Работа классного руководителя с семьей (анализ родительского собрания)

План
Введение
1. Наличие подготовительной работы и ее результативность входе проведения собрания
2. Тематика родительского собрания и его назначение
3. Соблюдение требований кпроведению родительского собрания
4. Активность родителей в обсуждаемых вопросах
5. Итог собрания
Заключение
Список литературы
Введение
Семья как социальный институтвоспитания занимает одно из важнейших мест в процессе формирования и развитияличности. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненныйопыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизнив обществе. Цели и задачи, решаемые педагогами в процессе совместнойдеятельности с родителями, определяют особенности организации, содержание форми методов ее проведения.
В сложных современных условияхсемье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Процессвзаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей вучебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность,сотрудничество с детьми и педагогами.
Родительское собрание — основнаяформа общения школы и семьи. Задачей проведения родительских собраний являетсяпросвещение родителей по определенным, наиболее актуальным темам обучения ивоспитания детей. Они должны иметь определенную тематику. Родительскомусобранию обычно предшествует подготовительная работа, включающая изучение ианализ проблемы, которой будет посвящено собрание в классе.
Я посетила родительскоесобрание, которое проводилось 12.02.2010 в школе №13 г. Тобольска класснымруководителем Митрофановой Е.С. в 5 «Б» классе.
Цель контрольной работы — провести анализ посещенного родительского собрания, проведенного класснымруководителем.
1. Наличие подготовительной работы и еерезультативность в ходе проведения собрания
Особое внимание при подготовкеродительского собрания, я считаю, необходимо уделить подготовительному этапу,сообщая родителям и детям заранее тему, цель, задачи, подключив обязательнородительский комитет к выполнению определённой работы по выбранной теме, чтобызаинтересовать родителей непосредственным его участием и тем самым повыситьявку родителей на собрание. Это является одним из главнейших условийрезультативности проводимого мероприятия.
Классным руководителем 5 «Б»класса была разработана следующая структура подготовки родительского собрания
Определить цель собрания.
Изучить научно-методическуюлитературу.
Провести микроисследования.
Определить вид, форму и этапысобрания, способы и приемы работы его участников.
Придумать форму приглашенияродителей.
Подготовить отчеты (фото-, видеоматериалы), освещающие внеклассную жизнь детей;
Заранееоформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети были активны вразличных мероприятиях.
Разработать решение собрания,его рекомендации, листы опроса родителей.
Оборудовать и оформить помещениедля собрания.
С опорой на эту структуру былапостроена подготовительная работа.
Классным руководителем былаопределена цель собрания в соответствии с его тематикой.
Тема собрания — «Трудностиадаптации ребенка к обучению в 5 классе». Цель собрания:
Привлечь внимание родителей ксерьезности проблемы адаптации;
Обратить внимание родителей наважные ситуации и проблемы повседневной жизни, возникающие при общении с детьми.
Для подготовки к собраниюпедагогом была изучена соответствующая научно-методическая литература по темесобрания, имели место консультации со школьным психологом. Надо отметить, что
Проблема формы приглашенияродителей была решена следующим образом. Были оформлены индивидуальныеприглашения папам и мамам для участия в родительском собрании. Оформление — компьютерныйвариант. Главным в таких приглашениях на родительское собрание явилось то, чтородители получили их заранее, за неделю до собрания. В приглашении былополностью указано имя и отчество обоих родителей, день и час проведениясобрания, его тема, контактный номер телефона, по которому можно позвонить,если родители по какой — то причине не могут принять участие в собрании, атакже программа собрания. Я считаю, что такой подход к организации системы вработе с родителями помогает формировать уважение к профессиональнойдеятельности педагога, подчеркивает значительность встреч родителей с учителем,стимулирует их интерес к школе и культуру родительского взаимодействия друг сдругом и со школой. Явка родителей составила 90%.
Завершающимэтапом подготовки родительского собрания явилось оформление классного помещения, в котором оно проводилось. Родителей встречал элегантныйприветливый педагог в проветренном, чисто убранномклассе. Я считаю, что этот момент меняет в лучшую сторону настройродителей.
2. Тематика родительского собрания и его назначение
Выбор вида и формы родительскогособрания зависит от его тематики и поставленных целей. Среди видов можновыделить: организационные (посвященные, например, предстоящей дальней экскурсиидетей или подготовке к многодневному походу), собрания по планупсихолого-педагогического просвещения (например, лекция с привлечениемпсихолога об условиях успешного общения с подростками), тематические,собрания-диспуты по актуальным проблемам учебно-воспитательного процесса,итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний обычно определяетсяпедагогами и может обсуждаться на родительском комитете.
Родительские собрания так жеможно разделить на общешкольные, собрания по параллелям и классные. Общешкольныеродительские собрания проводятся обычно реже, чем классные, раз — два в год, ито в случае необходимости. Пап и мам знакомят с новыми уставными документамишколы, нормативными актами в сфере образования, с основными направлениями,задачами и итогами работы учебного заведения. Собрание родителей определеннойпараллели может проводиться в случае необходимости обсуждения важнейшейпроблемы, вопроса, который касается только учащихся данных классов (например,собрание родителей выпускных классов, пап и мам первоклассников). Классныеродительские собрания организуются несколько раз в год обычно в конце четверти,триместра, полугодия. На них обсуждаются важнейшие задачи учебно-воспитательнойработы в данном классе, проводится планирование воспитательной работы,определяются способы и методы эффективного сотрудничества семьи и школы,подводятся итоги выполненной работы.
Анализируемое родительскоесобрание по своей форме является классным собранием, организованным в середине III четверти.
Тема собрания — «Трудностиадаптации ребенка к обучению в 5 классе» — была определена класснымруководителем самостоятельно. Надо отметить, что подобная тематика уже была впроводимых в этом классе собраниях в начале учебного года. Назначение данногособрания — еще раз напомнить о проблеме адаптации.
Далее была определена формапроведения собрания и его содержание и составлен краткий конспект с изложениеминформации, которую надо довести до сведения родителей.
Cодержание для собрания классныйруководитель черпал из психолого-педагогических книг, газет и журналов, общенияс учителями-предметниками, школьным психологом, детьми, родителями, школьнойадминистрацией.
Заранее была договоренность со школьнымпсихологом в помощи в проведении собрания.3. Соблюдение требований к проведению родительскогособрания
Не претендуя на оригинальность,следует заметить, что сценарий родительского собрания — предмет творчествапедагога. Тем не менее, имеет смысл, чтобы оно включало в себя пятьобязательных компонентов (что и было сделано в проведенном родительскомсобрании):
Анализ учебных достиженийучащихся класса.
В этой части родительскогособрания классный руководитель познакомила родителей с общими результатамиучебной деятельности класса. В самом начале педагог предупредила родителей, чтоответы на частные вопросы об успеваемости именно их ребенка они получат тольков ходе персональной встречи. Знакомя участников родительского собрания смнением педагогов-предметников, классный руководитель помнила о повышеннойтревожности родителей и, передавая те или иные суждения, разумно отказываласьот субъективных интерпретаций.
Ознакомление родителей ссостоянием эмоционального климата в классе.
Классный руководитель поделиласьнаблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, напеременах, в столовой, на экскурсиях и т.д.). Темой разговора были такжевзаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие актуальные вопросы,связанные с поведением детей. Родители, так же как и педагоги, должны пониматьмиссию школы как института социализации, в котором ребенок получает ценнейшийопыт взаимодействия с другими людьми. Эта миссия не менее важна, чем обучениесумме научных знаний. Классный руководитель была предельно деликатна, избегланегативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя. Эта частьсобрания не явилась перечислением «грехов школьников», как это иногдабывает
Психолого-педагогическоепросвещение.
Этот компонент родительскогособрания был естественным образом включен в структуру других его составляющих, т.кон являлся определяющим в анализируемом родительском собрании.
Классный руководитель рассказалао том, с какими проблемами сталкиваются дети, переходя из начального звена всреднее. Этот период совпадает с концом детства. Большинство детей переживаетэто событие как важный шаг в своей жизни. Появление новых учителей с разнымитребованиями, разными характерами, стилем общения является для детей зримымпоказателем их взросления. Резкое изменение условий обучения, разнообразиеусложнений, требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и дажесмена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького»в средней — все это является довольно серьезным испытанием для психикишкольника. Классный руководитель подробно рассказала о том, какие сложностибывают у детей при адаптации.
Для освещения отдельных вопросовбыла приглашена на собрание педагог-психолог данной школы, которая выступила снебольшой лекцией по теме собрания и дала конкретные рекомендации по адаптациидетей-пятиклассников. Например,
Воодушевите ребенка на рассказ освоих школьных делах, не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа«Как прошел день?»;
Регулярно беседуйте с учителямивашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другимидетьми;
Не связывайте оценки зауспеваемость со своей системой поощрений и наказаний;
Знайте программу и особенностишколы, где учится ваш ребенок;
Помогите ребенку почувствоватьинтерес к тому, что происходит в школе;
Особенные усилия прилагайте длятого, чтобы поддерживать спокойную атмосферу в доме, когда в школьной жизниребенка происходят изменения.
Все эти рекомендации былидоступно объяснены. Также педагог-психолог ответила на возникшие у родителейвопросы.
Классному руководителю важнопомнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентностиродителей — одна из его важнейших задач. Классный руководитель предложилародителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересныхвыставках, фильмах, которые они могут посетить вместе с ребенком.
Обсуждение организационныхвопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т.д.)
Данный этап состоял из информациио предстоящих делах. Предлагалась экскурсия в Тобольский музей-заповедник,поход в лес, а также решался вопрос о том, чем занять детей в каникулы. Следуетзаметить, что финансовые проблемы (по поводу экскурсии в музей) заранее были обсужденыс родительским комитетом и лишь после этого вынесены на родительское собрание.
Личные беседы с родителями.
На этом этапе особым объектомвнимания стали родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложностьсостояла в том, что очень часто такие родители, опасаясь критики, избегаютродительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить имчувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Наданном родительском собрании присутствовали мамы трех детей, имеющих проблемы вобучении и развитии. Классный руководитель использовала, на мой взгляд, оченьэффективную тактику присоединения, которая начиналась словами: «Я васпонимаю!», «Я с вами согласна!».
Однако родители других детей тожене были обделены вниманием. Классный руководитель знала, что сказать каждому изних. Заранее были оформлены благодарственные письма тем родителям, чьи дети были активны вразличных мероприятиях, проходивших в четверти.
Итак, можно сделать вывод, чтотребования к проведению родительского собрания были максимально выполнены.4. Активность родителей в обсуждаемых вопросах
Нередко родительские собраниясводятся к монологу педагога, однако следует активно вовлекать родителей вобсуждение проблем учебно-воспитательного и организационного характера.
Анализируя данное родительскоесобрание можно сказать, что была использована традиционная форма проведенияродительских собраний — выступление классного руководителя (и выступлениепедагога-психолога) с последующими его ответами на вопросы родителей.
Активность родителей вобсуждении вопросов можно оценить как среднюю.
5. Итог собрания
Подведение итогов собранияначалось на самом собрании, т.к было необходимо сделать выводы, сформулироватьнеобходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию. Важнобыло и выяснить отношение родителей к проведенному собранию, для этого заранеебыли подготовлены необходимые опросные листы для фиксирования их оценок ипожеланий. Все это впоследствии явилось предметом размышлений для классногоруководителя. Предметом анализа должны также стать:
явка родителей, причиныотсутствия;
персональный состав родителей,оставшихся на личную беседу;
вопросы родителей в ходесобрания, их участие в обсуждении вопросов.
Классный руководитель взаключительном слове еще раз сказала о важности обсуждаемой проблемы, о том,что обсуждение темы адаптации еще не закончено, т.к впереди учебный год. Классныйруководитель предложила родителям обращаться за помощью и к ней, и кучителям-предметникам, к школьному психологу.
В свою очередь классныйруководитель обратилась к родителям за помощью в организации экскурсии в музейи похода в лес. Были выбраны ответственные и назначены даты мероприятий.
Информация об итогахродительского собрания была доведена до администрации школы и коллег-педагогов.
Заключение
Завершая работу можно прийти кследующему главному выводу — объединение усилий классного руководителя иродителей является обязательным условием успешного решения образовательныхзадач.
Взаимосвязь классногоруководителя с семьями учащихся должна осуществляться через изучение семьи, еевоспитательных возможностей, атмосферы семейного воспитания.
Исходя из единых взаимныхнравственных позиций, вырабатываются единые педагогические требования кучащимся, которые реализуются в разнообразных формах совместной деятельности.
Что касается анализапроведенного родительского собрания, то я считаю, что оно было эффективным. Классныйруководитель начала свое выступление перед родителями с положительных моментови этим, а также своим внешним видом и чистотой помещения способствовалаформированию положительного настроя родителей. Интонация собрания была науровне «советуемся, размышляем вместе». Присутствовали такие качествапедагогов как тактичность, деликатность. Я считаю, что были построеныдоверительные отношения с родителями учеников. Показателем успешности в этомслучае будет являться умение классного руководителя сделать родителей своихучеников союзниками педагогических намерений.
Однако в будущем следуетостановиться на других важных аспектах сотрудничества с родителями, напримерпостроение взаимодействие с отдельными группами семей (родители детей «группыриска», родители одаренных детей, родители детей — инвалидов).
И таким образом, взаимодействиеклассного руководителя с родителями — многомерная педагогическая проблема, длярешения которой необходимо объединить усилия и педагога и родителей.
Список литературы
1.        В помощь классному руководителю. — Мн.: ООО «Классико-принт», 2003.
2.        Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. /Под ред.М.И. Рожкова.- М.: ВЛАДОС, 2001.
3.        Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическоепособие. — М.: ЦГЛ, 2002.
4.        Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: Учебно-методическоепособие. — М.: Творческий центр «Сфера», 2004.
5.        Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. — М.,2000.
6.        Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч). — Волгоград: Учитель, 2004.
7.        Щуркова Н.Е. Новое воспитание. — М., 2001.