Региональный институт психологии и
гуманитарных наук
ДОКЛАД
на тему:
«Место психологии в системе профессий»
Выполнила Семёнова
Наталья Николаевна
г. Чебоксары – 2008 год
Любая наука как самостоятельная отрасль человеческого знания имеет свой особый предмет. Предметом науки психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно-исторической личности в особенности. Психология изучает внутренний мир человека как сознательного субъекта общественного развития.
Методы психологического изучения должны быть объективными, давать достоверный, надежный материал, свободный от искажений, субъективного толкования и скороспелых выводов. Методы эти позволяют не только описывать, регистрировать психические явления, но и научно объяснить их.
Знание психологии необходимо для правильной организации нравственного и умственного самовоспитания человека. Психология помогает человеку разобраться в собственной психической жизни, понять самого себя, осознать свои сильные и слабые стороны, свои недостатки. На этой основе и строится работа, направленная на преодоление и искоренение своих недостатков и развитие положительных качеств. Знание психологии открывает пути самосовершенствования умственной деятельности: зная, как улучшить свое внимание и память, как правильно усваивать учебный материал, более эффективно организовывать учебную работу, можно научится достигать наивысших результатов при наименьшей затрате времени и сил.
Психология изучает закономерности психической деятельности для того, чтобы правильнее понимать человека и тем самым умело воздействовать на него. Поэтому значение психологии велико во всех видах практической деятельности, где люди вступают друг с другом в сложные взаимоотношения, воздействуют друг на друга.
Тем самым психология занимает особо важную роль в различных профессиях.
Профессия — это исторически возникшая форма деятельности, необходимая человеку, и для выполнения которой он должен обладать суммой знаний, умений и навыков. Также иметь соответствующие профессиональные способности и профессионально важные качества. Она необходима для общества и ограниченная вследствие труда. Это область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность для существования и развития.
Профессионально-важные качества — это совокупность качеств человека, которые характеризуют его как субъекта труда, влияют на эффективность профессиональной деятельности и на успешность ее освоения.
Психологическая наука на современном этапе развития представляет собой сложную и разветвленную систему научных дисциплин. Отдельные области психологии тесно связаны между собой.
Многие психологические знания используются в целях объединения психологически сходных трудовых целей и способов действия, а также способов обучения и воспитания.
Педагогическая психология исследует психологические основы обучения и воспитания и непосредственно связана с возрастной психологией.
Психология помогает учителю находить подход к каждому школьнику, применять соответствующие индивидуальным особенностям ребенка приемы обучения и воспитания.
Педагогу необходимо усвоить общие закономерности развития личности. Личность формируется под влиянием воспитания, социализации и самовоспитания. Личность — результат взаимодействия внешних влияний с внутренними условиями индивидуума, к которым относятся его направленность, способности, характер и другие личностные свойства.
Педагогическая психология, опираясь на детскую психологию, формулирует закономерности наиболее успешного и глубокого усвоения школьниками системы учебных и трудовых знаний и навыков в процессе обучения. Можно ли правильно преподносить учащимся учебный материал, если не принимать во внимание закономерностей его восприятия и усвоения? Можно ли добиться хорошей успеваемости, если не знать закономерностей усвоения знаний, законов внимания, памяти, мышления? Знание психологии учащихся, психологии их обучения и восприятия составляет основу педагогики, методик обучения, методики трудового обучения и воспитания. Без знания психологических основ развития детей нельзя правильно построить ни одной методики обучения учащихся. Можно ли воспитывать волю и характер, развивать склонности и способности детей, если мы не знаем, что такое воля, характер, способности и как именно они развиваются? Каждый учитель должен хорошо знать психологию учащихся, с которыми он работает, и уметь на основании этих знаний воспитывать личность в нужном направлении, уметь проектировать, как говорил А.С. Макаренко, личность своих воспитанников.
Психология труда исследует психологические основы трудовой деятельности, изучает профессионально важные качества личности применительно к той или другой специальности, различные проблемы профессиональной ориентации и профессионального отбора, изучает вопросы научной ориентации труда, исследует психологические основы повышения производительности труда и отношений в трудовом коллективе.
Инженерная психология – один из разделов психологии труда, выделившийся в самостоятельную психологическую дисциплину. Инженерная психология исследует вопрос о взаимодействии человека с машиной, причем главным образом в условиях высокой степени механизации и автоматизации производства, в различных автоматизированных системах управлении. Наиболее часто здесь изучается деятельность операторов, управляющих различными производственными процессами.
Космическая психология – новая, теперь уже самостоятельная отрасль психологии труда. Космическая психология возникла в связи с полетами человека в космос. Космическая психология занимается вопросами волевой и моральной подготовки космонавтов, психологическим обоснованием методов обучения и тренировки. Она изучает психические проявления в моменты максимальных нагрузок и состояния невесомости, составляет космические профессиограммы, отражающие специфику психической деятельности космонавта на старте, в полете, при посадке, в условиях длительной изоляции и т.д.
Военная психология занимается психологией человека в военной обстановке, в условиях боя, высокой меры опасности, в условиях, требующих быстрых реакций, высокой меры ответственности за принимаемые решения. Важной задачей военной психологии является психологическая разработка вопросов военного обучения и воспитания.
Главным для уяснения сущности экстремальной ситуации, в которой может быть нанесен ущерб здоровью сотрудника или получена психическая травма, является понятие «опасность». Опасность – это стресс-фактор, отражающий осознание работником органа правопорядка того обстоятельства, что поведение правонарушителей, действие стихийных сил природы, авария или катастрофа могут причинить ему физический и психологический вред, привести к несчастному случаю, а возможно, к гибели. Осознание опасности обычно сопровождается сильными эмоциональными переживаниями, отрицательными психическими состояниями, преодолеть которые возможно лишь благодаря высокой профессиональной подготовленности и натренированности. Предполагаются также владение надежными и безопасными методами деятельности, сформированная личностная установка на выживание, психологические качества, позволяющие адекватно оценивать обстановку, принимать оперативные и правильные решения, не терять самообладания в минуты опасности.
Страх парализует волю, часто ведет к спонтанным, непродуманным и хаотическим действиям, а в итоге снижается надежность и эффективность решения задач в опасных ситуациях. По психологической природе чувство страха — результат мышления и воображения, предвосхищающих опасность для жизни, здоровья и самочувствия работника. Переживание опасности связано со страданиями. Отсюда возникают чрезмерные по своей силе эмоциональные переживания. У страха много проявлений — от опасения, боязни, испуга до ужаса, который приводит к потере целенаправленного поведения.
Страх у работников правопорядка можно преодолеть благодаря двум основным путям в развитии самообладания:
1) воспитание;
2) овладение работниками специальными психотехническими приемами снятия страха.
Воспитание включает в себя самовоспитание и личностное развитие работников.
Психотехнические приемы позволяют в стрессовой ситуации быстро снять отрицательные переживания и изменить ход мыслей в позитивном направлении. Считается, что локализация страха возможна при согласии с самим собой по принципу «будь что будет». В этом случае мозг перестает просчитывать варианты угрозы, поток лихорадочных мыслей сменяется обостренным восприятием событий. И таким образом, работник органа правопорядка эффективнее включается в ситуацию, что само по себе вытесняет страх.
Психология спорта разрабатывает психологические основы обучения и воспитания спортсменов, изучает законы выработки спортивных навыков и умений, исследует поведение спортсменов в условиях соревновательной борьбы, раскрывает закономерности формирования волевых и моральных качеств, необходимых для достижения победы в спортивных состязаниях.
Психология искусства рассматривает психологические компоненты деятельности, направленной на создание произведений искусства, раскрывает закономерности восприятия человеком этих произведений, изучает законы возникновения и протекания различных чувств, вызванных художественными произведениями. Важной задачей психологии искусства является разработка вопросов, связанных с эстетическим воспитанием и развитием музыкальных, художественных и литературных способностей.
Медицинская психология занимается вопросами психотерапии, психогигиены, вопросами общения врача и больного.
Патопсихология исследует различные формы нарушения нормальной психической деятельности людей, различные нарушения нормального психического развития. Имеется несколько направлений в этой отрасли психологии: олигофренопсихология (изучает патологические случаи психического развития, связанные с врожденными дефектами мозга); тифлопсихология (изучает психологию людей, не имеющих зрения или слабовидящих); сурдопсихология (исследует психологические особенности, связанные с нарушением слуха).
Психологические знания необходимы также и юристу для решения отдельных частных юридических проблем. Например, такие базовые уголовно-правовые понятия как вина, личность преступника, преступное поведение имеют комплексную психолого-юридическую сущность. Поэтому психологические знания сущностных особенностей жизнедеятельности человека являются составной частью юридического образования.
Потребность использования психологических знаний в различных областях юридической деятельности вызвала необходимость развития разнообразных прикладных областей психологии. На стыке психологических и юридических наук возникла Юридическая психология. По специфике исследовательских проблем и практической направленности юридическая психология неразрывно связана с юридической наукой и практикой, но вместе с тем, юридическая психология – прикладная отрасль психологии. Без знания общих закономерностей и механизмов психической деятельности изучение юридической психологии не возможно.
Таковы основные области современной психологической науки. Их перечень и характеристика свидетельствуют о том, что постоянно идет процесс появления все новых и новых направлений в психологии. Это и понятно. Все большее значение приобретает значение возможностей человека, различных его психических особенностей в самых разных областях человеческой деятельности.
В список новых направлений в психологии входит и психология рекламной деятельности.
Психология рекламной деятельности — новая и малоизученная отрасль психологической науки. К сожалению, существует незначительное число научных исследований восприятия рекламы, что лишний раз подтверждает новизну изучаемой нами проблематики. Изучение проблемы восприятия рекламы должно опираться на психологические аспекты процессов восприятия и сознания.
С середины XX в. применение массового психоанализа в рекламе стало основой деятельности торговых компаний. Специалисты по рекламе ухватились за психоанализ в попытке найти более эффективные средства для сбыта своих товаров.
Специалисты, участвующие в создании и разработке рекламы (экономисты, маркетологи, дизайнеры, художники и другие), приходят к единому мнению о том, что психология занимает в деле производства рекламы ведущее место. Отсутствия учета знаний о психологических закономерностях приводит к созданию грубой, непрофессиональной рекламы.
Исследования показывают, что реклама, использующая технологии воздействия на подсознание, не создает новых потребностей, но она эффективна в области принятия решений.
Жизнь современного человека немыслима без рекламного фона, который становится все более очевидным и более активным. Реклама, проникающая во все сферы общества, в настоящее время активно воздействует на его социальные институты и оказывает значительное влияние на социальное поведение живущих в нем людей. Современная реклама стала своего рода романом, своеобразным литературным жанром, только более кратким и существующим в форме не слов, а зрительских образов. Рекламу даже начали называть новым видом искусства, обсуждая ее этические качества, оригинальные режиссерские ходы, яркость красок и остроумие высказываний.
Психологическая проблематика изучения восприятия рекламы является новой и малоизученной, хотя и имеет прочные корни в психологии изучения восприятия и сознания. В настоящий момент эта проблема является актуальной, поскольку реклама стала неотъемлемой частью жизни современного общества, и ее присутствие ощущается все с большей силой.
В 1999 году в российских вузах впервые введен новый учебный предмет «Психология и педагогика профессиональной деятельности», задачей которого является повышение качества подготовки специалистов, обеспечение надежности профессиональной деятельности, формирование у студентов навыков по управлению профессиональной деятельностью, трудовым коллективом, деловыми конфликтами, регуляции профессионального стресса в условиях экономического кризиса. Основная задача авторской программы курса – согласование процессов профессионального роста и личного развития, психолого-педагогическое обеспечение самоопределения личности в профессии.
Психологической основой формирования профессиональной пригодности к любой деятельности является устойчивая положительная профессиональная мотивация, определяющая направление, в котором идет формирование профессиональных качеств личности, развивающая творческий подход к труду.
Курс «Психология и педагогика профессиональной деятельности» обеспечивает человека базовыми и современными практическими знаниями в области психологии и педагогики, самопознания, саморазвития, самоуправления.
В профессиональной деятельности любого специалиста важное место занимает его психологическая подготовленность. Это связано, прежде всего, с тем, что при решении профессиональных задач, он вынужден:
Вступать в непосредственные контакты с людьми;
Выяснять сложные переплетения человеческих взаимоотношений, мотивы поступков, интересы и устремления людей;
В процессе общения учитывать типичные и индивидуальные особенности людей, которые имеют различные характеры, свое отношение к миру, особые характеристики мышления, памяти, внимания, разный уровень культуры и воспитания;
Развития коммуникативных способностей и умений, правильно выстраивать собственную линию поведения в общении, избегая конфликтов при решении деловых вопросов;
Рационально распределять свои силы и способности, надолго сохранять работоспособность и, при наименьших затратах энергии, получать доказательные оптимальные результаты;
Осуществлять самодиагностику своих возможностей, развивать недостающие психологические качества, осваивать навыки саморегуляции, технологии саморазвития, способствующие личностному самоутверждению в профессии.
Знание психологической науки помогает работнику любой специальности решать вышеперечисленные задачи, используя это знание в процессе профессиональной деятельности.
Таким образом, «Психология и педагогика профессиональной деятельности» относится к профессиональным отраслям знаний и является необходимым компонентом профессиональной подготовки. Поэтому овладение психолого-педагогическими знаниями выступает фактором формирования профессиональной компетентности, готовности к успешной деятельности.
Психологическая наука – сложная область знаний о механизмах и закономерностях психики, о формировании психических особенностей личности, о психологических основах взаимодействия и общения людей. Психология интегрирует знания многих наук, изучающих человека и человеческое общество. Вооруженная экспериментальными, клиническими, математическими методами, психология выступает непременной участницей решения множества человеческих проблем. Поле разработки и применения психологических знаний необозримо. Практически нет сферы деятельности человека, где психологические знания оставались бы невостребованными. Особую значимость психология приобретает в подготовке к профессиям в сфере «человек-человек», в частности, к специальностям, где главное – работа с людьми, изучение и оценка людей, установление с ними психологических контактов, оказание на них влияния.
Знание психических закономерностей, применение в процессе деятельности определенных психологических методов облегчает труд, помогает регулировать и строить правильные взаимоотношения с заинтересованными лицами, глубже понимать мотивы поступков людей, познавать объективную действительность, правильно оценивать ее и использовать эти результаты в деятельности. кроме того, знание психологии дает возможность контролировать собственные познавательные, волевые, эмоциональные процессы, проверять и направлять эти процессы у других лиц, правильно принимать решения в критических ситуациях.