–PAGE_BREAK–ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, семья является ведущим социальным институтом, чье воздействие на психику человека является несомненным. Сегодня все чаще можно увидеть неспособность родителей выполнять родительские функции, повышенную агрессивность, неумение понимать проблемы ребенка и интересоваться ими и т.п. Особенно важна поддержка семьи для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Известно, что каждый период развития ребенка характеризуется определенной ведущей деятельностью и именно через становление этой деятельности реализуется возрастной потенциал развития ребенка. Именно поэтому значение учебной деятельности в младшем школьном возрасте является важным. Семья, согласно анализу теоретических данных, может оказывать существенное влияние на формирование этого вида деятельности.
В данной работе мы рассматривали особенности влияния многодетной семьи на формирование учебной деятельности младших школьников. Учебная деятельность – это вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями.
Учебная деятельность, представляющая собой основную форму включения в общественное бытие людей в возрасте от 6—7 до 22—23 лет, характеризуется спецификой предметного содержания и внешней структуры, в которых особое место занимает учебная задача и учебные действия по ее решению.
Учебная деятельность в своих истоках закладывается внутри семьи, в процессе выполнения бытовых действий, во взаимодействии с членами семьи. Чем больше внимания оказывает семья ребенку, тем успешнее происходит становление ученика как субъекта учебной деятельности. Если семья несет в себе негативный педагогический потенциал, о развитие учебной деятельности существенно затрудняется, о чем свидетельствует феномен педагогической запущенности.
Пересматривая отношение к ученику, как объекту обучения и воспитания, педагог должен выявить причины отклонений в семейных отношениях и умело помогать семье в становлении личности ребенка. Он должен организовать социально-педагогическую защиту, которая позволяет найти оптимальные пути интеллектуального и личностного развития учащихся, соединить звенья совместной работы учителя и родителя. Но при этом главной задачей педагога остается помощь семье и учителю в привитии учащимся определенных навыков, умений. Для этого необходимо разработать и осуществить систему взаимосвязанных мероприятий по подготовке учителей и родителей к работе с детьми младшего школьного возраста.
Систему таких мероприятий необходимо разрабатывать с учетом некоторых особенностей учебно-воспитательного процесса в начальном звене школы на современном этапе.
Результаты экспериментального исследования показали, что становление учебной деятельности в большой степени зависит от типа семьи, в которой воспитывается ребенок.
Было выявлено, что на развитие компонентов учебной деятельности оказывает влияние число детей в семье. Дети из многодетной семьи испытывают больше трудностей в учебе, чем дети из обычных семей.
В заключении, результаты и положения нашего исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Необходимо тщательное изучение семей ( в первую очередь нравственно-психологического климата в них, педагогической просвещенности родителей ).
2. Эффективность «домашнего воспитания» заключается в создании в семье благополучной обстановки, при которой родители относятся друг к другу и детям с любовью доверием и уважением. Достижение этой цели возможно путем повышения педагогической культуры родителей, их авторитета в семье с учетом национальных, региональных и других особенностей.
3. Основа решения проблемы качественной социализации личности в семье, мы считаем в устранении причин которые приводят к созданию конфликтных ситуаций между родителями и детьми. Эта задача решается путем оказания семье действенной педагогической помощи.
4. Деятельность педагога в начальном звене школы оказывает положительное влияние на организацию сотрудничества семьи и школы путем совершенствования социально-педагогической направленности деятельности педагогического коллектива.
В ходе исследовательской работы была подтверждена ранее выдвинутая гипотеза: в многодетной семье дети имеют свои психологические особенности, проявляющиеся в учебной деятельности, а именно: более низкую самооценку по сравнению с другими детьми, более высокую самостоятельность и низкий уровень воли и настойчивости.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акимова М. К., Гуревич К. М., Зархин В. Г. Диагностика индивидуально-психологических различий в обучении // Вопр. психол. — 1984. -№ 6. — С. 71-78.2.
2. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт. — М.: Просвещение, 1987.
3. Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. //Психо-логический журнал, 1992. Т.13 №5.
4. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.-М., 1972.
5. Балакирев В.П. Отрицательные переживания у детей. — М., 1996.
6. Бернс. Развитие Я-концепции и воспитание. –М., 1990.
7. Бодалев А.А. Личность и общение. — М., 1989.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1998.
9. Бурбо Л. Отношения родитель — ребенок. — Киев, 2002.
10. Брайн Ш. Тесты для детей. — Тюмень, 1996.
11. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. — М., 1990.
12. Бычкова С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников. — М.: Аркти, 2003.
13. Божович Л.И. Проблемы формирования личности /под ред. Д.И. Фельдштейна. -М., 1995.
14. Блага К., Шебек М. Я — твой ученик, ты — мой учитель. — М.: Просвещение, 1991.
15. Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. — М.: АПН РСФСР, 1959.
16. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — Киев: «Наукова думка», 1989.
17. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. Гамезо и др. — М.: Просвещение, 1984
18. Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. (Для школьных психологов). Библ. развивающего обучения. Вып. 12. — Томск: Пеленг, 1993.
19. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. — М., 2002.
20. Вердербер Р. Психология общения. — СПб., 2003.
21. Вроно Е. Пойми своего ребенка. — М., 2002.
22. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984.
23. Венгер А. Л.К проблеме опосредствования эмоциональных оценок. Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Симферополь, 1983.
24. Выготский Л.С. Педагогическая психология. –М., 1991.
25. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? — М.: Профиздат, 1992.
26. Гамезо М. В., Герасимова В. С., Орлова Л. М. Младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. — М.: МГОПУ, 1995.
27. Давыдов В. В… Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования // Вопр. психол. 1991. № 6. С. 5 – 14.
28. Джемс В. Психология. Часть II СПб: Изд-во К.Л. Риккера, 1911. С.323—340
29. Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни. — М.: Просвещение, 1990.
30. Зинченко С. Н. Почему детям бывает трудно учиться. — Киев: Рад. школа, 1990.
31. Запорожец А.В. Принцип развития в психологии. М., 1978.
32. Захаров А.И. Неврозы у детей. СПб., 1996.
33. Изард К. Эмоции человека: [Пер. с анг.] /Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С.Егоровой; Вступительная статья А.Е.Ольшанниковой.- М.: Изд-во МГУ, 1980г.
34. Йемов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб, заведений: В 2 кн. Кн.2. Психология образования. М., 1994.
35. Ковалев С.В. Психология современной семьи. — М.: Просвещение, 1988.
36. Кон И.С. Ребенок и общество. — М., 1998.
37. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1996.
38. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. — М., 1997.
39. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М., 1983.
40. Краткий психологический словарь/Сост. Л.А. Карпенко; под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-М., с.195
41. Клюева Н. В. Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.- 240 с., ил.
42. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.-208 с., ил.
43. Локалова Н. П. Слабоуспевающие школьники: психологическое изучение и коррекционная работа с ними // Начальная школа. — 1992. — № 12. — С. 59-61, 69.
44. Макаренко А.С. Книга для родителей. — Л.: Лениздат, 1981.
45. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. — М.: Педагогика, 1984.
46. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995г. -576с.
47. Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно – психологическое исследование с элементами математической статистики – 3-е изд. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998. – 632 с.
48. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. — М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.
49. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. — М.: ТЦ «Сфера», 1996.
50. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних спец. учебн. заведений / Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: ТЦ «Сфера», 1997.
51. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М.: Владос, 1996.
52. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. — М.: Просвещение, 1991.
53. Спиваковская А.С. Как быть родителями: (о психологии родительской любви). — М.: Педагогика, 1986.
54. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучий: Книга для учителей дифференцированных классов / Под ред. Ю. З. Гильбуха. — Киев: Випол, 1993. Сер. «Учитель и психодиагностика». № 13.
55. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. — М.: Просвещение. 1991.
56. Хоментскаус Г.Т. Семья глазами ребенка. — М.: Педагогика, 1990.
57. Чупров Л. Ф. Типы семейного воспитания как основа педагогического потенциала семьи в нравственном воспитании школьников. // Совершенствование идейно-воспитательной работы в школе (Сб. научных статей) / Отв. ред. С. П. Ултургашев. — Абакан: АГПИ, 1991. — С. 120-126.
58. Чупров Л. Ф., Трещев А. М. Учет педагогического потенциала семьи в воспитании школьников // Актуальные проблемы современной советской и зарубежной педагогики. — М.: АПН СССР, 1988. — С. 73-77.
59. Шилова Т. А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении: Книга для учителя и школьного психолога. — М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1995.
60. Шумакова Н.Б. Влияние представлений родителей об обучении на развитие одаренности у детей. //Вопросы психологии. – 2004. — N 2 — С.119-127.
61. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. — М.: Санкт-Петербург: Фолиум, 1996.
62. Эльконин Д. Б. Обучение и умственное развитие в младшем школьном возрасте // Эльконин Д. Б. Избр. психол. тр. — М.: Педагогика, 1989.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Таблица 1. Самооценка детей из многодетных семей
Таблица 2. Самооценка детей из обычных семей
Фамилия
Оценка учителя
Выбор оценки учеником
Кол-во детей в семье
Самооценка
1.Водомирский А.
4
4
1
Адекватная
2. Вуйков М.
4
4
2
Адекватная
3.Голубева Т.
5
5
2
Адекватная
4. Дорошенко Д.
5
5
2
Адекватная
5. Зайцева А.
4
3
2
Заниженная
6. Коробаев М.
5
4
1
Заниженная
7.Ларчук Т.
4
5
1
Завышенная
8. Лупан Е.
4
4
2
Адекватная
9. Маковей П.
5
4
2
Заниженная
10.Мельник А.
5
4
2
Заниженная
продолжение
–PAGE_BREAK–