А. С. Андриенко значимые составляющие успешной организации самостоятельной работы студентов неязыкового вуза в процессе изучения дисциплины «иностранный язык для профессиональных целей»

Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. – 2011. – № 2 (4) СОДЕРЖАНИЕПРЕДИСЛОВИЕ……………………………………………………………………….5РАЗДЕЛ І. ПРОБЛЕМЫ ФИЛОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМА.С. Андриенко ЗНАЧИМЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ УСПЕШНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ»……………………………………………………6^ М.Г. Бондарев, А.С. Трач ПОРТФОЛИО КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ……………………..15^ В.Н. Василовская, С.Б. Мальков ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ……………………………………24С.В. Ефименко^ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА……………………………………………………………………………………32О.И. Жданько Отбор и организация содержания обучения профессионально-ориентированной лексике студентов неязыкового ВУЗА….…………………………………….………………………42^ О.А. ЗаблоцкаяОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ……………………………………………………………………………48О.Н. Иконникова АДЪЕКТИВНЫЕ ПАРАДИГМЫ В СЕМИТО-ХАМИТСКИХ, КАВКАЗСКИХ, КИТАЙСКО-ТИБЕТСКИХ И ТАЙСКИХ ЯЗЫКАХ В ПЛАНЕ ГЕНЕЗИСА КАТЕГОРИИ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО……………………………………..60^ Г.А. Краснощекова Организация самостоятельной работы студентов по иностранному языку с использованием информационных технологий………………………………………………………………………..69^ О.Г. Мельник РОЛЬ МЕТАФОРЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ESP…………………………………………75Т.А. Нечаева, О.Н. Черноморова ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ СТУДЕНТАМИ……………………………………………………81ПРЕДИСЛОВИЕС целью обмена опытом в фундаментальных исследованиях и практической деятельности кафедра иностранных языков ТТИ ЮФУ проводит ежегодную научно-практическую конференцию, посвященную проблемам и перспективам развития неспециального языкового образования, воспитания студентов, на которой участники конференции имеют возможность пропагандировать достигнутые научные результаты, обсудить проводимые исследования, поделиться опытом практической работы. Два специальных выпуска электронного научного журнала «Информатика, вычислительная техника и проблемы инженерного образования» (настоящий выпуск – 2011, № 2(4) и следующий выпуск – 2011, № 3(5)) предлагают Вашему вниманию материалы данной конференции, проходившей 31 января 2011 года. В настоящем выпуске размещены работы по проблемам филологии, педагогики и методике обучения иностранным языкам, а в следующем выпуске размещены также ряд работ по указанной тематике, а также по актуальным проблемам психологии и безопасности жизнедеятельности. Кафедра иностранных языков осуществляет научную деятельность по пяти направлениям: методика преподавания ИЯ, педагогика, филология, социология и психология. На конференцию были представлены научные доклады по всем направлениям. В работе конференции приняли участие более 35 человек. Тематика и представление докладов с использованием новейших информационных технологий вызвала большой интерес и обсуждения участников конференции. Актуальность конференции обусловлена, прежде всего, стремлением повысить качество обученности иностранным языкам студентов нашего вуза, а также сложностью и противоречивостью процесса реформирования высшего образования, с которым сталкиваются гуманитарии. В связи с требованием нового государственного стандарта, сокращением количества аудиторных часов по иностранному языку в неязыковых вузах необходимо совершенствовать методику преподавания иностранных языков, развивать самостоятельную работу студентов, обеспечивать современными образовательными контентами учебный процесс, чтобы повысить уровень сформированности коммуникативной компетенции студентов, так как иностранный язык рассматривается на современном этапе развития высшего профессионального образования как обязательный компонент профессиональной подготовки выпускника, реализующий идеи социализации и профессионализации личности специалиста в вузе, и явная предпосылка успешной деятельности специалиста в будущем. Думается, что конференция стала содержательным форумом педагогического сообщества, на котором преподаватели по иностранным языкам провели плодотворные дискуссии о проблемах языкового образования и воспитания студентов в технической школе и наметили пути их совершенствования. Мы выражаем искреннюю благодарность всем, кто принял участие в конференции; а также приглашаем всех желающих принять участие в международной научно-практической конференции, которая будет организована на кафедре иностранных языков в следующем году.^ Зав. кафедрой иностранных языков ТТИ ЮФУк.п.н., профессорКраснощекова Галина АлексеевнаРаздел І. ПРОБЛЕМЫ ФИЛОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМУДК 7.071.3(075.8)А.С. АндриенкоЗНАЧИМЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ УСПЕШНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ»В статье рассматривается проблема организации самостоятельной работы студентов неязыкового вуза в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык для профессиональных целей» на старших курсах образовательного уровня бакалавриата как важное условие качественной подготовки и дальнейшего самообразования будущих выпускников. В работе определяется ведущая цель осуществления самостоятельной работы студентов и дается характеристика дидактическому портфолио студента как инновационному инструменту, средству фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. Самостоятельная работа, образование, самообразование, портфолио студента, непрерывное образование, профессиональная подготовка, индивидуальная образовательная траектория.A.S. Andrienko^ THE IMPORTANT ELEMENTS OF SUCСESSFUL SELF-ORGANIZED WORK OF STUDENTS OF NON-LINGUISTIC INSTITUTE IN THE PROCESS OF ENGLISH FOR SPESIFIC PURPOSES LEARNINGThe article deals with the problem of successful self-organized work of senior students of bachelor level of education of non-linguistic Institute in the process of learning English for Specific Purposes (ESP) as the foreign language. Self-organized work is maintained as the important means of quality education and further self-education of the Higher School graduates. In the article the main purpose of processing of self-organized students’ work and students’ portfolio characteristics as the innovative instrument of self-organized students’ work and personal students’ evaluation have been identified. Self-organized work, education, self-education, students’ portfolio, long-life education, professional education, personal educational trajectory.Проблеме самостоятельной работе посвящены многие исследования, но она не утратила своей актуальности в педагогической теории и практике. Возросший интерес к данной проблеме в процессе развития инновационных технологий обусловлен и интенсивным расширением информационного потока, и сокращением аудиторного академического времени в вузе в процессе изучения студентами дисциплины «Иностранный язык для профессиональных целей» на старших курсах образовательного уровня бакалавриата. При изучении данной дисциплины особое внимание в процессе организации самостоятельной работы следует уделить рассмотрению таких вопросов как типы самостоятельных работ, средства их организации (персональная тетрадь самостоятельных работ, дневник, портфолио), формирование содержания, способы активизации и формы эффективной организации планирования и контроля самостоятельной работы студентов. Организация самостоятельной работы студентов осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 №71; Инструктивным письмом МО РФ от 27.11.2002 № 14-55-996ин/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений», государственными образовательными стандартами. Организация самостоятельной работы является составной частью учебно-методического комплекса дисциплины (УМК). Под самостоятельной работой студентов понимаются разнообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя в специально отведенное для этого аудиторное или внеаудиторное время. Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования предусматривается около 50% часов из общей трудоемкости дисциплины на самостоятельную работу студентов. В связи с этим, обучение студентов вуза включает в себя две, практически одинаковые по объему и взаимовлиянию части: процесс обучения и процесс самообучения. Ведущая цель организации и осуществления самостоятельной работы студентов должна совпадать с целью обучения: подготовкой компетентного, конкурентоспособного бакалавра и будущего специалиста с высшим образованием. Целью организации самостоятельной работы студентов неязыкового вуза в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык для профессиональных целей» на образовательном уровне бакалавриата (III и IV курсы) является формирование, развитие и совершенствование определенного программными документами уровня иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности студентов, что предполагает развитие ключевых и базовых компетенций по направлению профильной специальности, а также творческой, исследовательской деятельности студентов средствами иностранного языка, осуществление профессионально ориентированного общения со специалистами на международном уровне. Самостоятельная работа студентов должна способствовать развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению профессионально ориентированных задач. Формирование содержания самостоятельной работы включает в себя:определение и обоснование необходимого минимума разделов, тем вопросов, заданий, включенных в аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу студентов;определение содержания и объема теоретической учебной информации и практических заданий по каждой теме, которые относятся к самостоятельной работе;отбор и предложение методов и форм самостоятельной работы студентов в соответствии с современными технологиями обучения;определение форм и методов контроля выполнения самостоятельных заданий студентами;разработку критериев оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы, с учетом требований к уровню подготовки студентов, определенных Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Организационная роль в самостоятельной учебной работе студентов принадлежит преподавателю. Преподаватель формирует содержание, планирует, организует, руководит, контролирует самостоятельную работу студентов. Исходя из специфики конкретной группы, преподаватель определяет цель, содержание самостоятельной работы студентов, в соответствии с учебным планом, устанавливает тематику, трудоемкость, формулирует задания для самостоятельной работы, определяет формы самоконтроля студента и контроля со стороны преподавателя, готовит методические материалы для самостоятельной работы. Методические материалы по организации самостоятельной работы студентов являются частью УМК и содержат целевую установку и мотивационную характеристику изучаемых тем, списки основной и дополнительной литературы для изучения всех тем дисциплины, теоретические вопросы и вопросы для самоподготовки, усвоив которые студент может выполнять виды деятельности, предлагаемые на практических занятиях. Обязательными разделами методических рекомендаций являются:план выполнения самостоятельной работы по дисциплине;характеристика заданий для самостоятельной работы;примерные нормы времени на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы по каждому заданию;рекомендуемая литература (основная и дополнительная);требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы;формы контроля. Повышению уровня мотивации студентов старших курсов образовательного уровня бакалавриата в процессе самостоятельной работы способствуют задания, активизирующие изучение профессионально ориентированных проблем, особенно по направлению профильной специальности факультетов. Руководство самостоятельной работой студентов, как часть УМК, включает в себя:предъявление студентам заданий для самостоятельной работы;проведение консультаций (за счет общего бюджета времени, отведенного на аудиторную работу преподавателя) по вопросам организации самостоятельной работы, выполнению конкретных заданий по дисциплине, критериям оценки качества выполняемой самостоятельной работы; по целям, средствам, трудоемкости, срокам выполнения, формам контроля самостоятельной работы студентов;контроль самостоятельной работы студентов. Самостоятельная подготовка студентов с использованием дополнительных источников информации позволяет выразить свое мнение на иностранном языке с опорой на фоновые знания и характеризующиеобщую компетенцию студента (эмпирические и академические знания), экзистенциальную компетенцию (личностные характеристики и взгляды) профессиональную (специальную) компетенцию будущего выпускника технического вуза. Для контроля самостоятельной работы студентов могут быть использованы разнообразные формы, методы и технологии контроля. Формы: тестирование, презентации, кейсы, защита творческих работ, контрольные работы и др.; Методы контроля: зачёты, практические работы, собеседования, семинары, экзамены; Технологии контроля: ситуативная, рейтинговая оценка, портфолио, самооценка, индивидуальная тетрадь, дневник студента и др. Идея портфеля или папки индивидуальных учебных достижений учащихся становится в нашей стране всё более популярной. Портфолио рассматривается как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений студентов. Всё больше вузов используют в своей практике электронную форму портфолио. То, что находит распространение сейчас – это, главным образом, заимствование зарубежного опыта, попытка разработать формы работы с портфелем индивидуальных академических достижений студентов, их индивидуальных образовательных траекторий в условиях отечественной высшей школы, основываясь на зарубежном, главным образом, американском опыте. Идея применения портфолио возникла в 80-х годах в США в педагогических вузах штатов Южная Каролина (Т.М. Кьюз, Р.Л. Джонсон, С.А. Манро), Орегон (В. Спандел, Р. Килхан), Массачусетс (С.М. Глезер, С.Б. Браун), Нью-Гемпшир (Д.Х. Грейвес, Б.С. Сунстейн). Портфолио стало популярной идеей в Европе и Японии. В последние годы интерес к системе портфолио отмечен и в российском образовании. В 1997 году Т.М. Кьюз, профессор университета Южной Каролины, опубликовала книгу “Мера для меры”, в которой представлен глубокий анализ разносторонних возможностей портфолио как инструмента оценивания уровня знаний учащихся. Обзор современной зарубежной литературы, посвящённый применению портфолио в обучении, показывает, что сторонники портфолио видят в нём больше, чем просто альтернативный способ оценки или собрание работ. Идея портфолио связана с новым пониманием сути учебного процесса, с новыми целями образования. Данная идея предполагает определенную образовательную философию. Самым главным здесь является не портфолио, как таковое, а совокупность процесса обучения и учения во взаимосвязи с применением портфолио как инструмента организации самостоятельной работы студентов. Понимаемая так идея портфолио связывается с процессами модернизации современной школы. Портфолио рассматривается как одно из действенных средств углубления познавательных интересов, развития познавательной активности, интеллектуальных рефлексивных способностей студентов в процессе самостоятельной работы. В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов: рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития студента;проблемно-исследовательское портфолио, связанное с написанием реферата, научной работы, выступлением на конференции. Такое портфолио представляет собой набор материалов по определенным рубрикам, например, варианты названий реферата (доклада, статьи); список литературы для изучения; темы, проблемные области, план исследования; дискуссионные точки зрения; факты, цифры, статистику; цитаты, афоризмы; результаты исследования; выводы по результатам исследования; методы исследования; прогнозы и перспективы;тематическое портфолио, создаваемое в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела курса. “Portfolio” в переводе с итальянского языка означает “папка с документами”, “папка специалиста”, в переводе с французского означает “излагать”, “формулировать”, “нести” и “лист”, “страница” или “досье”, “собрание достижений”. Слово “портфолио” не склоняется, словарь допускает использовать это слово в мужском и среднем роде. Существует огромное разнообразие определений портфолио. По мнению Калмыковой И.Р. портфолио – это набор материалов, демонстрирующий умение решать задачи своей профессиональной деятельности, выбрать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма работника [1]. По мнению Чошанова М.А. портфолио – это пакет работ индивидуума, который связывает отдельные аспекты его деятельности в более полную картину, или спланированная заранее индивидуальная подборка достижений индивидуума [2, с. 35]. Чошанов М.А. предлагает портфолио как “альтернативную систему оценки” [2, с. 49]. По мнению Кузнецова А.А. – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений личности в определённый период его деятельности [3, с. 108]. По мнению Красильниковой В.А. и Запорожко В.В. электронное портфолио представляет собой сложный программно-методический комплекс, направленный на аккумуляцию созданных компьютерных средств обучения, распределённых информационно-образовательных ресурсов, нормативных документов, результатов опыта и достижений, творческих работ и т.д. [4]. Электронное портфолио студента – это совокупность различных отделов и разнообразных работ, отражающих все стороны его деятельности. Данный вид портфолио создаёт условия для самореализации и самовыражения студента, рефлексии его деятельности, формирования успешности. Некоторые исследователи рассматривают портфолио как рабочую файловую папку, содержащую многообразную информацию, которая документирует приобретённый опыт и достижения. Ещё одно определение предложено Майером Д.: «Портфолио – это целенаправленная коллекция работ студента, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях. Коллекция должна вовлекать … в отбор его содержания, определения критериев его отбора; должна содержать критерии для оценивания портфолио и свидетельства о рефлексии студента» [5,32]. Фрай определял портфолио как «своеобразную выставку работ…, задачей, которой являлось отслеживание … личностного роста» [6,45]. Аналогична точка зрения Стаффа, который рассматривает портфолио как коллекцию работ обучающихся, которая раскрывает … аффективное и когнитивное развитие» [7,76]. Говоря о веб-портфолио студента, можно определить, что под данным видом портфолио понимается веб-страница или веб-сайт, который используется студентом для хранения результатов проектно-исследовательской профессионально ориентированной деятельности, теоретических и практических материалов, личных достижений. Данный вид портфолио включает в себя описание и указания к ряду практических работ, методические материалы и рекомендации, обеспечивающие выполнение предложенных в работах заданий, материалы для аттестации и самоаттестации студентов, исследовательские и творческие работы. В состав портфолио студента, кроме набора теоретических документов и рабочих материалов, могут войти: общие сведения о студенте; проверочные, контрольные работы; внеаудиторная деятельность по предмету; отзывы и рецензии на творческие работы и достижения; проекты и творческие работы студентов; аудио – и видеоматериалы, фотографии и т.д. При создании и наполнении электронного портфолио студента преподавателю необходимо помочь обучаемым конструировать, моделировать и проектировать свою профессионально ориентированную деятельность, учитывая программные требования в соответствии с содержанием учебно-методических комплексов. “Демонстрационный портфолио” – служит для итоговой оценки уровня сформированности лингвистических компетенций студентов по определённой теме и является собранием работ разнообразного характера. “Портфолио роста” – призван показать не столько конечный результат, сколько процесс его достижения. “Инструментарный портфолио” чётко и доступно излагает материал, сопровождающийся наличием интересных примеров и тренировочных заданий [8, с. 118]. Таким образом, портфолио – это форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования. Учебное портфолио легко интерпретируется в профессиональные и служебные системы оценки, что даёт возможность раннего формирования профессионально значимых компетенций студентов. В структуру портфолио могут входить такие компоненты, как:портфолио документов;портфолио работ;портфолио отзывов. Следует отметить, что большой интерес вызывают у студентов старших курсов творческие самостоятельные работы по направлению профильной специальности факультетов, выполнение которых предполагает достаточно высокий уровень самостоятельности. Студенты учатся использовать уровень сформированности компетенций по иностранному языку в различных ситуациях, осуществляют активную коммуникацию на иностранном языке в ролевых играх, диспутах, проектах, презентациях, обсуждениях «круглого стола», конференциях, защите дипломного проекта на иностранном языке. К основным видам, требующим организацию самостоятельных работ студентов, можно отнести следующие:работа с текстовым источником информации; упражнения; выполнение практических работ; проверочные самостоятельные, контрольные работы, тесты, диктанты, сочинения;подготовка докладов, рефератов;выполнение творческих работ, проектов, подготовка к конференциям, ролевым играм, обсуждениям «круглого стола», презентациям. Учебные и учебно-методические материалы, разрабатываемые с учетом специфики самостоятельной работы студентов, должны соответствовать следующим требованиям: содержать рекомендации по срокам, объему и качеству усвоения материала с указанием учебных и научных изданий, используемых в этих целях; включать вопросы для самоконтроля, проверочные тесты, контрольные задания, а также примеры оформления самостоятельной письменной работы, теста; должны оформляться таким образом, чтобы основные моменты текста (идеи, концепции) были выделены. Анализ результатов исследований ученых (В.А. Беликов, А.К. Громцева, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская, А.С. Усова, Т.И. Шамова) позволяет структурировать содержание самообразовательной деятельности, выделив следующие компоненты: мотивационный, который обусловлен потребностями личности, и включает в себя потребности, интересы, мотивы, т.е. все то, что обеспечивает целенаправленное включение студентов в процесс самообразования и поддерживает познавательную активность; ориентационный, который характеризует глубину восприятия студентом цели самостоятельной работы, его способность планировать и прогнозировать данную деятельность;  содержательно-операционный, включающий систему ведущих знаний студента в конкретной области и умений самообразовательной деятельности (инструменты получения и переработки информации, применения знаний на практике);  ценностно-волевой, включающий в себя волю, эмоциональный подъем, самообязательство, самоутверждение;  оценочный, сущностью которого является систематическое получение обратной информации о ходе самообразования на основе сравнения достигнутых результатов с прогнозируемыми. Данный компонент включает в себя самоконтроль, самоанализ и самооценку. Результативность самостоятельной работы студентов обеспечивают педагогические условия, которые интенсифицируют механизм самообразования и самоактуализации личности:  формирование положительной мотивации студентов на самостоятельную работу;  ориентация на принятие себя как организатора и субъекта самообразовательной деятельности;  направленность студентов на творческую рефлексию самостоятельной работы. Разработка комплекса методического обеспечения учебного процесса является важнейшим условием эффективности самостоятельной работы студентов. К такому комплексу следует отнести блоки тематических разделов, учебные и методические пособия, практикумы, банки заданий, тесты, компьютерные обучающие и контролирующие программы для самоконтроля, информационные базы дисциплины и др. Это позволит организовать проблемное обучение, в котором студент является равноправным участником учебного процесса Эффективность самостоятельной работы студентов во многом определяется определением активных методов ее контроля. Существуют следующие виды контроля:входной контроль уровня сформированности компетенций студентов; текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях; промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса; самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена; контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины. Эффективность процесса обучения иностранному языку на образовательном уровне бакалавриата значительно повысится, если самостоятельная учебная деятельность студентов будет представлять собой динамично функционирующую целостную систему. Система организации самостоятельной деятельности студентов по дисциплине «Иностранный язык для специальных целей» должна быть основана на педагогических и психологических закономерностях, определяться содержанием, методами, организацией обучения с учетом возрастных психологических особенностей студентов в структуре учебно-методического комплекса дисциплины. Таким образом, организация самостоятельной работы студентов представляет собой совокупность приёмов, осуществляемых на этапах целеполагания, мотивации, определения содержания, характера, степени трудности учебных задач, способов действий, контроля и самоконтроля, т.е. определенную структуру со своей технологией, организацией и управлением. Дальнейшая разработка методики организации самостоятельной деятельности является одним из главных условий актуализации потенциальных возможностей и самореализации индивидуальных образовательных траекторий каждого студента.^ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОККалмыкова И.Р. Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности // Образование в современной школе. – 2006. – № 5.Чошанов М.А. Был. Состоял. Привлекался. Учебный портфолио как альтернативная система оценки // Учитель года. – 2002. – № 4.Кузнецов А.А. Развитие методической системы обучения информатике в средней школе: Автореф. дис…докт. пед. наук / НИИ СиМО. – М., 2006.Красильникова В.А., Запорожко В.В. Использование электронного портфеля при подготовке будущего учителя информатики // Информатика и образование. – 2007. – № 12.Баранов С.П. Педагогика. – М.: Просвещение, 1987. Юдина И.Г. Портфолио. – Волгоград: Учитель, 2007. Теория и практика организации предпрофильной подготовки / Под ред. Т.Г. Новиковой. – М.: АПКиПРО, 2003. Селевко Г.К. Современные информационные технологии. – М.: Народное образование, 2007.Андриенко Анжела Сергеевна Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге. E-mail: [email protected]. 347939, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44. Тел.: 88634371496.Andrienko Anzhela Sergeevna Taganrog Institute of Technology – Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”. E-mail: [email protected]. 44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347939, Russia. Phone: +78634371496.УДК 372.881.111.1М.Г. Бондарев, А.С. Трач^ ПОРТФОЛИО КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИВ статье рассматривается проблема эффективности использования технологии портфолио в рамках курса «Иностранный язык для специальных целей». Авторами делается анализ определений и видов портфолио применительно к процессу обучения. В качестве примера реализации данной технологии в процессе обучения приводится “Electronic Engineering Portfolio”, дается его детальное описание. Портфолио; иностранный язык для специальных целей; профессионально ориентированная коммуникативная компетенция; технический вуз.M.G. Bondarev, A.S. Trach^ PORTFOLIO AS MEANS OF EFFICIENCY ENHANCEMENT OF PROFESSIONAL FOREIGN COMMUNICATIVE COMPETENCE FORMING The article looks upon the problem of portfolio technology usage as part of the course “English for special purposes”. The authors give analysis of the definitions and kinds of portfolio in respect to educative process. As an illustration of this technology’s realization “Electronic Engineering Portfolio” is drawn, its detailed description being offered. Portfolio; foreign language for special purposes; professional foreign communicative competence, technical institute of higher educationВ последнее десятилетие, как в России, так и за рубежом наметились политические и социальные тенденции, которые привели к возрастанию актуальности проблем качества образования, поиску новых подходов к повышению эффективности управления образовательными системами. Коренная перестройка в системе образования привела к необходимости формирования компетенций, тогда как раньше целью образования было приобретение обучающимися знаний, умений и навыков. «Под компетенцией понимают обладание, наряду со знаниями, умениями и навыками, еще и способностью максимально эффективно вести себя в ситуациях, которые порождает профессиональная деятельность и которые не всегда можно показать теоретически» [8]. Компетенция предполагает общую способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности, способность человека устанавливать связи между знанием и реальной ситуацией, а так же осуществлять принятие решений в условиях неопределенности и вырабатывать алгоритм действий по его реализации. Современному обществу необходим специалист, способный к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности, постоянному самосовершенствованию, умеющий самостоятельно приобретать знания, осваивать новые технологии и передовой опыт. Поэтому активизируется поиск способов развития качеств личности, необходимых для творческой самоорганизации и самопрезентации своих компетентностей на рынке труда и в осуществлении карьерного роста [2]. Таким образом, в современном высшем образовании большое значение приобретает развитие способности специалиста к использованию исследовательского подхода при решении производственных задач. Такие способности должны формироваться не столько набором соответствующих дисциплин, включенных в учебные планы, сколько всем контекстом обучения в высшем учебном заведении, при котором каждая дисциплина рассматривается как средство личностного развития студента. Личностно-ориентированный подход к профессиональному образованию в университете предполагает, что необходимо, прежде всего, исходить из того, что в центре учебного процесса в вузе должен быть студент, который выступает субъектом своего становления как гармонично развитой личности. И в отечественной, и в зарубежной педагогике намечается также усиление значимости самооценки, самоконтроля, рефлексии. В связи с этим ощущается потребность в учебных технологиях, которые сочетали бы в себе элементы контроля и самоконтроля, необходимы новые формы и методы комплексной оценки учебных и иных достижений студентов в логике компетентностного подхода. Требуются также технологии организации индивидуально-ориентированного образовательного процесса. Только современные, более гибкие и перспективные подходы в педагогическом исследовании и практике смогут привести к пониманию оптимальной стратегии развития [4]. Смена подхода требует как смены технологий обучения, так и технологий контроля результатов обучения. Такой технологией является портфолио. Технология портфолио (от латинских корней «port» – хранилище и «folium» – лист) первоначально возникла в экономике и искусстве. В экономике этим термином обозначаются источники, в которых рассредоточена собственность, в мире искусства – набор способов или средств, с помощью которых специалист может показать как весь спектр направлений своей работы, так и свои достижения (например, у архитектора это может быть папка с набором фотографий готовых работ, макетов, инсталляций, планов и т.д.). В сфере образования портфолио впервые стало применяться в Канаде и США в 80-е годы XX века для отбора преподавателей университетов и колледжей при приеме на работу. Поскольку данная технология показала свою эффективность, сферу ее применения быстро расширили. «Технология портфолио в образовании – это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов ученика в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной» [7]. Но это лишь одно из определений – портфолио может собираться с различными целями, поэтому единого определения данной технологии не существует. И.Л. Васюков, А.Н. Волков перечисляют следующие существующие определения портфолио: способ фиксирования, накопления, а также целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки индивидуальных достижений обучающегося; коллекция  работ и результатов учащихся, которая демонстрирует усилия, прогресс и достижения в определенной области; сбор доказательств, систематический, специально организованный и используемый для мониторинга знаний, навыков, отношений, шире – компетенций; рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения субъекта обучения; отчет по процессу обучения о том, что узнал учащийся, как проходил процесс обучения, как он думает, анализирует, синтезирует, производит, создает и т.п., как взаимодействует на интеллектуальном, эмоциональном и социальном уровнях [3]. Рассмотрим виды портфолио подробнее, обращая внимание на выполняемые функции и цели. Внутри практико-результативной деятельности выделяют такие виды портфолио, как практико-ориентированные, проблемно-ориентированные, проблемно-исследовательские, тематические [5]. Целью практико-ориентированных портфолио является анализ практической деятельности; проблемно-ориентированные являются средством повышения качества решения проблемы; проблемно-исследовательские используются