Роль приоритетного национального проекта "Развитие АПК" в государственном управлении

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ
УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Институт (филиал) в г. Челябинске
Оценка_______________
Подписьпреподавателя
______________________
« »___________2007 г.
Роль приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в государственномуправлении
Курсовая работа
по предмету
система государственного управления
КучицСергея Валерьевича
Студента5 курса группы ГМУ-332
Специальность080504.65
 «Государственноеи муниципальное управление»
Научныйруководитель:
СмирновСергей Сергеевич
д.и.н.,профессор
Челябинск
2007

Оглавление
Введение
Глава 1 Предпосылки созданияприоритетных национальных проектов   
Глава 2 Национальный проект «РазвитияАПК»
2.1 Три направления национальногопроекта
2.2 Цели проекта и мероприятия,включающие в себя комплекс мер по развитию сельского хозяйства
2.3 Животноводство как приоритетноенаправление       
Глава 3 Проблемы реализации иконтроль за исполнением национальных проектов
Глава 4 Реализация ПНП «Развитие АПК»в Челябинской области
Заключение
Список использованных источников илитературы
Приложения

Введение
Приоритетныенациональные проекты, которые реализует сейчас наша страна, касаются каждого изнас, жителей России.
Достойноежилье, качественное образование, доступное медицинское обслуживание и развитоесельское хозяйство – эти сферы определило государство как первоочередные длятого, чтобы каждодневная жизнь россиян улучшилась.
Главнаяцель государственной власти благополучие своих граждан.
Экономикаэто тот инструмент, с помощью которого государство должно решать социальныепроблемы.
Кнаправлениям региональной политики следует также отнести региональные аспектыдемографической, аграрной политики и другие мероприятия государственной власти.
Определениестратегических и тактических целей развития государства и общества являются нетолько важнейшей прерогативой власти, но и наиболее ответственной задачей, отточности и своевременности, решение которой не редко зависит судьбагосударства. Ошибка в выборе приоритетов и формирование целей ведет к серьезнымполитико-экономическим издержкам. Стратегическое планирование, которым всоветские времена занималось Полит бюро и Госплан, долгое время оставалось внефокуса внимания политического руководства страны. Это стало одной из причинострого социально-экономического кризиса конца 80-90 годов.
Переходэкономики на новую стадию, стадию экономики знаний, требует совершенно иной,чем прежде, идеологической атмосферы и политического климата, когдакачественные инновационные изменения «проростают» как бы сами собой.
Работапо реализации ПНП «Развитие АПК» ведется с первых дней послевыступления Президента Российской Федерации 5 сентября в Кремле на совещании счленами Правительства, руководством Федерального собрания и членами ПрезидиумаГосударственного Совета.
Приоритетныйнациональный проект «Развитие АПК» состоит из 3 разделов.
Первыедва — это ускоренное развитие животноводства и стимулирование развития малыхформ хозяйствования в агропромышленном комплексе — полностью входит в сферуответственности Минсельхоза.
Третийраздел — обеспечение жильем молодых специалистов, приехавших на работу всельскую местность и занятых в сельскохозяйственном производстве — будетреализоваться в рамках ФЦП «Социальное развитие села». Это элементкадровой политики. За его реализацию отвечает Министерство региональногоразвития совместно с Минсельхозом.
Целькурсовой работы рассмотреть основные направления приоритетного национальногопроекта «Развитие АПК» в Российской Федерации и На территории Челябинскойобласти.
Вработе использовались учебные пособия, периодические издания и информация софициальных сайтов: Президента России; Совета при Президенте РФ по реализацииприоритетных национальных проектов и демографической политике; сайт губернатораи правительства Челябинской области.

1Предпосылки создания приоритетных национальных проектов
Акцентна повышении доступности и качества здравоохранения, образования, комфортногожилья – не новые темы. Развитию этих отраслей уделялось существенное внимание,в частности, в Посланиях Президента России Федеральному Собранию.
ЗаявленныеПрезидентом социальные инициативы являются продолжением курса на инвестиции вчеловека. Эти инициативы развивают проводимый экономический курс, определяютконкретные первоочередные шаги в сфере здравоохранения, образования, жилищнойполитики. Приоритетной задачей стало также экономическое развитие и повышениеинвестиционной привлекательности отечественного агропромышленного комплекса.
К2005 году для решения заявленных задач сложились благоприятные условия.
Во-первых,у государства есть финансовые ресурсы. Они в значительном объеме могут бытьнаправлены на решение социальных задач без угрозы инфляции.
Во-вторых,укрепление государственной власти, в частности, новая система избранияруководителей субъектов федерации, создали новые административные возможности:теперь легче обеспечивать согласованные действия всех ветвей и уровнейгосударственной власти, что абсолютно необходимо для успеха таких масштабныхпроектов.
В-третьих,государство перешло к трехлетнему циклу бюджетного планирования. Основныепараметры федерального бюджета теперь утверждаются не только на ближайший год,но одновременно – еще и на два последующих. Например, в конце 2005 годабюджетные параметры определены вплоть до 2008 года включительно. Горизонтыэкономического планирования расширяются – растет уверенность в завтрашнем дне.Социально-экономические программы получают необходимые гарантии, масштабныезадачи – большую четкость и детализацию.
В-четвертых,основные политические силы страны сходятся в том, что именно на обозначенныхприоритетах должны сосредотачиваться усилия государства.[1]
Действительно,в Послании Федеральному Собранию весной 2004 года Президент Владимир Путинсконцентрировал внимание на самых насущных для граждан страны проблемах — качестве и доступности медицинского обслуживания, образования, жилья – инаметил пути социальной модернизации. Осенью 2005 года заявлено о «национальныхпроектах» в тех же сферах.
Вспомним,в чем заключаются сформулированные в 2004 году задачи социальной модернизации.
Былопровозглашено повышение доступности и качества медицинской помощи для широкихслоев населения. Из этого, прежде всего, следует, что гарантии бесплатной медицинскойпомощи должны быть общеизвестны и понятны. И только дополнительная медпомощь иповышенный уровень комфортности ее получения должны оплачиваться пациентом.Причем такая оплата должна производиться в соответствии с принципамиобязательного страхования. Одновременно необходимо создавать стимулы дляразвития добровольного медицинского страхования. Сверхзадача модернизацииотечественного здравоохранения – повышение его эффективности и, как следствие –показателей здоровья нации.
Чтобыне допустить утраты российским образованием своих преимуществ и одновременноусилить его инновационность, необходимо повышать и модернизировать требования кобразованию. Формулировать современные запросы к образованию способен толькорынок труда. Поэтому результативность реформ в образовании следует измерять попоказателям его качества, доступности и соответствия потребностям рынка труда.
Вжилищной сфере старые методы и подходы – которые и раньше не решали «квартирныйвопрос» для большинства – теперь вообще не работают. Поэтому для основной частиработающего населения необходимо обеспечить возможности приобретения жилья нарынке, одновременно с этим гарантируя предоставление малоимущим социальногожилья. Поставлена задача создать такие условия, чтобы к 2010 году минимум третьграждан страны могли бы приобрести квартиру, отвечающую современнымтребованиям, за счет собственных накоплений и с помощью жилищных кредитов.
Итак,сформулированные в 2004 году задачи для здравоохранения, образования и жилищнойсферы носят стратегический характер. Их решение во многом зависит от того,какие темпы будет демонстрировать вся российская экономика в долгосрочнойперспективе.
Приопределении социальных инициатив, которые мы сегодня называем национальнымиприоритетными проектами, выбрана тактика конкретных шагов. Поставлены задачи понаиболее острым проблемам образования, здравоохранения, жилищной сферы,сельского хозяйства. Вместе с тем, это задачи, которые реально могут бытьрешены за два года при существующей эффективности государственного механизма,при имеющемся «запасе прочности» по основным макроэкономическим параметрам всреднесрочной перспективе.
Приоритетныепроекты – их можно назвать «ближними целями» — не отменяют определенные ранеестратегические задачи по модернизации здравоохранения и образования,формированию платежеспособного, массового, рынка жилья.
5сентября 2005 года Президент собрал вместе Правительство, парламент ируководителей регионов.
Извыступления В.Путина:
«Сегодняшниевозможности России вполне позволяют добиться более ощутимых результатовповышения благосостояния народа России. Добиться, не нарушая баланса основныхэкономических показателей и не допуская всплеска инфляции. И потому ужеоткрывающиеся в российской экономике возможности не должны быть нами упущены.
Сегодняхотел бы особо остановиться на практических шагах в реализации приоритетныхнациональных проектов в таких областях, как здравоохранение, образование,жилье.
Во-первых,именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствиеобщества. И, во-вторых, в конечном счете, решение именно этих вопросов прямовлияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создаетнеобходимые стартовые условия для развития так называемого человеческогокапитала».
Ивот, возможно, ключевая цитата:
«Концентрациябюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни гражданРоссии – это необходимое и логичное развитие нашего с вами экономическогокурса, который мы проводили в течение предыдущих пяти лет и будем проводитьдальше. Это гарантия от инертного проедания средств без ощутимой отдачи. Этокурс на инвестиции в человека, а значит – в будущее России».[2]

2Национальный проект «Развития АПК»
2.1Три направления национального проекта
Приоритетныйнациональный проект «Развитие АПК» включает в себя три направления:
1  «Ускоренноеразвитие животноводства»;
2  «Стимулированиеразвития малых форм хозяйствования»;
3  «Обеспечениедоступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе».
Реализацияпервого направления Национального проекта позволит повысить рентабельностьживотноводства, провести техническое перевооружение действующихживотноводческих комплексов (ферм) и ввести в эксплуатацию новые мощности.
Этостанет возможным за счет:
— повышения доступности долгосрочных кредитов, привлекаемых на срок до 8 лет;
— роста поставок по системе федерального лизинга племенного скота, техники иоборудования для животноводства благодаря увеличению уставного капитала ОАО«Росагролизинг», снижению ставки за использование средств уставного капиталаОАО «Росагролизинг» и продлению срока лизинга техники и оборудования дляживотноводческих комплексов до 10 лет;
— совершенствования мер таможенно-тарифного регулирования путем утвержденияобъемов квот и таможенных пошлин на мясо в 2006-2007 годах и вплоть до 2009года и отмены ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование дляживотноводства, не имеющее отечественных аналогов.
Второенаправление Национального проекта направлено на увеличение объема реализациипродукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами,ведущими личное подсобное хозяйство.
Этопредполагается достичь путем:
— удешевления кредитных ресурсов, привлекаемых малыми формами хозяйствования АПК;
— развития инфраструктуры обслуживания малых форм хозяйствования в АПК – сетисельскохозяйственных потребительских кооперативов (заготовительных,снабженческо-сбытовых, перерабатывающих, кредитных).
Реализациятретьего направления позволит обеспечить доступным жильем молодых специалистов(или их семей) на селе, создаст условия для формирования эффективного кадровогопотенциала агропромышленного комплекса.
2.2Цели проекта и мероприятия, включающие в себя комплекс мер по развитиюсельского хозяйства
Основныецели на предстоящие два года это:
увеличениепроизводства мяса на 7%, молока на 4,5% при стабилизации поголовья крупногорогатого скота (КРС), в том числе коров, не ниже уровня 2005 г.;
1 увеличение на 6%объемов реализации продукции, произведенной ЛПХ и КФХ;
2 развитие сетисельскохозяйственных потребительских кооперативов (снабженческо-сбытовых,заготовительных, перерабатывающих, кредитных кооперативов);
3 создание системыземельно-ипотечного кредитования;
введениев строй 1392,9 тыс. кв. м жилья и улучшение жилищных условий не менее 31,64тыс. молодых специалистов на селе.
Основныемероприятия Национального проекта предусматривают:
1 создание условийдля привлечения инвестиционных ресурсов, необходимых для развитияживотноводства за счет выделения дополнительных бюджетных средств насубсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам на срок до 8 лет,направленным на строительство и модернизацию животноводческих комплексов;
2 развитие лизингаплеменного скота и оборудования для животноводства;
3 повышениеэффективности таможенно-тарифной политики;
4 создание условийдля привлечения малыми формами хозяйствования в АПК кредитов и займов дляулучшения их материально-технической базы за счет субсидирования части затратна уплату процентов по кредитам и займам, полученным ЛПХ, КФХ и создаваемымиими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в российских кредитныхорганизациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах;
5 развитие сетисельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе: 1000 кредитных,550 перерабатывающих и 1000 заготовительных и снабженческо-сбытовых;
6 строительство(приобретение) жилья для молодых специалистов (или их семей) на селе.
Заявленныемероприятия будут финансироваться за счет средств федерального бюджета (34,9млрд руб. в 2006–2007 годах), средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетныхисточников.
ПравительствомРоссийской Федерации приняты постановления, регламентирующие правилапредоставления из федерального бюджета субсидий на возмещение части затрат науплату процентов по кредитам, полученным в 2006 году в российских кредитныхорганизациях.
Распределениеплановых годовых объемов средств по субъектам Российской Федерации насубсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам и займамосуществляется в соответствии с ежегодно утверждаемыми Минсельхозом Россиинормативами (методикой) определения размеров субсидий. Корректировка плановыхгодовых объемов будет осуществляться по итогам фактического использованиясредств за первое полугодие.
Поставкиплеменного скота, оборудования для животноводства на условиях финансовой аренды(лизинга) будут проводиться на основе заявок сельхозтоваропроизводителей,подтвержденных гарантиями возврата средств федерального бюджета.
Распределениесубсидий на строительство (приобретение) жилья для молодых специалистов (или ихсемей) на селе будет производиться в соответствии с Методикой распределениясредств федерального бюджета на обеспечение жильем молодых семей и молодыхспециалистов на селе по субъектам Российской Федерации, разрабатываемойМинсельхозом России.
2.3 Животноводствокак приоритетное направление
Недостаточноеразвитие животноводства – одна из причин безработицы и бедности на селе. Егоразвитие позволит решить не только важные общегосударственные экономическиезадачи, но и ощутимо повысить благосостояние сельских жителей.
С1991 по 2005 гг. поголовье крупного рогатого скота сократилось с 54,7 до 21,4млн. голов, свиней – с 35,4 до 13,3 млн. голов. Производство мяса скота и птицына убой в живом весе снизилось с 14,5 до 7,6 млн. тонн. В настоящее времямясное животноводство в целом нерентабельно, а производство мяса крупногорогатого скота – самое убыточное (-31,1% в 2004 году).
Естественно,что в такой ситуации растет импорт мяса и мясопродуктов, доля которого навнутреннем рынке составляет свыше 34%. Подобная зависимость нашей страны отимпорта при наблюдаемом сегодня мировом росте цен на мясо провоцирует инфляциюи сдерживает увеличение реальных доходов населения.
Развитиеживотноводства будет способствовать увеличению объемов качественныхотечественных продуктов питания на внутреннем рынке, расширению производствазерновых и кормовых культур и тем самым стимулировать развитие растениеводства.
Реализацияприоритетного проекта в сфере АПК позволит привлечь до 40 млрд. рублей в годкредитов коммерческих банков, провести техническое перевооружениеживотноводческих комплексов, закупить 100 тысяч голов высокопродуктивногоплеменного скота.
Мерыгосударственной поддержки предусматривают:
1.Повышение доступности кредитных ресурсов для финансирования строительства,реконструкции и модернизации животноводческих предприятий комплексов (ферм).
Изфедерального бюджета ежегодно будут выделяться дополнительно более 3 млрдрублей на субсидирование процентной ставки по привлекаемым кредитам.
2.Увеличение объемов поставок техники, оборудования и племенного скота наусловиях федерального лизинга.
Дляреализации данной меры уставный капитал ОАО «Росагролизинг» в 2006-2007 годахбудет увеличен на 8 млрд рублей за счет редств федерального бюджета.
3.Сохранение режима ограничения импорта мяса.
Тарифныеквоты на ввоз говядины и свинины будут устанавливаться на длительнуюперспективу, позволяющую планировать развитие производства.
4.Стимулирование ввоза технологического оборудования для животноводства, неимеющего отечественных аналогов.
Дляэтого будут отменены ввозные таможенные пошлины на подобное оборудование.
Пооценке Минсельхоза России, реализация мер по указанным направлениям позволитпривлечь до 40 млрд рублей в год кредитов коммерческих банков, провеститехническое перевооружение животноводческих комплексов, закупить 100 тысячголов высокопродуктивного племенного скота.
Дляполучения субсидий по кредитам сельхозтоваропроизводителям, получившиминвестиционный кредит на строительство, реконструкцию и модернизациюживотноводческих комплексов (ферм), необходимо обратиться в уполномоченныйорган исполнительной власти субъекта федерации по управлению агропромышленнымкомплексом.
Предусматриваетсясубсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам, полученным вроссийских кредитных организациях на срок до 8 лет на строительство,реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм) (ранее былустановлен срок до 5 лет).
Субсидиипо указанным кредитам будут предоставляться сельскохозяйственнымтоваропроизводителям всех форм собственности и крестьянским (фермерским)хозяйствам, получившим инвестиционный кредит на строительство, реконструкцию имодернизацию животноводческих комплексов (ферм) начиная с 2006 года.
Влизинг можно приобрести кормозаготовительное, стойловое оборудование иоборудование для приготовления и раздачи кормов и очистки животноводческихпомещений, для убоя и разделки продукции, ее охлаждения и хранения, модульныеживотноводческие комплексы и другое. По вопросам лизинга необходимо обращатьсяв государственную агропромышленную лизинговую компанию ОАО «Росагролизинг» иего сублизинговые компании в регионах начиная с 2006 года.
Дляприобретения племенного скота, машин и оборудования для животноводства наусловиях финансовой аренды (лизинга), в том числе по договорам купли-продажи срассрочкой платежа (по племенному скоту), необходимо обращаться вгосударственную агропромышленную лизинговую компанию ОАО «Росагролизинг» и егосублизинговые компании в регионах начиная с 2006 года.
Срокирасчетов по договорам – до 5 лет.
Авансовыйплатеж – от 7%.
Ставказа использование средств уставного капитала ОАО «Росагролизинг» – 0% годовых.
Ограничениеимпорта будет компенсироваться ростом производства отечественной продукции, втом числе за счет повышения доступности кредитов, господдержки лизинга и отменыпошлин на высокопроизводительное импортное технологическое оборудование дляживотноводства, не имеющее отечественных аналогов.
Реализацияпроекта должна обеспечить переключение растущей части спроса населения напродукцию отечественных производителей, рост эффективности производства иповышение уровня конкурентоспособности.
Эффектот реализации приоритетного направления проекта «Ускоренное развитие животноводства»можно оценить следующим образом: объемы производства мяса увеличатся на 7% посравнению с уровнем 2005 года, молока – на 4,5% при стабилизации поголовьякрупного рогатого скота не ниже уровня 2005 года.

3Проблемы реализации и контроль за исполнением национальных проектов
Целии задачи национальных проектов во многом совпадают с целями и задачами целевыхпрограмм различного уровня. Поэтому необходим эффективный механизм ихэкономической и организационной интеграции. Необходимо создать полноценные иэффективные управленческие системы, использующие современные управленческиетехнологии: сетевое планирование, управление проектами, целевое управление идр.
Национальныепроекты не должны стать каналом прямого финансирования полномочий, закрепленныхновым законодательством за муниципалитетами и субъектами Российской Федерациикак их собственные полномочия, на исполнение которых они должны получатьсоответствующие доли консолидированного бюджета. Успешная реализациянациональных проектов возможна только в том случае, если будет найденорганизационно-экономический механизм, обеспечивающий повышениесамостоятельности местных бюджетов, прозрачность и эффективность расходованиябюджетных средств. В настоящее время ни в одном регионе в расходной части бюджетанет пункта «Реализация национальных проектов». И при дефиците бюджетапрактически невозможно будет изыскивать дополнительные средства насофинансирование.
Болеетого, несмотря на выделенные средства, объемы финансирования остаютсянедостаточными для решения масштабных проблем, обозначенных в национальныхпроектах. Возможно, для апробации новых механизмов управления и системыфинансирования следовало бы определить конкретные регионы, в которых будетвоплощаться национальный проект.
Длячеткого разграничения ответственности необходимо определить полномочия органовуправления различного уровня. Так, задачи федерального центра:
— управление реализацией национального проекта, координация работы всех егоучастников;
— доработка необходимой законодательной базы;
— финансирование за счет средств федерального бюджета обязательств;
— оказание поддержки молодым семьям и молодым сельским специалистам в улучшениижилищных условий;
— софинансирование мер по увеличению жилищного строительства и модернизации объектовкоммунальной инфраструктуры.
Региональныевласти будут заниматься:
— разработкой региональных программ;
— административно-организационным обеспечением реализации программ;
— софинансированием федеральных программ.
Передмуниципалитетами стоят следующие задачи:
— привлечение средств частных инвесторов;
— создание условий для увеличения объемов жилищного строительства;
— предоставление социального жилья нуждающимся гражданам — очередникам.
Сточки зрения организации управления одна из главных задач на сегодняшний день — обеспечение сквозного управления национальными проектами. В этом направлениивидится два варианта действий.
Первый- создание временных органов управления реализацией национальных проектов. Вэтом случае создается цепочка, начиная от совета при главе администрации пореализации приоритетных национальных проектов, назначения заместителей главыадминистрации, ответственных за реализацию каждого национального проекта, изаканчивая формированием рабочих групп при соответствующих отраслевыхдепартаментах и управлениях.
Второе- введение новых организационных звеньев в структуре администраций, курирующихвыполнение национальных проектов. Для координации деятельности по реализациинациональных проектов в целом целесообразно создание структурного подразделенияаппарата администрации при заместителе председателя главы администрации. Еслиидти по этому пути, то целесообразно повышать статус отраслевых органовуправления, в ведение которых попадают национальные проекты.
Намуниципальном уровне для координации деятельности и создания системыгражданского контроля за ходом реализации национальных проектов формируютсяобщественно-экспертные советы. Туда входят не только специалисты, но ипредставители общественности. При этом региональные органы управления должныкоординировать работу муниципалитетов, а также оказывать им информационную иметодическую поддержку.
Отдельностоит вопрос контроля и оценки эффективности использования бюджетных средств,направляемых на реализацию национальных проектов. Очевидно, что ответственностьдолжны взять на себя в равной степени как хозяйствующие субъекты, так игосударственные служащие. В этом случае целесообразно использовать технологииуправления по результатам: для государственных служащих должны вводитьсякритерии и показатели оценки результатов работы органов исполнительной власти икаждого конкретного исполнителя по закрепленным за ними функциям. Длянациональных проектов эти функции должны устанавливаться региональныминормативными актами. При организации контроля за использованием выделяемых наэти цели государственных ресурсов возможна и полезна открытая оценкарезультатов работы гражданами, например, путем проведения социологическихопросов. Кроме того, должна вводиться система регулярных отчетов передвышестоящими организациями – формирование особой системы финансированиянациональных проектов, основанной на конкурсной системе распределения средствиз федерального бюджета и на принципе софинансирования расходов субъектамиФедерации и муниципальными образованиями региональной и муниципальнойсоставляющих национальных проектов, в том числе через комплекс федеральных,региональных, муниципальных и ведомственных целевых программ.
И нафедеральном, и на региональном уровнях существуют пока отдельные пробелы вчасти нормативного регулирования процессов реализации национальных проектов наконкретных территориях, и продление с устранением этих пробелов может привестик проблемам в осуществлении самих мероприятий. Выстраиваемая система должнабыть гибкой и мобильной — введение новых инструментов вполне вероятно потребуеткорректировки исходной концепции.[3]
Автоматизированныйконтроль за работой местных и региональных чиновников заложен в ФЦП«Электронная Россия»,
Зарасходованием денег на национальные проекты можно следить в режиме онлайн.
Мининформсвязивнедряет систему, через которую кураторы нацпроектов смогут получать от каждогомуниципалитета информацию, удостоверенную Федеральной службой охраны (ФСО).Часть сведений станет общедоступной.
Системаконтроля за нацпроектами, которая, по словам замминистра информационныхтехнологий и связи Дмитрия Милованцева, уже работает. Мысль создать ее возниклапочти сразу же после того, как появились нацпроекты. «Нацпроекты – нефедеральные целевые программы, они ограничены по времени и более широки помасштабам, – объясняет Милованцев. – Поэтому требовалась система, с помощьюкоторой ими можно было бы руководить в оперативном режиме».
Концепциютакой системы в конце апреля 2007 г. подписал председатель правительства МихаилФрадков.
Системаработает так: ответственные за нацпроекты чиновники федеральных министерств иведомств, региональных администраций и муниципалитетов готовят отчетность. Онапоступает в региональные информационно-аналитические центры ФСО, гдепроверяется на достоверность. Потом она идет главным федеральным инспекторам порегионам, в аппараты полпредств и окружные информационно-аналитические центрыФСО, а затем – в главный центр ФСО по защищенным каналам спецсвязи. Оттуда, атакже из межведомственного информационно-технологического центра, которыйрасполагается во ФГУП «Восход», информация о ходе нацпроектов будет поступать вадминистрацию президента, аппарат правительства и министерства.
Помимодокументооборота система включает и видеонаблюдение. Пока веб-камерыустановлены только на некоторых объектах.
Насоздание и поддержку системы до 2010 г. выделено 1,5 млрд руб. В прошлом годуна нее было потрачено 210 млн руб., в 2007 г. запланировано 170 млн руб.Российский системный интегратор ISG помогал Мининформсвязи с концепцией и будетследить за работой системы. Компания Kraftway поставляет серверы, системыхранения данных, источники бесперебойного питания и т.д.
Ксистеме уже подключены контрольное управление администрации президента, Счетнаяпалата и Мининформсвязи.
Некоторыематериалы могут появиться и в открытом доступе – на сайте нацпроектовhttp://www.rost.ru.
Онлайн-контрольза нацпроектами – только первый этап. К 2010 г. появитсявертикально-интегрированная система ГАС «Управление», через нее все ведомствабудут вести документооборот единого стандарта. ГАС позволит следить, какрегионы и муниципалитеты достигают важнейших показателейсоциально-экономического развития и исполняют свои полномочия, говорится вконцепции.
Срокипрохождения данных через всю систему не превысят недели.
Контрольза нацпроектами и сейчас на хорошем уровне, отмечает помощник министрарегионального развития Михаил Куликов: данные по объемам строительствазадерживаются всего на 15–30 дней, хотя есть и показатели, измеряемые раз вполгода. Скорость информирования достаточная, не хватает достоверности иточности.
Росфиннадзоробнаружил, что в 2006 г. только 1% средств в рамках нацпроектов расходовалсянеэффективно, у контрольного управления президента тоже не нашлось замечаний –кроме того, что деньги до регионов доходят неравномерно.
Основнаяпроблема в осуществлении национального проекта в АПК — это отсутствие закона оразвитии сельского хозяйства в России. До сих пор он не принят Госдумой. Подействующему законодательству сельхозтоваропроизводители остаются в одном рядус промышленными предприятиями. Это значит, что мы находимся в одинаковыхусловиях — и в ценообразовании, и налогообложении, и кредитовании, — но не наравных. Это связано с сезонностью работы сельского хозяйства, с тем, чторезультаты работы зависят от очень многих факторов, в том числе и от погодныхусловий.
Другаяпроблема, с которой столкнулись наши животноводы — очень трудно купить вРоссии, да и за рубежом, хороший племенной скот. По программе нацпроекта нашаобласть должна закупить 4000 голов такого скота. Первая партия животных изГермании уже поступила в агрофирму «Магнезит». Трудность в том, чтозарубежные фермеры сейчас неохотно соглашаются продать элитный скот, посколькуего летнее кормление дешево, и он быстро набирает массу. А мы же платим закаждый килограмм живого веса. Ищем, договариваемся.
Ещеодна проблема — это недостаточность залоговой базы при кредитовании малых формхозяйствования. Зачастую фермер или владелец ЛПХ в обеспечение кредита не можетпредставить ничего. При оценке залога — техники, например, — ее стоимостьоказывается очень низкой. Одним из эффективных решений здесь является созданиев районах кредитных потребительских кооперативов. Такая структура могла быкредитовать своих членов — мелких сельхозтоваропроизводителей — на различныесроки. В области создано 10 кредитных кооперативов, но работоспособный толькоодин — «Троицкий фермер». Почему так? — У остальных очень маленькийпаевой фонд — менее 300 тысяч рублей. Им просто нечем кредитовать своихпайщиков. Выход один — нужно увеличивать паевой фонд до 300 тыс. и более, чтобыассоциированным членом в кооператив вошел банк, который внесет уже свои полторамиллиона.
национальный проект сельский хозяйство

4Реализация ПНП «Развитие АПК» в Челябинской области
Национальныйпроект «Развитие АПК» стал для Челябинской области продолжениемработы по развитию и модернизации агропромышленного комплекса области. Основнаядеятельность по реализации приоритетного национального проекта «Развитиеагропромышленного комплекса» в сельском хозяйстве Челябинской областисосредоточена на увеличении производства животноводческой продукции истимулировании развития малых форм хозяйствования.
Приоритетныйнациональный проект «Развитие АПК» состоит из 3 разделов. Первые два – этоускоренное развитие животноводства и стимулирование развития малых формхозяйствования в агропромышленном комплексе – полностью входит в сферуответственности Минсельхоза. Третий раздел – обеспечение жильем молодыхспециалистов, приехавших на работу в сельскую местность и занятых всельскохозяйственном производстве — будет реализоваться в рамках ФЦП«Социальное развитие села». Это элемент кадровой политики. За его реализациюотвечает Министерство регионального развития совместно с Минсельхозом. Главныеаспекты, которые легли в основу формирования модели проекта «Развитие АПК». 1.Предложенные механизмы экономической политики должны мотивировать приход всельское хозяйство крупных частных капиталов, способных создать современные конкурентоспособныесельскохозяйственные производства. Заявленная экономическая политика должнаносить комплексный, системный и долгосрочный характер. 2. Необходимосодействовать организации цивилизованной системы функционирования малых формбизнеса – это и личные подсобные хозяйства граждан и крестьянско-фермерскиехозяйства. Речь идет об организации доступного и масштабного микрокредитования,создании соответствующей банковской инфраструктуры, формировании кооперативовдля совместного решения таких задач, как сбыт и переработка продукции,обработка сельскохозяйственных земель, материально-техническое снабжение,взаимное кредитование и выполнения ряда других функций. 3. Необходимо обратитьвнимание на то, что практическая реализация НПН «Развитие АПК» будет осуществлятьсянепосредственно в регионах, поэтому определяющая роль принадлежитадминистрациям субъектов Российской Федерации, их органам управления АПК.Предусматриваются элементы софинансирования проекта со стороны региональных иместных бюджетов. 4. Принципиально большую роль в реализации национальногопроекта играют отраслевые ассоциации и союзы производителей, участие которыхпредусмотрено как в формировании методологии механизмов реализации проектов,так и в координации взаимодействия хозяйственных субъектов аграрного бизнеса сорганами исполнительной власти по всей вертикали.
Вотличие от других национальных проектов: медицины, образования, строительствадоступного жилья, – в национальном проекте «Развитие АПК» действует возвратныймеханизм. В программе национальных проектов впервые предусмотреныинвестиционные кредиты для сельхозпредприятий на восемь лет. Раньше такиекредиты давали хозяйствам максимум на 5 лет. Технологическое оборудование влизинг можно получить сроком на 10 лет с удорожанием в год только до 2%.Племенной скот по схеме лизинга – на 5 лет, под нулевой процент. Поинвестиционным кредитам федерация гасит две трети ставки рефинансированияЦентробанка. (Если ставка коммерческого банка на сегодня составляет 16 %, топредприятию остается погасить 3%, то есть 16 минус 13 (ставка рефинансированияЦентробанка). Если ставка коммерческого банка – 18%, то остается 5%, и т.д.). Пустьна льготных условиях, но все же это кредит.
Внациональном проекте «Развитие АПК» выделены два приоритетных направления– это ускоренное развитие отрасли животноводства и стимулирование развитиямалых форм хозяйствования. По каждому направлению установлены общероссийскиеиндикативные показатели, основные – это увеличение производства молока на 4,5процента и мяса – на семь процентов, которые необходимо достичь до конца 2007года.
Дляобеспечения требуемого роста производства в Челябинской области в областнойпрограмме разработаны мероприятия по реализации двух направлений проекта.
Втечение двух лет в Челябинской области планируется строительство и модернизацияживотноводческих комплексов на 45 тысяч 600 мест, приобретение для обновленияплеменной базы хозяйств семи тысяч 950 голов скота. Для стимулирования малыхформ хозяйствования – создание 13 кредитных, восьми заготовительных иснабженческо-сбытовых кооперативов, организация земельной ипотеки на площади неменее 70 тысяч гектаров. Эти действия обеспечат реализацию задач, поставленныхв национальном проекте.
Кконцу 2007 года в области будет производиться 218 тысяч тонн мяса скота и птицы(или 107,3 процента к уровню 2005 года), 560 тысяч тонн молока (105,4 процентак уровню 2005 года) или 3 тысячи 300 килограммов на одну корову, один миллион650 тысяч тонн зерна, один миллиард 219 миллионов штук яиц.
Этосерьезные показатели, и большая ответственность за их выполнение ложится накаждого участника программы.
Впрошлом году в области собран рекордный урожай картофеля – 970 тысячи тонн.Птицефабрики произвели 53 тысячи тонн мяса и более одного миллиарда штук яиц.
Эталиния развития АПК области станет стержнем и в реализации национальногопроекта.
Втечение 2007 годf в Челябинской области планируется провести модернизацию иреконструкцию 120 объектов животноводства, построить 85 новых ферм и площадок.На эти цели в 2007 году планируется привлечь два миллиарда 684 миллиона рублейкредитных ресурсов. Пакет документов для выплаты субсидий по инвестиционнымкредитам на каждый проект представлен в Минсельхоз России.
Длястимулирования увеличения производства продукции животноводства нами разработанновый порядок предоставления субсидий из областного бюджета. Создана рабочаягруппа, которая контролирует и анализирует ход реализации проекта в сельскихрайонах и на предприятиях. С этой же целью завершается разработка территориальныхпрограмм сельских муниципальных образований.
Длястимулирования развития малых форм хозяйствования ведется работа по созданиюкредитных и снабженческо-сбытовых кооперативов.
Ужесозданы кредитные кооперативы «Троицкий фермер»,«Еткульский», в процессе регистрации еще – два в Чесменском иНагайбакском районах. В конце 2007 года в области должны работать 10 кредитныхи 11 снабженческо-сбытовых кооперативов. Фермерские хозяйства также включены вработу по реконструкции и строительству новых животноводческих помещений, суммакредита на эти цели составила 57 миллионов рублей. Общая сумма кредитов,привлеченных фермерскими и личными подсобными хозяйствами, за два года должнасоставить 988 миллионов рублей.
Основнойформой государственной поддержки в рамках национального проекта являетсясубсидирование двух третей ставки рефинансирования Центробанка. Из федеральногобюджета в 2007 году на реализацию национального проекта «РазвитиеАПК» в качестве субсидий планируется освоить 175 миллионов рублей.
Сегодняна выполнение программы уже направлены средства областного бюджета. Общая суммаассигнований из областного бюджета на сельхозпроизводство составляет 236миллионов рублей, и 434 миллиона выделено в этом году на создание областногопродовольственного фонда.
Крометого, губернатором приняты предложения министерства выделить дополнительныйобъем финансирования из дополнительных доходов области для реализациипрезидентских инициатив в размере 500 миллионов рублей. Они будут направлены вкачестве субсидий на приобретение 4000 голов племенного скота (из расчета 50рублей на килограмм живого веса), на приобретение поголовья свиней и кормов,большой партии кормозаготовительной техники. На субсидирование процентныхставок по кредитам, взятым молочными заводами на приобретение оборудования дляоснащения пунктов закупа молока у населения, и на возмещение 5 процентов ставкипо кредитам, выданным фермерским и личным подсобным хозяйствам для развитияпроизводства.
Большоезначение в рамках областной программы реализации национального проектауделяется развитию птицеводства. В 2007 году инвестиции на реконструкцию имодернизацию птицефабрик должны составить 2,5 миллиарда рублей. За два годапроизводство мяса птицы в результате этих мероприятий должно увеличиться с 53до 90 тысяч тонн, а производство яиц – на 43 миллиона штук в год и составитьодин миллиард 60 миллионов штук.
Темпыроста производства, которые планируется обеспечить выполнением всех программныхмероприятий, в полном объеме соответствуют национальному проекту, и будут хорошимстартом для реализации областной программы развития и стабилизации АПК до 2010года”, – считает министр Иван Феклин.

Заключение
Согласнонамеченному плану, в результате реализации приоритетных национальных проектовдолжна реально улучшиться жизнь большинства граждан станы. Должна исправитьсядемографическая ситуация.
Но,несмотря на все заявленные, обещанные блага, остается несколько оченьсущественных проблем (национальных проблем), которые стоит решать в первуюочередь.
Национальныепроекты никакого существенного результата не дадут, если не направить обществона “правильную” дорогу, решив хотя бы две главные национальные проблемы:“дураки и дороги”, осмысленные в новом контексте…
Основнойзадачей для тружеников села является выполнение всех индикативных показателейнационального проекта. В растениеводстве необходимо удержать достигнутыерезультаты по урожайности сельхозкультур. Для этого будет продолжено внедрениепередовых ресурсосберегающих технологий. В животноводстве необходимо обеспечитьдальнейшее увеличение продуктивности животных с помощью улучшения работы повоспроизводству стада и укрепления племенного ядра, увеличения объема иповышения качества кормовой базы, внедрения передовых технологий в процессызаготовки кормов, содержания животных.
Длярешения этих задач на техническое перевооружение хозяйств из областного бюджетауже выделен один миллиард рублей и планируется привлечь более трех миллиардоврублей кредитных ресурсов.
Для укрепления финансовой базы предприятий АПК будет продолжена работа попривлечению инвесторов, стоит задача довести объем пашни в обработке,находящийся под инвесторами, до одного миллиона гектаров.
Всеэто позволит улучшить финансово-экономическое состояние сельских территорийобласти.

Списокиспользованных источников и литературы
1. Гордеев А.В.Реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК»
2. Медведев Д.А. Чтотакое национальные проекты // www.rost.ru
3. Национальныйпроект «Развитие АПК» на Южном Урале – это продолжение работыобластного правительства // uralpress.ru
4. Путин В.В.Послания Федеральному собранию Российской Федерации 2005 года
5. Раптовский А.«Национальный проект и проблемы его реализации» // «Экономика России: XXI век»,2006, №22
6. Серебрякова Л.А.«Роль планирования в становлении региональной экономики» // «Региональнаяэкономика и управление», 2005, №2
7. Спасибо В.А.Российские приоритетные национальные проекты. Что это такое? // www.nasledie.ru
8. Федоткин В.Н.«Государственное и региональное управление: точки соприкосновения ипротиворечия» // «Государственное управление. Электронный вестник», 2003, №2
9. Феклин И.Е. «Всельском хозяйстве – рост объёмов производства»
10.Феклин И.Е. «Национальный проект –школа экономики и конкуренции».
11.Феклин И.Е. Национальный проект«Развития АПК» — общая задача. // www.chelagro.ru
12.Фетисов Г.Г., Орешин В.П.Региональная экономика и управление: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2006
13.Чернышова Е.С. Региональнаяэкономика: Конспект лекций. — М.: Приор-издат. 2005

Приложение1
СОСТАВ
межведомственнойрабочей группы по приоритетному национальному проекту «Развитие АПК» приполномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральскомфедеральном округеБАСАРГИН Виктор Федорович заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе (председатель межведомственной рабочей группы) КОВИН Владимир Анатольевич заместитель губернатора Тюменской области, директор департамента АПК Тюменской области (заместитель председателя межведомственной рабочей группы) ЧУСОВИТИН Андрей Вениаминович руководитель проектов НКО «Фонд поддержки стратегических исследований и инвестиций Уральского федерального округа» (секретарь межведомственной рабочей группы) АНТИПИН Валерий Георгиевич консультант контрольного департамента аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе БАБИН Николай Андреевич директор департамента по развитию АПК Ямало-Ненецкого автономного округа БЛЕДНЫХ Василий Васильевич ректор Челябинского государственного агроинженерного университета БОБЫЛЕВ Валерий Тимофеевич заместитель Председателя Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры КАПЛАН Александр Львович директор филиала ОАО «Россельхозбанк» в Курганской области ЛОГИНОВ Николай Павлович заместитель губернатора Курганской области, директор департамента сельского хозяйства Курганской области ЛИТОВЧЕНКО Анатолий Григорьевич глава Увельского муниципального района ЛУШНИКОВ Андрей Александрович директор Курганского научно-исследовательского института сельского хозяйства МУХАМЕТЗЯНОВ Раиф Мударисович генеральный директор оператора ОАО «Росагролизинг» в Тюменской и Курганской областях – ЗАО «Тюменьагромаш» МЕЛЬНИКОВА Нина Михайловна директор ЗАО «Челябинский коммерческий земельный банк» ОСОКИН Владимир Валерьевич глава администрации МО «Шадринский район» РЯЗАНОВ Геннадий Александрович генеральный директор ООО «КРИММ» Тюменской области ТАСКАЕВА Анна Григорьевна исполнительный директор «Союза крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Челябинской области» УСОЛЬЦЕВ Сергей Леонидович глава администрации МО «Тюменский район» ФЕДОРОВ Юрий Викторович руководитель федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам ФЕКЛИН Иван Евгеньевич министр сельского хозяйства Челябинской области ЧЕМЕЗОВ Сергей Михайлович заместитель председателя правительства Свердловской области, министр сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области

Приложение2
План-бюджетпроекта «Первоочередные меры по развитию АПК»Мероприятия 2006 год 2007 год
ИТОГО
млрд. руб.
НАПРАВЛЕНИЕ
Ускоренное развитие животноводства Субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на срок до 8 лет на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм) 1,383 8,684 10,067 Субсидирование процентных ставок по кредитам коммерческих банков, полученным на срок до 8 лет на строительство, реконструкцию и модернизацию предприятий промышленного рыбоводства – 0,08 0,08 Субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на срок до 5 лет на приобретение племенного скота, техники и оборудования для животноводческих комплексов (ферм) 1,0 2,436 3,436 Субсидирование процентных ставок по кредитам коммерческих банков, полученным на срок до 5 лет на приобретение племенного материала, техники и оборудования для предприятий промышленного рыбоводства – 0,04 0,04 Субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на срок до 1 года в российских кредитных организациях – 4,178 4,178 Субсидии на поддержку племенного животноводства – 1,325 1,325 Субсидии на поддержку овцеводства – 0,3 0,3 Субсидии на поддержку: — северного оленеводства и табунного коневодства – 0,25 0,25 Закупка и передача в лизинг техники и оборудования для животноводства 1,0 1,0 2,0 Закупка и передача в лизинг высокопродуктивного племенного скота 3,0 3,0 6,0 Итого 6,383 21,293 27,676
НАПРАВЛЕНИЕ
Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, привлеченным крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на развитие товарного производства 0,907 5,043 5,95 Развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов по заготовке, снабжению, сбыту, переработке продукции личных подсобных хозяйств (ЛПХ) и крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ), а также развитие системы сельской кредитной кооперации 8,1 0,0 8,1 Развитие (создание) системы земельно-ипотечного кредитования 1,3 0,0 1,3 Итого 10,307 5,043 15,35
НАПРАВЛЕНИЕ
Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе Субсидирование строительства (приобретения) жилья для молодых специалистов (или их семей) на селе 2,0 2,0 4,0 Итого 2,0 2,0 4,0 Методическое обеспечение и информационная поддержка 0,15 0,15 0,3 Итого 0,15 0,15 0,3 ВСЕГО 18,84 28,486 47,326