МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯИ НАУКИ СГГА
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙГОРОДСКОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ,ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Преемственность дошкольных учебных учреждений иначальной школы в обучении детей математике
Курсовая работа
по дисциплине
«Дошкольнаяпедагогика»
студентки группы ДНМ Чз
Эмирова Зекие
По специальности
НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Научный руководитель
ЧЕРВИНСКАЯОЛЬГА ЮРЬЕВНА,
кандидат педагогическихнаук
Зав. Кафедрой педагогики,
Дошкольного и начальногообразования,
Кандидат педагогическихнаук, доцент
ТРУСОВА Е.Л.
Севастополь2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Теоретическиеосновы преемственности в работе дошкольного учебного учреждения и начальнойшколы
1.1 Понятие преемственностив подготовке ребенка к школе
1.2 Сущность понятияготовности ребенка к школьному обучению
Глава II. Реализацияпреемственности в обучении математике дошкольников и учащихся начальной школы
2.1 Содержаниепреемственности в работе дошкольного учебного учреждения и школы по математике
2.2 Показателиготовности детей к изучению математики в первом классе
Заключение
Список использованной литературы
/>ВВЕДЕНИЕ
Модернизация системы образования особо актуализировалапроблемы, связанные с ее гуманизацией, одним из условий которой являетсяреализация преемственности между дошкольным образовательным учреждением ишколой.
Проблема преемственности всегда была в центре вниманияотечественной психолого-педагогической науки Б.Г. Ананьев[1], Ш.И. Ганелин [5],В.В. Давыдов [7], В.Т. Кудрявцев [19], А.А. Люблинская [23], М.Р. Львов [22]. Методическиевопросы преемственности в обучении детей дошкольного и младшего школьноговозраста отражены в исследованиях, посвященных обучению математике Р.А.Должикова [8], Е.А. Конобеева [17], Е.Э. Кочурова [18], И.А. Попова [24].
Большинство этих исследований выполнено во второй половинеXX века. Изменения, происходящие в обществе и системе образования в настоящеевремя, требуют новых подходов к обсуждаемой проблеме: реализациипреемственности с учетом современного состояния и перспектив развитиядошкольного и начального образования. Изучение состояния вопроса в теории ипрактике показывает, что преемственность зачастую понимается узко и большедекларируется, чем осуществляется. Нередко преемственность характеризуется какинформативная подготовка ребенка к новой ступени образования, как освоениесодержания школьных курсов, что приводит к несформированности готовности кшколе и отрицательно отражается на успешности обучения ребенка, комфортностиего пребывания в классе. Обучение в школе, начиная с 6 лет, ещё болееактуализирует проблему преемственности. Трудности обучения в школе связаны и снедостаточным вниманием к обучению математике.
Объект исследования: бучение математике детей старшегодошкольного возраста и учащихся первого класса школы.
Предмет исследования: преемственность в работе по обучениюматематике детей старшего дошкольного возраста и первоклассников.
Цель исследования: обосновать педагогические условияосуществления преемственности в обучении математике между дошкольнымучреждением и школой.
Гипотеза исследования. Реализация принципа преемственностимежду дошкольным образовательным учреждением и начальной школой в процессе обученияматематики, построение обучения на основе единых методических принципов и сучетом тенденций и динамики развития детей, обеспечивает достаточный уровеньматематической готовности при поступлении ребенка в школу.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретический аспект преемственности в обучениидетей математике.
2. Обосновать психолого-педагогическую готовность ребенка кшколе.
3. Раскрыть содержание преемственности в работе дошкольногоучреждения и школы по обучению математике.
4. Охарактеризовать показатели готовности детей дошкольноговозраста к обучению математике в начальной школе.
При написании данной работы применялись методы анализасинтеза и обобщения при рассмотрении теоретического материала, а также методсравнения при изучении различных источников./>
Теоретическая значимость исследования состоит том, чтообоснованы требования системного и личностно ориентированного подходов вреализации принципа преемственности в обучении дошкольников и учащихсяначальной школы математике, определены признаки реализации принципапреемственности, обоснованы типы и виды личностно-развивающих задач и заданий,необходимых для развития самостоятельности детей в учебной деятельности.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ/> 1.1 Понятие преемственности вподготовке ребенка к школе
Школа и детский сад – два смежных звена в системеобразования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний иумений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательныхинтересов и познавательной активности ребенка.
Школа постоянно повышает требования к интеллектуальномуразвитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, какнаучно-технический прогресс; увеличение потока информации; совершенствованиесодержания и повышение значимости образования; переход на обучение сшестилетнего возраста. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любогодошкольного учреждения, должна существовать преемственность.
Проблема преемственности в системе образования не нова. ЕщеК. Ушинский обосновал мысль о взаимоотношениях «подготовительного обучения» и«методического обучения в школе» [30, 90]. Если говорить о взаимосвязи школы и дошкольногообразования, то уместно процитировать точку зрения ведущего деятеляпедагогической науки и школы США конца XIX — начале XX века Джона Дьюи: «С точки зрения житейскихинтересов ребенка, большим недостатком современной школы является невозможностьсвязать те знания, которые ребенок приобретает в жизни с тем, что дает школа» [9,56].
Исторически постановкапроблемы преемственности, которая решалась в основном с точки зрения подготовкидетей к школе, совпала с моментом введения в детский сад систематическогообучения в форме занятий. В 60-егоды XX века система регламентированных занятий получилаширокое распространение. Ориентация шла на требования школы: бытьдисциплинированным, внимательным, слушать инструкции взрослого, иметь развитуюречь. 90-е годы XX века характеризуются прямо противоположной крайностью. Некоторыепедагоги стали преувеличивать возможности образовательных функций игры,подчиняя ее решению дидактическихзадач. В рамках школьной реформы, предусматривающей переход к 12-летнемуобщему образованию начиная с шести лет, эта проблема стала очень актуальной.
Принцип преемственности на современном этапе становитсяпредметом особого психолого-педагогического анализа.
А.М. Леушина отмечает, что преемственность — этовнутренняя органическая связь общего, физического и духовного развития на гранидошкольного и школьного детства, внутренняя подготовка при переходе от однойступени формирования личности к другой. Осуществление преемственности в работедетского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовностьк восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые иинтеллектуальные способности ребенка, которые дадут ему возможность овладетьширокой познавательной программой [21, 32].
Многочисленные исследования по вопросу осуществленияпреемственности связей между детским садом и школой позволяют выделитьследующие группы проблем:
1. Преемственность в содержании обучения и воспитания.
2. Преемственность в формах и методах образовательнойработы.
3. Преемственность педагогических требований и условийвоспитания детей.
Преемственность в работе школы и дошкольного учреждения,предусматривает использование всех форм преемственности: изучение программ,сложных звеньев, взаимный обмен опытом, дальнейший поиск оптимальных путейусовершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса кзанятиям, учебной деятельности
Одним из ведущих принципов образования является принциппреемственности основных типов образовательно-воспитательных учреждений,который обеспечивает возможность перехода от одних ступеней образования кдругим (детский сад, начальная школа).
Так, В.В. Давыдов справедливо отмечает, что традиционно «принциппреемственности лежит в обеспечении связей между построением учебных предметовдля начальной школы и тем типом жизненных знаний, слияния форм научных ижитейских понятий в программах и учебниках» [7, 16]. Программы и учебные планыобеспечивают объективные условия преемственности. Например, программадошкольного образования «Малятко» [29], определяет круг задач для первого звенав системе образования, согласуется с комплексом требований, которые ставитперед выпускником дошкольного учреждения начальная школа, «Программы длясредней общеобразовательной школы, 1 — 2 классы» [28].
Вместе с тем, апробируя систему новых дидактическихпринципов (вместо принципа доступности — принцип развивающего обучения; вместо принципанаглядности — принциппредметности и т.д.). В.В. Давыдов считает целесообразным сохранить принципвзаимосвязи и преемственности, однако «это должно связывать качественно разныестадии обучения — разных как по содержанию, так и по способам подачи их детям» [7, 11]. Этоозначает что с приходом в школу, ребенок должен почувствовать новизну исвоеобразие тех понятий, их отличие от дошкольного обучения.
По мнению Л.С. Выготского если содержание школьногообразования выстраивается в «школьной логике» — логике будущих школьныхпредметов, то практикуется обучение усложненным для дошкольников предметам,игнорируются объективные возрастные закономерности развития ребенка,характерные для дошкольного возраста, назревает опасность таких негативныхпоследствий, как потеря у детей интереса к учебе [4, 73].
По словам автора популярного пособия по развитиюматематических способностей детей младшего дошкольного возраста В.И Стаховской,иногда, наоборот, дублирование целей, задач, форм и методов начальной школы вдошкольном учреждении может спровоцировать негативное отношение ребенка кданным предметам. Первое и главное требование начальной школы — сформированность у выпускников детского сада интереса к учебной деятельности,желания учиться, создание прочной базовой основы. Но школу не удовлетворяетформальное усвоение знаний и умений. Необходимо не только качество этих знаний,но и их осознанность, гибкость и прочность. Выпускники дошкольного учреждениядолжны осознанно, с пониманием сути явлений уметь использовать приобретенныезнания и навыки не только в обычной, стереотипной, но и в измененнойситуации, в новых, необычных обстоятельствах (игра, труд и др.) [24].
Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мерепроявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческийпотенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит отсформированности у учащихся познавательных интересов в детском саду. Проблемаразвития познавательного интереса ребенка решается средствами занимательности,игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях.
По словам Сохиной, ребенка в детском саду, кроме программныхтребований к знаниям и умениям, также необходимо научить размышлять, объяснятьполучаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять,правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы. Размышление одногоребенка способствует развитию этого умения у других [26, 90].
Успешность обучения детей в школе связана не только сналичием у дошкольников определенного объема знаний. Школьное обучение основныетребования предъявляет, прежде всего, к умственной деятельности. В связи с этимуровень развития умственных способностей — один из важных факторов обучениядетей в школе.
Для перехода от дошкольного обучения к школьному, учителямначальных классов необходимо выполнять рекомендации:
1. Нельзя игнорировать объективные возрастные закономерностиразвития ребенка, характерные для шестилетнего возраста.
2. Учитывать все рекомендации медиков и психологов воизбежание переутомления и перегрузки детей.
3. Избегать резкого перехода к использованию новых методов испособов работы в процессе обучения малышей.
4. Использовать в своей работе дидактические, двигательныеигры, игры-путешествия и т. д.
5. Постоянно поддерживать у учащихся интерес и стремление кзанятиям, использовать разнообразные приемы стимулирования детей.
6. Не использовать авторитарные методы руководства в работес младшими школьниками и их родителями.
7. Создавать условия комфорта, доброжелательности, прививатьлюбовь к школе.
8. Работать в тесном сотрудничестве с воспитателями,психологами, родителями детей.
Таким образом, сделаем выводы, что преемственность — этосвязь, предполагающая с одной стороны направленность воспитательно-образовательнойработы дошкольного учреждения на те требования, которые будут предъявлены детямв школе, с другой стороны опору учителям на достигнутый дошкольный уровеньразвития, на знания, опыт детей и использование этого в учебно-воспитательномпроцессе школы. Решить проблему преемственности возможно лишь тогда, когдабудет реализована единая линия развития ребенка на этапах дошкольного иначального школьного детства.
Только такой подход может придать педагогическому процессуцелостный, последовательный и перспективный характер, только тогда две ступениобразования будут действовать в тесной взаимосвязи.1.2 Сущностьпонятия готовности ребенка к школьному обучению
На современном этапе перехода учреждений образования наобучение детей с 6-летнего возраста, особое значение приобретает обеспечениеготовности к школьному обучению. Успешное решение задач развития личностиребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональноестановление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровеньподготовленности детей к школьному обучению.
Подготовка детей к школе — задача комплексная, многогранная и охватывает всесферы жизни ребенка. В зависимости от понимания сущности, структуры и компонентовготовности ребенка к обучению выделяются ее основные критерии и параметры врамках различных исследовательских подходов.
К первому подходу относятся все исследования, направленныена формирование у детей дошкольного возраста определенных навыков и умений,необходимых для обучения в школе. Этот подход связан с вопросом о возможностиобучения в школе с более раннего возраста.
В исследованиях этого направления установлено: дети 5 — 6 лет имеют значительнобольшие, чем предполагалось, интеллектуальные, психические и физическиевозможности, что позволяет перенести часть программы 1-го класса вподготовительную группу детского сада. Авторы этих работ Т.В. Тарунтаева [29] иЛ.Е. Жукова [12] убедительно демонстрируют, что путем социальной организациивоспитательной работы можно успешно обучать детей. Проблему готовности в данномварианте рассматривают не как психологическую подготовку к существующим формамобучения, а как наличие предпосылок и источников учебной деятельности в дошкольномвозрасте.
Суть второго подхода состоит в том, что в работах,принадлежащих этому направлению, исследуется генезис отдельных компонентовучебной деятельности и выявляются пути их формирования на специально организованныхучебных занятиях.
В специальных исследованиях Т.С. Комарова [16], А.Н.Давидчук [6], Т.Н. Доронова [10] выявлено, что у детей, проходившихэкспериментальное обучение (рисование, аппликация, лепка, конструирование),сформировались такие элементы учебной деятельности как:
— способность действовать по образцу;
— умение слушать и выполнять инструкцию;
— умение оценивать как свою работу, так и работу других детей.
Тем самым, по мнению авторов, у детей формировалисьпсихологическая готовность к школьному обучению.
Третий подход состоит в выявлении единого психологическогоновообразования, лежащего у источников учебной деятельности. Этому подходусоответствует исследования Е.М. Бохорского, Д.Б. Эльконина [3]. Гипотеза авторасостоит в том, что новообразованием, в котором сконцентрирована суть –психологическая готовность является способность к подчинению правилам итребованиям взрослого.
Наконец, четвертый подход группы исследователей, которыепонимают под готовностью ребенка к обучению определенный уровень дошкольнойзрелости, т.е. такой уровень физического и интеллектуального развития, которыйпозволяет заключить, что требования систематического обучения, разного роданагрузки, новый режим жизни не будут для него чрезмерно утомительными ЕлфимовойН.В., Ильина Е.П., Марковой А.К. [11].
Готовность к школе является многокомпонентным образованием,которое рассматривалось и глубоко изучалось педагогами, психологами. Всовременной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия«готовности» или «школьной зрелости».
По данным Я.Я. Коломинского и др. выделяют следующиекомпоненты:
— личностная готовность;
— социально-психологическая готовность;
— интеллектуальная готовность [15, 86].
Личностная готовность включает формирование у ребенкаготовности к принятию новой социальной позиции — положению школьника, имеющего круг прав и обязанностей.Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебнойдеятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит иопределенный уровень развития мотивационной сферы.
Социально-психологическая готовность включает в себяформирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другимидетьми, с учителем. Данный компонент предполагает развитие у детей потребностив общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы.
Первым условием успешного обучения ребенка в начальной школеявляется наличие у него соответствующих мотивов обучения: отношение к нему какк важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний,интерес к определенным учебным предметам. Познавательный интерес к любомуобъекту и явлению развивается в процессе активной деятельности самих детей,тогда дети приобретают необходимый опыт, представления. Наличие опыта,представлений, способствует у детей возникновению желания познания. Тольконаличие достаточно сильных и устойчивых мотивов учения может побудить ребенка ксистематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на негошколой. Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны,формирующееся к концу дошкольного детства общее желание детей поступить вшколу, приобрести почетное в глазах ребенка положение школьника и, с другойстороны, развитие любознательности, умственной активности, обнаруживающийся вживом интересе к окружающему, в стремлении узнавать новое.
В психологии установлено, что любые психические свойства испособности складываются лишь в ходе той деятельности, для которой онинеобходимы. Поэтому качества, требующиеся школьнику, не могут сложиться внепроцесса школьного обучения. Следовательно, психологическая готовность к школезаключается не в том, что у ребенка оказываются сформированными сами этикачества, а в том, что он овладевает предпосылками к следующему их усвоению.Задача выявления содержания психологической готовности к школе — это и естьзадача установления предпосылок собственно “школьных” психологических качеств,которые могут и должны быть сформированы у ребенка к моменту поступления вшколу.
Компонент индивидуальной готовности предполагает наличие уребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерными расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемомуматериалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями,смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формированиеу ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умениевыделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.
Интеллектуальная готовность к школьному обучениюрассматривается как соответствующий уровень внутренней организации мышленияребенка, который обеспечивает переход к учебной деятельности. Иными словами,будущий школьник должен иметь развитую способность проникать в сущностьпредметов и явлений, овладеть такими мыслительными операциями, как анализ исинтез, сравнение и обобщение, сериация и классификация; в процессе учебнойдеятельности уметь устанавливать причинно-следственные связи между предметами иявлениями, разрешать противоречия. Все это играет важную роль в овладениисистемой научных понятий и обобщенных способов решения практических задач вшколе [13, 52].
Необходимо различать специальную и общую готовность ребенкак учению в школе. Общая готовность определяется его физическими и психическимразвитием. Специальная готовность определяется наличием у него знаний,представлений и умений, которые составляют основу изучения прежде всего такихшкольных учебных предметов как родной язык и математика.
Овладение детьми математикой происходит в процессеспециальных занятий, основной целью которых и является формирование у детейпредпосылок к обучению письму и счету. Ведущей задачей при формированииматематических понятий является:
– наблюдение (изменение, моделирование, построение) объектов сцелью выявления их свойств;
– сравнение объектов и их свойств: анализсвойств, в ходе которого надо определить, какие из них являются общими,отличительными, существенными, а какие несущественными; установление ииспользование аналогий;
– обобщение, формулировка суждений об общих существенных признакахобъектов; классификаций — разбивка множества изучаемых понятий на классы и видыи т. п. — т. е. на задания, которые формируют умственную деятельность ребенка иразвивают мыслительные операции.
Развитие умения ориентироваться в некоторых скрытыхсущественных математических связях, отношениях, зависимостях (поровну, больше,меньше, целое, часть, зависимость между величинами и др.);
Обучение овладением способами установления разного родаматематических связей, отношений; понятия, что самыми очными способамиустановления количественных отношений является счет предметов и измерениевеличин.
Особенность преемственности дошкольного и начальногообразования в том, что воспитатель должен учитывать двусторонность данногопроцесса. С одной стороны, признавать самоценность дошкольного детства с опоройна ведущую — игровую — деятельность, с другой создавать условия для элементовучебной деятельности. Его задача — в процессе познания развивать мыслительныеспособности детей на основе любознательности, интереса. Во многом решение будетзависеть от того, правильно ли воспитатель понимает готовность ребенка кшкольному обучению. Ведь здесь следует учитывать «созревание» всех структурорганизма, становление качественных новообразований во всех сферах личности — физической, мотивационной, эмоционально-волевой, интеллектуальной,коммуникативной.
Таким образом, детский сад выполняет задачу всестороннейподготовки детей к школе в процессе систематического, целенаправленногопедагогического воздействия. В задачи воспитателя детского сада входит помимопланомерной подготовки к школе, изучение неблагоприятных вариантов психическогоразвития ребенка, черт личности и поведения. Наиболее оптимальным вариантомформирования у ребенка школьной зрелости является тесное взаимодействие детскогосада и школы, их сотрудничество по всем аспектам вопроса подготовки детей кшкольному обучению.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблемампреемственности позволил сделать следующие выводы.
Установлениепреемственности между дошкольным учреждениеми школой заключается в следующих направлениях:
1. Согласование целей надошкольном и начальном школьных уровнях (Державные стандарты и Базовыйкомпонент дошкольного образования) [2].
2. Совершенствованиеформ организации и методов обучения, как в дошкольных учреждениях, так и вначальной школе, а именно:
–отказ от жестко регламентированной направленностиобучения в детских учреждениях (статичныхпоз на занятиях, расположения столов в ряд по типу школьных, ответы по поднятойруке, пресечение инициативных высказываний в дисциплинарных целях.);
–максимальное обеспечение двигательной активностидетей на уроках физкультуры, больших переменах, а также в процессе внекласснойработы);
–использование многообразия форм обучения«неурочного типа», включающих специфически детские виды деятельности наинтегративной основе, объединение по подгруппам, организация деятельностикооперативного типа;
–создание развивающей предметной среды, как вдошкольном учреждении, так и в начальной школе, функционально моделирующуюсодержание детской деятельности;
–широкое использование методов, активизирующих удетей мышление, воображение, поисковую деятельность, то есть элементыпроблемности в обучении, дивергентные задачи, задачи открытого типа, имеющиеварианты «правильных решений».
/>ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕДОШКОЛЬНИКОВ И УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ/> 2.1 Содержание преемственности вработе дошкольного учебного учреждения и школы по математике
Успехи в школьном обучении во многом зависят откачества знаний и умений, сформированных в дошкольные годы, от уровня развитияпознавательных интересов и познавательной активности ребенка. Школа постоянноповышает требования к интеллектуальному, в частности математическому, развитиюдетей. С целью совершенствования подготовки всех детей шестилетнего возраста кшколе организуются подготовительные классы при школах, подготовительные группыв детских садах.
Обеспечение более высокогоуровня математического развития детей, поступающих в первый класс, ихпредварительная подготовка, безусловно, существенно влияют на качество усвоенияучебного материала в школе. Поэтому такое серьезное внимание уделяетсяправильной организации учебно-воспитательной работы в детских садах, особенно встаршем дошкольном возрасте.
Психолого-педагогические исследования последних лет (Н.Я Попова [24], Е.Э. Кочурова [18] Р.А. Должиковой, Г.М.Федосимовa [8] и др.) дали возможность усовершенствовать содержаниеобучения дошкольников, в частности математике. Перестройка вариативных программобучения и воспитания в детском саду осуществляется, прежде всего, всоответствии с требованиями начальной школы, которые предъявляются кматематической подготовке детей, и особенностей их математического развития.
Программа работы в подготовительной группе является частьюединой системы обучения математике и развития интеллекта детей, котораяпредполагает занятия с двух лет. В старшей группе содержательным ядром программыявляется формирование представления о числе как о точке числовой прямой.Большое значение придается развитию образного мышления и абстрактноговоображения детей, воспитанию интереса и «вкуса» к математике каксовершенно особой области человеческого знания. С этой целью предлагаютсятворческие задания, включенные в продуктивные виды деятельности как средствоусвоения и присвоения математического содержания.
Можно сказать,что работа по этому разделу преследует две цели: первая связана с подготовкойдетей к поступлению в школу и обучению в ней, вторая — с развитием интеллекта и воображения.Проведем сравнительный анализ содержания программ. Анализ программ представлен в таблицах 2.1.,2.2.
Сравнительный анализ программных задач по математике в ДДУ ив 1 классе
Программа «Д и т и н а» Таблица 2.1.Возраст Показатели усвоения материала 6 год жизни
• Образовывать новое число путем добавления единицу к предыдущему числу;
• Различать и правильно называть числа (ноль, один — девять);
• Устанавливать отношения (больше — меньше) между числами, множествами;
• Продумывать примеры на увеличение и уменьшение по картинкам, по практическим действиям;
• Понимать задачи на нахождение суммы и остатка с помощь рисунка или действий. 7 год жизни
• Умеет систематизировать и группировать предметы по ведущим признакам;
• Находить геометрические фигуры на рисунках, моделях, формах окружающих предметов (точка, отрезок прямой, ломаная линия, треугольник, четырехугольник, квадрат, пятиугольник, шестиугольник). Единицы измерения
• Строить отрезки по заданной величине;
• Считать до десяти в прямом и обратном порядке;
• Образовывать число путем добавления единицы к предыдущему;
• Знать, что число на один меньше впереди стоящего, и на единицу больше предыдущего;
• Называть и различать цифры 0, 1-9;
• Знать состав чисел из двух меньших в пределах десяти;
• Давать полную характеристику числа, указывая его место среди остальных чисел натурального ряда;
• Решать задачи на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц;
• Использовать математические знания в играх, в быту.
Программа«М а л я т к о»Возраст Показатели усвоения материала 6 год жизни
▪ Числа 1-го десятка. Обозначать количество соответствующей цифрой.
▪ Знать состав числа в пределах 5.
▪ Сравнивать числа, устанавливать равенство и неравенство. Формировать понятие про пару. Делить геометрические фигуры на 2-4 равные части. Группировать и классифицировать предметы по количеству. Использовать условную мерку. Строить ряд по одному из параметров.
▪ Геометрические фигуры делятся на 2 группы: плоские, объёмные.
▪ Ориентироваться в пространстве относительно себя и других объектов. Пользоваться планом, схемою. Последовательно называть дни недели, знать, какой день был вчера, сегодня, завтра. 7 год жизни
▪ Понимать взаимоотношения между числами до 20. Знаки +,=, –.
▪ Знакомить с составом чисел: из единицы и двух меньших (в пределах 10.), структурой простых арифметических задач.
▪ Считать предметы, расположенные хаотично, по кругу, считать группами: (парами, тройками, пятёрками).
▪ Называть числа по порядку до какого-либо числа (в пределах 20).
▪ Выполнять действия сложения и вычитания.
▪ Решать арифметические задачи и примеры, пользуясь карточками с цифрами и знаками.
▪ Знать меры измерения: см, дм, кг.
▪ Расширять знания про многоугольники: треугольник, четырёхугольник и т.д.
▪ Называть и показывать элементы (стороны, углы, вершины).
▪ Делить геометрические фигуры, предметы на 2, 3, 4, 5 и так далее
ПРОГРАММАПО МАТЕМАТИКЕ 1 КЛАСС Таблица 2.2.
(Основные знания на конец учебного года)Ученики должны знать:
– называть последовательность чисел от 1 до 20, число 0.
– называть компоненты действий сложения и вычитания.
– образование чисел в пределах 10.
– единицы длины.
– единицы объёма.
– единицы массы. Ученики должны уметь:
– считать предметы, расположенные по-разному.
– считать и записывать числа до 20.
– называть предшествующее и последующее число от любого в пределах 20.
– составлять и решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10, а также до 20).
– пользоваться знаками.
– решать простые арифметические задачи в одно действие с помощью сложения и вычитания.
– составлять задачи по рисункам и практическим действиям с предметами.
– распознавать и называть простые геометрические фигуры.
– измерять с помощью линейки длину отрезка в сантиметрах, строить отрезок заданной длины.
(Основные требования к знаниям и умениямучащихся)Учащиеся должны знать:
– название и последовательность чисел от 1 до 20, место 0 в расширенном ряде чисел.
– название компонентов действий сложения и вычитания.
– переместительное свойство сложения.
– таблицы сложения и вычитания чисел в пределах 10.
– единицы длины (см, дм, литр, кг)
– количество дней в неделе, в месяце 4 недели, в году 12 месяцев. Учащиеся должны уметь:
– считать предметы, которые по-разному расположены на плоскости.
– читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20.
– называть последующее и предыдущее в пределах 20.
– составлять и решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10 и отдельные случаи — в пределах 20, пользоваться знаками и обозначениями +, –, =;
– решать простые арифметические задачи на одно действие с помощью сложения и вычитания.
– составлять задачи по рисункам и практическим действиям с предметами.
– иметь понятия о геометрических фигурах: прямая, ломаная, кривая, луч, отрезок. Строить отрезок с помощью линейки. Сравнивать многоугольники между собой, классифицировать их по различным признакам. Различать положение предметов в пространстве (вверху, внизу, слева, справа, посередине.) Пользоваться планом, схемою. Ориентироваться на листе бумаги, на странице, в тетради, в книге.
– ознакомиться с календарем (месяц, неделя, год, день.); определять время по часам с точностью до получаса.
Как показывает анализ современных программ поматематике для первого класса и дошкольного учреждения, в их содержаниидостигнута значительная преемственность. Характерно, что программы строятся натеоретико-множественной основе. Центральным понятием, с которым знакомятся детии в детском саду, и в школе, является множество, а основным методом обучения — метод одновременного изучения взаимообратных действий.
В программе по математике условно можно выделить пятьразделов:
– знания о количестве и счете,
– размере,
– форме,
– пространстве,
– времени.
Усвоение программы, как подчеркивалось раньше,обеспечивает выпускникам дошкольных учреждений уверенное овладение математикойв школе. Так, для усвоения знаний первой темы программы в первом классе«Десяток» дети имеют достаточный уровень знаний. Они умеют хорошо считатьпредметы, звуки, движения, хорошо усвоили названия, последовательность иобозначение первых десяти чисел натурального ряда. Формирование понятия числа иарифметических действий над ними осуществлялось в детском саду и продолжается впервом классе на основании практических операций с разными конечнымимножествами. Этому способствует опыт, приобретенный детьми ранее.
В первом классе идет дальнейшее углубление знаний оботношениях между смежными числами натурального ряда, закрепляются навыкиустановления взаимооднозначного соответствия между элементами двух множествнакладыванием, прикладыванием и сравнением чисел.
В детском саду уделяется внимание развитию специальнойтерминологии: названиям чисел, действий (прибавления и отнимания), знаков(плюс, минус, равно). В школе углубляется процесс обогащения речи детейспециальными терминами. Дети усваивают названия данных и искомых, компонентовдействий сложения и вычитания, учатся читать и записывать самые простыевыражения и т.д.
Важное значение для изучения школьного курсаматематики имеет своевременное ознакомление дошкольников с арифметическимизадачами и примерами. Выпускники детских садов уже усвоили математическуюсущность задачи, понимают значение и содержание вопросов задачи, правильноотвечают на них, выбирают и аргументируют выбор арифметического действия. Вдетском саду начинается, а в первом классе продолжается усвоение детьми таблицысложения и вычитания в пределах десяти на основе знаний состава числа из двухменьших. Кроме того, в первом классе дети знакомятся с отдельными случаямисложения и вычитания, когда одно из числовых данных равно нулю.
А.М. Леушина считает, что изучая тему «Десяток»,первоклассники углубляют свои знания о геометрических фигурах, и прежде всего омногоугольниках (треугольниках, четырехугольниках и т.д.) и их элементах(стороны, углы, вершины). Начальные знания об этом получены в детском саду. Ониуже умеют выделять форму окружающих предметов, используя при этомгеометрическую фигуру как эталон. Опираясь на материальные объекты вокруг,модели и изображения фигур, дети сравнивают, сопоставляют фигуры между собой, аэто способствует развитию индуктивного и дедуктивного мышления, формируетумения делать простейшие выводы. Особенно важно в этом возрасте — обеспечениецеленаправленного и достаточно полного для этого уровня познания анализафигуры, на основе которого выделяются существенные признаки и происходитабстрагирование от несущественных [21, 38].
Первоклассники учатся выделять прямые и непрямые углы,чертить отрезки разной длины, изображать геометрические фигуры в тетрадях вклетку. Готовились они к этому еще в детском саду.
Положительно влияют на формирование знаний о числепредставления детей о непрерывных величинах, что предусмотрено программойдетского сада, а также навыки в измерении условной мерой и такими общепринятымимерами, как метр, литр, килограмм. В первом классе дети продолжают измерятьпротяженность, массу, вместимость, объем. Постепенно, начиная с детского сада ипродолжая эту работу в школе, детей подводят к пониманию функциональнойзависимости между измеряемой величиной, мерой и результатом измерения(количеством мер). Все эти знания расширяют понятие о числе, развивают мышлениеребенка, его интересы и способности.
Однако современную школу не удовлетворяет формальноеусвоение этих знаний и умений. Дальнейшее обучение в школе обычно зависимо откачества усвоенных знаний, их осознанности, гибкости и прочности. Поэтомусовременная дошкольная дидактика направлена на отработку путей оптимизацииобучения с целью повышения этих качеств. Выпускники дошкольных учрежденийдолжны осознанно, с пониманием сути явлений уметь использовать приобретенныезнания и навыки не только в обычной, стереотипной, но и в измененной ситуации,в новых, необычных обстоятельствах (игра, труд) [9,72].
Одно из главных требований начального обучения кматематической подготовке заключается в дальнейшем развитии мышлениядошкольников. Математика — это глубоко логическая наука. Введение ребенка дажев начальную элементарную математику абсолютно невозможно без достаточногоуровня развития логического мышления [25,18].
Психологические исследования Н.Я. Попова, В. И.Стаховская [24], свидетельствуют о возможностяхдетей в активном развитии аналитико-синтетической деятельности, всех форммышления. Этого можно добиться на основе научно обоснованной коррекции каксодержания, так и методики обучения.
Среди таких качеств Т. В. Кудрявцев [19, 91] выделяет активность, инициативность, любознательность,самостоятельность, способность к самоконтролю и саморегуляции, овладениеосновными видами учебных действий, готовность сенсомоторного аппарата,формирование наиболее важных навыков и привычек.
Как видно из сравнительного анализа программ детскогосада и первого класса, программные требования образовательно-воспитательнойработы преемственно связаны между собой. Дошкольные работники должны хорошознать требования школы, при этом не только объем, содержание знаний, но и ихкачественные особенности — государственный стандарт: какого характера знания иумения необходимы первокласснику. Вместе с этим очень важно, чтобы учителя школдостаточно четко представляли себе уровень подготовки детей к школе. В такомслучае учитель будет знать, на что ему опираться, от чего отталкиваться, начинаяработу по программе первого класса.
Преемственность, как подчеркивает А.М. Леушина,заключается совсем не в том, есть ли в «Программе детского сада» понятие«трапеция» или «обратная задача», а в том, умеет ли ребенок анализироватьданную фигуру и задачу, выделять в них существенные черты и обобщать их [21,41].
В последние годы педагогика все чаще обращается кпроблемам методики обучения математики. Прорабатываются пути усовершенствованияпреемственности именно в вопросах методики. В исследованиях Н.Я. Поповой, В.И. Стаховской, А.В. Сочневой [24] и других учитываютсяпсихологические механизмы формирования учебной деятельности ребенка, а такжетакие, которые относятся к природе и образованию у него элементарныхпредставлений о размере, количестве, числе.
Новые методики разрабатываются соответственно свозрастными особенностями дошкольников, их потребностью в игре, двигательнойактивности. Исходя из этого, в методических рекомендациях к работе со старшимидошкольниками и учениками первых классов широко используются дидактическиеигры, двигательные игры, наглядное моделирование разных количественныхотношений, реальные практические действия, например с конкретными множествами,величинами: измерение, создание сериационных рядов и транзитивных отношений. Разработкаи экспериментальная проверка методик опираются на данные о психологическойдиагностике динамики общего интеллектуального развития старших дошкольников, атакже на результаты изучения состояния их здоровья, работоспособности иутомляемости.
Обучение детей началам математики строится так, чтобы,прежде всего, на основании действий с конкретными множествами и формирования удетей знаний об общих характеристиках формы, размере и количестве, потом учитьих считать, измерять, прибавлять и вычитать.
Весьма ценно в этих методиках то, что дети не простополучают определенную сумму знаний по математике, а и значительно повышаютуровень общего умственного развития: приобретают умения и навыки воспринимать ипонимать инструкцию воспитателя, использовать ее в процессе работы, выполнятьработу качественно и контролировать результаты соответственно образцу.Значительные сдвиги происходят и в характере обобщений, в них все большеначинают отражаться существенные связи и отношения, например при решенииарифметических задач. Особый интерес для методики обучения детей математикепредставляют исследования, выполненные под руководством Н.Я.Поповой, В.И. Стаховской, А.В. Сочневой [24]. Они показали, что вусловиях обучения дети дошкольного возраста приобретают умения различать существенныепризнаки объектов (цвет, форму, размер).
Обучение нетолько ускоряет переход детей от низших к высшим структурам интеллектуальнойдеятельности, но, как считают психологи, является необходимым условием ихпревращения. Новые структуры не просто приходят извне, они вырабатываются впроцессе обучения на основе тех, которые сложились раньше по образцам,имеющимся в общественном опыте, усваиваемом детьми. Внешняя стимуляция в этомпроцессе всегда действует через внутреннюю активность ребенка.
Усвоениепрограммы обеспечивает выпускникам дошкольных учреждений уверенное овладениематематикой в школе. В первом классе идет дальнейшее углубление знаний поматематике. Преемственность в работе детского сада и школы по математикедает положительный результат в усвоении знаний детьми. 2.2 Показатели готовности детей кизучению математики в первом классе
Все разнообразие форм преемственности в современномобучении детей математике можно систематизировать, выделив условно три типапреемственности.
Первый тип характеризуется дублированием в дошкольнойподготовке основного содержания и конкретных заданий программ первого классашколы;
При втором типе подготовка детей к школе, непосещаюших дошкольные учреждения, осуществляется дома, в семье, самимиродителями, в этом случае обучение, как правило, имеет стихийный характер,особенно в семьях, где воспитанию детей не уделяется должного внимания, детипри такой подготовке усваивают не систематичные сведения и факты из учебнойпрограммы школы, которые часто даются недостаточно квалифицированно и педагогическицелесообразно. Характерно, что в связи с объективными обстоятельствами, учетомреальных условий и возможностей именно на такой тип преемственности рассчитаносовременное обучение в первом классе массовой школы (учебные программы,учебники и т.д.).
Наиболее правильным и перспективным следует считать третийтип преемственности. При использовании его в обучении школьников, в частностиматематике, используется меньше чем половина учебного материала первого класса.Этот материал дается детям для ознакомления. Учебные задания дошкольникам иученикам первого класса при изучении одного и того же факта имеют своюспецифику. Такое частичное упрощение школьной программы с учетом возрастныхособенностей детей, которое осуществляется одновременно работниками дошкольногоучреждения и школы, дает возможность достичь наилучших результатов при переходедетей от дошкольного к школьному обучению.
В преемственности на первое место выдвигается проблемаобучения и воспитания шестилетних детей. Главное в ней — обеспечениеодинаковой, достаточно прочной подготовки детей к школе. До сих пор есть фактыочень разной подготовки детей к школе, что обычно усложняет работу учителейпервых классов, особенно в начале года. Шестилетние дети обучаются ивоспитываются в неодинаковых условиях: часть детей — в детских садах, другаячасть — в подготовительных классах школы в соответствии со школьнымипрограммами и методиками обучения и, наконец, часть детей готовят к школе самиродители, опираясь на субъективные методики обучения. Чаще всего перед школойначинают форсировать процесс обучения математике, учат детей, в основном устно,считать в пределах 100, 1000 и разным вычислениям, в том числе иногда учаттаблицу умножения, пытаются решить сложные арифметические задачи, не уделяядолжного внимания формированию знаний о множестве, размерах, пространстве ивремени.
Целенаправленная подготовка к школе обеспечивается вдвух основных организационных формах:
– в подготовительных группахдетского сада;
– подготовительных классах школы.
При этом четко намечается тенденция к стопроцентномуохвату детей шестилетнего возраста целенаправленным обучением.
Следует отметить существенные различия в работеподготовительных групп детских садов и подготовительных классов в школе.Контингент подготовительных групп и подготовительных классов несколькоразличается. В подготовительную группу детей переводят из старших группдетского сада, а в подготовительные классы зачисляются дети, не посещавшиедошкольных учреждений и ранее не учившихся. Поэтому программы подготовительныхгрупп и классов не могут быть идентичными, естественно, количество занятий вних неодинаковое. В подготовительной группе детского сада проводится одно (два)занятие по математике в неделю продолжительностью 30-35 минут. При этом детиприобретают прочные знания и умения, в основном соответствующие требованиямсовременного начального обучения.
В подготовительных классах или первых классахчетырехлетней школы проводятся четыре урока математики в неделюпродолжительностью также 35 минут, что выравнивает их общую подготовку.
Программа по математике в подготовительных классахшколы построена так, что дети за год усваивают весь объем знаний и умений поформированию элементарных математических представлений, предусмотренных программойвоспитания в детском саду «Малятко» [26]. Перед школой выпускники детских садов иподготовительных классов в любом случае должны иметь почти одинаковый уровеньподготовки по математике.
В подготовительных классах программа изучаетсябыстрее, всего за один год, поэтому вопрос методики имеет необычайно важноезначение. Здесь весьма активно внедряется игра как форма, метод и приемобучения, практическая деятельность детей с конкретными множествами и т.д.
Однако опыт работы учителей подготовительных классов иподготовительных групп свидетельствует о невозможности и нецелесообразностиперенесения содержания и методов школьного обучения на эту ступень.
Отметим, что совершенствование преемственности в работедетского сада и школы обеспечит условия успешного обучения в первом классе. Приэтом важно знание воспитателями основных подходов в методике обученияматематике в первом классе, ознакомление их с современными учебниками.
Сформировать готовность к обучению в школе означаетсоздать условия для успешного усвоения детьми учебной программы и нормальноговхождения их в ученический коллектив. Одним из важных показателей специальной(математической) готовности является наличие у дошкольников определенныхзнаний, умений и навыков. Как показывает анализ педагогической работы, уровеньусвоения этих знаний, умений и навыков зависит от возраста, индивидуальныхособенностей детей, а также от состояния учебно-воспитательного процесса вдетском саду.
Для воспитателя подготовительной группы особоезначение приобретает выявление этого уровня перед поступлением детей в школу.Этому способствуют индивидуальные беседы, дидактические игры и упражнения сдетьми, выполнение ими специальных заданий и т.д.
При этом следует ориентироваться на такие показатели:
– объем математических знаний иумений в соответствии с программой воспитания в детском саду;
– качество математических знаний:осознанность, прочность, запоминание, возможность использования их всамостоятельной деятельности;
– уровень умений и навыков учебнойдеятельности;
– степень развития познавательныхинтересов и способностей;
– особенности развития речи(усвоение математической терминологии);
– положительное отношение к школе иучебной деятельности в целом;
– уровень познавательной активности.
Уровень усвоения знаний определить легче, чем степеньовладения приемами учебной деятельности, тем более — степень сформированностипознавательных интересов и способностей. В связи с этим для выделенияобщеучебных умений надо подбирать задания попарно: например, первое задание — угадай, посчитай, покажи т.п., второе задание — объясни, докажи, расскажи и др.Второе задание для детей сложнее, но именно его выполнение свидетельствует обуровне подготовленности ребенка к школе. Уровень готовности детей шести- исемилетнего возраста к обучению в школе можно с помощью как группового, так ииндивидуального обследования.
В процессе обучения развивается способность мыслитьабстрактно, делать обобщения и сравнения, использовать эти умения при решениизадач. Учебная деятельность имеет осознанный характер и направляетсявоспитателем. Психологическая основа учебной деятельности — развитие у детейучебных мотивов и потребностей. У детей дошкольного возраста нельзясформировать учебную деятельность в таком виде, как о ней говорилось ранее.Воспитатель создает условия для формирования у дошкольников основы учебнойдеятельности.
Успешность формирования учебной деятельности связана суровнем развития ряда психических качеств ребенка. В. И. Ядэшко выделиляет качества, которые можно рассматривать какнекоторые условия учебной деятельности. К таким качествам относятся
– умение слушать воспитателя,
– работать по указаниям педагога,
– возможность отделять свои действияот действий других детей,
– развитие самоконтроля и др [26].
Учебная деятельность является одним из видомпознавательной деятельности ребенка. Для нее характерны определенныепрактические и умственные действия.
В подготовке к школе большое значение имеет правильнаяорганизация и целенаправленное развитие внимания детей в процессе обучения.Следует отметить, что учебная деятельность вообще невозможна безсоответствующего уровня развития внимания. У детей старшего дошкольноговозраста значительное место в деятельности занимает произвольное внимание.Ребенок способен сконцентрировать внимание на выполнении конкретного действия.В этом возрасте значительно увеличиваются объем и устойчивость внимания.Воспитатель детского сада организует учебную деятельность ребенка, учит егопонимать задания, цели и условия выполнения познавательных заданий.
Наблюдения за учащимися первых классов показывают, чтоуровень внимания на уроках в школе зависит от того, насколько учительиспользует знания и опыт детей. Там, где учитель опирается на эти знания,внимание детей было достаточно устойчивым, там же, где такой опоры не было,наблюдалась их слабая сосредоточенность. Можно сказать, что продуктивностьучебного процесса находится в прямой зависимости от адекватности (соответствия)сложности учебных заданий уровню готовности детей, объему их знаний и умений.Основное педагогическое условие развития учебной продуктивности — специальноорганизованное обучение, в процессе которого дети усваивают общие способы иметоды решения разных практических и познавательных задач.
Проблема формирования у дошкольников качеств,необходимых для успешного обучения в школе, долго оставалась дискуссионной. Иученых, и педагогов-практиков волновал вопрос — является ли достаточнымфизическое и умственное развитие шестилетних детей для усвоения школьнойпрограммы. Исследования последних лет, проведенные педагогами, психологами,физиологами, медиками, показывают, что возрастные возможности старшихдошкольников обеспечивают усвоение значительного объема знаний из программыначальной школы. Эти выводы свидетельствуют о возможности обучения в школе сшести лет.
Научные данные показывают, что у старших дошкольниковдостаточно развиты зрительные ощущения. Более 80% детей хорошо разделяютосновные цвета и оттенки, то же самое можно сказать и о развитии восприятия.Почти все дети уверенно воспринимают форму предмета, размер, удаленность идвижение предмета.
Однако Е.Э. Кочурова[18], Е.А. Конобеева [17] отмечают и некоторыеособенности сенсорно-перцептивной организации детей-дошкольников, которыеоказывают влияние на процесс обучения математике. Так, в обучении счету сложнеевоспринимают счет на слух, чем счет количества предметов, воспринимаемоенаглядно. Это обусловлено необходимостью опоры на особое умение согласовыватьчислительное не с видимым, а с воспринятым на слух показателем, с установлениемсложных ассоциаций. Эти сложные сенсорно-перцептивные процессы связаны свосприятием числовых отношений и действий. Прочитанное, услышанное илиназванное арифметическое действие должно вызывать зрительно-слуховые ассоциации.Вследствие зрительного восприятия или наглядного представления цифраперевоплощается в обобщенный сигнал определенного числа (количества), а такженеобходимых действий с заданным количеством.
Научные данные раскрывают сложные психологические механизмывосприятия детьми математических действий. Эти закономерности должны знать иучитывать воспитатели дошкольных детских учреждений и учителя начальныхклассов, для того чтобы продуктивно осуществлять преемственность в обучении ивоспитании.
Возраст детей пяти-шести лет наиболее активный,кульминационный в развитии процесса восприятия, памяти, мышления,представлений. На рубеже старшего дошкольного возраста дети достаточноовладевают родной речью, проявляют высокий интерес к познанию всего нового.Усиленно развивается центральная нервная система. Это обеспечивает значительноеусложнение психических функций. Возможность анализировать и обобщатьпредставления окружающего способствует успешному развитию умственных процессовв целом.
Успешность обучения детей в школе связана не только сналичием у дошкольников определенного объема знаний. Даже умение считать ирешать задачи не имеет при этом решительного значения. Школьное обучениеосновные требования предъявляет, прежде всего, к умственной деятельности. В связис этим уровень развития умственных способностей — один из важных показателейготовности ребенка к школе. Нужно учить детей наблюдать, анализировать,обобщать, делать выводы. Интеллектуальные возможности расширяются в процессеактивного и целенаправленного ознакомления с объектами и представлениямиокружающего, законами природы, особенностями отношений между людьми.
Обучение элементам математической деятельностиосуществляется на фоне развернутой умственной деятельности детей. Этот процесс- яркая иллюстрация теории И.П. Павлова о рефлекторной природе психики, опереходе от чувственной ступени познания к логической [14, 99]. Так, выполнениесчетной операции на начальном этапе обучения, как сложное умение, опирается наразвернутое действие рук, глаз, на называние числительных вслух. Позднее,усовершенствуясь, операция счета заметно видоизменяется, проходя путь отразвернутых способов счета с передвижением предметов, которые считают, ксокращенным приемам указывания на них, называния числительных вслух и завершаетсяустным счетом про себя.
Одним из признаков любого предмета является егоразмер. Оценивая размер, ребенок не только познает каждый предмет отдельно, нои устанавливает соотношение между ними. Это влияет на формирование обобщенныхзнаний об окружающем. Любое измерение величины предмета получает числовоевыражение. Поэтому развитие представления о размере предметов дает возможностьуглубить понятие числа. Осознание размеров старшими дошкольниками существенновлияет на развитие умственных способностей в целом, поскольку требуетвыполнения действий сравнения, различия, обобщения [20, 102].
Осуществляя преемственность между детским садом ишколой в формировании понятий о размере, нужно учитывать одну важнуюособенность. У детей возникают значительные трудности в использованииконкретных математических терминов, обозначающих размеры предметов разнойпротяженности. Чаще всего они используют слова большой и маленький. Прихарактеристике предметов разной длины, высоты, ширины, толщины детям труднодифференцировать соответствующие термины. Более того, научные исследованияпоказывают, что и само слово размер (величина) не имеет для большинства детейсигнального значения, поскольку они не понимают его сути. Это обстоятельствоследует учитывать и воспитателям, и учителям первых классов, когда они учатдетей выделять в плоских предметах протяженность или наиболее значимуюпротяженность и понимать трехмерность пространственных отношений.
Дети старшего дошкольного возраста уже умеют, хотя ине в полной мере, сдерживать свои импульсивные действия. Игровая, учебная,творческая и трудовая деятельности характеризуются свободной регуляцией. Вовремя учебных занятий они проявляют организованное поведение. Ребенокцеленаправленно решает поставленную перед ним задачу, достигает желаемогорезультата. При этом заметно проявляются такие волевые качества, какнастойчивость, инициативность, самостоятельность. Получая задания от взрослых,ребенок пытается проявить свои силы, волю. Такая познавательная активностьребенка дает ему возможность в дальнейшем легче и лучше овладевать знаниями.
Опыт работы в школе свидетельствует о том, чтовозможности обучения воспитанников детских садов значительно выше, чем у детей,которые приходят в школу из семьи. Воспитанники детских садов имеют достаточныйопыт произвольного поведения, большой объем математических знаний, достаточновысокий уровень развития познавательных интересов и способностей. А этозависит, прежде всего, от организации педагогического процесса в детском саду.
Исследования показывают, что высокий уровеньинтеллектуального развития ребенка не всегда совпадает с его личной готовностьюк школе. В ряде случаев в начале обучения в школе у детей отсутствуетположительное отношение к новому способу жизни, предполагающее соответствующиеизменения условий, правил, требований режима обучения, жизни и деятельности вцелом.
В соответствии с представленными нами ранеепоказателями условно можно выделить три уровня готовности детей к школе.
К первому уровню следует отнести детей, которые хорошоусвоили программные требования предыдущих групп, имеют неплохие навыки всчетной деятельности, обследовании, измерении, делении целого на части, решениизадач и т.п. При этом дети подготовительной группы умеют выполнять несложныедействия в уме без опоры на наглядность, при сравнении предметов по формепользуются геометрической фигурой как эталоном, умеют классифицировать,обобщать, действовать в соответствии с инструкцией педагога, имеют навыкисамоконтроля, проявляют интерес к обучению, умеют работать сосредоточенно, неотвлекаясь, адекватно использовать математическую терминологию, правильно,качественно, в установленный срок выполнять задания, объективно оценивать своюработу.
Ко второму уровню можно отнести детей, которые овладели программой по математике; имеютопределенные навыки в счетной деятельности, измерении величин, делении целогона части. Вместе с тем у них недостаточно развита умственная деятельность: имтрудно объяснить выбор арифметического действия, обобщать и классифицировать;самоконтроль у этих детей неустойчивый, они не проявляют интереса к учебнойдеятельности; математический словарь их беден; самооценка чаще всего занижена,иногда завышена.
К третьему уровню относятся дети, слабо усвоившиепрограмму по математике. Эти дети имеют некоторые навыки в выполнении операцийсчета, но во всех других видах математической деятельности имеют слабые навыкиили вообще их не имеют. Дети, принадлежащие к третьему уровню усвоенияматематических знаний, ощущают значительные трудности при выполнении умственныхопераций сравнения, обобщения, классификации. Эти дети не проявляют интереса кучебной деятельности, неправильно используют специальную математическуютерминологию, часто не могут выполнить задание воспитателя, сравнить его собразцом.
Таким образом, сделаем вывод, что существует несколькоэтапов готовности детей к школе. Педагогическую работу перед приходом детей вшколу следует направить на полную ликвидацию третьего, низшего, уровнясформированности математических знаний, умений и навыков, на достижениедостаточно качественной математической подготовки детей к школе. Усилияпедагогического коллектива должны обеспечивать формирование у детей прочныхзнаний и умений в объеме программы воспитания в детском саду «Малятко»,развитие речи, мышления, познавательной активности, интересов и способностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Преемственность — это связь, предполагающая с одной сторонынаправленность воспитательно-образовательной работы детского сада на тетребования, которые будут предъявлены детям в школе, с другой стороны опоруучителям на достигнутый дошкольный уровень развития, на знания, опыт детей ииспользование этого в учебно-воспитательном процессе школы.
В ходе исследования в рамках данной курсовой работы былизучен теоретический аспект преемственности в обучении детей математике. Такбыло установлено, что детский сад выполняет задачу всесторонней подготовкидетей к школе в процессе систематического, целенаправленного педагогическоговоздействия. В задачи воспитателя детского сада входит помимо планомернойподготовки к школе, изучение неблагоприятных вариантов психического развитияребенка, черт личности и поведения. Наиболее оптимальным вариантом формированияу ребенка школьной зрелости является тесное взаимодействие детского сада и школы,их сотрудничество по всем аспектам вопроса подготовки детей к школьномуобучению.
Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе предусматривает усовершенствование, прежде всегосодержания, форм и методов учебно-воспитательной работы в детском саду, в частностив обучении их математике. Современная школа требует от ребенка, которыйначинает обучение в первом классе, высокой работоспособности, сложных формумственной деятельности, сформированных морально-волевых качеств уже вдошкольные годы. Выполнение всех этих требований способствует повышению уровняобщей готовности ребенка к школьному обучению. Только на фоне общей готовностиребенка математическая подготовка его способна обеспечить усвоение математики вшколе, дальнейшее развитие интереса к математической деятельности.
Усвоение программыобеспечивает выпускникам дошкольных учреждений уверенное овладение математикойв школе. В первом классе идет дальнейшее углубление знаний по математике. Преемственностьв работе детского сада и школы по математике дает положительный результат вусвоении знаний детьми.
Содержание преемственности в работе дошкольного учреждения ишколы по обучению математике заключается в том,что совершенствование преемственности в работе детского сада и школы обеспечитусловия успешного обучения в первом классе. При этом важно знание воспитателямиосновных подходов в методике обучения математике в первом классе, ознакомлениеих с современными учебниками.
Показатели готовности детей дошкольного возраста к обучениюматематике в начальной школе определяются внесколько этапов готовности детей к школе. Педагогическую работу перед приходомдетей в школу следует направить на полную ликвидацию третьего, низшего, уровнясформированности математических знаний, умений и навыков, на достижениедостаточно качественной математической подготовки детей к школе. Усилияпедагогического коллектива должны обеспечивать формирование у детей прочныхзнаний и умений в объеме программы воспитания в детском саду «Малятко»,развитие речи, мышления, познавательной активности, интересов и способностей.
Гипотеза исследования данной курсовой работы на основаниианализа теоретического материала подтвердилась, реализация принципапреемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школойв процессе обучения математики, построение обучения на основе единыхметодических принципов и с учетом тенденций и динамики развития детейдействительно обеспечивает высокий уровень математической готовности припоступлении ребенка в школу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. АнаньевБ.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1980. — Т.1. 230с.
2. Базовыйкомпонент: Программа обучения в детском саду, — К.: Освіта, 2007. – 281 с.
3. Бохорский Е.М. Эльконин Д.Б. Проблема готовности к школьномуобучению. — М.: Просвещение, 1993. –173 c.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова.- М.: Педагогика, 1991. — 480с.
5. Ганелин Ш.И. А.К. Бушля.: Преемственность учебно-воспитательнойработы. — М.: Педагогика, 1955. — 215 с.
6. Давидчук А.Н. Обучение и игра. – М.: Мозаика-Синтез. 2006. – 160с.
7. Давыдов В.В., Кудрявцев В. Т. Развивающее образование:теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени// Вопр. психол. 1997. № 1. С. 3 — 18.
8. Должикова Р.А., Г.М. Федосимов, Н.Н. Кулинич, И.П. Ищенко.Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальнойшколе. М.: Школьная Пресса, 2008. — 126с.
9. Дошкольный возраст: формирование и развитие математическихспособностей // Дошкольное воспитание. – 2000. – №2. – C.69 – 79.
10. Доронова Т.Н., Гербова В.В. — Воспитание, образование и развитиедетей 5-6 лет в детском саду: Методическое руководство для воспитателей, — М.:Просвещение, — 2006. – 191 с.
11. Елфимова Н.В., Ильин Е.П., Маркова А.К., Особенности отношенияучащийся к различным формам организации обучения. — М.: Педагогика, 1975. – 127с.
12. Жукова Л.Е… Кузнецова М.И… Пособие предназначено для обучениячтению детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1978. – 84 с.
13. Запорожец А.В. Воспитание дошкольника. К.: Либедь, 1998 — 356с.
14. Зеньковский В.В. Психология детства, — М.: Новая школа, 1995. — 318с.
15. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Детская психология. Мн.:Университетское, 1998. – 361 с.
16. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду:Программа и методические рекомендации: Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез.2008. – 192 с.
17. Конобеева Е.А. Преемственность в формировании представлений овеличинах у детей дошкольного и мл. школьного возраста. М.: Новая школа- 2001 –97с.
18. Кочурова, Е. Э. Преемственность методик обучения математикемладших школьников и дошкольников. М.: Образование, — 1995. — 175 с.
19. Кудрявцев Т. В. Психология технического мышления: Процесс испособы решения технических задач. — М.: Педагогика, 1975. — 321с.
20. Ладутько Л.К., Шкляр С.В. Познаём мир и себя. Мн.: И.В.Ц.Минфина, 2002. — 259с.
21. Леушина А.М. О путях созданияпреемственных программ обучения детей в детском саду и в начальной школе //«Личность, образование и общество в России в начале XXI века С-Пб: ЛОИРО. –2001. – 45с.
22. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподаваниярусского языка в начальных классах: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.:Академия ИЦ, — 2002. – 462 с.
23. Люблинская А.А. Детская психология. – М.: Просвещение, 1971. –409 с.
24. Попова Н.Я., Стаховская В.И., Сочнева А.В. О преемственности вобучении математике. М.: Новая школа, 1998. — 97с.
25. После трех еще не поздно! (Как развиватьматематические способности ребенка 3-4 лет.) Методическое пособие. Мурманск:МГПИ. — 1999. — 84с.
26. Преемственность в работе детского сада и школы. / Под редакциейВ.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина, М.: Просвещение, 1978. – 165 с.
27. Программа воспитания и обучения детей дошкольноговозраста «Малятко». – К.:Педагогічна думка, — 1999. 132 с.
28. «Программы для средней общеобразовательной школы, 1 — 2 классы». – К.: Педагогічна думка, — 2001. 128 с.
29. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математическихпредставлений дошкольников, — М.: Просвещение, 1980. — 65 с.
30. Ушинский К.Д. Педагогическая система. — М.: Просвещение,1984.-561с.