Государственный Университет Гуманитарных Наук
РЕФЕРАТ
«ПАДЕНИЕВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ»
Выполнила студентка Iкурса
факультета политологии
Николаева Екатерина Алексеевна
Проверила: Петрова М. С.
Москва, 2003
ПЛАН:
1) Обзор источников;
2) Введение;
3) Византия в IX-XIвв.: предпосылки распада;
4) Раскол Византийской и Латинскойцерквей;
5) Четвертый крестовый поход и падениеВизантии;
6) Латинская империя;
7) Возрождение Византии;
8) Византия и турки-османы;
9) Падение Константинополя;
10) Причины ипоследствия падения Византийской империи;
11) Заключение;
12) Списокиспользуемой литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Восточная римская империя, Византийская империя,государство IV-XV веков, образованное при распадеРимской империи в ее восточной части (Балканский п-ов, Малая Азия,юго-восточное Средиземноморье).
Целью данного реферата является выявление причинпадения столь великой для своего времени империи. Начать работу стоит супоминания предпосылок распада: факторов и влияний как внешних, так ивнутренних, предопределивших такой ход истории. Одним из главных вопросовявляется раскол церквей, произошедший в середине XIвека и положивший начало разногласиям не только среди духовенства, но и внутригосударства.
Само по себе падение Византии обозначено 1453годом, когда турки-османы захватили Константинополь, но началось все гораздоранее – во время Четвертого крестового похода. На этом этапе Византияпереживает первый распад и возрождение, которое дает надежды на непобедимость инекую богоизбранность империи.
Захват в 1204 году участниками четвертогокрестового похода Константинополя привел к падению Византийской империи,основанию Латинской империи, а на незавоеванной крестоносцами территории –греческое государство (Никейской, Трапезундской империи, Эпирскогогосударства). Византийская империя была восстановлена Михаилом VIII в 1261 году. Взятие в 1453 году Константинополятурецкими войсками положило конец Византии.
Последнимпунктом пойдет рассмотрение последствий падения Византии. Причем будутрассмотрены не только внутренние последствия, но и внешние, влияние распада насоседние страны, изменение хода их истории.
ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ
Основаниемдля написания реферата послужили переводы Византийских историков. Большую рольиграет описание династии Палеологов, как правящего дома Византии. Черездеятельность отдельных ее представителей четко просматриваются ключевые датыистории Византии. Здесь помогают переводы Георгия Акрополита «Великий Логофет».Летопись и Георгия Пахимера «История о Михаиле и Андронике Палеологах».
Развитиеи упадок византийских городов описаны у Никифора Григора в «Римской империи,начинающейся со взятия Константинополя латинянами».
Социально-экономическоеразвитие и внешние связи Византии представлены в хронике Сфрандзи Георгия«Кавказ и Византия».
ВИЗАНТИЯ IX-XIВВ.: ПРЕДПОСЫЛКИ РАСПАДА
МогущественнаяМакедонская династия в период правления Василия IиВасилия II(867-1025) восстановила Византию если не как прежнююмировую империю, то по крайней мере как самую мощную организованную военнуюсилу к западу от Китая. Подобный успех был бы невозможен, если бы на ту жеэпоху не пришелся внутренний раскол исламского мира. Смертельная борьба VII-VIIIвеков сменилась локальными кампаниями за отдельныепровинции или города в промежутках между долгими периодами напряженного мира –классической модели холодной войны. Тем не менее положение восточной частиРимской империи оставалось опасным. Как при любом автократическом режиме, дажетаком древнем, освященном традицией и подкрепленном высокоорганизованнойадминистрацией, как в Византии, слишком многое зависело от личных качеств главыгосударства – самодержца. У Василия IIненашлось преемников равного масштаба, а византийская система выработала свойспособ обращения с неумелыми императорами: их либо убивали, либо ослепляли изаточали в монастырь. Сама мера была весьма действенной, но ее результаты, каквсегда, оказывались плачевными. Начиналась борьба за трон между императрицей ивоеначальниками, обе партии стремились купить себе поддержку, а семьикрупнейших анатолийских землевладельцев использовали ситуацию, чтобы отнять укрестьян те остатки независимости, которые пока еще гарантировало центральноеправительство. Тем самым основа военной мощи империи начала угрожающесжиматься.(Успенский Ф.И. «История Византийской империи»)
РАСКОЛ ВИЗАНТИЙСКОЙ И ЛАТИНСКОЙ ЦЕРКВЕЙ
Правящиекруги в Константинополе, по-видимому, не представляли себе в полной мере, ккаким последствиям могут привести эти социальные изменения. Положениеосложнялось еще и тем, что в середине XIвека уимперии появился новый и опасный враг – Роберт Гвискар и нормандскиекоролевства в Южной Италии. Попытки отразить нормандские атаки и привелиВизантию к новому конфликту с папством. На первых порах все выглядело какпростое обострение прежних споров о том, чьей юрисдикции подчиняютсяюжно-итальянские епископства – Константинопольского патриарха или папыримского. С победой сторонников церковной реформы в Риме эти споры быстродостигли уровня принципиальной полемики. Она имела и теологический, иэкклесиологический характер: иными словами, речь шла об устроении церкви и оверховном авторитете внутри нее. В первоначальных формулах учения о СвятойТроице, восходивших к IVвеку, не было достаточно определено отношение СвятогоДуха к двум другим ипостасям – Отцу и Сыну. В VIвекеиспанские теологи, стремившиеся противопоставить учение о божественности Христаверованиям ариан-вестготов, выдвинули новую формулу, согласно которой СвятойДух «исходит» от Отца и от Сына (принцип filioqueлатинского Символа Веры). В Константинополе сочли filioqueнедопустимым дополнением текста Символа Веры.
Этотвопрос не имел особого значения вплоть до XIвека,когда Рим начал настаивать на строгом следовании испанской формуле. В эпоху,для которой точная формулировка вероучения казалась необходимым условиемличного спасения, каждая буква Символа Веры приобретала особый смысл. Вскоревыявились и другие пункты несогласия: использование пресного или заквашенногохлебы во время литургии, допущение брака или полное запрещение женитьбысвященников и т. д. Список расхождений рос безостановочно, стоило толькотеологам поставить перед собой такую цель. За теологической полемикой посуществу стоял вопрос о власти: кому принадлежит право определять истинностьучения? Кто в конце концов обладает высшим авторитетом в церкви? В 1054 годуспор приобрел такую остроту, что папа Лев IXпослалв Константинополь кардинала Гумберта, дабы найти путь к примирению. Но папасделал неудачный выбор. Гумберт был властным человеком, ревностным сторонникомклюнийской реформы; один из участников избрания пап, он страстно верил, чтоименно папе принадлежит высшая власть в церкви. В Константинополе кардиналвстретился с патриархом Михаилом Кируларием, человеком столь же властным. Ихвстреча закончилась так, как обычно кончаются встречи подобных людей:ужесточением позиций, несмотря на то, что и император Константин IXМономах, и патриарх Антиохийский прилагали все усилия к достижениюкомпромисса. Гумберт 16 июля 1054 года публично возложил буллу об отлучениипатриарха Михаила и его приверженцев на главный алтарь храма Св. Софии.Патриарх ответил мерами против папских легатов, которые, как он сказал, пришли«в богоспасаемый град Константинополь как бедствие, ненастье или напасть или,скорее как дикие вепри, чтобы низвергнуть истину». (Васильев А.А. «ИсторияВизантийской империи», с. 347).
Современникине могли предвидеть, что это драматическое событие окажется не просто временнымразрывом, какие бывали и раньше, а началом необратимого раскола между Греческойи Латинской церквями, — раскола, который до сих пор не позволяет церквямвоссоединиться. Гумберт и Кируларий были, вне всякого сомнения, предвзятыми иограниченными теологами, но они воплощали собой дух взаимного отталкивания инеприятия, свойственный отношениям между Византийским и Латинским мирами.
ЧЕТВЕРТЫЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД И ПАДЕНИЕ ВИЗАНТИИ
Длясовременного историка очевидно, что к 1200 году подлинный дух крестовыхпоходов, какие бы недостатки он ни нес в себе изначально, полностью угас. Но вте времена это не было столь ясно: еще почти сто лет люди продолжалиотправляться в крестовые походы и храбро сражались в Святой земле, а в серединеXVвека и позже всерьез строились планы возвращенияИерусалима.
Всилу этого стремление папства, находившегося в зените могущества, вернуть себеинициативу организации крестового похода выглядело в высшей степени естественным.Иннокентию III показался благоприятным момент, когда после смертиимператора Генриха VI(1197) все великие короли Западной Европы былислишком заняты борьбой с внутренними претендентами на престол или войнами другс другом, чтобы помышлять о предводительстве в крестовом походе, как это былопри Барбароссе, Людовике VIIи Ричарде Львиное Сердце во время Третьего крестовогопохода. Кроме того, Первый крестовый поход церковь возглавила без участиякоролей, и он оказался самой успешной из экспедиций на Восток. На этот раз, каки сто лет назад, реальное командование вновь приняла на себя французская,нидерландская и итальянская знать, но теперь предводители знали, что путь посуше слишком изнурителен, и договорились с итальянскими портовыми городами опереезде морем.
В1202 году большинство крестоносцев собрались в Венеции. Их оказалось гораздоменьше, чем предполагалось, и они не могли заплатить «за проезд» ту суммуденег, на которой настаивала Венецианская республика. Тогда старый и почтислепой венецианский дож Энрико Дандоло предложил, чтобы в счет полной оплатыкрестоносцы помогли Венеции отвоевать далматинский порт Задар, захваченный увенецианцев венгерским королем в 1186 году. Часть духовенства сталапротестовать: король Венгрии был католиком и сам взял в руки крест. Иннокентий III колебался; но, когда он все же запретил операцию под страхомотлучения, крестоносцы уже взяли Задар и, таким образом, подверглись отлучению.
Положениееще можно было исправить, но тут крестоносцев втянули в византийские дела. Стех самых пор, как император Август основал Римскую империю, преемственностьвласти оставалась одним из самых слабых звеньев политической системы. В течениемногих столетий эту слабость пытались преодолеть установлением династическогонаследования или назначением соправителей при правящих императорах. Однако вбольшинстве случаев такие методы оказывались неэффективными. Например, заправлением императора Мануила I(1143-1180),представителя некогда блестящей династии Комнинов, наступил черед слабых правителей,начались гражданские войны и узурпации власти. В 1195 году Исаак II Ангел был свергнут своим братом Алексеем III, а затем, по византийской традиции, заточен и ослеплен. Когдакрестоносцы находились в Задаре, сын Исаака, тоже Алексей, — зять ФилиппаШвабского, германского короля из династии Гогенштауфенов, — явился в их лагерьи попросил о помощи против узурпатора Алексея III. Внаграду он обещал огромную сумму в 200000 серебряных марок (венецианцы заперевоз крестоносцев требовали 85000), византийское участие в крестовом походеи подчинение Греческой церкви Риму. (Васильев А.А. «История Византии. ПадениеВизантии. Эпоха Палеологов»)
Вэтой ситуации часть духовенства, прежде всего цистерцианцы, и некоторые баронывыступили против похода на христианский город, а почти половина крестоносцевпредпочла отправиться домой. Но те, кто остались, находили положения Алексеянеобычайно привлекательными. Историки долго спорили о том, была ли переменацели крестового похода следствием заговора, организованного царевичем Алексеем,венецианцами и старинными противниками Византии, представителями династииГогенштауфенов и нормандских фамилий, или же результатом непредвиденногостечения обстоятельств. Но, во всяком случае, Дандоло и венецианцыцеленаправленно преследовали политические и торговые интересы своей республики,а папа, раздираемый противоречивыми чувствами – чаянием блистательнойперспективы объединения церквей и ужасом перед возможным нападениемкрестоносцев на Константинополь, — вновь опоздал со своим запретом.
Стоилокрестоносцам появиться у стен Константинополя, как события началиразворачиваться с роковой неизбежностью классической трагедии. Алексей IIIбежал, а слепой Исаак IIи его сын, ныне АлексейIV, были провозглашены императором и со-императором. Ноони оказались совершенно не в состоянии ни выплатить крестоносцам обещанную имогромную сумму, ни склонить большинство греческого духовенства к подчинениюРиму. По рассказам крестоносцев, греческий архиепископ Корфу саркастическизаметил: ему известна только одна причина возможного первенства Римскойкафедры, — та, что Христа распяли именно римские солдаты. Отношения междукрестоносцами и греками стремительно портились. Крестоносцы помнили или импредусмотрительно напомнили, что в 1182 году константинопольская черньзахватила латинский квартал города: тогда, по сообщениям перебили 30000латинян-христиан. Весной 1204 года началась открытая война, и 12 апрелякрестоносцы пошли на штурм Константинополя[1].Ночью часть солдат, опасавшихся контрнаступления византийцев, стала поджигатьдома. Жоффуа де Виллардуэн, один из предводителей похода и его хронист, такповествует об этом:
Огонь начал распространятьсяпо городу, который вскоре ярко запылал и горел всю ночь и весь следующий деньдо самого вечера. В Константинополе это был уже третий пожар с тех пор, какфранки и венецианцы пришли на эту землю, и в городе сгорело больше домов, чемможно насчитать в любом из трех самых больших городов Французского королевства.
То,что не сгорело, было разграблено.
Остальная армия, рассыпавшисьпо городу, набрала множество добычи, — так много, что поистине никто не смог быопределить ее количество или ценность. Там были золото и серебро, столоваяутварь и драгоценные камни, атлас и шелк, одежда на беличьем и горностаевом мехуи вообще все самое лучшее, что только можно отыскать на земле. Жоффруа деВиллардуэн подтверждает этими словами, что, насколько ему известно, такойобильной добычи не брали ни в одном городе со времен сотворения мира.(Виллардуэн. Завоевание Константинополя. Цит. по: Joinville and Villehardouin. Chronicles of the Crusades / Trans.M.R.S. Shaw. Harmondsworth, 1963, Ch. 12.P.92)
Католическое духовенство занималось в основномпоисками священных реликвий. Во Францию их привезли такое множество, в том числеи терновый венок Христа, что для достойного размещения этих сокровищ корольЛюдовик IX(Людовик Святой) решил построить в Париже Сен-Шапель.Венецианцам, помимо прочей добычи, достались знаменитые четыре бронзовых коня,вывезенных в свое время императором Августом из Александрии в Рим, а затемимператором Константином из Рима в Константинополь. Их поместили над порталомсобора св. Марка в Венеции.
ЛАТИНСКАЯ ИМПЕРИЯ
Французыосновали Константинопольскую Латинскую империю[2],а ее католическим патриархом стал венецианец. В подходящий момент скрестоносцев и Византии было снято папское отлучение. Другие западные вождистали королями Фессалоники, герцогами Афин или принцами Мореи (Пелопоннес) – неболее чем разбойничьих государств, существовавших по милости Венеции, котораяэксплуатировала их, но не всегда могла контролировать. Себе венецианцы оставилиКрит, получивший название «Кандия», и цепь островов Эгейского моря, защищавшихторговое сообщение с Константинополем, отныне полностью перешедшее в рукивенецианцев.
Взяви разрушив христианский Константинополь, католики-«франки» сравнительно легкодобились того, чего не смогли достичь германские захватчики в IV-Vвв., и что оказалось не под силу агрессорампоследующих столетий – персам, арабам и болгарам. Иннокентий IIIслишком поздно стал сожалеть о своеволии и непокорности крестоносцев,об их ужасной, но вполне предсказуемой жестокости и алчности при захватеимперской столицы. Теперь он совершенно точно знал, что безвозвратно упущенывсе шансы на подлинное объединение Латинской и Византийской церквей, по крайнеймере в обозримом будущем. Современные историки способны проследить и болеедолговременные последствия этих событий. Самый могущественный папа в историиРимской церкви инициировал хорошо испытанную и традиционную к тому времениоперацию ради чисто религиозной цели – освобождения Иерусалима и ГробаГосподня. Но почти сразу же это движение вышло из-под его контроля и попало вруки людей, которые руководствовались причудливой смесью мотивов, замешанных втой или иной мере на жажде обогащения и стремлении к захватам, приправленныхтоликой уверенности в своей правоте, свойственной тем, кто убежден, что Бог наих стороне. А поскольку все эти мотивы подкреплялись непревзойденнымиорганизаторскими способностями венецианцев и совершенством военного искусствафранцузов, крестоносцы оказались неодолимыми. Именно эти способности и уменияобеспечили успех Четвертого крестового похода, и они же в будущем – с конца XVдо середины XXвека – успех европейцев в подчинении или контролебольшей части мира. Но осуществляли эту экспансию и пожинали ее плоды уже непапы и церковь, а государство Новой Европы.(Васильев А.А. «История Византии.Латинское владычество на Востоке. Эпоха Никейской и Латинской империй»)
ВОЗРОЖДЕНИЕ ВИЗАНТИИ
ВXIIIвеке трудно было предугадать будущее развитиесобытий. Политическая и хозяйственная активность далеко не всегда сочеталась своенной квалифицированностью. Новые правители феодальных государств в Греции иФракии воевали друг с другом и не могли защитить своих подданных отвозобновившихся нападений болгар. С другой стороны, в Эпире «Западная Греция» ив Анатолии сохранились части Византийской империи, существовавшие теперь каксамостоятельные государства. В 1261 году одна из армий внезапно захватилаКонстантинополь, и Византийская империя была восстановлена под властью династииПалеологов.
Самую большую опасность для византийцев представлялаэкспедиция Карла Анжуйского, брата Людовика IX,который победил в Южной Италии наследников императора Фридриха IIи получил из рук папы корону Неаполя и Сицилии. Приготовления Карлашли уже полным ходом, когда сицилийцы восстали против французской оккупации. Впасхальный понедельник 1282 года по сигналу вечерних колоколов они перебили2000 французских солдат в Палермо, а затем предложили корону Сицилииарагонскому королю Педро III. Хотя участие в этом Византии так и не былодостоверно установлено, оно по крайней мере столь же вероятно, как ипервоначальный венецианский замысел изменить направление Четвертого крестовогопохода. Однако вне зависимости от того, планировалась «Сицилийская вечерня» илинет, она оказалась самым действенным ответом Византии французам, которыевтянулись в почти трехсотлетние войны с испанцами за Южную Италию. С надеждамиорганизовать поход на Константинополь пришлось распрощаться.
Темне менее Византия перестала быть великой средиземноморской державой и, какчасто бывает в подобных случаях, оказалась неспособной контролировать те силы,которые сама же и вывела на сцену. В 1311 году несколько тысяч каталонских иарагонских наемников, нанятых византийцами, захватили герцогство Афинское.Древние классические здания Акрополя – Пропилеи и Парфенон – превратились,соответственно, во дворец испанского герцога и в церковь Св. Марии. Из всех«латинских» правителей позднесредневековой Греции испанцы были, вероятно,самыми алчными и, вне сомнения, самыми организованными. Испанские рыцари сталикрупными землевладельцами и открыли новые торговые возможности для купцов изГенуи и Барселоны. Словно стремясь подчеркнуть свою отстраненность от прежнегодуха крестовых походов, герцогство Афинское в 1388 году заключило союз сфлорентийским банкирским домом Аччаюоли. Союз баронов, захвативших землю, икупцов-капиталистов, впервые доказавший свою силу в 1204 году, вновьпродемонстрировал высочайшую эффективность.
ВИЗАНТИЯ И ТУРКИ-ОСМАНЫ
В целом мирные отношения между христианами имусульманами в рассматриваемую эпоху имели единственное исключение:турки-османы одну за другой занимали провинции Византийской империи, столицейкоторой после освобождения от латинян в 1261 году вновь стал Константинополь.Свое название турки получили по правителю Осману (1288-1326); в целом они малоотличались от других турецких племен, которые к концу XIIIвека завоевали практически всю Малую Азию: все они были мусульманами и «гази»,воинами Аллаха. Правда, османов возглавляли самые способные вожди, которыевесьма умело создавали на захваченных территориях постоянные городскиеадминистрации по образу Византии и центрально-азиатских тюркских государств.
К середине XIV векатурки закрепились на европейском берегу Дарданелл и развернули последовательноенаступление на Грецию и Балканы. Они разбили болгар и сербов, а затемуничтожили войско западно-европейских добровольцев при Никополе (1396). Этобыла самая серьезная попытка католического христианство прийти на помощьвосточным христианам; но ее жалкий конец не смог убедить Запад в необходимостиболее существенных усилий.
С завоеванием христианских территорий стала постепенноменяться политическая организация Османского государства. Турки-османы довольнотерпимо относились к вероисповеданию своих подданных, и, когда бедствие захватаи грабежа оставались позади, их управление нередко было даже более терпимым,чем все проникающая налоговая система Византии. Как и в первые векаарабо-мусульманских завоеваний, так и теперь, в XIV и XV вв., многие христиане предпочитали не сопротивлятьсятуркам и даже воевали на их стороне. Османские султаны (это титул они получилиот халифа Багдадского после победы при Никополе) всемерно поощряли такоеотношение; вскоре они стали систематически набирать христианских мальчиков дляадминистративной деятельности или профессиональной военной службы в качествеянычар[3].Эта практика, называемая «девширме», обеспечивала султанам верные войска,которые создавали политический противовес силам турецких вельмож. Кроме того,«девширме» требовала завоевания все новых христианских земель и тем самымпоощряла агрессивную политику османов.
В конечном счете Византия оказалась не в силахпротивостоять грозным захватчикам. Имперская политика по-прежнему определяласьпридворными интригами и борьбой различных претендентов на престол, а членыимператорского дома практически самостоятельно правили разными частями Греции.Генуэзцы и венецианцы усиливали контроль над торговлей и свое присутствие всозданных ими опорных пунктах на территории империи; но еще хуже было то, чтоони использовали императоров в своей борьбе и отвлекали ресурсы Византии отобороны против турок. Четырежды в XIV и XV вв. византийские правители отправлялись на Запад спросьбой выступить в помощь христианству; Мануил II(1391-1425) побывал даже в Париже и Лондоне. К сожалению, императоры мало, чтомогли предложить взамен; обещания заключить союз Восточной церкви с Римомнеизменно и немедленно отвергались греческим духовенством. После катастрофы уНикополя предчувствие неизбежности падения Константинополя окрепло.
Но и турок были проблемы. Султан Баязид расширялсвои владения не только в Европе, но и в Восточной Анатолии. Турецкие вельможи,которых он лишил земель, бежали ко двору Тимура. Великий монголо-тюркскийзавоеватель решил покончить с новой и опасной силой на своих западных границах.В 1402 году у Анкары в Центральной Анатолии (ныне столица Турции) Тимурразгромил армию Баязида; мусульманские вельможи покинули султана, и, по ирониисудьбы, ему осталось полагаться только на свои христианские войска.
Хотя Тимур практически не воспользовался своепобедой и предпочел вернуться к завоеванию Северной Индии, но фактически еще на 50 лет отдалил завоевание Византии турками. Но настоящее возрождение прежнейРимской империи на Востоке было уже невозможно. Политические интересы ирелигиозные настроения стали слишком узкими и эгоистическими. Когда группапредставителей греческой интеллектуальной элиты договорилась с папством наСоборах в Ферраре и Флоренции (1439) о воссоединении церквей, их усилия вновьне нашли поддержки в Константинополе. (Литаврин Г.Г. «Как жили византийцы»)
ПАДЕНИЕ КОНСТАНТИНОПОЛЯ
Тем временем турки захватили большую частьБалканского полуострова, вплоть до самого Дуная. Если раньше их вполнеустраивало то, что христианские правители сербов и болгар выступали в качествевассалов султана, то теперь они оккупировали и Сербию, и Болгарию. Последнийзападный крестовый поход достиг Варны, лежащей на черноморском побережье, в1444 году сербы, однако, отказались сражаться против своих турецких господ, авенецианцы, на помощь которых на море рассчитывали участники похода, предпочлимир с турками, чтобы не повредить своей торговли.
В1453 году молодой и энергичный султан Мехмед IIвыступил против Константинополя. Мощные укрепления, выдержавшие в течение вековмножество осад, были разрушены стенобитными орудиями султана. 29 мая 1453 годаКонстантинополь был взят турками. Последний император, Константин IX, погиб в сражении[4];история великой Римской империи закончилась – через тысячу лет после падениясамого Рима.
Вотличие от падения Римской империи на Западе в Vвекегибель Восточной империи в XVвеке объяснить гораздолегче. Четвертый крестовый поход и непрестанное западное вмешательство в делаВизантийской империи фатальным образом подорвали ее политическую мощь. Исконнаявраждебность и агрессивность славянских государств Балканского полуострова непозволяли императорам, за исключением кратких периодов, собрать силы дляотражения мусульманской экспансии. Наконец, нестабильность византийскойполитической системы, неумеренные церковные привилегии и растущая концентрацияземель, а вместе с ними богатства и политическое влияние, в рукахнемногочисленных знатных родов – все это низвело некогда могущественную ихорошо управлявшуюся Византийскую империю на уровень заурядногосредиземноморского города – государства, не обладавшего торговой энергиейВенеции или Флоренции. Подобные города-государства, даже итальянские республикиили автономные фламандские коммуны, были очень уязвимы перед целенаправленнымиатаками крупных государств с профессиональными армиями. Все они потерпелипоражение и в большинстве своем капитулировали в XVили в начале XVIвв. (Koenigsberger H.G. Early Modern Europe, 1500-1789 / /Yistory ofEurope. London, 1987. Ch.2.) Но падение Константинополя означало нечто большее, чем падениегорода-государства и последнего оплота великой империи. Оно означало, что в тосамое время, когда католическая Европа начинала свою великую заморскуюэкспансию, она вынуждена была занять пассивную и чреватую опасностями оборону всамом центре своих земель.
ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ПАДЕНИЯ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
ПадениеВизантии было обусловлено комплексом как внешних, так и внутренних причин.Империя была надорвана латинским завоеванием начала XIIIв. С конца XIIIв. Византия вела почти непрерывные войны на западе ивостоке империи. Они, а также кровавые междоусобицы XIVв. изматывали государство, уничтожали его ресурсы. Силы слабеющейВизантии и набиравшей мощь Османской державы были уже в XIVв. несопоставимы. Но главнейшими причинами гибели Византии быливсе-таки упадок городов, ремесленного производства и торговли, оскудениекрестьянства. Страна переживала политическую раздробленность, которая пришласьна самый критический период в ее истории. Помощь Византии со стороны другихгосударств, нередко преследовавших своекорыстные цели, была недостаточна дляотражения натиска османов. Рост самосознания греческого народа сдерживалсягосподством устаревшей доктрины oqrevtybpvf?Провозглашавшей универсальность и исключительность богохранимой «империиромеев» в ее древних границах.
Османскоезавоевание тяжело отразилось на экономике и социальном развитии Юго-ВосточнойЕвропы, привело к длительному регрессу в развитии производительных сил. Хотяосманское господство укрепило хозяйственное положение части феодалов, которыепошли на сотрудничество с завоевателями, расширило внутренний рынок, обеспечилобольшую централизованность, оно ухудшило положение народов Балкан, испытавшихжестокий национальный и религиозный гнет. (Рансимен С. «ПадениеКонстантинополя»)
Утверждениеосманов на византийской территории сделало ее плацдармом турецкой агрессиипротив стран Центральной и Восточной Европы, Ближнего Востока.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Черная смерть положила конец более чемтрехсотлетнему периоду роста населения, экономической экспансии, основаниягородов и освоения новых пахотных земель; ничего подобного Европа не испытываласо времен варварских нашествий, погубивших Западную Римскую империю. И все жечума не уменьшила ни плодородия земель, ни таланта работников. Для тех, ктовыжил, жизнь во многих случаях стала легче, а еда и одежда – доступнее иразнообразнее. В Западной и Южной Европе крестьянская зависимость постепенноисчезала. Однако этот процесс шел неравномерно, а жизненные условия во многомзависели от случайностей, поскольку эпидемии чумы повторялись; если люди нестановились жертвами гнева Божьего, то они почти всегда страдали от честолюбиявластителей, от притеснений налоговых сборщиков, от грабежей и убийств, чинимыхсолдатами. Эти и другие несправедливости стали приводить к народным восстаниям,оправдание которым часто искали в новых учениях и ереси.
Помере того как разрушение феодальных отношений на уровне земельной сеньориипривело к постепенному исчезновению крестьянской зависимости, их разрушение науровне вассально-ленных связей означало постепенное исчезновение военныхобязанностей вассалитета. На обоих уровнях негибкая феодальная системаотношений сменилась отношениями более свободными и подвижными, в которых всебольшее значение приобретала оплата деньгами. В то же самое время ростблагосостояния, распространение образования и укрепление власти местныхвладетельных особ существенно ослабили необходимость в церкви какунифицированной международной организации, а сама церковь застыла в тех старыхформах, которые когда-то способствовали ее величайшему триумфу, но теперьмешали приспособиться к новым условиям. Это было время насилия и внезапнойсмерти; время, когда жизнь становилась богаче и насыщенней и вместе с тем таилав себе больше риска и больше неопределенностей; время, когда Европа в промежуткемежду концом крестовых походов и началом заморской экспансии могла обратитьсилы на себя самое.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Васильев А.А. ИсторияВизантии. Латинское владычество на Востоке. Эпоха Никейской и Латинскойимперий. Пг., 1923.
2) Васильев А.А. ИсторияВизантии. Падение Византии. Эпоха Палеологов. (1261-1453). Л., 1925.
3) Кенигсбергер Г.Средневековая Европа 400-1500 гг., Весь мир, М., 2001.
4) Литаврин Г.Г. Как жиливизантийцы. М., 1974.
5) Макиавелли Н. Государь, гл.15.
6) Рансимен С. ПадениеКонстантинополя в 1453 г. М., 1983.
7) Успенский Ф.И. ИсторияВизантийской империи. М., Л., 1948. Т. III.