Производственные возможности и экономические ограничения

Саратовскийгосударственный аграрный университет
им. Н.И.Вавилова
Кафедра Экономическойтеории
Факультетзаочного обучения
Специальность«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Курсоваяработа
подисциплине: Экономическая теория
на тему:Производственные возможности и экономические ограничения
 
 
 
 
Выполнила: КорабельУльяна
Ивановна, группа Бс-15
шифр № Б-070152
Саратов
2008 г

Введение
Центральная проблемаэкономики — проблема выбора хозяйственных решений в условиях ограниченностиресурсов. Простейшая модель функционирования экономики — Границапроизводственных возможностей — позволяет проиллюстрировать решение основныхзадач выбора: что, как и для кого производить, а также ввести рядфундаментальных экономических понятий.
Границапроизводственных возможностей показывает максимально возможный объемпроизводства двух товаров при полном использовании всех имеющихся ресурсов.Каждая точка на кривой (границе) производственных возможностей характеризуетопределенную комбинацию двух товаров.
Посколькуресурсы ограничены и применяются целиком, экономика сталкивается с необходимостьювыбора между альтернативами. Всякое увеличение объема производства одноготовара потребует переключения части ресурсов с производства другого товара,т.е. влечет за собой сокращение его производства.
Количествоодного товара, которым надо пожертвовать для увеличения производства другоготовара, экономисты называют альтернативной стоимостью или вмененными издержками- издержками упущенных возможностей.
Вэкономических терминах все имеет альтернативную стоимость. Альтернативнаястоимость товара или услуги — это стоимость, измеренная с точки зренияпотерянной возможности заниматься наилучшим из доступных альтернативных видовдеятельности, требующих того же самого времени или тех же ресурсов.
Возрастаниеальтернативной стоимости дополнительных единиц товара объясняется отсутствиемабсолютной взаимозаменяемости (эластичности) ресурсов. В силу того, что ресурсыне обладают равной производительностью во всех возможных процессах ихиспользования, возникает необходимость увеличения количества ресурсов, переключаемыхс производства одного продукта на производство другого. Следовательно,возрастают затраты на единицу дополнительной продукции. По мере приближения клюбой из осей координат наклон кривой (к данной оси) будет увеличиваться, т.е.будут расти вмененные издержки.Границы производственных возможностей- максимальные объемы производства, которые могут быть получены при полном иэффективном использовании всех экономических ресурсов — труда, земли, капитала.Учитывая, что экономические ресурсы ограничены, общество не может производитьнеограниченные объемы товаров и услуг. Производственные возможностихарактеризуют производственный потенциал общества. Имеющиеся производственныересурсы должны распределяться и комбинироваться так, чтобы их использование обеспечивалонаибольший вклад в производство необходимых благ и услуг. Эффективностьиспользования имеющихся ресурсов зависит также и от применения наиболеепрогрессивных технологий производства.

1. Производственныевозможности и экономические ограничения
 
1.1 Производственныевозможности
 
1.1.1 Сущностьпроизводства и его основные формы
Производство – этопроцесс создания материальных жизненных благ, необходимых для удовлетворенияобщественных и личных потребностей.
Различают материальное инематериальное производство и непроизводственную сферу. В материальномпроизводстве создаются необходимые для жизни и развития общества материальныеблага и услуги. В материальное производство входят промышленность, сельскоехозяйство, транспорт, связь, сфера услуг.
Нематериальноепроизводство отличается от материального продуктом, имеющим материальную форму:научные значения, информация, произведения искусства и т. д. Нематериальноепроизводство включает такие сферы как наука, искусство и культура, образование,здравоохранение и др.
Непроизводственная сферапроизводством благ не занимается, но она необходима обществу и включает в себя:оборону страны, правоохранительные, судебные и юридические органы, различныеобщественные организации.
Различают два уровняпроизводства:
· Индивидуальноепроизводство – это деятельность в масштабах предприятия, фирмы;
· Общественноепроизводство – это вся система промышленных связей между предприятиями страны,включая производственную инфраструктуру.
Производству объективноприсуще разделение труда, то есть специализация трудовой деятельности,приводящая к выделению и осуществлению различных ее видов.
Различают четыре вида илиступени специализации:
· попредметная(производство готовых конечных продуктов)
· подетальная(производство отдельных деталей, комплектующих)
· поузловая(производство отдельных узлов машин и оборудования)
· технологическаяили пооперационная (выполнение отдельных операций, например на конвейере).
Углубление специализациипроизводства ведет к его кооперации, то есть к современным действиямпредприятий в процессе производства.
Важной формой развитияпроизводства в современных условиях является диверсификация производства, тоесть расширение номенклатуры производимой продукции, зачастую не связанной сосновным производством.
Процесс производстваодновременно предполагает и потребление. Можно сказать, что производство – этосоздания материальных благ и процесс потребления их как факторов. Продукт какрезультат одного производства потребляется в последующем производственном процессе.В этой связи следует различать промежуточный продукт, который направляется впроизводственное потребление, и готовый (конечный продукт), поступающийнепосредственно в потребление.
Производствосопровождается не только изготовлением продукции, но и появлением отходовпроизводства, причем количество отходов растет с увеличением масштабапроизводства. В последние десятилетия это привело к масштабной экологическойпроблеме.
 
1.1.2 Факторыпроизводства, их взаимоотношение и комбинация
В экономике факторыпроизводства – это все то, что, участвуя в производственном процессе,производит товары и услуги. Существую разные подходы в определении факторовпроизводства и их классификации.
Выделяют три основныхфактора производства: труд, земля, капитал.
Труд – это процессрасходования человеком его физической, умственной и нервной энергии. Трудпредставляет собой потребление рабочей силы.
Прибавочный труд – этотруд, затраченный в течение рабочего дня сверх необходимого. Продуктпроизводимый прибавочным трудом, называется прибавочным и не оплачивается.
Труд характеризуетсяинтенсивностью и производительностью. Интенсивность – напряженность труда,которая определяется затратами труда в единицу времени. Производительностьтруда – это результативность труда. Она измеряется количеством продукции,произведенной в единицу времени. Ее уровень зависит от технического оснащенияпроизводства, организации труда и эффективности управления. С повышениемпроизводительности труда величина стоимости единицы продукции уменьшается.
Второй факторпроизводства является земля. Термин «земля» употребляется в широком смыслеслова. Земля – это ресурс, используемый для производства сельскохозяйственнойпродукции, для строительства домов, городов, заводов, фабрик, железных дорог,добычи полезных ископаемых.
Следующим факторомпроизводства является капитал. Капитал – это создание людьми средствапроизводства и денежные накопления, используемые в производстве товаров иуслуг.
В экономической теориивыделяют еще информационный, технологический, экологический факторы и время.
 
1.1.3Проблема ограниченности ресурсов
Экономическая теорияявляется фундаментальной общественной наукой, изучающей способы организациижизнедеятельности, формы взаимодействия производства и потребления отдельныхэкономических субъектов и общества в целом. Микроэкономика представляет собойважную составную часть экономической теории.
Как отдельный человек,так и общество ограничены в своих возможностях. Ограничены физические иинтеллектуальные способности людей, ограничены блага, которые используются дляудовлетворения их потребностей, ограничено время.
Поэтому постоянноощущается недостаток наличных ресурсов, выступающий весьма жесткимограничителем общественного и личного благосостояния и возможностей его роста.Другими словами, экономическая жизнедеятельность людей протекает в условияхнедостаточности, т. е. в такой ситуации, когда, чтобы удовлетворить в полномобъеме потребности и желания каждого, ресурсов не хватает.
Однако человечество затысячелетия своей истории существенно раздвинуло рамки этих ограничений. Этоговорит о том, что ограниченность ресурсов носит относительный характер.«Истина заключается в том, — отмечает Я. Корнаи, — что общество, может быть, испособно удовлетворить все потребности отдельных людей, но тогда оно лишаетэтого других, вынуждая их перейти на более низкий уровень потребления. Либо оноспособно удовлетворить отдельные потребности всех людей, но тогда уровеньудовлетворения других потребностей будет гораздо ниже уровня насыщения.Общества, которое может удовлетворить все потребности всех граждан, нет нетолько в настоящее время, но не будет и в перспективе. Как бы ни возрасталоблагосостояние, развитие техники и культуры всегда будет способствоватьдальнейшему увеличению материальных потребностей»[1].
Ограниченность ресурсов«навязывает» обществу и отдельным экономическим субъектам проблему выбора,состоящую в решении следующих трех фундаментальных задач.
1. Что, т. е. какиетовары и услуги и в каком количестве производить?
2. Как, т. е. с помощьюкаких ресурсов и технологических способов это делать?
3. Для кого предназначенырезультаты производства, как распределяется произведенный продукт между людьми?
Выбор того, какие товарыи услуги и в каком количестве следует производить, обладая ограниченнымиресурсами, можно проиллюстрировать на примере производства двух альтернативныхтоваров: X и Y. В силу ограниченности ресурсов не может быть обеспечендостаточный объем производства этих товаров, чтобы удовлетворить всех. В каждыймомент приходится выбирать, в каких количествах эти продукты производить.
Для того чтобы произвестилюбой продукт, необходимо скомбинировать множество редких производственныхресурсов: земли и других природных ресурсов, капитала и труда. Труд включает всебя затраты, совершаемые людьми в процессе производства. Капитал представляетсобой те производительные ресурсы, которые созданы людьми (машины,оборудование, инструменты, производственная инфраструктура и т. д.). Природныересурсы (плодородные земли в сельском хозяйстве, земля для строительства, леса,полезные ископаемые и др.) — это все, что используется в производстве внатуральном виде, без предварительной обработки. Очень часто четвертым факторомпроизводства называют предпринимательство. Однако по этому вопросу средиэкономистов до сих пор нет единого мнения.
Производительные ресурсы,используемые для производства одного товара, не могут в то же самое времяиспользоваться в производстве других товаров. Поскольку при производстве товараX используются ресурсы, которые могли бы быть использованы при изготовлениитовара Y, увеличение выпуска одного товара влечет за собой сокращение выпускадругого товара.
Если для производстваодной единицы товара X необходимо отказаться от изготовления определенногоколичества товара Y, то эти единицы товара Y определяют издержки упущенныхвозможностей производства единицы товара X или его альтернативную стоимость.
Однако в любойэкономической системе производятся не только товары X и Y, а множестворазнообразных товаров и услуг. Поэтому альтернативную стоимость товаров и услугпринято выражать через общую единицу измерения — деньги.
Каждая точка кривой AEпоказывает, какой набор товаров X и Y можно произвести, используя в полномобъеме ограниченные ресурсы. Если все ресурсы направляются на выпуск товара X,то его будет произведено E единиц, но ни одной единицы товара Y. В точке A всересурсы направлены на производство товара Y, а товар X вовсе не производится. Вовсех остальных точках необходимо делать выбор между тем, сколько единиц товараX произвести за счет отказа от выпуска какого-то количества товара Y (точки B,C и D).
Каждая точка кривой AEпоказывает все возможные соотношения выпуска при полном использовании всехимеющихся ресурсов, поэтому она называется кривой производственныхвозможностей, или кривой трансформации. Точки, лежащие вне кривой, недостижимыпри данном объеме ресурсов (точка K). Точки, находящиеся внутри кривой,свидетельствуют о неполном использовании имеющихся ресурсов (точка F).
 
1.2Экономические ограничения
 
1.2.1Понятие государственного регулирования
Изучениероли государства в народном хозяйстве является одной из важнейших составныхчастей системы экономических наук. На протяжении всей истории человечествагосударство в разной степени и формах, но постоянно участвовало в экономическихпроцессах в рамках в народного хозяйства, в сферах экономики (промышленности,сельском хозяйстве, финансах, транспорте и т.д.), в отраслях и регионах, в отдельныхсубъектах хозяйствования, во внешнеэкономической деятельности. Для обозначенияисследуемой роли государства в народном хозяйств в экономической литературеиспользуются разные термины: «государственное вмешательство в экономику»,«государственное регулирование экономики», «государственная экономическаяполитика».
Наименеесоответствующим сущности явления представляется первый термин, частовстречающийся в советских публикациях вплоть до 70-х гг. XX столетия. Он вызывает представлениео вмешательстве одной самостоятельна системы (государства) в другую аналогичнохирургическое вмешательству в человеческий организм. В действительностигосударство является не внешней системой, а ставной частью, элементомсовременной экономики.
Наиболеесоответствующим сущности явления являются термины «государственноерегулирование экономики» (ГРЭ) и «государственная экономическая политика»(ГЭП).
Государственнаяэкономическая политикапредставляет собой целенаправленное воздействие на хозяйственные процессына макро- и микроуровне, создание и совершенствование рамочных условийэкономического развития в соответствии с определенным общественным строем. Напервый взгляд понятие ГЭП шире понятия ГРЭ, так как первая может основыватьсяна принципе неучастия государства в хозяйственной жизни. Однако это не так.Государство не может существовать, не собирая налогов, не оплачивая армию иаппарат управления, не осуществляя закупки и подряды на строительство, нерегулируя денежное обращение и внешнеэкономические связи.
Всовременных условиях немыслимо неучастие государства в социально-экономическихпроцессах, организации и финансировании научных исследований, образования,социального обеспечения, охраны окружающей среды. Поэтому термины«государственное регулирование экономики» и «государственная экономическаяполитика» в условиях рыночного хозяйства можно считать идентичными.
ВРоссии, отстававшей в своем экономическом развитии от ведущих держав, всегдабыл особый интерес к государственной экономической политике, призваннойкомпенсировать это отставание. Так, в историческом прошлом трижды былипроведены успешные перестройки, менявшие цели, критерии хозяйствования исоциальную базу государства (при Иване IV, Петре I иАлександре II). Эти перестройки проводилисьсверху; с народно-хозяйственной точки зрения они были недостаточноподготовлены, но проводились в жизнь последовательно в соответствии с четкойконцепцией в значительной мере административными средствами с опорой на четкоопределенную социальную базу и в целом были довольно успешными. В теорию ипрактику государственной экономической политики дореволюционной России большойвклад внесли П.А. Столыпин, СЮ. Витте. В годы Второй мировой войны большаязаслуга в перестройке управления экономикой страны принадлежала Н.А.Вознесенскому. В 60 – 70 гг. Н.С. Хрущев и А.Н. Косыгин так же сверху иадминистративными средствами пытались либерализировать бюрократическуюэкономическую систему социализма. Однако их попытки не удались.
В Россииперемены в генеральных линиях развития обычно происходили сверху. Меняласьгенеральная концепция социально-экономического развития верховой власти, аиногда вместе с ней и сама верховная власть; государство начинало подводить подновую политическую систему соответствующую социально-экономическую базупроизводственные отношения. В короткий срок возникала крыша на слабых опорах, азатем под нее подводили фундамент, столбы и стены. Нагляднее всего этопрослеживается на истории социалистических преобразований после Октябрьскойреволюции. Не миновал отечественных традиций административного создания новогоэкономического строя и переходный период в нашей стране. Чтобы избежатьповторения многих ошибок в развитии экономики России целесообразно изучение иприменение практику государственного регулирования развитых стран.
Историческисложились два ведущих методологических подхода к регулированию рыночнойэкономики раз витых стран: кейнсианская школа (теория государственногорегулирования хозяйственного механизма) и синтез неокейнсианских, подчасконсервативных доктрин невмешательства государства в хозяйственную жизньобщества. Оба этих теоретических течения имеют общие основы. Онирассматриваются государством как субъект экономической системы, обладающийопределенной собственностью и хозяйственными функциями для проведения экономическойполитики, направленной на достижение стратегических целей общества.
Различиямежду концепциями сводятся к используемым методам государственного воздействиявплоть до полного его отрицания. Так, австрийский экономист Хайек отмечал, чтогосударство должно выполнять лишь «ночного сторожа», не вмешиваясь вэкономические процессы.
Дж. М.Кейнс и посткейнсианские представители считают, что слежение за состояниемпараметров рынка является одной из функций государства (правительства).
Следуетотметить, что в вопросах государственного регулирования экономики кейнсианствонеоднородно. Оно распадается на три основных течения: левое (либеральное),консервативное и неоклассическое.
Левоекейнсианствоищетвыход из противоречий современной экономики путем увеличения расходовгосударства на общественные цели: жилищное строительство, здравоохранение,социальное страхование, дорожное строительство и т.д., а также увеличениедоходов фермеров, мелких предпринимателей и заработной платы работающих.
Консервативноенаправлениекейнсианстводелает ставку на государственное регулирование экономики главным образом путеммаксимизации прибылей и сохранения консервативной структуры экономики.
Неоклассическаяшкола и ее представители полагают, что путем эффективной кредитно-денежной ифискальной политики можно осуществить интеграцию микро — и макровмешательствагосударства в определение уровня доходов различных слоев населения, координациюинвестиционной политики, формирование прогрессивной отраслевой структуры и т.д.
Какими объективнымиобстоятельствами обусловлена необходимость государственного регулированияэкономического роста?
Государствопризвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму. Какизвестно, рынок имеет негативные стороны: не способствует сохранениюневоспроизводимых ресурсов и защиты окружающей среды; не может регулироватьиспользование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбныхбогатств океана. В условиях рынка порой игнорируются потенциально негативныепоследствия принимаемых решений и не создаются стимулы для производства товарови услуг коллективного пользования, не гарантируется право на труд и доход, необеспечивается целенаправленное развитие фундаментальных исследований в науке.Рынок в основном ориентирован не на производство социально-необходимых товаров,а на удовлетворение запретов тех, кто имеет деньги. Он подвержен нестабильномуразвитию с присущими этому рецессионными и инфляционными процессами. Государствоберет на себя ответственность за создание относительно равных условий длявзаимного соперничества предпринимательских фирм, для эффективной конкуренции,для ограничения монополизированного производства. Государство должно направлятьэкономические ресурсы на удовлетворение коллективных потребностей людей, создаватьпроизводство общественных товаров и услуг. Участие государства в экономическойжизни диктуется и тем, что ему надлежит заботиться об инвалидах о детях,стариках, малоимущих, регулировать рынок труда, принимать меры по сокращениюбезработицы. Не стоит забывать и о внешней политике, регулировании платежногобаланса и валютных курсов.
В целомгосударство реализует политические и социально-экономические принципысообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макро — и микроэкономическихпроцессов.
Такимобразом, в условиях рынка государственное регулирование экономики (ГРЭ)представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующегохарактера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с цельюприспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимсяусловиям хозяйствования.
Государственноерегулирование экономики в современных условиях является составной частьюпроцесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, которые выдвигаются на переднийплан в зависимости от остроты проблем, возникающих в хозяйстве и социальной сфере:стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивныхсдвигов в отраслевой и региональной структурах, поддержание внешнеэкономическогоравновесия.
ВокругГРЭ постоянно ведутся теоретические дискуссии и политическая борьба, но ониведутся не по поводу необходимости ГРЭ, а о его целесообразных масштабах,формах, интенсивности и эффективности.
Конкретныенаправления, формы, масштабы ГРЭопределяются характером и остротой экономических и социальныхпроблем в той или иной стране в конкретный период.
Объективнаявозможность ГРЭпоявляетсяс достижением определенного уровня экономического развития, концентрациипроизводства и капитала.
Необходимость,превращающая этувозможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, скоторыми и призвано справиться ГРЭ.
Именноострота экономических, социальных, мирохозяйственных, экологических проблем,осознанная и интерпретированная государственными и общественными субъектами,вызывает конкретные акции со стороны государственных органов.
1.2.2 Объекты и целигосударственного регулирования экономики
Многиеэкономисты признают, что государственное регулирование экономики— этоцеленаправленный координирующий процесс управленческого воздействияправительства на отдельные сегменты внутренних и внешнего рынков посредствоммикро- и макроэкономических регуляторов в целях достижения равновесного ростаобщей экономической системы.
Целигосударственного регулирования, находясь в тесной взаимосвязи, неравнозначны по значению,масштабам воздействия и последствиям. По отношению друг к другу целимакроэкономической политики могут быть взаимозаменяемы, взаимодополняемы инейтральны.
Взаимозаменяемостьцелей означает, чтоневозможно достижение рассматриваемых целей одновременно. Типичный пример –контроль над темпами инфляции и безработицы. Кривая Филлипса иллюстрируетнаглядно данную ситуацию.
Взаимодополняемыецелимакроэкономическойполитики сочетаются друг с другом. Такими целями являются, например, ростнационального дохода и рост занятости.
Нейтральныецели, то есть невлияющие на достижение друг друга, встречаются весьма редко. Например, снижениебезработицы до определенного уровня может и не влиять на темпы инфляции.
В деревецелей ГРЭ можно выделить цели генеральные и конкретные. Среди генеральных целейприоритетными являются достижение экономической и социальной стабильности,обеспечение национальных конкурентных преимуществ, экономической безопасности,адаптации рыночного механизма к различным ситуациям.
Примеромконкретных целей ГРЭ может служить Программа социально-экономического развитияРФ (2003-2005 гг.). Данная программа российского правительства перечисляетмного задач, группируя их по следующим направлениям:
· приведениеинституциональных условий и инфраструктуры в соответствие с потребностямибизнеса (в том числе задачи улучшения конкурентной среды на рынках, развитиямалого бизнеса, развития финансовой системы, расширение доступа частногокапитала к продукции и услугам естественных монополий);
· реализацияадминистративной реформы, создание эффективной системы государственногоуправления (в том числе задачи приватизации и реструктуризации государственнойсобственности, проведения военной реформы);
· повышениеоткрытости экономики (в том числе задачи либерализации валютного регулирования,снятия избыточных государственных ограничений внешней торговли);
· инновационноеразвитие отраслей промышленности (в том числе задачи повышения привлекательностидля капитала перерабатывающих секторов и сферы услуг, повышения роли науки вэкономическом развитии);
· формированиеэффективной системы предоставления социальных услуг, создающих благоприятныеусловия для развития «человеческого капитала» (прежде всего — задачареформирования отраслей социальной сферы);
· обеспечениеблагоприятных макроэкономических условий развития (в том числе задачи сниженияналогового бремени, снижения инфляции и процентных ставок, сокращениявмешательства государства в экономику и социальную сферу).
Итак,конкретные цели различаются по объектам государственного регулирования, новсегда исходят из необходимости увязки общественных и частных интересов. ОбъектыГРЭ— это сферы, отрасли, регионы, а также условия социально-экономическойжизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, мешающие нормальномуфункционированию экономики и не разрешаемые без вмешательства государства. Основныеобъекты ГРЭ:
· экономическийцикл;
· секторальная,отраслевая и региональная структуры хозяйства;
· условиянакопления капитала;
· занятость;
· денежноеобращение;
· платежный баланс;
· цены;
· НИОКР;
· условияконкуренции;
· социальныеотношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, атакже социальное обеспечение;
· окружающая среда;
· внешнеэкономическиесвязи.
СубъектамиГРЭвыступаютцентральные (федеральные), региональные, муниципальные или коммунальные органыуправления.
Объектыохватывают макроэкономические процессы: хозяйственный цикл, накопление капиталав масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и дажеотношения между субъектами; условия конкуренции; отношения между профсоюзами иобъединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами.
Сутьгосударственной антициклической политикисостоит в том, чтобы во времякризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения изанятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительныефинансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиций. Вусловиях фазы подъема задача ГРЭ — притормозить рост спроса, капиталовложений ипроизводства.
ГРЭ вобласти отраслевой и территориальной структуросуществляется при помощифинансовых стимулов, обеспечивающих привилегированные условия отдельнымотраслям и регионам, находящимся в состоянии затяжного кризиса, или поощренияразвития новых отраслей и видов производств.
Важнейшимобъектом ГРЭ является накопление капитала.ГРЭ в этой области в первуюочередь соответствует экономическим интересам субъектов хозяйства.
Регулированиезанятости — это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономикисоотношения между спросом и предложением рабочей силы. Это соотношение должноудовлетворять потребность экономики в квалифицированных работниках, но неприводить к чрезмерному росту заработной платы и резкому снижению занятости.
Основнаянаправленность регулирования денежного обращения— борьба с инфляцией,представляющей серьезную опасность для экономики. Государство осуществляетрегулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт,движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, а такжепутем участия в международной экономической интеграции.
Еще одиниз основных объектов регулирования — цены. Динамика и структура цен отражаютсостояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структурухозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты,социальную атмосферу.
Приоритетноеположение отдельных целей ГРЭ постоянно изменяется в зависимости отхозяйственной ситуации, экономических задач, выступающих на передний план.

2.Практическая часть
 
2.1 Понятие границыпроизводственных возможностей
Экономические ресурсы– все природные, людские ипроизведенные человеком ресурсы, которые могут использоваться для производстватоваров и услуг, т.е. благ. Виды ресурсов: материальные (земля, или сырьевыематериалы, и капитал) и людские (труд и предпринимательская способность).
Поскольку наши потребностибезграничны, а ресурсы ограничены, мы не в состоянии удовлетворить всепотребности. Приходится решать, какие товары и услуги необходимо производить, аот каких в определенных условиях следует отказаться. При этом возникаетпроблема рационального ведения общественного хозяйства. Эта проблема выборавсегда была и будет.Производственные возможности– возможностистраны по производству экономических благ при полном и эффективномиспользовании всех имеющихся ресурсов при данном уровне технологий.
Кривая производственныхвозможностей иллюстрирует четыре фундаментальных положения:
1.Ограниченность ресурсов.
2.Необходимость выбора.
3.Существование издержек упущенных возможностей.
4.Увеличение издержек упущенных возможностей с увеличением выпуска продукта.
Двигаясьпо границе производственных возможностей вправо вниз и изменяя таким образомструктуру производства в пользу увеличения объемов товара X, приходитсяотказываться от все большего количества товара Y при росте выпуска товара X наединицу.
Принятиерешения о том, как производить, предполагает достижение эффективности впроизводстве, или технологической эффективности, т. е. производства товаровнаиболее дешевым способом.
Ответна вопрос о том, для кого производить товары, как распределять произведенныйпродукт между членами общества, требует оптимального сочетания эффективности враспределении и справедливости.
Эффективностьв распределении считается достигнутой тогда, когда невозможно путемперераспределения благ повысить благосостояние одного человека, не уменьшая приэтом уровня жизни другого. Этот принцип получил название эффективности поПарето[2].
Отпринципов распределения, существующих в обществе, от величины вознаграждения заучастие в производстве зависит:
— предложение и степень продуктивности такого фактора производства, как труд;
— мотивация предпринимательской деятельности.
Однакопри решении вопроса о том, для кого производить, возникает не только проблемаэффективности в распределении, но и проблема справедливости. На эту проблемусуществуют две крайние точки зрения.
Всоответствии с первой, основой справедливости считается равенство, т.е. такаяситуация, когда весь доход и все произведенные товары распределяются междучленами общества поровну.
Согласнодругой точке зрения, распределение считается справедливым, если соблюдаетсяпринцип частной собственности и отсутствует расовая и половая дискриминация.Распределение по такому принципу создает равенство возможностей, которое значительноважнее, чем равенство доходов. Однако при таком подходе низкие доходы членовобщества, не способных к труду и не обладающих собственностью, приходитсясчитать «справедливыми».
Такимобразом, недостаточность, ограниченность ресурсов обусловливает конкуренциюмежду альтернативными целями их использования и трансформируется в проблемувыбора. Данная проблема является, по существу, проблемой эффективностииспользования ограниченных ресурсов и выступает в качестве основной проблемыэкономики. Достижение эффективности использования ресурсов позволяет приниматьрешения о том, какие товары и услуги и в каком количестве необходимопроизводить в целях удовлетворения разнообразных потребностей.
Даннаяпроблема имеет два аспекта:
1.Эффективность в производстве, позволяющая решить вопрос о том, как производить.
2.Эффективность в распределении, отвечающая на вопрос о том, сколько и для когопроизводить.
Границапроизводственных возможностей показывает максимально возможный объёмпроизводства товара или услуг при заданных ресурсах и знаниях, которымирасполагает конкретная экономика, и заданных объёмах производства другихтоваров или услуг[3].
Предположим,что существует такая экономика, которая ограничена неким количеством машин дляпроизводства, и некоторым количеством инструментов для создания услуг(например, развлечения). Для такой экономики мы нарисовали график (рис. 1).
Отсюдавидно, что для каждого возможного уровня производства PPF показываетмаксимальное количество услуг (в нашем случае это развлечения), которое можетбыть произведено при имеющихся ресурсах. Например, в точке В экономикапроизводит 280 т. продовольствия. И тут же видно, что при данной ситуациимаксимально возможное количество услуг составит 100 единиц.
Еслибы данная экономика работала бы на производство продукции по максимуму, тотогда бы количество произведённых услуг было бы равно 0. Точно также инаоборот, т. е. при максимальном производстве услуг, будет нулевое производствопродовольствия.
Альтернативнаястоимость. Допустим, экономика у нас сейчас находится в том состоянии, когдапроизводство продукции на максимуме, и, следовательно, производство услуг равнонулю. И вот люди решили начать небольшое производство услуг. Логичнопредположить, что для этого потребуется направить часть ресурсов отпроизводства продукции к производству услуг. Стало быть, если люди захотятбольше развлекаться, то им придется, меньше есть.
Т.е.любой прирост потребления развлечений связан с жертвой — сокращениемпроизводства продукции. Альтернативная стоимость — то количество товара,которым нужно пожертвовать, что бы получить другой товар.
Например,если люди решат производить 100 единиц развлечений, то новое распределениересурсов опишется точкой В на графике. Рисунок показывает, что альтернативнаястоимость производства 100 единиц развлечений составят 20 единиц продовольствия(300-280), которыми придётся пожертвовать при движении экономики из точки А кточке В.
Какимбы не было начальное распределение ресурсов, если большое количество машин дляпроизводства продовольствия в производство развлечений, то выпуск развлеченийувеличится, а продовольствия уменьшится. Поэтому кривая PPF всегда изогнута вних и имеет отрицательный угловой коэффициент.
Альтернативныеиздержки приведены в таблице 1. Например, если в экономике происходитперераспределение ресурсов, описываемое движением из А в В, то альтернативныеиздержки прироста выпуска развлечений на 100 единиц составит 20 единицпродовольствия (300-280); на участке между точками E и F альтернативнаястоимость последних 100 единиц развлечений будет гораздо выше: 100 единицпродовольствия (100-0).

Таблица1. Альтернативные издержкиТочка Выпуск (в единицах) Альтернативная стоимость 100 единиц развлечений (в единицах продовольствия) развлечений продовольствия А 300 20 B 100 280 30 C 200 250 50 D 300 200 100 E 400 100 100 F 500 –
Предположим, чтоэкономика в настоящий момент производит 250 единиц продовольствия и 200 единицразвлечений. Такое распределение описывается точкой С. Чтобы произвести 200единиц развлечений, экономика должна отказаться от 50 единиц продовольствия(300-210).
Вобщем можно сделать два вывода. Первый — не существует однозначного ответа навопрос «Какова стоимость развлечений?». Правильная оценка измерения стоимостизависит от характера рассматриваемого выбора. Второй — чтобы оценить любоевозможное действие, необходимо сосредоточиться на тех результатах — издержках ивыгодах, к которым оно привело бы.
Т.е.фирме, чтобы решить вопрос о производстве ещё одной дополнительной машины вкаком-то месяце, необходимо сопоставить прирост доходов, которые она можетполучить, с увеличением издержек, на которые ей пришлось бы пойти. В то жевремя средняя стоимость всех произведённых в каком-то месяце машин не имеетзначения, как и средняя стоимость развлечений. Вот в принципе это ипредставляет собой граница производственных возможностей.
 

2.2 Эффективностьпроизводства, ее показатели и факторы роста
Важнейшая категорияэкономической науки – эффективность. В самом общем виде эффективность можноопределить как отношение результата к затратам, обеспечившим его получения.
/>
Необходимо различатьэффективность общественного производства, эффективность деятельностипредприятия и экономическую эффективность.
Эффективностьобщественного производства – экономическая категория, характеризующая егорезультативность, то есть соотношение результата и затрат производственнойдеятельности в масштабе всего общественного производства в целом.
Результатомфункционирования национальной экономики является национальный продукт. Этоможет быть валовой внутренний продукт (ВВП), чистый национальный продукт (ЧНП),национальный доход (НД).
В самом общем видезатраты общественного производства – это совокупные затраты общественногопроизводства – это совокупные общественные затраты прошлого и живого труда.
Затраты прошлого труда –это израсходованные в процессе производства средства производства, исчисленныев денежной форме (амортизация основных производственных фондов, материалы,сырье, топливо, энергия и др.).
Затраты живого трудаисчисляются как оплата труда всех работников производства в денежной форме совсеми начислениями.
На уровне предприятияглавным оценочным показательности результативности работы является прибыль.
Обобщающими показателямиэффективности работы предприятия являются показателями рентабельностипродукции, рентабельности производственных фондов, производство продукции наодин рубль затрат и др.
Показателямиэффективности использования различных ресурсов производства являются:
· показателииспользования трудовых ресурсов (производительность труда и трудоемкостьпродукции);
· показателииспользования основных производственных фондов (фондоотдача и фондоемкость);
· показателииспользования материальных ресурсов (материалоотдача и материалоемкость).
Факторами ростаэффективности общественного производства являются:
· структурнаяперестройка экономики;
· широкоеиспользование достижений НТП, новых технологий;
· прогрессивнаясистема организации и управления производством;
· рациональнаясистема специализации и кооперирования производства;
· повышениякачества продукции;
· повышениеквалификации работников;
· совершенствованиесистемы стимулирования и мотивации труда;
· более полноеиспользование преимуществ международного разделения труда.
Выше были рассмотреныпонятия производственной эффективности. Эффективность экономики (экономическаяэффективность) – несколько иное понятие или показать. Эта категорияиспользуется для всесторонней оценки результативности всего общественногопроизводства. С точки зрения всей экономики будет считаться такое ее состояние,когда наиболее полно удовлетворены потребности всех членов общества при данныхограниченных ресурсах.
 
2.3 Методы,формы и инструменты государственного регулирования экономики
Реализацияцелей экономической политики предполагает использование определенныхинструментов, совокупность которых образует механизм государственногорегулирования. Ведущими элементами этого механизма (как это историческисложилось) выступают финансовая (фискальная) и денежно-кредитная политика. Вкачестве общих принципов использования экономических инструментов можноотметить следующие аспекты:
· эффектрегулирования предполагает минимальное нарушение рыночных основ экономики;
· регулирующие мерыдолжны осуществляться в условиях оптимального сочетания применяемых мер(следует исходить из того, что противоречия могут заключаться не только междуразличными целями экономической политики, но и между используемыми средствами).
Стремлениек достижению максимального эффекта в процессе использования регулирующегомеханизма предполагает знание его структуры. Как известно, принято выделять всистеме государственного регулирования две формы: экономическую иадминистративную (то есть институционально-правовую).
К экономическиминструментамотносят те действия государства, которые имеют не столькопредписывающий, сколько воздействующий характер. Речь идет о методах влияния,например, на аспекты рыночного процесса (совокупный спрос, совокупноепредложение, степень централизации капитала, социальные, структурные ирегиональные элементы экономики).
Совокупностьадминистративных рычаговохватывает те регулирующие действия, которыесвязаны, в первую очередь, с обеспечением правового поля. Задача принимаемыхмер при этом — создание наиболее разумных частного сектора правовых рамочныхусловий.
Административноерегулирование с помощью системы административных мер (в виде мер закрепления,разрешения, принуждения) осуществляет государственный контроль над ценами,доходами, учетной ставкой, валютным курсом. Степень активности применения административныхмер может быть различной в зависимости от области экономики. Наиболеенастойчиво они проявляются сейчас в области социальной защиты малообеспеченныхслоев населения, а также в сфере охраны окружающей среды.
Существуети другая классификация регулирующих мер. Их можно разделять на прямые и косвенныемеды воздействия на экономику.
Методыпрямого воздействияпредполагают такое регулирование со стороны государства, при которомповедение субъектов экономики основано не столько на самостоятельном экономическомвыборе, сколько — на предписаниях государства. В качестве примера можно назватьвлияние налогового законодательства. В каждой стране за ном предписанаобязанность юридических и физических лиц на безвозмездную передачу частиполучаемых доходов в распоряжение государства. Частному бизнесу определен такжепорядок расчета амортизационных отчислений (в зависимости от методики расчетаиздержек может меняться размер налогооблагаемой величины прибыли). Прямой методвоздействия оказывают и таможенные процедуры правительства.
Методыкосвенного воздействияпроявляются в том, что государство не влияет прямо на принимаемыесубъектами решения. Оно создает лишь предпосылки к тому, чтобы присамостоятельном выборе экономических решений субъекты тяготели к тем вариантам,которые соответствуют целям экономической политики. Примерами данных действийможно назвать регулирование центральным банком величины учетной ставки, а также– модуляцию налоговых ставок.
Обаметода воздействия на экономику не разделены, безусловно, жесткой линией. Вкаждом из используемых инструментов имеются элементы обоих методов, однако вомногом дело зависит от их соотношения. Например, в рамках проведения финансовойполитики в большем объеме наблюдается проявление прямых методов регулирования,в то время как при использовании денежно-кредитной политики на первый планвыходят косвенные элементы. Одним из внешних проявлений этого является тообстоятельство, что министерство финансов (ответственное за реализациюфинансовой политики) всегда выступает структурным элементом правительственногоаппарата. В отличие от этого, Центральный банк имеет, согласно конституциимногих стран, относительно самостоятельный статус.
С точкизрения более конкретного, прагматического подхода разумно обозначить два ведущихинструмента, используемых правительством для регулирования:
· воздействие сакцентом на использование государственных финансов (финансовая политика);
· воздействие сакцентом на использование кредитно-денежных аспектов (монетарная,денежно-кредитная политика).
Указанныеварианты классификации, безусловно, связаны между собой. Взаимосвязь подходов ихарактерные особенности обоих конкретных методов можно обозначить следующимобразом (табл. 2)
Таблица2.Способы реализации экономической политики Финансовая (фискальная) политика Монетарная (денежно-кредитная) политика Тип воздействия на экономические процессы
Метод преимущественно прямоговоздействия на экономику
Метод преимущественно
косвенноговоздействия на экономику Объект воздействия
В первую очередь – совокупный спрос(кейнсианский вариант регулирования)
В первую очередь — совокупное предложение
(неоклассический, неолиберальный вариант регулирования) Сильные стороны данного инструмента Высокая степень получаемого эффекта
Адаптационностьпо
отношению к рыночным условиям Слабые стороны данного инструмента
•Достаточно высокая степень «помех»рыночным
процессам.
•Бюрократизмпроцесса «запуска» данных методов
(парламентские слушания,
лоббизм) Относительная замедленность в достижении результата
В историческомразвитии рыночного общества прослеживается эволюция постепенного перемещениярегулирования, с прямых методов — на косвенные. Финансово-бюджетные процессы(то есть преимущественно прямые методы) активно нарастали уже с середины XIX столетия, достигнув пика своегоразвития к 60-м годам XX в.Отметим, что финансовая политика стояла в эпицентре кейнсианской системырегулирования. Роль же денежно-кредитных мер стала заметно увеличиваться лишь спервой трети XX в. Установка, которой придерживаютсясегодня правительства разных стран, — наиболее активно использовать тотинструментарий, который больше соответствует природе рыночного механизма (тоесть монетарную политику).
Средиметодов государственного регулирования не существует совершенно непригодных и абсолютнонеэффективных. Нужны все, и вопрос состоит лишь в том, чтобы определить длякаждого те ситуации, где его применение наиболее целесообразно. Хозяйственныепотери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдаваячрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам.
Нельзязабывать и о том, что экономическими регуляторами следует пользоватьсяпредельно осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночных стимулов. Еслигосударство игнорирует это требование, запускает регуляторы, не думая, как ихдействие отразится на механизме рынка, последний начинает давать сбои. Ведьденежная или налоговая политика по силе своего воздействия на экономикусравнима с централизованным планированием.
Надоиметь в виду, что среди экономических регуляторов нет ни одного идеального.Любой из них, принося положительные эффекты в одной сфере экономики, непременнодает негативные последствия в других. Здесь ничего нельзя изменить.Государство, использующее экономические инструменты регулирования, обязано ихконтролировать и своевременно останавливать. Например, государство стремитсяобуздать инфляцию, ограничивая прирост денежной массы. С точки зрения борьбы синфляцией эта мера эффективна, однако она приводит к удорожанию центрального ибанковского кредита. А если процентные ставки растут, становится все труднеефинансировать инвестиции, начинается торможение экономического развития.

Заключение
Государственноепрограммирование в рыночной экономике носит целевой,рекомендательно-стимулирующий характер. Оно индикативно, так как окончательныеэкономические решения всегда принимают собственники хозяйственных ресурсовисходя из своих интересов и индивидуальной оценки условий.
«Рыхлость»государственного управления народным хозяйством в сегодняшней России даетоснование полагать, что среднесрочное общегосударственное программирование вформах, оказавшихся эффективными в экономике рыночного типа и особеннонеобходимых в экономике переходного периода, должны быть представленыгосударственном регулировании экономики России гораздо полнее, чем сейчас.
В экономике России внастоящее время отсутствуют специальные органы организации как центрального,так и индикативно-прогнозного планирования. Частично эту работу осуществляетМинистерство экономики, которое определяет важнейшие направления-индикаторыприватизационных мероприятий, изменения структуры промышленного и аграрногопроизводства, стабилизации экономики, повышения уровня жизни различных слоевнаселения.

Список используемойлитературы
 
1. Экономика и бизнес (теория и практикапредпринимательства). / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Изд-во МГТУ им.Н.Э.Баумана, 2003.
2. Учебник по основам экономическойтеории. / Под ред. В.Д. Камаева. — М.: Владос: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана,2004.
3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория:Учебник. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Юрийт-Издат, 2004. 399 с.
4. Макконнелл К., Брю С. Экономикс:Принципы, проблемы и политика: В 2-х т.: Пер. с англ. – М.: Республика, 2002. — Т. 2.
5. Мэнкью Н. Принципы экономикс: Учебникдля вузов. — 2-е международное изд. – М., 2005.
6. Симкина Л., Корнейчук Б.Микроэкономика: Учебное пособие. 2-е изд. – М., 2005.
7. Экономика: Учебник /Под ред. д. э.н., проф. Ю.Ф. Симионова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 477 с.
8. Экономика: Учебник /Под ред. д. э.н., проф. Ю.Ф. Симионова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 477, [1] с.