Стандарты аудиторской деятельности

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу «Бухгалтерскийучет и аудит»
Тема:
«Стандарты аудиторскойдеятельности»

Содержание
 
Введение
1. Назначение иклассификация международных стандартов аудиторской деятельности
2. Основные принципымеждународного аудита финансовой отчетности
3. Связь международных стандартоваудиторской деятельности с МСФО и с российскими стандартами аудита
Заключение
Список использованныхисточников

Введение
 
26 октября2000 г. в Москве было представлено первое официальное русское изданиеМеждународных стандартов аудита (англ. – International Standarts of Auditiпg –ISAS) и Кодекса этики Международной федерации бухгалтеров. Издание былоподготовлено Международным центром реформы системы бухгалтерского учета (МЦРСБУ)в соответствии с официальным разрешением МФБ и при активном участии ведущихроссийских специалистов в области аудита и бухгалтерского учета.
Стандарты аудита – это документы, формулирующие единые требования, присоблюдении которых обеспечивается соответствующий уровень качества аудита исопутствующих ему услуг.
Международныестандарты аудита предназначены для применения при аудите финансовой отчетностив разных странах. В 2005 г. международные стандарты аудита использовали вкачестве национальных стандартов 34 страны, еще в 35 странах они применялисьбез значительных изменений. В настоящее время возникает настоятельная потребность применять ихи в деятельности российских аудиторов, что и определяет актуальность темы даннойработы.

1. Назначение и классификация международных стандартов аудиторскойдеятельности
 
Международные стандарты аудита (МСА) содержат:
основные принципы;
необходимые процедуры;
рекомендации по применению принципов и процедур.
Обеспечивая единство структуры стандартов; МСА включают в себя:
введение, где отражаются цель стандарта и задачи, стоящие перед аудитором,а также даются определения важнейших используемых терминов;
разделы, излагающие суть стандарта;
приложения (для некоторых стандартов).
В исключительных случаях возможно аргументированное аудиторомотступление от МСА. МСА применяются лишь в отношении существенных аспектовфинансовой отчетности. Это означает, что возможны отступления от МСА вситуациях с несущественными показателями или обстоятельствами.
МСА делятся на 9 групп и имеют трехзначную нумерацию; десятаягруппа представляет собой ПМАП, имеющие четырехзначную нумерацию.
В первую группу, которая именуется «Введение», входят такие разделы,как предисловие, глоссарий и концептуальная основа МСА. Предисловие кМеждународным стандартам аудита призвано способствовать пониманию задач иметодов работы КМАП, а также объема и статуса документов, разработанных этимкомитетом.
Глоссарий содержит около 110 терминов, используемых при изложениисодержания Международных стандартов аудита. Назначение глоссария – ввестиединообразное толкование терминов, используемых в МСА. Сначала в перечне приводитсярусский перевод термина, в скобках – его формулировка на языке оригинала, затем– подробное пояснение на русском языке. Термины в глоссарии расположены валфавитном порядке для английского варианта определения.
Отдельные термины рассматриваются в нескольких аспектах, определениекаждого из них приводится после основного термина, например: аудитор – основноеопределение; его аспекты – постоянный аудитор, внешний аудитор, новый аудитор идр.
В стандарте МСА 120 «Концептуальная основа Международных стандартоваудита» описываются основные концепции, в рамках которых разрабатываются МСА поотношению к услугам, предоставляемым аудиторами. Назначение основы – определениеуровня уверенности аудитора и вида отчетности по отдельным видам услуг.
Стандарты второй группы «Обязанности» объединены тем, что в нихраскрываются обстоятельства, при которых на аудитора и руководство аудируемоголица возлагаются определенные обязанности.
Третья и четвертая группы стандартов «Планирование» и «Системавнутреннего контроля» посвящены порядку выбора стратегии аудита, изучениядеятельности клиента, определения уровня существенности и аудиторских рисков.
Планирование аудита – это разработка общей стратегии и деталей аудиторскойпроверки. В МСА 300 «Планирование» установлены стандарты и представленырекомендации по планированию аудита финансовой отчетности. При разработкеобщего плана аудитор должен принять во внимание следующие вопросы:
1. Знание бизнеса клиента.
2. Понимание систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
3. Риск и существенность.
4. Характер, сроки и объем процедур.
5. Координация, контроль и анализ работы.
6. Прочие аспекты.
Система внутреннего контроля (СВК) – это политика и процедуры,принятые руководством субъекта для содействия в реализации целей, предусматривающихупорядоченное и эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности. Этицели включают:
1. Строгое следование политике руководства.
2. Обеспечение сохранности активов.
3. Предотвращение и обнаружение факторов мошенничества и ошибок.
4. Точность и полноту бухгалтерских записей.
5. Своевременную подготовку достоверной финансовой информации.
Документы пятой и шестой групп «Аудиторские доказательства» и «Использованиеработы третьих лиц» содержат стандарты и рекомендации по получению аудиторскихдоказательств, в том числе с привлечением результатов работы аудиторскихподразделений, внутренних контролеров и экспертов.
Аудиторские доказательства – это информация, полученная аудиторомв ходе формулирования выводов, на которых основывается его мнение. Каудиторским доказательствам относятся:
1. Первичные документы.
2. Бухгалтерские записи.
3. Информация, полученная из других источников.
В МСА шестой группы представлены рекомендации для случаев, когдааудитор использует работу третьих лиц, а именно:
1. Других аудиторов, проверяющих финансовую информацию компонентов.
2. Внутренних аудиторов клиента.
3. Экспертов.
Правила составления аудиторских заключений по результатам аудитафинансовой отчетности и проверки другой информации приведены в стандартах седьмойи восьмой групп «Аудиторские выводы и заключения» и «Специальные областиаудита».
В девятой группе МСА «Сопутствующие услуги» раскрыты цели,принципы, процедуры и порядок составления отчетности, которые следует соблюдатьпри выполнении аудитором заданий по обзору и подготовке финансовой информации,а также проведении согласованных процедур.
Положения о международной аудиторской практике дают аудиторамдополнительные рекомендации путем детализации и разъяснения применениямеждународных стандартов аудита.
 
2.Основные принципы международного аудита финансовой отчетности
 
Аудит финансовой отчетности – это процесс, в ходе которого аудитору предоставляетсявозможность выразить мнение в отношении того, подготовлена ли финансоваяотчетность, по всем ли существенным аспектам, в соответствии ли сустановленными основами финансовой отчетности. Отчетность должна составляться всоответствии с:
Международными стандартами финансовой отчетности;
национальными стандартами финансовой отчетности;
другими нормативными актами, указанными в отчетности.
В ходе проверки аудитор собирает достаточные и уместныедоказательства, необходимые для формулирования выводов, служащих основой длявыражения его мнения.
Аудитор должен обеспечить высокий уровень уверенностивтом, что информация не содержит существенных искажений. Согласно глоссариюуверенность – это выражение убежденности аудитора в отношении достоверностиутверждения, подготовленного одной стороной (как правило, проверяемымсубъектом) и предназначенного для использования другой стороной(заинтересованными пользователями). Абсолютная уверенность недостижима из-заприсущих методике проведения аудита ограничений и несовершенства систембухгалтерского учета и внутреннего контроля клиента.
Мнение аудитора формулируется в аудиторском отчете в виде позитивнойуверенности (например: «Отчетность дает достоверное и объективное представлениеоб объектах аудита»). Таким образом, при выражении позитивной уверенностиутверждается факт достоверности отчетности.
В соответствии с МСА 200 «Цель и общие принципы аудита финансовойотчетности» аудитор должен нести ответственность за выражение мнения офинансовой отчетности, а руководство субъекта – за ее подготовку ипредставление. Другими словами, аудитор должен заключить, дает ли отчетностьдостоверное и объективное представление финансовых показателей субъекта. Мнениеаудитора повышает доверие к финансовой отчетности, но пользователи не должныпринимать его как гарантию «жизнеспособности» субъекта в будущем или какподтверждение эффективности хозяйственной деятельности.
Для достижения цели аудита в соответствии с требованиями МСА,профессиональных организаций, нормативных актов и условий договоренностиопределяется объем аудита, т.е. аудиторские процедуры, которые считаютсянеобходимыми при определенных обстоятельствах. Обязанность аудитора –обеспечить достаточный уровень уверенности в том, что отчетность не содержитсущественных искажений. На возможность их обнаружения могут влиять ограничения,возникающие вследствие:
использования тестирования,
невозможности проведения сплошной проверки, зависимости сужденияаудитора от характера, сроков, объема аудиторских процедур (проверка проводитсявыборочно, достоверность доказательств определяется результатами тестов и личныммнением аудитора);
несовершенства системы бухгалтерского учета и внутреннего контроляхозяйствующего субъекта (например, возможен сговор между кассиром и главнымбухгалтером в целях присвоения денежных средств, что приводит к неэффективностиинвентаризаций и затрудняет обнаружение аудитором искажений, так какпроверяемая кассовая документация формально будет отвечать предъявляемым требованиям);
особых обстоятельств, в том числе наличия связанных сторон (операциисо связанными сторонами могут быть направлены на искажение действительногосостояния дел).
При осуществлении профессиональной деятельности аудитор должен руководствоватьсяобщими этическими принципами, изложенными в «Кодексе этики профессиональных бухгалтеров»,принятыми МФБ вместе с МСА. Этих принципов семь (в скобках приводится ихтолкование согласно Кодексу этики профессиональных бухгалтеров МФБ).
1. Независимость. Аудитор должен быть свободен от какой-либо заинтересованностив делах клиента, которая может быть признана несовместимой с принципами честности,объективности, независимости. Обстоятельства, которые могут обусловить сомненияв независимости аудитора:
финансовая взаимосвязь с клиентами или с их делами;
работа аудитора на руководящей должности в организации клиента;
выполнение управленческих функций и принятие управленческих решений;
обусловленность выплаты гонорара требуемыми клиентом выводами(мнением) аудитора;
принятие аудитором товаров, услуг или знаков чрезмерного гостеприимства;
преобладающее участие в капитале аудиторской фирмы лиц, не имеющихотношения к аудиторской практике;
работа бывшего партнера аудиторской фирмы на руководящей должностив проверяемой организации;
действительное или возможное судебное разбирательство между аудитороми его клиентом;
длительное участие одних и тех же лиц в проверках финансовой отчетностиодного и того же клиента.
2. Честность. В Кодексе профессиональной этики этот принцип упоминаетсявместе с порядочностью и подразумевает справедливое ведение дел, откровенностьи правдивость.
3. Объективность (обязательство быть справедливым,интеллектуально честным, не иметь конфликтов интересов, избегать влияния другихлиц, мешающих непредвзятости аудитора).
4. Профессиональная компетентность и надлежащая добросовестность(аудитор должен предоставлять услуги с должной тщательностью, компетентностью истарательностью, поддерживать профессиональные знания и навыки на требуемомуровне, не должен вводить в заблуждение клиента относительно опыта илиэкспертных знаний, которыми он в действительности не обладает).
5. Конфиденциальность (обязательство аудиторов обеспечивать конфиденциальностьинформации, полученной в ходе предоставления профессиональных услуг).
6. Профессиональное поведение (аудитор должен заботиться о поддержаниихорошей репутации профессии).
7. Следование техническим стандартам (предоставлениепрофессиональных услуг в соответствии с применимыми стандартами, например, МСА,внутренними стандартами профессиональных аудиторских объединений и другиминормативными документами).
Помимо соблюдения этих принципов, аудитор должен планировать ипроводить аудит с определенной долей профессионального скептицизма, т.е. нерассматривать полученную от руководства информацию как обязательно достоверную.
Основные принципы аудита остаются в силе независимо от того, гдепроводится аудит, но аудит в государственном секторе может отличаться по:
целям (принимается во внимание соответствие отчетности требованиямположений, постановлений и предписаний министерств);
объему (проверяются дополнительные финансовые отчеты, которыесоставляют субъекты госсектора);
полномочиям аудитора (они могут носить более специфический характер,учитывать вопросы национальной безопасности, требования разных положений приустановлении уровня существенности);
подходу и стилю аудита;
форме аудиторского заключения.
Регулированием аудиторской и бухгалтерской практики в госсекторезанимается Комитет государственного сектора. К государственному секторуотносятся органы власти и учреждения:
национальные,
региональные (государственные, областные, территориальные),
местные (городские, районные),
иные правительственные учреждения (агентства, комитеты,управления, предприятия).
Пользователями отчетности субъектов госсектора являются:
законодательные органы,
правительственные учреждения,
внешние инвесторы,
работники,
заемщики,
население и пр.
МСА применимы к аудиту финансовой отчетности предприятий и учрежденийгоссектора. Случаи, требующие пояснений или дополнений, приводятся в разделе«Основы аудита государственного сектора», (ОАГС) в конце каждого МСА.Пояснения, приведенные в ОАГС, не применяются, если аудиторы должныпредоставить отчеты, касающиеся:
отдельных коммерческих аспектов деятельности субъектов госсектора;
соблюдения требований законодательства;
адекватности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
результативности отдельных программ.

3. Связь международных стандартов аудиторской деятельности сМСФО и с российскими стандартами аудита
 
МФБ признает существование национальных стандартов аудита вомногих странах мира, стремится учесть различия и разрабатывает стандартыаудита, которые могут быть приняты на международном уровне. Если местныеположения соответствуют МСА, то услуги аудиторов, оказанные с соблюдениемнациональных стандартов, автоматически приравниваются к аудиту, проведенному всоответствии с МСА. Так, если в Российской Федерации будут утвержденыфедеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, соответствующиемеждународным стандартам, то повысится степень доверия иностранныхпользователей финансовой информации к отчетности, проверенной согласнороссийским правилам (стандартам). Если местные положения противоречат МСА, тоорганизации – члены МФБ должны прилагать усилия для включения в своинациональные стандарты аудита принципов, на которых базируются МСА.
Страны – члены МФБ, желающие принять МСА в качестве своих национальныхстандартов, должны составить заявление, определяющее юридическую силупринимаемых стандартов и возможности их применения в конкретной стране. Если вМСА имеются рекомендации, отличающиеся от нормативных положений, принятых в даннойстране, то в пояснения к стандарту включаются соответствующие ссылки, согласнокоторым спорное положение решается в пользу национального законодательства.Кроме того, разрешается разрабатывать дополнительные стандарты по аспектам, неосвещенным в МСА.
Международные стандарты аудита используются по-разному:
в качестве национальных аудиторских стандартов (Кипр, Малайзия,Нигерия и другие страны);
как база для разработки собственных аудиторских стандартов (Россия,Австралия, Бразилия, Голландия и др.);
принимаются к сведению и руководству в странах, имеющих национальныестандарты, при отсутствии регулирования какого-либо аспекта собственнымистандартами (Соединенные Штаты Америки и др.);
как основа регулирования профессиональной деятельности при проведенииаудита транснациональных корпораций международными аудиторскими организациями.
Российскиеправила (стандарты) аудиторской деятельности создавались в основном как аналогМСА. На момент принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности»имелось 37 правил (стандартов) аудиторской деятельности и одна методика,одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ, из которых31 документ был создан на основе аналогичных МСА, а остальные разработаны сучетом специфики аудиторской деятельности в России по вопросам, требующимдополнительной регламентации либо обособленного рассмотрения (см. таблицу 1.1):
Таблица 1.1
Российскиестандарты аудиторской деятельности, не имеющие аналогов в МСАНаименование правила (стандарта) аудиторской деятельности
Основные причины, обуславливающие
необходимость разработки правила
(стандарта) «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требований, предъявленных к ним» Действующими документами разработан перечень требований, предъявляемых к аудитору «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам международных организаций» Наличие внутрифирменных стандартов аудиторской деятельности согласно российскому законодательству является одним из факторов обеспечения качества аудиторских услуг «Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов» До принятия должного закона данные права и обязанности не были регламентированы «Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг» Данное правило вносит ясность в содержание договоров данного вида. «Письменная информация аудитора руководства экономического субъекта по результатам проведения аудита» В отличие от МСА российское законодательство требует представлять результаты проведения аудита в письменном виде. Это побуждает руководство более серьезно отнестись к аудиторскому заключению. «Образование аудитора» Необходимо для разъяснения вопросов организации обучения претендентов на должности аудитора и аттестованных аудиторов
Основными причинами разработки правил (стандартов) аудиторскойдеятельности, не имеющих аналогов среди МСА, являются особенности национальногозаконодательства об аудиторской деятельности в Российской Федерации.
Международныестандарты, согласно которым составляются финансовые отчеты, разработаны однимиз комитетов МФБ – Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО).Взаимосвязи международных стандартов отчетности и аудита проявляются в следующихнаправлениях:
единствотерминологии, применяемой в международных стандартах финансовой отчетности(МСФО) и международных стандартах аудита;
использованиеаудиторами МСФО в целом в качестве критерия соответствия проверяемой отчетностиустановленным требованиям.
Одним изпреимуществ, которое обеспечивается МФБ, является общая терминология,используемая МСФО и МСА. Благодаря этому удается избежать разногласийотносительно представления о целях и объектах аудита между аудиторами ипредставителями аудируемых лиц, отвечающими за подготовку финансовойотчетности. Если аудируемый субъект составляет отчетность в соответствии с МСФО,то при проведении аудита возникает необходимость в использовании практическивсех введенных в действие стандартов финансовой отчетности. В таблице 1.2представлены взаимосвязи между МСА и МСФО.

Таблица 1.2
ВзаимосвязьМСА и МСФОНомер и наименование МСА Содержание ссылки на документы МСФО МСА 120 «Концептуальная основа Международных стандартов аудита» В качестве основ финансовой отчетности, которым должна соответствовать проверяемая информация, первыми названы стандарты МСФО МСА 320 «Существенность в аудите» Понятие «существенность» разработана в соответствии с «Основами подготовки и представления финансовой отчетности», разработанными КМСФО МСА 550 «Связанные стороны» Определения, касающиеся связанных сторон, приведены в МСФО 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах». Аудитор обязан проверить взаимоотношения и операции связанных сторон, перечисленные в МСФО 24. Данное требование не применяется в случае проверки предприятий государственного сектора. МСА 560 «Последующие события» Типология последующих событий определена в МСФО 10 «Условные события и события, произошедшие после отчетной даты». МСА 570 «Допущение о непрерывности деятельности предприятия» Использование допущения непрерывности деятельности предусмотрено «Основами подготовки и представления финансовой отчетности». Там же дано определение «существенной неопределенности». МСА 700 «Аудиторское заключение по финансовой отчетности» Аудитор должен определить, подготовлена ли финансовая отчетность согласно требованиям МСФО. МСА 910 «Задания по обзору финансовой отчетности» Заключение по обзору финансовой отчетности должно содержать оценку ее соответствия установленным основам финансовой отчетности, в том числе МСФО.
 

Заключение
 
Международные стандарты аудиторской деятельности получают всебольшее и большее распространение в России.
В настоящее время усилия регулирующих органов направлены на то,чтобы закончить формирование нормативной базы российского аудита и привести еев соответствие с международными стандартами. Для этого, по данным различныхученых, потребуется разработать еще 13-16 правил (стандартов), как аналогичныхМСА и ПМАП, так и не имеющих аналогов. После завершения этой работы можно будетпретендовать на мировое признание перехода российского аудита на международныестандарты.

Список использованных источников
 
1.     АдамсР. Основы аудита. М., 2000.
2.     БасалайС.И., Хорунжий Л.И. Актуальные проблемы аудита в России. М., 2006.
3.     ЛабынцевН.Т. Краткая сводка международных правил проведения аудита. Ростов-на-Дону,изд. Феникс, 2003.
4.     Международныестандарты аудита и Кодекс этики профессиональных бухгалтеров. М., 2003.
5.     ПанковаС.В. Взаимосвязь международных стандартов финансовой отчетности и аудита.//Международный бухгалтерский учет. 2005. №1.