Статистическиеметоды оценки хозяйственных рисков предприятий
Введение
Цель: ознакомлениес понятием хозяйственного риска, видами рисков, методами оценки рисков.
После изучения вы сможете: различать риски по видам; ознакомитесь с способамиснижения рисков.
Содержание темы: понятие «риск», виды производственных рисков;статистические методы оценки рисков (изучение статистики потерь и прибылей).Измерение риска с помощью средней величины и показателей вариации.
1. Видырисков
В условиях рыночныхотношений, при наличии конкуренции и возникновении непредсказуемых ситуаций,коммерческая деятельность невозможна без рисков.
Риск — этоопасность наступления непредсказуемых и нежелательных для предприятияпоследствий его действий. Иными словами, риском можно назвать вероятность того,что предприятие понесет убытки или потери, если намеченное управленческоерешение не реализуется.
Существование риска инеизбежные в ходе развития изменения его уровня выступают постоянным факторомпредпринимательской деятельности в экономике. Фактор риска заставляетпредпринимателей экономить финансовые и материальные ресурсы, уделять особоевнимание расчету эффективности новых проектов, коммерческих сделок и т.д.
Предпринимательский рискможно подразделить на производственный, финансовый и риск инвестирования.
Производственныйриск представляетсобой вероятность невыполнения контрагентом предприятия торговли своихобязательств по контракту или договору, риски в реализации товаров и услуг,ошибки в ценовой политике, риск банкротства.
В производственнойдеятельности предприятия торговли можно выделить следующие виды риска:
• риск недополучения товароввследствие срыва заключенных договоров на поставку;
• риск невозврата денежных средств,перечисленных поставщику в виде предоплаты;
• риск отказа покупателя отполученной и оплаченной продукции или риск возврата продукции;
• риск недопоставки новых видовтоваров, пользующихся повышенным спросом из-за отсутствия новых технологий иматериалов у поставщиков;
• риск срыва заключенных соглашенийо предоставлении займов, инвестиций или кредитов;
• ценовой риск, связанный сопределением цены на реализуемую торговым предприятием продукцию и услуги, атакже топливо, энергию, рабочую силу и денежный капитал в виде процентныхставок по кредитам;
• риск банкротства как контрагентов,так и самого предприятия торговли.
Финансовый риск представляет собой вероятность наступления ущерба врезультате проведения каких-либо операций в финансово-кредитной и биржевойсферах, с ценными бумагами. Такой риск вытекает из природы самих финансовых операцийи включает:
• кредитный риск;
• процентный риск;
• валютный риск;
• риск упущенной финансовой выгоды.
Кредитный риск связан с неуплатой заемщиком основного долга ипроцентов, начисленных на объем выданной ссуды.
Процентным риском является опасность потерь коммерческими предприятиямиденежных средств в связи с повышением процентных ставок, выплачиваемых ими попривлеченным средствам.
Валютный риск отражает опасность валютных потерь, связанных сизменением курса одной иностранной валюты по отношению к национальной валюте,при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций.
Риск упущеннойфинансовой выгоды определяетсявероятностью финансового ущерба, который может возникнуть в результатенеосуществления какого-либо мероприятия или приостановления хозяйственнойдеятельности предприятия торговли.
В инвестиционнойдеятельности предприятия торговли можно выделить риск инвестирования и рискноваторства.
Риск инвестированияв ценные бумаги, или «портфельныйриск», характеризует степень риска снижения доходности конкретныхценных бумаг и сформированного портфеля ценных бумаг.
Риск новаторства связан с техническими нововведениями, экономическойили организационной деятельностью производства.
Риски торговойдеятельности образуются под влиянием объективных (внешних) и субъективных(внутренних) факторов.
Наиболее важными внешнимифакторами являются: инфляция, изменения банковских процентных ставок иусловий кредитования, налоговых ставок и таможенных пошлин, в отношенияхсобственности и аренды, трудовом законодательстве и др. Инфляция ведет кзначительному и неравномерному росту цен как на товары, материалы, топливо,энергоносители, так и на транспортные услуги и т.п.
Внутренние факторы связаны с ошибками и упущениями руководства иперсонала, с их готовностью к выбору рисковой стратегии в деятельностипредприятия.
2. Статистическиеметоды оценки риска
Известны два вида анализарисков: качественный и количественный. Качественный анализ даетвозможность определить факторы и потенциальные области риска, выявить его виды.
Количественный анализ предполагает количественную оценку рисков, позволяющуюпровести их сравнение.
Наиболеераспространенными методами при количественном анализе риска являются:
• статистический метод;
• аналитические методы;
• метод экспертных оценок;
• метод аналогий;
• метод оценки финансовойустойчивости и платежеспособности;
• метод целесообразности затрат.
Статистический метод заключаетсяв изучении статистики потерь и прибылей, которые были на данном или аналогичномпредприятии торговли, с целью определения вероятности события и установлениявеличины риска.
Вероятность означаетвозможность получения определенного результата. Например, вероятность успешногопродвижения нового товара на рынке товаров и услуг в течение одного года можетсоставить 3/5, а обратная вероятность — 2/5.
Величина, или степень,риска измеряется с помощью таких показателей, как среднее ожидаемое значение иколеблемость возможного результата.
Средняя величинапредставляет собой обобщенную количественную характеристику, и по ее значениюдостаточно трудно принять решение в пользу какого-либо варианта вложениякапитала. С этой целью измеряется Колеблемость, или размах, полученногорезультата. Колеблемость — это степень отклонения ожидаемого значения результатаот его средней величины. Для определения колеблемости вычисляют такиестатистические величины, как дисперсия и среднее квадратическое отклонение.
Дисперсия (σ2) представляет собой среднеевзвешенное из квадратов отклонений действительных результатов от среднихожидаемых и рассчитывается по формуле
/>
где х — ожидаемоезначение для каждого случая наблюдения;
/> — среднее ожидаемое значение;
f — частота случаев или число наблюдений.
Дисперсия и среднееквадратическое отклонение являются мерами абсолютной колеблемости. Ониизмеряются в тех же единицах, что и варьирующий признак. Для анализа степениотклонения часто используется коэффициент вариации.
Коэффициент вариации (V)выражается как отношение среднегоквадратического отклонения к среднему ожидаемому значению. Он показываетстепень отклонения полученных значений и вычисляется по формуле
/>
где σ — среднееквадратическое отклонение;
/> – среднее ожидаемое значение.
Коэффициент вариациипозволяет сравнивать колеблемость признаков, имеющих разные единицы измерения.Причем чем выше коэффициент вариации, тем сильнее колеблемость признака.
Аналитическиеметоды применяются в том случае,когда имеющаяся информация ограниченна и требуется провести количественныйанализ риска. К аналитическим методам относятся стандартные функциираспределения вероятностей, например нормальное распределение, илираспределение Гаусса, показательное (экспоненциальное) распределениевероятностей, которое широко используется в расчетах надежности, а такжераспределение Пуассона, которое часто применяется в теории массовогообслуживания.
Вероятностная оценкариска достаточно разработана математически, однако опираться только наматематические расчеты в коммерческой деятельности не всегда достаточно,поскольку точность расчетов во многом зависит от исходной информации.
Поэтому целесообразноиспользовать метод экспертных оценок, который основан на обобщениимнений специалистов-экспертов о величине вероятности риска. Интуитивныехарактеристики, подкрепленные знаниями и опытом эксперта, дают достаточноточные оценки. Экспертные методы позволяют быстро и без больших временных итрудовых затрат получить информацию, необходимую для принятия управленческогорешения.
При анализе рисков,связанных с новым проектом, обычно используют метод аналогий. Вданном случае проект рассматривается как «живой» организм, проходящий в своемразвитии следующие этапы:
•разработка;
•выведение на рынок;
•рост;
•зрелость;
•упадок.
Таким образом, изучаяжизненный цикл проекта, можно получить информацию о каждом этапе проекта,выделить причины нежелательных последствий, оценить степень риска. Однако напрактике достаточно трудно пользоваться данным методом, поскольку бываетневозможно собрать необходимый объем нужной информации.
Метод оценкифинансовой устойчивости и платежеспособностипредприятияторговли предусматривает исчисление ряда коэффициентов, к которым относятся:коэффициенты текущей ликвидности; обеспеченности собственными средствами;восстановления (утраты) платежеспособности и т.д.
Различные методыфинансового анализа позволяют выявить* «узкие» места в финансовой деятельностипредприятия торговли, охарактеризовать его ликвидность, финансовуюустойчивость, рентабельность, отдачу активов и рыночную активность. Данныеметоды позволяют оценить вероятность наступления неплатежеспособности илибанкротства предприятия.
Методцелесообразности затратпозволяет определить критический объем продаж, т.е.нижний предельный размер объема товарооборота, при котором прибыль равна нулю.Хозяйственная деятельность предприятия торговли, объем товарооборота которогоменьше критического, приносит только убытки.
Критический объемтоварооборота необходимо оценивать при освоении рынка новой продукции исокращении товарных запасов в связи с падением спроса, сокращением поставокпотребляемых товаров, заменой продукции на новую и др.
С целью проведениясоответствующих расчетов все затраты (издержки обращения) на реализациюпродукции подразделяют на переменные и постоянные. К переменным издержкамобращения относятся товары, торговый инвентарь, заработная плата, расходы натранспорт и т.п. Постоянные издержки обращения включают амортизационныеотчисления, управленческие расходы, арендную плату, проценты за кредит и т.п.
Критический объемтоварооборота (Qkp) можнопредставить следующей формулой:
риск методстатистический дисперсия
/>
где Ис — постоянные издержки обращения; Ип — переменные издержкиобращения; pi— ценаединицы товара.
Чем больше разность междуфактическим объемом товарооборота и критическим, тем выше финансовая устойчивостьторгового предприятия.
Любое изменение объемапродаж оказывает значительное влияние на прибыль. Такая зависимость называетсяэффектом производственного, или операционного, левереджа. Производственныйлевередж характеризует степень влияния постоянных издержек обращения наприбыль или убытки при изменении объема товарооборота.
Производственный левередж(Лпр) может быть представлен в виде следующей формулы:
/>
где В — выручка отреализации товаров и услуг;
П — балансовая прибыль от реализации товаров и услуг,т.е. прибыль до выплаты налога на прибыль, процентов по кредитам и дивидендам.
Из данного соотношенияследует, что чем больше удельный вес постоянных издержек обращения в общейсумме издержек при некотором объеме товарооборота, тем выше производственныйлевередж, а следовательно, и предпринимательский риск. Работать с высокимпроизводственным левереджем могут только те предприятия, которые в состоянииобеспечить большие объемы товарооборота и имеют устойчивый спрос на рынкетоваров и услуг.
3. Способыснижениярисков
Поскольку деятельностьторгового предприятия, так или иначе связана с различного рода рисками,основной задачей предприятия является снижение степени риска.
Практика международныхэкономических отношений выработала следующие подходы к защите от рисков:
• односторонние действия одного изпартнеров;
• взаимную договоренность участниковсделки;
• •операции страховых компаний,банковские и правительственные гарантии.
Выбор конкретного подходаосуществляется, исходя из анализа рыночной ситуации и обусловливаетсяследующими факторами:
• особенностями экономических иполитических отношений с контрагентом сделки;
• конкурентоспособностью товара;
• платежеспособностью контрагентасделки;
• действующими валютными икредитно-финансовыми ограничениями;
• сроком покрытия риска;
• наличием дополнительных условийосуществления сделки; •перспективами изменения валютного курса или процентныхставок на кредитном рынке.
Анализ факторов, влияющихна риски, позволяет подобрать инструменты защиты от рисков. Наиболеераспространенные инструменты защиты от риска следующие:
• диверсификация активов и видовдеятельности;
• страхование;
• лимитирование рискованных сделок;
• резервирование средств на покрытиенепредвиденных рас ходов;
• хеджирование.
Диверсификация, илирассеивание, риска представляет собой распределение капиталовложений междуразнообразными видами деятельности, результаты которых непосредственно не связаны.Предприятие, имея убытки по одному виду деятельности, может получить прибыль засчет другой сферы деятельности. Диверсификация позволяет повысить устойчивостьпредприятия к изменениям в предпринимательской среде. Данный способ являетсянаименее издержкоемким способом снижения степени риска.
Страхование — передачаопределенных рисков страховой компании. При этом предприятие готово отказатьсяот части доходов, чтобы избежать или снизить степень риска. Данный способявляется наиболее распространенным и предусматривает наличие двух сторон:страховщика и страхователя. Страховщик формирует за счет платежей страхователяденежный страховой, или резервный, фонд. Данный фонд имеет целевое назначение,и расходуется лишь на покрытие потерь в заранее оговоренных случаях.
Для снижения степенириска используются имущественное страхование и страхование от несчастныхслучаев. Имущественное страхование может иметь следующие формы: страхованиеподрядного строительства, страхование оборудования, страхование грузов и др. Страхованиеот несчастных случаев включает страхование общей гражданской и профессиональнойответственности.
Для страхованияхарактерны возвратность средств и вероятностный характер отношений, так какзаранее не известно, когда наступит соответствующее событие.
Лимитированиерискованныхсделок предполагает установление лимита, т.е. предельных сумм расходов.Лимитирование является важнейшим средством снижения степени риска, используетсяпри продаже товаров в кредит, по дорожным чекам, при определении сумм вложениякапитала и т.п.
Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходовпредусматривает установление соотношения между потенциальными рисками иразмерами расходов, необходимых для преодоления последствий этих рисков. Такойспособ снижения рисков, как правило, применяется при выполнении различныхпроектов. В общем случае резерв используется для финансирования дополнительныхработ, компенсации непредвиденных изменений материальных и трудовых затрат,накладных расходов и других затрат, возникающих в процессе осуществленияпроекта.
Хеджирование — этострахование от потерь посредством операций продажи или покупки товара, валюты,ценных бумаг, цена на которые колеблется в течение периода до проведенияосновной коммерческой операции. Хеджирование — один из наиболее известныхмеханизмов управления рисками. Рассмотрим его подробнее.
Хеджинговые сделки, илихеджирование, представляют собой срочные сделки, заключаемые в целяхпредотвращения возможных убытков в результате изменения цен и курсов товарных,валютных и фондовых рынков и бирж. Их проведение не преследует спекулятивныецели, а направлено только на элиминирование риска. Такие операцииосуществляются в основном обладателями товарных запасов, предназначенных дляпродажи за границей, инвесторами капиталов за границей и обладателямииностранных ценных бумаг.
К современным методамхеджирования относятся:
• валютные опционы;
• форвардные валютные сделки;
• валютные фьючерсы;
• межбанковские операции своп.
Эти методы применяютсядля страхования рисков, в основе которых лежит изменение реальной стоимостиденежного обязательства в указанный срок.
Опцион — сделка,которая позволяет покупателю опциона приобретать или продавать по оговореннойцене определенное количество товара в течение обусловленного времени за вознаграждение,уплачиваемое продавцу. Например, валютные опционы используются, если покупательопционастремится застраховать себя от потерь, связанных с изменениемкурса валюты.
Риск потерь от изменениякурса валют может быть нескольких видов:
• потенциальный риск присужденияпредприятию контракт на поставку товаров;
• хеджирование вложения капитала вдругой валюте по более привлекательным ставкам;
• риск при торговой сделке.
Если экспортер и импортерзаключили контракт, по которому экспортер обязуется поставить партию товаровимпортеру на условиях возобновляемого аккредитива, но после того, как частьтовара была поставлена, экспортер отказался от дальнейшей ее поставки,сославшись на невыполнение импортером условий сделки, возникают потери.Импортер может возбудить против своего контрагента судебный процесс, требуязавершить поставку ивозместить убытки. Таким образом, экспортер рискуетпроиграть дело и понести убытки из-за прогнозируемого падения курса валютыцены. С целью обезопасить себя от риска, экспортер покупает опцион продавцаэтой валюты. При неблагоприятном для себя исходе дела и обесценении валютыэкспортер имеет возможность продать свой опцион по заранее оговоренному курсу.Если экспортер выигрывает судебный процесс или курс иностранной валюты неуменьшается,то он не реализует опцион, теряя при этом выплаченную продавцу опциона премию,но тем не менее минимизирует свои убытки.
Форвардная сделка — этообязательная к исполнению внебиржевая сделка, которая заключается с цельюпродажи или покупки определенного объема товара с интервалом по времени междузаключением и исполнением сделки по цене, установленной в день заключениясделки.
В случае заключенияконтракта на поставку товаров экспортер одновременно заключает со своим банкомсоглашение о продаже ему своей валютной выручки, например, через 2 месяца поопределенному на момент заключения соглашения курсу. При этом банк принимает насебя валютный риск экспортера и за это устанавливает комиссионноевознаграждение (премию) для себя, которое учитывается при определении курсафорвард.
Форвардные валютныесделки используются и импортерами. В случае, если ожидается рост курса валюты,в которой импортер осуществляет платежи по контракту, импортеру выгодно купитьданную валюту сегодня по курсу-форвард, даже если он выше реального рыночногокурса. Этим импортер может обезопасить себя от еще большего роста курса валютыв день платежа по контракту.
Фьючерсные сделки — это срочные сделки на бирже, которые«представляют собой обязательство купить или продать определенноеколичество товара по согласованной цене для поставки в определенный моментвремени.
Отличие фьючерсов отопераций форвард заключается в том, что: во-первых, фьючерсы представляют собойторговлю стандартными контрактами; во-вторых, обязательным условием фьючерсаявляется гарантийный депозит; в-третьих, расчеты между контрагентамиосуществляются через, клиринговую палату при бирже, которая выступаетпосредником между сторонами и одновременно гарантом сделки.
Преимущество фьючерсаперед форвардным контрактом состоит также в его высокой ликвидности ипостоянной котировке на бирже.
Основной цельюхеджирования посредством финансовых фьючерсов является защита собственных иливзятых в долг средств от изменений цен или от неблагоприятных измененийпроцентных ставок. Кроме валютных фьючерсов в мировой практике получилираспространение фьючерсы с золотом, векселями, сертификатами, облигациями,депозитами.
Операции своп — этооперации, сочетающие наличную куплю-продажу с одновременным заключениемконтрсделки на определенный срок. Известно несколько типов операций своп:валютные, процентные, долговые, с золотом и их разные сочетания.
Валютная операция своппредставляет собой покупкуиностранной валюты на условиях спот (по курсу на данный момент времени) в обменна отечественную валюту с последующим выкупом. Например, немецкий банк,временно имея излишек долларов США, продает их на немецкие марки американскомубанку и одновременно покупает доллары на срок с поставкой через 2 месяца.
Операция свописпользуется и для хеджирования. С этой целью участники рынка свопов должныоценить сделку и определить ее ценовую чувствительность. Затем найтиподходящий, максимально скоррелированный с основной сделкой инструментхеджирования, который позволит компенсировать любые потери по позициям свопвыигрышем по контракту.
Сущность операции свопс процентами состоит в том, что одна сторона обязуется выплатить другойстороны проценты по плавающей ставке в обмен на получение платежей пофиксированной ставке. Выигрывает та сторона, которая не ошиблась впрогнозировании рыночной процентной ставки. Операции своп с долговымиобязательствами заключаются в том, что кредиторы обмениваются не толькопроцентными поступлениями, но и всей суммой долга клиента. Операции своп свалютой и процентами иногда совмещаются, тогда одна сторона выплачиваетпроценты по плавающей процентной ставке в обмен на получение процентныхплатежей по фиксированной ставке, но в другой валюте.
Операциям своп нафинансовых рынках близки по содержанию операции репо, которыеоснованы на соглашении участников сделки об обратном выкупе ценных бумаг.Соглашение предусматривает, что одна сторона продает другой стороне пакетценных бумаг определенного размера и обязуется выкупить его по заранееоговоренной цене. Таким образом, одна сторона кредитует другую сторону подзалог ценных бумаг.
Операции репо бывают сфиксированной датой и открытые.
При операции репо сфиксированной датой заемщик обязуется выкупить ценные бумаги к заранееоговоренной дате. В случае операции открытого репо выкуп ценных бумагможет быть осуществлен в любое время либо в любое время после определеннойдаты. Посредством операций репо держатели крупных пакетов ценных бумаг получаютвозможность более эффективно распоряжаться своими активами.
Кредитныедеривативы — производные инструменты, предназначенные дляуправления кредитными рисками, которые позволяют отделить кредитный риск отвсех других рисков, присущих конкретному инструменту, и перенести такой риск отпродавца риска (приобретателя кредитной защиты) к покупателю риска (продавцукредитной защиты).
Кредитные деривативынаправлены только на кредитный риск, в то время как традиционные производныеинструменты сфокусированы на рыночных факторов риска, таких как; курсы валют,цены, индексы или процентные ставки. Корпорации используют кредитные дериватыкак механизм для управления финансовыми и проектными рисками в основном наразвивающихся рынках, а также для защиты от несостоятельности основныхпоставщиков или потребителей.
К таким инструментамотносятся: стандартный своп на неисполнение обязательств по займу; своп насовокупный доход; корзинный своп на неисполнение обязательств.
В настоящее времякредитные деривативы не получили широкого распространения на российском рынке.Это связано в первую очередь с жестким валютным контролем и негибкой налоговойсистемой, недостаточным разнообразием ликвидных финансовых инструментов, атакже отсутствием на финансовом рынке достаточного количества кредитоспособныхучастников.