Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Ревдинский государственный педагогический колледж
Кафедра психолого-педагогических дисциплинГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Реферат по введению в педагогическуюпрофессиюВыполнила: Власова Е.В.,
студентка гр.101
специальность 0319
Проверила: Л.В.Бормотова,
преподаватель
высшейкатегории
2001ПЛАН
1. Роль гуманизации. Основные понятия.…………..…………………………3
2. Закономерностигуманизации образования…………………………………5
2.1. Основные положения……………………………………………….5
2.2. «Мое педагогическое кредо»…..…………..………………………8
3. Гуманизацияобразования и демократический стиль педагога……… ……104. Список использованнойлитературы…………………………………………11
1. РОЛЬ ГУМАНИЗАЦИИ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Российское общество находится на переломном этапесвоего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой ипреодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшимгуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения кчеловеку как высшей ценности бытия.
Человек как самоцель развития, как критерий оценкисоциального процесса представляет собой гуманистический идеал происходящих встране преобразований. Поступательное движение к этому идеалу связано сгуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоятьчеловек с его нуждами, интересами, потребностями. Поэтому гуманизацияобразования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип,отражающий современные общественные тенденции построения функционированиясистемы образования.
Гуманизация – ключевой элемент нового педагогическогомышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса.Основным смыслом образования в этом становится развитие личности. А этоозначает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен былпередавать знания учащимся, то гуманизация выдвигает другую задачу –способствовать всеми возможными способами развитию ребенка. Гуманизация требуетизменения отношений в системе «учитель-ученик» — установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечет засобой изменение методов и приемов учителя.
Гуманизация образования предполагает единствообщекультурного, социально нравственного и профессионального развития личности.Данный социально педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания итехнологии образования.
Ключевое понятие гуманистической философии образования- «гуманизм». Попытка определить его смысл показывает,что у этого понятия существует несколько значений. Их изменение позволяетосознать различные аспекты данной проблемы, хотя и вызывает затруднения,связанные с определением конкретного содержания самого понятия «гуманизм».
Так понятие «гуманизм» употребляется, по крайней мере,в десяти значениях:
· название эпохи Возрождения в различных культурных движениях, идейныхтечений, направлений общественной мысли;
· название области теоретического знания, которая отдает предпочтениегуманитарным наукам;
· характеристика марксистского мировоззрения, пролетарской идеологии,социалистического образа жизни;
· обозначение нравственных качеств личности — человечности, доброты и уважения;
· определение важнейшего фактора всестороннего развития личности;
· выражение особого отношения к человеку как высшей ценности жизни;
· название практической деятельности, направленной на достижениеобщечеловеческих идеалов, и др..
Аналогичноеположение наблюдается и в отношении понятия «гуманность», которое частоотождествляется с понятием «гуманизм».
Гуманизмкак идейно ценностный комплекс включает в себя все высшие ценности,выработанные человечеством на долгом и противоречивом пути своего развития иполучивших название общечеловеческих; человеколюбие, свобода и справедливость,достоинство человеческой личности, трудолюбие, равенство и братство,коллективизм и интернационализм и др.
Гуманизмчаще всего выступает как понятие философско-идеалогическое, как названиефилософской системы, и поэтому его исследования предписывают компетенциифилософских наук. Гуманность же рассматривается чаще как психологическоепонятие, в котором отражается одна из важнейших черт направленности личности.
Гуманистическое мировоззрение как обобщеннаясистема взглядов, убеждений, идеалов строится вокруг одного центра — человека. Если гуманизм — это система определенных взглядов на мир,то именно человек оказывается системообразующим фактором, ядромгуманистического мировоззрения. При этом его отношение содержит не толькооценку мира, но и оценку своего места в окружающей действительности.Следовательно, в гуманистическом мировоззрении как раз и находят свое выражениемногообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, кдеятельности, то есть, по сути, ко всему миру в целом.
В психологическом словаре понятие «гуманность»определяется как «обусловленная нравственными нормами и ценностями системаустановок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо),которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования…реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи».(Психология: словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского.-М, 1990.-с.21.).
Следовательно, гуманность — это качество личности, представляющая собой совокупностьнравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное исопереживаемое отношение к человеку как высшей ценности.
2.ЗАКОНОМЕРНОСТИ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ.
2.1. Основныеположения
Опираясь на выводы многочисленныхпсихолого-педагогических исследований можно сформулировать закономерностигуманизации образования.
1. Образованиекак процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействиярастущего человека со взрослыми и социальной средой. Психологические явления,отмечал С.Л.Рубинштейн, возникают в процессе взаимодействия человека с миром.А.Н.Леонтьев считал, что ребенок не стоит перед окружающим миром один на один.Его отношения к миру всегда передаются через отношения других людей, он всегдавключен в общение (совместную деятельность, речевое и мыслительное общение).
2. Средигуманистических тенденций функционирования и развития системы образования можновыделить главную – ориентацию на развитие личности. Чем гармоничнее будетобщекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности,тем более свободным и творческим будет становиться человек.
3. Образованиебудет удовлетворять личные запросы, если оно, согласно Л.С.Выготскому,ориентировано на «зону ближайшего развития», то есть на психические функции,которые уже созрели у ребенка и готовы к дальнейшему развитию.
4. Сегодняесть реальная возможность дать человеку овладеть не только базовымипрофессиональными знаниями, но и общечеловеческой культурой, на основе которойвозможно развитие всех сторон личности, учет ее субъективных потребностей иобъективных условий, связанных с материальной базой и кадровым потенциаломобразования. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависитот уровня освоения базовой гуманитарной культуры. Этой закономерностьюобусловлен культурологический подход к отбору содержания образования. В этойсвязи самоопределение личности в мировой культуре — стержневая линия гуманитаризации содержания образования.
5. Культурологическийпринцип требует повышения статуса гуманитарных дисциплин, их обновления,освобождения от примитивной назидательности и схематизма, выявление ихдуховности и общечеловеческих ценностей. Учет культурно исторических традицийнарода, их единства с общечеловеческой культурой-важнейшиеусловия конструирования новых учебных планов и программ.
6. Культурареализует свою функцию развития личности только в том случае, если онаактивизирует, побуждает человека к деятельности. Чем разнообразнее ипродуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходитовладение общечеловеческой и профессиональной культурой.
7. Процессобщего, социально-нравственного и профессионального развития личностиприобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом обучения.Данная закономерность обуславливает единство реализации деятельного и личногоподходов
Личностный подход предполагает,что и педагоги, и учащиеся относятся к каждому человеку как к самостоятельнойценности, а не как к средству для достижения своих целей.
8. Принципдиалогического подхода предполагает преобразование позиции педагога и позицииучащегося в личностно-равноправные, в позиции сотрудничающих людей. Такоепреобразование связано с изменением ролей и функций участников педагогическогопроцесса. Педагог не воспитывает, не учит, а активизирует, стимулирует стремления,формирует мотивы учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создаетусловия для самодвижения.
9. Саморазвитиеличности зависит от степени творческой направленности образовательногопроцесса. Данная закономерность составляет основу принципа индивидуально-творческогоподхода. Он предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видовдеятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Это даетвозможность учащемуся ощутить радость от осознания собственного роста иразвития, от достижения собственных целей. Основное назначениеиндивидуально-творческого подхода состоит в создании условий для самореализацииличности, в выявлении и развитии ее творческих возможностей.
10. Гуманизация образования взначительной степени связана с реализацией принципа профессионально-этическойвзаимоответственности. Готовность участников педагогического процесса принятьна себя заботы других людей неизбежно определяется степенью сформированностигуманистического образа жизни. Данный принцип требует такого уровня внутреннейсобранности личности, при которой человек не идет на поводу обстоятельств,складывающихся в педагогическом процессе. Личность сама может творить этиобстоятельства, вырабатывать свою стратегию, сознательно и планомерносовершенствовать себя.
На сегодняшний день, когда всоциально-экономической жизни страны происходят небывалые перемены, когда всемы думаем о путях преобразования общественного воспитания, возникаетнеобходимость решения стоящих перед нами новых задач. Одна из них та же что стоитперед обществом в целом: переход от командно-бюрократической к демократическойорганизации жизни. Обновленный социум должен явить свое лицо, прежде всегодетям. Применительно к образованию это означает гуманизацию (предполагаетусиление человечности, уважение к человеческому достоинству; человеколюбие вобучении и воспитании)-ориентацию наребенка, его потребности, возможности и психологические особенности.
Что необходимо иметь в видупод ориентацией на ребенка? В чем состоят его возможности и психологическиеособенности и какие из них мы должны учитывать в первую очередь? Или, можетбыть, всякое систематическое педагогическое воздействие ребенка стоит вовсеотменить, положиться на естественный ход его развития?
Помните источникомпсихического развития является социальная среда, воплощающая особенностичеловеческого рода, который должен усвоить ребенок.
Психическое развитие происходит в процессеовладения человеческой культурой-орудиямитруда, языком, произведениями науки и искусства и т.д., иначе происходить ононе может. Но ребенок овладевает культурой не самостоятельно, а при помощивзрослых, в процессе общения с окружающими людьми. Воспитание и обучение — важнейшие формы такого общения, в которыхоно происходит систематически и планомерно.
Таким образом, вопрос о необходимостисистематического педагогического воздействия на ребенка решается вполнеоднозначно: оно необходимо, так как служит одним из основных путей передачиребенку общественного опыта, человеческой культуры. Вне такой передачи психическоеразвитие вообще невозможно. Другое дело как, какими путями, в каких формах этовоздействие осуществляется, чтобы ориентироваться на ребенка, учитывать егоинтересы и возможности и быть вместе с тем наиболее эффективным.
Итак, для того чтобы приобрести подлинногуманистический характер не на словах, а на деле, воспитание должноосуществляться в основном через организацию и руководство детскими видамидеятельности и обеспечивать наилучшие условия для развития в этих видахдеятельности психологических качеств, специфичных для возраста и имеющихнепреходящее значение, — в первуюочередь образных форм познания мира и социальных эмоций.
Реальный процесс психического развития ребенкавключает гораздо более широкий круг психических свойств и способностей, которыенеобходимо учитывать при построении обучения и воспитания. Главное же — развитие каждого ребенка идет своим особымпутем, в котором общие закономерности проявляются в индивидуальной форме. Иесли учет возрастных особенностей психологического развития является основойразработки общей стратегии требует выявле6ния и учета индивидуальныхособенностей.
2.2. «Моепедагогическое кредо»
Гуманизация общества поставила вопрос обавторитете учителя. Близость авторитета и авторитарности как однокоренных слови смежных понятий проблематизировала идею учительского авторитета, предъявила кнему этические критерии. Индивидуальность как основа обучения и воспитаниявозвращает учителю и школе самоуважение.
«Учащие и учащиеся, — прежде всего сотрудники», — писал Н.К.Рерих. Так демократизация и гуманизация в образовании открыли пути к развитиюинициативы и самостоятельности ученика и учителя.
Сложность образовательного процесса заключается втом, что он, занимает значительное место в жизни человека, не дает ощутимого,зримого, конкретного результата сразу по его завершении. Результатомобразования является все последующее поведение, деятельность, образ жизничеловека. Поэтому влияние педагогического воздействия любого образовательногоучереждения не может контролироваться непосредственно.
Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет насебя ответственность за тех кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем онотвечает за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право бытьпедагогом, учителем, воспитателем. Достойное выполнение профессиональнопедагогического долга требует от человека принятия ряда обязательств.
Во-первых, следует объективно оцениватьсобственные возможности, знать свои сильные и слабые стороны, значимые дляданной профессии качества (особенности саморегуляции, самооценки, эмоциональныепроявления, коммуникативные, дидактические способности и т.д.).
Во-вторых, педагог должен обладать общейкультурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия,представления, внимания), культурой поведения, общения и педагогическогообщения в частности. Педагог — этообразец, которому сознательно, а чаще всего неосознанно, подражают ученики,перенимая то, что делает учителя.
В-третьих, обязательной предпосылкой и основойуспешной деятельности педагога являются уважение, знание и понимание своегоученика как «другого». Ученик должен быть понят педагогом и принят им внезависимости от того, совпадают ли их системы ценностей, модели поведения иоценок; это также предполагает знание психологических механизмов изакономерностей поведения и общения.
В-четвертых, педагог является организаторомучебной деятельности обучаемых, их сотрудничества и в то же время выступает вкачестве партнера и человека, облегчающего педагогическое общение, то есть«фасилитатора», по К. Роджерсу. Это обязывает развивать организаторские,коммуникативные способности для управления процессом усвоения знаний учениками,включая их в активные формы учебного взаимодействия, стимулирующегопознавательную активность его участников. Развитие таких профессиональныхумений предполагает не только глубокие психолого-педагогические знания, но ипостоянный, систематический профессиональный тренинг.
Таким образом, профессиональные качества педагогадолжны соотноситься со следующими постулатами-заповедями егопсихолого-педагогической деятельности:
– уважай в ученике человека, личность (что является конкретизациейзолотого правила древности — относись кдругим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе);
– постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования (ибоизвестно, что тот, кто не учится сам, не может развивать вкус к учению,«умственный аппетит» у других);
– передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их осваивать, былготов их использовать в различных ситуациях и в своем самообразовании.
Эти постулаты естьконкретизация общеизвестного тезиса: только личность воспитывает личность,только характер формирует характер. Педагог обязан быть Личностью, это егопрофессиональная характеристика.
Чтобы процесс развития проходил успешно,безболезненно для ребенка, должна быть создана вокруг него соответствующаяатмосфера, так называемая «гуманистическое пространство» (И.Д. Демакова). Всоздании такого пространства педагог занимает определенное место, играет однуиз главных ролей. Используя СЛОВО, ДЕЛО и НАБЛЮДЕНИЕ (диагностику), педагогсоздает условия, чтобы ребенок проявил себя. Для того чтобы помочь ребенку,можно определить основное правило — «Правило 7У»:
– «уверенность» — знание своихправ и прав ребенка, способность защитить его. Педагог гарант соблюдения правребенка;
– «успешность» — берясь за любоедело, педагог должен предвидеть положительный результат, то есть быть уверен,что оно под силу детям и ему;
– «удивительность» — надоразвивать в себе незаурядность, дети не любят «пирожки ни с чем»;
– «убедительность» — уметь зажечьдетские сердца, убедить их в важности дела;
– «уважительность» — необходимовзаимное уважение; уважаешь мнение детей, они уважают твое. Воспитание безуважения — подавление;
– «уравновешенность» — в классенужно быть готовым ко всему, не падать в обморок, а анализировать и работать;
– «улыбчивость» — без чувстваюмора в школе жить невозможно. Улыбка — это и оценка, и одобрение, и подбадривание.
3.ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ПЕДАГОГА
Стремление жить в некойобщности, быть ею защищенной, самоутверждаться в ее среде свойственно всем.Поэтому, если педагог хочет, чтобы дети были хорошими, необходимо делать все,чтобы воспитанники хотели быть таковыми, чтобы они находили удовольствие в хороших,нравственных поступках.
Значит, у педагога не можетбыть никаких других целей, кроме целей жизни воспитанников. Ведь для ребят идеяне отделена от личности, и то, что говорит им любимый учитель, воспринимаетсясовсем по-другому, чем то, что говорит неуважаемый и чуждый им человек. Самыевысокие идеи в устах последнего становятся ненавистными.
Поэтому стоит чаще вставать наместо детей, чтобы понять: что ихинтересует, что радует, что утомляет, что обижает. Ведь воспитательный процесспрекращается с того и до того момента, пока ребенок не поймет, почему с ним такпоступили; пока он не согласиться стем, как с ним поступили; пока онозлоблен, что с ним так несправедливо поступили.
Во всем этом объективная базаединства воспитателя и воспитанника, то есть необходимое условие возникновенияизвестной всем (но не всеми применяемой!) педагогики сотрудничества, котораястроится на принципах гуманизации и демократизации отношений со своимивоспитанниками.
Для решения всех педагогическихзадач есть два подхода. Один императивный, когда педагог сам решает задачу,заставляя своих воспитанников делать то, что необходимо для их будущего. Другой- гуманный, то есть такой, когдавоспитатель стремится приобщить детей к решению педагогических задач, когда онсотрудничает с ними, делает их своими помощниками в воспитании, обучает тому,что умеет сам.
Самое главное приобретение,которое необходимо сделать ребенку в период школьного ученичества, — это чувство собственного достоинства, верав себя, вера в то, что он знает, умеет и может.
И достичь этого можно толькодобром, ибо только добро порождает добро. Так завещал замечательный педагог — наш современник В.А. Сухомлинский.
Дети — источник вдохновения, и мой долг как педагога дать им детство,сохранить его, быть им другом.
«С рождения до трех лет — ребенок твой бог, с трех до десяти- он твой раб, с десяти лет — ребенок твой друг» (древнекитайскаямудрость).
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Амонашвили Ш.А. Единство цели: Пособие для учителя. -М.:Просвещение, 1987.
2. Дошкольное воспитание №8.-М., 1990
3. ЗимняяИ.А. Педагогическая психология. — М.: Логос, 1999
4. Классныйруководитель №4.-М., 2001
5. Подласый Педагогика.
6. Сластенин Педагогика.
7. СоловейчикС.Л. Педагогика для всех. — М.: Детская литература, 1989