–PAGE_BREAK–
2.2. Организационные формы дистанционного обучения
В педагогической практике выработались хорошо известные формы обучения. Наиболее распространенные из них — лекции, семинары, контрольные работы, экзамены — используются в дистанционном обучении, однако, проявляя некоторые специфические особенности.
Лекции,в отличие от традиционных аудиторных, исключают живое общение с преподавателем, однако имеют и ряд преимуществ. Для записи лекций используются аудио- и видеокассеты, СD-RОМ — диски. Использование новейших информационных технологий (гипертекста, мультимедиа, виртуальной реальности) делает лекции выразительными и наглядными. Такие лекции можно слушать в любое время и на любом расстоянии. Кроме того, не требуется конспектировать материал.
Семинарыдистанционного обучения являются активной формой, учебных занятий. Семинары проводятся с помощью видео — конференций. Они позволяют войти в дискуссию в любой точке ее развития. Преподаватель может оцепить усвоение материала по степени активности участника дискуссии.
Консультацииявляются одной из форм руководства работой обучаемых и оказания им помощи в самостоятельном изучении дисциплины. Используется телефон и электронная почта, а также телеконференция. Консультации помогают педагогу оценить личные качества обучаемого: интеллект, внимание, память, воображение и мышление.
Лабораторные работыв дистанционном обучении предназначены для практического усвоения материала. В традиционной образовательной системе лабораторные работы требуют: специального оборудования, макетов, химических реактивов и т.д.
Возможности дистанционного обучения в дальнейшем могут существенно упростить задачу проведения лабораторного практикума
за счет использования мультимедиа-технологий, имитационного моделирования и т.д. Виртуальная реальность позволит продемонстрировать обучаемым явления, которые в обычных условиях показать очень сложно или вообще невозможно.
Контрольдистанционного образования — это проверка результатов теоретического и практического усвоения обучаемым учебного материала. Здесь оправдал себя и заслужил признания тестовый контроль. Тест, как правило, содержит обширный перечень вопросов по дисциплине, на каждый из которых предлагается несколько вариантов ответов. Тесты хорошо приспособлены для самоконтроля и очень полезны для индивидуальных занятий.
Тьюториалы
—последовательно организованные консультации,
назначение которых:
· способствовать активизации учебно-познавательной деятельности слушателей;
· формировать такие качества слушателей, как
умение устанавливать личные контакты, правильно распределять и организовывать работу;
умение анализировать и оценивать действия свои и других.
Тьюториалы — специфическая и организационная форма взаимодействия преподавателя (тьютора) со слушателями. Поскольку в тьюториале присутствует «очный» компонент, к этой форме обучения предъявляются следующие требования:
• разработка программы для каждого тьюториала;
• определение его продолжительности с указанием пределаво
времени;
• разработка структуры тьюториала;
• проведение тьюториала преподавателем и экспертом необходимой квалификации.
Важнейшей особенностью организации тьюториалов является использование нетрадиционных методов обучения. Широко используются метод анализа конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, групповые дискуссий, различные формы групповой работы («снежный ком» (или пирамида), мозговой штурм, «аквариум» и др.).
По мнению многих экспертов, преподавателя, работающего в режиме дистанционного обучения, должны отличать:
• профессионализм;
• логическая культура;
• чувство новизны и актуальности;
• высокое методическое мастерство;
• четкий стиль изложения;
• ориентация на развитие навыков самостоятельной работы студентов.
Изложенное позволяет сделать следующие выводы:
1) При получении дистанционного образования средства обучения включают в себя традиционные и технические. К традиционным относятся: печатные издания учебников, учебно-методических пособий, справочников, записи на доске, плакаты, видеофильмы, а также слово преподавателя. К техническим: учебные электронные издания, компьютерные обучающие системы, аудио- видеоучебные материалы, компьютерные сети и многое другое;
2) В дистанционном обучении наиболее распространенны такие организационные формы, как, — лекции, семинары, контрольные работы, экзамены.
Заключение
Итак, дистанционное обучение сегодня — это реальность. Получив широчайшее развитие за рубежом, дистанционное обучение все больше распространяется в нашей стране. Открываются все новые и новые учебные заведения, работающие по такой технологии, их количество возрастает из года в год.
Статистика показывает, что интерес россиян к дистанционному образованию растет с каждым годом, особенно в регионах. Кстати, дистанционное обучение задумывалось англичанами именно
для обучения «простого народа из провинции». Подобная форма
обучения незаменима для тех, у кого нет времени и возможности,
чтобы сделать перерыв в карьере для получения образования.
Опыт показывает, что дистанционная форма образования невозможна без использования в полной мере принципа самоуправления познавательной деятельностью. Самоопределение в выборе познавательных средств и способов их использования – важная черта дистанционного образования. Специфичность дистанционной технологии представления знаний в отличие от традиционной контактной формы обучения состоит в том, что последняя предполагает предоставление самому обучаемому достаточной свободы для проявления самостоятельности при ролевом взаимодействии с преподавателями.
Хочется верить, что современные центры дистанционного образования в России, пусть пока еще недостаточно совершенные, — это предвестники образования будущего.
Приложение №1. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России
(Утверждена постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию от 31 мая 1995 г. № 6)
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования основывается на высокой социальной значимости дистанционного образования, учете сформировавшихся потребностей в нем и наличия у России необходимого кадрового педагогического, научно-технического и научно-методического потенциала и финансовых возможностей.
Под дистанционным образованием в настоящей концепции понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Дистанционное образование является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации.
Высшей целью создания и развития системы дистанционного образования (СДО) является предоставление школьникам, студентам, гражданским и военным специалистам, безработным, самым широким кругам населения в любых районах страны и за ее рубежами равных образовательных возможностей, а также повышение уровня образования за счет более активного использования научного и образовательного потенциала ведущих университетов, академий, институтов, лидирующих отраслевых центров подготовки и переподготовки кадров, центров повышения квалификации, других образовательных учреждений. СДО позволит обучающемуся получить как базовое, так и дополнительное образование по его основной деятельности. В конечном итоге создаваемая СДО направлена на расширение образовательной сети в России, на наиболее полное удовлетворение потребностей и прав человека в области образования.
Единая СДО не является антагонистичной по отношению к существующим очным и заочным системам обучения. Она естественным образом интегрируется в эти системы, совершенствуя и развивая их, способствует усилению интеграции разнообразных образовательных структур и развитию непрерывного образования граждан. За счет создания мобильной образовательной среды и сокращения удельных затрат на одного обучаемого в 2-3 раза в сравнении с традиционными системами образования СДО обеспечит принципиально новый уровень доступности образования при сохранении его качества. Дистанционное образование является наиболее перспективной формой образования для широких слоев населения России в XXI в.
СДО должна содействовать решению социально значимых задач:
· повышение уровня образованности общества и качества образования;
· реализация потребностей населения в образовательных услугах;
· удовлетворение потребностей страны в качественно подготовленных специалистах;
· повышение социальной и профессиональной мобильности населения, его предпринимательской и социальной активности, уровня самосознания, расширения кругозора;
· сохранение и приумножение знаний, кадрового и материального потенциала, накопленных отечественной высшей школой;
· развитие единого образовательного пространства в рамках России, СНГ, всего мирового сообщества.
Развитие СДО, использующей методы обучения, основанные на современных технологических достижениях с высокой степенью охвата и дальнодействия, должно способствовать укреплению международных позиций России, поскольку под воздействием научно-технического прогресса образование становится инструментом взаимопроникновения не только знаний и технологий, но и капитала, инструментом борьбы за рынок, решения геополитических задач.
Достоинства дистанционного образования становятся очевидными, а развитие СДО приобретает особую актуальность для образовательной системы России под воздействием следующих процессов:
· продолжение экономических реформ, выдвигающих новые требования к образованию;
· формирование новых потребностей населения в современном содержании и соответствующих технологиях образования;
· политические изменения, способствующие росту международных связей, в том числе в области образования;
· появление и быстрое развитие качественно новых технических средств обмена информацией между участниками образовательного процесса;
· рост международной интеграции в образовании при усилении конкуренции на мировых рынках образовательных услуг.
В настоящее время создание СДО становится особенно актуальным, так как именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны. СДО соответствует логике развития системы образования и общества в целом, где во главу угла ставятся потребности каждого отдельного человека.
К началу этапа полного развертывания (2000 г.) российская СДО должна располагать возможностями для обучения до 1,5 млн. человек в год по направлениям и специальностям основного высшего образования и до 2 млн. человек в год по направлениям дополнительного образования (включая повышение квалификации и переподготовку кадров) и просвещения.
Развитие СДО ориентируется на следующие социальные группы:
· молодежь, не имеющая возможности получить высококачественные образовательные услуги в традиционной системе образования в силу ограниченной пропускной способности этой системы, необходимости совмещения учебы с работой, географической удаленности от вузовских центров и других аналогичных факторов;
· офицеры, увольняющиеся из Вооруженных Сил России и члены их семей;
· лица, проходящие действительную срочную службу в рядах Вооруженных Сил России;
· офицеры и солдаты срочной службы МВД и погранвойск;
· высвобождающиеся специалисты конверсионных предприятий ВПК;
· уволенные и сокращенные гражданские лица, зарегистрированные в федеральной службе занятости;
· лица всех возрастов, проживающие в удаленных и малоосвоенных регионах страны;
· специалисты уже имеющие образование и желающие приобрести новые знания;
· студенты, стремящиеся получить второе параллельное образование;
· лица, специфика работы которых не позволяет учиться в ритме действующих образовательных технологий (например, вахтовики);
· лица, имеющие медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарах;
· лица с ограниченной свободой перемещения;
· руководители региональных органов власти и управления;
· менеджеры различного уровня, работающие на предприятиях всех форм собственности;
· преподаватели различных образовательных учреждений, включая вузы.
Наряду с этими социальными группами важным потребителем услуг СДО станет русское и русскоязычное население зарубежных стран, в том числе стран СНГ, и лица, для которых русский язык является вторым основным языком.
Создание СДО, в полной мере отвечающей поставленным целям, представляет собой сложную общегосударственную задачу. При ее решении должны быть в полной мере использованы накопленные в российской высшей школе научно-методический, кадровый и производственный потенциалы, информационные ресурсы и технологии, опыт проведения дистанционного обучения, существующая телекоммуникационная инфраструктура и организационная структура высшей школы. В целом Россия располагает необходимыми предпосылками для перехода к развертыванию национальной системы дистанционного образования.
Вместе с тем при создании единой СДО должны быть преодолены существующие разобщенность и несогласованность в развитии ДО, обеспечено эффективное объединение усилий вузов и организаций в области ДО на основе:
· требований государственного образовательного стандарта;
· общих психолого-педагогических, методических и технических требований к курсам ДО;
· единых требований к уровню психолого-педагогической компетентности кадров СДО;
· единого телекоммуникационного пространства ДО;
· объединения бюджетных и внебюджетных источников финансирования развития СДО в целом;
· единого стратегического управления системой.
Создание единой СДО не должно препятствовать самостоятельности образовательных учреждений и развитию многообразных форм ДО, обеспечивающих уровень подготовки, превосходящий требования государственного образовательного стандарта.
ЗАДАЧИ ПО СОЗДАНИЮ ЕДИНОЙ СДО И ПРИОРИТЕТЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ НА БЛИЖАЙШИЙ ПЕРИОД
Основными задачами, связанными с созданием СДО, являются:
· определение и закрепление принципов организации и функционирования единой СДО;
· формирование организационно-управленческой структуры СДО и финансовых механизмов, обеспечивающих ее развитие;
· разработка нормативно-правового обеспечения СДО;
· создание системы информационно-аналитического и маркетингового обеспечения СДО;
· разработка теоретических, научно-психологических основ и конкретных методик дистанционного обучения с учетом социо-культурной, профессиональной, этнической, возрастно-психологической и иной специфики обучающихся;
· создание специализированных информационно-образовательных сред и курсов ДО;
· разработка критериев, средств и систем контроля качества ДО, разработки и репродуцировании методических материалов, программ, курсов и их сопровождения;
· совершенствование коммуникационной инфраструктуры для реализации образовательных технологий;
· создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров СДО;
· разработка и осуществление программы проведения рекламно-пропагандистской кампании (с учетом специфики регионов и типов контингента пользователей), направленной на ознакомление населения с принципами функционирования, возможностями и преимуществом СДО и на придание ей статуса высокой престижности и социальной значимости;
· развитие международного сотрудничества в области дистанционного образования.
Важнейшими приоритетами развития СДО в период ее создания и первоначального функционирования являются:
§ первоочередное обеспечение широкомасштабной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для конверсионных, образовательных, региональных и других государственных и общественных программ, обеспечивающих развитие приоритетных отраслей экономики и социальной сферы;
§ скорейшее предоставление населению образовательных услуг высшей школы по дисциплинам, которые пользуются максимальным спросом, не удовлетворенным традиционными системами обучения;
§ безусловное обеспечение высоких стандартов и качества образования за счет реализации комплексных образовательных программ, основанных на лучших традициях отечественного образования, международном опыте, а также на использовании передовых психолого-педагогических, информационных, коммуникационных и других технологий;
§ последовательное проведение принципа организации образования, заключающегося в тесном и непрерывном взаимодействии образования, науки и производства, и использование преимуществ, создаваемых такой организацией;
§ реализация принципа конкретной адресности курсов и программ ДО в зависимости от социальных и образовательных задач и специфики контингента обучаемых;
§ формирование благоприятного общественного мнения о дистанционном образовании и создание условий для социально-психологической комфортности пользователей СДО;
§ обеспечение полноценной оперативности (педагогической) и отсроченной (образовательной и социально-психологической) обратной связи с потребителями услуг СДО для определения ее действенности в различных регионах и эффективности дистанционного обучения различных категорий пользователей;
§ ускоренное развитие инфраструктуры СДО, предоставляющей возможность получения образования по месту жительства широким слоям населения, и решение тем самым социальных проблем, связанных с существующей диспропорцией в размещении высших и других учебных заведений на территории России и СНГ, с миграцией молодежи в крупные города с целью получения образования в ведущих вузах страны и вызванной этим дополнительной социальной напряженностью в крупных городах, с отставанием уровня образованности в малых городах;
§ предпочтительное развитие форм дистанционного образования, создающих условия для качественно новой академической мобильности студентов, предоставления им возможности для перехода с одной образовательной программы на другую, из одного учебного заведения в другое для продолжения образования, одновременного обучения в различных учебных заведениях, в том числе зарубежных;
§ преимущественная ориентация государственных заказов для СДО на отечественных производителей технических средств с целью расширения занятости в российской экономике;
§ ускоренное развитие экспорта образовательных услуг российской высшей школы с целью укрепления ее экономической базы и влияния России на международной арене.
продолжение
–PAGE_BREAK–