Время грандиозного строительства Кремля (II половина XV-начало XVI века)

Следующий
этап развития Кремля был связан с событиями особой исторической важности.
Рубежной датой в истории страны стал 1480 год, когда татары попытались
последний раз силой заставить русских выплачивать дань. Хан Ахмат подошел к
берегам Угры, где его ожидало войско великого князя московского Ивана III. Не
решившись дать генеральное сражение, хан бежал, а Иван III с бескровной победой
вернулся в Москву. Так закончилось монголо-татарское иго, которое двести сорок
лет сковывало русские земли.

К
этому времени, в основном, завершился и многотрудный процесс объединения
русских княжеств в единое государство.

В
1453 году под натиском турок пал Константинополь – столица Византии. Древний
центр православного мира прекратил свое существование. В сознании русских людей
роль нового центра православия взяла на себя Москва. В 1472 году великий князь московский
Иван III вступил в брак с племянницей последнего византийского императора
Софьей Палеолог. В глазах европейских правителей он предстал преемником власти
византийских императоров и римских цесарей. Древний герб Византии – двуглавый
орел – стал гербом Российского государства.

Все
эти события оказали существенное воздействие на формирование государственной
идеологии, нашли отражение в памятниках литературы и искусства и послужили
основной причиной грандиозной перестройки Московского Кремля.

По
указу Ивана III в Москву для создания достойной ” государя всея Руси”
резиденции были приглашены не только русские мастера, но и зодчие из Италии,
искусство которых высоко ценилось во всех странах Европы. Они возглавили
строительные работы. В центре Кремля на основе синтеза русской традиции и
художественных принципов итальянской архитектуры эпохи Возрождения был создан
ансамбль главной Соборной площади.

В 1475-1479 годах итальянский архитектор Аристотель Фиораванти
возвел новый Успенский собор – главный храм Русского государства. На
противоположной стороне площади еще один итальянский зодчий Алевиз Новый в 1505
– 1508 годах построил великокняжеский храм-усыпальницу – собор Архангела
Михаила. Западную сторону площади украсил вновь выстроенный дворец великого
московского князя Ивана III, включавший Набережную палату, Среднюю Золотую
палату, Большую Грановитую палату – целый комплекс парадных зданий. Далеко не
все здания дворца нам сохранило время.

Но
и сегодня Соборную площадь украшает парадный тронный зал Ивана III – Грановитая
палата, возведенная Марко Фрязиным и Пьетро Антонио Солари в 1487-1491 годах. В
юго-западной части площади поднялся Благовещенский собор (1485-1489 годы) –
домовый храм великого князя, а рядом с Успенским собором – церковь Ризположения
(1484-1485 годы) – домовый храм митрополита. Они были построены артелью русских
мастеров, приглашенной Иваном III из Пскова. Пространство между Архангельским и
Благовещенским соборами заняло здание Казенного двора, где расположилась
основная часть великокняжеской сокровищницы. В 1505-1508 годах архитектор Бон
Фрязин возвел колокольню Ивана Великого и тем самым завершил создание ансамбля
Соборной площади. Окруженная плотно стоящими зданиями, площадь превратилась в
парадный зал под открытым небом, стала местом проведения важнейших церемоний и
обрядов.

Новые
храмы по традиции были поставлены на месте своих предшественников, первых
московских белокаменных церквей времен Ивана Калиты и Дмитрия Донского, и были
посвящены тем же христианским праздникам и святым. Из старых соборов в новые
бережно перенесли все захоронения, священные сосуды, книги, иконы. Из Владимира
в Успенский собор Кремля была принесена особо почитаемая русская святыня –
икона Владимирской Богоматери, что подчеркивало духовную связь Москвы с древней
столицей и ставило ее под особое покровительство Богоматери.

В 1485-1495 годах итальянские мастера возвели новые стены и
башни Кремля и иностранные путешественники часто стали называть его
“замком”. Действительно, форма башен и корона венчающих стены зубцов
напоминают замок Скалигеров в Вероне и знаменитый замок Сфорца в Милане. Но это
сходство чисто внешнее. Замки Европы, как правило, были недоступны для горожан,
не были для них убежищем или центром общественной жизни. В отличие от них,
Московский Кремль, выстроенный по последнему слову европейской фортификации,
прежде всего был крепостью, защищавшей всех жителей города. А поскольку там
были сосредоточены высшая светская и духовная власть, наиболее почитаемые
храмы, монастыри и общерусские христианские святыни, Кремль стал осознаваться
как место “особой государственной святости” для всей России.

Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kremlin.museum.ru/

Дата добавления: 11.07.2007