Совершенная конкуренция

/>/>/>Введение
Экономические проблемы России вызывают повышенный интерес во всеммире к причинам и последствиям происходящих изменений. Процесс реформированияэкономики России объективно потребовал по-новому отнестись к достижениямсовременной экономической теории, вызвал необходимость изучения новых подходовк изучению сущности и функций рынка.
Сегодня российской экономической теории необходимо создать новуюметодологию изучения сущности и функций рынка с учетом российских экономическихреалий. Особое значение в этой связи приобретают вопросы изучения конкуренции иее роли в рыночной экономике. Эта проблема имеет важное теоретическое ипрактическое значение, ставит перед теорией новые задачи, решение которыхпозволит повысить научную обоснованность мер по оздоровлению экономики, еесоциальной ориентации, сближению товарного и денежного оборотов, сдерживаниюинфляционных процессов и сокращению бюджетного дефицита. В современных условияхтолько таким образом можно добиться выживания экономики России в жесткойконкурентной борьбе. Этим можно объяснить актуальность избранной темы.
Проблематика, сходная с темой данной работы, были отражены втрудах (статьи, монографии) таких авторов, как Агапова И. И, Макконнелл К.Р.,Брю С.Л., Максимова В.Ф и д р. (см. приведенный в конце работы списокиспользованной литературы).
Целью данной работы является изучение совершенной конкуренции и максимизацииприбыли в краткосрочном периоде. Для достижения поставленной цели необходиморешить следующие задачи:
1. Изучить характерные черты совершенной конкуренции      
2. Провести анализ поведения конкурентной фирмы в краткосрочномпериоде.
1. Сущность и функции конкуренции
В рыночнойэкономике в условиях частной собственности, свободы, инициативы ипредпринимательства главным элементом хозяйственного механизма являетсяконкуренция.
Конкуренция(от латинского «concurrentia») означает соперничество, соревнование,состязание.
Вэкономической литературе существует множество определений категории «конкуренция».
Поопределению классической школы, конкуренция есть соревнование ради прибыли,борьба за экономическое выживание. По Марксу, конкуренция – борьба между предпринимателямиза наиболее выгодные условия вложения капитала. И. Шумпетер считал, чтоконкуренция – это соперничество старого с новым, где рано или поздно новоеберёт верх. Даются и такие содержательные определения конкуренции, какотношения между хозяйствующими субъектами по поводу сравнения экономическихрезультатов их деятельности; практически принудительная форма реализацииобъективно действующих законов рыночной экономики [7, С. 142].
Конкуренцияна деле всегда включала в себя и продолжает включать понятие борьбы – борьбымежду субъектами рынка за более выгодные и экономически оптимальные результатыпроизводства и реализации товаров, за качество обмениваемых благ и обслуживанияпотребителей. В прошлом она не случайно была названа борьбой всех против всех,на основе чего и делался порой однозначный вывод о её исключительноразрушительном характере.
Важно понять:без конкуренции нет рыночной системы. Конкуренция – это объективно необходимаясреда, обеспечивающая нормальное саморазвитие рыночной системы. Содержаниеконкуренции наиболее полно раскрывается при анализе её функций. Выделяютсяследующие основные функции конкуренции [7, С. 143]:
1)регулирующая;
2)аллокационная;
3)инновационная;
4)адаптационная;
5)распределительная;
6)контролирующая.
Регулирующаяфункция конкуренции проявляется в подсчёте на рынке общественно-необходимыхзатрат труда по производству каждого конкретного вида товара. Она указываетпроизводителям, какие затраты труда должны быть ориентиром для них впроизводстве.
Аллокационнаяфункция конкуренции выражается в эффективном размещении факторов производства вместах, где их применение обеспечивает наибольшую отдачу.
Инновационнаяфункция обнаруживается, прежде всего, в финансировании и стимулировании НТП.
Адаптационнаяфункция нацелена на рациональное приспособление фирм к условиям внутренней ивнешней среды.
Распределительнаяфункция конкуренции оказывает прямое и косвенное воздействие на распределениесуммарного объёма произведенных благ среди потребителей. И, наконец,контролирующая функция призвана не допустить установления монополистическогодиктата одних агентов рынка над другими./>2. Характерные чертысовершенной конкуренции
конкуренция совершенный краткосрочный предпринимательство
Все виды иформы конкуренции экономическая теория сводит к двум кардинальным направлениям:к совершенной и несовершенной конкуренции.
Совершенная(чистая) конкуренция – это модель рынка, которая соответствует ряду требований:
· огромноемножество продавцов (полиполия) и покупателей при ничтожно малой рыночной квотекаждого экономического субъекта;
· абсолютнаяпрозрачность рынка, состоящая в получении каждым его агентом информации осостоянии всего рынка (прежде всего о ценах);
· невозможностьлюбого отдельно взятого субъекта оказывать влияние на решения других;
· полнаямобильность (возможность перемещения) всех факторов производства, т.е. свободавхождения в отрасль новых фирм и выхода из нее;
· абсолютнаяоднородность реализуемых товаров и услуг;
· отсутствиесубъективного контроля над ценами со стороны производителя.
Следует иметьв виду, что совершенная конкуренция представляет собой лишь абстрактную, чистотеоретическую модель, поскольку в реальной практике хозяйствования её несуществовало и не существует. (С известной долей допущения к такой модели можноотнести лишь рынки ценных бумаг и сельхозпродукции.) [4, С. 136]
Однако этанаучная абстракция важна для объяснения механизма фактически действующейнесовершенной конкуренции, о чём пойдет речь в следующей теме.
Изхарактеристики совершенной конкуренции вытекают некоторые необходимые длядальнейшего анализа предположения:
· таккак цена для каждой фирмы является данной, то повлиять на свой доход фирмаможет, лишь изменяя объём продаж;
· линияцены есть и линия спроса на продукцию конкурентной фирмы, что отражаетабсолютную эластичность спроса.
/>3. Поведениеконкурентной фирмы в краткосрочном периоде
В зависимостиот сложившегося уровня цен фирма может оказаться в четырёх типичных ситуациях.
/>
Рис. 1 Перваяситуация
Цена (Р1)установилась на таком уровне, что возмещает только минимальные переменныеиздержки (min AVC). Такая фирма называется предельной, т.е. она находится напределе целесообразности продолжения производства, так как несет убытки.Использование правила Р = МС позволяет понять, что при объеме производства Q1убытки можно минимизировать. Минимальный убыток равен средним постояннымиздержкам (заштрихованный прямоугольник). Такой фирме безразлично, производитьQ1 единиц продукции или прекратить производство. Убытки в том и в другом случаеравны. В краткосрочном периоде фирма, скорее всего, примет решение производить,надеясь на изменение рыночной ситуации.

/>
Рис. 2.Вторая ситуация
Ценаустановилась на таком уровне, что фирма не возмещает даже минимальных среднихпеременных издержек производства (Р2
/>
Рис. 3Третья ситуация
Ценаустановилась на таком уровне, что фирма возмещает минимальные средние издержки(Рз = min AC). При такой цене фирма работает на принципе самоокупаемости, еёэкономическая прибыль равна нулю при объёме производства Q3. Если фирма решитпроизводить любой другой объём продукции, она понесёт убытки [8, С. 162].
Такая фирманазывается допредельной с нулевой прибылью.

/>
Рис. 4Четвертая ситуация
Ценаустановилась на таком уровне, что превышает минимальное значение среднихиздержек
(Р4 > minAC). Фирма получает чистую прибыль (заштрихованный прямоугольник), максимумкоторой достигается при объёме Q4. Это допредельная фирма с чистой прибылью [8,С. 174].
Применениеправила Р = МС при различных возможных рыночных ценах приводит к выводу о том,что отрезок кривой предельных издержек фирмы в краткосрочном периоде, лежащийвыше минимального значения средних переменных издержек, есть кривая предложенияфирмы в краткосрочном периоде.
Итак, вкаждой из рассмотренных ситуаций фирма приспосабливается к цене и производиттакое количество продукции, которое максимизирует прибыль или минимизируетубытки. Сама же цена определяется соотношением совокупного спроса и совокупногопредложения. При их равенстве устанавливается единая равновесная цена, котораяв краткосрочном периоде имеет тенденцию к сохранению.

Заключение
В качествеобщего вывода по результатам работы мы можем сказать что в рыночной экономике вусловиях частной собственности, свободы, инициативы и предпринимательстваглавным элементом хозяйственного механизма является конкуренция. Конкуренция(от латинского «concurrentia») означает соперничество, соревнование,состязание.
Конкуренцияна деле всегда включала в себя и продолжает включать понятие борьбы – борьбымежду субъектами рынка за более выгодные и экономически оптимальные результатыпроизводства и реализации товаров, за качество обмениваемых благ и обслуживанияпотребителей. В прошлом она не случайно была названа борьбой всех против всех,на основе чего и делался порой однозначный вывод о её исключительноразрушительном характере.
Фирмы вусловиях совершенной конкуренции производят максимально возможное количествопродукции с наименьшими издержками.
При этомрынок совершенной конкуренции автоматически реагирует на изменениепотребительского спроса расширением или свертыванием производства, поэтомуданный тип рыночной структуры рассматривается экономической наукой как эталон эффективности

Список литературы
1.  Агапова И.И. Макроэкономика:Курс лекций. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»; Издательство ЭКМОС,2009. – 390 с.
2.  Курс экономическойтеории, Под редакцией Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров:издательство «Аса», 2008. – 560 с.
3.  Максимова В.Ф. – Макроэкономика.Учебник. Т. 1. Теория рыночной экономики. – М.: «СовинТЭК», 2009. -330 с.
4.  Макконнелл К.Р., Брю С.Л.,Экономикс: принципы, проблемы и политика. – Киев: издательство «Хагар – Демос»,2009 -450 с.
5.  Маршалл А. Принципыэкономической науки: В Зт. М.: Изд. группа «Прогресс», 2009. -420 с.
6.  Прикладная экономика:Учеб. пособие для учащихся.: Пер. с англ. /Junior Achievement. – М.:Просвещение, 2008. -190 с.
7.  Робинсон Дж. Экономическаятеория. М.: Прогресс, 2010. -450 с.
8.  Симановская М.Л.,Макроэкономика. – М.: издательство МГУ, 2009. -720 с.
9.  Фельдман Г.И. Макроэкономика.М. «Транспорт». 2008. -390 с.
10. Фишер С.,Дорнбуш Р., Шмалензи Р., Экономика. – М.: Издательство «Дело», 2008.-510 с
11. Хейлбронер Р.,Тороу Л. Экономика для всех. Новосибирск, 2004. -150 с.
12. ХиксД. Стоимость и капитал. М.: Прогресс, 2007. – 140 с.
13. ЧемберлинЭ. Теория монополистической конкуренции (Реориентация теории стоимости). М.:Экономика, 2010. – 320 с.