Содержание
Введение
Сущность дисциплинарнойответственности должностных лиц
Виды дисциплинарных проступковдолжностных лиц
Регулирование дисциплинарнойответственности должностных лиц нормативными актами различного уровня
Рассмотрение дисциплинарнойответственности на примере должностных лиц военной службы
Нормативное регулированиедисциплинарной ответственности на примере судей
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Дисциплинарнаяответственность — это наложение дисциплинарных взысканий на основе правовыхнорм субъектами дисциплинарной власти на подчиненных им членов устойчивыхколлективов за дисциплинарные проступки и иные правонарушения. Эторазновидность юридической ответственности. В то же время дисциплинарнаяответственность по административному праву является составной частьюдисциплинарного принуждения.
Как правило,рассматриваемая ответственность наступает за дисциплинарный проступок. Этовредное, антиобщественное, виновное деяние, совершенное членом устойчивогоколлектива и состоящее в нарушении должностных обязанностей[1]. Дисциплинарнаяответственность должностных лиц имеет собственные особенности правовойрегламентации, которые и будут рассмотрены в дальнейшем.
Сущность дисциплинарной ответственности должностных лиц
Основополагающимпризнаком дисциплинарной ответственности должностных лиц, отличающим ее отдругих видов дисциплинарной ответственности, является сфера ее действия,определяемая исходя из субъектной характеристики данной правовой конструкциикак ответственности, применяемой специфическими субъектами дисциплинарнойвласти к определенной категории лиц – должностным лицам[2].
Административно-правовойстатус должностного лица – это урегулированное административно-правовыминормами положение данного лица по отношению к иным персонально неопределеннымучастникам административных правоотношений, в содержание которого включаютсяследующие основные элементы:
а)административная правосубъектность (правоспособность, дееспособность,деликтоспособность) должностного лица;
б)административно-правовая подведомственность должностного лица;
в) служебнаязависимость (организационная подчиненность) должностного лица;
г) административно-правовыепринципы, установленные для должностного лица;
д)административно-правовые функции должностного лица;
е) мерыадминистративно-правового поведения должностного лица;
ж)административно-правовые требования, установленные для должностного лица;
з)административно-правовые стимулы, установленные для должностного лица;
и) мерыадминистративно-правового принуждения, применяемые к должностному лицу;
к) мерыдисциплинарного принуждения, применяемые к должностному лицу[3].
Правильноеразграничение дисциплинарных проступков, должностных административныхправонарушений и должностных преступлений следует проводить по признаку ихвключения соответственно в законодательство об административных правонарушенияхили в Уголовный кодекс Российской Федерации.
При этомдисциплинарное производство в отношении должностных лиц – это одна изразновидностей административных производств, составляющих административныйюрисдикционный процесс. Под дисциплинарным производством предлагается пониматьурегулированную административно-правовыми процессуальными нормами деятельностьпо привлечению должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
Виды дисциплинарных проступков должностных лиц
Классификациядисциплинарных проступков должностных лиц по степени тяжести совершенногодеяния с соответствующей дифференциацией дисциплинарных взысканий выглядит следующимобразом:
— незначительные дисциплинарные проступки – это проступки, совершенные впервыеили после снятия ранее наложенного дисциплинарного взыскания и не повлекшиенарушения охраняемых законом прав и законных интересов физических и юридическихлиц, а также не причинившие материального ущерба государству;
— значительные проступки – проступки, совершенные впервые или после снятия ранееналоженного дисциплинарного взыскания и повлекшие нарушение охраняемых закономправ и законных интересов физических и юридических лиц и (или) причинившиематериальный ущерб государству;
— серьезныепроступки[4].
Регулирование дисциплинарной ответственности должностных
лицнормативными актами различного уровня
Теперьрассмотрим, как нормативно-правовые акты различного уровня регламентируютдисциплинарную ответственность должностных лиц.
Нафедеральном уровне:
Статья 56Таможенного кодекса РФ устанавливает, что должностное лицо таможенного органа,рассматривающее жалобу на решение, действие (бездействие) таможенного органаили его должностного лица от имени таможенного органа, при обнаружениипризнаков виновного неисполнения или ненадлежащего исполнения должностным лицомтаможенного органа возложенных на него должностных обязанностей принимает мерыпо привлечению этого должностного лица к дисциплинарной ответственности. Вчастности, статья 413 Таможенного кодекса РФ закрепляет, что за неправомерныерешения, действия (бездействие) должностные лица таможенных органов несутдисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством[5].
Закон «Огосударственной тайне» в статье 7 устанавливает, что должностные лица,принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их вэтих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут в томчисле дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу,государству и гражданам материального и морального ущерба. Статья 15 этогозакона предусматривает, что уклонение должностных лиц от рассмотрения запросапо существу влечет за собой административную (дисциплинарную) ответственность всоответствии с действующим законодательством[6].
Подзаконныеакты:
Правительствопринимает решения о привлечении к дисциплинарной ответственности должностныхлиц, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством,вносит Президенту РФ предложения о привлечении к дисциплинарной ответственностидолжностных лиц, назначаемых на должность и освобождаемых от должностиПрезидентом РФ. В частности Руководитель Аппарата Правительства решает вопросы,связанные с прохождением федеральной государственной гражданской службы вАппарате Правительства, принимает решение о поощрении сотрудников АппаратаПравительства и применении к ним мер дисциплинарного взыскания[7].
ПрокуратураРоссийской Федерации предписывает прокурорам при выявлении причин и условий,способствующих нарушениям законодательства в сфере регионального имуниципального нормотворчества, использовать такую форму реагирования, какпредставление, в котором в обязательном порядке ставить вопрос о привлечении кдисциплинарной ответственности виновных должностных лиц аппаратовпредставительных и исполнительных органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации и органов местного самоуправления[8].
Этивыборочные примеры указывают на то, что различные по юридической силенормативные акты по-разному регламентируют дисциплинарную ответственностьдолжностных лиц. Теперь стоит рассмотреть правовое регулирование дисциплинарнойответственности должностных лиц на конкретных примерах.
Рассмотрение дисциплинарной ответственности на примере
должностныхлиц военной службы
Общейособенностью наложения дисциплинарных взысканий на военнослужащих и служащихправоохранительных органов является то, что они могут быть наложеныначальниками (командирами) разных уровней. А разные командиры обладают неодинаковым объемом дисциплинарной власти.
Всоответствии со ст. 1 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ,1 утвержденногоУказом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495, воинская дисциплинапредставляет собой строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка иправил, установленных российским законодательством, общевоинскими уставамиВооруженных Сил РФ и приказами командиров (начальников). В Законе РФ от 22января 1993 г. № 4338-1 «О статусе военнослужащих» (утратил силу 1 января 1998г.) было впервые законодательно определено понятие дисциплинарного проступка — это противоправное, виновное действие (бездействие) военнослужащего,выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии сроссийским законодательством не влечет за собой уголовной или административнойответственности.
К характернымпризнаками дисциплинарной ответственности должностных лиц военной службыследует отнести следующие:
— объектомвоинского дисциплинарного проступка являются общественные отношения,складывающиеся по поводу соблюдения военнослужащими правил воинской дисциплиныи общественного порядка;
— в случаенарушения должностным лицом военной службы воинской дисциплины илиобщественного порядка командир (начальник) вместо назначения виновномудисциплинарного взыскания может ограничиться устным замечанием, напоминанием овоинском долге;
— решение оналожении дисциплинарного взыскания на должностное лицо военной службы можетбыть принято любым из его командиров (начальником, т.е. вышестоящим должностнымлицом), состав которых весьма обширен;
— дисциплинарное производство в отношении должностных лиц военной службы носитисключительно внутренний характер, то есть дисциплинарная ответственностьприменяется только по решению командиров (начальников)[9].
Особыйпорядок привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственностипредставляет собой установленный законодательством (п. 1 ст. 2.5 КоАП РФ, ст.28.2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»)специальный механизм привлечения должностных лиц военной службы и лиц, имеющихспециальные звания, к дисциплинарной ответственности в следующих случаях:
— еслидоказан факт нарушения воинской дисциплины;
— если деяние(действие или бездействие) совершено умышленно или по неосторожности и всоответствии с законодательством РФ не влечет за собой уголовной илиадминистративной ответственности;
— если винапри привлечении должностного лица к дисциплинарной ответственности доказана впорядке, установленном законом, и установлена решением командира или вступившимв законную силу постановлением судьи военного суда[10].
Отличиедисциплинарной ответственности от административной ответственности должностныхлиц военной служюы состоит в следующих особенностях дисциплинарнойответственности:
а)применяется к членам организационно оформленного коллектива в рамках военно-служебныхправоотношений за нарушение воинской дисциплины;
б)фактическим основанием дисциплинарной ответственности выступает дисциплинарныйпроступок;
в) меройдисциплинарной ответственности выступает дисциплинарное взыскание, состоящее воказании психического (морального, материального, организационного) воздействияна правонарушителя, связанного с лишением (ограничением) определенных праввоеннослужащего), обусловленных осуществлением соответствующей военно-служебнойдеятельности;
г)дисциплинарное производство в отношении военнослужащих носит исключительновнутренний характер, то есть дисциплинарная ответственность применяется толькопо решению командиров (начальников).
В качествеособенностей дисциплинарной ответственности военнослужащих выступают следующиепризнаки:
— объектомвоинского дисциплинарного проступка являются общественные отношения,складывающиеся по поводу соблюдения военнослужащими правил воинской дисциплиныи общественного порядка;
— в случаенарушения военнослужащим воинской дисциплины или общественного порядка командир(начальник) вместо назначения виновному дисциплинарного взыскания можетограничиться устным замечанием, напоминанием о воинском долге военнослужащего;
— решение оналожении дисциплинарного взыскания на военнослужащего может быть принято любымиз его командиров (начальников), состав которых весьма обширен;
— дисциплинарное производство в отношении военнослужащих носит исключительновнутренний характер, то есть дисциплинарная ответственность применяется толькопо решению командиров (начальников)[11].
Нормативное регулирование дисциплинарной ответственности на
примере судей
Судейскаядисциплина является одним из видов специальной (статусной) дисциплины,поскольку связана с профессиональной деятельностью носителей судебной власти.Судейская дисциплина – это социальные правила поведения судей, предъявляемые кним требования и их фактическая реализация.
Различиямежду дисциплинарным проступком судьи и дисциплинарным проступком лица,замещающего иную государственную должность Российской Федерации, состоит в том,что досрочное прекращение полномочий судьи не является дисциплинарнымвзысканием в форме увольнения, поэтому нормы трудового законодательства к немуне применимы.
Закон РФ «Остатусе судей в Российской Федерации» в ст. 12.1. устанавливает специальныйпорядок досрочного прекращения полномочий судьи. Решение о наложении на судьюдисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, ккомпетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочийэтого судьи на момент принятия решения. Порядок и сроки рассмотрения материалово привлечении судей к дисциплинарной ответственности квалификационнымиколлегиями судей регулируются нормами главы III Федерального закона «Оборганах судейского сообщества»[12].
В ст. 22Федерального закона «Об органах судейского сообщества» и ст. 4 Положения оквалификационных коллегиях судей содержатся поводы привлечения судей кдисциплинарной ответственности. Полномочия судьи могут быть досрочно прекращеныв связи с привлечением его к дисциплинарной ответственности только на основаниипредставления председателя соответствующего или вышестоящего суда либообращения органа судейского сообщества, в котором содержится просьба опрекращении полномочий судьи, при наличии в представленных материалахдоказательств, подтверждающих совершение судьей дисциплинарного проступка.
Прекращениеполномочий – крайняя мера дисциплинарного воздействия. В случае недостаточностиоснований для прекращения полномочий, но при наличии виновного поведения, ксудьям применяется такой промежуточный вид взыскания, как предупреждение,налагаемый за первый незначительный проступок судьи, в полном смысле словапредупреждающий досрочное прекращение полномочий по дискредитирующим основаниям[13].
Заключение
Такимобразом, дисциплинарная ответственность должностных лиц – это негативнаяюридическая ответственность, представляющая собой одну из форм государственногопринуждения – дисциплинарное принуждение, выражающееся в применениипредставителем нанимателя дисциплинарных взысканий к должностному лицу,совершившему дисциплинарный проступок, и влекущее не благоприятные для негопоследствия. Дисциплинарная ответственность должностных лиц имеет особенностинормативного регулирования. Она регламентирована нормативно-правовыми актамиразличного уровня, начиная с кодифицированных и кончая актами министерств иведомств.
Список использованных источников и литературы
1. АникитинА.А. Понятие, место и роль должностного лица в системе административныхправоотношений // Закон и право, 2008. — № 6.
2. БахрахД.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов.4-е изд. — М.: Норма, 2008.
3. НосоваЮ.Б. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащихроссийской федерации. — Автореферат диссертации на соискание ученой степеникандидата юридических наук. – Воронеж, 2008.
4. СавосинаН.В. Правовое регулирование административной ответственности военнослужащих вРоссийской Федерации. — Автореферат диссертации на соискание ученой степеникандидата юридических наук. — Москва, 2009.
5. СапуноваМ.О. Юридическая ответственность судей. // Российская юстиция, 2007. — №1.
6. СачкоС.Ю. Проблемы совершенствования конституционно-правового регулирования мировойюстиции в Российской Федерации. – Автореферат диссертации на соискание ученойстепени кандидата юридических наук. – Тюмень, 2009.
7. КузькоА.В. Повышение эффективности конституционно-правовой ответственности органов идолжностных лиц местного самоуправления// Государственная власть и местноесамоуправление, 2008. -№5.
8. ЛуцеваН.В. Материальная ответственность военнослужащих, граждан, призванных навоенные сборы, и лиц, имеющих специальные звания и приравненных к ним лиц //Административная ответственность: теоретические аспекты и вопросы реализации /Сборник научных статей (к 5-летию КоАП РФ). — Саратов, 2007.
9. МишунинаА.А., Сачко С.Ю. Пределы законодательства субъектов Российской Федерации омировых судьях // Власть, 2009. — № 2.
10. ЩепиловаЮ.Б. Проблема эффективности применения дисциплинарных взысканий / Ю.Б. Щепилова// Вестник Российской правовой академии, 2007. – № 4.
11. Таможенныйкодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 года № 61-ФЗ (в ред. от 13.10.2009 №232-ФЗ).
12. Законот 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне» (в ред. от 18.07.2009 №180-ФЗ).
13. ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260 «О регламентеПравительства российской федерации и положении Об Аппарате ПравительстваРоссийской Федерации» (в ред. от 30.04.2009 № 389)
14. ПриказГенеральной прокуратуры Российской Федерации от 2 октября 2007 г. № 155 «Оборганизации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актоворганов государственной власти субъектов Российской Федерации и местногосамоуправления».