Министерствообразования и науки Российской Федерации
Федеральное агентствопо образованию ГОУ ВПО
Всероссийскийзаочный финансово-экономический институт
Кафедраэкономической теории
Курсоваяработа
по экономическойтеории на тему:
Финансоваясистема и финансовая политика государства
Преподаватель Грачева Е.И.
Работа выполнена Будиной ОльгойВладимировной
факультет менеджмента и маркетинга
специальность ГиМУ
номер личного дела 07МГД14471
Киров 2008
Содержание
1. Введение
2. Финансовыеотношения и финансовая система:
сущность и структура
3. Сущность, виды ифункции налогов
4. Особенностифинансовой политики в РФ
5. Приложения
6. Практикум
7. Заключение
8. Литература
Введение
Экономическая структуралюбого общества не может функционировать без организованного потока денежныхсредств между государством и производственными структурами, государством иразличными слоями населения, между регионами и отдельными государствами. Такиеденежные потоки отражают процессы реальной жизни обществ, устанавливая связи иотношения между гражданами и юридическими учреждениями (фирмами, акционернымиобществами, агропроизводителями, институтами культуры и так далее). Черезфинансовый механизм государство реализует все свои функции по управлению,ограничению, контролю и аудиту[1]за функционирующими производственными и финансовыми структурами. В ходевыполнения этих функций финансы используются в качестве индикатора роста национальнойэкономики, благосостояния, а так же ограничения в развитии негативных моментовв экономическом росте. Они стимулируют снижение конкурентной способности намировом рынке, формируют структуру производства, межотраслевые и территориальныепропорции.
Задача данной работы:
— рассмотреть сущность иструктуру финансовой системы;
— определить сущность ифункции налогов;
— выявить особенностифинансовой политики России.
Финансовые отношения ифинансовая система: сущность и структура
Возникают финансовыеотношения как результат движения денег, а их совокупность образует финансовуюсистему государства, которая включает бюджеты различных уровней (Бюджетнаясистема), фонды социального, имущественного и личного страхования, валютныерезервы государства, денежные фонды предприятий и фирм, коммерческих инекоммерческих структур и другие специальные денежные фонды. В рамкахфинансовой системы финансовые ресурсы формируются как количественноопределенная и специально предназначенная сумма денежных средств.
Финансы же предприятийопределим как экономические денежные отношения, возникающие в результатедвижения денег и образующихся на этой основе денежных потоков, связанные сфункционированием создаваемых на предприятиях денежных фондов. В рядуэкономических отношений государства финансовые отношения предприятий первичны,так как это — сфера материального производства, где создается валовойвнутренний продукт[2](ВВП) и национальный доход[3].Финансы предприятий тесно взаимодействуют с финансами государства, так какзависят друг от друга. Причем, в большей степени финансы государства зависят отсостояния финансов предприятий. Поэтому, если государство стремится кустойчивому развитию, оно должно поддерживать и развивать финансы предприятий.Одним из вариантов такой политики* является оказание финансовой поддержки субъектампредпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержкисубъектов предпринимательства за счет средств бюджетов субъектов государства,средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций,государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектовпредпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержкисубъектов предпринимательства или за счет средств бюджета страны нагосударственную поддержку субъектов предпринимательства предоставляемые в видесубсидий в порядке установленном правительством государства. Примером подобнойподдержки предпринимательства в Российской федерации (РФ) является принятиефедерального закона от 24 июля 2007г. N209-ФЗ «О развитии малого исреднего предпринимательства в Российской Федерации», в которомопределяются основные цели и принципы государственной политики по развитиюсубъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), особенности правовогорегулирования в данной сфере. Устанавливаются виды поддержки субъектов МСП:финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка,поддержка внешнеэкономической деятельности, поддержка в области подготовки,переподготовки и повышения квалификации кадров, поддержка в области инноваций ипромышленного производства и др. А также рассмотрены основные критерииотнесения субъектов МСП к категориям в зависимости от численности работников(микро предприятие — численность до 15 человек; малое предприятие — до 100человек; среднее предприятие — от 100 до 250 человек), а также от объемоввыручки от реализации товаров (работ, услуг) за отчетный период и балансовойстоимости активов, которые не должны превышать предельные размеры, устанавливаемыеПравительством РФ. И представлен исчерпывающий перечень субъектов МСП, которымне предоставляется государственная поддержка: кредитные организации, страховыеорганизации, за исключением потребительских кооперативов, инвестиционные фонды,негосударственные пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ценныхбумаг, ломбарды, участники соглашений о разделе продукции, предприятия ипредприниматели в сфере игорного бизнеса, а также предприятия ипредприниматели, являющиеся в соответствие с налоговым кодексом (НК) РФнерезидентами РФ, за исключением случаев, установленных международнымидоговорами.
Страховойфонд есть не что иное, как резерв денежных средств, формируемый за счет страховыхвзносов страхователей и находящихся в оперативно-организационном управлении устраховщика. В более широком экономическом смысле к страховому фонду относятся:государственный резервный фонд (государственный централизованный страховойфонд); фонд страховщика; резервный фонд предпринимательских структур,образуемый в процессе самострахования. Страховой фонд страховщика создается засчет большого числа его участников, выступающих в качестве страхователей.Формирование фонда происходит в децентрализованном порядке, поскольку страховыевзносы уплачиваются каждым страхователем обособленно. При этом убыток одногострахователя распределяется между всеми участниками создания страхового фонда,что приводит его к большей маневренности и ускорению оборачиваемости страховыхрезервов. Страховой фонд является обязательным элементом общественноговоспроизводства, его создание обусловлено страховыми интересами.
Государственныйрезервный фонд создается в централизованном порядке за счет общегосударственныхресурсов и формируется как в натуральной, так и в денежной форме. Задачаданного фонда — возмещение ущерба от стихийных бедствий и крупномасштабныхаварий.
Бюджетнаясистема представляет собой совокупность различных видов бюджетов (бюджетовнационально-государственных и административно-территориальных образованийстраны), находящихся между собой в определенной взаимосвязи и взаимозависимостии основана на экономических отношениях и юридических нормах. (схема «ВидыБюджетов» см. Приложение 1). Сам же термин «Бюджет»[4]можно представить как роспись денежных доходов и расходов государства наопределенный период, утвержденная в законодательном порядке. Бюджетные средстварасходуются на следующие основные цели: содержание вооруженных сил игосударственного аппарата, финансирование народного хозяйства. Соотношениемежду этими статьями определяется многими факторами: положением страны вмировой системе, социально-экономической структурой общества, историческимитрадициями и даже тем, какая партия находится у власти. Государство финансируетзатраты производственного характера, связанные с развитием инфраструктуры(дороги, транспорт, связь). Государственный бюджет — важный источникфинансирования социальных расходов.
Доходная часть государственногобюджета складывается главным образом из налоговых поступлений (см. Раздел«Сущность, виды и функции налогов»), а также взносов социального страхования,процентными платежами, связанными с расширением государственных ссудныхопераций. От 75 до 90% всех налогов и обязательных взносов взимаются с прибылейкорпораций и доходов населения, остальные 10-25% приходятся на обложениеимущества и капитала. Налоговая политика является методом государственноговоздействия на хозяйственные процессы.
Посредствомизменения уровня государственных расходов и налогообложения правительстворегулирует такой важнейший макроэкономический параметр, как объем совокупногоспроса в экономике, т.е. величину потребительских и инвестиционных расходов, итем самым смягчает колебания экономической конъюнктуры[5].
Экспансивная бюджетнаяполитика государства, выражающаяся в увеличении государственных расходов иснижении уровня налогообложения, используется для преодоления экономическихкризисов, ускорения темпов экономического развития. Рестриктивная (формамонополистического объединения с целью соглашения об ограничении производстваили экспорта) бюджетная политика оправдала себя как важнейший инструментнормализации экономической конъюнктуры, ослабления инфляционных тенденций.Эффективность бюджетного механизма определяется в значительной степени тем,насколько он увязан с мероприятиями в кредитно-денежной системе. Экспансивнаябюджетная политика, не подкрепленная ограничениями в области денежной эмиссии[6]и кредита, чреваты инфляцией[7],в то время как Рестриктивная бюджетная политика в сочетании с жесткимикредитно-денежными мерами может вызвать экономический кризис. Утверждениебюджета представляет собой сложную многоступенчатую процедуру, в которойисполнительной власти (правительству) отводится основная роль на ранних стадияхподготовки проекта центрального бюджета, в то время как законодатели (членыпарламента) обладают мощными инструментами воздействия на объем и структуругосударственных расходов при прохождении бюджета через парламент. Так же имеетместо упомянуть о таком явлении, как «дефицит государственного бюджета», тоесть превышение государственных расходов над государственными доходами. Так, вРоссии в 1997 г. доходы федерального бюджета*составили 12,1% валовоговнутреннего продукта (ВВП) страны, а расходы — 15,3%. Таким образом, дефицитбыл равен 3,2% ВВП. Любой дефицит нужно каким-то образом финансировать. Нельзяпросто расходовать средства, если отсутствуют источники их финансирования.Существуют два основных источника финансирования дефицита государственногобюджета. Первый — эмиссия денег. Всегда и везде систематическое финансированиебюджета за счет этого источника ведет к инфляции. Так происходило и в России с1990 до 1995 г., когда для покрытия бюджетного дефицита включался«печатный станок». Второй возможный источник финансирования дефицитабюджета — это займы. Займы могут быть внутренними, когда государство занимает урезидентов своей страны, и внешними, когда оно занимает у нерезидентов. ВРоссии с 1995 г., когда практика эмиссионного финансирования бюджетногодефицита была прекращена, для осуществления этой цели используют различныегосударственные ценные бумаги — государственные казначейские облигации (ГКО) стрехмесячными, шестимесячными и годовыми сроками погашения, казначейскиеобязательства (КО), облигации внутреннего валютного облигационного займа,облигации федеральных займов с переменным купоном (ОФЗ), государственныесберегательные займы, золотые сертификаты. В 1997 г. поступления денежных ресурсов от размещения ГКО составили 1,6% ВВП. Внешними источникамифинансирования бюджетного дефицита служат главным образом кредиты международныхфинансовых организаций, прежде всего Международного валютного фонда (МВФ) иВсемирного банка реконструкции и развития (ВБРР). В 1997 г. внешние кредиты обеспечивали финансирование дефицита в размере 2% ВВП. Государственныебюджеты развитых стран также хронически дефицитны. Однако пока темпыэкономического роста в этих странах были достаточно высоки, дефицит нерассматривался как слишком уж отрицательная характеристика. Известныйанглийский экономист Дж.М. Кейнс[8]даже рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования для увеличенияразмеров совокупного спроса и «взбадривания» экономики. Однако вначале 80-х гг. масштабы этого явления вызвали широкую критику как со стороныученых-экономистов, так и со стороны политиков. Основные положения этой критикиследующие: бюджетный дефицит обусловливает несбалансированность внешнейторговли и высокую инфляцию, ведет к повышению процентных ставок и понижениюуровня инвестиций, накладывает несправедливое бремя на будущие поколения налогоплательщиков.В 1985 г. эти соображения побудили Конгресс США принять Закон осбалансированном бюджете и контроле за дефицитом в чрезвычайных условиях. Этотзакон широко известен как закон Грэмма-Рудмена (по имени его инициаторов).Закон оговаривал ежегодные меры по снижению дефицита федерального бюджета,направленные на достижение сбалансированного бюджета в 1991 г. Закон не был выполнен, но сыграл большую роль в изменении подхода к финансированию бюджетногодефицита. В 1995 г. дефицит федерального бюджета США составил 164 млрд. долл.по сравнению с 207 млрд. в 1985 г.
Бюджет текущих расходовпредусматривает расходы, обеспечивающие текущие потребности соответствующихорганизаций, финансируемых из бюджета того или иного уровня. К таким расходамотносятся расходы на содержание (заработная плата,административно-хозяйственные расходы, текущий ремонт, приобретение инвентаря ит.д.) и капитальный (восстановительный) ремонт. В соответствии с бюджетнымзаконодательством при наличии дефицита бюджета первоочередному финансированиюподлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов. Кбюджету развития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционнуюдеятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическоеразвитие территорий, на собственные экологические программы и мероприятия поохране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологическихвнебюджетных фондов), иные расходы на расширенное воспроизводство.
Кредитная системагосударства представляет собой совокупность кредитных отношений и институтов,организующих кредитные отношения. В кредитную систему промышленно развитыхстран входят:
1) банки;
2) специализированныенебанковские кредитно-финансовые учреждения: а) страховые компании,использующие взносы страхователей для вложений в ценные бумаги и предоставлениядолгосрочных ссуд;
б) пенсионные фонды;
в) сберегательные кассы,централизующие и превращающие в ссудный капитал сбережения различных слоевобщества;
г) ломбарды и др.
Страхование есть правоотношения между страховымиорганизациями (страховщиками), с одной стороны, и физическими и/илиюридическими лицами (страхователями) — с другой, а также страховых организациймежду собой по защите имущественных интересов физических и юридических лиц принаступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов,формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Страхованиеможет осуществляться в добровольной и обязательных формах. Добровольное страхованиеосуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком.Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона.
Фондовый рынок или рыноккапиталазанимается покупкой и продажей ценных бумаг и акций компаний, а такжегосударственных облигаций. Фондовый рынок вместе с денежным рынком (которыйтакже занимается краткосрочными ценными бумагами компаний и государства)являются основными источниками внешнего капитала для отраслей промышленности идля правительства. Организации, входящие в Британский фондовый рынок, включаютпринципалов, делателей рынка (которые занимаются маклерством[9], а также выполняют функции джобберов[10] и фондовых брокеров[11]), специализированных фондовыхброкеров, эмиссионные дома, торговые банки и, как общих продавцов и покупателейценных бумаг, центральный банк, коммерческие банки, пенсионные фонды, страховыекомпании, паевые трасты и инвестиционные трастовые компании. Вместе с частнымииндивидуальными инвесторами, промышленными предприятиями, зарубежнымиинвесторами — предприятиями и организациями.
Фондовый рынок выполняет две основные функции. Онобеспечивает:
а) первичный рынок или рынок новой эмиссии, гдекапитал, необходимый для инвестиций и для других целей, можно пополнить припомощи выпуска новых акций, облигаций и других ценных бумаг.
б) вторичный рынок для сделок с существующимиценными бумагами, включая форвардные сделки, что облегчает переход ценных бумагот продавцов к покупателям; фондовый рынок занимает важное место в финансовойсистеме страны и предоставляет механизм для направления сбережений в физическиеинвестиции и в инвестиции в портфели ценных бумаг. В Великобритании основнымцентром для сделок с ценными бумагами является Лондонская фондовая биржа. Ееподдерживают пять бирж в других городах страны (Глазго, Ливерпуле, Бирмингеме,Йорке и Белфасте). Для того чтобы попасть в список и добиться полной котировкисвоих акций на Лондонской фондовой бирже, предприятия должны соответствоватьразличным требованиям, включая доказательство их финансовой стабильности ипредыдущей бизнес-истории, а также быть готовыми распространить по крайней мере25% от выпущенных акций среди широких слоев населения. В дополнение к биржесуществуют другие, более гибкие программы, позволяющие небольшим компаниямвоспользоваться привлеченными средствами без полной котировки их акций на бирже.В последние годы фондовые рынки всего мира, например рынки в Лондоне, Нью-Йорке,Токио, Цюрихе и Париже, становятся все более и более взаимозависимыми. Этообусловлено ростом транснациональных корпораций, чьи ценные бумаги участвуют вторгах на нескольких биржах.
Организации, занимающиеся финансовымиинвестициями, также становятся все более и более интернациональными. Это привелок усилению конкурентного давления и, как следствие, к изменениям, особенно нафондовом рынке Великобритании:
а) так называемый большой взрыв — окончание (сподачи управления по честной торговле) картельного соглашения, устанавливающегоминимальные комиссионные на сделки с ценными бумагами, и отмена традиционногоразделения между функциями фондовых брокеров и джобберов, маклеров;
б) различные слияния и совместные предприятиябританских и зарубежных финансовых компаний, чтобы предоставить клиентам болеедиверсифицированный[12]набор финансовых услуг и более широкие географические возможности;
в) компьютеризация дилинговых[13] систем, использование электроннойсистемы информации о ценах на Лондонской фондовой бирже, где совершаются сделкина международном уровне. Теперь можно обойтись без физического присутствияброкера благодаря установке компьютерных терминалов в комнатах дилеров. В связис увеличением количества международных сделок Лондонская фондовая биржа слиласьс Международной организацией регулирования ценных бумаг, которая представляеткрупные международные компании, занимающиеся ценными бумагами. Лондонскаяфондовая биржа и Международная организация регулирования ценных бумаг теперьдействуют на одном рынке для сделок с внутренними и международными ценнымибумагами. Он называется Лондонская международная фондовая биржа. Британскийфондовый рынок является признанной инвестиционной биржей и действует в рамках законао финансовых услугах 1986 года.
После рассмотрения основных составляющих финансовой системы,хотелось бы не забыть и о совокупности государственных мероприятий в ней,ориентированных на достижение определенных целей.
Различают:
1.финансовая политика как органическая часть экономической политики государства,состоящая из мер государства в области формирования и использования финансовыхфондов, денежных средств. В РФ эти меры определены в Конституции РФ, Бюджетноми Налоговом кодексах и других юридических законах, указах и посланияхПрезидента РФ, в постановлениях Правительства РФ.
Эффективностьфинансовой политики зависит от: эффективности экономической политики, состояния(стабильности) финансовой системы страны, выбора приоритетов по доходнымисточникам и расходным направлениям (инвестиции, социальная сфера и др.),действенности финансового механизма — средства реализации финансовой политики,информированности населения о ее содержании.
Финансоваяполитика включает политику бюджетную, налоговую, страховую, пенсионную,амортизационную, инвестиционную, стипендиальную и др.
Хорошоразработанная и четко реализуемая финансовая политика должна способствоватьразвитию экономики и социальной сферы государства. Конкретное содержаниефинансовой политики включает: выработку научной концепции развития финансов,определение главных направлений их использования в стратегическом и тактическомпланах, практические действия по реализации целей и задач финансовой политики.
Вположении о Министерстве финансов РФ отмечается, что этот федеральный органисполнительной власти осуществляет проведение единой финансовой политики иобщее руководство организацией финансов в стране.
Основныенаправления политики РФ представляются в ежегодных посланиях Президента РФФедеральному Собранию, в законах, например, о федеральном бюджете, и др., впрогнозах социально-экономического развития страны, в конкретных программах.
Хорошоразработанная и успешно проводимая финансовая политика напрямую связана среформированием экономики, становлением и развитием в ней рыночных отношений.Главное назначение финансовой политики состоит в том, чтобы обеспечитьфинансовыми ресурсами реализацию государственных программ экономического исоциального развития, т.е. обеспечить выполнение государством своих основныхфункций. И здесь важна достоверность информации о величине финансовых ресурсовстраны, о ее финансовом потенциале.
Напроведение финансовой политики в жизнь воздействуют факторы как объективные,так и субъективные, связанные с недостатками в ее разработке и реализации. Кпримеру, когда в общественном воспроизводстве превалирует сфера обращения(торговля) над сферой производства. Это сказывается на формировании источниковдля производственного инвестирования. Или допущены недостатки в проведенииденежной приватизации, когда полученные средства направились не впроизводственные инвестиции, а на покрытие текущих расходов.
2.Форма реализации финансовой стратегии предприятия в разрезе отдельных аспектовего финансовой деятельности. Финансовая политика разрабатывается только по темнаправлениям финансовой деятельности, которые требуют обеспечения наиболееэффективного управления для достижения главной стратегической цели финансовойдеятельности. Формирование финансовой политики по отдельным аспектам финансовойдеятельности может носить многоуровневый характер, например, в рамках политикиформирования финансовых ресурсов предприятия могут быть разработаны политикаформирования собственных финансовых ресурсов и политика привлечения заемныхсредств. В свою очередь, политика формирования собственных финансовых ресурсовможет включать в себя в качестве самостоятельных блоков дивидендную политику,эмиссионную политику и т.д.
Существует несколько типов финансовой политики:
1.Классическая политика. Являласьосновным типом финансовой политики большинства стран до конца 20-х годов XX века. Основывалась на трудах классиков политэкономии А. Смита(1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823) и их последователей. Основные направления:
невмешательствогосударства в экономику,
сохранениесвободной конкуренции,
использование рыночного механизма как главного регуляторахозяйственных процессов.
Государствостремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в основном к расходам навоенные цели, выплату процентов по государственному долгу и его погашению иуправлению. Система налогов (в основном косвенные и имущественные налоги)должна была создать необходимые поступления средств для обеспечениясбалансированного бюджета государства. Система управления финансовойдеятельность была проста и сосредотачивалась, как правило, в одном органеуправления — министерстве финансов (казначействе).
2.Регулирующая финансовая политика. Получила развитие во многих странах мира с конца 20-х XX века и действует претерпеваянекоторые изменения в нынешнее время. В ее основу были положены труды поэкономической теории Дж. Кейнса и его последователей. Основывалась нанеобходимости вмешательства и регулирования государством циклического развитияэкономики. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами сталапреследовать цель использования финансового механизма для регулированияэкономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятостинаселения. Основной инструмент вмешательства в экономику — государственные расходы,за счет которых формируется дополнительный спрос. Кардинально измениласьсистема налогов. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог,использующий прогрессивные ставки и позволяющий обеспечить сбалансированностьбюджета государства при высоком уровне расходов. Большое внимание в финансовоммеханизме уделяется системе государственного кредита, на основе которогопроводится политика дефицитного финансирования. Изменяется система управленияфинансами. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета ибюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов,управлением государственным долгом. В 70-х годах в основу финансовой политикибыла положена неконсервативная стратегия, связанная с неоклассическимнаправлением экономической теории. Не отказываясь от вмешательства государствав экономику и социальную область в целом, существенно его ограничила.Финансовый механизм в этих условиях исходит их необходимости сокращения объемаперераспределения национального дохода через финансовую систему, снижениябюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источникапроизводственного инвестирования. Ставится задача сокращения и уменьшениястепени прогрессивности налогообложения.
3.Планово-директивная финансовая политика. Применяется в странах, использующих административно-команднуюсистему управления экономикой. Основана на государственной собственности насредства производства, что позволяет осуществлять прямое директивноеруководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе ифинансами. Ее цель — обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсову государства для их последующего перераспределения в соответствии с основныминаправлениями государственного плана. Основная задача финансового механизма — создание инструментов при помощи которых производится изъятие всехнеиспользуемых в соответствии с государственным планом ресурсов. Изъятиесредств производилось у государственных предприятий, населения и органовместной власти. Управление финансами осуществлялось из единого центраМинистерства финансов, которое занималось всеми вопроса использованияфинансового механизма в народном хозяйстве.Планово-директивная финансовая политика проводилась; практическиво всех бывших социалистических странах. С показала свою достаточно высокуюэффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходовгосударства (в годы Второй мировой войны,восстановления народного хозяйства и т.п.). В то жевремя использование такой финансовой политики вусловиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям:снижению эффективности производства, замедлениюразвития социальной сферы общества, резкомуухудшению финансового положения государства.
Сущность, виды и функции налогов
Подналогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемыйс организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правесобственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежныхсредств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или)муниципальных образований.[14](см. схему «Признаки Налога» приложение 2)
Приведем группировкуналогов в зависимости от ряда видообразующих признаков:
1) по способуизъятия: прямые и косвенные;
Прямыеналоги — налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имуществаналогоплательщика[15].К их числу относятся: подоходный налог (налог на доходы), налог на прибыльпредприятий; налог на прирост капитала[16]и т.п.
Косвенныеналоги (непрямые) — налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавкик цене или тарифу. Являются инструментом бюджетной политики в управленииэкономикой. К примеру, основными формами косвенных налогов в Великобританииявляются налог на добавленную стоимость, акцизный сбор и таможенная пошлина.
2) пообъекту налогообложения: на доход, на имущество (объектами обложения являютсянаходящиеся в собственности физических лиц жилые дома, квартиры, дачи, гаражи ииные строения, помещения и сооружения, а также моторные лодки, вертолеты,самолеты и другие транспортные средства, за исключением автомобилей, мотоциклови других самоходных машин и механизмов на пневмоходу[17],а так же имущество предприятий, учреждений и организаций, находящихся на территориистраны.), на действие и др.;
3) поуровню государственного управления: федеральные, региональные, местные;
4) помежбюджетному распределению[18]:собственные, закрепленные, регулирующие;
5) поцелевому назначению: общие и целевые (Форма мобилизации государством средств напроведение определенных мероприятий, на определенные цели, например налог свладельцев транспортных средств для содержания шоссейных дорог).
6) поспособу взимания: кадастровые (согласно систематизированному реестру),декларационные (доходы предпринимателей от торгово-производственнойдеятельности и лиц свободных профессий), через налогового агента (В РФ в целяхНК РФ — лицо, на которое в соответствии с НК РФ возложены обязанности поисчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующийбюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговый агент имеет те же права, что иналогоплательщик. Пример — работодатель, который удерживает из заработной платыработника НДФЛ.)
7) поналоговой ставке:
· прогрессивные[19](При такой системе налоговые ставки увеличиваются по мере роста доходаналогоплательщика. В финансовой практике существует два вида прогрессии:простая и сложная. При простой прогрессии ставки возрастают по мере увеличениядохода (стоимости имущества) для всей его суммы. При полной сложной прогрессиидоходы делятся на части, каждая из которых облагается по своей ставке, т.е.повышенные ставки действуют не для всего увеличившегося объектаналогообложения, а для его части, которая превышает предыдущую;
· пропорциональные– налоги, которые взимаются по единой ставке при любом размере дохода. Величинаплатежа пропорциональна сумме дохода. В большинстве стран по пропорциональнойсистеме облагается прибыль корпораций (см. налог на прибыль корпораций); всреднем его ставка составляет около 50%.В Великобритании налог на добавленнуюстоимость взимается по ставке приблизительно 15%;
· регрессивные- налоги, характеризуются снижением ставки при увеличении облагаемого дохода. Ккатегории регрессивных относятся, в частности, косвенные налоги. Считается, чтобремя регрессивных налогов тяжелее для бедных, чем для богатых; например,бедные тратят большую, по сравнению с богатыми, долю своих доходов на оплатуналога на добавленную стоимость (НДС). Интересно, что хотя теоретически НДСявляется налогом на добавленную стоимость, на практике он похож на налог соборота, когда каждый торговец добавляет в выписываемые им счета-фактуры этотналог и ведет учет собранного налога для последующего представления информациив Департамент налогов и сборов. Однако продавец имеет право вычитать суммуналога, который он, согласно выписанным ему счетам-фактурам, уплатил за товарыи услуги (но не в виде заработной платы или жалованья). Таким образом, этотналог является косвенным, а его бремя ложится в итоге не на торговцев, а наконечных потребителей товаров и услуг. Данная система налогообложения созданадля того, чтобы избежать уплаты налога на налог в связи с тем, что товары иуслуги проходят длинный путь к потребителю; при системе НДС все товары и услугинесут в себе только налог, который взимается при окончательной продаже товаровпотребителю. Регрессивным может быть пропорциональный налог: в соответствии стеорией предельной полезности[20]денег (гласящей, что каждая последующая денежная единица для бедных обладаетбольшей ценностью, чем для богатых) считается, что более тяжким для бедныхявляется налог с единообразными ставками;
· линейные.К примеру, налог на прибыль организаций (НнП) взимается именно линейнымспособом начисления амортизации, при котором стоимость объекта амортизациисписывается равными долями в течение срока его полезного использования. Применяетсяв отношении зданий, сооружений, передаточных устройств;
· поступеням налоговой шкалы. Это предельные размеры налогооблагаемого дохода, вграницах которого доход облагается налогом по определенной ставке. Например,доходы в размере от, скажем, 3000 до 193000 фунтов стерлингов облагаются налогом по ставке 25%; сумма дохода, превышающая 19300 фунтов стерлингов, облагается налогом по ставке 40%.
Стоиттакже отметить такую неотъемлемую часть ступеней налоговой шкалы, как налоговаяиндексация (изменение верхних или нижних границ ступеней налоговой шкалы впрогрессивном налогообложении в соответствии с индексом инфляции). Необходима вусловиях инфляции, для того чтобы избежать возникновения фискального тормоза(системы налогообложения, требующей взимания неоправданно больших сумм в виденалогов).
8) поналогоплательщику: с физических лиц, с организаций.
Выделяют четыре функцииналогов:
1. Фискальная,является основной налоговой функцией государства, а именно для формированиясвоих финансовых ресурсов.
2. Распределительнаяфункция заключается в том, что денежные средства, аккумулированные в бюджете, направляются нарешение конкретных задач. В результате происходитперераспределение доходов между различными социальными группами.
3. Регулирующая. Устанавливая налоги,государство оказывает воздействиена хозяйственную деятельность субъектов. Снижением налогового бремени осуществляется стимулирование производства; повышение налоговых ставок заставляетналогоплательщиков отказываться от осуществления каких-либо видов деятельности.
4. Контрольная. Посредством налогообложенияоценивается рациональность, сбалансированность всей системы налогов в целом и каждого налога в отдельности, способность налогоплательщиков к уплате налогов, величина налоговогобремени.
Налоги являются основнымэлементов налоговаой системы государства.(см приложение 3 сжема «Принципыпостроения и функционирования налоговой системы»).
Особенности финансовойполитики в РФ
Какбыло рассмотрено в предыдущих разделах финансовая политика состоит из мергосударства в области формирования и использования финансовых фондов, денежныхсредств. В РФ эти меры определены в Конституции РФ, Бюджетном и Налоговомкодексах и других юридических законах, указах и посланиях Президента РФ, впостановлениях Правительства РФ. А также финансовая политика включает в себя:бюджетную политику, налоговую политику, денежную политику, кредитную политику,ценовую политику и таможенную политику.Рассмотримосновные принципы и приоритеты бюджетной, налоговой и денежно-кредитнойполитики РФ в 2007 году и среднесрочной перспективе. Основные направлениябюджетной и налоговой политики на 2007 год сформированы в соответствии сБюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному СобраниюРоссийской Федерации «О бюджетной политике в 2007 году» и ПосланиемПрезидента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.Бюджетная политика на 2007 год и на период до 2009 года соответствует долгосрочнымцелям социально-экономического развития Российской Федерации: повышениекачества жизни населения, обеспечение безопасности и правопорядка, развитиеинститутов гражданского общества, повышение конкурентоспособности экономики иформируется исходя из решения проблем макроэкономической сбалансированности.
Основнымицелями бюджетной политики в 2007 году и среднесрочной перспективе являются:
1)создание условий для обеспечения сбалансированности бюджетной системы вдолгосрочном периоде;
2)продолжение политики аккумулирования конъюнктурных доходов в Стабилизационномфонде[21]с расширением его функций в качестве «фонда будущих поколений»;
3)повышение результативности бюджетных расходов. Недопущение увеличенияколичества принимаемых обязательств, препятствующего сопоставлению и выборунаиболее эффективных направлений использования бюджетных средств;
4)усиление роли среднесрочного финансового планирования;
5)дальнейшее расширение самостоятельности и ответственности главныхраспорядителей бюджетных средств, прежде всего путем разработки и внедренияметодов и процедур оценки качества финансового менеджмента на ведомственномуровне, развития внутреннего аудита, укрепления финансовой дисциплины;
6)повышение качества «человеческого капитала»;
7)обеспечение прозрачности и эффективности закупок для государственных имуниципальных нужд. Расширение практики проведения совместных торговгосударственными и муниципальными заказчиками;
8)совершенствование управления государственной собственностью.
9)эффективное участие России в инициативах мирового сообщества по облегчениюдолгового бремени беднейших стран;
10)реорганизация и увеличение капитализации специализированных государственныхинвестиционных институтов в целях поддержки экспорта товаров и импортатехнологий, долгосрочного финансирования крупных инвестиционных проектов.
Проектфедерального бюджета на 2007 год и перспективного финансового плана РоссийскойФедерации на 2007-2009 годы рассчитывался на основе прогноза основныхпоказателей социально-экономического развития Российской Федерации и параметровпрогноза на период до 2009 года, предполагающих сохранение относительноблагоприятных внешних условий и активизацию внутренних факторов ростаэкономики.
Расчетыбюджетных проектировок на 2007 год осуществлены с учетом ожидаемого сниженияцен на нефть с 65 дол. США / бар. в 2006 году до 61 дол. США / бар. в 2007году. Стабильная макроэкономическая ситуация, ослабление бременигосударственного долга, высокий уровень золотовалютных резервов будутспособствовать сохранению благоприятного инвестиционного климата. Инвестиции восновной капитал увеличатся на 10,4%. Высокими тепами в среднесрочнойперспективе должны были продолжать расти доходы населения — в 2007 году они вреальном выражении увеличились на 10,2%. Это должно способствовать сокращениюуровня бедности в стране. Доля лиц с денежными доходами ниже прожиточногоминимума в общей численности населения должна сократиться с 18,4% в 2005 годудо 14,3% в 2007 году и 11,6% в 2009 году.
Темпыприроста экспорта товаров и услуг будут отставать от темпов роста импорта, врезультате чего положительное сальдо по счету текущих операций сократитсяпримерно на четверть — со 111,2 млрд. дол. США в 2006 году до 83,3 млрд. дол.США в 2007 году. Вместе с тем произойдет усиление счета операций с капиталом ифинансовыми инструментами — впервые за последние восемь лет будет зафиксированостоль значительное положительное сальдо притока и оттока частного иофициального капитала — 9,1 млрд. дол. США (в 2003 году сальдо по счетуопераций с капиталом и финансовыми инструментами составляло 0,7 млрд. дол.США).
Основнымфактором экономического роста в 2007 году было увеличение потребительского иинвестиционного спроса, однако расширение внутреннего спроса происходило болеенизкими темпами, чем в 2006 году. В результате темпы роста ВВП прогнозировалисьсо снижением — 6% в 2007 году против 6,6% в 2006 году
Федеральныйбюджет на 2007 год и среднесрочную перспективу обеспечивал создание предпосылокдля увеличения инвестиций в российскую экономику, создания условий для ееустойчивого роста и повышения конкурентоспособности. Для этого должны бытьрешены следующие задачи.
1.Стимулирование инструментами налоговой политики позитивных структурныхизменений в экономике, последовательное снижение совокупной налоговой нагрузкина бизнес.
Самыйвысокий уровень налогового бремени имел место в секторе добычи полезныхископаемых (по итогам 2005 года — 51,6%). Минимальный уровень налоговойнагрузки в сельском хозяйстве (4,3%) и в социальной сфере (8,3%). Вобрабатывающих производствах уровень налоговой нагрузки в 2005 году составил19,1%. Тем самым сокращался разрыв в инвестиционной привлекательности сырьевогои перерабатывающего сектора, что являлось необходимым условием для прогресса вдиверсификации экономики и ухода от «голландской болезни».
2.Достижение стабильно низкого уровня инфляции.
Устойчивостьнациональной валюты является тем условием, при котором экономика работаетэффективно и бесперебойно. Низкая инфляция создает благоприятные условия длянакопления и инвестирования средств в результате сокращения риска потерипокупательной способности денег; укрепляются и получают возможность эффективнофункционировать кредитные и финансовые рынки. Сохранение на протяжениипоследних лет высоких темпов инфляции сформировало высокие инфляционныеожидания, которые носят инерционный характер, и превышение инфляциейустановленных ориентиров привело к автоматическому росту ожидаемой инфляции,сохранению высокой склонности к потреблению.
Инфляцияотражает усредненную оценку индекса потребительских цен исходя из структурырасходов различных доходных групп населения. Средний рост потребительских ценза 2001-2005 годы составил 13,4%. При этом уровень инфляции для наименееобеспеченного населения (1 и 2 децильные группы) за этот период был на 1,5процентного пункта выше, чем средний уровень инфляции. Это превышение обусловлено,прежде всего, интенсивным ростом цен на платные услуги для данной группыграждан (25,85% против 21% в среднем по всем домохозяйствам) и цен нанепродовольственные товары (7,1% против 6,4%).
Основнымфактором высокой инфляции является ускоренный рост денежного предложения,опережающий рост спроса на деньги. Поэтому базовая инфляция в 2001-2004 годахоставалась стабильно высокой — 10-11% в год, в 2005 году базовая инфляциясоставила 8,3%. Это связано с тем, что ежегодно темпы роста денежных агрегатов складываютсясущественно выше, чем предусматривается основными направлениями единойгосударственной денежно-кредитной политики на очередной год. В 2002 годуприрост денежной массы (М2) прогнозировался (по верхней границе) в размере 28%,фактически — 32,4%; в 2003 году — 26% (50,5%); в 2004 году — 25% (35,8%); в2005 году — 32% (38,6%).
Экономикаи денежно-кредитная сфера, прежде всего, в значительной степени зависят отдинамики цен на нефть. С августа 2005 по август 2006 года по мере пересмотрапрогноза цен на нефть изменялись параметры денежно-кредитной и курсовойполитики. Так, если при прогнозируемой цене на нефть в 2007 году в размере 35дол. США / бар, (дата прогноза — август 2005 года) индекс потребительских ценпрогнозировался в размере 6 — 7,5%, среднегодовой курс рубля к доллару США — 28,6 руб. / дол. США, повышение реального эффективного курса рубля — 3,7%, топри прогнозируемой цене на нефть 61 дол. США (дата прогноза — август 2006 года)индекс потребительских цен прогнозируется в размере 6,5 — 8%, среднегодовойкурс рубля к доллару США — 26,5 руб. / дол. США, повышение реальногоэффективного курса рубля — 4,8 %.
Повышениепрогнозируемых цен на нефть увеличивает величину дополнительных доходовэкономики, не направляемых в стабилизационный фонд и используемых дляфинансирования расходов бюджета. Результатом проводимой бюджетной политики,направленной на использование дополнительных доходов бюджета, поступающих врезультате высоких цен на нефть, стало увеличение непроцентных расходов с 14,9%ВВП в 2004 году до 15,3% ВВП в 2005 году 15,4% ВВП в 2006 году (по ожидаемойоценке). В 2007 году непроцентные расходы федерального бюджета составят 17%ВВП.
В2007-2009 годах непроцентные расходы федерального бюджета увеличатся в реальномвыражении на 8,4% в среднем за год, в том числе в 2007 году — на 17,1%. Приэтом перспективным финансовым планом, разработанным в июне 2006 года, приростнепроцентных расходов в 2007 — 2009 годах предусматривался более медленнымитемпами — 7% в среднем за год, в том числе в 2007 году — 14,3%. Необходимотакже принимать во внимание, что параметры федерального бюджета на 2008-2009годы являются ориентировочными и возможно потенциальное увеличение расходов вэти годы, что свидетельствует о недостаточно жестком бюджетном планировании. Врезультате роль бюджета в качестве регулятора экономики сокращается.Ускоренными темпами растет денежное предложение, превышающее потребностиэкономики, что служит причиной роста цен. Это создает угрозу избыточногоукрепления рубля либо выхода инфляции за установленные пределы. В такихусловиях для обеспечения целевых ориентиров по инфляции Банк России,стерилизационные возможности которого ограничены необходимостью обеспеченияцелевых ориентиров по базовой инфляции, вынужден идти на дополнительное повышениекурса рубля.
Учитываяизложенное, в целях повышения эффективности координации бюджетной иденежно-кредитной политики необходимы дополнительные механизмы, ограничивающиеприрост непроцентных расходов федерального бюджета, в частности закреплениеуровня расходов как долю к ВВП или установление фиксированного размераиспользования нефтегазовых доходов (нефтегазового трансферта) к ВВП.
Важнымшагом к поддержанию макроэкономической стабильности должно стать создание фондабудущих поколений, аккумулирующего доходы бюджета, связанные с использованиемневозобновляемых природных ресурсов и благоприятной внешней конъюнктурой.Необходимо предусмотреть возможность инвестирования этих средств в проекты,обеспечивающие в долгосрочной перспективе достаточно высокий доход. Этопозволило бы перейти к последовательному замещению в долгосрочной перспективесокращающихся в процентах от ВВП доходов от использования природных запасовинвестиционными доходами от размещения накопленных средств.
3.Реализация приоритетных национальных проектов, направленных на модернизациюсоциальной сферы, в том числе в сфере здравоохранения и образования,обеспечения населения доступным и комфортным жильем. Значительный социальныйэффект будет также иметь реализация национального проекта в сфере АПК.
4.Обеспечение энергетической безопасности и модернизация энергетическойинфраструктуры, технологическая модернизация экономики, развитие инновационнойинфраструктуры и повышение конкурентоспособности экономики, прежде всего путемреализации федеральных целевых программ, направленных на развитие научныхисследований, разработку и внедрение новых технологий в электронике,авиакосмическом комплексе, в сфере информатики и нанотехнологий. Преодолениеотставания в развитии транспортной инфраструктуры путем реализацииинфраструктурных проектов с использованием средств Инвестиционного фонда.
Реализациякомплекса мер по стимулированию экономического роста предполагает повышениеэффективности государственных расходов инвестиционного характера. Их объем,включая инвестиционный фонд и инвестиционную часть национальных проектов,увеличится с 2,1% ВВП в 2006 году до 2,7% ВВП в 2007 году в связи с запускомновых целевых программ и активизацией государственно-частного партнерства.
Эффективностьинвестиционных расходов государства во многом определяется качеством целевыхпрограмм и изменением их структуры в пользу программ, направленных на развитиепроизводственной инфраструктуры, науки и инновационной системы, новыхтехнологий, наукоемких отраслей, таких как атомная промышленность, авиационнаяпромышленность, космический комплекс, судостроение и электроннаяпромышленность.
Практикум
Рассчитайте доходы ирасходы главного звена финансовой системы любой страны (госбюджета), еслигосударственные расходы составляют 50 млрд. денежных единиц, трансферты – 20млрд., проценты по обслуживанию госдолга, составляющего 40 млрд., — 10%годовых, налоговые поступления – 100 млрд. денежных единиц. Дефицитен илипрофицитен бюджет и почему?
Ответ: Рассчитаем общиерасходы данного госбюджета в млрд. ден. ед.государственные расходы трансферты проценты по обслуживанию госдолга(40 млрд) Общая сумма 50 20 4 74
Доходгосбюджета от налоговых поступлений равен 100 млрд ден. ед. И так как доходнаячасть бюджета превышает расходную можно утверждать о профиците данногогосбюджета.
Заключение
В моей курсовой работе,основываясь, на материалах указанных в списке литературы была определенасущность финансовых отношений как экономических денежных отношений, а так же ихзначимость в финансовой системе государства. Приведен пример поддержки иразвития государством финансов предприятий для развития своей финансовойсистемы. Определены составляющие финансовой системы, их структура и значимость.Рассмотрены сущность и виды финансовой политики. Изложены сущность, виды ифункции налогов. Представлены особенности финансовой политики РФ на примере основныхпринципов и приоритетов бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политик на2007 год и среднесрочную перспективу. Работа так же включает в себя несколько поясняющихсхем изложенных в приложениях.
Литература
Официальные документы
1. Налоговыйкодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ.
2. Бюджетныйкодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ.
3. Федеральный законот 24 июля 2007г. N209-ФЗ «О развитии малого и среднегопредпринимательства в Российской Федерации».
4. Закон РФ от 9декабря 1991 г. N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».
Учебники
1. Экономическаятеория: учебник. – Изд. испр. и доп. / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФАРМА-М, 2007
2. Экономическаятеория: учебник / под ред. И.П. Николаевой – М.: Финстатинформ, 1997
3. Финансовое право:Учебник для вузов / Вострикова Л.Г. — М.: Юстицинформ, 2005 г.
Другиеисточники
1. Налоги и сборыРоссии в схемах и таблицах /Ялбулганов А.А./- Система ГАРАНТ, 2007 г.
2. Финансовое право России: альбомсхем / под ред. А.Н. Козырина/ — Система ГАРАНТ, 2007 г.
3. Толковый словарь «Бизнес и право»/ Система ГАРАНТ.