Правовое положение и система штабов органов внутренних дел

«Правовоеположение и система штабов ОВД»

Содержание
Введение
1. Правовоеположение и организация деятельности штабных подразделений органов внутреннихдел
2. Задачи и функции штабных аппаратов органов внутреннихдел
3.Рольштаба ГУВД по Челябинской области в координации деятельности подразделенийорганов внутренних дел, участвующих в охране общественного порядка
Заключение
Список литературы

Введение
Деятельностьгосударства в направлении формирования действенного механизма обеспеченияправопорядка многогранна, однако ведущими ее направлениями являются, во-первых,обновление и совершенствование российского законодательства, в том числерегулирующего организацию, формы и методы работы правоохранительных органов,во-вторых, реформирование этих органов с целью повышения надежности иэффективности их функционирования.
В выполнении задач и функций, возложенных на органывнутренних дел, значительная рольпринадлежит административной деятельности, осуществляемой административно-правовыми средствами. Эта деятельность непосредственно направлена на защиту личности, ее прав исвобод, на охрану общественногопорядка и общественной безопасности, на борьбу с правонарушениями. От ее эффективности во многом зависитсостояние правопорядка.
Штабы органоввнутренних дел являются основными органами управления службами иподразделениями органа внутренних дел призванными по поручению начальникасоответствующего органа внутренних дел или по собственной инициативе в пределахсвоих полномочий обеспечить деятельность органов внутренних дел по решениюобщесистемных, межрегиональных, межотраслевых либо комплексных задачкоординировать деятельность служб и подразделений, организовыватьвзаимодействие между ними в целях наиболее качественного выполнения возложенныхна орган внутренних дел задач, вырабатывать и реализовывать управленческиерешения начальника органа внутренних дел.
Место штабовв системе служб и подразделений органов внутренних дел и специфика деятельностиэтих аппаратов определяются компетенцией (правовым статусом), котораяхарактеризуется совокупностью возложенных на штабы задач и функций, а такжеобъемом их обязанностей и прав. Компетенция (правовой статус) закреплена вположениях о том или ином штабе, утверждаемых МВД России в установленном порядке. Деятельность штабоворганов внутренних дел регулируется ииными актами МВД России, а также актами МВД республик в составе Российской Федерации, УВД, ГУВД краев,областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, горрайлинорганов. В своей работештабы, разумеется, руководствуютсядействующим законодательством, нормативными актамигосударственных органов представительной и исполнительной власти.

1. Правовоеположение и организация деятельности штабных подразделении органов внутреннихдел
Всистеме органов внутренних дел штабы призваны решать общесистемные,межрегиональные, межотраслевые либо комплексные задачи, обеспечиватькоординацию деятельности служб и подразделений, а также осуществлять выработкуи реализацию единых управленческих решений.
Систему организационно-инспекторских(штабных) аппаратов составляют следующиеуровни управления. Высшим является Организационно-инспекторскийдепартамент МВД России. Средним уровнем являются штабы ГУ МВДРоссии по ФО, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВД на транспорте,УВД (ОВД) ГУВДРО МВД России. Низшим звеномявляются штабы горрайорганов внутренних дел, линейных управлений, отделоввнутренних дел на транспорте.
Структура Организационно-инспекторского департамента МВДРоссии включает в себя руководство, в составкоторого входят: начальник, его первыйзаместитель, заместители и помощник начальника по кадрам.Начальник Организационно-инспекторского департамента МВДРоссии назначается надолжность и освобождается от должности министром по представлениюзаместителя министра, курирующего Организационно-инспекторский департамент. Первый заместитель и заместители назначаются на должность иосвобождаются от должности министром по представлению начальникаорганизационно-инспекторского департамента, согласованному с курирующим заместителем министра. Вструктуру Организационно- инспекторскогодепартамента МВД России входят также: Организационно- аналитическое                                 управление,         Контрольно-плановое        управление, Организационно-штатноеуправление, инспекция, Контрольно-ревизионное управление, Оперативное управление, Управлениевыработки государственной политики иуправленческих решений в области в внутреннихдел, секретариат коллегии МВД России, Центр проведенияревизийи проверок деятельности органов внутренних дел МВД России,Центр оперативного управления МВД России и другиеподразделения. В оперативном подчинении Департамента находятсяГосударственное учреждение «Всероссийскийнаучно-исследовательский институт МВД России», Главныйинформационно-аналитический центр МВД России, специальный полк милиции поохране объектов МВД России. Структуру и штатОрганизационно-инспекторского департамента МВД России утверждает министрвнутренних дел Российской Федерации. Отметим, что при начальнике Организационно-инспекторского департамента МВД России образуется коллегиальный орган – постояннодействующее оперативное совещание, состав которого утверждаетсяначальником, а также могут создаватьсякомиссии, советы и другие коллегиальные органы. Организационно-инспекторский департамент имеет печать со своим полным наименованием.
Начальник Организационно-инспекторского департамента МВДРоссии находитсяв прямом подчинении курирующего заместителя министра и обладает следующимиполномочиями:
· осуществляет общее руководство деятельностью Организационно-инспекторского департамента МВД России, издает приказы ираспоряжения, касающиеся его деятельности;
· вноситруководству МВД России предложения по структуре и штатному расписаниюОрганизационно-инспекторского департамента, а также утверждает положения о егоструктурных подразделениях, должностныеинструкции своих заместителей и начальников управлений;
· организует взаимодействие с департаментами, главнымиуправлениями и управлениями МВД России, структурнымиподразделениями Администрации Президента РФ,аппаратами Правительства РФ, Совета Безопасности РФ, полномочныхпредставителей Президента РФ в федеральных округах, органами государственнойвласти субъектов Российской Федерации,другими подразделениями органов государственной власти РФ, органамиместного самоуправления, общественными объединениямии организациями, а также по поручению руководства министерства представляет МВД России вфедеральных органах государственнойвласти;
· распоряжается поощрительным фондом денежных средств впределах
выделенных ассигнований; устанавливает и изменяет впределах средств, выделенных наденежное довольствие и заработную плату, должностные оклады в минимальных и максимальных размерах,определенных по соответствующим должностям, надбавки ивыплаты сотрудникам, федеральнымгосударственным служащим и работникам департамента и подразделений непосредственного подчинениявключительно до начальника управлениядепартамента и заместителей руководителей центров соответственно;
·  решает в соответствии с законодательством РФ и нормативными
правовыми актами МВД России вопросы, связанные скомплектованием,
профессиональной подготовкой и прохождением службы ворганах внутренних дел сотрудниками федеральной государственнойслужбы — федеральными служащими иосуществлением трудовой деятельности работникамидепартамента и подразделений непосредственного подчинения;
· вызывает в установленном порядке в организационно — инспекторский
департамент руководителей соответствующих подразделенийГУ МВД России по ФО, МВД, ГУВД, УВД субъектов РоссийскойФедерации, научно-исследовательских и образовательных учреждений, а посогласованию с руководством министерства руководителей названных главныхуправлений, министерств, управлений дляотчетов о работе и рассмотрения других вопросовоперативно-служебной деятельности;
·  в пределах своей компетенции присваивает специальныезвания до
подполковника милиции (внутренней службы) включительно сотрудникам Организационно-инспекторского департамента, проводитаттестацию личного состава, принимает мерыпоощрения и взыскания в отношении сотрудникови работников департамента и непосредственно подчиненных подразделений.
Штабы ГУ МВД России по ФО, МВД республик, ГУВД, УВДсубъектов Российской Федерации, УВД натранспорте подчиняются соответственно министру, начальнику главного управления,управления внутренних дел. Начальникиштабов и их заместители назначаются на должность и освобождаются от нее министром и начальниками управленийвнутренних дел субъектов РоссийскойФедерации, управлений внутренних дел на транспорте.При этом следует иметь в виду, что назначение на должность начальниковштабов и освобождение от нее производится после предварительного согласования с Организационно-инспекторским департаментомМВД России.
В структуру указанных штабов входят: оперативное управление(отдел), состоящее из дежурной части,отдела (отделения) организации работы дежурныхчастей, отдела (отделения) по оперативному планированию и чрезвычайным ситуациям; информационно-аналитическийотдел (отделение, группа), организационно-плановый отдел (отделение, группа);инспекция (на правах отдела, отделения,группы); отдел (отделение, группа) организационно-штатнойи мобилизационной работы; отдел (отделение, группа)правового обеспечения и международного сотрудничества; канцелярияи др.
Штабы горрайорганов внутренних дел и линейных управлений(отделов, отделений) внутренних дел на транспорте возглавляют начальники,которые назначаются на должность и освобождаются от нее приказомначальника горрайоргана, линейного органавнутренних дел по согласованию с начальникомштаба вышестоящего органа внутренних дел.
Структура штаба горрайоргана внутренних дел состоит изотделения (группы) анализа, планированияи контроля; группы связи со средствами массовойинформации; отделения (группы) информационного обеспечения, технического обеспечения, второго специальногоотделения, отделения (группы) погражданской обороне и дежурной части.
штаб орган внутренних дел
Структура и штаты штабов горрайлинорганов разрабатываютсяна основе утверждаемых МВД России Типовой структурыТипового штата штаба управления(отдела) города (района, района в городе), линейного управления(отдела, отделения) внутренних дел на транспорте и утверждаются в установленном порядке. Задачи, функции, обязанности и права, формы и методы деятельности штабагоррайлиноргана внутренних дел определены в положении о нем.
Всей деятельностью органа внутренних дел руководит егоначальник. Он несет полную ответственностьза качество выполнения возложенных на органвнутренних дел задач, служебно-боевую и мобилизационную готовность: служебно-боевую, оперативно-розыскную деятельностьи всестороннее их обеспечение, а такжепрофессиональную, боевую и служебную подготовку,питание, служебную дисциплину и морально-психологическое состояние личного состава. Он обязан твердо ипоследовательно проводить в жизньполитику государства в области обеспечения надежной зашиты личности, общества и государства от преступныхпосягательств, а также общественной и экологической безопасности.
Начальник органа внутренних дел управляет подчиненнымиподразделениями и службами лично и через штаб, а также своихзаместителей. Он обязан проявлятьпостоянную заботу о подготовке штаба, своевременно ставить ему задачи, требовать инициативного и творческогоих выполнения. В своей деятельностипо руководству подразделениями и службами он заслушивает предложения начальника штаба, посвящает его в своинамерения и обозначает основные направления подготовки управленческих решений,информирует об отданных им приказах и распоряжениях.
Начальник штаба обязан всегда знать обстановку,предвидеть возможные ее изменения ибыть готовым доложить начальнику органа внутренних дел свои выводы ипредложения, знать замыслы начальника органа внутренних дел на организацию оперативно-служебной ислужебно-боевой деятельности(кроме оперативно-розыскной деятельности и расследования преступлений, заорганизацию и ведение которых отвечают соответственно заместители начальникаоргана внутренних дел, — начальник криминальной милиции и руководительследственного подразделения), также отданные им лично распоряжения иорганизовать контроль за их выполнением.
Начальник штаба при осуществлении функций межотраслевогоуправления, возложенных на штабы, является прямым начальником всего личногосостава и имеет право, при проведении в жизнь решений начальников соответствующихорганов внутренних дел, отдавать от их имени распоряженияи указания подчиненным этих начальников с последующим докладомначальнику органа внутренних дел.
Штабы органов внутренних дел являются основными органамиуправления службами и подразделениями органа внутренних дел,призванными по поручениюначальника соответствующего органа внутренних дел или по собственной инициативе в пределах своих полномочий,обеспечить деятельность органов внутреннихдел по решению общесистемных, межрегиональных, межотраслевых либо комплексных задач, координировать деятельность служб иподразделений, организовывать взаимодействие между ними вцелях наиболее качественного выполнениявозложенных на орган внутренних дел задач, вырабатывать и реализовыватьуправленческие решения начальника органа внутренних дел.
Кроме того, штабы должны уметь строить взаимоотношения сдругими структурнымиподразделениями органа внутренних дел.
Взаимоотношения штаба с другими структурнымиподразделениями органа внутренних дел основываются:
— на совместной разработке и организации выполнениямероприятий по вопросам, решение которых требует совместных усилий;
— на систематическом личном общении начальников исотрудников штаба с должностнымилицами других структурных подразделений, с целью взаимной информации повопросам, решение которых требует взаимных усилий.
В целях координации усилий и организации взаимодействиявсех сил и средств органа внутренних дел в охране общественного порядка,обеспечении общественной безопасностиборьбе с преступностью в работе с руководителямиподразделений органа внутренних дел штаб обязан:
–  постоянно, своевременно и возможно более полноинформировать их об изменениях в оперативной обстановке, данных анализа ипрогнозах ее развития;
–  своевременно информировать их о поставленных задачах ирешениях начальника органа внутреннихдел, требующих участия соответствующих подразделений для ихвыполнения;
–  формировать единую техническую политику органа внутреннихдел и организовать обеспечение их всеми видами связи,спецтехники и автоматизации;
–  обеспечивать подразделения и службы органа внутренних делинформационными базами данных силами и средствамиинформационного центра;
–  контролировать своевременность и полноту выполнения винтересах мероприятий тыловогообеспечения и выделения необходимых сил и средств другими подразделениями и службами органа внутренних делдля решения комплексных задач;
–  обеспечивать организационно-штатные мероприятия по охранеобщественного порядка, общественной безопасности и борьбы с преступностью на наиболее важных направлениях, в т.ч. и путем созданиявременных нештатных формирований на периодвыполнения конкретных задач (проведения специальныхопераций);
–  контролировать выполнение поставленных задач и решенийначальникаоргана внутренних дел;
–   информировать о задачах, полученных от соответствующихорганов государственной власти, местного самоуправления ирешениях начальника органа внутренних дел по организации ихвыполнения, ставить их в известность о планируемыхизменениях в организационно-штатной структуре органа внутренних дел;
–  принимать участие в работе по повышению уровняпрофессиональной подготовкируководящего состава органа внутренних дел, бдительности, укреплению служебной дисциплины и соблюдению законности;
–  принимать участие в формировании резерва кадров навыдвижение и укомплектование вакантных должностей руководящего состава;
— своевременно, через дежурные части, организовыватьнаращивание усилий, привлекая необходимые силы и средства в целяхпредупреждения и пресеченияпреступных проявлений и нарушений общественного порядка.[1]
Одним из важнейших условий успешного управления органоввнутренних дел всех уровней являются правильные взаимоотношениямежду вышестоящими и подчиненными штабами и другими органами управления подразделений и служб, обеспечение их согласованнойработы.
Вышестоящие (старшие) штабы обязаны: постоянно руководитьнижестоящими штабами, своевременно ставить и уточнять имзадачи, информировать обоперативной обстановке в районе ответственности соседей, а при необходимостиориентировать, в части их касающейся, о намечаемых мероприятиях; организовыватьи поддерживать с нижестоящими штабами устойчивуюсвязь; определять порядок представления донесений, сводок и других отчетных документов; оказывать помощь нижестоящим штабами контролировать их работу.
Нижестоящие штабы должны выполнять указания вышестоящего (старшего) штаба; в установленные сроки и по меренеобходимости докладывать ему данныеоперативной обстановки; представлять отчетные и другие документы вустановленные сроки или по требованию вышестоящего штаба.
Взаимодействующие штабы и другие органы управлениядолжны: знать оперативную обстановку врайонах ответственности соседних органов внутреннихдел (района совместных действий) правильно понимать замыслы мероприятий (действий) и поставленные взаимодействующиморганам внутренних дел и другимправоохранительным органам задачи; поддерживать между собой непрерывную связь и осуществлять систематическую взаимную информацию на основе решения, указаний МВД России,начальника органа внутренних дел ивышестоящего штаба, согласовывать разработку основных планирующих документов пореализации общероссийских и региональных программ и мероприятий; тщательносогласовывать мероприятия по организациивсех видов обеспечения; контролировать выполнение совместных приказов и распоряжений начальника органа внутренних дел ируководителей других правоохранительных органов.
2. Задачи и функции штабных аппаратов
органов внутренних дел
Система штабов от горрайлинорганов до МВД России являетсобой «штабную вертикаль»[2],что обеспечивает оптимальные организационные условия для проведения в жизньединой организационной политики, единое понимание служебных задач и способов ихвыполнения, а следовательно, поддержания устойчивого надежного управлениясистемой МВД в целом. В соответствии с правовым статусом штабы органоввнутренних дел призваны выполнятьследующие основные общеуправленческие задачи:
–  непрерывное слежение за оперативной обстановкой иреагирование на ее изменения;
–  комплексный анализ и прогнозирование криминогеннойобстановки;
–  координация работы подразделений и служб соответствующихорганов внутренних дел при решении комплексныхправоохранительных задач по обеспечениюобщественного порядка и безопасности, разработке и реализации оперативных планов использования сил и средств вусловиях чрезвычайных ситуаций;
–  контроль за выполнением подразделениями и службамиоргана внутренних дел требованийзаконодательных и иных нормативных актов, в том числеведомственных актов МВД России;
–  координация работы по совершенствованию системывыявления и внедрения положительногоотечественного и зарубежного опыта оперативно-служебной деятельности; обобщение и распространение положительного опытапо вопросам организации и управления;
–  организационно-методическое обеспечение штабов идежурных частей нижестоящих органов внутренних дел.
На штаб могут возлагать и такие задачи:
-обеспечение оперативно-служебной и мобилизационнойготовности органа внутренних дел;
— непрерывный сбор, анализ и оценка данныхоперативно-служебной
обстановки и организацияреагирования на ее изменения;
-планирование и руководство служебной и служебно-боевой деятельностью органа внутренних дел, при привлечении для
выполнения задач двух и более подразделений и службразличных
направлений деятельности;
— организация действий органа внутренних дел и егоподразделений при возникновении чрезвычайных ситуаций;
— подготовка управленческих решений начальникаоргана внутренних дел;
–  информационно-организационное обеспечение управленческихрешенийначальника органа внутренних дел;
–  подготовка проектов и организация реализации комплексапрограмм, планов, иных управленческихрешений начальника органа внутренних дел путемкоординации усилий всех подразделений и служб и организации взаимодействиямежду ними;
–  своевременное доведение до подразделений и служб задач,приказов и распоряжений;
–  контроль над выполнением подразделениями и службамипоставленных задач и оказание импрактической и методической помощи;
–  организация всех видов связи, средств автоматизации ивычислительной техники;
–  изучение, обобщение и распространение положительногоопыта служебной и служебно-боевой деятельности;
— доклад вышестоящему штабу данных оперативно-служебнойобстановки и принятых начальником органа внутренних делрешений;
— информирование начальников и штабов подчиненных,взаимодействующих и соседних органоввнутренних дел о новых данных оперативной обстановки;
–  организационно-штатное обеспечение органа внутреннихдел;
–  правовое обеспечение деятельности органа внутренних дел;
–  обеспечение международного сотрудничества органавнутренних дел;
–  организационно-методическое обеспечение работынижестоящих штабов органов внутренних дел;
–  организация и совершенствование системы управленияорганами внутренних дел, обеспечение еебесперебойной работы, охраны, маскировки, защиты отрадиоэлектронного подавления;
–  организация изучения общественного мнения о состоянииправопорядка и эффективности деятельности органа внутренних дел.[3]
На штаб возложена также задача обеспечения хранения исодержания знамени органа внутренних дел.
Главный штаб МВД России, как орган общесистемногоуправления, кроме того, организационнообеспечивает выработку и реализацию стратегическихрешений в системе Министерства на главных направлениях борьбы с преступностью,охраны общественного порядка и общественной безопасности.
Конкретные задачи штабов органов внутренних делразличного уровня и их структурныхподразделений определяются в положениях о них, утверждаемых соответствующими начальниками органов внутреннихдел.
На штабы могут возлагаться и иные задачи. Это зависит отместа, занимаемого в системе МВД Россииорганом, в структуре которого имеется штаб.
Указанные задачи реализуются в функциях, которыевыполняют штабы.
Они осуществляют сбор и систематизацию оперативнойинформации о чрезвычайных происшествиях и преступлениях, состоянии ифункционировании системы органов внутренних дел; осуществляют комплексныйанализ информации о состоянии преступности и правопорядка, результатах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, эффективностииспользования ими сил и средств, влияниясоциально-экономических, политических,демографических и иных факторов на криминогенную обстановку; определяют актуальные проблемы борьбы с преступностью и охраны правопорядка, требующие комплексного изучения(борьба с коррупцией и организованнойпреступностью, с наркобизнесом, обеспечение личной безопасности, защитасобственности и прав граждан; предупреждение и пресечение преступлений в сфере экономики; профилактика правонарушений несовершеннолетних и др.)
Штабы совместно с подразделениями соответствующих органоввнутренних дел, научными учреждениями, учебными заведениямипроводят сравнительные исследования работыорганов, опросы общественного мнения о состоянии правопорядка и деятельностиорганов внутренних дел, исследования;прогнозируют тенденции и процессы в сфере правопорядка.
На основе результатов анализа, исследований и прогнозовготовят руководству органов внутреннихдел оценку оперативной обстановки за соответствующийотчетный период, проблемные записки по наиболее актуальным вопросам укрепления правопорядка и другие материалы,дают органам государственной власти иместного самоуправления, руководителям учреждений,предприятий и организаций информацию о состоянии правопорядка с конкретными предложениями по усилению профилактикиправонарушений и укреплению правопорядка.
Штабы разрабатывают, карты, диаграммы, схемы, отражающиединамику, структуру, распространенность правонарушений потерриториям и объектам обслуживания,расстановку и использование имеющихся сил и средств,основные результаты оперативно-служебной деятельности; формируют справочно-информационной фонд нормативных,методических, аналитических и иныхдокументов по основным направлениям правоохранительной деятельностии регионам.
Штабы координируют деятельность подразделений и службсоответствующих органов внутренних делв решении комплексных правоохранительных задач. Во взаимодействии сподразделениями органов внутренних дел штабыразрабатывают планы служебной деятельности органов, совместных мероприятийправоохранительных органов по укреплению законности и правопорядка, использования сил и средств при чрезвычайныхобстоятельствах и событиях,проведения учений и тренировок с личным составом и др. Штабы обобщают практику взаимодействия подразделений милицииобщественной безопасности (местной милиции) и криминальной милиции вобеспечении правопорядка, вносятпредложения руководству органа по его улучшению, участвуют в проведении командно-штабных учений, тренировок групповыхупражнений, организуемых заинтересованными подразделениями органа внутренних дел, а также проверках готовности личногосостава органа к действиям в условиях чрезвычайныхситуаций.
Штабы взаимодействуют с учебными заведениями МВД Россиии частями внутренних войск, дислоцирующимися на территории обслуживания.
Одной из функций штабов является обеспечение контролянад выполнением подразделениями органоввнутренних дел требований нормативных актов.Штабы организуют и проводят в соответствии с планами и по поручению начальника органа комплексное инспектирование,контрольные и целевые, в том числе сквозные,проверки оперативно-служебной и управленческойдеятельности подразделений органа. Разрабатывают и вносят руководству предложения по укреплению исполнительскойдисциплины в подразделениях органа, повышению эффективности осуществляемой ими оперативно-служебнойи управленческой деятельности, усилению воздействияруководства органа на организацию и конечные результаты работы.
К числу функций штабов относится выявление и внедрениеположительного отечественного и зарубежного опытаоперативно-служебной и управленческой практики. Обеспечивают сбор, обработку, хранение одобренных и рекомендованных к внедрению материалов о положительном опыте,ведут тематический их учет, информируютзаинтересованные подразделения органов о поступившихматериалах. В установленном порядке направляют эти материалы вштабы вышестоящих органов внутренних дел.
Штабы непосредственно осуществляют работу по выявлению ивнедрению положительного опыта организации работы самих штабов и дежурных частей, определяют базовые органы по проблемамуправления, планируют работу базовых органов по пропаганде положительногоопыта, оказывают им необходимую помощь.Сотрудники штабов участвуют в работе экспертных комиссий по оценке положительногоопыта, поиску новых форм методовоперативно-служебной и управленческой деятельности, определению возможностиих внедрения в практику.
Штабы вышестоящих органов внутренних дел осуществляюторганизационно-методическое обеспечение работы штабов и дежурныхчастей нижестоящих органов внутреннихдел. Они оказывают штабам и дежурным частям горрайлиноргановвнутренних дел помощь в разработке функциональных обязанностей и практической деятельности; проводятсеминары с работниками штабовдежурных частей, стажировки вновь принимаемых на службу работников, организуют обмен опытом. Обеспечиваютвнедрение в практику штабов и дежурных частей органов внутренних делкомпьютерной и иной электронно-вычислительнойтехники; совместно с заинтересованными подразделениями принимают меры кулучшению в оснащенности штабов и дежурных частей.
Организаторская работа штаба включает:
— разработку во взаимодействии с другими подразделениямиоргана внутренних дел планов основных организационныхмероприятий (планов служебной деятельности),планов работы коллегии, оперативного совещания, инспекторских, контрольных проверок, комплексных и целевых выездов вподчиненные подразделения и учреждения внутренних дел, контроль над их выполнением;
— организационное обеспечение и непосредственноеучастие совместно с другими подразделениями органа внутренних дел,органами государственной власти, местногосамоуправления, организациями и общественнымиобъединениями в разработке федеральных, региональных и местных программ и планов социальной профилактикиправонарушений, борьбы спреступностью и обеспечения общественного порядка, совершенствования деятельности органов внутреннихдел, совместных мероприятийправоохранительных органов по усилению борьбы с преступностью,предупреждению и пресечению отдельных видов преступленийи правонарушений, осуществлению неотложных мер реагирования на негативные проявления и тенденции, кризисные ситуации, конфликты, чрезвычайные происшествия и контрольнад их выполнением в части, касающейся органа внутренних дел;
–     изучение и обобщение практики организациипланирования служебной деятельностиоргана внутренних дел и эффективности выездов в командировки в подчиненные органы, подразделения и учреждения, разработку предложений по совершенствованию этихвидов деятельности;
–  контроль над организацией выездов сотрудников органавнутренних дел в служебные командировки и ихэффективностью;
–  организационное обеспечение заседаний коллегии иоперативного совещания приначальнике органа внутренних дел, комплексных мероприятий, проводимых вмасштабах органа внутренних дел, а также деятельности начальника органавнутренних дел в осуществлении функций старшего оперативногоначальника;
–  обеспечение профессиональной подготовки руководящихкадров органов внутренних дел.
Общий порядок планирования оперативно-служебнойдеятельности органа внутреннихдел регламентируется соответствующими ведомственными нормативнымиправовыми актами.
Разработка штабом планов основных организационныхмероприятий (планов служебной деятельности) органа внутренних дел предполагаетсистематический анализ состояния преступности и охраны общественного порядка наобслуживаемой территории, результатов деятельности органа внутренних дел и иных факторов, определяющих оперативнуюобстановку.
Поиск, накопление и систематизация информации дляподготовки проектов планов проводятсяпостоянно в течение планового периода. Для этого создается накопительный массивпо разделам в соответствии со структурой плана, которая определяется приказомначальника органа внутренних дел.
Непосредственная разработка плана начинается сподготовки штабом распоряжения начальника органа внутренних дел, в которомопределяется порядок и сроки внесенияпредложений в проект плана и представления его для утверждения.
В соответствии с этим распоряжением в штаб направляютсязаинтересованными подразделениями органа внутренних дел подготовленные ими по линиям своей работы конкретные предложения по решениюпоставленных перед ними задач. Штаб анализирует обоснованность и актуальностьпредставленных предложений, при необходимости вносит уточнения и коррективы в очередность и состав исполнителей, сроки выполнениямероприятия, согласовывая их сзаинтересованными подразделениями, и составляет проект плана.
Для облегчения согласования мероприятий плана,исключения разногласий, которые могут возникнуть при его обсуждении, в проектеплана предусматривается специальнаяграфа, где указываются источники, послужившиеоснованием для включения мероприятий в план (конкретные нормативные акты,пункты перспективного плана, указания и поручения начальника органа, инициативные предложения подразделений и т.п.). Вокончательном варианте плана эта графазаменяется на графу для отметок выполнении плановыхмероприятий.
При формировании проекта плана должны соблюдатьсяследующие требования:
— максимальное соответствие планируемых мероприятийоперативной обстановке, результатампрогноза ее развития, а также стоящим задачам;
— концентрация всех планируемых мероприятий на решенииключевых проблем, опережающеереагирование на развитие негативных тенденций в оперативнойобстановке;
— планирование только реальных и конкретных мероприятий,направленных на совершенствование организаторской деятельности и усилениеохраны общественного порядка и борьбы с преступностью;
— комплексный подход в решении планируемых задач (впроект плана, как правило, включаются лишьпредложения, реализация которых требует участия двух и болееподразделений);
— равномерное распределение мероприятий по кварталам имесяцам.
Подготовленныйштабом проект плана согласовывается с заинтересованнымиподразделениями органа внутренних дел, выносится на рассмотрение коллегии (оперативного совещания) ипредставляется на утверждение начальнику органа внутренних дел.
Для обеспечения единства планов, своевременного отраженияв них происходящих изменений в оперативной обстановке, учета поступающих указаний и распоряжений разрешается вносить вутвержденные планы соответствующие коррективы. Внесение коррективосуществляется в таком же порядке, как и при разработкеплана.
Планирование штабом инспекторских, контрольных проверок,комплексных и целевых выездов в нижестоящие органы, подразделения и учреждения внутренних дел осуществляется в формах: графикапроверок и выездов, который прилагается к плану основных организационныхмероприятий; плана командировок;календарного плана основных мероприятий.
С учетом планов основных организационных мероприятий(служебной деятельности), командировок,работы коллегии (совещания) и других директивныхдокументов штабом ежемесячно разрабатываются календарные планы основныхмероприятий.
Предложения в календарный план основных мероприятийвносятся в штаб подразделениями органавнутренних дел. Штаб готовит проект плана и представляет его на утверждениеначальнику органа внутренних дел.
Работа штаба по организационному обеспечению органавнутренних дел в разработке проектоврешений соответствующих органов государственнойвласти, органов местного самоуправления, а равно проектов межведомственныхпланов и программ включает в себя:
–  подготовку проекта распоряжения начальника органавнутренних дел о формах и объемеучастия соответствующих подразделений в разработке названныхвыше документов;
–  сбор и обобщение предложений подразделений органавнутренних дел по рассматриваемым вопросам;
–   постоянное поддержание взаимодействия с субъектамиразработки
проектов решений, планов и программ;
–   внесение начальнику органа внутренних дел насогласование или
утверждение подготовленных совместных документов.
Штаб должен отличаться высокой слаженностью и бытьспособным обеспечивать твердое,непрерывное, гибкое и скрытное управление органом внутренних дел в любых условиях оперативной обстановки.Это достигается:
-постоянной служебно-боевой готовностью штаба;
-четкойорганизацией работы со штабами подчиненных, взаимодействующихи соседних органов внутренних дел, а также управленческими структурами других правоохранительных органов,
 администрацией органов государственной власти субъектовРоссийской
 Федерации и органов местногосамоуправления;
-необходимым материально-техническим обеспечением штаба;
-широкимиспользованием средств автоматизации и вычислительной техники;
-строгимсоблюдением режима секретности, правил ведения радиообмена и защиты информации.
Основными требованиями, предъявляемыми к работе штаба,являются: организованность,целеустремленность, оперативность, предвидение и предусмотрительность,точность и исполнительность, инициатива и творчество.
Организованностьзаключается в четкой, строгоупорядоченной и умело построенной работе штаба.
Целеустремленностьзаключаетсяв постоянной направленности штаба на решениеглавных задач, умелом определении и сосредоточении основных усилий напервоочередной проработке и осуществлении важнейших мероприятий, от которых зависит успешное выполнение поставленных перед органомвнутренних дел задач
Оперативностьзаключаетсяв способности штаба решать задачи качественно и в установленные сроки, с учетомоперативной обстановки, гибко менять формы и методы работы.
Предвидение и предусмотрительностьзаключается взаблаговременном определении штабом возможного развитияоперативной обстановки на длительный период.
Точность и исполнительность заключается в выполнении штабом возложенных на него задач в полном объеме и всоответствии с решениями начальника органа внутренних дел, а также указаниями вышестоящегоштаба, в безошибочности проводимых расчетов, разрабатываемых документов и отдаваемыхраспоряжений, в точности выводов, докладов и предложений по обстановке, вответственном отношении к исполнению всех поручений и заданий.
Инициативаи творчествозаключаются встремлении штаба найти наиболеецелесообразные и эффективные способы качественного выполнения поставленных задач в соответствии с конкретнойоперативной обстановкой; умении самостоятельно определить лучшие формы иметоды работы в организации и планировании служебно-боевой деятельности,внедрять все новое, передовое, обобщать ииспользовать положительный опыт, готовность взять на себя ответственность засамостоятельные действия. Инициатива и творчество в работе штабаособенно важны в сложной оперативной обстановкепри выполнении новых и внезапно возникших задач.
Основой успешного выполнения стоящих перед штабом задачявляется тщательный подбор, высокая профессиональная и специальная подготовка сотрудниковштаба, глубокое понимание стоящих перед ними задач и способов их выполнения.
Сотрудникиштаба должны быть образцом выполнения своих обязанностей, обладать высокойпрофессиональной подготовкой и организаторскими способностями, отличатьсяглубоким знанием действующегозаконодательства, высокой служебной и штабной культурой, безупречнойдисциплиной, исполнительностью, инициативой и творческим подходом квыполнению поставленных задач.
Каждый сотрудник штаба обязан: твердо знать основыслужебно-боевой деятельности, организационную структуру,задачи и возможности подразделений и служборгана внутренних дел; четко выполнять обязанности по занимаемойдолжности и быть готовым, в случае необходимости, выполнять обязанности других сотрудников; уметь глубоко анализировать,оценивать и кратко докладывать оперативную обстановку, в короткие сроки доводить задачи до подчиненных штабов и органоввнутренних дел; быстро и точнопроизводить необходимые расчеты, объективно оценивать результаты служебной деятельности подразделений, полно иточно вести рабочую карту, быстро и качественно разрабатывать служебныедокументы, уметь эффективно применятьсредства связи, автоматизации и механизации управления; знать и строго соблюдать требования по обеспечению государственной и служебной тайны, правиласкрытого управления и безопасностисвязи, постоянно повышать уровень профессиональных и специальных знаний, совершенствовать практическиенавыки в штабной работе, владеть методами обучения и воспитания личногосостава, укрепления служебной дисциплины.
Вышестоящий штаб должен служить для нижестоящих штабовпримером высокой требовательности,точности и исполнительности в работе. Он обязан постояннозаботиться о том, чтобы больше времени для работы предоставлялось нижестоящим штабам. Это достигается своевременныминформированием нижестоящих штабов об оперативной обстановке и о планируемыхмероприятиях (предстоящих задачах), отдачей им предварительных распоряжений, минимальной затратой времени на оформление решений (приказов, распоряжений,указаний) начальника органа внутренних дел и доведение их доисполнителей.
3. Роль штабаГУВД по Челябинской области в координации деятельности подразделений органоввнутренних дел, участвующих в охране общественного порядка
ШтабГУВД по Челябинской области – структурное звено, объединяющее самостоятельныеподразделения ГУВД, призванные решать общесистемные, межрегиональные либокомплексные задачи; обеспечивать координацию деятельности служб и подразделенийГУВД, а также осуществлять выработку и реализацию единых управленческихрешений.
В структуру Штабавходят:
— информационно-аналитический отдел;
— организационно-плановый отдел;
— организационно-штатное отделение;
— инспекция (на правахотдела);
— отделение организациидежурных частей;
— отделение организацииуправления при чрезвычайных обстоятельствах;
— канцелярия.
В непосредственномподчинении начальника штаба находятся:
— дежурная часть ГУВД;
— информационный центрГУВД.
В оперативномподчинении начальника штаба находятся отделение по боевой и мобилизационнойготовности ГУВД.
Штаб в пределах своейкомпетенции обеспечивает взаимодействие ГУВД с органами государственной властиЧелябинской области, организациями и общественными объединениями области,образовательными учреждениями и научно-исследовательскими институтами системыМВД России, правоохранительными органами Челябинской области, штабами МВД,ГУВД, УВД других субъектов Российской Федерации.
Основными задачамиштаба ГУВД по Челябинской области в сфере обеспечения охраны общественногопорядка являются:
1. Решениеобщесистемных задач борьбы с преступностью, охраны общественного порядка иобщественной безопасности, а также контроль реализации комплексных программпрофилактики и усиления борьбы с преступностью – путем координации усилий всехподразделений и служб ГУВД и организации взаимодействия между ними.
2. Организациядеятельности органов внутренних дел Челябинской области и условиях правовогорежима военного времени и чрезвычайных обстоятельств.
3. Обеспечениеведения и накопления статистической, оперативно-справочной, розыскной,криминалистической, архивной и научно-технической информации.
4. Осуществлениеруководства и координации деятельности подразделений ГУВД и органов внутреннихдел по муниципальным образованиям области в сфере учетно-регистрационнойдисциплины.
5. Организационно-методическоеобеспечение деятельности дежурных частей ОВД области.
Основнымифункциями Штаба ГУВД по Челябинской области в части осуществления координациидеятельности подразделений органов внутренних дел, участвующих в охранеобщественного порядка, являются:
1. Осуществлениев установленном порядке сбора и обработки оперативной информации опроисшествиях и преступлениях и принятие неотложных мер при осложнениикриминальной ситуации на территории области.
2. Проведениекомплексного анализа оперативной обстановки, организация проведенияисследований по проблемам борьбы с преступностью, прогнозирование состоянияпреступности в области с целью выработки рациональных управленческих решений.
3. Подготовкаинформационно-аналитических, справочных и иных материалов для начальника ГУВД,соответствующих органов государственной власти Челябинской области по вопросам,отнесенным к компетенции органов внутренних дел.
4. Обеспечениеучастия ГУВД в разработке и реализации целевых и комплексных программ повопросам борьбы с преступностью.
5. Организациявыявления, обобщения и использования передовых форм и методов в оперативнойдеятельности управлений, отделов ГУВД и органов внутренних дел.
6. Планированиево взаимодействии с подразделениями ГУВД основных организационных мероприятий ГУВД,работы коллегии ГУВД, совещания при начальнике ГУВД, комиссии по комплекснымпроблемам борьбы с преступностью, координационно-методического совета попредупреждению преступлений, совещаний при заместителе начальника ГУВД –начальнике штаба.
7. Организационноеобеспечение заседаний коллегии ГУВД, совещаний при начальнике ГУВД поЧелябинской области, комиссии ГУВД по комплексным проблемам борьбы спреступностью и координационно-методического совета, а также участия начальникаГУВД в работе Координационного совещания руководителей правоохранительныхорганов Челябинской области, Совета безопасности Челябинской области, заседанийПравительства области и иных органов государственной власти. Обеспечениеконтроля реализации органами внутренних дел решений и постановлений указанныхсовещаний.
8. Организациядеятельности дежурных частей органов внутренних дел, в том числе по раскрытиюпреступлений «по горячим следам» и своевременному реагированию на осложнениеоперативной обстановки. Проведение анализа эффективности управления силами исредствами, задействованными в охране общественного порядка и обеспеченииобщественной безопасности.
9. Планированиеи обеспечение боевой и мобилизационной готовности сил и средств ГУВД с цельюбыстрого развертывания при угрозе возникновения (возникновении) чрезвычайныхобстоятельств, а также при введении режима чрезвычайного или военногоположения.[4]

Заключение
Впроцессе работы была изучена литература по данной теме, а такженормативные акты по правовому положению и структурештабов.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том,что штабы являются функционально независимыми от отраслевыхслужб органов внутренних дел подразделениями. Они обладают межотраслевымиполномочиями по вопросам общего управления и подчиняются непосредственноруководству органа внутренних дел, в состав которого входят. Однако юридическую силу управленческие решения руководителей штабов, направленные на регулирование иразрешение внешних (не внутриорганизационных) вопросов, т.е. вопросов,связанных с осуществлением основных(специальных) функций, приобретают лишь в том случае, если они оформлены в виде соответствующего приказа начальника органа внутренних дел. Так, например,общеуправленческое решение штаба приобретает юридическую силу послеоформления его в виде приказа или иного документа, исходящего от руководстваоргана внутренних дел. Предложения и рекомендации штабов находят свое отражениев планах работы, приказах, решенияхколлегии, в методических разработках обзорах, информационных письмах ит.п., утвержденных или одобренных руководителями органов внутренних дел. В этихслучаях они также приобретают правовойхарактер и обязательны для исполнения.
Вместе с тем начальники штабов наделены полномочиями,необходимыми для выполнения возложенных на них обязанностей. Они несут персональнуюответственность за качество и эффективность работы штабов, утверждаютдолжностные обязанности их заместителей и сотрудников штабов. Начальники правомочны: запрашивать и получать из подразделений органа внутренних дел, а также от нижестоящихорганов внутренних дел документы и материалы, необходимые для выполнениязаданий и поручений руководства органа внутренних дел, в структуру которогоштабы входят. Начальники штабов по согласованию с соответствующимируководителями привлекают к участию вкомплексных, контрольных и целевых проверках, а также к подготовке необходимых управленческих документов, проведению исследований и выработке предложений специалистовподразделений и служб органоввнутренних дел, научно-исследовательских учреждений и учебных заведений МВД России, могут формировать изих числа рабочие группы. По поручениюруководства органа внутренних дел начальник штаба этого органа представительствует в другихгосударственных органах и ведомствахпри рассмотрении вопросов, входящих в компетенцию штабов. Начальник штаба вносит предложения руководствуоргана внутренних дел о мерах посовершенствованию деятельности подразделений и служб органа и укреплениюисполнительской дисциплины и др.

Список литературы
1. Административная деятельность органов внутренних дел.Часть Особенная. Учебник / Подредакцией В. П. Сальникова МВД РФ 2005.
2. Административнаядеятельность органов внутренних дел. Часть Общая: Сборник нормативных правовых актов. Том 1. — МЮИ МВД России, Щит-М, 2005.
3. Приказ ГУВД поЧелябинской области № 274 от 06 мая 2008 г. «Об утверждении Положения о штабе ГУВД по Челябинской области». с.8.
4.  ПриказМВД РФ № 751 от 18 ноября 2004г. «Вопросы Организационно-инспекторского департамента МВД России инепосредственно подчиненных подразделений».
5. Основыорганизации работы горрайлинорганов внутренних дел. Коллектив авторов под ред.доц. А.П. Ипакяна, рецензент: Штаб МВД России – Академия МВД России, 1994г.
6.  «Обутверждении Временного наставления по службе штабов органов внутренних дел» (извлечение): Приказ МВД РФ от 12февраля 1997 г № 86 // Административная деятельность органов внутреннихдел. Часть Общая: Сборник нормативныхправовых актов. Т. 1. — М: МосУ МВД России. Щит-М, 2005.
7. Штабная практика№ 4 (24) 1997г., с. 69
8. Черепанов А.В.,В.И.Майоров, В.А. Морозков, С.М. Кондратьев, А.Ф. Газенпуд Административная деятельностьорганов внутренних дел: Учебное пособие. Челябинский юридический институт МВДРоссии, 2003 – 196с.