Анализ потребительских предпочтений в отношении пива

УДК 663.4 АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ В ОТНОШЕНИИ ПИВАМ.А. Максимова, студентка 5-го курса механико-технологического факультета ФГОУ ВПО «КГТУ» Е.С. Землякова, ФГОУ ВПО «КГТУ»Представлены результаты маркетингового опроса потребителей г. Калининграда, целью которого было изучение спроса на пиво, определение критериев выбора данного вида напитка, вкусовые предпочтения респондентов и отношение их к специальному пиву, в состав которых входят натуральные растительные добавки.пиво, пиво специальное, потребитель, натуральные растительные добавкиВ настоящее время, несмотря на сложные экономические условия, в России весьма динамично развивается ряд отраслей пищевой промышленности, в том числе пивобезалкогольная. Россия входит в десятку стран – крупнейших производителей пива в мире. Около 250 крупных пивоваренных заводов плюс 800 мини-пивзаводов и пивоварен. Растет популярность качественного пива среднего и дорогого класса. Объем рынка пива в России в натуральном выражении в 2010 г. составил 945,5 млн. дал. Пивоваренной «столицей» России является Санкт-Петербург, в котором находятся крупнейшие в России заводы. Потребление пива в России сейчас находится на уровне 67 л на человека в год, в Европе этот показатель выше. Среднестатистический европеец выпивает до 110 л пива, а самыми большими любителями пива признаны чехи – они выпивают больше 170 л пива в год. У нас больше всего пива потребляют в Москве и Санкт-Петербурге, 90 и 100 л в год на человека соответственно [1, 2]. В феврале 2011 г. был проведен социологический опрос жителей г. Калининграда с целью выявления потребительских предпочтений в отношении пива. Исследование проводилось в форме тестового опроса. Объем выборки составил 200 человек, из которых 71% женщин и 29 – мужчин. По возрастным группам опрашиваемые распределились следующим образом: 18-30 лет – 48; 31-45 лет – 34; 46-60 лет – 1; 61 лет и старше – 3%. Важным фактором, оказывающим воздействие на потребительские предпочтения, являются личные доходы. По уровню доходов наиболее представительной оказалась группа респондентов, имеющая низкий доход (65%). Опрашиваемые со среднем доходом составили 33, с высоким – 2%. Существует зависимость: чем выше доход, тем качественнее (и соответственно дороже) покупаемый сорт. В то же время проведенный опрос показал, что уровень доходов потребителей практически не влияет на структуру потребления алкогольных напитков в целом, а корреляция между размером дохода и количеством потребляемого пива незначительна. Практически половина от общего объема потребления группы алкогольных напитков приходится на пиво (42%); вино предпочитают 30; водку – 7; на долю других напитков пришлось 13%. Социологический опрос показал, что 8% вообще не употребляют алкогольные напитки. Выяснилось, что алкоголь не употребляют женщины, из которых 6% в возрасте 18-30 лет, а остальные 2% приходятся на пожилых, возраст которых более 61 года. Распределение предпочтений респондентов в отношении алкогольных напитков представлено на круговой диаграмме (рис. 1). Рис. 1. Анализ предпочтений потребителей в отношении алкогольных напитковВ результате опроса определилось отношение к пиву. Оказалось, что разброс предпочтений в отношении алкогольных напитков не повлиял на потребление пива. Даже те респонденты, которые не отдали свое предпочтение пиву, все равно потребляют этот напиток. На их долю пришлось 92%, остальные 8 – те респонденты, которые не употребляют алкогольные напитки вообще. Безусловно, нужно сказать о том, что пиво хоть и слабоалкогольный напиток, но алкоголь в нем присутствует, негативное действие которого на организм доказано множеством научных исследований. Следует отметить, что только 3% опрошенных признались, что они регулярно употребляют пиво. В основном это мужчины в возрасте от 18 до 30 лет с низким уровнем дохода. Доля респондентов, потребляющих пиво время от времени и очень редко, составила соответственно 79 и 12%. Это можно объяснить тем, что опрошенные респонденты знают о влиянии чрезмерного употребления алкоголя на организм и следят за своим здоровьем. Наиболее популярным типом пива среди респондентов является светлое пиво. Его пьют 63% потребителей. Предпочтение темному пиву отдали 37% опрошенных. При этом обычное светлое пиво одинаково активно употребляют и мужчины, и женщины. Респонденты, предпочитающие темное пиво в основном лица женского пола. Объяснением этому может послужить наиболее мягкий, сладковатый вкус темного пива в отличие от светлого пива с явно выраженной хмелевой горечью. В отношение крепости опрошенные поделились следующим образом: до 4,5 % об. предпочитают 92% респондентов; остальные 8 % приходятся на любителей пива крепостью более 4,5% об. Пиво с пониженным содержанием алкоголя следует считать преимущественно женским продуктом, в то время как пиво с высоким содержанием алкоголя – мужским. Это подтверждается тем, что 8%, предпочитающих крепкое пиво, пришлись на мужчин. Любителей безалкогольного пива из опрошенных респондентов не оказалось. Этому могло послужить то, что пиво, в понимании респондентов, прежде всего алкогольный напиток. В последнее время в Калининграде растет количество мини-пивоварен, занимающихся производством «живого» пива, которое не подвергается термической обработке (пастеризации) и имеет низкий срок хранения. Такое пиво в основном поставляется на розлив в различные продовольственные точки города, рестораны, бары, которые строятся в основном при мини-пивоварнях. Такое пиво пользуется большой популярностью, о чем свидетельствуют данные опроса. Бутылочному пиву отдали предпочтение 28% опрошенных, разливному же – 72. Фильтрованное пиво предпочитают 23, нефильтрованное – 77% опрошенных. Предпочтение респондентов относительно выбора места потребления пива следующие: в основном потребляют пиво дома (45%) и заведениях общественного питания (42%); минимальное число потребителей предпочитают потреблять пиво на природе (13%). На совершение покупки пива влияет ряд факторов, в том числе такие, как польза для здоровья, цена, марка, страна-производитель, упаковка, реклама и пр. Чтобы выяснить значимость различных факторов с точки зрения потребителей, респондентам было предложено оценить важность каждого из упомянутых критериев по пятибалльной шкале, где «1» – означает совсем не важно, а «5» – очень важно. Оценка важности различных критериев при выборе пива представлена на лепестковой диаграмме (рис. 2). Рис.2. Оценка важности различных критериев при выборе пиваНаиболее важными критериями при выборе пива является польза для здоровья, страна-производитель и цена. Средний балл этих критериев выше оценки «4» и приближается к «5», которая означает «очень важно». Данные показывают, что упаковка при выборе пива имеет незначительное влияние и оценено чуть выше «3». Реклама, по мнению участников опроса, практически не оказывает влияние на выбор пива при покупке. Средний балл этого критерия «1» и означает «совсем неважно». Для того чтобы удержаться на рынке позиции своих брэндов, производители стремятся к освоению новых маркетинговых и креативных путей, в том числе введению в ассортимент специальных сортов пива с нетрадиционными для пивоварения добавками [2]. В связи с этим уместным было узнать отношение респондентов к такому виду пива. Положительно относятся 67% в основном женщин, отрицательно настроены 29%, большая часть из которых мужчины и 4 – нейтрально. На такое распределение потребителей может повлиять также низкое содержание алкоголя в таких напитках и более мягкий вкус с оттенками используемой добавки, который обычно любят женщины. Мужчины в основном предпочитают классические сорта пива, о чем свидетельствует опрос. В России пиво с различными добавками стало появляться относительно недавно и является новым продуктом для российского потребителя. Отсюда настороженность потребителя в отношении этого вида продукта, а также отсутствие культуры его потребления. В Бельгии традиционными напитками считаются трапписты, крики и фрамбуазы – это пиво с добавлением фруктов, таких как яблоки, вишни, малина, смородина. Совсем недавно появилось в продаже пиво со вкусом апельсиновой корочки. Бельгийские пивовары также экспериментируют такое пиво, как пиво с мятой, ананасом, миндалем, перцем, гвоздикой. В настоящее время многие исследования посвящаются использованию в пивоварении натуральных растительных компонентов, добавление которых не только улучшает продукт по вкусовым ощущениям, но и смягчает отрицательное проявление этанола. Несмотря на это, производители все же используют в своих технологиях излюбленные пищевые добавки (в основном ароматизаторы), которые кроме улучшения органолептических свойств и понижения себестоимости, могут оказать отрицательное воздействие на организм. Например, серия Редд’сов, Redd’s со вкусом черной смородины и вишни, в состав которых входят ароматизаторы этих фруктов. Этот факт также мог негативно настроить потребителя в отношении специального пива. При этом, если бы респонденты знали, что в качестве добавок служат натуральные компоненты, которые могут повлиять положительно на состояние здоровья, а также снизить влияние алкоголя на организм, то обязательно попробовали бы такое пиво 94% опрошенных, в том числе и отрицательно настроенные мужчины. И 6% респондентов категорически отказываются даже пробовать такое пиво. Литература 1. www.restko.ru 2. Палагина М.В., Зимба А.Г., Макарова А.А. Разработка технологии новых сортов пива специального с добавлением растительных экстрактов // Пиво и напитки. – 2010. – №4. – С. 30-32.ANALYSIS OF CONSUMER PREFERENCES FOR BEER M. Maximovа, E. Zemlyakova Presents the results of a poll of consumers in Kaliningrad, whose goal was to study the demand for beer, the definition of criteria for selecting this type of beverage, the taste preferences of the respondents and their relation to the special beers, which include natural herbal supplements.