внутреннего финансирования дефицита ФБ.
Вывод:Действия Пр-ва не правомерны в отношении сокращения финансирования целевойпрограммы.
5.Комитет по культуре Администрации Санкт-Петербурга объявил конкурс на правополучения заказа на выполнение монтажных работ системы пожарной сигнализациикинотеатра “Слава” на сумму 500 тыс. руб. Конкурс выиграло ЗАО “Спецстрой”.Составьте проект договора и укажите особенности финансовых правоотношений.
ОТВЕТ: Вывод: Особенностью финансовыхправоотношений является то, что оплата выполненных работ услуг, осуществляетсятолько по выполнению оных (через казначейство только после подписания Актов оприемке и выполнению услуг (работ)). Договор –обычный (типовой) тольконазывается ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ.
6.Назовите особенности формирования бюджета закрытого территориальногообразования (ЗАТО).
ОТВЕТ: Закон РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 «О ЗАТО „
Ст. 5.1. Составление, утверждение иисполнение бюджета ЗАТО
1. Составление, утверждение и исполнение бюджета ЗАТО осуществляются в порядке, установленномБюджетным кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ним нормативнымиправовыми актами федеральных органов государственной власти, органовгосударственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления ЗАТО, с учетом особенностей, установленных настоящейстатьей.
2. Межбюджетные трансферты бюджетам ЗАТОиз ФБ выделяются с учетом финансирования дополнительных расходов, связанных сособым режимом безопасного функционирования ЗАТО.
Дополнительныерасходы и (или) потери бюджетов ЗАТО,связанные с их статусом, компенсируются из ФБв порядке, устанавливаемом Пр-вом РФ.
Указанныедополн. средства не учитываются при распределении межбюджетных трансфертов из ФБи бюджетов субъектов РФ.
Объемыи формы межбюджетных трансфертов из ФБ бюджетам ЗАТОутверждаются ФЗ о ФБ на очередной фин. год.
3. Кассовое обслуживание исполнения бюджета ЗАТО осуществляется органами федеральногоказначейства.
7.Покажите особенности финансово-правового статуса :
—бюджетного учреждения,
—казенного предприятия,
—государственного унитарного учреждения (предприятия).
ОТВЕТ: бюджетное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение,финансовое обеспечение выполнения ф-ций которого, в том числе по оказаниюгосударственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам всоответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счетсредств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
Ст. 161. Бюджетное учреждение
1. Бюджетное учреждение — организация, созданная органамигосударственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ,органами местного самоуправления для осуществления управленческих,социально-культурных, научно-технических или иных ф-ций некоммерческогохарактера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета илибюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов ирасходов.
2.Организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на правеоперативного управления, за исключением казенных предприятий и автономныхучреждений, в целях настоящего Кодекса признаются бюджетными учреждениями.
3. В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходыбюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетныхфондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числедоходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использованиягосударственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетнымучреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности.
4. При уменьшении уполномоченными органами государственнойвласти в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенныхцелевым назначением для финансирования договоров, заключаемых бюджетнымучреждением, бюджетное учреждение и другая сторона подобного договора должнысогласовать новые сроки, а если необходимо и другие условия договора. Сторонадоговора вправе потребовать от бюджетного учреждения только возмещенияреального ущерба, причиненного изменением условий договора.
5. На основе прогнозируемых объемов предоставлениягосударственных или муниципальных услуг и установленных нормативов финансовыхзатрат на их предоставление, а также с учетом исполнения сметы доходов ирасходов отчетного периода бюджетное учреждение составляет и представляет бюджетнуюзаявку на очередной фин. год, которая подается на утверждение главномураспорядителю или распорядителю бюджетных средств.
6. Бюджетное учреждение использует бюджетные средства всоответствии с утвержденной сметой доходов и расходов.
Бюджетноеучреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно врасходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников.
7. Бюджетное учреждение, подведомственное федеральным органамисполнительной власти, использует бюджетные средства исключительно черезлицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством.
8. Бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты(займы) у кредитных организаций, других юридических, физических лиц, избюджетов бюджетной системы РФ.
9.Бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика посвоим денежным обязательствам.
Бюджетноеучреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных висполнительном документе, в пределах доведенных ему соответствующих лимитовбюджетных обязательств и средств, полученных от предпринимательской и инойприносящей доход деятельности.
ГУП –коммерческая организация созданная госорганами,
бюджетноеучреждение и казенное предприятие — некоммерческие организации
ТЕМА “Бюджетныйпроцесс в РФ»
1.Президентза 5 месяцев до начала фин. года организовал работу по доведению допредставительных и исполнительных органов власти субъектов Федерацииинструктивных писем об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов наследующий фин. год. МинФин РФ внесло соответствующие изменения в проект законао ФБ и представило его в Пр-во РФ на рассмотрение. Дайте правовой анализситуации на основе Бюджетного кодекса РФ. Обоснованы ли действия вышеуказанныхсубъектов по составлению проекта бюджета.
ОТВЕТ: Согласно ст.170 БК Президентнаправляет Федеральному Собранию РФ бюджетное послание не позднее марта года,предшествующего очередному фину году, т.е.: не инструктивные письма об особенностяхсоставления расчетов к проектам бюджетов, а бюджетное послание в которомопределяется бюджетная политика РФ на очередной фин. год и плановый период.
Согласно ст. 165: Минфинорганизует составление и составляет проект ФБ, представляет его в Пр-во РФ, принимаетучастие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;
Согласност. 171 БК:
1.Составление проектов бюджетов — исключительная прерогатива Пр-ва РФ, высшихисполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местныхадминистраций муниципальных образований.
2.Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют МинФин РФ,финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.
Вывод:действия Президента не обоснованы, действия других участников бюджетногопроцесса обоснованы.
2.Пр-во РФ внесло коррективы в проект закона о ФБ и направило его на рассмотрениев МинФин, которое передало его 27 августа в 10 часов утра в ГосударственнуюДуму. При этом Министерством финансов была приложена служебная записка о том,что прогноз социально-экономического развития страны будет прислан не позднееследующего дня. Оцените правомерность действий Пр-ва РФ и Министерствафинансов.
ОТВЕТ:Ст. 194. Принятие к рассмотрению проекта ФЗ о ФБ на очередной фин. год и плановыйпериод ГосДумой
1.Проект ФЗ о ФБ на очередной фин. год и плановый период считается внесенным всрок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 26 августа текущегогода.
Одновременноуказанный законопроект представляется Президенту РФ.
Вывод:Действия Пр-ва РФ не правомерны
3.При рассмотрении в первом чтении проекта закона о ФБ предложено повыситьминимальный размер оплаты труда и проиндексировать пенсии. МинФин внеслозаконопроект об одновременном повышении ставки подоходного налога. ДепутатыГосударственной Думы с этим не согласились. Оцените ситуацию.
ОТВЕТ:Ст. 199 БК. Предмет первого чтения проекта ФЗ о ФБна очередной фин. год и плановый период
1. При рассмотрении Государственной Думой проекта ФЗ о ФБ наочередной фин. год и плановый период в первом чтении обсуждается его концепция,прогноз социально-экономического развития РФ, в том числе указываемые вфедеральном законе о ФБ прогнозируемый объем валового внутреннего продукта иуровень инфляции, положенные в основу формирования основных характеристик ФБ, иосновные направления бюджетной и налоговой политики.
2.Предметом рассмотрения проекта ФЗ о ФБ на очередной фин. год и плановый периодв первом чтении являются основные характеристики ФБ, к которым относятся:
прогнозируемыйв очередном фин году и плановом периоде общий объем доходов с выделениемпрогнозируемого объема нефтегазовых доходов ФБ;
приложениек федеральному закону о ФБ на очередной фин. год и плановый период,устанавливающее нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетнойсистемы РФ на очередной фин. год и плановый период в случае, если они неутверждены настоящим Кодексом;
общийобъем расходов в очередном фин году и плановом периоде;
условноутверждаемые расходы в объеме не менее 2,5 %а общего объема расходов ФБ напервый год планового периода и не менее 5 % общего объема расходов ФБ на второйгод планового периода;
объемнефтегазового трансферта в очередном фин году и плановом периоде;
верхнийпредел государственного внутреннего и внешнего долга РФ на конец очередного фин.года и каждого года планового периода;
нормативнаявеличина Резервного фонда в очередном фин году и плановом периоде;
дефицит(профицит) ФБ.
Приутверждении основных характеристик ФБ на очередной фин. год и плановый периодуказываются прогнозируемый в соответствующем фин году объем валовоговнутреннего продукта и уровень инфляции (потребительских цен) (декабрь кдекабрю предыдущего года).
Вывод:Депутаты не согласились с предложениями обосновано ввиду того что данныевопросы не являются предметом первого чтения Бюджета.
4.При рассмотрении во втором чтении проекта закона о ФБ не была принята Программавнешних и внутренних заимствований. Было предложено создать согласительнуюкомиссию, включив в нее представителей субъектов Федерации, Всемирного банка ипредставителей Президента по округам. Оцените ситуацию.
ОТВЕТ: Если проект ФЗ о ФБ на очередной фин. год во втором чтении отклонен, то Госдумав соответствии с п. 3 статьи 205 передает указанный законопроект всогласительную комиссию. Работа согласительной комиссии осуществляется впорядке, установленном статьей 203 Кодекса.
Вывод:Членами согласительной комиссии могут быть представители только ГосДумы, СоветаФедерации и Пр-ва РФ.
5.В течение 35 дней со дня принятия законопроекта о ФБ в первом чтении Госдумарассмотрела указанный проект во втором чтении и утвердила распределениерасходов ФБ по всем уровням ведомственной классификации. Какие комитеты икомиссии принимают участие во втором чтении? Какие предложения могут бытьвнесены в Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам субъектами права впорядке законодательной инициативы.
ОТВЕТ:Ст. 205 БК.Рассмотрение во втором чтении проекта ФЗ о ФБ на очередной фин. год и плановыйпериод
Субъектыправа законодательной инициативы направляют поправки по предмету второго чтенияв Комитет по бюджету.
Втечение 10 дней Комитет по бюджету готовит сводные таблицы поправок поразделам, подразделам, целевым ст.м, видам расходов классификации расходов ФБ,рассматриваемым во втором чтении, и направляет указанные таблицы всоответствующие профильные комитеты и в Пр-во РФ.
4. Рассмотрение поправок по предмету второго чтения поразделам, подразделам, целевым ст.м и видам расходов классификации расходовбюджетов РФ проводится в Комитете по бюджету и соответствующем профильномкомитете.
Профильныйкомитет рассматривает направленные ему Комитетом по бюджету таблицы поправок ипредставляет результаты рассмотрения поправок в Комитет по бюджету, которыйрассматривает указанные материалы, принимает решение, формирует сводные таблицыпоправок, рекомендованных к принятию или отклонению, и выносит их нарассмотрение ГосДумы. Порядок взаимодействия комитетов ГосДумы при рассмотрениипроекта ФЗ о ФБна очередной фин. год и плановый период и порядок согласованияразногласий между ними определяются Регламентом ГосДумы.
Рассмотрениепоправок по межбюджетным трансфертам бюджетам государственных внебюджетныхфондов РФ осуществляется Комитетом по бюджету.
Поправкипо межбюджетным трансфертам бюджетам субъектов РФ рассматриваются в Комитете побюджету только после их предварительного рассмотрения Комитетом СоветаФедерации по бюджету.
5.Поправки субъектов права законодательной инициативы, предусматривающиеизменение бюджетных ассигнований на реализацию федеральных целевых программ ибюджетных инвестиций в объекты государственной собственности РФ, включение впроект ФБ бюджетных ассигнований на реализацию федеральных целевых программ ибюджетных инвестиций в объекты государственной собственности РФ, не предусмотренныхуказанным проектом, изменение объема межбюджетных трансфертов бюджетамотдельных субъектов РФ(муниципальных образований), предоставление средств ФБ конкретнымюридическим лицам, не рассматриваются без заключения Пр-ва РФ.
Вывод:Во втором чтении принимают участие: Комитет по бюджету, Профильные комитеты,Комитет Совета Федерации по бюджету, Пр-во РФ, субъекты права законодательнойинициативы (депутаты, высшие должностные лица субъекта РФ (руководители высшегоисполнительного органа государственной власти субъекта РФ) представительныеорганы местного самоуправления, члены Совета Федерации Федерального собранияРФ). В комитет по бюджету могут бытьвнесены поправки по по разделам, подразделам, целевым ст.м и видам расходовклассификации расходов бюджетов РФ.
6.Госдума при рассмотрении в третьем чтении законопроекта о ФБ на 2003 годутвердила распределение расходов ФБ по подразделам функциональнойклассификации, а также распределение средств федерального фонда финансовойподдержки субъектов РФ по субъектам Федерации и муниципальным образованьям.
ОТВЕТ: где вопрос то????Тема “Налоговоеправо РФ”
1.Госналогслужба Фрунзенского района СПб направила требование АО “Версаль” опредоставлении документов для проведения налоговой проверки в срок до 01.01.01АО “Версаль” документы в срок не представило. Рассмотрите ситуацию и найдитерешение.
ОТВЕТ:
Порядок истребования уналогоплательщика документов для проведения налоговой проверки, а такжепоследствия, связанные с неисполнением законного требования налогового органа,урегулированы статьей 93 НК РФ.
Для разрешения заданнойситуации будут иметь существенное значение следующие обстоятельства:
необходимо установитьпричину непредоставления документов организацией:
— возможно, организацияуказанное требование не получила – согласно п. 1 статьи 93 документыистребуются посредством вручения соответствующего требованияналогоплательщику (его представителю). Таким образом, надо выяснить вручалосьли требование налогоплательщику (его представителю). Представителемналогоплательщика не может признаваться любое лицо: без доверенности действуеттолько генеральный директор (директор) организации; иные лица – должныдействовать на основании доверенности.
Учитывая это, налоговыеорганы сейчас направляют требования о предоставлении документов также на адресрегистрации генерального директора (директора) организации как физического лица(т.е. на домашний адрес).
— возможно, организацияуведомляла налоговую инспекцию о том, что связь с организацией можетосуществляться по адресу отличному от адреса государственной регистрации(юридического адреса). Такой (другой) адрес мог быть также указан, например, наналоговых декларациях организации, тогда налоговый орган будет считатьсянадлежащим образом уведомленным о наличии другого адреса у налогоплательщика.Имеются примеры положительных для организаций судебных решений на такой случай:налоговая инспекция должна направлять требование не только по адресугосударственной регистрации организации – но по всем известным адресам.
— имела ли организациявозможность предоставить истребованные документы в установленный срок: должнобыть как минимум 10 дней для исполнения требования (п.3 ст. 93 НК РФ) – впротивном случае это может рассматриваться как нарушение прав налогоплательщика;каков объем истребованных документов – при невозможности исполнить требование вустановленный срок – организация может уведомить (в течение дня, следующего заднем получения требования) о невозможности исполнения требования и просить опродлении сроков представления документов.
последствия вотношении налогоплательщика могут быть следующими:
— налоговый орган можетпровести выемку необходимых документов в порядке статьи 94 НК РФ;
— налогоплательщик можетбыть привлечен к налоговой ответственности в соответствии со статьей 126 НК РФ(из расчета 50 рублей за каждый непредставленный документ);
— наряду с применениемответственности по статье 126 НК РФ налоговые органы зачастую также доначисляютналоги и привлекают к ответственности по статье 122 НК РФ (из расчета 20% отсумм неуплаченных налогов) – это может быть обжаловано; имеются примерыположительных для налогоплательщиков судебных решений по такого рода делам,т.к. налоговые органы нередко допускают многочисленные нарушения при разрешении такого рода ситуаций и выносят необоснованные решения.
Кроме того,налогоплательщик может предоставить затребованные налоговым органом документыуже в ходе проведения проверки (т.е. формально с нарушением сроков – поотношению к тем, что указаны в требовании), которым налоговый орган обязанбудет дать оценку и учесть при вынесении решения.
2.При проведении документальной проверки ООО “Трио” было выявлено отсутствиебухгалтерского учёта и неуплата налогов. Определите меры ответственности.
ОТВЕТ:
В зависимости отфактических обстоятельств дела к налогоплательщику могут быть примененысанкции, предусмотренные статьей 120 НК РФ (за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения) или санкции, предусмотренныестатьей 122 НК РФ (за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора)).
Для оценки обоснованностиили необоснованности привлечения налогоплательщика к ответственности по статье120 или статье 122 НК РФ – необходимо более ясно представлять: в чем именновыразилось нарушение (т.е. фактически, что вменяется налоговой инспекциейналогоплательщику в вину – это, как правило следует из мотивировочной частиакта (и впоследствии решения) налоговой проверки). Из условий задачи о тех илииных правовых последствиях можно говорить весьма условно, т.к. даже не указаноза какой период времени проводилась выездная (ранее называлась –документальная) проверка: это существенно для дифференциации правонарушения постатье 120 НК РФ: размер ответственности может зависеть от того, на протяжениискольких налоговых периодов допущены нарушения (п. 1 или п. 2 статьи 120 НКРФ).
Все указанныеобстоятельства имеют существенное значение при защите прав налогоплательщика:неправильная квалификация (что нередко случается на практике) налоговымиорганами правонарушения – грозит отменой решения, вынесенного по результатамналоговой проверки.
3.Имеет ли право налоговая инспекция применять санкции за допущенную недоплатуНДС, если у организации имеется переплата в бюджет по другим налогам.
ОТВЕТ:
В данном случае необходимовыяснить: по каким налогам имеется переплата. Если речь идет о налогах одногоуровня (федеральные, территориальные, местные; раньше налоговые органыпроводили зачет переплат на недоимки только между бюджетами, а не по уровнюналогов: т.е. например, не зачитывали переплату по налогу на прибыль втерриториальный бюджет в счет недоимки по НДС; теперь иной порядок – с01.01.2008 года: абзац 2 п. 1 статьи 78 НК РФ) – то применение санкций будетнеобоснованно. Налоговый орган должен учесть переплату по налогам всоответствии с положениями п. 5 статьи 78 НК РФ (самостоятельно), ноналогоплательщик не лишен при этом права подать в налоговую отельное заявлениео зачете переплаты в счет недоимки.
4.Проверкой установлено, что АО занизило прибыль на 1 млн. руб. Какие финансовыесанкции должны быть применены к АО?
ОТВЕТ:
В соответствии с главой25 НК РФ прибыль является объектом налогообложения для исчисления налога наприбыль.
С 01.01.2009 года ставканалога на прибыль = 20%, ранее 24%.
Таким образом, сумма неуплаченногоналога = 1 000 000 х 24% = 240 000 рублей (или 200 000рублей соответственно).
Организация может бытьпривлечена к ответственности в соответствии со статьей 122 НК РФ в размере 20%от неуплаченной суммы налога (сбора): 240 000 (200 000) х 20% =48 000 (40 000) рублей.
При ответе на данныйвопрос необходимо учитывать, что привлечение за неуплату налога по ст. 122 НКРФ возможно по итогам налогового периода (т.е. если за тот или иной календарныйгод выявлена неуплата налога на прибыль: налог исчисляется по году), по итогам1 квартала, полугодия и 9 месяцев исчисляются авансовые платежи и привлечение кответственности за неуплату авансовых платежей по статьей 122 НК РФнеправомерно.
5.При проверке ООО “Игрек” инспектор налогослужбы принял решение о предъявленииштрафных санкций за занижение прибыли. Руководитель ООО не согласен с этимрешением. Как он должен действовать?
ОТВЕТ:
Необходимо обжаловатьрешение по итогам налоговой проверки в установленном порядке. С 01.01. 2009года решение налогового органа изначально обжалуется в обязательном порядкевышестоящий налоговый орган (в Управление ФНС РФ по субъекту РФ) и только послеэтого (при несогласии налогоплательщика с вынесенными решениями) – в судебномпорядке (в арбитражный суд). При несоблюдении обязательного досудебного порядкаобжалования решения налогового органа арбитражный суд оставит заявлениеналогоплательщика без рассмотрения.
6.За полгода на предприятии проведено АО 4 выездных налоговых проверки. Впоручениях на проведение проверок каждый раз указывается различная тематика.Правомерно ли это?
ОТВЕТ:
Общие принципы проведениявыездных налоговых проверок закреплены в статье 89 НК РФ.
Пункт 5 содержитимперативную норму, согласно которой налоговые органы не вправе проводить 2и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тотже период.
Кроме того, в абзаце 2данного п. содержится также специальная норма, в соответствии с которойналоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более2-х выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключениемслучаев принятия решения руководителем ФНС РФ о необходимости проведениявыездной налоговой проверки налогоплательщика
сверх указанногоограничения.
В данном случае дляоднозначного ответа на поставленный вопрос необходимо более четко представлятьусловия проведения повторных проверок (возможно, имеет место решениеруководителя ФНС) или, наоборот, это пример абсолютного произвола со стороныналоговой инспекции.
7.Госналогслужба требует уплаты НДС с сумм, полученных предприятием по ценнымбумагам акционерных обществ и банковским депозитам. Правомерны ли этитребования?
ОТВЕТ:
Нет, неправомерны: т.к.не отвечают требованиям статей 39, 146, 149 НК РФ.
8.Предприятие получило по договору займа денежные средства сроком на 3 месяца,после чего полученные средства были возвращены. Правомерно ли требование обуплате НДС при получении и возврате денег?
ОТВЕТ:
Нет, неправомерно, т.к.операции по получению и возврату суммы займа не облагаются НДС, требованиеналоговой инспекции не отвечают положениям статей 39, 146, 149 НК РФ.
9.Гражданин РФ получил материальную помощь на предприятии, где он работает, всвязи с гибелью имущества в результате пожара. Должен ли он платить подоходныйналог с этой суммы?
ОТВЕТ:В п. 8 ст. 217 НК РФ установлено, что не подлежатналогообложению НДФЛ (освобождаются от налогообложения) суммы единовременнойматериальной помощи, оказываемой налогоплательщикам в связи со стихийнымбедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещенияпричиненного им материального ущерба или вреда их здоровью на основании решенийорганов законодательной (представительной) и (или) исполнительной власти,представительных органов местного самоуправления либо иностраннымигосударствами или специальными фондами, созданными органами государственнойвласти или иностранными государствами, а также созданными в соответствии смеждународными договорами, одной из сторон которых является РФ,правительственными и неправительственными межгосударственными организациями.
СогласноОпределению Верховного Суда РФ от 26.05.2004 по делу N 74-Г04-6 в п. 8 ст. 217НК РФ не содержится ограничений, касающихся источника средств оказанияматериальной помощи. В ней речь идет не о субъектах, оказывающих материальнуюпомощь, не облагаемую налогом, а определяются условия, при которыхналогоплательщик не несет обязательств по уплате НДФЛ.
Такимиусловиями для налогоплательщика являются, в частности,
— факт оказания ему матпомощи как пострадавшему в результате стихийного бедствияили другого чрезвычайного обстоятельства;
– наличие решения органов государственной или муниципальной власти, которымустановлен факт стихийного бедствия и которое служит основанием дляосвобождения от налогообложения сумм единовременной материальной помощи.
Исходяиз сформулированных условий задачи, можно сделать вывод, что высока вероятностьвозникновения разногласий с налоговым органом в части уплаты НДФЛ и,следовательно, у организации (которая по отношению к работнику являетсяналоговым агентом) существуют неблагоприятные налоговые риски. Поскольку пообщему правилу именно предприятие (как налоговый агент и источник выплатыдохода) должно удержать НДФЛ и перечислить его в бюджет, а в случаеневозможности – уведомить о таких обстоятельствах налоговый орган.
10.При совместной проверке налоговой инспекции и налоговой полиции была выявленазначительная сумма недоплаты подоходного налога АО “Стройинвест”. На егорасчетном счете денег не оказалось. Оцените ситуацию и составьте необходимыедокументы, применив ст. 46, 47 Налогового кодекса РФ.
ОТВЕТ:
В соответствии сположениями статьей 46,47 НК РФ налоговым органом должны быть подготовлены ипоследовательно произведены следующие действия по принудительному взысканиюнедоимки по налогам:
— вручается(направляется) требование об уплате сумм налога (сбора), пени, штрафныхсанкций;
— если требование вдобровольном порядке налогоплательщиком не исполнено – принимается решение овзыскании сумм налога (сбора), пени, штрафных санкций за счет денежных средствна счетах в банках (не позднее 2-х месяцев после истечения срока для уплаты,установленного в требовании; если позже – то налоговый орган должен обратитьсяс заявлением о взыскании в суд);
— на основании решения овзыскании налоговый орган готовит поручение на перечисление сумм налога вбюджетную систему (инкассовое поручение), которое обязательно для исполнениябанками;
— при недостаточности илиотсутствии денежных средств на счетах в банках — налог взыскивается за счет иногоимущества налогоплательщика (в порядке, предусмотренном статьей 47 НК РФ);
— одновременно суказанными действиями налоговый орган может вынести постановление оприостановлении операций по счетам в банке;
— взыскание за счет иногоимущества (ст. 47 НК РФ): налоговый орган принимает решение о взыскании за счетиного имущества налогоплательщика и направляет его в территориальноеподразделение службы судебных приставов для исполнения в соответствии с ФЗ «Обисполнительном производстве».
Все указные документыготовятся налоговым органом при использовании внутренних программных ресурсов(в настоящее время с помощью ЭОД), т.е. существуют определенные алгоритмыдействий и шаблоны документов.
11.Общественная организация получила прибыль от предпринимательской деятельности ввиде дохода от сдачи в аренду помещения и от размещения своих денежных средствна банковских депозитах. Должна ли она платить налог и в каком объеме?
18. Подлежат ли обложению налогом наприбыль доходы, полученные общественной организацией (фондом) и егопредприятиями от хранения средств на депозитных счетах в банке?
Ответ на два вопроса 11и 18,
Внереализационные доходы
— доходы от сдачиимущества в аренду;
— %, полученных подоговорам займа, кредита, банковского счета, ценным бумагам;
— восстановленныхрезервов;
— безвозмезднополученного имущества.
Соответственно являютсядоходами учитываемые при налогообложении ст. 250 НК РФ в полном объеме, налогна прибыль 20%
12.Супруги имеют троих детей, из них только один ребенок от совместного брака. Муж— житель блокадного Ленинграда, жена —безработная. Какие у них льготы поналогообложению?
Дополнительно установленыльготы Законом СПб от 28.11.2005 N 611-86:
От уплаты земельного налога освобождаются следующие категории налогоплательщиков в отношенииодного земельного участка на территории Санкт-Петербурга, находящегося в их собственности, постоянном
(бессрочном) пользованииили пожизненном наследуемом владении: 4) ветераны и инвалиды ВеликойОтечественной войны, в том числе лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда» и знаком «Жителю блокадногоЛенинграда», а также ветераны и инвалиды боевых действий,
Также у мужа вычет поНДФЛ на одного ребенка и на 2-х детей если есть усыновление
13.Студентка дневной формы обучения вышла замуж и переехала жить кмужу-предпринимателю. Кто пользуется льготой по налогообложению?
ОТВЕТ:
Подпункт 2 п. 1 статьи219 НК РФ исчерпывающим образом определяет условия предоставления социальногоналогового вычета при определении налоговой базы по НДФЛ, а также круг лиц,которые могут этим вычетом воспользоваться. Вычеты предоставляются:
— непосредственно самомуналогоплательщику (налогоплательщик в данном случае студентка; которая можетуменьшить свою налогооблагаемую базу по НДФЛ (если у нее таковая у нее имеется));
— налогоплательщику-родителю за обучение своих детей в возрасте до 24 лет;
– налогоплательщику-опекуну (налогоплательщику-попечителю) за обучение своихподопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в образовательныхучреждениях.
Если оплата обученияпроизводится за счет средств материнского (семейного) капитала – вычет непредоставляется.
Если налоговый вычетбудет заявлен мужем — индивидуальным предпринимателем, могут возникнутьразногласия с налоговым органом.
Возможные варианты:муж-предприниматель может устроить жену на работу (в соответствии с трудовымзаконодательством) или производить выплаты в соответствии сгражданско-правовыми договорами – тогда жена сможет использовать право на вычетпо НДФЛ в установленном порядке. Или же муж-предприниматель может нестирасходы по оплате обучения жены (которая будет являться сотрудником)самостоятельно (в рамках обязательств по повышению профессионального уровнясотрудников) и уменьшать свою налогооблагаемую базу на указанные расходы.
14.Глава городской Администрации ввел на территории города своим распоряжениемместный налог — сбор со сделок, совершаемых на валютной бирже. Коммерческийбанк решил обратиться с иском в арбитражный суд, считая, что главаАдминистрации превысил свою компетенцию. Составьте исковое заявление.
ОТВЕТ:
В данномслучае распоряжение Главы администрации издано с нарушением норм действующегозаконодательства РФ. В мотивировочной части заявления (в данном случае будет неисковое производство) в суд следует сослаться на положения статьей 12, 15 НК РФ(в которых четко описаны полномочия представительных органов муниципальныхобразований по установлению налогов и сборов: Глава администрации к таковым неотносится). В соответствии со статьей 15 НК РФ к местным налогам относятся: земельныйналог и налог на имущество. Иного не предусмотрено. А согласно пункту 6 статьи12 НК РФ местные налоги, не предусмотренные НК РФ, не могут устанавливаться(т.е. имеется прямой законодательный запрет). Компетенция местных органоввласти в значительной степени ограничена: они не могут произвольно вводить теили иные налоги, а при реализации своих полномочий (в части регулированияземельного налога и налога на имущество) должны руководствоваться положениямичасти 2 НК РФ, т.е. их акты не должны противоречить НК РФ.
15.Какие признаки отличают налогоплательщика от плательщика неналоговых сборов?Какие виды налогоплательщиков предусмотрены в действующем налоговомзаконодательстве?
1)Обязательность неналоговых платежей по общему правилу обеспечивается силойпринуждения. Вместе с тем принуждение в данном случае имеет существенныеособенности.
Во-первых,лица, заплатившие неналоговые сборы, так же, как и плательщики налоговыхсборов, вправе рассчитывать на совершение в их пользу определенных действий. Вслучае их неуплаты механизм принуждения фактически сводится к тому, что такиедействия просто не совершаются. Соответственно, общие меры репрессивногохарактера, предусмотренные, например, законодательством о налогах и сборах, вданном случае не применимы в принципе. В связи с этим принуждение поненалоговым платежам может приобретать довольно необычные формы. К примеру, всоответствии со ст. 80 Кодекса торгового мореплавания РФ капитанморского порта вправе отказать в выдаче разрешения на выход судна из морскогопорта в случае неуплаты портовых сборов.
2)Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физическиелица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанностьуплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Впорядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные обособленныеподразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций поуплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленныхподразделений.
(частьвторая в ред. ФЗ от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
16.Каков порядок защиты прав налогоплательщиков?
ОТВЕТ:
С 01.01. 2009 годарешение налогового органа изначально обжалуется в обязательном порядкевышестоящий налоговый орган (в Управление ФНС РФ по субъекту РФ) и только послеэтого (при несогласии налогоплательщика с вынесенными решениями) – в судебномпорядке (в арбитражный суд). При несоблюдении обязательного досудебного порядкаобжалования решения налогового органа арбитражный суд оставит заявлениеналогоплательщика без рассмотрения.
17.Предусмотрена ли в действующем законодательстве льгота в виде полногоосвобождения от уплаты налога на прибыль каких-либо налогоплательщиков?
ОТВЕТ:
Главой 25 НК РФ льготы ввиде полного освобождения от уплаты налога на прибыль в отношении каких-либоналогоплательщиков не предусмотрено.
Законодательствомпредусматриваются определенные льготные условия налогообложения, например, дляорганизаций – резидентов Особой экономической зоны в Калининградской областиили, например, в части уплаты налога на прибыль в территориальный бюджет дляорганизаций, осуществляющих инвестиционные вложения, но это не является «полнымосвобождением от уплаты налога на прибыль».
19.Составьте календарь уплаты налога на прибыль для малого предприятия, бюджетнойорганизации, судостроительного завода и инофирмы.
3.Организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации,определяемые в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса, не превышали всреднем трех миллионов рублей за каждый квартал, а также бюджетные учреждения,иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФчерез постоянноепредставительство, некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализациитоваров (работ, услуг), участники простых товариществ в отношении доходов,получаемых ими от участия в простых товариществах, инвесторы соглашений оразделе продукции в части доходов, полученных от реализации указанныхсоглашений, выгодоприобретатели по договорам доверительного управленияуплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.
(вред. ФЗ от 29.05.2002 N 57-ФЗ) Авансовые платежи за год малого предпр. До 28 числа следующего за отчетным периодом месяца До 28.03 бюджетной орг. До 28 числа следующего за отчетным периодом месяца До 28.03 судостроительного завода Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога. До 28.03 инофирмы До 28 числа следующего за отчетным периодом месяца До 28.03
Ст.287. Сроки и порядок уплаты налога и налога в виде авансовых платежей
1.Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается непозднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций засоответствующий налоговый период статьей 289 настоящего Кодекса.
Авансовыеплатежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока,установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период.
(вред. ФЗ от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
Ежемесячныеавансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваютсяв срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.
(вред. ФЗ от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
Налогоплательщики,исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли,уплачивают авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего замесяцем, по итогам которого производится исчисление налога.
(вред. ФЗ от 31.12.2001 N 198-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
Поитогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей,уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплатеавансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогамотчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующегоотчетного (налогового) периода.
(вред. ФЗ от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
20.Кто определяет перечень подакцизных товаров?
ОТВЕТ:
Перечень подакцизныхтоваров определен законом – ст. 181 НК РФ.
21.Какую ответственность несут физические лица за уклонение от уплаты подоходногоналога? Каков срок исковой давности по взысканию недоимок с физических лиц?
ОТВЕТ:
В данном случаенеобходимо уточнить, что понимается под «уклонением от уплаты НДФЛ». Если речьидет о нарушении сроков по уплате налога – то начисляется пеня (котораяявляется по сути своей правообеспечительной мерой), если же речь идет онеуплате или неполной уплате сумм налога в результате занижения налоговой базыили иного неправильного исчисления налога (сбора) и других неправомерныхдействий (бездействия) (например, если при подаче налоговой декларации по форме3-НДФЛ физическое лицо указало недостоверные сведения), то имеет место составналогового правонарушения, указанный в статье 122 НК РФ – и к лицу применяютсяштрафные санкции в размере 20% от неуплаченной суммы налога; или в размере 40%- при наличии со стороны физического лица умышленных действий такого рода.
Кроме того, в рамкахуголовного законодательства может быть поставлен вопрос о привлечении кответственности за уклонение от уплаты налогов.
В соответствии с п. 2статьи 48 НК РФ срок исковой давности (по общему правилу) = 6 месяцев послеистечения срока исполнения требования об уплате налога (но может быть восстановленсудом при наличии уважительных причин его пропуска).
Тема “Правовые основыбанковской деятельности в РФ”
1.Госдума большинством голосов приняла решение о выпуске новых денежных банкнотна территории РФ с изображением портрета Президента РФ. Члены Советадиректоров, являясь депутатами Госдумы, были против этого решения. ПредседательБР обратился в Пр-во РФ о невозможности выпуска новых банкнот в связи сфинансовым и затруднениями. Дайте правовую оценку ситуации.
ОТВЕТ:Ст. 33закона о ЦБ России. Совет директоров принимает решения овыпуске банкнот и монеты БР нового образца, об изъятии из обращения банкнот имонеты БР старого образца, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков.Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации.
Указанноерешение в порядке предварительного информирования направляется вГосударственную Думу и Пр-во РФ
Вывод:Как следует из ст.33 закона о ЦБ России решение о выпуске новых денежных знаковпринимает совет директоров, а Госдума информируется об этом.
2.Пр-во РФ на очередном заседании утвердило приказ Министра финансов РФ овнесении изменений и дополнений в Закон РФ “О валютном регулировании и валютномконтроле” и направило приказ в Госдуму. Дайте правовую оценку ситуации.
ОТВЕТ: Государственными органами, осуществляющими валютное регулирование,согласно ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», являются ЦБРФ и Пр-во РФ(ст. 5 Закона).
Своевалютно-правовое регулирование Пр-во РФ осуществляет посредством принятияправовых актов, носящих как нормативный, так и ненормативный характер.
Анализируянормы указанного Закона, можно назвать конкретные полномочия Пр-ва РФ повалютному регулированию:
1)принятие актов валютного регулирования (абз. 1 ч. 2 ст. 5 ФЗ). В процессевалютного регулирования Пр-во РФ издает нормативно-правовые акты в формепостановлений, а также акты, носящие ненормативный характер, в формераспоряжений. Ст. 23 ФКЗ «О Пр-ве РФ» предусматривает возможностьпринятия Пр-вом РФ индивидуальных актов в форме обращений, заявлений и иныхактов, не носящих правового характера.
Кактам валютного регулирования Пр-ва РФ можно отнести также правовые актыуправления, носящие индивидуально-правовой характер.
Подзаконныеакты самого Пр-ва РФ, а именно его Постановления, более детально регламентируютповедение субъектов валютных правоотношений.
ЦБ РФстоит во главе всей банковской системы РФ, которая включает в себя БР,кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.
Своиф-ции и полномочия, предусмотренные федеральным законодательством, БРосуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти,органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.При этом БР подотчетен Госдуме Федерального Собрания РФ.
Всилу норм ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и «ОЦБ РФ(Банке России)» БР как орган валютного регулирования вправе издаватьнормативные акты (в форме указаний, положений и инструкций), обязательные дляфедеральных органов государственной власти, органов государственной властисубъектов РФ и органов местного самоуправления, а также всех юридических ифизических лиц.
Другойважной составляющей валютных правоотношений является валютный контроль.
Валютныйконтроль осуществляют федеральные государственные органы и иные лица, указанныев Законе «О валютном регулировании и валютном контроле», а именно: 1)Пр-во РФ; 2) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; 3) ЦБ РФ; 4)уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ; 5) профессиональныеучастники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы),подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг; 6)таможенные органы и 7) налоговые органы.
Вывод:Исходя их вышеизложенного МинФин не может издавать приказы о внесении измененийи дополнений в закон РФ «О валютном регулировании и валютномконтроле», данная прерогатива принадлежит Правительству РФ и Банку России.
3.БР перевел 05.05.03 года 3 млн. рублей бюджетных средств на ремонт дорог г.Воронежа, сняв 1% комиссионного вознаграждения. Администрация г. Воронежаобратилась в МинФин РФ о неправомерности действий БР. Дайте правовую оценкуситуации.
ОТВЕТ: Согласно ст. 23 закона о ЦБ№86-ФЗ БР операции со средствами ФБ,средствами бюджетов субъектов РФ и средствами местных бюджетов осуществляет безвзимания комиссионного вознаграждения.
Вывод: БРосуществил неправомерные действия
4.Гражданин Иванов обратился к руководителю коммерческого банка “Трио” с просьбойпродажи ему 10% акций, на что руководитель КБ согласился. Разрешите ситуацию посуществу.
ОТВЕТ:Ст. 11 ФЗо банках и банковской деятельности.Уставный капиталкредитной организации
Приобретениеи (или) получение в доверительное управление (далее — приобретение) врезультате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицомлибо группой юридических и (или) физических лиц, связанных между собойсоглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимымипо отношению друг к другу, свыше 1 %а акций (долей) кредитной организациитребует уведомления БР, более 20 % — предварительного согласия БР. БР непозднее 30 дней с момента получения ходатайства сообщает заявителю в письменнойформе о своем решении — согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован. Вслучае, если БР не сообщил о принятом решении в течение указанного срока,приобретение акций (долей) кредитной организации считается разрешенным. Порядокполучения согласия БР на приобретение более 20 % акций (долей) кредитнойорганизации и порядок уведомления БР о приобретении свыше 1 %а акций (долей)кредитной организации устанавливаются ФЗ и принимаемыми в соответствии с ниминормативными актами БР.
БРимеет право отказать в даче согласия на приобретение более 20 % акций (долей)кредитной организации при установлении неудовлетворительного фин. положенияприобретателей акций (долей), нарушении антимонопольных правил, а также вслучаях, когда в отношении лица, приобретающего акции (доли) кредитнойорганизации, имеются вступившие в силу судебные решения, установившие фактысовершения указанным лицом неправомерных действий при банкротстве,преднамеренного и (или) фиктивного банкротства, и в других случаях,предусмотренных ФЗ.
БРотказывает в даче согласия на приобретение более 20 % акций (долей) кредитнойорганизации, если ранее судом была установлена вина лица, приобретающего акции(доли) кредитной организации, в причинении убытков какой-либо кредитнойорганизации при исполнении им обязанностей члена совета директоров(наблюдательного совета) кредитной организации, единоличного исполнительногооргана, его заместителя и (или) члена коллегиального исполнительного органа(правления, дирекции).
Вывод:исходя из положений ст.11 закона о банках и банковской деятельностируководитель КБ обязан ходатайствовать о выполнении данной операции перед ЦБ итолько получив его разрешение может осуществить продажу акций.
5.Председатели БР провели проверку коммерческого банка. В результате проверки имибыл зафиксирован факт грубого нарушения бухгалтерского учета, установленанекомпетентность главного бухгалтера КБ, а также принято решение о егоувольнении. Руководитель КБ не согласен с результатом проверки и принятымрешением. Оцените действия сторон. Разрешите ситуацию по существу, разработавполагающиеся проекты документов.
ОТВЕТ:Ст. 57. БР устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковскихгрупп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета иотчетности, организации внутреннего контроля, составления и представлениябухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации,предусмотренной ФЗ. При этом устанавливаемые Банком России правила применяютсяв отношении бухгалтерской и статистической отчетности, которая составляется запериод, начинающийся не ранее даты опубликования указанных правил.
Ст. 60. БРвправе в соответствии с ФЗ устанавливать квалификационные требования ккандидатам на должности членов совета директоров (наблюдательного совета),единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиальногоисполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтеракредитной организации, а также к кандидатам на должности руководителя,заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главногобухгалтера филиала кредитной организации.
Ст. 73.Для осуществления своих ф-ций банковского регулирования и банковского надзора БРпроводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет имобязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в ихдеятельности нарушений и применяет предусмотренные настоящим ФЗ санкции поотношению к нарушителям.
Проверкимогут осуществляться уполномоченными представителями (служащими) БР в порядке,установленном Советом директоров, или по поручению Совета директороваудиторскими организациями.
Уполномоченныепредставители (служащие) БР имеют право получать и проверять отчетность идругие документы кредитных организаций (их филиалов), при необходимости сниматькопии с соответствующих документов для приобщения к материалам проверки.
Порядокпроведения проверок кредитных организаций (их филиалов), в том числеопределение обязанностей кредитных организаций (их филиалов) по содействию впроведении проверок, определяется Советом директоров.
Ст. 74.В случаях нарушения кредитной организацией ФЗ, издаваемых в соответствии с ниминормативных актов и предписаний БР, непредставления информации, представлениянеполной или недостоверной информации БР имеет право требовать от кредитнойорганизации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 %аминимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитнойорганизацией отдельных операций на срок до шести месяцев.
Вслучае неисполнения в установленный БР срок предписаний БР об устранениинарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае,если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операцииили сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), БРвправе:
1)взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1% а размера оплаченногоуставного капитала, но не более 1 %а минимального размера уставного капитала;
2) потребовать от кредитной организации:
осуществлениямероприятий по фин оздоровлению кредитной организации, в том числе измененияструктуры ее активов;
заменыруководителей кредитной организации, перечень должностей которых указан встатье 60 настоящего ФЗ;
осуществленияреорганизации кредитной организации;
3) изменить на срок до шести месяцев установленные длякредитной организации обязательные нормативы;
4) ввести запрет на осуществление кредитной организациейотдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией наосуществление банковских операций, на срок до одного года, а также на открытиеею филиалов на срок до одного года;
5) назначить временную администрацию по управлению кредитнойорганизацией на срок до шести месяцев. Порядок назначения и деятельностивременной администрации устанавливается ФЗ и издаваемыми в соответствии с ниминормативными актами БР;
6) ввести запрет на осуществление реорганизации кредитнойорганизации, если в результате ее проведения возникнут основания для применениямер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные ФЗ«О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;/>
7)предложить учредителям (участникам) кредитной организации, которыесамостоятельно или в силу существующего между ними соглашения, либо участия вкапитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействияимеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управлениякредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличениесобственных средств (капитала) кредитной организации до размера,обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов.
БР вправе отозвать у кредитной организации лицензию наосуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным ФЗ «Обанках и банковской деятельности». Порядок отзыва лицензии наосуществление банковских операций устанавливается нормативными актами БР.
Кредитнаяорганизация не может быть привлечена Банком России к ответственности засовершение нарушения из числа перечисленных в частях первой и второй настоящей статьи,если со дня его совершения истекло пять лет.
БРможет обратиться в суд с иском о взыскании с кредитной организации штрафов илииных санкций, установленных ФЗ, не позднее шести месяцев со дня составленияакта об обнаружении нарушения из числа перечисленных в частях первой и второйнастоящей статьи.
Вывод:Представители ЦБ не вправе требовать увольнения главного бухгалтера до тех порпока не будут устранены выявленные нарушения бухучета.
Длязащиты своей позиции КБ могут выбрать правовые средства, предусмотренные действующимзаконодательством.
Административныйспособ защиты заключается в разрешении возникших разногласий в рамках системыконтролирующего органа без передачи спора в суд.
Порядокадминистративного обжалования актов и действий контролирующих органоврегулируется Гражданским процессуальным кодексом РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ и Арбитражным процессуальным кодексом от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ, если иное не указано специальными законами, регулирующими деятельность этих органов.Пообщему правилу подача жалобы осуществляется в вышестоящий орган иливышестоящему должностному лицу в зависимости от предмета обжалования.Решения,действия или бездействие контролирующих органов и их должностных лиц обжалуютсяв вышестоящий орган либо вышестоящему должностному лицу в течение трех месяцевсо дня уведомления лица о решении либо совершения действия.
Кжалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.
Законодательствоне предъявляет каких-либо обязательных требований к содержанию жалобы в вышестоящуюинстанцию.
Приподаче жалобы на практике указываются следующие сведения: наименование и адресвышестоящего органа или Ф.И.О. должностного лица, на имя которого подаетсяжалоба; Ф.И.О. и адрес лица, подающего жалобу; наименование органа или Ф.И.О.должностного лица, чьи действия или бездействие обжалуются; номер и датаобжалуемого решения контролирующего органа о привлечении лица кответственности; основания, по которым производится обжалование ненормативныхактов контролирующего органа, действий или бездействия его должностных лиц, атакже дата и время их совершения.
Жалоба,поданная юридическим лицом, подписывается его руководителем либо иным законнымили уполномоченным представителем юридического лица. Если жалоба подаетсяфизическим лицом, она подписывается им самостоятельно либо его представителем.
Срок,установленный законодателем на рассмотрение жалобы, составляет 10-дневный срок,в соответствии с ГПК.
Порезультатам рассмотрения жалобы вышестоящий орган обычно принимает одно изследующих решений: оставить жалобу без удовлетворения; отменить решениенижестоящего органа; назначить дополнительную проверку; изменить решение иливынести новое решение.
Подачажалобы в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает правана одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.
Судебноеобжалование актов контролирующих органов, действий или бездействия ихдолжностных лиц юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями производитсяпутем подачи искового заявления в арбитражный суд.
Длязащиты своих прав возможно предъявление в суд следующих исков:
опризнании недействительным решения контролирующего органа, не соответствующегозаконодательству и нарушающего права и законные интересы организаций и граждан;
опризнании незаконными действий (бездействия) должностных лиц контролирующих органов;
опризнании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, покоторому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;
овозврате из бюджета денежных средств, списанных контролирующим органом в бесспорном(безакцептном) порядке с нарушением требований законодательства;
овозмещении убытков, причиненных действиями (бездействием) этих органов.
Внашем случае это иск о признании недействительным решения контролирующегооргана, не соответствующего законодательству и нарушающего права и законныеинтересы организаций и граждан.
Предметомобжалования по искам о признании недействительным ненормативного акта контролирующегооргана являются его решения (постановления).
Кненормативным актам органа исполнительной власти, принятым в связи спроведением проверки, которые могут быть обжалованы в суд, относятся, например:
актоб изъятии документов, свидетельствующих о совершении правонарушений;
решениео приостановлении операций по счетам в банках или иных кредитных учреждениях;
акт,составляемый при воспрепятствовании доступу должностных лиц, проводящих проверку,на территорию или в помещения проверяемого;
решение(постановление), вынесенное руководителем (заместителем руководителя) контролирующегооргана по результатам рассмотрения материалов проверки.
Следуетотметить, что сам акт проверки обжаловать нельзя, поскольку этот документ лишьфиксирует факт проведения проверки и обстоятельства, которые были в результатевыявлены. Предметом урегулирования может быть только решение, которое будетвынесено на основании данного акта.
Немаловажнымипри подаче данного иска являются следующие обстоятельства:
размергосударственной пошлины по иску организации о признании недействительным решениеоргана исполнительной власти составляет 10 МРОТ
прирассмотрении споров о признании недействительными актов государственныхорганов, органов местного самоуправления и иных органов обязанность доказыванияобстоятельств, послуживших основанием для принятия указанных актов, возлагаетсяна орган, принявший акт. Это означает, что в данном случае проверяемаяорганизация или индивидуальный предприниматель не обязаны доказыватьнезаконность оспариваемого ими решения. Обоснованность принятого решения должендоказать контролирующий орган.