Современная семья и ее проблемы

Российскийуниверситет дружбы народов
Институтиностранных языков
Направление: «Лингвистика»
Первый курс;дневное отделение
Реферат
Дисциплина: Социология
на тему: Современнаясемья и ее проблемы
Баламожнова Светлана Сергеевна (103 ЛД)
Преподаватель, ведущий дисциплину:
Джангирян Владимир Гургенович
Москва – 2010 год

Содержание
Введение. 3
Глава I. Основные понятия иаспекты семьи. 5
1.1 Семья как социальныйинститут. 5
1.2 Функции семьи. 11
1.3 Семья как малая группа.Психологический климат семьи. 16
Глава II. Современная семья иее проблемы… 19
2.1 Молодая семья. 19
2.2 Студенческая семья. 21
2.3 Основные проблемы современного брака. 24
Заключение. 32
Список используемой литературы… 34

Введение
«Семья — взаимное несение тягот и школа жертвенности». (Н.А.Бердяев)
Семья веками почиталась как большая ценность, особеннокогда человек нуждался в большом коллективе для того, чтобы элементарно выжитьв трудных условиях борьбы за существование.
Общеизвестно, что семья является уникальным социальнымсозданием человечества. Фактически, это явление – первый вид общения людей. Внекотором отношении каждая семья – это уникальная система, обеспечивающая своимчленам уникальную среду.
Тема семьи была, есть и будет, на мой взгляд, всегдаактуальной и для многих исследователей она является краеугольным камнем в пониманииличностного развития и социальных отношений, поэтому семья заслуженно является объектомизучения многих академических величин.
В нашем современном обществе большие семьи становятсяредкостью, а родственники подчас бывают едва знакомы. Сегодня, даже весьмапожилые люди не сразу смогут объяснить, кто такой деверь, золовка, шурин,свояченица. Слова кажутся устаревшими, архаичными. Вероятно, это происходитпотому, что семейные связи становятся менее прочными, сосредотачиваются врамках так называемой нуклеарной семьи, состоящей только из родителей и детей.Даже бабушки и дедушки часто живут отдельно от внуков. Такая разрозненность неможет не порождать отчужденности.
В основе семейных связей лежит кровное родство. Казалось,что может быть крепче и надежнее для защиты человека от одиночества? Но далеконе в каждой семье даже самые близкие люди понимают друг друга.
Семья является клеточкой социального организма, живущей сним в едином ритме, отражающая, как капелька воды, и большие идеи, и большиеобщие цели.
Проблема семьи занимает центральное место в ее изучении. Родителидолжны уметь максимально прилагать усилия для того, чтобы сформировать у своихдетей стремление быть коллективистами, патриотами, гражданами своей Родины. Конечно,ребенок всегда одновременно или последовательно член нескольких оказывающих нанего влияние коллективов: классного, школьного, он участник кружка илиспортивной секции, входит в компанию сверстников, житель города. В детстве июности мальчики и девочки могут менять многие из этих больших и малыхсообществ. Неизменным остается лишь один коллектив семья. Первая причина особойроли семьи в воспитании устойчивость, постоянство, долговременность семейноговлияния. Вторая – ее разносторонность. Семья настоящий университет человеческихотношений. Социологи и антропологи сравнивают семейную структуру в разныхобществах по параметрам: форме семьи, форме брака, образцу распределениявласти, выбору партнера, местожительства, а также происхождению и способу наследованияимущества.
Семья является предметом изучения многих общественныхнаук: демографии, социальной психологии, истории, социальной антропологии,экономики, юриспруденции, педагогики, социологии. Обобщающее представление осемье дает социологическая наука, рассматривающая ее одновременно каксоциальный институт и как малую социальную группу.
Целью данной работы является изучение семьи как объектаисследования с определением на теоретическом уровне ее основных проблем. Дляэтого необходимо: рассмотреть основные понятия семьи и изучить особо значимыепроблемы современного брака.

Глава I. Основные понятия иаспекты семьи
1.1 Семья как социальный институт
Семья как социальный институт – это объединение, котороехарактеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения,регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другимиродственниками, а также реализующего жизненно важные для общества функции порождению, содержанию и социализации детей[1].
Семья – один из наиболее древних социальных институтов.Он возник в условиях первобытного общества и на разных ступенях общественногоразвития приобретал различные формы.
Формы семьи[2]:
1.Кровнородственная семья.
Существование этой формы приходится доказывать путём,основанной на непосредственно её проявлении. Будучи первой, после промискуитетаи наиболее древней формой данного учреждения (низшая ступень дикости), она пересталасуществовать даже у самых отсталых дикарских племён. Эта система – малайская.Она выражает те отношения родства, которые должны были существовать вкровнородственной семье, и предполагает существование такой семьи дляобъяснения её собственного существования.
Совершенно очевидно, что малайская система не моглапроизойти от какой- либо другой уже существовавшей системы, так как нельзя себепредставить какой-либо более элементарной системы. Таким образом, простота и точностьэтой системы обращает на себя внимание, прямо указывая на то, что групповойбрак родных и двоюродных братьев и сестёр был источником, из которого эта системавозникла. Можно вполне опустить, отмечает Морган, что малайская системаполучила своё начало в многобрачии кровных родственников, в том числе родныхбратьев и сестёр, что она действительно началась с брака между братьями исёстрами и постепенно включала в свой круг двоюродных братьев и сестёр, по меретого как расширялся круг брачной системы. Если подробно рассмотреть даннуюсистему родства, то не найдётся различия между родством по крови и по свойству,то есть оно не проводится. Например, на Сандвичевых островах брак междубратьями и сёстрами сохранился в качестве пережитка кровнородственной семьи припуналуальной семье. Вкратце коснувшись «девяти степеней родства китайцев»,исследователь отмечает, что она показывает, что в то время, когда образовались этистепени родства, у китайцев существовала пуналуальная семья, необходимойпредшественницей которой была кровнородственная семья.
Кровнородственная семья была первой организованной формойобщества, она, несомненно, представляла улучшение предшествовавшегонеорганизованного состояния, каково бы оно ни было. От этой формы семьи можноначинать историю человеческого прогресса, факторами которого является развитиедомашних учреждений, изобретений и открытий.
2.Пуналуальная семья.
Переход к пуналуальной семье был вызван постепеннымисключением родных братьев и сестёр из брачных отношений. Главный фактор, которыйтолкнул происхождение новой формы семьи, это родовая организация. На основеисследований Льюис Морган делает вывод, что во всех человеческих племенах,обладавших родовой организацией, в прошлом господствовала классоваяорганизация. Учёный смог найти зачаток рода в австралийских классах и вгавайских группах. В австралийских классах было замечено два основных правила рода,а именно: запрещение брака между братьями и сёстрами и счёт происхождения по женскойлинии. Рассматривая ниже гавайские семьи, также найдётся зачаток рода.
Можно сказать, что пуналуальная семья выросла из обычая«пуналуа», по которому гавайские семьи образовывались следующим образом: родныеи двоюродные сёстры считались жёнами группе «близких товарищей», то есть «пуналуа»;они друг другу не являлись родными братьями, они находились в отношениипуналуа, их связывало только то, что у них были общие жёны. Обычай «пуналуа» помогсложиться туранской системе родства. Отсюда ясно, что эта форма семьиобразовалась из кровнородственной семьи. Прогресс общества от кровнородственнойк пуналуальной семье был началом великого движения вперёд, которое подготовилопуть для родовой организации, приведшей постепенно к синдиасмической, а, в концеконцов, к моногамной семье. Влияние родовой организации на древнее обществобыло консервативным и в то же время возвышающим, потому что это учреждение явилоськатализатором изменений, происходивших в то время в обществе.
3.Синдиасмическая и патриархальная семьи.
Морган рассматривает две эти формы семьи вместе, наверное,потому что считает их промежуточными при переходе к моногамии, т.к. при существованиисиндиасмической и патриархальной семьи (низшая и средняя ступень варварства до появлениямоногамии на высшей ступени) господствовала туранская система родства.
Место больших групп, связанных брачными отношениями, занялибрачные пары, представляющие собой ясно выраженные, хотя лишь частичноиндивидуализировавшиеся семьи. В этой семье можно признать зародыш моногамнойсемьи, однако в ряде существенных отношений парная семья стояла нижемоногамной. Морган отмечает, что синдиасмическая семья была достаточно слабойорганизацией, так как в одиночестве она не могла преодолеть тягости жизни. Обыкновеннонесколько таких семей жили в одном доме, образуя коллективное домохозяйство, в которомгосподствовало начало коммунизма домашней жизни. Данная форма брака была стольже своеобразна, как и семья. Мужчины не выбирали жён, брак основывался не начувстве, а на удобстве и необходимости. Устраивать браки своих детей было фактическипредоставлено матерям, и о браках обыкновенно договаривались без ведома вступающихв брак, не спрашивая их согласия. Обычай бракосочетания придавал браку характерпокупки. Продолжительность брака зависела от желания сторон, но потом обществостало противиться разводам. Другой чертой брачных отношений было то, что от женщинстали требовать верности под угрозой жестокого наказания, которому её мог подвергнутьмуж, не беря на себя того же обязательства. Привилегия была провозглашенапривилегией мужчин, однако она ограничивалась отсутствием средств для того,чтобы ею пользоваться
4.Моногамная семья.
Моногамия в сложившейся форме проявляется в позднейшем периодеварварства. Морган восстанавливает моногамную семью на ранней стадии её развитияпо описаниям древних писателей, которые в свою очередь подробно останавливаютсяна том, каково было положение женщины. Автор исследуемой мною работы склоненутверждать, что переход счёта происхождения из женской линии в мужскую повлиялнеблагоприятным образом на положение и права жены и матери: «она оказаласьодинокой в домохозяйстве своего мужа, изолированной от её родичей. Это должно былоослабить авторитет матери, значительно снизить её положение в обществе и остановитьеё повышение по социальной лестнице». Детально рассматривая моногамную семью у римляни у греков, Морган приходит к выводу, что, совершенствуясь вместе с прогрессом,моногамия не достигла своего идеала в классический век, по крайней мере,наиболее высокого совершенства она достигла только в новое время. В своейвполне развитой форме эта семья сделала достоверным отцовство, поставила индивидуальнуюсобственность на недвижимое и движимое имущество на место собственностиколлективной и исключительное право наследования детей на место наследованияагнатов. Современное общество покоится на моногамной семье. Весь предшествующийопыт и прогресс человечества завершается и кристаллизируется в этомвлиятельнейшем учреждении. Оно развивалось весьма медленно, и корни егодостигают периода дикости; вместе с тем оно является конечным результатом, ккоторому неуклонно шёл весь опыт веков. Несмотря на всю свою современность, моногамнаясемья представляет собой продукт широкого и разнообразного опыта.
Так от общества к обществу, от эпохи к эпохе варьировалисоциальные нормы, предписывающие правила выбора и количества супругов, рольглавы семейства, права и обязанности родственников, место поселения молодойсемьи. Под влиянием экономического и политического развития общества,культурных и национальных традиций менялись и основные характеристики семьи. Нос течением времени не изменяется сама социальная необходимость семьи. На всехэтапах общественного развития она обусловлена потребностью общества вфизическом и духовном воспроизводстве.
С институтом семьи тесно связан институт брака. Брак –это официально оформленные супружеские отношения; это признанная обществомформа отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи. Институтбрака регулирует отношения между супругами и определяет их права и обязанностипо отношению ко всем членам семьи, а также составляет первооснову семьи. Т.е.семью создает отношение родители-дети, а брак оказывается легитимным признаниемтех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуальногопартнерства, которые сопровождаются рождением детей. Особенно необходимоотметить, что всякое расторжение брака есть расторжение семьи и что даже счисто юридической точки зрения положение детей и их имущества не может бытьпоставлено в зависимость от произвольного усмотрения родителей, от того, что имзаблагорассудится[3].
Но семья, как правило, представляет более сложную системуотношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и ихдетей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать непросто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействийи отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода ирегулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностейи норм, подтвержденных обширному социальному контролю через систему позитивных инегативных санкций.
Семья как социальный институт проходит ряд этапов,последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный циклсемьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главнымисреди них являются[4]:
1) вступление в брак – образование семьи;
2) начало деторождения – рождение первого ребенка;
3) окончание деторождения – рождение последнего ребенка;
4) «пустое гнездо» – вступление в брак и выделение изсемьи последнего ребенка;
5) прекращение существования семьи – смерть одного изсупругов.
На каждом этапе семья обладает специфическими социальнымии экономическими характеристиками.
Семья как социальный институт возникла с формированием общества.Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативнымирегуляторами. Например, ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальные стандартамиповедения, нормы, которыми руководствуются жена и муж, родители и их дети ит.д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкциипредставляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся формуотношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают исанкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские ииные родственные права и обязанности.
На первых этапах развития общества отношения междумужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племеннымии родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцыповедения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. Свозникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовойхарактер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности нетолько на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отнынесоциальные контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но игосударственные органы.
1.2 Функции семьи
Семья всегда выполняет целый ряд социальных функций,среди которых прежде всего выделяют репродуктивную и воспитательную.
Репродуктивная функция (от лат. productio — производить)обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода. Чтобы через 30 летнаселение страны не уменьшилось, детей в каждой семье должно быть не меньше,чем родителей. К сожалению, в настоящее время население России ежегодносокращается примерно на 750 тыс. человек.
Экономический спад повлиял на рождаемость. В большинствегородских семей всего один ребенок. Сегодня в России не осуществляется дажепростое воспроизводство населения.
По статистике, включающей бездетные семьи и несемейныхлюдей, для поддержания воспроизводства населения России необходимо, чтобы 50%семей имело троих детей.
Общественная ценность семьи состоит, прежде всего, в духовномвоспроизводстве жизни, т.е. в воспитании детей (воспитательная функция).Воспитание детей в семье – большой ежедневный труд, и физический (например,уход за малышами), и умственный (например, духовное развитие детей). Благодарясемье ребенок получает первые трудовые и нравственные навыки: помощь по дому,определенные правила поведения, забота о родителях.
Важнейшее средство воспитания ребенка – личный примерродителей. Воспитательное влияние семьи на растущего в ней ребенка в целомопределяется семейными нормами, ценностями, интересами. Жизнь каждой семьиопределяет развитие привычек и нравственных качеств ребенка, как положительных,так и отрицательных. Они составляют «социальное наследство», которое родителипередают детям: стиль поведения и общения с людьми, моральные нормы и жизненныеценности[5]. Здоровье новогопоколения, как духовное, так и физическое, тем крепче, чем больше в семьесупружеской и родительской любви.
К другим функциям семьи относятся[6]:
1) хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровьячленов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
2) экономическая – получение материальных средств однихчленов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних инетрудоспособных членов общества;
3) сфера первичного социального контроля – моральнаярегламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, атакже регламентация ответственности и обязательств в отношениях междусупругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;
4) духовного общения – развитие личностей членов семьи,духовное взаимообогащение;
5) социально-статусная – предоставление определенногосоциального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
6) досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащениеинтересов;
7) эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональнойподдержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.
В разные периоды жизни семьи приоритетное место занимаетто одна, то другая функция. Так для молодой семьи в числе приоритетных –репродуктивная функция, для пожилой – функция духовного общения.
Для понимания семьи как социального института большоезначение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль – один из видов социальныхролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциямииндивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские(жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра),межпоколенные и внутрипоколенные (дедушка, бабушка, старший, младший) и т.д. Исполнениесемейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильногоформирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что,значит, быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведенияждут от него, какие правила, нормы ждут от него, какие правила, нормы диктуетему то или иное поведение. Для того чтобы сформулировать образ своего поведения,индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи.Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или, в частности, главногораспорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значениеимеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек сослабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже поролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи всовременных условиях.
Для успешного формирования семьи немаловажное значение такжеимеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с нейгибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особыхзатруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этогопотребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл рольматериального покровителя других ее членов, но его финансовое положениеизменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.
Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполненииопределенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевымконфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как[7]:
1) конфликт ролевых образцов, что связано с неправильным ихформированием у одного или нескольких членов семьи;
2) межролевой конфликт, при котором противоречие заложенов противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликтынаблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколенияодновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположныероли;
3) внутриролевой конфликт, при котором одна роль включаетв себя противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бываютчаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматриваетсочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей ит.д.) с современной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечениисемьи материальными средствами.
Конфликт может углубиться, если жена занимает болеевысокий статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функциисвоего статуса во внутрисемейные отношения. В подобных случаях очень важнаспособность супругов к гибкому переключению ролей. Особое место средипредпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим освоениемроли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральнаяи эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в особенности,родительских ролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак не хочет переложитьна свои плечи хозяйственные заботы семьи или родить ребенка, пытается вести прежнийобраз жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее рольматери, и т.д.
В современном обществе наблюдается процесс ослаблениясемьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейныхотношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, ворганизации досуга и в других важнейших функциях. Традиционные роли, прикоторых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж былхозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивалэкономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которыхподавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурамистали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечениисемьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений.Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собойряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оноспособствовало росту самосознания женщины, равенство в супружеских отношениях,с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическоеповедение, приводя к снижению рождаемости и увеличивало уровень смертности.
Социальные роли и нормы, включенные в социальныйинститут, определяют соответствующее и ожидаемое поведение, котороеориентировано на удовлетворение специфических социальных потребностей.
Семья анализируется как институт тогда, когда особенно важновыяснить соответствие (или несоответствие) образа жизни семьи, ее функцийсовременным общественным потребностям. Модель семьи как социального институтаочень важна для прогноза изменений семьи, тенденций ее развития. При анализесемьи как социального института исследователей, прежде всего, интересуют образцысемейного поведения, семейной роли, особенности формальных и неформальных норми санкций в сфере брачно-семейных отношений.
Каждая семья – это своеобразный мир, основанный напреемственности, традициях, определенных ценностях, чувствах и эмоциях.
Семья играет огромную роль в общественном прогрессе.Благодаря ей осуществляется непосредственная преемственность поколений. Издевочки семья готовит будущую жену и мать, из мальчика – мужа и отца.
1.3 Семья как малая группа.Психологический климат семьи
Семья в современном обществе является особой малойгруппой, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностьюбыта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которойобусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводственаселения[8].
Во-первых, это родственный союз, в основе которого лежит эмоциональноечувство – любовь (сначала супружеская, затем родительская). Основанные наэмоциональной близости семейные отношения способствуют заботе о самыхнезащищенных членах общества. Недаром говорят, что гуманизм обществаопределяется положением в нем самых слабых – детей и стариков.
Во-вторых, в семье осуществляется важнейшая функциябиологического и социального воспроизводства населения. Английскимиучеными-генетиками было установлено, что однофамильцы произошли от общегопредка. Из этого следует, что все люди на Земле – родственники в каком-топоколении.
В-третьих, в семье осуществляется воспитание, т.е.передача новым поколениям опыта, определенных устоев, ценностей. Добрыесемейные традиции – источник стабильности и гуманности общества.
Прежде всего психологический климат определяетсамочувствие человека в семье (настроение, психологический комфорт). Этоотношение зависит от отношений между членами семьи. Именно отношения заботы,внимания делают семейный климат теплым и приятным. Напротив, неуважение,безразличие делают климат резким и тяжелым для существования в нем.Благоприятная семейная атмосфера несовместима с «законом джунглей», гдевластвует физическая сила и вражда.
Выделяют три основных стиля семейных взаимоотношений:
— попустительский;
— авторитарный;
— демократический.
Попустительский стиль отношений обычно проявляется всемье как отсутствие устойчивых, а то и вообще всяких отношений. В такой семьецарят отстраненность, отчуждение, безразличие к делам и чувствам другого. Такаясемья лишь формально считается чем-то целым, на деле же в ней все мертво ибезжизненно.
Два других стиля представляют собой два полюса: на одном– бесцеремонный диктат, жестокость, жестокость, агрессивность по отношению другк другу; на противоположном полюсе – подлинное равноправие, взаимное тепло,богатство чувств.
Также в семейных отношениях выделяют их направленность:
Во многих семьях преобладает направленность надеятельность – на деловую сторону жизни. Этот ориентир, оценка людей по ихуспехам в деятельности, может порождать крайне бездушных деловых людей, недумающих о чувствах близких. Детям в таких семьях иногда бывает трудносоответствовать завышенным ожиданиям родителей, для которых успехи детей – одиниз элементов жизненного успеха.
Слишком большое внимание взаимоотношениям с другимилюдьми. Чрезмерное увлечение такой направленностью приводит к излишнейизбирательности в общении и замыкании в тесный круг «своих». В доме такой семьинеуютно себя чувствуют не только посторонние, но и те из родственников, которыене соответствуют представлению «человек нашего круга».
Направленность – на себя и самоудовлетворение – может вкрайних случаях порождать отношения эгоизма, себялюбия. Часто такие семьипереживают ссоры, конфликты, что часто приводит к распаду семьи.
Из всего этого следует, что психологический климат семьипредставляет собой относительно устойчивый эмоциональный настрой, которыйявляется результатом совокупности настроения членов семьи, их душевныхпереживаний, отношения друг к другу, к другим людям, к окружающим событиям. Дляблагоприятного психологического климата характерны сплоченность,доброжелательность, чувство защищенности, любовь и доверие[9].
Семья, как особая малая группа, основанная на родственныхсвязях, предполагает особое внутрисемейное общение, в процессе которого семьяреализует свои функции. Для такого общения характерны естественность,сердечность, взаимозаинтересованность.
Неблагоприятный семейный климат ведет к напряженности,из-за которой страдают в основном младшие члены семьи. А в самых тяжелыхслучаях такой климат ведет к распаду семьи.

Глава II. Современная семья и еепроблемы
2.1 Молодая семья
Создание семьи – это очень ответственный шаг, длякоторого необходима определенная готовность к семейной жизни, чего часто неучитывают современные молодые люди. Готовность к семейной жизни включает в себясоциально-нравственную зрелость, экономическую самостоятельность, здоровье ит.д. Социологические исследования показывают, что раннее заключение бракаявляется важным фактором, влияющим на удовлетворенность отношениями междусупругами. Создать семью можно и в 18 лет, но наиболее благоприятный смедицинской точки зрения возраст вступления в брак – 20-22 года для девушек и23-28 – для юношей (учитывается и тот факт, что мужской организм достигаетполной зрелости позже женского).
Уровень нравственного сознания молодых людей – одно изважных условий готовности к созданию семьи. Оно проявляется в пониманиимолодыми людьми значимости семьи, в серьезном отношении к браку, в выбореспутника жизни, в чувстве ответственности за создаваемую семью, в уважении кбудущему мужу (жене).
Основным мотивом для создания семьи является любовь. Нопомимо этого должны присутствовать и готовность к самостоятельности, чувствоответственности, готовность к рождению и воспитанию детей.
Стабильная благополучная семья может функционироватьтолько при определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни.Молодые браки характеризуются первоначальным вхождением в мир друг друга,распределением труда и обязанностей в семье, решение жилищных, финансовых исвязанных с ведением общего хозяйства и быта проблем, процессом приобретения жизненногоопыта. Этот период брачной жизни является самым трудным и опасным с точкизрения стабильности семьи.
Что же касается совместной жизни, то супруги очень частодоговариваются о взаимных обязанностях, о разделении труда в семье, ораспределении семейного бюджета. На основании этого складывается некотораясистема сотрудничества между членами семьи.
Согласование потребностей супругов — задача оченьсложная, т.к. с одной стороны, возникают совместные потребности, который хорошосоотносятся с желаниями каждого из супругов, с другой — определенная частьпотребностей сохраняет индивидуальный характер. Например, потребности вобразования, профессиональной деятельности, в проведении досуга и т.д.
Супружество предполагает определенные требования кповедению и поступкам партнеров, которое ограничивает индивидуальную свободу,что влечет порой упреки, обиды и ссоры между супругами.
В принципе, на сегодняшний день семей без конфликтовпрактически нет, но в особенности это относится к молодым семьям. Конфликтнымисупружескими союзами называют такие, в которых между супругами имеютсяпостоянные ссоры, где их интересы, потребности, намерения приходят встолкновение, порождая особо сильные и продолжительные эмоциональные состояния.Конфликт обычно вызывается какой-то сложной для супругов проблемой.
Причины возникновения семейных конфликтов может бытьсовершенно различной. В.А. Сысенко выделил следующие причины конфликтов[10]:
неудовлетворенность потребности в ценности и значимости своего«Я» (нарушение чувства собственного достоинства со стороны другого партнера,его пренебрежительное, неуважительное отношение, обиды, оскорбления, постояннаякритика);
неудовлетворенность сексуальных потребностей одного изсупругов;
пристрастие одного из супругов к спиртным напиткам,азартным играм и тому подобным вещам, приводящим к большим затратам денежныхсредств;
финансовые разногласия супругов (вопросы взаимногобюджета, содержания семьи, вклада каждого из партнеров в ее материальноеобеспечение);
неудовлетворенность потребности одного или обоих супруговв положительных эмоциях (отсутствие ласки, нежности, заботы, внимания ипонимания, психологическое отчуждение супругов друг от друга, эмоциональнаяхолодность);
неудовлетворенность потребности во взаимопомощи, взаимнойподдержке, потребности в кооперации и сотрудничестве, неудовлетворенностьведением домашнего хозяйства.
Часто конфликт сопровождается ссорой между супругами,которая никогда не проходит бесследно. Очень важно осознавать, что конфликт –это не сражение, и что у каждого супруга должна быть возможность высказаться.
Определенную роль играет и совместное проживание молодыхсупругов с родителями, которое имеет свои плюсы и минусы. Основная проблемасостоит в том, что родители уже после заключения брака их детьми продолжаютвидеть в своем сыне или дочери ребенка, пытаются руководить молодоженами,нередко вмешиваются в их взаимоотношения, что может реально повлиять надальнейшую жизнь молодых. Поэтому молодые супруги должны быть готовы не толькок тому, что им придется привыкать друг к другу, но и к тому, что придетсяадаптироваться и к чужим родителям.
Дух семьи, характер отношений в ней принято называтьсемейной атмосферой, которая является основным источником радости илинеприятностей, ощущения полноты супружества или его неполноценности.
2.2 Студенческая семья
Молодежный возраст – период важнейших социальных идемографических событий в жизненном цикле человека: формирования мировоззрения,структуры личности, выбора социальных и профессиональных ориентиров, началатрудовой деятельности, создания семьи.
Студенчество по своей численности является одной из самыхзначительных групп молодежи, от развития которого зависит будущее общества истаны в целом. Поэтому изучение молодых семей студентов и наиболееблагоприятного времени для их создания очень важно, потому что молодость, вчастности студенческий возрастной период с позиций физиологической ипсихологической готовности считается наиболее благоприятным для создания семьии рождения первенцев. Браки, заключённые в студенческие годы, в большинствеслучаев демонстрируют высокую степень сплоченности, основанной на общностиинтересов, групповом самосознании, специфической субкультуре и образе жизни. Нов то же время, слабая социальная готовность молодых людей к семейной жизни,психологические перегрузки и повышенные требования к партнеру нередко приводятк конфликтам, которые разъедают семейные устои. Студенческая семья живетсегодня в очень трудных материальных условиях. Большинство молодых людей вначале своей семейной жизни сталкиваются с проблемами, о которых они, возможно,раньше и слышали, но не думали, как их решать. В частности, такой маленькийбюджет, каким располагает молодая семья, требует особой тщательности веденияхозяйства, поэтому необходимы хотя бы элементарные знания и умения.
Исходным положением при изучении студенческих семейявлялось предположение, что эти семьи представляют оптимальную модель семьисовременного типа, т.к. студенчество призвано умножать нравственный и духовныйпотенциал общества и для этого ему должны создаваться необходимые условия.
Студенческая семья создается в результате активногопоиска молодыми людьми близкого, дорогого человека, необходимого длясчастливой, полноценной жизни. Характер будущего супружества в значительноймере определяется мотивом, причинами, которые обусловили заключение брачногосоюза.
Для молодых супругов первостепенное значение имеетэмоциональная сторона брака, а удовлетворенность браком у каждого из нихсвязана с характером и силой чувств.
Один из главных вопросов, с которыми сталкиваютсявступающие в брак студенты, — это жилищный вопрос. Такое, что молодоженыначинают совместную жизнь в отдельной квартире, встречается редко. Обычно такуюпроблему жилья в определенной мере позволяют решать студенческие общежития.Предоставление комнаты молодой семье напрямую зависит от материальногообеспечения учебного заведения, но сегодня, к сожалению, они находятся внеравных условиях.
На сегодняшний день студенческая семья живет в оченьтрудных материальных условиях. Несмотря на определенную материальную помощьродителей, в материальном отношении они живут в менее благоприятных условиях.
Основными проблемами, характерными для большинствастуденческих семей является:
низкий денежный доход;
трудности совмещения учебы и семейных обязательств;
трудности, связанные с рождение и воспитанием детей:некому присматривать за ребенком во время учебы;
небольшие возможности для приработка.
Затруднения в разрешении проблем, могут привести к конфликтамв семье, ухудшению здоровья, уменьшению рождаемости, увеличениюматерей-одиночек, возрастанием отказа от детей. Для того, чтобы избежать такихпоследствий в современном обществе нужна разработанная и налаженная система мерсоциальной поддержки студенческим семьям, оказание помощи им как со стороныгосударства, так и со стороны администрации вузов, общественных организаций,при чем немаловажную роль при этом должны играть сами студенческие семьи[11].
2.3 Основные проблемысовременного брака
Проблемы – это некоторые помехи в жизни супругов, которыеприводят к длительным разладам, вызывают глубокое чувство неудовлетворенностисвоей семейной жизнью.
Проблемы брака характеризуются своей распространенностьюи силой действия. Например, одна проблема может быть достаточно общей для бракаи создавать помехи в течение всей семейной жизни, не разрушить его, в то времякак другая, с которой сталкивается только часть семей, оказывается для нихгибельной.
Увеличение числа разводов, раздельное проживание супруговпо причине миграции в поисках заработка, распространение фиктивных браков ивнебрачных рождений, сознательная и вынужденная бездетность супружеских пар,рост насилия над детьми, женщинами и пожилыми людьми – наиболее частообсуждаемые на сегодня проблемы.
Институт брака уже не выполняет, как прежде, своей роли вурегулировании взаимоотношений между полами, о чем свидетельствует фактраспространения сожительств без регистрации. Традиционный жизненный цикл семьи– брак, рождение и воспитание детей проживание супругов вместе до смертисовпадает с жизненным путем лишь части женщин и мужчин[12].Так, внебрачная рождаемость в России в 2004 году составила 29,8% от общегочисла родившихся[13].А по подсчетам демографов 35% детей, родившихся в браке, были зачаты дорегистрации. А в 2004 году, в частности в Москве, 35% всех вступающих в бракмужчин и 32% женщин делали это повторно[14].
Анализ данных исследования позволяет выделить главныепроблемы современного брака:
неблагополучие семей;
неравенство семейного статуса супругов;
перегрузка женщины, ее деловая активность;
дисгармония интимных отношений;
неадекватность престижности супругов;
внутрисемейное насилие;
мотивы иметь или не иметь детей.
1.Из-за необходимости изменения социально-экономическогоповедения личности и ее прежних установок, опиравшихся на относительностабильную жизнь, возникают противоречия с диктуемой политикой современнойжизни, который усугубляются тем, что большинство семей находится в состояниикрайней бедности.
«Семейное неблагополучие» — термин, так часто звучащий сСМИ, не имеет четкой и строгой определенности, но в принципе на бытовом уровневсе понимают, что под ним подразумевается. Многие считают, что причинаминеблагополучия является: низкий уровень доходов семьи, бездуховность,асоциальное поведение родителей, конфликтные взаимоотношения между супругами идетьми, злоупотребление спиртными напитками и т.д. Это именно те проблемы,которые заставляют детей идти на улицу, бродяжничать и нарушать закон.
В неблагополучных семьях выработка семейной стратегиифактически полностью осуществляется женщинами. Это связано с отсутствиемнадежного партнера у одинокой матери в неполной семье, подверженность большейчасти мужчин той или иной форме девиации (алкоголизм, наркомания и т.д.),проживание на «женскую зарплату» (различные пособия и льготы). Следовательно,дети из неблагополучных семей ориентированы исключительно на зарабатываниеденег любыми способами и средствами, отсюда низкое качество образования и ростмалолетней преступности[15].
2.Полного понимания супругам достичь трудно, потому чтомужчина и женщина – разные психологические «системы», которые имеют разноевосприятие мира, помимо этого, вступая в брак, каждый из них имеет собственныепривычки и убеждения.
Идеальная модель брака характеризуется равенством статусаи высокой культурой общения между мужем и женой. Но сейчас очень много говорято главенстве женщины в современной семье, иногда объясняя это эмоциональнойнесдержанностью и нетерпимостью женщины. А стать лидером в семье женщинепомогают более конкретный и практичный ум, способность понимать психологию инастроение другого человека, развитая интуиция.
Что касается социального статуса, то для мужчины иженщины он стал равным. В большинстве случаев женская половина трудится наравнее с мужской, и старается быть независимой в материальном плане. Из-заэтого мужчина лишается авторитета в глазах женщины. В связи с этим муж не можетсохранить прежние позиции в семье и лишается положения кормильца.
Относительно динамическое равновесие семейного статусамужа и жены, которое было в прошлом, нарушилось. Мужчина, который по-прежнемусчитает себя главой семьи, не может подчиняться воле жены без чувства унижения.
Доброжелательная обстановка в семье сохраняется, еслижена, занимая лидирующую позицию в семье, щадит мужское самолюбие, т.е.принимает позицию скрытого лидера, отводя мужчине роль формального лидера. Нопроблема заключается в том, что современная женщина не применяет по отношению кмужу тактику «скрытого лидера», а оказывает на него прямое психологическоедавление, создавая этим напряженность в семье, которая может привести к потереавторитета отца в глазах детей и разрушению семьи[16].
3.Вначале образования семья и началом совместной жизнимолодая жена не страдает от перегрузки, но постепенно помощь супруга становитсявсе менее весомой, в результате чего практически всю домашнюю работу выполняетженщина.
Реакция организма на перегрузки выливается в постояннойраздражительности, которая портит отношения между супругами. Здесь также играютроль интересы женщины в различных сферах вне семьи. Из-за нехватки свободноговремени для самореализации женщина становится еще раздражительнее.
Состояние дискомфорта, которое порождается раздражительностью,может стать причиной формирования у жены отрицательной установки на интимнуюблизость с мужем, таким образом, возникает еще один элемент напряженности в ихотношениях[17].
Подобная напряженность может возникнуть также по причинетого, что женщины вторгаются в сферу деловой активности быстрее и активнее, чеммужчины в область домашнего хозяйства.
Успешные в деловой сфере женщины имеют специфическиепереживания и стратегии совмещения двух сфер – работы и семьи. В рейтингах сфержизни первое место они отдают семье, однако по количеству времени на первыйплан у них выходит работа, а второе место занимает семья.
Замечено также чувство вины, возникшее у деловых женщин всвязи с недостаточным вниманием по отношению к близким, детям, выполнениюхозяйственных функций. Однако именно семья и личная жизнь способствуют развитиюделовой активности[18].
4.Многие исследования показывают, что большинствовступающих в брак молодых людей не знакомы с основами психогигиены семейнойжизни, что порой бывает причиной возникновения проблем в интимных отношенияхмежду супругами. Если сексуальная жизнь мужчины протекает нормально независимоот его знаний по данному вопросу, то среди женщин, напротив, не мало тех, ктострадает от дисгармонии. Причиной этого является то, что мужчина не знаком сосновами психогигиены половой жизни, а женщине, как сложному психосексуальномусуществу, недостаточно, чтобы муж был здоров и испытывал к ней влечение.
Дискомфорт, испытываемый женой в интимной близости,делает ее раздражительной, что создает напряженность в отношениях супругов, чтов результате может послужить причиной разлада семьи[19].
5.Престижность зависит от социального положения, новсецело им не определяется, также определяя при этом и самооценку человека.
Проблема неадекватности престижности тесно связана спроблемой выбора супруга. Так мужчины, выбирая спутницу жизни, делают большойакцент на ее внешности, т.е. биологическое начало доминирует. В выборе, которыйделает женщина, большую роль, по сравнению с биологическим началом, играетсоциальное.
Из этого следует, что в любви мужчины заложена идеясовершенствования общества в биологическом плане; любовь женщины –совершенствование в социальном плане.
Женщина достигает пика престижности в возрасте около24-27 лет, что связано с рождением ребенка. Мужчина же достигает апогея в 35-40лет, когда он добился определенных успехов в профессиональной сфере и еще полонсил.
В супружеской жизни есть периоды, когда престижностьодного из супругов выше другого. В такой ситуации может произойти так, что одиниз супругов перестает дорожить другим, начинает относиться к нему с меньшимуважением, порой пренебрежительно. Такая периодическая неадекватностьпрестижности является одним из противоречий брака. Само по себе его устранитьнельзя, но возможно применение мер, которые будут ослаблять его негативноедействие, и будут направлены на укрепление семьи[20].
6.Внутрисемейное насилие является одной из злободневныхсоциальных проблем семей современной России, причиной которой является: высокийуровень потребления алкоголя, наркотиков, бедность семей, безработица,ограниченные возможности профессиональной самореализации для многих мужчин.
Основной акцент делается на профессиональнуюпринадлежность супругов, т.к. порой именно этот фактор увеличивает вероятностьпроявления различных форм агрессии в семье. Так, например, среди особенностейбрачного выбора сотрудников уголовно – исполнительной системы отмечают, чточасто оба супруга являются военными, работают в МВД или даже в одном учреждении.Специфика их семей состоит в том, что оба супруга испытывают сходныепсихоэмоциональные перегрузки на работе.
Также, исходя из гендерных стереотипов, можнопредположить, что интенсивность агрессивных проявлений зависит от пола: женщинытрадиционно считаются более «мягкими», эмпатичными и менее агрессивными. Содной стороны, повышенный уровень физической агрессии был обнаружен у 70%мужчин и у 30% женщин, но с другой – повышенный уровень вербальной агрессиидемонстрируют 55% женщин и только 45% мужчин.
Существует два пути поведение в семье в периодпрофессиональной напряженности: 1- продолжение своей супружеской роли, врезультате чего иногда формируется ощущение эмоциональной отчужденности ихолодности в семье; 2 – «разрядка» на близких своих эмоций, что приводит кагрессии вплоть до физического насилия. Склонить ко второму виду поведениямогут: расстройства здоровья, стеснение жилищных условий, схожее напряжениедругого супруга. Поэтому в такие этапы жизни супругам необходима помощьспециалистов, т.к. агрессивную форму поведения родителей может перенять на себяребенок, что может привести к усугублению конфликтных ситуаций в семье[21].
7.Ценность детей для родителей является интегрирующейзначимостью множества мотивов желания или нежелания иметь детей, чтообуславливает репродуктивное поведение женщины. Различие в уровне рождаемости встранах мира можно объяснить установками женщин на рождение определенногоколичества детей, которые в той или иной степени поддерживаются позициейбрачного партнера и комплексом других социокультурных факторов.
По этого принципу выделяют три типа семей: 1 –супружеская семья, 2 – проблемная семья, 3 – детоцентристская семья. Первый типопределяется приоритетом супружеских отношений по сравнению с родительством,т.е. дети в такой семье не являются ведущим фактором объединения супругов, нетмотива иметь детей как продолжения себя. Число матерей, для которых достаточноиметь только одного ребенка составляет 43%, а 36% женщин, имеющих высшееобразование, воспринимают детей как помеху в карьере.
Во втором случае проблемность семей объясняется вопросамипо уходу за ребенком и его воспитанием. Женщины в таких семьях не считают, чтодети – радость жизни, для них это объект утомительных забот. Очень часто втаких семьях наблюдается эмоциональный спад в отношениях между супругами.
Представительницы третьего типа семей сочетают радостьиметь ребенка и надежду, что он станет надежным звеном продолжения рода. Ноэтот тип семей самый малочисленный, а также прослеживается наименьшая доляматерей с высшим образованием (20%).
Ни один из этих типов не является идеальным. Успешнаясемья, с точки зрения социально – экономического, социокультурного исоциопсихологического взглядов, должна быть самоценной, самодостаточной испособной обеспечить положительные результаты в функционировании общества[22].
Эти проблемы являются основными в плане изразрушительного воздействия на современную семью. Но каждая семьяхарактеризуется различной сопротивляемостью воздействие проблем брака, т.к.обстоятельства могут быть самыми разными, тем более чаще всего семья испытываетдействие не одной, а нескольких либо всего комплекса проблем. Но усилениевнимания к проблеме подготовки молодежи к семейной жизни может обусловитьнейтрализацию многих проблем современных семей.

Заключение
Изучению семьи не сводится к пониманию семьи какподсистемы общества, выполняющей специфические функции по рождению, содержаниюи социализации новых поколений. Семья как социальный институт — активныйэлемент и агент социальных изменений. Семейная жизнедеятельность вплетена всоциальную реальность — арену столкновения многообразных социальных сил,участвующих в процессах социальной дифференциации и специализации.
Активная роль семьи в изменении социальных отношений ивсего строя жизни отображается и в анализе семьи как малой социальной группы, вкоторой у человека все начинается.
Отношения в семье, состояние каждого человека в ней,семейные роли влияют не только на родственные связи, но и на стиль поведения,характер, наклонности человека, растущего в семье. Общественный долг преждевсего проявляется по отношению к тем членам общества, с которыми он встречаетсяраньше всего, — родителями, братьями, сестрами и т.д.
В основе семьи лежат брачные отношения. Брак –совокупность обычаев, которые регулируют супружеские отношения мужчины иженщины. Брак – институт, регулирующий отношения только супругов, а семья –институт, регулирующий, кроме того, еще и отношения между родителями и детьми.
Важнейшими характеристиками семьи являются её функции,структура.
Под функцией семьи понимается сфера жизнедеятельности,которая связана с удовлетворением членами семьи своих определённыхпотребностей. Различают: репродуктивную, экономическую, воспитательную,хозяйственно-бытовую, функцию духовного общения, функцию эмоциональнойподдержки, досуговую и функцию социальной регуляции.
Структура семьи — это число и состав членов семьи, атакже совокупность отношений между ними. Она тесно связана с функциями. Онивзаимно влияют друг на друга.
На сегодняшний день семей, которых не касались или некасаются какие-либо проблемы практически не существует. К основным проблемамбрака относят: неблагополучие семей, неравенство семейного статуса супругов;перегрузка женщины; дисгармония интимных отношений; неадекватность престижностисупругов, внутрисемейное насилие, мотивы иметь или не иметь детей.
Но каждая семья характеризуется различнойсопротивляемостью воздействие проблем брака, т.к. обстоятельства могут бытьсамыми разными. Из этого следует, что каждая семья индивидуальна и подлежитизучению со стороны различных наук, отсюда актуальность и неисчерпаемость темысемьи.

Список используемой литературы
1.        Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи/А.И.Антонов, В.М.Медков.- М.:Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления(«Братья Карич»), 19%. —304с.
2.        Морган Л. Г. Древнее общество или исследование линий человеческогопрогресса от дикости через варварство к цивилизации/Л.Г.Морган; Перевод с англ.М. О. Косвена. – Л.: Издательство института народов севера ЦИК СССР, 1935. –352с.
3.        Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. Материалы ккурсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. Для учителя/С.В.Ковалев.-М.: Просвещение,1988.-208с.-(Психол.наука — школе).
4.        Ковалев С.В. Психология семейных отношений/С.В.Ковалев.-М.: Педагогика,1987.-160с.-(Педагогика — родителям).
5.        Сысенко В.А. Устойчивость брака: проблемы, факторы и условия/В.А.Сысенко.-М.: Мысль, 1981.-210с.
6.        Сысенко В.А. Супружеские конфликты/В.А.Сысенко.- М.: Мысль, 1983.-280с.
7.        Меньшутин В.П. Помощь молодой семье: заметки психолога/В.П.Меньшутин.-М.: Мысль, 1987.-203с.: ил.
8.        Дорно И.В. Современный брак: проблемы игармония/И.В.Дорно.-М.: Педагогика,1990.-272с.
9.        Гурко Т.А. Актуальные проблемы семей в России/Т.А. Гурко.- М.: Институтсоциологии РАН, 2006.-223с.
10.     Турецкая Г.В. Деловая активность женщин исемья//СоЦис.-2001.-№2-С.67-73.
11.     Мустаева Ф.А. Социальные проблемы современнойсемьи//СоЦис.-2009.-№3-С.109-113.
12.     Балабанов С.С. Типология мотивов иметь или не иметь детей//СоцИс.-2009.-№7-С. 129 -136.