Административно-территориальное устройство России

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА ЧИТИНСКИЙ ИНСТИТУТ Курсовая работа по дисциплине: Социально-экономическая география тема: Административно-территориальное устройство России Исполнитель: студент группы ЭТ-04-1 NALMAN. (Дата, подпись)

Руководитель: к.г.н доцент Сульженко В.В. (Дата, подпись) Чита 2004 Содержание: стр. Введение…1.Значение административно-территориального устройства страны…2.Историко-географические особенности устройства России…1.В дореволюционный период… – 2.В первой четверти ХХ столетия… 3.Современное государственное устройство России…………3.Политические и экономические права и обязанности субъектов

Федерации….18 Заключение… 22 Практическая часть… 23 Список источников… 24 Введение Административно-территориальное устройство государства составляет каркас всех других форм социальной жизни, поэтому в этой работе я ставлю перед собой целью рассмотреть административно-территориальное устройство России. Актуальность рассматриваемого вопроса скорее всего не вызовет у кого-нибудь сомнение, так как Российское государство – самобытная, уникальная федерация, построенная на договорно-

конституционном правовом фундаменте. Это отражено в первой статье нашей Конституции, принятой в 1993 году. Механизмом регулирования и самостройки федеративных отношений выступают двусторонние договоры между органами федеральной власти и субъектами Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий. Немало особенностей и проблем порождает противоречивость двух изначально заложенных в основу государственного

устройства России принципов: национально-территориального (республики, автономная область, автономные округа) и административно-территориального (края, области, города федерального значения). Да и по количеству субъектов Российская Федерация занимает первое место в мире. Большое число таких субъектов может привести к неуправляемому качеству. Необходимая децентрализация и растущая самостоятельность регионов уравновешивается заложенными в
Конституции базовыми принципами. В административном отношении Россия (Российская Федерация) состоит из 89 равноправных субъектов (регионов). Среди них республики, края, области, автономные округа, одна автономная область и два города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург). Эти регионы резко отличаются по территории, численности населения, экономическому потенциалу (в тысячи раз). Но все они принадлежат одному уровню государственного районирования,

поскольку имеют одинаковый правовой статус субъекта Российской Федерации. Каждый субъект Российской Федерации (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) делится на административные районы. Кроме того, административно-территориальное деление включает города, городские районы и округа, поселки городского типа, сельсоветы и волости. На 1 января 1999 г. в

России было: 21 республика; 6 краев; 49 областей; 2 города федерального значения; 1 автономная область; 10 автономных округов; 1867 районов; 1091 город; 329 городских районов (округов); 1922 поселка городского типа; 24 444 сельские администрации (включая сельсоветы, волости, сельские округа и органы самоуправления). Согласно статье 71 в ведении Российской Федерации находятся: принятие и изменение

Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство Российской Федерации; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, регулирование и защита прав национальных меньшинств; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; федеральная государственная собственность и управлению ею; установление основ федеральной политики в области государственного, экономического,
экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, раскрепляющие материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информатика и связь; деятельность в космосе; внешняя

политика и международные отношения Российской Федерации; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения российской Федерации; оборона и безопасность; определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; судоустройство; прокуратура; уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительское законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное

законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; метеорологическая служба, стандарты, эталона, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименование географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет; государственные награды и почетные звания Российской Федерации; федеральная государственная служба. Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении

РФ и субъектов Федерации находится: обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное

обеспечение; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат; защита исконной среды обитания и

традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации. Все остальные вопросы находятся в ведении субъектов Федерации. Россия – государство с богатой историей, поэтому нельзя рассматривать её административно-

территориальное устройство, не оглядываясь в прошлое. По этой причине в данной работе также будут рассмотрены историко-географические особенности административно-территориального устройства России. 1.Значение административно-территориального устройства страны Территориальная организация государственной власти в Российской Федерации – одна из острейших проблем государственного строительства.
Она заключается в нахождении и поддержании оптимального соотношения между деятельностью федеральной власти по обеспечению территориальной целостности, единства государства и стремлением регионов к большей самостоятельности. Всякие перекосы здесь достаточно опасны. Безмерное усиление федеральной власти, неправомерность её действий в данной сфере – путь к централизму и унитаризму. Результатом же безграничной самостоятельности регионов могут стать сепаратизм, ослабление

и разрушение государственности. Отсюда задача науки и практики – найти такую форму государственного устройства, при которой естественное стремление регионов к суверенности не будет создавать угрозу целостности России. Гармонизация федеральных отношений требует гибкой политики межнационального согласия. В этих целях разрабатывается концепция государственной политики России по предотвращению и урегулированию межнациональных конфликтов, в основу которого будет положен

принцип приоритетности мирных политических средств разрешения возникающих противоречий. Необходимость определённым образом построить террито­риальную организацию государства вытекает из того обстоятель­ства, что любое государство расположено на ограниченной терри­тории, там же проживают граждане (подданные) этого государства. Для выполнения своего социального назначения – организации эко­номической жизни, защиты граждан, создания страховых запасов и т. п. – государство ведёт разнообразную деятельность.

Например, финансовую (взимает и распределяет налоги, сборы, пошлины и т. п.), экономическую (регулирует в той или иной степени распреде­лительные, рыночные, производственные отношения), военную (осуществляет организацию военной службы) и т. д. Но вести всю эту деятельность из одного центра при значительной численности населения и больших размерах государства становится объективно невозможным. После определённого порога численности граждан и разме­ров территории возникает необходимость разделить
территорию на округа, штаты, земли, области, края, кантоны, районы, губернии, уезды и т. д а также создать на этих территориальных образовани­ях местные (территориальные) органы власти. Возникает потреб­ность распределить полномочия между центральными и местными органами власти и управления. Кроме того, население того или иного государства может быть многонациональным. Каждая народность, нация может иметь свои традиции и иные духовные потребности.

Следовательно, приходится учитывать при устройстве государства и этот многонациональный аспект населения. Наконец, субъективные и даже случайные факторы – заим­ствования, политико-правовые подражания, колониальное воздей­ствие, политические интересы и многое другое – тоже влияют на тер­риториальную организацию государства. Территориальное устройство уходит своими корнями в глубокую древность. Уже древние восточ­ные деспотии – империи – делились на провинции, города, сатра­пии, завоёванные территории

и т. д. Имели эти территориальные образования и свои органы власти и управления. Так оно, собственно, и должно было быть при переходе че­ловечества в IV – III тыс. до н.э. к государственной форме организа­ции общества. Ведь именно возникновение первоначально городов-государств, а потом их различных форм привело к замене кровнородственных связей, которые были характерны для перво­бытного общества, территориальной организацией

общества. Но эта территориальная организация объективно повлекла за собой членение государств на более мелкие образования, появление сложной структуры органов государства. Разумеется, государство – это не сумма его территориальных образований, но без этой структуры государство функционировать не может. Выделяют несколько видов тер­риториального (национально-государственного и административно-территориального) устройства государства.
Унитарная форма государственного устройства имеет место во многих странах. Она характеризуется единой структурой государ­ственного аппарата на всей территории страны. Парламент, глава государства, правительство распространяют свою юрисдикцию на территорию всей страны. Их компетенция (функциональная, пред­метная, территориальная) ни юридически, ни фактически не ограни­чивается полномочиями каких-либо местных органов. Все административно-территориальные единицы имеют оди­наковый

юридический статус и равное положение по отношению к центральным органам. Они могут иметь в своей основе юридиче­ские акты, определяющие и закрепляющие их правовое положение (например, уставы). Административно-территориальные единицы не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью. Од­нако в области хозяйственной, социально-культурной их полномо­чия могут быть достаточно широкими, позволяющими осуществлять управление территорией, учитывая при этом её особенности.

Яркими при­мерами унитарного устройства являются Франция, Швеция, Финляндия, Эстония, Турция, Италия, Алжир, Великобритания, Иран и т.д. Федеративная форма государственного устройства являет­ся ещё более многоликой, чем унитарная. Каждая федерация обла­дает уникальными, специфическими особенностями. И все же мож­но при этом выделить черты, характеризующие все федеративные государства.

Так, в отличие от унитарного государства федеративное в политико-административном отношении не представляет собой единого целого. Оно состоит из территорий субъектов федерации и является союзным государством. Государственные образования, входящие в состав федеративного государства, могут не являться государствами в собственном смысле слова, поскольку они не об­ладают полным суверенитетом, т. е. самостоятельностью и незави­симостью по всем вопросам внутренней и внешней политической жизни.
Степень суверенности может быть разной. Однако выде­ляется круг вопросов, которые не могут быть решены без участия центральной власти. Но, во всяком случае, субъекты федерации наряду с хозяйственной и социально-культурной самостоятель­ностью приобретают и определённую политическую самостоятельность, и это их отличает от административно-территориальных обра­зований унитарного государства. Федерации делятся на два вида: национально-государственные и административно-территориальные.

В основе национально-государственной федерации лежат национальные факторы, и поэтому она имеет место в многонацио­нальном государстве. Для такой федерации характерными являются республики, входящие в федерацию, автономные формы государ­ственности и т. д могут иметь место и культурные автономии. В основу административно-территориальной федерации, как правило, положены экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы. Большую роль играют историче­ские традиции, языковые,

иные культурные факторы. К началу XXI в. в мире существуют около 20 фе­деративных государств. Это Австралия, Австрийская Республика, Аргентинская Республика, Федератив­ная Республика Бразилия, Федеративная Республика Германия, Республика Индия, Российская Федерация, США, Канада, Мексиканские Соединенные Штаты, Республика

Венесуэла и др. Хотя существует множество других форм территориального устройства страны (конфедерация, протекторат и др.), они не столь распространены, как унитарная и федеративная формы, поэтому не будут рассматриваться в данной работе. 2. Историко-географические особенности устройства России 2.1. В дореволюционный период В дореволюционной России существовало несколько административно-территориальных единиц, которые были впоследствии упразднены
большевиками, и, которые послужили прообразом современных административно-территориальных единиц. Это – волости, уезды, губернии и генерал-губернаторства. Рассмотрим их подробнее. Волостью в Древней Руси считалась вся территория земли (княжества); полусамостоятельный удел; сельская территория, подчиненная городу. С конца XIV в. — часть уезда. С 1861 — единица сословного крестьянского управления.

Уездом с XIII в. признавалась совокупность волостей, тяготевших к какому-либо центру. Управлялся княжескими наместниками, с начала XVII в. — воеводой. С начала XVIII в. входил в состав губернии, с 1775 низшая административная, судебная и финансовая единица; полицейско-административная власть осуществлялась исправником. Губерния – основная административно-территориальная единица в

России с 1708. Делилась на уезды. Некоторые губернии объединялись в генерал-губернаторства. К 1917 было 78 губерний, 25 из них отошли к Польше, Финляндии, Прибалтийским государствам. Генерал-губернаторства существовали в России с 1775 по 1917. Включало одну или несколько губерний или областей; управлялось генерал-губернатором. Основные преобразования сетки административно-территориального деления высшего звена

Российской империи (губернии, области) завершились в 1860—80-е годы (а в Европейской части России еще раньше — в 1802—1803 гг.). Эта сеть отличалась в XIX в. относительной стабильностью. В 1909 г.  на Дальнем Востоке из состава Приморской области были выделены самостоятельные области — Камчатская (была упразднена в 1856 г.) и Сахалинская (центр —

Александровск-Сахалинский). В апреле 1914 г.  на юге Сибири к России была присоединена территория нынешней Тувы под названием Урянхайский край в составе Енисейской губернии. В 1914 г   кроме губернского и областного деления, большинство областей (они располагались обычно на окраинах империи) входило в состав 4 генерал-губернаторств (Иркутского, Приамурского, Степного,
Туркестанского). Было 5 областей в Кавказском наместничестве (учреждено в 1844 г ликвидировано в 1881 г.  и вновь восстановлено в 1905 г.). Области войска Донского, Уральская, Тургайская были самостоятельными на правах губерний. С 1865 г.  часть губерний превратились в «земские» — в них был введен институт местного управления (земства). В 1865 г.  земскими стали Воронежская, Казанская,

Калужская, Костромская, Курская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Пензенская, Полтавская, Псковская, Рязанская, Самарская, Санкт-Петербургская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Харьковская, Херсонская, Черниговская, Ярославская; в 1866 г. — Владимирская, Екатеринославская, Орловская, Саратовская,

Симбирская, Смоленская, Таврическая, Уфимская; в 1867 г. — Вятская и Олонецкая; в 1869 г. — Бессарабская; в 1870 г. — Вологодская и Пермская. В 1875—1882 гг. земские учреждения существовали в области войска Донского. Итого 34 губернии. Средний размер губернии (области) в Европейской части страны (за вычетом губерний вдоль западной границы) в 1917 г.  составлял 95 тыс. 

км2, а в Азиатской — 630 тыс.  км2. 2.2.В первой четверти ХХ столетия В первой четверти ХХ столетия административно-территориальное устройство российского государства было организовано принципиально по иному, чем в других современных общностях. Пространство социальной жизни и административно-территориальное деление в СССР были идентичны. Вне административно-рыночных государств единицы административно-территориального

деления субординированы друг другу с той или иной степенью неоднозначности. Штаты, графства, земли, округа других государств, кроме СССР и наследовавших ему политических устройств, связаны между собой по-разному. Определенно можно сказать, однако, что число уровней в иерархиях административно-территориального устройства в политически стабильных и экономически процветающих государствах не больше трех, максимум четырех (государство-
штат-графство; государство-земля-муниципальный округ; и т.п.). Увеличение количества уровней административно-территориального деления, как правило, приводит к конфликтам между уровнями. Число уровней в иерархии административно-территориального деления в СССР составляло 5 (в республиках с районным делением “СССР-республика-район- город-поселение”), и 6 (в республиках с областным делением:”

СССР-республика-область (край)-город-район-поселение”). Распад СССР, также как регионализацию России, можно рассматривать как структурную деформацию иерархий административно-территориального устройства, сопровождающуюся уменьшением количества уровней. Феноменологическое многообразие форм распада (этнические, региональные, политические, территориальные и т.п. конфликты) скрывает единое структурное основание этих процессов – принципы организации социального

пространства на административном рынке и конфликты между иерархизированными уровнями и единицами административно-территориального деления в ходе трансформации административного рынка. В пятиуровневой структуре административный район может быть “старше” города, что влечет за собой существенные различия в их политическом поведении и свойствах системы в целом. Это не структурное свойство административно-территориального деления, а функциональное, связанное в

первую очередь с тем, что в городах базировались промышленные предприятия союзного и республиканского подчинения, а потому более значимые с точки зрения Центра. В то же время, в районах базировались этноспецифичные (и потому более значимые для руководства республик) производства. В целом система административно-территориального деления была построена так, чтобы минимизировать количество и типы конфликтов, разрешаемых на низших уровнях административно-территориальной
иерархии. В общем административно-территориальное деление СССР было весьма логичным. Конфликты были институализированы в системе представительских органов власти, где решались с большим или меньшим успехом. 2.3. Современное государственное устройство России Сейчас номинальные институциональные преобразования административно-территориальной структуры в соответствии с Федеративным Договором привели к существенному формальному упрощению административного

устройства России. Сейчас Москве субординированы два типа территорий: области и края (последние потеряли свою специфику, краем называлась область, имеющая в своем составе автономию ранга области), и республики, образовавшиеся из бывших автономных республик и автономных областей. Национальные округа номинально входят непосредственно в состав России, но их административный статус не вполне определен.

Республики, области(края) и национальные округа представлены как институты только в Федеральном собрании России. В правительстве России нет структур, которым были бы субординированы органы управления территориями. Статус глав администраций областей и краев и их положение в иерархиях управления федеративного уровня не определены. Статус глав республик в составе федерации (и соответственно, субординированных им функционеров системы управления республиками) задан только дипломатическим протоколом, но не нормативными

актами. Российская Федерация характеризуется рядом особенностей, существенно отличающих ее от других федераций. Федерация обычно образуется путем объединения двух или несколько государств в единое союзное государство. Однако образование Российской Федерации шло совсем другим путем. Россия не является федерацией, созданной как объединение несколько государств. Она была образована в результате создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально-
государственных образований народов, населяющих территорию России. Эти государства, а так же национально-государственные образования и были признаны ее субъектами. Именно поэтому Российская Федерация с самого начала своего создания являлась одновременно и национальным государством русского народа, составляющего подавляющее большинство ее населения и давшего имя республики, и основанной на автономии, объединившей в своем составе русский и многие другие народы.

Порядок образования Российской Федерации свидетельствует о том, что с момента своего возникновения эта федерация носила договорно-конституционный или договорный характер, поскольку она была создана не в результате заключения договора между ее субъектами, а на основе того, что ее провозгласила конституция. Не обладая классическими признаками федеративного государства, Россия как федерация вызывала немало споров. Однако главным аргументом в защиту ее федерального характера

служили не те или иные формальные признаки федерации, а воля ее народов, выразивших желание рассматривать свое государство в качестве федеративного. Ныне Российская Федерация в большей мере походит на классическое федеративное государство, чем ее предшественник – РСФСР. В настоящее время субъектами Российской Федерации являются не только бывшие или настоящие автономии, но и области, края, города федерального значения.

Таким образом, в настоящее время не часть, как это было прежде, а вся территория Российской Федерации складывается из территорий ее субъектов. Однако, несмотря на изменение многих ее черт, Российская Федерация была и осталась конституционно-правовой федерацией. Российская федерация сохранила все основные особенности административно-территориального устройства
СССР и, вместе с ними, те отношения, которые привели к распаду СССР. Это в первую очередь различие между областями (аналоги республик СССР с областным делением) и республиками (аналог республик СССР с районным делением) и специфическое несоответствие их внутренних иерархий между уровнями “район-город”. Данная система административно-территориального деления досталась

России в “наследство” и практически не обеспечивала устойчивого развития в новых экономических условиях. Давно назревшая необходимость изменения административно-территориального устройства страны предопределила современный этап ее кардинального реформирования. Первым шагом в этом направлении стал Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2000 г. о создании 7 федеральных округов и утверждение

Положения и полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе. Федеральные округа, не затрагивая основное (конституционное) административно-территориальное деление, являются в настоящее время стратегической формой укрепления вертикали государственной власти в России. В дальнейшем федеральные округа будут выступать как основа современной территориальной организации хозяйства и административно-территориального устройства

Российской Федерации. 3.Политические и экономические права и обязанности субъектов Федерации Российская Федерация, как и любая другая федерация, является не союзным, а единым государством. Поэтому находящиеся в ее составе государства – республики не могут заключать с ней межгосударственные договора на тех же основаниях, что и с зарубежными государствами. Другое дело – многосторонние и двусторонние соглашения

Российской Федерации и её субъектов о распределении полномочий между ними. Именно таким соглашением является Договор от 31 марта 1992 г. о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации. Сегодня этот договор в части, не противоречащей
Конституции Российской Федерации, наряду с ней лежит основе отношений Российской Федерации с республиками, подписавшими этот договор. Однако их цель состоит не в том, чтобы установить конституционно-правовой статус этих государств, уже определенный Конституцией Российской Федерации, а в том, чтобы более точно определить механизм реализации государственных полномочий как Федерацией, так и ее субъектами.

Они позволяют повысить уровень взаимопонимания Российской Федерации с ее субъектами, стабилизировать в них политическую обстановку. Формальное равенство субъектов Российской Федерации достигается тем, что они обладают признаками, едиными для всех субъектов. Таковыми являются: 1. Как и государство в целом, так и государствоподобные образования (субъекты) характеризуются наличием собственной территории и населения, проживающего на данной территории.

Территории субъектов Федерации и составляют территорию Российской Федерации. При этом Федерация не вправе по собственному усмотрению менять границы ее субъектов. Границы между ними могут быть изменены только с их взаимного согласия. 2. Наличие собственного высшего закона (конституции в республиках, уставы в областях). 3. Наличие собственного законодательного органа. 4.

Право принимать законы, действующие на территории субъекта, если они не противоречат Конституции Российской Федерации и общефедеральным законам. 5. Наличие собственной системы исполнительной власти (имеют разное название) и главы исполнительной власти – высшего должностного лица (в республиках – Президент, в областях – глава администрации, губернатор, в городах федерального значения (Москва,

Санкт-Петербург) – мэр). 6. Наличие собственных судебных органов, направленных на государственную защиту статуса субъекта Федерации. 7. Формальные признаки: город-центр субъекта (в республиках – столица, в областях – административный центр), государственная символика (флаг, герб, гимн). Рассмотрим эти признаки подробнее. Федеративному государству свойственна конституционная система, состоящая из федеральной Конституции и конституций субъектов
Федерации. Принятие конституции субъектом Федерации не является свидетельством его полного суверенитета – сам по себе факт вхождения в федеративный союз означает отказ от основных суверенных прав (в области обороны, финансов, внешних сношений). Поэтому конституционная теория и практика в федеративных государствах не рассматривает субъекты Федерации как суверенные государства и не признает право их выхода из Федерации, а конституции этого и не закрепляют (за исключением

Конституции самопровозглашенной Чеченской Республики – Ичкерии). Конституционная система федеративного государства утверждает полный суверенитет союза и ограниченный (остаточный) суверенитет субъектов. При этом конституции субъектов Федерации устанавливают свою систему органов государственной власти, судебную систему, систему органов местного самоуправления. Конституции субъектов Российской

Федерации теоретически призваны выразить особенности национальной государственности, но они все же не содержат чего-либо принципиально национального (кроме, пожалуй, названий самой республики, ее законодательных органов, закрепления того или иного языка в качестве государственного, государственной символики). Федеративный характер Российского государства предполагает, что государственную власть в нем осуществляют как федеральные органы, так и органы субъектов Федерации.

Создание механизма власти в субъекте РФ требует закрепления, как в Конституции РФ, так и в конституциях (уставах) субъектов РФ. Естественно, что наиболее важные, общефедеральные основы организации государственной власти в субъекте Федерации закреплены в Конституции РФ, а соответствующие им конкретные системы органов власти в конституциях (уставах) субъектов Федерации. Общефедеральные основы.
Конституция РФ (ч.2 ст.11) устанавливает, что государственную власть в субъекте РФ осуществляют образуемые им органы государственной власти. Системный подход к положениям ч.2 ст.11 позволяет видеть, что законодатель не указывает субъекту РФ, как должны именоваться образуемые ими органы государственной власти, так как они образуются субъектом РФ самостоятельно, но поскольку положение об органах государственной власти в субъекте

РФ следует в Конституции РФ сразу же после перечисления (в ч.1 ст.11) федеральных органов государственной власти, то это означает, что схема основных органов субъекта Федерации и их взаимоотношений должна соответствовать федеральной, то есть включать органы, аналогичные Президенту, Федеральному Собранию и Правительству на федеральном уровне. Положения ч.2 ст.11 связаны и со ст.10 Конституции

РФ, которая закрепляет принципы разделения властей в Российской Федерации. Следовательно, государственная власть в субъекте РФ должна строиться на разделении законодательной, исполнительной и судебной властей, а также на основе самостоятельности этих органов. Чтобы система органов государственной власти субъекта РФ находилась в единстве с системой органов государственной власти всей

Федерации, она должна отвечать и другим основам конституционного строя, а именно, соответствовать республиканской форме правления, принципам правового, социального и светского государства. Следовательно, ни один субъект РФ не вправе создавать систему государственной власти на основе каких-либо религиозных догматов, монархической власти и т.п. Бюджетная система Российской Федерации в настоящее время построена таким образом, что при формировании

межбюджетных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации проблем с идентификацией субъектов этих отношений не возникает. Этим двум уровням власти взаимно однозначно соответствуют два уровня бюджетной системы, отношения между которыми регулируются бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации. Что же касается межбюджетных отношений на субфедеральном уровне, то здесь картина
иная. Положения федерального законодательства, затрагивающие межбюджетные отношения между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Федерации, не дают четкого ответа на вопрос о том, какие именно органы власти могут выступать в роли непосредственных контрагентов субъектов Федерации по межбюджетным отношениям внутри регионов. При этом налоговое и бюджетное законодательство Российской

Федерации, а также общие принципы организации местного самоуправления, имеющие статус федерального закона, позволяют претендовать на эту роль разным кандидатам. Заключение Я рассмотрел в своей курсовой работе административно-территориальное устройство России. Я счёл нужным выделить эту составную часть форму государства как наиболее существенную в наших условиях, в нашем государстве. Ведь национально-территориальный вопрос в

России всегда был одним из главнейших, всегда порождавшим бесчисленные споры, нередко выливавшиеся в кровавые войны. И, изучая его как можно более подробно, можно предотвратить подобные разногласия в наши дни. Источники: I.Информационные ресурсы в Интернете: 1.http://www.KM.ru 2.http://geo.1september.ru 3.http://www.lawportal.ru 4.http://www.cir.ru 5.http://www.library.by 6.http://www.ilpp.ru II.Библиографические источники:

1.Аринин А. Проблемы развития российской государственности в конце XX века//Федерализм власти и власть федерализма. М 1997. 2.Жуков Д.В Постников А.Е. и др. Обзор конституций республик, входящих в состав Российской федерации // Федеративное устройство: реализация Конституции Российской Федерации. М 1995. 3.Чиркин

В.Е. Современное федеративное государство. М 1997 4.Советский Союз. Географическое описание: в 22 т. /Отв. ред. С.В. Калесник В.Ф.Павленко. – М.:Мысль,1972. 5.Шариф М.А. Административно-территориальное устройство советского государства: Конституционные основы. – М 1983.