Содержание
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Задание 5
Задание 6
Задание 7
Задание 8
Задание 9
Задание 10
Список использованных источников
Задание 1
Подберите имена, соотношениякоторых соответствует данной схеме:
/>
Например, это могут быть понятия«суд» и «городской суд». Объем первого понятия шире объемавторого понятия, кроме городских судов существуют и другие виды судов — краевые, областные, районные и т.д. Понятия «городской суд» полностьювходит в объем понятия «суд».Задание 2
Произведите по двапоследовательных обобщения и ограничения имени Трудовой кодекс.
Ограничение — логическаяоперация перехода от родового понятия к видовому, при ограничении мы переходимот понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом. Пределом ограниченияявляется единичное понятие. В данном примере: Кодекс, законодательство о труде.
Обобщение — логическая операция,обратная ограничению, когда осуществляется переход от видового понятия кродовому путем отбрасывания от первого его видообразующего признака илипризнаков. При обобщении мы переходим от понятия с меньшим объемом к понятию сбольшим объемом. В данном примере: Трудовой кодекс Республики Беларусь,Трудовой кодекс Республики Беларусь в новой редакции.
Задание 3
Определите субъект, предикати связку в суждении. Укажите распределенность терминов:
Нет правил без исключений.
Субъект/> (обычнообозначается латинской буквой S)- это то, о чем идет речь в суждении. Субъектом данного суждения выступаетпонятие «правило».
Предикат/> (обычнообозначается латинской буквой Р)- это то, что говорится о субъекте. Предикатом данного суждения выступает понятие«исключение».
Связка/> — это то, что соединяет субъект и предикат. В роли связкимогут быть слова «есть»,«является», «это» и т.п. В данном случае это слово «без».
Термин считается распределенным/> (т.е. развернутым,исчерпанным, взятым в полном объеме), если в суждении речь идет обо всех объектах, входящих в объем этоготермина. Термин считается нераспределенным/> (т.е. неразвернутым, неисчерпанным, взятым не в полном объеме),если в суждении речь идет не обо всехобъектах, входящих в объем этого термина.
Предикат указанного выше суждения нераспределен.Задание 4
Приведите суждения в явнуюлогическую форму и запишите его при помощи логических символов.
Подстрекателем признаетсялицо, склонявшее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупаугрозы или другим способом.
q → p ~ r~ s
где приняты следующиеобозначения: подстрекателем признается лицо, склонявшее другое лицо ксовершению преступления (q) путем уговора (p), подкупа угрозы (r) или другимспособом (s).Задание 5
Могут ли приведенные суждениябыть одновременно истинными? А одновременно ложными? Почему?
Любой инвалид нуждается всоциальной защите.
Некоторые инвалиды нуждаютсяв социальной защите.
Любое сложное суждение является истинным/>или ложным/> в зависимости от истинности или ложности входящихв него простых суждений. Приведенные выше суждения могут бытьодновременно истинными, поскольку
Любой инвалид нуждается всоциальной защите — это общеутвердительное суждение (А)
Некоторые инвалиды нуждаются всоциальной защите — частноутвердительное суждение (I)
а общеутвердительное ичастноутвердительное суждения могут быть истинными одновременно, т.е. онисовместимы.Задание 6
Произведите все возможные непосредственныеумозаключения (обращения, превращения, противопоставление предикату); если этонеобходимо, предварительно приведите суждения в стандартную форму.
Все члены ООН — суверенные государства.
1) Обращениемназывается такоенепосредственное умозаключение, в котором в заключении (в новом суждении) субъектомявляется предикат, а предикатом — субъект исходного суждения, т.е. происходитперемена мест субъекта и предиката при сохранении качества суждения. Схемаобращения:
Все члены ООН — суверенныегосударства.
Некоторые суверенные государстваявляются членами ООН.
2) Превращение — вид непосредственногоумозаключения, при котором изменяется качество посылки без изменения ееколичества, при этом предикат заключения является отрицанием предиката посылки.Как уже отмечалось, по качеству связки (“есть” или “не есть”) категорическиесуждения делятся на утвердительные и отрицательные.
Схема превращения:
Все члены ООН — суверенныегосударства.
Ни один член ООН не является несуверенным государством.
3) Противопоставление предикату — это такоенепосредственное умозаключение, при котором (в заключении) предикатом являетсясубъект, субъектом — понятие, противоречащее предикату исходного суждения, асвязка меняется на противоположную.
Схема превращения:
Все члены ООН — суверенныегосударства.
Ни одно не суверенноегосударство не является членом ООН.Задание 7
Запишите простойкатегорический силлогизм в стандартной форме. Проверьте, является ли онправильным, и следует ли истинный вывод с необходимостью:
Жизнь — это борьба. Дзюдо — этоборьба. Значит, жизнь — дзюдо?
Простой категорический силлогизм- дедуктивное умозаключение, в котором из двух категорических посылок (суждений),связанных средним термином (при соблюдении определенных правил), обязательноследует заключение.
Анализ структуры силлогизмаследует начинать с заключения.
субъект заключения называетсяменьшим термином и обозначается буквой S;
предикат заключения называетсябольшим термином и обозначается буквой Р;
термин, связывающий две посылкии не входящий в заключение, называется средним и обозначается буквой М.
В силлогизме должно быть толькотри термина (меньший, больший, средний). Нарушение этого правила приводит клогической ошибке, которая называется «учетверением терминов», что ихарактерно для нашего случая:
Жизнь (Р) — борьба (М)
Дзюдо (S) — борьба (М)
_________________
Жизнь (S) — дзюдо (Р)
В приведенном примере понятие«борьба» трактуется в двух разных смыслах — в житейском и спортивном,поэтому в силлогизме имеем четыре термина: меньший (S), больший (Р) и двасредних (М).
Таким образом, данный силлогизмявляется неправильным.Задание 8
Определите энтимему, выразитеумозаключение в стандартной форме и проверьте его правильность:
Не может быть представителемна суде тот, кто не достиг совершеннолетия. Но Н. совершеннолетний.
Энтимемой, или сокращеннымкатегорическим силлогизмом, называется силлогизм, в котором пропущена одна изпосылок или заключение.
В данном случае пропущенозаключение:
Н. может быть представителем всуде.
Выразим умозаключение встандартной форме:
Н. может быть представителем насуде, поскольку он совершеннолетний.
полученная формула являетсяправильной, значит по содержанию является истиной.Задание 9
Определите вид индукции иоцените ее состоятельность: Дети, которых я знаю, любят манную кашу: Вероятно,манную кашу любят все дети?
В данном рассуждениипредставлено индуктивное умозаключение. Индуктивное умозаключение связь посылоки заключения опираются не на закон логики, а на некоторые фактические илипсихологические основания, не имеющие чисто формального характера. В таком,умозаключении не следует логически из посылок и может содержать информацию,отсутствующих в них.Задание 10
Постройте прямое и косвенное доказательствотезиса:
Данному автомобилю необходимремонт.
По цели доказательства/> делятся на подтверждение и опровержение, а по способудемонстрации они бывают прямыми/> и косвенными/>. В прямом доказательстве истинность или ложностьтезиса выводится непосредственно из аргументов, а в косвенном — подтверждениеили опровержение тезиса выводится, соответственно, из ложности или истинности антитезиса/>(т.е. высказывания, противоречащего тезису/>). Иначе говоря, вкосвенном доказательстве рассмотрению подвергается не тезис, а антитезис: устанавливаетсяего истинность или ложность. Далее, если антитезис оказывается истинным, тотезис (по закону исключенного третьего) следует признать ложным; если жеантитезис ложен, то тезис с необходимостью истинен.
Прямое доказательство:
Если автомобиль не едет, значитон сломан.
Если автомобиль сломан, значитему необходим ремонт.
_______________________________________
Данному автомобилю необходимремонт.
Косвенное доказательство:
1. Допустим, что автомобиль нетребует ремонта (- антитезис).
2. Выводим следствия. Тогдаавтомобиль не сломан.
3. Но известны случаи, когда автомобильне едет потому что он сломан.
4. Значит, наше допущение, что автомобильне требует ремонта — ложное. Следовательно, истинно, что данному автомобилюнеобходим ремонт.
Список использованных источников
1. Гетманова А.Д. Учебник по логике. — М.: Черо, 2000. — 304 с.
2. Жоль К.К. Логика для юристов / К.К. Жоль. — М.: Юнити, 2004. — 287 с.
3. Иванов Е.А. Логика. Учебник. — М.: Издательство БЕК, 2000. — 309 с.
4. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. — М.: ООО «ИздательствоПроспект», 2008. — 240 с.
5. Кириллов В.И. Упражнения по логике: учебное пособие / В.И. Кириллов, Г.А.Орлов, Н.И. Фокина. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2008. — 184 с.
6. Маслов Н.А. Логика: учебник / Н.А. Маслов. — Ростов-н/Дону: Феникс, 2007.- 413 с.
7. Никифоров А.Л. Логика / А.Л. Никифоров. — М.: Весь мир, 2001. — 223 с.
8. Тер-Акопов А.А. Юридическая логика / А.А. Тер-Акопов. — М.: Омега-Л,2002. — 256 с.