Российскаяфедерация
Министерствообразования и науки
Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тюменскийгосударственный университет»
Институтдистанционного образования
Специальность«Юриспруденция»Контрольная работаПо предмету: Финансовое право
1. Вчём выражается административный порядок защиты прав субъектовфинансово-правовых отношений?
Мерыгосударственного принуждения являются неотъемлемым элементом механизма правовогорегулирования финансовых отношений, как и в соответствующих случаях — восстановлениенарушенных прав. Защита прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовыхправоотношениях, производится в административном или судебном порядке, что в настоящее время является общимправовым правилом и касается всех субъектов финансового права. При этом разрешение дела в административном порядке неисключает возможности обращаться при неудовлетворяющем исходе в суд общейюрисдикции или арбитражный суд.
В различных финансовыхотношениях административный порядок защиты прав имеет свои особенности, новезде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения. В своюочередь, субъекты, к которым применены меры, вытекающие из рассмотренногопорядка, в целях защиты своих прав и законных интересов вправе, во-первых,обжаловать действия соответствующих государственных органов также в административномпорядке по подчиненности и, во-вторых, обратиться в суд общей юрисдикции илиарбитражный суд. Оба способа защиты прав указанных субъектов в области финансовыхотношений могут быть использованы и в других случаях их нарушения. В финансовыхправоотношениях государства с участием граждан также действуют какадминистративный, так и судебный порядок защиты прав и законных интересов обеихсторон.
Приэтом усилена ориентация на использование судебного порядка, который имеетконституционную основу (ст. 46). Решения и действия (или бездействие) органовгосударственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могутбыть обжалованы в суд. Эти нормы конкретизированы в отраслевом законодательстве,например в НК РФ и других нормативных актах. Если исчерпаны все имеющиесявнутригосударственные средства правовой защиты, каждый гражданин вправе всоответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственныеорганы по защите прав. Вступление России в Совет Европы расширяет такиевозможности граждан РФ. Однако граждане по своему выбору могут обратиться зазащитой их прав не в суд, а к вышестоящему органу или должностному лицу, т. е.использовать административный порядок защиты.
Важной стороной защитынарушенных прав в финансовых отношениях с государством является установление взаконодательстве гарантий возмещения ущерба гражданам и юридическим лицам,причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностныхлиц. Так, суммы налогов и других обязательных платежей, неправильно взысканныегосударственными налоговыми органами, подлежат возврату, а причиненныйналогоплательщикам вследствие ненадлежащего осуществления обязанностей ущерб —возмещению. Эта норма имеет конституционную основу (ст. 52Конституции РФ).
Особое место в защитеправ и законных интересов субъектов финансового права принадлежитКонституционному Суду РФ. Согласно Конституции России (ст. 125) и Федеральномуконституционному закону от 21 июля 1994 г. «О Конституционном СудеРоссийской Федерации»1 в его полномочия входит: разрешение вопросов осоответствии Конституции РФ законов и других нормативных актов, а такжеразрешение споров о компетенции между государственными органами (без решениявопросов о конституционности правоприменительной практики и деятельностигосударственных органов); проверка по жалобам граждан и запросам судов конституционностизакона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Все этоотносится и к сфере финансовых отношений.
Важная роль в обеспечениисоблюдения прав субъектов финансовых правоотношений принадлежит прокуратуре РФ,которая призвана осуществлять надзор за исполнением законов министерствами,ведомствами, в том числе органами государственной власти субъектов РФ, органамиместного самоуправления, их должностными лицами; за соблюдением прав человека игражданина, в том числе органами финансового контроля. Прокурор приноситпротест на противоречащий закону правовой акт (лицу, издавшему его) и вноситпредставление в орган (или должностному лицу), который уполномочен устранитьэти нарушения.
Таким образом, установленныйпорядок защиты финансовых прав и законных интересов исходит из необходимости соблюдениятребований законодательства всеми участниками финансовых правоотношений,включая государство и его органы.
2. Составьте схемуклассификации финансового контроля по формам, видам, методам
/>
3. В бюджетномучреждении, возглавляемом Евсеевым И.И., произошла задержка финансирования избюджета на 4 месяца. Какие меры может предпринять руководитель учреждения?
Согласно ст. 237. БюджетногоКодекса РФ бюджетное учреждение, возглавляемое Евсеевым И. И., финансируемое наоснове сметы доходов и расходов, в случае задержки финансирования из бюджетаболее чем на два месяца вправе самостоятельно определить направление кассовогорасхода со своих счетов в органах федерального казначейства в пределахдоведенных вышестоящим распорядителем бюджетных средств лимитов бюджетныхобязательств и объемов финансирования.
4. Для получения лицензиина осуществление банковской деятельности АКБ «Север» направил в ЦБ РФпакет необходимых документов. Устав банка среди видов деятельностипредусматривал осуществление операций с недвижимостью и купля-продажа ценныхбумаг. Каков будет ответ Центрального Банка?
Центральный Банк должен отказать в выдаче лицензии АКБ«Север», так как кредитная организация (которой является АКБ «СЕВЕР»), имеетправо осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг всоответствии с федеральными законами (ст.6 Закона РФ «О банках и банковскойдеятельности»), однако осуществление операций с недвижимостью непредусмотрено как вид деятельности кредитной организации, согласно ст. 5 Закона РФ «О банках и банковской деятельности».
5. Завод по контрактупоставляет готовую продукцию иностранному партнёру. Завод несёт все расходы потранспортировке готовой продукции до пункта поставки, а оплачиваеттранспортировку до пункта поставки иностранный партнёр (с последующейкомпенсацией). Можно ли иностранному партнёру возместить свои расходы наперевозку путём удержания части валютной выручки, причитающейся заводу?
Подпункт 4 пункта 2 ст.19 Федерального Закона «О валютном регулировании и валютном контроле»от 10.12.2003. № 173 ФЗ разрешает зачет встречных требований резидентам присделках с нерезидентами лишь транспортным организациям и организациям осуществляющими рыбный промысел запределами таможенной территории Российской Федерации, а также резидентами инерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории РоссийскойФедерации услуги указанным резидентам по заключенным с ними агентским договорам(соглашениям).
Завод в данную категориюрезидентов не входит, следовательно, иностранный партер не может возместить свои расходы на перевозкупутём удержания части валютной выручки, причитающейся заводу.