Техника игры в защите в волейболе

Министерствообразования республики Беларусь
Учреждениеобразования
Белорусскийгосударственный педагогический университет имени Максима Танка
Контрольная работа
По предмету: Спортивныеигры
Тема: Техника игрыв защите в волейболе
Подготовила студентка 3 курса
Факультета народной культуры
Заочного отделения гр. 306:
Фальковская Виктория Сергеевна
Проверил: Середин А.А.
Минск 2009

Содержание
Введение
Специфика волейбола
Техника игры в защите
Техника и методика обучения вбрасывания мяча руками из-забоковой линии в футболе
Литература

Введение
Спортивные игры традиционно популярны среди всехкатегорий населения страны благодаря разностороннему воздействию на организмчеловека, в том числе эмоциональному. Поэтому они служат эффективным средствомфизического воспитания в широком возрастном диапазоне.
Практически во всех образовательных учрежденияхспортивные игры включены в учебные программы. Они широко практикуются вовнеклассной и внешкольной работе, используются в учреждениях высшего и среднегопрофессионального образования, в подготовке спортсменов. На основе спортивныхигр сформировались игровые виды спорта, занимающие достойное место среди другихвидов на всех уровнях, включая Олимпийские игры.
В структуре высшего образования в сфере физическойкультуры и спорта спортивные игры входят в цикл базовых физкультурно-спортивныхдисциплин в соответствии с государственными образовательными стандартами,учебными планами и программами.
Спортивные игры наряду с другими базовыми дисциплинамиимеют существенное значение в становлении профессиональной готовности студентовфакультетов физической культуры. Главная задача учебной дисциплины «Спортивныеигры» — содействовать формированию у студентов целостного представления опрофессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта напредметной основе той или иной спортивной игры.

Специфика волейбола
Специфика волейбола отчасти заключена в самом егоназвании: «волей» — на лету, «бол» — мяч.
Одной из важных задач в волейболе является задачаопределения траектории и скорости полёта мяча и умение своевременно «выйтина мяч» — занять удобное исходное положение для приема передачи,нападающего удара, блокирования. Способность быстро решать такие задачи можноразвивать специальными упражнениями.
Ведущую роль играют быстрота и сила в определенныхсочетаниях. При этом первостепенное значение имеет скорость мышечногосокращения и регулирования скорости движений. Особое значение придаетсяпространственной точности движений, крайне необходимой при первых и вторыхпередачах мяча, подачах, нападающих ударах.
Важна быстрота двигательной реакции и способностьуправлять временем движений.
Ещё одна отличительная черта волейбола — сложность ибыстрота решения двигательных задач в игровых ситуациях. Волейбол долженучитывать расположение игроков на площадке, предугадать действия партнеров иразгадать замысел противника, быстро произвести анализ сложившейся обстановки,вынести решение о наиболее целесообразном действии, эффективно выполнить этодействие. При скоростной игре степень и срочность решения задач, которыезависят от быстроты действий игроков, значительно повышаются.
Техника игры в защите
Игра команды в защите не менее важна, чем в нападении.Все усилия коллектива, стремящегося победить в состязании, окажутся тщетными,если его игроки будут допускать ошибки в защитных действиях. Технические приемынападающего в волейболе богаче, чем защитника. Однако приемы защиты значительноэффективнее при правильном и внимательном их выполнении.
Техника защиты подразделяется на две основные группы —стойки и перемещения, техника владения мячом и противодействия.
Стойки и перемещения
Основная стойка защитника: ноги согнуты в коленях, рукиопущены вниз, туловище наклонено вперед. Для лучшей готовности к перемещениямигрок все время переминается с ноги на ногу, не перенося тяжесть тела на ту илииную ногу и ощущая ее подушечками подошв.
Низкая стойка защитника: туловище больше наклоненовперед, а ноги шире расставлены в стороны. Руки, согнутые в локтях, находятсяна уровне пояса. Как правило, стойка является исходным положением для приемамяча снизу и сверху двумя руками.
Ходьба выполняется несколькими способами.Обычный шаг (см.раздел техники нападения).
Ходьба приставным шагом начинается с ноги, в сторонукоторой выполняется движение, другая нога приставляется (при перемещении вправодвижение начинается с правой ноги, левая приставляется). При ходьбе ногисогнуты, в связи с чем исключаются вертикальные колебания центра тяжести иувеличивается скорость перемещения.
Ходьба скрестным шагом также начинается с ноги, в сторонукоторой происходит перемещение — вправо правой ногой. Левой ногой делается шагв том же направлении, и она ставится несколько дальше правой. Таким образом,получается скрестное положение ног. Левая нога проносится впереди или сзадиопорной правой.
Перемещаться следует на согнутых ногах, чтобы избежатьподскоков.
Бег выполняется обычным шагом. Он характеризуетсястремительностью, резкими остановками, многообразием направлений, переходами впрыжок или падение.
Выпады. Часто принимая мяч, падающий недалеко, игрокделает выпад. Выпадом может закончиться и любое перемещение.
При выпаде вперед одна нога быстро выставляется вперед,ступня проносится над самой поверхностью площадки, что способствует понижениюцентра тяжести. Вторая нога стремительно разгибается и разворачивается носкомнаружу. При приеме мячей сразу двумя руками туловище наклоняется вперед, приверхней передаче оно принимает более вертикальное положение (рис.1).
В момент выпада в сторону быстро выставляется нога,одноименная стороне выпада. Другая нога после резкого разгибания соприкасаетсяс поверхностью площадки внутренней стороной ступни. Необходимо стремитьсявыставить ногу за линию проекции траектории полета мяча (рис. 2). При приеменизко летящих мячей туловище наклоняется вперед-всторону.
/>
Рис. 1
/>
Рис. 2
При приеме двумя руками сверху туловище остается в болеевертикальном положении.
В практике игры чаще всего применяется выпад всторону-вперед.
Прыжок. При защитных действиях в игре приходитсяпринимать в прыжке мяч, отскочивший от блока, после приема партнером и т. п.Прыжки выполняются толчком двумя ногами и одной после различных перемещений и сместа. Техника выполнения прыжков отличается от описанных в разделе «Техниканападения» только тем, что мяч по отношению к игроку может быть в стороне,впереди или за головой.
Падения в волейболе применяются для быстрого перемещенияк далеко падающему мячу и при выводе центра тяжести за площадь опоры врезультате предварительного перемещения и приложенного усилия в момент передачимяча.
Различаются несколько способов падений.
Падение перекатом на спину, как правило, выполняется изприседа после передачи двумя руками сверху. Игрок отводит плечи назад, садитсяна пятку сзади стоящей ноги, группируется и падает перекатом на спину. Головуон наклоняет к груди во избежание удара о поверхность площадки (рис. 3). Послепереката маховым движением ног игрок встает и принимает стойку.
Обычно выполнению приема мяча с падением перекатом наспину предшествует перемещение вперед бегом или скачком.
Падение перекатом на спину может выполняться и послевыпада в сторону. Предварительно игрок поворачивает туловище в сторонувытянутой ноги и после передачи (рис. 4) делает перекат на спину.
/>
Рис.3
Поменяется другой способ приземления — послеприкосновения грудью к поверхности площадки, руки разводятся в стороны и игрокпродолжает скользить по площадке с прогнутым туловищем и согнутыми ногами доостановки.
/>

Рис.4
Техника владения мячом
/>
Рис.5
Прием мяча. После подачи и нападающих ударов противникаможно мяч принимать различными способами — сверху или снизу двумя руками, однойрукой снизу.
При приеме мяча сверху двумя руками -кисти, болеесогнутые, чем при верхней передаче, находятся на уровне лица. Пальцы напряжены.Они расположены на мяче так же, как и при верхней передаче.
/>
Рис. 6

В отличие от верхней передачи руки претерпевают болеесильное воздействие и поэтому делают более амортизирующее — более жесткоедвижение и меньше разгибаются в локтевом суставе. Кисти закреплены и почти неучаствуют в передаче.
/>

Рис. 7
/>

Рис. 8
В зависимости от условий прием мяча сверху двумя рукамвыполняется в стойке и в падении.
При приеме с падением сначала выполняется прием (в стадииравновесия), а затем падение, как результат вывода центра тяжести за пределыплощадки опоры.
Прием мяча снизу двумя руками стали использовать в связис возросшей мощью нападения, а также применением сильных и планирующих подач.При приеме снизу прямые руки выставлены вперед-вниз, локти максимальноприближены друг к другу, предплечья супинированы; кисти вместе, туловище вертикальноили слегка наклонено вперед (рис. 6). Движения руками производятся только вплечевых суставах. Мяч принимается на предплечья ближе к кистям рук (рис. 7).
Для правильного приема следует переместиться так, чтобымяч находился впереди. При приеме мяча, летящего в стороне, туловищеразворачивается в ту же -сторону и наклоняется навстречу мячу. Поворот и наклонтуловища позволяют повернуть плоскость предплечий рук навстречу мячу, под угломк поверхности площадки (рис. 8) так, чтобы мяч отскочил в обратном направлении.Если плоскость предплечий будет параллельна плоскости площадки, то мяч,отскочив от рук, сохранит направление своего полета (срежется).
/>
Рис. 34
Прием мяча снизу одной рукой применяется в тех случаях,когда мяч падает или летит далеко от игрока. Этим способом приема пользуютсяпосле предварительного перемещения в выпаде, в падении. Удар производитсякистью с плотно сжатыми пальцами.
При приеме мяча, летящего в стороне, рука должнапреградить путь мячу, для чего ладонь разворачивается ему навстречу.
Блокирование — один из эффективных защитных приемов.Блокирование преграждает путь мячу в непосредственной близости от сетки.
Этот прием состоит из перемещения, прыжка, выноса ипостановки рук над сеткой, приземления.

/>
Рис.9
Перемещения выполняются различными способами вдоль сетки,взгляд направлен на мяч и игрока противника. Определив место прыжка,блокирующий занимает исходное положение, в котором ноги согнуты, руки согнуты влоктях, ладони на уровне пояса (или у груди), туловище слегка наклонено (рис. 9).Прыжок выполняется резким выпрямлением ног и махом согнутых рук. Рукипереносятся вверх между туловищем и сеткой и поднимается над сеткой. Расстояниемежду ладонями должно быть меньше диаметра мяча, чтобы он не выскочил междуними. Предплечья ставятся как можно ближе к сетке, чтобы мяч не прошел междусеткой и руками. Блокирующий смотрит на нападающего игрока, чтобы определитьнаправление удара.
После блокирования игрок должен приземлятся на согнутыеноги и быть готовым снова к блокированию, самостраховке, перемещению,выполнению передач.
Если мяч пролетел мимо рук, то, приземляясь, блокирующийдолжен резко повернуть голову в сторону полета мяча, чтобы быстро повернутьтуловище еще до приземления.
Для закрывания определенной зоны площадки ставитсянеподвижный блок, при котором руками, поднятыми над сеткой, не производятникаких движений в стороны. Неподвижное блокирование обычно используют приблокировании вдвоем или втроем.
При постановке блока одним игроком чаще всего применяетсяподвижное блокирование: после прыжка игрок переносит руки параллельно сеткевправо или влево в зависимости от определенного им направления полета мяча.
При блокировании нападающих ударов с краев сетки ладониблокирующих разворачиваются так, чтобы мяч отскочил на площадку противника.
Техника и методика обучения вбрасывания мяча руками из-забоковой линии в футболе
Подбор средств спортивной тренировки играет важную роль всистеме многолетней подготовки футболистов. Качественная подготовкапрофессионального резерва для команд мастеров невозможна без широкогоприменения средств неспецифической направленности. Система подготовкифутболистов должна быть сбалансированной и разумно сочетать средстваспециальной и общей физической подготовки. В данном контексте, представляетсяэффективным использовать средства легкоатлетической направленности из арсеналаподготовительных упражнений легкоатлетов-метателей для улучшения техникивбрасывания мяча из-за боковой линии в футболе. Кроме того, использованиеданных комплексов упражнений в тренировке футболистов позволяет значительноувеличить дальность вбрасывания мяча из-за боковой линии и, соответственно,разнообразить тактические действия, повысить эффективность атакующих действийотдельных футболистов и команды в целом.
Вбрасывают мяч руками, когда он улетает или укатываетсяза боковую линию.
В футболе вбрасывание мяча — это единственный техническийприём, выполняемый полевым игроком руками. Структура движений при вбрасыванииво многом определяется требованиями правил футбола и не представляет особойсложности.
Подготовительной фазой является замах. Исходное положение–стойка ноги врозь на ширине плеч или в положении шага.
Руки с мячом, несколько согнутые в локтевых суставах,поднимаются вверх – за голову. При этом лучше, если концы больших пальцев будутсоприкасаться между собой. Остальные пальцы широко расставлены и крепко держатмяч.
Туловище отклоняется назад, ноги сгибаются в коленныхсуставах, масса тела на сзади стоящей ноге (при положении шага).
Рабочая фаза – бросок – начинается с энергичноговыпрямления ног, туловища рук и завершается кистевым усилием в сторону вбрасывания.
Выполнение завершающей фазы обусловливается требованиемправил о том, что в момент броска футболист должен касаться земли обеиминогами.
И, наконец, завершающей фазой может быть падение.
Вбрасывание можно выполнять как с места, так и с разбега.
Существуют специальные упражнения для отработкивбрасывания мяча:
«В стенку».
Это упражнение используется для отработки выброса мячаиз-за головы. Необходимо отработать правильное положение тела, рук и ног.Выполняется поточным способом.
«С вратарем».
«Кто дальше?»
Упражнение направлено на отработку дальности броска.Выстроенные в шеренгу ученики на условный сигнал делают выброс мяча надальность.
«Вратарь в круге».
Ученики выстраиваются в круг. В центре стоитученик-«вратарь». Каждый ученик бросает мяч «вратарю», тот бросает его другомустоящему в круге. И так выполняет каждый.
«Бросаем друг другу».
Данное упражнение выполняется учениками, стоящими в двешеренги, лицом друг к другу. Мяч находится у направляющего одной шеренги.Броски выполняются по цепочке.
«Из круга в круг».
«Кто точнее?»
Упражнение выполняется построенными в колонну учениками.На стене устанавливается цель, в которую необходимо попасть, выполнив выбросмяча руками из-за головы, на полу отмечается линия, заступать за которуюнельзя. Это упражнение можно обыграть как соревнование. Выстроить учеников вдве колонны, выставить две цели, выигрывает та команда, которая покажет лучшийрезультат точности.
Возможные ошибки
Мяч еще в руках, а нога уже оторвана.
Мяч не занесен за голову.
Заступ за боковую линию.
Вбрасывание мяча одной рукой.
Для того, чтобы количество ошибок уменьшалось, необходимоследить за правильностью выполнения упражнений.

Литература
1.        Основы волейбола./Сост. О.Чехов. М.: Физкультура и спорт, 1979
2.        Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол. — М.: Физкультура и спорт, 1983
3.        Спортивные игры; Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114«Физ. воспитание» / В.Д. Ковалева. — М.: Просвещение, 1988