Теоретические и практические аспекты денежно-кредитного регулирования в РК в условиях устойчивого экономического роста

Введение
 
Суть денежно-кредитного регулирования состоит ввоздействии на экономическую конъюнктуру посредством изменения количестванаходящихся в обращении денег. При рассмотрении денежно-кредитной политикиважно разделять цели, методы и инструменты.
Денежно-кредитная политика центрального банкавсегда соответствует экономической политике государства. Ее наиболее общимицелями в странах с развитой рыночной экономикой обычно являются обеспечениеэкономического роста, снижение инфляции и ограничение безработицы. Центральныйбанк может участвовать в реализации этих целей путем обеспечения экономикинеобходимой и достаточной денежной массой и регулирования доступности кредита,которые часто рассматриваются как промежуточные цели денежно-кредитнойполитики. Обе они находятся в состоянии внутреннего противоречия друг с другом.Для их достижения используется однотипный набор инструментов, с помощью которыхможно регулировать денежное предложение, поэтому корреляция между ними высокаи, следовательно, во многих случаях одновременно достичь их нельзя. Инымисловами, центральный банк постоянно должен решать проблему выбора между низкойинфляцией и дешевым кредитом.
Объектом воздействия инструментовденежно-кредитной политики является денежное предложение и денежныймультипликатор. Предложение денег исходит от центрального банка, его основнымиисточниками являются кредиты, предоставляемые правительству и национальнойбанковской системе, покупка иностранной валюты за национальную, а также ценныхбумаг на открытом рынке. Основным методом денежно-кредитного регулирования,воздействующим на объем денежного предложения, является политикарефинансирования, которая предполагает использование различных инструментов.
Выбор и сочетание инструментов денежно-кредитногорегулирования зависит прежде всего от задач, которые решает центральный банк вопределенный отрезок времени.
Центральныйбанк регулирует деятельность экономических субъектов через денежно-кредитнуюсистему. Воздействуя на денежно-кредитные институты, он создает определенныеусловия для их функционирования. От этих условий в известной мере зависит направлениедеятельности коммерческих банков и других финансовых институтов, а также ходэкономического развития страны. Степень регулирующего воздействия центральногобанка на экономику во многом определяется особенностями его работы в отдельновзятой стране. Специфика национальной банковской системы в значительной степенивлияет на выбор центральным банком методов и инструментов денежно-кредитногорегулирования.
Объектом исследования является денежно-кредитнаяполитика Национального Банка Казахстана.
Цель работы – изучить теоретические и практическиеаспекты денежно-кредитного регулирования в РК в условиях устойчивогоэкономического роста.
Исходя из цели курсовой работы можно выделитьследующие задачи:
— выявить цели, задачи и основы формирования денежно-кредитнойполитики;
— изучить инструменты и рычаги регулирования кредитныхресурсов;
— рассмотреть зарубежный опыт денежно-кредитногорегулирования;
— изучить основные задачи и функции Национального Банка РКпри осуществлении денежно-кредитного регулирования;
— рассмотреть основные ориентиры денежно-кредитной политикигосударства в условиях экономического роста, а также перспективы ее дальнейшегоразвития.

1. Теоретическиеосновы денежно-кредитного регулирования
денежныйкредитный политика государство
1.1 Цели, задачи иосновы формирования денежно-кредитной политики государства
 
Денежно-кредитнаяполитика — составная часть экономической политики государства, направленная наборьбу с инфляцией, на поддержание курса национальной валюты и нормальныхусловий функционирования рынка. Денежно-кредитная политика (ДКП) — этоинструмент «тонкой настройки» экономической конъюнктуры. Основополагающейзадачей денежно-кредитной политики является помощь экономической системе вдостижении такого уровня производства, который характеризуется состояниемполной занятости и отсутствием инфляции. Цели денежно-кредитной политики:
— поддержание равновесия на денежном рынке,контроль и регулирование денежной массы в обращении;
— борьба с инфляционными явлениями в экономике,регулирование курса национальных валют;
— регулирование экономического цикла и выравниваниеконъюнктуры;
— обеспечение реального сектора экономикидешевыми кредитными ресурсами.
Основной целью ДКП является поддержание низкихтемпов инфляции (на уровне 6-8%).
Достижение этих целей будет обеспечиватьсярегулированием уровня денежной базы с использованием всех имеющихся уНационального банка инструментов.
Денежно-кредитная политика проводится посредствомрегулирования денежного обращения, установления ставки рефинансирования,установления валютного коридора и т.п. Все перечисленные средства оказываюткосвенное и общее воздействие на экономику, поэтому количественный результатприменения этих средств чрезвычайно трудно поддается предварительной оценке.
В вопросе роли денег в макроэкономическомразвитии выделяется три макроэкономических подхода.
Неоклассическая школа в связи с представлениями орыночной экономике как о саморегулирующейся и саморазвивающейся отрицаланеобходимость государственного регулирования экономических процессов, а деньгивоспринимала как внешнюю оболочку, необходимую только для номинальноговыражения таких показателей, как ВНП, доходы, инвестиции, цены и др. На ихдинамику и реальный уровень деньги, по мнению представителей неоклассическойшколы, воздействовать не могут, так как реальный объем национальногопроизводства зависит от имеющихся в экономике производственных ресурсов.Изменение количества денег в экономике может повлиять только на уровеньвнутренних цен.
Эта позиция наиболее ярко проявилась в теории И.Фишера, который доказал, что пропорциональное изменение номинального количестваденег вызовет лишь пропорциональное изменение абсолютного уровня цен.
Выявленная связь выражается в уравнении, котороерассчитывается по формуле (1):
М х V = Р х Q,(1)
где М — количество денег в обращении;
V — скорость обращения одной денежной единицы;
Р — средняя цена товаров и услуг;
Q — количество товаров и услуг, произведенных врамках национальной экономики в течение года, или реальный объем валовогонационального продукта.
Данное уравнение получило название «уравнениеобмена И. Фишера».
Исходя из сказанного, неоклассики делали вывод онеэффективности денежной политики и необходимости заботиться, прежде всего, осбалансированном государственном бюджете и сбалансированном платежном балансе.
Великая депрессия 1929-1933 гг. поставила подсомнение многие положения этой школы, в частности положение, в которомфактически исключалась возможность кризисов и вынужденной безработицы врыночной экономике. Это означало неспособность количественной теории денегразрешить проблемы, вызванные кризисами. Необходимо было использовать рядгосударственных мер, регулирующих экономику, в том числе и меры, использующиеденежные регуляторы.
Кейнсианскип подход. С выходом книги видного экономистаДж.М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г. ) произошланастоящая революция во взглядах на макроэкономическую политику вообще и наденежную политику в частности. Дж. Кейнс считал необходимым государственное воздействиена состояние экономической активности и предлагал использовать методыденежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики для изменения совокупногоспроса в экономике.
Основное теоретическое уравнение, на которомбазируется кейнсианство, представлено в формуле (2):
Y = С + G +1 + XN,(2)
где Y — номинальный объем ВНП;
С — потребительские расходы;
G — государственные расходы на покупку товаров иуслуг;
I — частные инвестиции;
XN — чистый экспорт.
Решающее значение Дж. Кейнс отводилинвестиционному спросу, так как колебания в инвестициях через мультипликативныйэффект вызывают большие изменения в производстве и занятости. Уровеньинвестиций, в основном, зависит от процентных ставок: рост процентных ставокуменьшает уровень инвестиций, следовательно, падают объемы производства изанятости; снижение, напротив, стимулирует производство и занятость. Процентнаяставка, в свою очередь, определяется уровнем денежной массы: ее рост вызоветпадение процентной ставки и рост инвестиций, и наоборот, снижение приведет кросту процентной ставки и снижению инвестиций.
Это означает, что условия денежного обращениячерез колебания процентной ставки оказывают сильное воздействие на экономику вцелом. Цепочка причинно-следственных связей такова: рост денежной массы вызоветснижение процентной ставки, это приведет к росту инвестиций, а следовательно, кросту дохода и занятости, т.е. процентная ставка — это главный рычаг,посредством которого денежное обращение воздействует на экономику.
Кейнс рассматривал спрос на деньги как функциюдвух величин — номинального национального дохода и ставки процента, потому чтосчитал, что спрос на деньги включает два элемента:
— трансакционный спрос или спрос на деньги длясделок. Он учитывает трансакционный мотив, когда нужны деньги длязапланированных расходов. Трансакционный спрос зависит от уровня номинальногонационального дохода: чем выше его уровень, тем выше уровень расходов и нужнобольше денег для сделок;
— спекулятивный спрос, связанный скуплей-продажей ценных бумаг. Наличие этого спроса обусловлено тем, что люди вкаждом конкретном случае решают, какую долю дохода направить на потребление, акакую — на сбережения и в какой форме хранить эти сбережения.
Ценные бумаги приносят доход, хотя имеетсяопределенный риск, так как изменение ставки процента приводит к изменению курсаценных бумаг: чем выше ставка процента, тем ниже курс. В этих условияхвозникает всеобщее стремление к предпочтению ликвидности. Отсюда вытекаетзаключение, что спекулятивный мотив формирует обратную связь между величинойспроса на деньги и ставкой процента.
Используя методы денежно-кредитногорегулирования, государство может оказывать воздействие на ставку процента, ачерез нее — на уровень инвестиций, поддерживая полную занятость и обеспечиваяэкономический рост.
Монетаристская количественная теория денег. Сконца 60-х годов XX века все явственнее стали проявляться просчеты в кейнсианскойтеории, а именно: недооценка опасности инфляционных процессов; преувеличениероли государственных расходов, бюджетных механизмов; переоценка реальногоэффекта дефицитного финансирования. Это способствовало пересмотру роли денег вэкономике и возврату к монетаристским теориям. М. Фридмен и его последователи,известные в экономической теории как монетаристы, разработали современнуюколичественную теорию денег. Главные постулаты этой теории:
— рыночнаясистема обладает способностью автоматически, на основе саморегулирования,приводить себя в равновесие. Возникающие в экономике трудности навязываютсявнешними факторами и являются результатом ошибочных действий государственныхорганов. Сама рыночная экономика имеет достаточный запас прочности, которыйзаложен в природе частного хозяйства;
— ни одно правительство не может быть мудреерынка, поэтому необходимо ограничивать государственное вмешательство в экономике.
Доводы в пользу этого высказывания:
— государственное вмешательство блокируетдействие стихийных регуляторов, стремящихся восстановить равновесие;
— государственное вмешательство ориентировано накраткосрочную перспективу, а для разрешения возникающих трудностей нуженвременной простор, длительное время, и это под силу только самому рынку;
— государство может создавать спрос и управлятьим (через госрасходы, налоги, займы и т.д.), оно может увеличить товарноепредложение.
Перенос центра тяжести исследований ипрактических рекомендаций в область кредитно-денежных операций. Деньги во всемсвоем многообразии могут быть стихийным регулятором экономических процессов.При этом внимание сосредоточивается вокруг денежной массы: ее размеров, темповроста и скорости обращения денег.
Современная денежная теория все более приобретаетсинтетические формы, включая элементы кейнсианской теории, монетаризма,неоклассической теории «экономики предложения» и др.
1.2 Инструменты ирычаги, применяемые государством для регулирования кредитных ресурсов
Важной задачей денежно-кредитной политикиявляется регулирование денежной массы. Центральный банк страны, имеющиймонопольное право осуществлять эмиссию денег, использует для этогосоответствующие механизмы.
Центральный банк является главной инстанцией,применяющей кредитные инструменты ГРЭ. Кроме него, в сфере кредита действуют идругие государственные институты, которые, участвуя в кредитных операциях, нерегулируют денежное обращение и движение частного ссудного капитала в стране,хотя и влияют на него.
Структура денежной массы включает шесть элементов(рис. 1).

/>

Рисунок 1 – Структура денежной массы
Наибольшее распространение в экономическоманализе в настоящее
время получили следующие денежные агрегаты: денежнаябаза МО, деньги Ml, М2, МЗ, М4.
Денежная база МО — количество наличных денег вобращении, включая деньги в кассах предприятий.
Деньги Ml — «деньги в узком смысле» — сумма наличных денегв обращении МО плюс вклады населения и предприятий до востребования и дорожныечеки.
Деньги М2 — сумма денежных средств, обслуживающихтекущий оборот Ml, плюс срочные вклады населения и предприятий;
Деньги МЗ — «деньги в широком смысле» — совокупная денежная масса, включающая в себя денежные средства, обслуживающиебумаги (облигации, сертификаты, казначейские обязательства), средства на счетахбюджетных, общественных организаций и средства для финансированиякапиталовложений.
Деньги М4 — совокупная денежная масса МЗ плюснеденежные ликвидные средства, хранящиеся в банках.
Теперь, когда стало понятно, из чего складываетсяденежная масса, обслуживающая экономику, рассмотрим формулу (3) количестваденег в обращении:

Ц+П-Н-ВП
Д = ,(3)
СО
где Ц — сумма цен товаров и услуг;
П — суммаплатежей, приходящихся на данный период;
Н — сумма платежей, сроки которых не наступили вданный период;
ВП — сумма взаимопогашающихся платежей;
СО — скорость оборота денежных средств.
В современных условиях в странах с развитойэкономикой используется три основных инструмента, с помощью которых Центральныйбанк осуществляет регулирование денежно-кредитной сферы: операции на открытомрынке, учетная ставка и норма обязательных резервов.
Операции на открытом рынке — это инструментповышения учетной политики. Центральный банк покупает или продает ценныебумаги, банковские акцепты и другие кредитные обязательства. Особенностьопераций на открытом рынке заключается в том, что они проводятся не по рыночнымпроцентным ставкам, а по заранее установленному курсу. Процентные же ставкиустанавливаются Центральным банком дифференцированно, в зависимости отсрочности государственных ценных бумаг.
Учетная политика основана на переучете илипокупке векселей, учтенных ранее коммерческими банками.
Смысл дисконтной политики заключается в том,чтобы изменением условий рефинансирования кредитных институтов повлиять наситуацию на денежном рынке и рынке капиталов.
Политика обязательных резервов. Как инструментденежно-кредитного регулирования экономики политика обязательных резервовотносится к прямым административным методам воздействия государства на денежныйрынок. Это способ влияния Центрального банка на налично-денежный объем ресурсовкоммерческих банков и их кредитные возможности.
 
1.3 Зарубежный опытденежно-кредитного регулирования на примере Японии
Мировой экономикойнакоплен огромный опыт функционирования денежно-кредитных и финансовыхинститутов, позволяющий оценить их роль в общем денежном регулированииэкономики, поддержания ликвидности рынка, эффективном осуществлении платежей,переливе сбережений в инвестиции. В условиях перехода нашей страны к рыночнойэкономике определенный интерес составляет ознакомление с зарубежным опытомрешения ряда проблем финансово-экономической стабилизации, в частности, напримере одной из наиболее развитых стран мира Японии.
Обращаясь к опытуяпонских экономистов в области кредитно — денежного регулирования, необходимоотметить следующие моменты, которые могли бы быть полезны для решения нашихпроблем в области кредитно-денежного регулирования. Производственные корпорациив Японии имели слабые финансовые возможности в первые послевоенные десятилетия,поэтому банковская система сыграла огромную роль в формировании условий дляускоренного роста промышленности в 50-е и 60-е годы. Именно банковскиеучреждения позволили «поставить на ноги» группу крупных корпораций,составляющих сегодня неизменную основу экономического процветания страны.Брагинский, автор книги «Кредитно-денежная политика в Японии»утверждает, что «только банковская система с ее возможностью активносоздавать кредит, а не просто аккумулировать и перераспределять уже имеющиеся упредпринимателей и домашних хозяйств финансовые средства, могла обеспечитьпотребность японских корпораций в кредитных ресурсах.» Нужно отметить, чтоглавной особенностью функционирования банковской системы в Японии в течениепочти всего послевоенного периода была высокая степень правительственногоконтроля. Опираясь на такой инструмент, как кредиты Центрального банка частномуфинансовому сектору на льготных условиях, государственная бюрократия фактическирегулировала как процентные ставки, так и направления кредитования, чтопозволяло сравнительно успешно реализовывать государственные приоритеты.
Вместе с тем, в основемеханизма такого регулирования лежали чрезвычайно высокий спрос на деньги состороны нефинансового сектора и постоянное превышение размеров кредитов надобъемом средств на банковских депозитах. В последующем постепенное возрастаниероли самофинансирования и соответственно меньшая зависимость промышленныхкорпораций от банковского кредитования в итоге подорвали возможностиадминистративного руководства со стороны Центрального банка и стали одной изпричин либерализации денежно-кредитного рынка.
В последние десять летосновной особенностью современного японского рынка ссудных капиталов былаискусственная структура и жесткое регулирование процентных ставок. «Приэтом — отмечает Брагинский — либерализация процентных ставок в последнеедесятилетие была определена не столько соображениями эффективности, скольконеобходимостью размещения на рынке громадного количества облигаций госзаймов инажимом извне, а ставки долгосрочного кредита не являются вполне рыночными понынешней день». Что касается инструментариев кредитно-денежной политикиЦентрального банка, то такие классические средства, как манипулирование учетнойставкой и нормами резервов, а также операциями на открытом рынке ценных бумаг вЯпонии в течение нескольких послевоенных десятилетий имели весьма малоезначение, уступая в этом качестве прямому количественному рационированиюкредита в условиях искусственно заниженного уровня процента.
В последнее время, правда,ситуация несколько меняется: ослабление напряженности на рынке ссудногокапитала, его интернационализация, а также появление альтернатив в видерастущего фондового рынка в значительной мере ликвидировали объективнуюэкономическую основу административного регулирования и заставили Банк Япониипересмотреть свое отношение к традиционному, классическому инструментарию.Увеличилась степень гибкости процентных ставок, и учетная ставка была увеличенадо рыночного уровня. С 1971 года Банк Японии начал операции на вексельномрынке, а в дальнейшем приступил к активным операциям с облигациями госзаймов,перейдя к системе открытой подписки на них. Наконец, был сформирован рыноккраткосрочных ценных бумаг правительства и начаты массовые операции на другихрынках краткосрочного капитала. Все это дает Брагинскому основания говорить окачественной смене модели регулирования кредитно-финансовой сферы с упором накосвенные методы такого регулирования, опосредованные ликвидными позициямибанков, выступающие в роли непосредственных субъектов кредитной экспансии.
Рассмотрим конкретныецели и механизм кредитно-денежной политики. В основе подхода к данной политикележала идея избирательной поддержки — «своего рода искусственной селекциипредприятий». Инициативу в проведении реформ в данной сфере взяло на себяправительство. И здесь оно активно использовало двойной эффект заниженияпроцентных ставок: с одной стороны, административное установление процентныхставок на чрезвычайно низком уровне (с 1962 по 1977 год) искусственно превышалонорму накопления, перераспределяя средства в пользу банковского сектора, а сдругой стороны, регулирование кредитных ставок и создаваемый таким образомдефицит ссудного капитала позволяли Центральному банку и правительству вприказном по сути порядке направлять его крупнейшим корпорациям в сфере тяжелойиндустрии и экспортных отраслей. Главный тезис проводимой политики — ни БанкЯпонии, ни правительство не считали для себя возможным оставить решение вопросао направлении перераспределения средств, а соответственно и имевшихся редкихресурсов стихийному рыночному процессу. «Именно способность высшегогосударственного аппарата избежать чрезмерной зависимости от сиюминутныхинтересов первоначального накопления и использовать всю силу государственного принуждениядля соблюдения устанавливаемых „правил игры“ и стал, по-видимому,одной из причин быстрого и здорового экономического подъема страны в 50-е — 70-е годы». Сходные черты можно обнаружить и в механизме контроля заденежной массой со стороны Банка Японии. Не полагаясь на косвенный контроль,Банк прибегал к непосредственному вмешательству в процессы на рынкахбанковского кредитования, в первую очередь краткосрочного. Так, посвидетельству Брагинского, «Банк Японии прямо контролировал формированиеосновной части денежной массы ». Анализируя политику контроля за денежноймассой, автор подтверждает справедливость известного тезиса о том, что«попытки воздействия на инвестиционный спрос посредством регуляторовденежной массы имеют ограниченный эффект в случае, когда они используются дляпредотвращения выхода из спада». Понижение уровня процента илилиберализация предложения кредитных ресурсов само по себе не могут бытьстимулом для производственных инвестиций. В Японии в основе высокого уровняинвестиционного спроса лежала «уверенность бизнеса в будущем экономики,определявшая высокую норму отдачи на капитал». Поэтому политика заниженияпроцента на рынке кредитных ресурсов и рационирование кредита имели своейглавной целью перераспределение средств от населения и мелкого бизнеса в пользукрупнейших корпораций, способных осуществлять эффективные инвестиции.
В 80-е годы былоограничено использование кредитно-денежной политики для селективногорегулирования потоков ссудного капитала, прилагались усилия для ограничениямасштабов и сфер деятельности правительственных финансовых учреждений иинститутов, а в макроэкономической сфере наблюдалось стремление перенестиакцент с регулирования совокупного спроса на контроль за денежной массой иценовой динамикой.

2. Основныенаправления денежно-кредитного регулирования в РК
 
2.1 Задачи и функцииЦентрального банка в осуществлении денежно-кредитного регулирования
 
НациональныйБанк Казахстана является единственным органом, определяющим и осуществляющимгосударственную денежно-кредитную политику Республики Казахстан.Денежно-кредитная политика осуществляется Национальным Банком Казахстана сцелью обеспечения стабильности цен. Денежно-кредитная политика осуществляетсяпутем установления: — официальной ставкирефинансирования;
— уровней ставоквознаграждения по основным операциям денежно-кредитной политики;
— нормативов минимальныхрезервных требований;
— в исключительныхслучаях прямых количественных ограничений на уровень и объемы отдельных видовопераций.
Основнойзадачей денежно кредитной политики Национального Банка Казахстана являетсяобеспечение устойчивости национальной валюты Республики Казахстан: еепокупательной способности и курса по отношению к ведущим иностранным валютам.
Основнымиинструментами денежно-кредитной политики являются:
— уровниставок вознаграждения по кредитам Национального Банка Казахстана банкам;
— нормативминимальных обязательных резервов, депонируемых в Национальном БанкеКазахстана, в том числе с возможной дифференциацией по срокам, объемам и видампривлеченных средств (резервные требования);
— операции наоткрытом рынке по покупке и продаже государственных ценных бумаг;
— кредитыбанкам;
— интервенцияна валютном рынке. Интервенция на валютном рынке, являясь одним из инструментовденежно-кредитного регулирования, имеют двоякое значение: во-первых, с ихпомощью регулируется денежная масса, находящаяся в обращении; во-вторых,регулируется валютной курс национальной денежной единицы;
— введение висключительных случаях прямых количественных ограничений на уровень и объемыкредитных операций отдельных видов;
— официальнаяучетная (дисконтная) ставка.
Основныефункции Национального Банка РК в осуществлении денежно-кредитногорегулирования:
— устанавливаетставку рефинансирования, а также ставки вознаграждения по операциям РЕПО иставкам вознаграждения по кредитам «овернайт» и «овердрафт». Ставкарефинансирования устанавливается в зависимости от общего состояния денежногорынка, спроса и предложения по кредитам, уровням инфляции и инфляционныхожиданий. Ставки вознаграждения используются Национальным Банком Казахстана длявоздействия на рыночные ставки вознаграждения в рамках осуществляемойгосударственной денежно-кредитной политики;
— в целяхрегулирования объемов кредитов, представляемых банками, для снижении рисковнеплатежа банками по их обязательствам, а также защиты интересов вкладчиков иакционеров банков Национальным Банком Республики Казахстан используется такжемеханизм резервных требований, рассчитываемых как процент от общей суммыобязательств за вычетом обязательств перед банками, и устанавливается в размерене более 40 процентов. При нарушении норматива минимальных обязательныхрезервов Национальным Банком Казахстана начисляется и взыскивается штраф. Припрекращении деятельности банка Национальный Банк Казахстана в недельный сроквозвращает банку зарегистрированные в Национальном Банке Казахстана средства;
— используякосвенные методы денежно-кредитного регулирования в случае невозможностиприостановления инфляционных процессов, Национальный Банк Казахстана вправеприменять прямые количественные ограничения. Под прямыми количественнымиограничениями Национального Банка Казахстана понимаются максимальные уровниставок по отдельным видам операций и сделок, прямое ограничение кредитования,замораживание ставок вознаграждения, прямое регулирование конкретных видовкредита в целях стимулирования или сдерживания развития отдельных отраслей.Говоря о компетенции Национального Банка Республики Казахстан, нельзя несказать о его полномочиях в области валютного регулирования;
— являясьосновным органом валютного регулирования, Национальный Банк Казахстанаопределяет сферу и порядок обращения в Республике Казахстан иностранной валютыи ценных бумаг в иностранной валюте, вводит необходимые ограничения на проведениеопераций в иностранной валюте, устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентамив Республике Казахстан валютных операций;
— согласноУказу Президента Республики Казахстан, имеющему силу Закона, «О НациональномБанке Республики Казахстан» Национальный Банк Казахстана регулирует курснациональной валюты страны к иностранным валютам. Он же устанавливаетофициальный курс для целей бухгалтерского учета, таможенных и налоговых платежей;
— рамкахосуществления денежно-кредитной политики Национальный Банк Казахстана вправепроводить интервенцию на валютном рынке. Под интервенциями Национального БанкаКазахстана на валютном рынке понимается купля-продажа иностранной валюты намежбанковском или биржевом рынке для воздействия на курс казахстанского тенге. Интервенциина валютном рынке осуществляются Национальным Банком Казахстана самостоятельнос использованием любых видов валютных сделок через любые банки и валютныебиржи.

2.2 Основные ориентирыденежно-кредитной политики в условиях устойчивого экономического роста
 
Нестабильность на мировыхфинансовых рынках, начавшаяся во второй половине 2007 года, повлияла на темпыразвития Казахстана. Это проявилось в снижении возможностей отечественныхбанков привлекать внешние финансовые ресурсы, а, следовательно, сокращенииобъемов кредитования внутренней экономики. Помимо этого, в результате резкогоскачка цен на мировом рынке продовольственных товаров существенно усилилосьинфляционное давление на экономику.
Во исполнение порученийПрезидента Республики Казахстан был разработан План совместных действийПравительства, Национального Банка и Агентства по регулированию и надзоруфинансового рынка и финансовых организаций Республики Казахстан по стабилизацииэкономики и финансовой системы на 2009 – 2010 годы (далее – План). НастоящийПлан определяет комплекс мер, направленных на смягчение негативных последствийглобального кризиса на социально-экономическую ситуацию в Казахстане иобеспечение необходимой основы для будущего качественного экономического роста.
При разработке прогнозовпоказателей денежно-кредитной политики на 2007-2009 годы использовалась модельтрансмиссионного механизма. При расчетах использовались предположения, что всреднесрочном периоде темпы роста мировой экономики и конъюнктура мировых товарныхрынков будет благоприятствовать развитию экономики Казахстана. Кроме того, заоснову расчетов и предположений взяты параметры Среднесрочного планасоциально-экономического развития страны на 2007-2009 годы (далее –Среднесрочный план). Кроме того, предполагалось, что согласно утвержденномуреспубликанскому бюджету на 2007 год, расходы республиканского бюджета на 2007год по сравнению с расходами бюджета 2006 года увеличатся на 28,1%.
Прогнозированиепотенциальной инфляции на 2007-2009 годы по модели P-star показывает, что вусловиях значительного притока иностранного капитала, избытка ликвидности навнутреннем финансовом рынке, роста расходов государственного бюджета сохранитсяинфляционный фон развития экономики, хотя динамика инфляции будет иметь понижательнуютенденцию в среднесрочном периоде (рис. 2).
Учитывая большуюзависимость дальнейшего состояния экономики страны от цен на энергоресурсы,особенно на нефть, и притоков капитала в страну, при разработке прогнозаинфляции на 2007-2009 годы рассматривались 3 сценария развития экономики:
— сценарий «умеренныецены на нефть при умеренном притоке капитала» (цены на нефть ниже 60 долларовСША за баррель, приток капитала ниже среднегодового притока капитала встрану за последние 2 года);
— сценарий «умеренныецены на нефть при высоком притоке капитала» (цены на нефть ниже 60 долларов СШАза баррель, приток капитала выше среднегодового притока капитала в странуза последние 2 года);
— сценарий «высокие ценына нефть» (цены на нефть выше 60 долларов США за баррель).
/>
Рисунок 2 –Прогнозируемый уровень инфляции за 2008-2009 годы
Фактическипо итогам сентября 2009 года инфляция в годовом выражении также замедлилась исоставила 5,8%, что является самым минимальным уровнем, начиная с сентября 2003года (в декабре 2008 года – 9,5%). Данный уровень инфляции в 3,5 раза нижемаксимального значения уровня инфляции за последние годы, наблюдавшегося влетние месяцы 2008 года. Цены на продовольственные товары выросли на 3,6% (вдекабре 2008 года — на 10,8%), непродовольственные товары – на 6,6% (на 5,7%),платные услуги – на 8,0% (на 11,4%).
Таблица1 – Прогноз основных показателей денежно-кредитной политики на 2007 — 2009 годы(сценарий «умеренные цены на нефть при умеренном притоке капитала») на конецпериода 2006 2007 2008 2009 Инфляция (в среднем за период), % 8,6 6,2-7,2 6,0-7,0 6,0-7,0 Официальная ставка рефинансирования, % 9,0 8,0 7,5 7,5 Валовые международные резервы Национального Банка, млрд. долл. США 19,1 21,3 23,2 25,2 изменение в % 170,4 11,3 8,9 8,7 Денежная база, млрд. тенге 1501 1828 2221 2468 изменение в % 126,5 21,8 21,5 11,1 Денежная масса, млрд. тенге 3716 5046 6439 7753 изменение в % 79,9 35,8 27,6 20,4 Депозиты резидентов, млрд. тенге 3115 4272 5464 6574 Кредиты банков экономике, млрд. тенге 4736 6161 7766 9647 Уровень монетизации экономики, % 38,1 42,5 45,9 46,9
Таблица 2 – Прогнозосновных показателей денежно-кредитной политики на 2007 — 2009 годы (сценарий«умеренные цены на нефть при высоком притоке капитала») на конец периода 2006 2007 2008 2009 Инфляция (в среднем за период), % 8,6 7,3-8,3 6,9-7,9 6,9-7,9 Официальная ставка рефинансирования, % 9,0 9,0 8,5 8,5 Валовые международные резервы Национального Банка, млрд. долл. США 19,1 24,1 28,1 32,1 изменение в % 170,4 26,2 16,6 14,2 Денежная база, млрд. тенге 1501 2129 2683 3293 изменение в % 126,5 41,8 26,0 22,7 Денежная масса, млрд. тенге 3716 5375 7040 8877 изменение в % 79,9 44,7 31,0 26,1 Депозиты резидентов, млрд. тенге 3115 4528 5901 7460 Кредиты банков экономике, млрд. тенге 4736 6682 8914 11153 Уровень монетизации экономики, % 38,1 44,5 48,4 51,3
Таблица 3 –Прогноз основных показателей денежно-кредитнойполитики на 2007 — 2009 годы (сценарий высоких цен на нефть) на конец периода 2006 2007 2008 2009 Инфляция (в среднем за период), % 8,6 8,2-9,2 8,0-9,0 8,0-9,0 Официальная ставка рефинансирования, % 9,0 9,7 9,5 9,5 Валовые международные резервы Национального Банка, млрд. долл. США 19,1 25,4 31,8 37,7 изменение в % 170,4 33,0 25,3 18,4 Денежная база, млрд. тенге 1501 2295 3190 4170 изменение в % 126,5 52,8 39,0 30,7 Денежная масса, млрд. тенге 3716 5636 7850 10249 изменение в % 79,9 51,7 39,3 30,6 Депозиты резидентов, млрд. тенге 3115 4700 6552 8662 Кредиты банков экономике, млрд. тенге 4736 7151 10033 13062 Уровень монетизации экономики, % 38,1 46,6 54,0 59,2
Фактическив октябре 2009 года чистые международные резервы Национального Банка в текущихценах выросли на 0,7% (или на 132,9 млн. долл. США) и составили 20,2 млрд.долл. США (с начала года – на 1,7%).
Основнымфактором роста международных резервов Национального Банка послужило увеличениеактивов в золоте на 8,9% (с начала года – на 25,0%) в результате проведенныхопераций и роста его цены на мировых рынках на 4,3%. При этом, продажа валютына внутреннем валютном рынке, операции по обслуживанию внешнего долгаПравительства и снижение остатков на корреспондентских счетах банков виностранной валюте в Национальном Банке были частично нейтрализованыпоступлением валюты на счета Правительства в Национальном Банке. В результатечистые валютные запасы (СКВ) в октябре 2009 года снизились на 0,4% (с началагода – на 0,9%).
Заоктябрь 2009 года международные резервы страны в целом (в текущих ценах),включая активы Национального фонда в иностранной валюте (по предварительнымданным 23,7 млрд. долл. США), выросли незначительно, на 0,1%, и составили 44,5млрд. долл. США (с начала года – снижение на 6,0%). Активы Национального фонда внациональной валюте составили 600 млрд. тенге (облигации АО «ФНБ«Самрук-Казына» и АО «НХ «КазАгро»).
Денежнаябаза в октябре 2009 года сжалась на 6,7% и составила 2563,7 млрд. тенге (сначала года – расширение на 68,1%) вследствие снижения чистых внутреннихактивов Национального Банка, в основном, за счет роста обязательств передПравительством и банками (по краткосрочным нотам).
Заоктябрь 2009 года узкая денежная база, т.е. денежная база без учета срочныхдепозитов банков второго уровня в Национальном Банке, сжалась на 7,3% до 2041,7млрд. тенге (с начала года – расширение на 36,8%).
Засентябрь 2009 года денежная масса выросла на 2,7% до 7255,0 млрд. тенге (сначала года – на 15,8%) за счет увеличения как чистых внешних, так и внутреннихактивов банковской системы.
Засентябрь 2009 года объем наличных денег в обращении вырос на 0,3% и составил809,7 млрд. тенге (с начала года – снижение на 5,6%), депозиты в банковскойсистеме также выросли, на 3,0%, до уровня 6445,3 млрд. тенге (с начала года –рост на 19,2%). Опережающие темпы роста депозитов по сравнению с темпами ростаналичных денег в обращении обусловили повышение доли депозитов в структуреденежной массы с 88,6% в августе 2009 года до 88,8% в сентябре 2009 года.
Также Правительствомпрагматично сформирован проект республиканского бюджета на 2009 – 2011 годы сучетом возможного ухудшения ситуации на мировых финансовых и сырьевых рынках.Доходы бюджета на этот период рассчитаны исходя из мировой цены на нефть 60долл. США за баррель. Правительство скорректировало параметры проектареспубликанского бюджета на 2009 – 2011 годы с учетом необходимости обеспеченияфискальной устойчивости в среднесрочном периоде. Доходы бюджета в 2009 годууточнены с учетом снижения мировой цены до 40 долл. США за баррель. Сокращенынеприоритетные расходы, а финансирование некоторых программ перенесено на болеепоздние сроки. При этом социальные расходы не сокращены.
Трехлетнийреспубликанский бюджет в текущих условиях становится ключевым инструментомподдержания экономической активности. Совокупный спрос и деловая активностьбудут обеспечены за счет сохранения высокого уровня бюджетных расходов,направляемых, в первую очередь, на финансирование приоритетных инфраструктурныхи индустриальных проектов, развитие сельского хозяйства, обеспечивающих спросна продукцию отечественных предприятий и занятость в экономике, а также на развитиечеловеческого капитала.
В условиях замедлениятемпов экономического роста Правительство будет осуществлять контрцикличнуюбюджетную политику, а Национальный Банк – мягкую денежно-кредитную политику.Однако по мере стабилизации экономики и финансового сектора денежно-кредитная ифискальная политики будут ужесточены с целью обеспечения макроэкономическойстабильности, в том числе поддержания низких темпов инфляции.
Правительство иНациональный Банк будут контролировать состояние платежного баланса и валютногокурса.
С учетом изменяющихсявнутренних и внешних условий, накопившихся отраслевых дисбалансов в экономикеПравительство разработает в 2009 году Стратегию социально-экономическогоразвития Казахстана до 2020 года. Она обозначит четкие приоритеты и индикаторыразвития страны на ближайшие десять лет с учетом:
— повышения устойчивостиэкономики к внешним вызовам; проведения структурных реформ для улучшения инвестиционногоклимата в стране; — модернизации инфраструктуры;
— развития человеческогокапитала;
— ускореннойдиверсификации экспорта, в первую очередь, за счет развития агропродовольственногосектора;
— повышения эффективностигосударственного аппарата;
— эффективного управлениявнешним долгом страны.
Это будет перваянациональная стратегическая программа развития страны, учитывающая новыепринципы планирования, ориентированного на результат.
2.3Законодательно-нормативные основы денежно-кредитного регулирования
 
Денежно-кредитнаяполитика один из важных элементов экономической политики государства, котораянацелена на достижение макроэкономической стабильности. В рамках экономическойсистемы денежно-кредитная политика лишь способствует достижению установленнойобщей цели, так как ее цели являются частью глобальной стратегии. Всоответствии со статьей 29 Закона Республики Казахстан от 30 марта 1995 года «ОНациональном Банке Республики Казахстан» Национальный Банк Казахстана являетсяосновным органом, определяющим и осуществляющим государственнуюденежно-кредитную политику Республики Казахстан. Задачей денежно-кредитнойполитики Национального Банка Казахстана является обеспечение внутренней ивнешней устойчивости национальной валюты Республики Казахстан. Следуетотметить, эффективное управление денежным обращением монетарными властямидостигается при наличии четко разработанной стратегии. Определение стратегииденежно-кредитной политики предполагает два этапа: определение основнойконечной цели; определение промежуточной цели, выбор инструментов их реализациии полномочий, которые могут быть делегированы монетарным властям. Очевидно, чтоконечной целью денежно-кредитной политики является обеспечение стабильностицен, полная занятость и рост реальных объемов производства, которые достигаютсяпутем проведение текущей денежно-кредитной политики, ориентированной на болееконкретные цели. Безусловно, среди конечных целей существует однаответственность, которая лежит на центральном банке: снижение темпов инфляциидля сохранения внутренней и внешней устойчивости национальной валюты. Этазадача решается в основном путем развития рыночных механизмов финансированияинвестиций, основывающихся преимущественно на увеличении сбережений стабильногохарактера, а не на эмиссии денежных активов. Совершенно очевидно, чтоденежно-кредитная политика не может бороться с неденежными причинами инфляции.Структурные и социальные факторы должны устраняться другими средствамиэкономической политики (политикой доходов, политикой промышленно-торговыхструктур и так далее). Совершенно правомерно утверждает Дж. Стиглиц:«односторонний упор на борьбу с инфляцией может не только внести искажения вэкономическую политику, не позволяя стране полностью реализовать свой потенциалроста промышленного производства, но и способствовать институциональнымизменениям, уменьшающим экономическую гибкость хозяйства не принося в то жевремя важных выгод, и не может обеспечить экономического роста».
Приоритетной цельюгосударственных органов в реализации экономической политики является достижениемакроэкономической стабильности. Понятие «макроэкономическая стабильность»включает в себя установление основных количественных макропоказателей на уровнеориентировочных и сохранение этой стабильности в длительном временноминтервале. Следовательно, финансовая стабилизация государства характеризуетсяследующими критериями: стабильность национальной валюты, низкие темпы инфляции,рост ВВП, надежность и ликвидность банковской системы, дальнейшее развитие рынкаценных бумаг, оптимальный объем золотовалютных резервов НБРК. Названныеположительные сдвиги являются результатом адекватной денежно-кредитнойполитики, а также поэтапного институционального преобразования в финансовомсекторе экономики.
Макроэкономическаястабильность достигается путем реализации текущей денежно-кредитной политики,которая ориентируется на конкретные и доступные цели. Тактические целиреализуются путем проведения мероприятий в денежной сфере, например: изменениеставки рефинансирования, минимальных резервных требований, проведение операцийна открытом рынке и т.д. Но тактические цели не автономны, они влияют напромежуточные цели. У центрального банка существует возможность выбора не однойпромежуточной цели, то есть стратегия денежно-кредитной политики можетвыражаться в нескольких количественных категориях (количественные измененияденежной массы, кредитные цели, стабильность валютного курса и т.д.). Такимобразом, если центральный банк определяет тактическую цель — снижение темповинфляции, то одной из основных промежуточных целей является контроль за ростомденежной массы. Другими словами процесс трансмиссии денежно-кредитной политикииз промежуточной к тактической и из тактической к конечной совершенно очевиден.
Центральный банк благодаряимеющимся в его распоряжении инструментам в состоянии поддерживать единствоцелей. Безусловно, одновременно достичь промежуточных и конечных целейчрезвычайно затруднительно и это возможно лишь при условии, что приоритетнымдля экономической политики остается достижение долгосрочной стабильности, аименно стабильный уровень цен и экономический рост, то есть снижение цикличныхколебаний экономики.
Следует отметить, чтореализация денежно-кредитной политики вызывает побочные эффекты — какпозитивные, так и негативные. Негативное влияние денежно-кредитногорегулирования обусловлено эффектом обратной связи. Например, снижениепроцентной ставки вызовет соответствующее изменение ВВП и приведет к изменениюспроса на деньги, что обусловливает изменение процентной ставки, причем внаправлении, противоположном целенаправленной денежно-кредитной политики.

3. Перспективыразвития денежно-кредитного регулирования в РК
 
В частиобеспечения устойчивого экономического роста Казахстана предстоит решить рядзадач путем реформирования системы государственного планирования,бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, развития финансового сектора,регулирования деятельности естественных монополий, развития конкуренции ипредпринимательства, а также внедрения принципов корпоративного управления.
Для проведениявзвешенной фискальной и денежно-кредитной политики темпы роста расходовгосударственного бюджета будут взаимоувязаны с темпами роста экономики.
В областиденежно-кредитной политики и развития финансового сектора основные усилияПравительства, Национального Банка и Агентства по регулированию и надзоруфинансового рынка и финансовых организаций будут направлены на повышениеэффективности регулирования инфляционных процессов и обеспечение стабильностиразвития финансового сектора.
Денежно-кредитнаяполитика сориентирована на решение таких задач, как повышение эффективности мерденежно-кредитной политики для поддержания прогнозируемого уровня инфляции,обеспечение валютного регулирования и контроля, функционирование платежныхсистем на высоком технологическом уровне, содействие обеспечению стабильностифинансовой системы в целом.
Продолжится работапо дальнейшему усилению влияния принимаемых мер на состояние денежного рынка,согласованию ставок по различным видам инструментов денежно-кредитной политики.При этом основными инструментами регулирования ставок вознаграждения нафинансовом рынке, а также стерилизации избыточной ликвидности банков останутсякраткосрочные ноты и депозиты банков второго уровня в Национальном Банке. Экономическоеразвитие Республики Казахстан в 2009-2010 годах будет коренным образомотличаться от тех прогнозов, которые были сделаны на данный период в предыдущиегоды. Это обусловлено, главным образом, изменением ситуации на мировомфинансовом рынке. В этой связи были полностью пересмотрены подходы к разработкесценарных вариантов развития.
Несмотря на относительный ростдоходов от экспорта сырьевых товаров, сальдо текущего счета платежного балансаРеспублики Казахстан в 2009 и 2010 годах будет оставаться дефицитным.Сохранение значительного дефицита по текущим операциям будет обусловленодоминированием в структуре выплат по текущим операциям расходов, связанных сдеятельностью предприятий с прямыми иностранными инвестициями (импорт товаров иуслуг и выплаты доходов, включая дивиденды) и платежей в обслуживание внешнегодолга банковского сектора.
В условиях ценовой конъюнктуры,благоприятной для экспорта энергоносителей и других сырьевых товаров,нетто-приток прямых иностранных инвестиций обеспечит финансирование связанных сними текущих расходов. В то же время, ограниченный доступ к привлечениюресурсов на международных рынках капитала и необходимость выплат в погашение иобслуживание накопленного внешнего долга, которые по оценке в 2008 году составилипорядка 12 млрд. долл. США, обусловливает недостаточность привлечения ресурсовиз-за рубежа для покрытия потребностей финансирования операций текущего ифинансового счетов. Ограничения в привлечении внешних ресурсов потребуют отбанков изменения стратегий развития на среднесрочную перспективу и направленияпотоков финансовых ресурсов.
В этих условиях существеннозамедлится объем кредитования экономики банковским сектором РеспубликиКазахстан, что обеспечит умеренный экономический рост. Основное замедление вэкономическом росте ожидается за счет несырьевых отраслей, которые в последниегоды вносили существенный вклад в реальный рост ВВП.
Дальнейшее развитие экономикиРеспублики Казахстан будет также обеспечиваться реализацией Планапервоочередных действий по обеспечению стабильности социально-экономическогоразвития Республики Казахстан, утвержденного постановлением ПравительстваРеспублики Казахстан от 6 ноября 2007 года.
Тем не менее, не исключаетсявариант, при котором ситуация на мировых финансовых рынках будет продолжатьухудшаться. В этом случае экономическое развитие Республики Казахстан будетпроисходить по более негативному варианту.
В связи с этим рассматриваются 2сценария развития экономики: базовый и пессимистичный.
При базовом сценарии ожидается сохранениезначительного дефицита по текущим операциям (свыше 5 млрд. долл. США). При этомпредполагается, что банки не смогут рефинансировать за счет нового внешнегозаимствования все обязательства перед нерезидентами, срок погашения которыхнаступает в 2009 и 2010 годы. Ожидается, что в этих условиях внешние активыбанков сократятся.
В рамках данного сценарияожидается, что реальный рост ВВП в 2009 году составит 5%, а в 2010 году – 6,3%.
Замедление темпов экономическогороста будет способствовать снижению потребности в импорте товаров и сокращениюв целом внутреннего спроса, что обеспечит корректировку ситуации в платежномбалансе к 2010 году. Как следствие в 2010 году ожидается сбалансированныйплатежный баланс, что предполагает сохранение объема международных резервовНационального Банка Республики Казахстан на уровне 2009 года и стабильностьноминального обменного курса тенге.
При сделанных предположенияхотносительно будущей динамики показателей реального сектора и платежногобаланса для данного сценария получены следующие прогнозы на 2009-2010 годы. Зауказанный период среднегодовой рост денежной базы составит 11-15%, денежноймассы – 17-19%, кредитов экономике 16-18%, депозитов в банковской системе15-17%.
При пессимистичном сценариипредполагается, что выполнение обязательств банков перед нерезидентами будетобеспечиваться сокращением внешних активов банков при отсутствии новогозаимствования из-за рубежа. Это повлечет сокращение объемов внутреннихинвестиций и замедление роста внутренних сбережений. Сокращение внутреннегоинвестиционного и потребительского спроса приведет к снижению расходов наимпорт и будет ограничивать расширение дефицита текущего счета в 2009 и 2010годах.
В условиях отсутствия доступа квнешним ресурсам необходимость обслуживания внешних долговых обязательствобусловит нетто-отток капитала из страны.
Это будет оказывать высокоедавление на обменный курс тенге в сторону его ослабления.
В рамках данногосценария ожидается, что экономического роста в РеспубликеКазахстан в 2009 и 2010 годах наблюдаться не будет.
При выполнении предположений,сделанных в отношении будущей динамики показателей реального сектора иплатежного баланса, в 2009-2010 годах произойдет сокращение денежногопредложения в экономике за счет сокращения внешних и внутренних активовбанковской системы и, соответственно, оттока депозитов. За указанный периодсреднегодовое сжатие денежной базы составит 2-4%, снижение денежной массыпроизойдет в среднем на 6-7%, кредитов экономике – на 4-5%, депозитов вбанковской системе – на 3-4%. (приложение 1).
Следует отметить, что реализацияобоих сценариев предполагает существенное замедление годовой инфляции. Если наконец 2007 года годовая инфляция сложилась на уровне 18,8%, то на конец 2009 и2010 годов она снизится до уровня, измеряемого однозначным числом. Такоезамедление инфляции связано со снижением влияния объективных факторов, каксокращение роста денежного предложения, ограничение роста совокупного спроса,отсутствие ожиданий внешних шоков.
Основной целью денежно-кредитнойполитики Национального Банка Республики Казахстан на 2009-2010 годы будетудержание годовой инфляции (декабрь по сравнению с декабрем предыдущего года) впределах 7,9-9,9% в 2009 году и 7,5-9,5% в 2010 году при реализации какбазового, так и пессимистичного сценариев. Это соответствует уровнюсреднегодовой инфляции в пределах15-17% и 7,0-9,0%, соответственно.
Важно также иметь в виду, что еслиВВП, государственные расходы и другие показатели, находящиеся в компетенцииПравительства Республики Казахстан, будут пересмотрены, прогноз инфляции такжеможет быть пересмотрен. Кроме того, показатели денежного предложения и другихиндикаторов денежно-кредитной политики являются индикативными, т.е.необязательными к достижению в случае изменения условий функционированияэкономики.

Заключение
 
Под денежно-кредитной политикой государствапонимается совокупность экономических мер по регулированию кредитно-денежногообращения, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путемвоздействия на уровень и динамику производства, занятости, инфляции,инвестиционной активности и других макроэкономических показателей.
Денежно-кредитная политика проводится главнымобразом Центральным банком. Конечной целью проводимой Центральным банком игосударственными институтами денежно-кредитной политики является организациястабильности денежного обращения, обеспечивающего достижение устойчивого ростанационального производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствиеминфляции. Денежно-кредитная политика состоит в регулировании денежногопредложения: во время экономического спада — в увеличении предложения денег длястимулирования поощрения расходов, а во время экономического роста,сопровождаемого инфляцией, — в ограничении предложения денег для ограничениярасходов.
Субъектом денежно-кредитной политики являетсяЦентральный банк страны, который с помощью определенных методов воздействует напредложение и спрос на денежном рынке. Центральный банк меняет объем денежногопредложения в стране путем регулирования размеров избыточных резервов,имеющихся в коммерческих банках, которые имеют решающее значение дляспособности банковской системы создавать деньги.
Так как основной целью денежно-кредитногорегулирования является поддержание низких темпов инфляции (на уровне 6-8%), тоисходя из анализа прогнозируемой инфляции можно утверждать, что меры,предпринимаемые Национальным Банком РК, позволяют достичь данной цели.
Фактически по итогамсентября 2009 года инфляция в годовом выражении также замедлилась и составила5,8%, что является самым минимальным уровнем, начиная с сентября 2003 года (вдекабре 2008 года – 9,5%). Данный уровень инфляции в 3,5 раза нижемаксимального значения уровня инфляции за последние годы, наблюдавшегося влетние месяцы 2008 года. Цены на продовольственные товары выросли на 3,6% (вдекабре 2008 года — на 10,8%), непродовольственные товары – на 6,6% (на 5,7%),платные услуги – на 8,0% (на 11,4%). Денежно-кредитная политика должна бытьчетко увязана с бюджетом и налоговой политикой и, соответственно, финансированиемгосбюджета.
Такжеиз анализа видно, что октябре 2009 года чистые международные резервыНационального Банка в текущих ценах выросли на 0,7% (или на 132,9 млн. долл.США) и составили 20,2 млрд. долл. США (с начала года – на 1,7%).
Реагируя на изменениеситуации, сложившейся в мировой и отечественной экономиках, Национальный банкРеспублики Казахстан отойдет от проведения «жесткой»денежно-кредитной политики. Центральные банки многих стран, включая крупнейшиестраны, пересматривают подходы к проведению денежно-кредитной политики, делаяосновной упор на поддержание развития собственных банковских систем. В условияхзамедления экономического роста в Республике Казахстан такая политикаНационального банка Республики Казахстан является наиболее предпочтительной.

Список использованнойлитературы
 
1. Алимбаев А.А.Финансово-кредитная система Казахстана: актуальные проблемы и перспективыразвития. — Караганды, 2003. — 182 с.
2. Арыстанбаева С.Макроэкономический аспект формирования финансовых ресурсов экономики РеспубликиКазахстан//Финансы Казахстана.- 2002. — №6. — С. 52-56.
3. Ахметов Н.Денежно-кредитная политика и управление экономической системы//Транзитнаяэкономика. — 2003. — №6.- С. 32-40.
4. Баймуратов У.Новая модель национальной денежно-финансовой системы Республики Казахстан//Транзитная экономика. — 2001. — №5-6. — С. 102-113.
5. Денежноеобращение и банки / Под ред. Г.Н.Белоглазовой. — М.: Финансы и статистика,2000. – 272 с.
6. Кучукова Н.К.Макроэкономические аспекты реформирования финансово-кредитной системыРеспублики Казахстан в условиях перехода к рыночной экономике. – Алматы: Гылым,1994. – 439 с.
7. Ильясов А.А.Денежно-кредитная политика: Учебное пособие. — Алматы: Экономика, 2007. — 115с.
8. Райзберг Б.А.Курс экономики. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 720 с.
9. Тарасов В.И.Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. — Мн.: Мисанта, 2003. – 512 с.
10.  Ильясов К.К. Финансово-кредитныепроблемы развития экономики Казахстана. – Алматы: Бiлiм, 1995. – 240 с.
11.  Финансы, денежное обращение и кредит:Учебник. — М.: Проспект, 2004. – 720 с.
12.  Сейткасимов Г.С. Деньги, кредит,банки: Учебник. – Алматы: Экономика, 1996. – 364 с.
13.  Экономические горизонты развитияКазахстана и стран СНГ: сборник работ. — Алматы: ИД «Экслюзив», 2008. — 432 с.
14.  Экономическая теория: учебник / Подред. В.И. Видяпина. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 672 с.
15.  Брагинский С.В. Кредитно-денежнаяполитика в Японии. — М: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1989. –106 с.
16.  Национальном Банке РеспубликиКазахстан: Закон РК от 30 марта 1995 года №2185/ Правовая система «Зан»/Медиатека ПГУ.
17.  Ильясов К.К., Мельников В.Д. Финансы.Учебник для экономических специальностей вузов. – Алматы: Қаржы-қаражат,2000. – 456 с.
18.  Баймуратов У. ФинансыКазахстана//Том 2.Избран. научн. труды. – Алматы: БИС, 2005. – 320 с.
19. www.afn.kz20www.nationalbank.kz