Содержание
Введение
1. Налог на доходы физических лиц какодин из главных федеральных налогов
1.1 Законодательная база по налогу надоходы физических лиц
1.2 Плательщики налога на доходыфизических лиц, порядок исчисления налога
2. Налоговый учёт и отчётность по налогуна доходы физических лиц
2.1 Система налогового учёта по налогу надоходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей
2.2 Налоговый учёт по налогу на доходыфизических лиц налоговыми агентами
2.3 Сроки и порядок уплаты налога надоходы физических лиц, штрафные санкции за несвоевременность и неполноту уплатыналога
3. Налоговые проверки
3.1 Налоговые проверки и их место всистеме налогового контроля
3.2 Организация и методика проверкиправильности исчисления и уплаты в бюджет налога на доходы физических лиц
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Налог на доходыфизических лиц (НДФЛ) является одним из основных налогов. Впервые он был введенв Англии в 1798 г. в виде утроенного налога на роскошь и действовал до 1816 г.В 1842 г. налог был введен вторично с существенными изменениями, отвечающимиосновным идеям подоходного обложения. В других странах подоходный налог сталиприменять с конца XIX-начала XXвека (в Пруссии – с 1891 г., во Франции — с 1914 г). В России закон оподоходном налоге был принят в 1916 г., а сам налог должен был вступить вдействие с 1917 г. Но в связи с революционными преобразованиями закон оподоходном налоге так и не вступил в силу, он был введен только в 1943 г.Основы современного подоходного налогообложения физических лиц были заложены вРоссии с принятием закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц» от 7декабря 1991 г. №1998-1, а затем существенные изменения в системе подоходногоналогообложения происходили практически ежегодно, и за десятилетний период (до2001), они вносились более 10 раз. Корректировке подвергалась сумма необлагаемогоминимума, база исчисления налога для конкретных ставок, количество ступеней вшкале ставок, максимальная ставка налога и др., но сам налог продолжалоставаться прогрессивным.
Важнейшим принципомдействующего в настоящее время НДФЛ, вступившего в силу с 2001 г., сталоравенство налогоплательщиков перед законом вне зависимости от социальной илииной принадлежности. Ставки налога теперь едины для всех налогоплательщиков.Таким образом, прогрессивность подоходного налога была заменена так называемой«плоской» шкалой НДФЛ, сохраняющей неравенство доходов до и посленалогообложения. Крайне важной явилась такая новация: принцип обложениямесячных доходов вне зависимости от совокупного годового дохода, действовавшийв CCCР, был заменен обложением совокупного годового дохода. Такой подходсохранен и в Налоговом кодексе. Вместе с тем остался неизменным с советскихвремен принцип первичного взимания налога у источника получения доходов,предусматривающий возложение на работодателя обязанности взимать и перечислятьв бюджет налоги на доходы, выплачиваемых им своим или привлеченным работникам.
1. Налог на доходы физических лиц, как один из главныхфедеральных налогов
1.1 Законодательнаябаза по налогу на доходы физических лиц
Налог на доходыфизических лиц (НДФЛ) установлен Налоговым кодексом ст. 13 и относится кфедеральным налогам кроме того выделена отдельная глава 23 НК РФ. Сведения оналогоплательщике с момента постановки на учет становится налоговой тайной(ст.84.9 и 102 НК РФ). По налогу срок исковой давности составляет 3 года, очем говориться в ст. 196 ГК РФ. В приказе Минфин от 31 декабря 2008 г. N 153н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц(форма 3-НДФЛ) и порядок ее заполнения» утверждена дана форма и согласноданному утверждению все налогоплательщики обязаны оформлять (заполнять) даннуюдекларацию согласно указаниям приказа.
ПриказФедеральной налоговой службы от 13 октября 2006 г. N САЭ-3-04/706 «Обутверждении формы сведений о доходах физических лиц» указывается как и вкаком порядке заполнять форму 2-НДФЛ.
1-НДФЛ«Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц»действует в неизменной форме с 2003 года в соответствии с Приказом МНС РФ от 31октября 2003 года №БГ-3-04/583. Согласно ст. 17 Налогового кодекса по данномуналогу предусмотрены все элементы налогообложения:
Ø Объектналогообложения;
Ø Налоговаябаза;
Ø Налоговыйпериод;
Ø Налоговаяставка;
Ø Порядокисчисления налога;
Ø Порядоки сроки уплаты налога.
При исчислении данногоналога необходимо руководствоваться ФЗ, приказами ФНС и МИНФИНА РФ.
1.2 Плательщики налогана доходы физических лиц, порядок исчисления налога
Налогоплательщиками — являются физические лица и Индивидуальные предприниматели, зарегистрированные вустановленном порядке.
Вст. 11 НК РФ разъяснено, что под физическими лицами следует понимать (абз. 3 п.2 ст. 11 НК РФ):
— граждан РФ;
— иностранных граждан;
— лиц без гражданства.
Приэтом несовершеннолетние дети также являются плательщиками НДФЛ, однако от ихимени в налоговых правоотношениях могут выступать их законные представители, вчастности родители (Письмо Минфина России от 10.07.2008 N 03-04-05-01/230, ФНСРоссии от 23.04.2009 N 3-5-04/495).
Нестоит также забывать, что к физическим лицам относятся и индивидуальныепредприниматели (абз. 4 п. 2 ст. 11 НК РФ).
ПлательщикамиНДФЛ признаются две категории физических лиц (п. 1 ст. 207 НК РФ):
1)физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;
2)физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, но получающие доходыв РФ.
Ктотакие налоговые резиденты:
Преждевсего, обратим внимание на то, что наличие (отсутствие) у физического лицагражданства РФ не имеет значения при определении его статуса в качественалогового резидента РФ. Иными словами, налоговыми резидентами РФ могут бытьпризнаны и иностранный гражданин, и лицо без гражданства. В свою очередь,российский гражданин может не являться налоговым резидентом РФ (Письмо МинфинаРоссии от 31.12.2008 N 03-04-06-01/397, ФНС России от 23.09.2008( N 3-5-03/529).Аналогичным образом при определении статуса налогового резидента РФ не имеютзначения такие факты, как место рождения и место жительства физического лица.
Вопросы приобретения и прекращения гражданства РФ регулируются Федеральнымзаконом от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». Отом, кто такие налоговые резиденты, говорится в п. 2 ст. 207 НК РФ. Этофизические лица, которые фактически находятся в РФ не менее 183 календарныхдней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Важнопомнить, что независимо от времени фактического нахождения в России налоговымирезидентами РФ признаются:
— российские военнослужащие, проходящие службу за границей;
— сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления,командированные на работу за пределы Российской Федерации (п. 3 ст. 207 НК РФ).
Такимобразом, на указанную категорию физических лиц временные ограничения,установленные ст. 207 НК РФ, не распространяются.
Порядок исчисленияналога на доходы физических лиц регулируется ст. 225 НК. Общая исчисленнаясумма налога определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доляналоговой базы, а при получении доходов, облагаемых различными налоговымиставками, — как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов,определяемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные долисоответствующих налоговых баз. Сумма НДФЛ определяется в полных рублях (суммаменее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и более округляется до полного рубля). Налоговаябаза по НДФЛ определяется как совокупный трудовой доход налогоплательщика иналоговая база уменьшаются на предусмотренном налоговым законодательством (ст.218 – 221 НК) вычеты, которые подразделяются на четыре группы. Общие условияопределения налоговой базы см. (таб. № 1)
Таблица №1
Налоговая база Сумма всех доходов, Сумма налоговых
По НДФЛ = подлежащих налогообложению – вычетов
/>Все вычеты уменьшают сумму дохода, облагаемую исключительно по ставке 13%
Если сумма налоговых вычетов о налоговом периоде окажется больше суммы дохода, облагаемых 13%-ной ставкой, налоговая база принимается, равной нулю.
На следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов и суммой доходов в этом налоговом периоде не переносится, за исключением имущественного вычета по суммам, израсходованных на новое строительство, приобретение жилого дома или квартиры.
Налоговые вычеты играютдля налогоплательщика значимую роль в законной минимизации облагаемых доходов иуменьшении сумм уплачиваемых налогов. Рассмотрим подробнее каждую группуналоговых вычетов.
Стандартные налоговыевычеты определены в ст. 218 НК.
В размере 3000 рублейза каждый месяц налогового периода распространяется на следующие категории лиц:
1.При определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право наполучение следующих стандартных налоговых вычетов:
1)в размере 3 000 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется наследующие категории налогоплательщиков:
лиц,получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные срадиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо сработами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
2)налоговый вычет в размере 500 рублей за каждый месяц налогового периодараспространяется на следующие категории налогоплательщиков:
ГероевСоветского Союза и Героев Российской Федерации, а также лиц, награжденныхорденом Славы трех степеней;
лицвольнонаемного состава Советской Армии и Военно-Морского Флота СССР, органов внутреннихдел СССР и государственной безопасности СССР, занимавших штатные должности ввоинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии впериод Великой Отечественной войны, либо лиц, находившихся в этот период вгородах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет дляназначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частейдействующей армии;
3)налоговый вычет в размере 400 рублей за каждый месяц налогового периодараспространяется на те категории налогоплательщиков, которые не перечислены вподпунктах 1-2 и действует до месяца, в котором их доход, исчисленныйнарастающим итогом с начала налогового периода налоговым агентом,предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 20 000 рублей.Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 20 000 рублей, налоговыйвычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется;
4)налоговый вычет в размере 600 рублей за каждый месяц налогового периодараспространяется на:
каждогоребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок икоторые являются родителями или супругами родителей;
каждогоребенка у налогоплательщиков, которые являются опекунами или попечителями,приемными родителями.
Данныйвычет предоставляется налогоплательщикам на каждого ребенка в возрасте до 18лет, а также на каждого учащегося дневной формы (аспиранта, ординатора,студента, курсанта ) в возрасте до 24 лет. Вдовам (вдовцам), одиноким родителям(до вступления в брак), опекунам, попечителям, приемным родителям, а также подетям-инвалидам вычет предоставляется в двойном размере. Данный вычет действуетдо месяца, в котором доход, облагаемый по ставке 13%, исчисленный нарастающимитогом с начала года налоговым агентом, предоставляющим вычет, превысил 40000т. руб.
Всеустановленные НК стандартные налоговые вычеты могут предоставлятьсяналогоплательщику только один из работодателей по его выбору на основанииписьменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговыевычеты, при этом:
1. Налогоплательщикам,имеющим право более чем на один вычет (3000, 500 и 400 руб.), предоставляетсямаксимальный из вычетов. Вычет в 600 руб. предоставляется независимо от другихвычетов;
2. Есливычеты налогоплательщику не предоставлялись (предоставлялись в меньшемразмере), то по окончании налогового периода на основании его заявления,прилагаемого к налоговой декларации, и документов, подтверждающих право навычеты, налоговым органом производится перерасчет налоговой базы;
3. Неиспользованнаясумма вычетов на следующий год переносится.
Социальныеналоговые вычеты определены в ст. 219 НК
1) наблаготворительность. Если в течение года налогоплательщик перечислял деньги наблаготворительные цели, часть потраченных денег можно вернуть из бюджета. Процедуравозврата прописана в ст. 219 НК РФ. Следует обратить внимание на следующиеважные моменты:
— налоговый вычет можноиспользовать, если деньги были переведены:
1. организациям науки,культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично илиполностью финансируемым из бюджета;
2.физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениямна нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд;
3. в качествепожертвований религиозным организациям на осуществление ими уставнойдеятельности.
— максимальная суммасоциального налогового вычета на благотворительные цели не может превышать 25%от дохода, полученного налогоплательщиком за истекший год.
2)на лечение. Если в течение года налогоплательщик оплачивал медицинские услугиили приобретал медикаменты, часть потраченных денег можно вернуть из бюджета,то есть получить социальный налоговый вычет на лечение. Процедура возвратаденег прописана в ст. 219 НК РФ.
Вычетпредоставляется только в том случае, если были оплачены медицинские услуги илиприобретены лекарства, которые включены в специальные перечни, утвержденныепостановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 201.
Вычетвозможен, если медицинские услуги оказывала организация, у которой есть соответствующаялицензия. При этом форма собственности (государственная больница или частнаяклиника), а также ведомственная принадлежность значения не имеет.
Максимальныйразмер социального налогового вычета на лечение составляет 120000 рублей.Исключение составляет дорогостоящие виды лечения. Их перечень также утвержденпостановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. №201
2) наобучение. Если в течение календарного года налогоплательщик не только работал,но и учился, часть денег, заплаченных за обучение, можно вернуть из бюджета.Процедура возврата прописана в ст. 219 НК РФ.
Максимальныйразмер социального налогового вычета 120000 рублей.
Получитьвычет можно не только за свое, но и за обучение своих детей в возрасте до 24лет, если они учатся на дневном отделении. Сумма вычета – расходы на обучение,но не более 50000 руб. на каждого ребенка.
Всумме уплаченных налогоплательщиком пенсионных взносов по договорунегосударственного страхования.
Имущественныеналоговые вычеты определены в ст. 220 НК
Данныйвычет предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика, атакже платежных документов, оформленных в установленном порядке иподтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком по произведеннымрасходам, в том числе квитанции к приходным ордерам, банковских выписок, аперечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарных икассовых чеков.
— Если налогоплательщик приобрел или построил жилье, он сможет уменьшить свойналогооблагаемый доход на потраченные суммы. Максимальная сумма вычетасоставляет 1000000 млн. руб.
Потраченныена покупку квартиры деньги уменьшат доходы только в том случае, если жильенаходится в собственности налогоплательщика.
Есликвартира или жилой дом, по которому можно получить имущественный вычет,принадлежит нескольким лицам, их стоимость уменьшает доход каждого владельца всоответствии с их долей собственности. При этом максимальный размер вычета поодному объекту не может превышать 1000000 рублей, даже если на вычет претендуютнесколько человек.
— Налоговый вычет при продаже недвижимого имущества. В данном случае возможны дваварианта:
Еслипри продаже имущество находилось в собственности менее 3-х лет, то сумма вычетасоставит 1000000 руб.
Еслинедвижимое имущество находилось в собственности налогоплательщика более 3-хлет, тогда налог платить вообще не нужно – сумма вычета равна полученномудоходу.
— Налоговый вычет при продаже движимого имущества и недвижимого в виде личныхвещей. Здесь также возможны два варианта:
Налогоплательщикпродал имущество, которое находилось у него в собственности менее 3-х лет.Максимальная сумма вычета составит 125000 руб. Проданное имущество находилось всобственности более 3-х лет, тогда налог платить не нужно – сумма вычета равнаполученному доходу. Следует обратить внимание на случай реализации имущества,находящегося в общей долевой либо общей совместной собственности. В этом случаесоответствующий размер имущественного налогового вычета распределяется междусовладельцами этого имущества пропорционально их доле либо по договоренностимежду ними (в случае реализации имущества, находящегося в общей совместнойсобственности). При приобретении имущества в общую долевую либо общуюсовместную собственность размер имущественного налогового вычета распределяютсямежду совладельцами в соответствии с их долей (долями) собственности либо с ихписьменным заявлением (в случае приобретения жилого дома или квартиры в общуюсовместную собственность).
Профессиональныеналоговые вычеты определены в ст. 221 НК
Профессиональныеналоговые вычеты предоставляются:
— индивидуальным предпринимателям, частным нотариусам и иным частнопрактикующимлицам – по окончании налогового периода на основании их письменного заявленияпри подаче ими налоговой декларации в налоговую инспекцию;
— налогоплательщикам, получающим доходы от выполнения работ (услуг) по договорамгражданско-правового характера, — на основании их письменного заявления. Приэтом вычет предоставляется налоговыми агентами (организацией или ИП,выплачивающим доход);
— налогоплательщиком, получающим авторские вознаграждения по авторским договорам,- на основании их письменного заявления. При этом вычет предоставляетсяналоговыми агентами (организацией или ИП, выплачивающим доход);
— налогоплательщикам, получающим доходы от физических лиц, не являющимисяналоговыми агентами, за выполнение работ (услуг) по договорамгражданско-правового характера, — на основании их письменного заявления приподаче налоговой декларации в налоговую инспекцию по окончании налоговогопериода (календарного года).
Такимобразом, если налогоплательщик получил вознаграждение по гражданско-правовомуили авторскому договор, для целей исчисления НДФЛ его можно уменьшить на суммупроизведенных расходов, то есть воспользоваться профессиональным налоговым вычетом.Налогоплательщики определяют доходы и расходы самостоятельно и исчисляют НДФЛсамостоятельно. При документальном подтверждении расходов применяется вычет в100%-м размере затрат. Если индивидуальные предприниматели, а такжечастнопрактикующие лица не в состоянии документально подтвердить свои расходы,профессиональный налоговый вычет производится в размере 20% общей суммыдоходов. Если расходы не могут подтвердить налогоплательщики, получающиеавторские вознаграждения, то доход уменьшают на определенный процент (норматив)в зависимости от вида работы, за которую получено вознаграждение. Нормативыустановлены в таблице ст. 221 НК РФ. В ст. 224 НК устанавливаются размерыналоговых ставок. С 1 января 2001 г. в РФ действует фактически единая ставканалога для большинства видов доходов, составляющая 13%. Но для отдельных видовдоходов действуют другие ставки налога.
Налоговаяставка, равна 35%, устанавливается для следующих видов дохода:
· стоимостилюбых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и другихмероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения 4000 т.руб.;
· процентныхдоходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя издействующей (в течение периода начисления процентов) ставки рефинансирования ЦБРФ по рублевым вкладам и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте;
· суммаэкономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных)средств; материальная выгода определяется как разница между суммой процентов,рассчитанных исходя из ¾ действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ позаймам в рублях (9% годовых по займам в валюте) и суммой процентов по договорузайма (кредита).
Налоговая ставка, равна30%, устанавливается для всех доходов, получаемых физическими лицами, неявляющимися налоговыми резидентами, за исключением доходов в виде дивидендов отдолевого участия в деятельности российских организаций. По таким доходамналоговая ставка устанавливается в размере 15%.
Налоговая ставка, равна9%, применяется к доходам:
· отдолевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов;
· ввиде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января2007 г.;
· учредителейдоверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретенияипотечных сертификатов участия, выданных до 1 января 2007 г.
Налоговая ставка, равна13%, устанавливается для всех остальных видов доходов.
Датой фактическогополучения дохода является:
Ø длядоходов в виде оплаты труда – последний день месяца, за который был начислендоход за выполнение трудовой обязанности в соответствии с трудовым договором;
Ø длядоходов по материальной выгоде – день уплаты налогоплательщиком процентов пополученным заемным (кредитным) средствам, день приобретения товаров (работ,услуг), день приобретения ценных бумаг;
Ø длядоходов в натуральной форме – день передачи доходов в натуральной форме;
Ø дляпрочих доходов в денежной форме – день выплаты дохода, в том числе перечислениедохода на счет налогоплательщика в банке либо по его поручению на счет третьеголица.
Налограссчитывается при каждой выплате таких доходов с учетом положений ст. 223 НКРФ, определяющей дату фактического получения дохода физическим лицом. При этомсуммы исчисленного налога и выплаченного дохода нужно отразить соответственно вразд. 3 — 5 налоговой карточки по форме 1-НДФЛ. Примеры расчета НДФЛ приведеныв приложении №1
2. Налоговый учет и отчетность по налогу на доходыфизических лиц
2.1 Система налоговогоучета по налогу на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей
Индивидуальныепредприниматели, частные нотариусы и лица занимающиеся частной практикой ведутналоговый учет согласно приказу МИНФИНА «об утверждении порядка учета доходов ирасходов и хозяйственных операций для Индивидуальных предпринимателей».
Эта система состоит из3-х уровней:
1. Первичныедокументы, которые составлены в соответствии с требованиями.
2. Предоставлениеаналитическим регистром налогового учета «книга учета доходов и расходов ихозяйственных операций индивидуального предпринимателя». Она предназначена дляобобщения систематизации и накопления информации, содержится в принятых к учетупервичных документах. Операции фиксируются в книге учета в момент их совершенияна основе первичных документов позиционным способом (т.е. на одной строке).Доходы и расходы отражаются в книге учета кассовым методом (т.е. послефактического получения доходов и совершенного расхода). Книга учета ведется врублях, может вестись в электронном виде или на бумажных носителях. На последнейстранице должны быть пронумерованы и прошнурованы книги учета, указываетсячисло содержащихся в ней страниц, которая заверяется подписью должностного лицаналогового органа и скреплена печатью. В книге учета допускаются исправленияошибок, которое должно быть обосновано и подтверждено подписью индивидуальногопредпринимателя и датой исправления.
3. Наэтом уровне на основании данной книги учета составления налоговой декларации поНДФЛ. В ней обобщается информация из налоговых регистров и рассчитываетсяналоговая база по НДФЛ, а также сумма НДФЛ к уплате или возмещению законкретный налоговый период.
Индивидуальныепредприниматели исчисляют суммы налога самостоятельно. Они обязаныпредоставлять в налоговую инспекцию согласно ст. 227 НК РФ налоговую декларациюпо форме 4 – НДФЛ для определения предполагаемой суммы дохода и предполагаемойсуммы платежей в течении наступившего налогового периода форма утверждена МНСРФ от 15.06.2004 г., №САЭ – 3 – 04/366@ Общая сумма налога, подлежащая уплате всоответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога,удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а так жесумм авансовых, платежей, уплаченных в бюджет. Убытки прошлых лет, понесенныефизическим лицом, не уменьшают налоговую базу. Указанные налогоплательщикиобязаны представить в налоговый орган декларацию о фактическом доходе до 30апреля года, следующего за отчетным. Общая сумма налога, подлежащая уплате,исчисляется по налоговой декларации и уплачивается по месту жительстваналогоплательщика не позднее 15 июля года, следующего за истекшим. Припроявлении в течение года у перечисленных налогоплательщиков доходов,полученных от предпринимательской деятельности или от занятия частнойпрактикой, они обязаны представить декларацию с указанием суммы предполагаемогодохода в текущем налоговом периоде в пятидневный срок по истечению месяца содня проявления таких доходов. Сумма предполагаемого дохода определяетсяналогоплательщиком. Исчисление сумм авансовых платежей производится налоговыморганом, а расчет производится на основании деклараций о предполагаемом доходеили на основании суммы фактически полученного дохода от указанных видовдеятельности за предыдущий налоговый период с учетом предусмотренных налоговыхвычетов.
Авансовые платежи –уплачиваются плательщиком по налоговым уведомлениям:
v заянварь – июнь – не позднее 15 июля в размере ½ годовой суммы платежей;
v заиюнь – сентябрь – не позднее 15 октября в размере ¼ годовой суммы;
v заоктябрь – декабрь – не позднее 15 января следующего года в размере ¼годовой суммы авансовых платежей.
В случае значительного(более чем на 50%) увеличения или уменьшения в налоговом периоде доходаналогоплательщик обязан представить новую декларацию с указанием суммыпредполагаемого дохода на текущий год. Налоговый орган производит перерасчетсумм авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты.
Таким образом,декларации обязаны представлять ИП, получающие определенные вида доходов.Вместе с тем все остальные категории налогоплательщиков могут, но не обязаныпредставлять декларацию для получения налоговых вычетов. В декларацияхфизические лица указывают:
1. всеполученные ими в налоговом периоде доходы;
2. источникиих выплат;
3. налоговыевычеты;
4. суммыналога, удержанные налоговыми агентами;
5. суммыуплаченных в течении налогового периода авансовых платежей.
В случае прекращениясуществования источников доходов до конца налогового периода лица, обязанныепредставлять декларацию, в пятидневный срок со дня прекращения существованияисточников представляют декларацию о фактически полученных доходах в текущемналоговом периоде. При прекращении в течении календарного года иностраннымфизическим лицом деятельности, доходы от которой подлежат обложению в РФ, ивыезде его из РФ декларация о доходах, фактически полученных за период егопребывания в текущем налоговом периоде в РФ, представляется им не позднее чемза один месяц до выезда из РФ. Уплата налога, доначисленного по таким налоговымдекларациям, производится не позднее чем через 15 дней с момента подачидекларации.
2.2 Налоговый учет поналогу на доходы физических лиц налоговыми агентами
Налоговыми агентамипризнаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию уналогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РоссийскойФедерации. Налоговые агенты в течение каждого налогового периода ведут учетдоходов и вычетов а также исчисленных и удержанных сумм НДФЛ по каждомуфизическому лицу Данная форма утверждена приказом МНС по налогам и сборам от 30октября № 5г-3-04/583. Налоговые агенты также ведут учет доходов по справке одоходах 2-НДФЛ. За каждый налоговый период ведется справка по утвержденнойформе. В настоящий момент эта форма утверждена ФНС России от 13.10.2006 г., №САЭ3-304/706@. Форма 2-НДФЛ отражает сведения учтенные 1-НДФЛ. По окончаниюкаждого налогового периода до 1 апреля по окончанию каждого года. Налоговыеагенты предоставляют сведения в налоговую инспекцию по месту своей регистрации(ст. 230 п.1), кроме того при вручении подарков, призов и т. д. в случае приневозможности удержать налог необходимо сообщать в налоговую инспекцию в течение1 месяца с момента выплаты дохода в письменной форме 2-НДФЛ (ст. 226 п.5)
Налоговые агентыисчисляют сумму налога:
— нарастающимитогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ковсем начисленным налогоплательщику за данный период доходам, облагаемым поставке 13%, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налоговогопериода суммы налога;
— отдельнопо каждой сумме доходов, облагаемых иными ставками (9,15,30 и 35%);
— безучета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов иудержанных другими агентами сумм налога.
Налоговые агентыобязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходовналогоплательщика при их фактической выплате (см. табл.2). При этомудерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты. Уплата налогаза счет средств налогового агента не допускается. При заключении договоров ииных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии скоторыми налоговые агенты, выплачивающие доход, принимают на себя обязательстванести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.
Налоговые агенты –российские организации, имеющие обособленные подразделения, уплачивают налогкак по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своегообособленного подразделения исходя из суммы дохода, подлежащегоналогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.
Таблица № 2.Перечисление сумм налога в бюджет налоговыми агентамиВиды выплат налогоплательщиком Срок 1.Выплаты доходов, производимые из получаемых средств в банке Не позднее дня фактического получения средств в банке 2.Выплаты, производимые перечислением сумм дохода на счет налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц Не позднее дня перечисления дохода с банковского счета налогового агента 3. Выплаты, производимые в денежной форме из выручки налогового агента Не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода 4.Выплыты, производимые в натуральной форме или доходы в виде материальной выгоды Не позднее дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога
Если у налоговогоагента нет возможности удержать налог из доходов налогоплательщика (например,при выдачи доходов в натуральной форме либо когда заранее известно, что периодв течении которого может быть удержана сумма исчисленного налога, превысит 12месяцев), он обязан письменно сообщить об этом в свою налоговую инспекцию.Такое сообщение необходимо направить в течении месяца с момента возникновениясоответствующих обстоятельств.
2.3 Сроки и порядокуплаты налога на доходы физических лиц, штрафные санкции за несвоевременность инеполноту уплаты налога
НКРФ предусматривает уплату налога на доходы физических лиц самостоятельноналогоплательщиками (по декларации), и путем удержания налога у источникавыплаты, то есть налоговым агентом. Статьями 227 и 228 НК РФ установлен переченьлиц, которые обязаны подать налоговую декларацию по истечении налоговогопериода. К ним относятся:
— индивидуальные предприниматели;
— физические лица, получившие доход по договорам гражданско-правового характера сдругими физическими лицами, которые не являются налоговыми агентами;
— физические лица, получившие доход, с которого налоговым агентом не был удержанналог в связи с тем, что это не входит в обязанность налогового агента(например, при продаже физическим лицом собственного имущества);
— физические лица, получившие доход, с которого налоговым агентом не был удержанналог и об этом факте налоговый агент не сообщил в налоговый орган.
Физическиелица самостоятельно исчисляют и уплачивают налог на свои доходы, Таким отчетомявляется налоговая декларация.
Вналоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговомпериоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога,удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных авансовых платежей.
Физическиелица, которых закон не обязывает подавать налоговую декларацию, но которыежелают получить социальные, имущественные, профессиональные, а такжестандартные (если они им не предоставлялись или были предоставлены в меньшемразмере) налоговые вычеты, то физические лица вправе подать налоговуюдекларацию. Налоговая декларация по форме 3-НДФЛ подается физическими лицами втерриториальную инспекцию МНС РФ по месту учета налогоплательщика (по местужительства). Первые два листа декларации (лист с персональными данными и лист одоходах) заполняются в обязательном порядке. Образец заполнения представлен вприложении 1. Остальные листы заполняются и включаются в декларацию принеобходимости. На втором листе декларации производится итоговый расчет суммдоходов и налога на основании:
а)итоговых данных, рассчитанных на других листах декларации;
б)выданных налоговыми агентами справок о доходах по форме N 2-НДФЛ (Приложение 1);
в)личных учетных данных.
Здесьже производится расчет общей суммы налога, подлежащей уплате, доплате в бюджетили возврату из бюджета.
Форма2-НДФЛ используется налоговыми агентами в следующих случаях:
— при подаче в налоговые органы сведений о доходах физических лиц за отчетныйналоговый период 2008 г.;
— при выдаче физическим лицам по их заявлению справок о доходах, полученных ими вотчетном налоговом периоде, и суммах удержанного с этих доходов налога. Этисправки физические лица вправе приложить к налоговой декларации, подаваемой вналоговый орган по месту жительства для получения социальных и имущественныхвычетов;
— при сообщении в налоговые органы сведений о невозможности удержания налога и осумме задолженности налогоплательщика. Эти сведения юридические лица могутпередавать в налоговый орган на бумажных носителях.
Сведенияпо форме 2-НДФЛ о доходах физических лиц, полученных в истекшем году, налоговыеагенты должны представить в налоговые органы не позднее 1 апреля года,следующего за отчетным.
Подробныйпорядок заполнения формы 2-НДФЛ изложен в приложении к этой форме. Данные длясоставления формы 2-НДФЛ берутся из налоговой карточки формы 1-НДФЛ.
Налоговыеагенты отражают в справках:
а)всю сумму дохода, полученного физическим лицом в налоговом периоде в денежной инатуральной формах и в форме материальной выгоды;
б)сумму предоставленных стандартных и профессиональных вычетов;
в)сумму исчисленного и удержанного налога;
г)сумму налога, возвращенного (зачтенного) налогоплательщику в связи сперерасчетом за прошлые налоговые периоды;
д)сумму налога, переданного на взыскание в налоговый орган. В справках такжеуказываются суммы дохода, по которым в соответствии с пунктом 28 статьи 217 НКРФ установлена необлагаемая величина в размере 2 000 рублей, с указаниеммесяца, в котором был выплачен такой доход. Если налоговый агент выплатил физическомулицу в течение календарного года более, чем один вид дохода, по которомупредусмотрено освобождение от налогообложения в размере 2 000 рублей, то влисте 2 справки указывается сумма дохода по каждому основанию и месяц, вкотором такой доход был выплачен. Не представляются сведения о выплаченных в2008 году (и в последующие годы) доходах индивидуальным предпринимателям заприобретенные у них товары, продукцию или выполненные ими работы, оказанныеуслуги, если эти индивидуальные предприниматели предъявили налоговому агентудокументы, подтверждающие их государственную регистрацию в качествепредпринимателя без образования юридического лица. Не представляютсяпромежуточные сведения о доходах физических лиц, выплаченных не по местуосновной работы. Согласно действующему законодательству во всех возможныхслучаях налог на доходы физических лиц удерживается налоговым агентом. Этокомпенсирует низкую налоговую культуру населения и предотвращает судебныепроцессы о взыскании налоговых недоимок. Такой порядок уплаты налога наиболееудобен, эффективен, экономичен с точки зрения налоговой системы, так какспособ взимания налога «у источника» обеспечивает максимальную собираемостьналога. По определению, данному в пункте 2 статьи 11 НК РФ, источник выплатыдоходов налогоплательщику — это организация или физическое лицо, от которыхналогоплательщик получает доход. Налоговым законодательством определены видыналогов и доходов, по которым источник выплаты признается налоговым агентом, тоесть он обязан исчислить налог, удержать его из доходов налогоплательщика иперечислить удержанную сумму налога в бюджет. Статус налогового агента, егоправа и обязанности изложены в статье 24 НК РФ. В зависимости от механизмауплаты налога исчисление налоговой базы по налогу на доходы физических лицпроизводится различными налоговыми агентами:
а)российскими организациями, индивидуальными предпринимателями, постояннымипредставительствами иностранных организаций, являющимися налоговыми агентами, — по доходам, выплачиваемым физическим лицам;
б)индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами, частными охранниками,частными детективами, занимающимися частной практикой, — по доходам, полученнымими от такой деятельности (согласно ст.11 НК РФ к указанной категории лицотносятся лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющиевышеуказанную деятельность);
в)физическими лицами по доходам:
полученнымот других физических лиц, не являющихся налоговыми агентами;
полученнымот источников, находящихся за пределами Российской Федерации (для физическихлиц — налоговых резидентов Российской Федерации);
полученнымот налоговых агентов, при получении которых не был удержан налог.
Налоговыеагенты не несут ответственности за доходы, полученные физическими лицами отпредпринимательской деятельности; доходы от частной практики частных нотариусови других лиц, занимающихся частной практикой;
доходыфизического лица по договорам гражданско-правового характера, заключенных сдругими организациями и физическими лицами; доходы физических лиц — налоговыхрезидентов РФ, полученные от источников за пределами Российской Федерации;доходы, по которым на налогового агента не возложена обязанность удерживатьналог, например, при продаже физическим лицом собственного имущества; доходы,при выплате которых у налогового агента нет возможности удержать налог.
Законодательствомустановлены правила исчисления, удержания и перечисления налога (см. таб. 3)
Таблица№ 3 Сроки перечисления налога в бюджетВид дохода Срок перечисления налога Выплата заработной платы. Деньги на зарплату получены по чеку в банке День получения наличных денежных средств в банке Выплата заработной платы. Заработная плата перечисляется на банковский счет работника или по его распоряжению на счета третьих лиц День перечисления денежных средств со счета налогового агента Выплата заработной платы из выручки предприятия День, следующий за днем выплаты заработной платы Выплата других видов доходов в де нежной форме День, следующий за днем выплаты дохода Выплата доходов в натуральной форме День, следующий за днем фактического удержания исчисленной суммы налога Выплата доходов в виде материальной выгоды День, следующий за днем фактического удержания исчисленной суммы налога
Исчисление суммавансовых платежей производится налоговым органом, а расчет производится наосновании деклараций о предполагаемом доходе или на основании суммы фактическиполученного дохода от указанных видов деятельности за предыдущий налоговыйпериод с учетом предусмотренных налоговых вычетов.
Авансовые платежи –уплачиваются плательщиком по налоговым уведомлениям:
v заянварь – июнь – не позднее 15 июля в размере ½ годовой суммы платежей;
v заиюнь – сентябрь – не позднее 15 октября в размере ¼ годовой суммы;
v заоктябрь – декабрь – не позднее 15 января следующего года в размере ¼годовой суммы авансовых платежей.
Штрафныесанкции за несвоевременную и не полную уплату налога
При получении дохода отреализации имущества, сдачи в аренду, выигрышей физические лица самостоятельноисчисляют и уплачивают налог до 15 июля за предыдущий налоговый период согласно(ст. 223 НК РФ), кроме того данные налогоплательщики обязаны декларировать своидоходы до 30.04 согл. (ст. 229 НК РФ). За непредставление деклараций согл. (ст.119 НК РФ) предусмотрено взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащейуплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяцсо дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы ине менее 100 рублей. За неуплату налога в срок пеня 1/300 ставкирефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.
За непредставлениесведений или непредставление сведений не в срок налогоплательщик (плательщикомсбора, налоговым агентом) привлекается к ответственности по (ст. 126 п.1 НК РФ)и влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленныйдокумент. В случае невыполнения налоговым агентом, т. е. предприятием,возложенных на него законодательством о налогах и сборах обязанностей поудержанию с налогоплательщиков и (или) перечислению в бюджет удержанных суммналогов в соответствии со ст. 123 НК РФ (часть первая), с налогового агентавзыскивается штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию иперечислению. Налог перечисляется в бюджет не позднее дня фактическогополучения в банке наличных денежных средств на оплату труда, а если средства наоплату труда выплачиваются из выручки от реализации продукции, выполненныхработ, то налог перечисляется не позднее дня, следующего за днем выплатыденежных средств на оплату труда. При недостаточности средств на оплату труда иуплату налога в полном объеме, налог перечисляется в бюджет пропорциональноразмеру выплаченных средств. Если налоговым агентом перечислен налог в болеепоздние сроки, то в соответствии со ст. 75 НК РФ (часть первая), ему будетначислена пеня за каждый календарный день просрочки, начиная со следующего заустановленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора,в размере процентной ставки, равной одной трехсотой действующей в это времяставки рефинансирования Центрального банка РФ.
3.Налоговые проверки
3.1 Налоговые проверкии их место в системе налогового контроля
Налоговые проверкипроводятся в отношении налогоплательщиков и плательщиков сборов (организаций,индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не являющихся индивидуальнымипредпринимателями), а также налоговых агентов (которыми являются организации,индивидуальные предприниматели). При этом целью налоговых проверок выступаетосуществление контроля за полнотой и своевременностью выполнения налогоплательщикамииными фискально-обязанными лицами обязанностей по правильному исчислению,полной и своевременной уплате налогов, а также обязанности в сфере налоговойотчетности, представления фискально-значимой информации и т. д. Жесткоеопределение сроков проведения проверки представляет собой важную процессуальнуюгарантию защиты прав и интересов налогоплательщиков, поскольку неограниченноепо времени вмешательство налоговых органов в экономическую деятельностьпроверяемого создает недопустимую неопределенность его правового положения,может представлять угрозу стабильности и планированию хозяйственных операций,его кредитоспособности, отношениям с контрагентами. Налоговые проверки могутпроводиться налоговыми органами, таможенными органами и органамигосударственных внебюджетных фондов. Камеральная налоговая проверка проводитсяпо месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций идокументов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием дляисчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельностиналогоплательщика, имеющихся у налогового органа (ст. 88 НК РФ).
Выездная налоговаяпроверка представляет собой более развернутую и подробную форму налоговогоконтроля, она проводится с выездом к месту нахождения фискально-обязанноголица. Во время проведения проверки налоговые органы вправе исследоватьдокументы, связанные с налогообложением, а также использовать иные формы иметоды налогового контроля (ст. 89 НК РФ). В экономической и специальнойлитературе налоговые проверки называют также фактическими.
В случае если припроведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органоввозникает необходимость получения информации о деятельности, связанной с инымилицами, проводится так называемая встречная налоговая проверка. При проведениитакой проверки налоговые органы получают от этих иных лиц (например,экономически связанных с проверяемым едиными технологическими цепочкамипроизводства поставщиков оборудования, комплектующих) документы, относящиеся кдеятельности проверяемого.
3.2 Организация иметодика проверки правильности исчисления и уплаты в бюджет налога на доходыфизических лиц
Мероприятия пообеспечению своевременного исчисления, удержания и перечисления налога надоходы физических лиц Предприятие как основное звено рыночных отношений,является предметом пристального внимания со стороны других объектовхозяйствования, а также государственных налоговых органов, т.к. существуетбольшая потребность в достоверной информации о финансово-экономическом состояниипредприятия. С целью предотвращения фальсификации документов и мошенничества состороны налогоплательщиков, налоговые органы проводят различного вида проверки,в том числе по правильности удержания, полноты и своевременности перечисления вбюджет налога на доходы физических лиц. Главной задачей Министерствафедеральной налоговой службы России (МФНС) является контроль за соблюдениемналогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой исвоевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. При этомпредоставляется право проверки денежных документов, бухгалтерских книг,отчетов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатойналогов; право получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам,возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческуютайну. Проверки проводятся на предприятиях, в учреждениях и организацияхюридических лиц всех правовых форм собственности, независимо от видаосуществляемой деятельности, которые обязаны в соответствии со ст. 23 НК РФ(часть 1) производить удержания и своевременное перечисление удержанных суммналога на доходы физических лиц в бюджет. При проведении выездных налоговыхпроверок проверяющие руководствуются законодательными и нормативными актамиРоссийской Федерации, регулирующими вопросы налогообложения доходов физическихлиц.В случае необходимости проверяющимиорганами используются действующие на территории РФ и её субъектовзаконодательные и нормативные акты, регулирующие гражданско-правовые отношения,определяющие порядок совершения хозяйственных операций, результаты которыхнаправляются в виде доходов (в денежной и натуральной форме) в распоряжениефизических лиц.Процесс проверки налога на доходыфизических лиц состоит из следующих этапов:
До выходаработников налоговых органов на предприятие — подготовительный этап, прикотором составляется программа проведения выездной налоговой проверки.
Проведениевыездной налоговой проверки на предприятии, где подлежат проверке учетные регистрыбухгалтерского учета, относящиеся к данному налогу.
Оформление актавыездной налоговой проверки.
Вынесение решенияо привлечении налогового агента к налоговой ответственности и направлениетребования об уплате налога.
Результативностьдокументальных проверок во многом определяется подготовительными мероприятиями,предшествующими выходу в организацию. Для проведения документальных проверок пособлюдению законодательства по налогу на доходы физических лиц разработаныпрограммы проведения документальной проверки.
В базовуюпрограмму включены следующие вопросы:
— выполнениепредложений по акту предыдущей проверки;
— соответствиеустановленным требованиям порядка ведения налогового учета по форме № 1-НДФЛ«Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц»;
— соблюдениепорядка предоставления налоговых льгот физическим лицам на основаниисоответствующих документов;
— соблюдениеформы, полноты и своевременности представления сведений по форме 2-НДФЛ, в томчисле в случаях перерасчетов по налогу за предшествующие годы; осуществлениивыплат после увольнения; невозможности удержания налога у источника получениядохода; предоставлении стандартных налоговых вычетов;
— правильностьопределения налоговой базы физических лиц, применения налоговых льгот и ставокналогообложения в разрезе основных работников, совместителей, лиц, получавшихвыплаты на основании договоров гражданско-правового характера;
— соблюдениесвоевременности и полноты перечисления в бюджет удержанных сумм налога надоходы физических лиц.
При составлениипрограммы проверки наряду с изучением материалов предыдущей проверки проводитсяанализ информации, содержащейся в налоговой отчетности — сведениях о доходах иудержанных суммах налога.
Сведения налоговойотчетности используются по совокупности с анализом данных соответствующих формгодовой бухгалтерской отчетности организации, раскрывающих движение капитала,денежных и заемных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, другихпоказателей, характеризующих итоговые результаты хозяйственных операций,проведение которых предполагает получение доходов физическими лицами,участвующими в их совершении либо в распределении полученных финансовыхрезультатов. По результатам анализа налоговой и бухгалтерской отчетности, атакже с учетом другой имеющейся информации определяется окончательный переченьвопросов, подлежащих выездной налоговой проверке в конкретной организации. Программадокументальной проверки утверждается руководителем инспекции или егозаместителем. Выездная налоговая проверка начинается с ознакомления сучредительными документами, определяющими правовой статус юридического лица. Вучредительных документах определены его наименование, место нахождения, порядокуправления деятельностью, предмет и виды хозяйственной деятельности. Припроверке обращается внимание на предусмотренный учредительными документамипорядок распределения полученной прибыли, в том числе в виде выплатыдивидендов, процентов. В случае установления при дальнейшей проверкенаправления дивидендов по акциям на увеличение уставного капитала организации,суммы таких дивидендов, причитающихся акционерам — физическим лицам, подлежатвключению в налоговую базу. Помимо учредительных документов, знакомятся сутвержденным руководителем организации приказом по учетной политике,определяющим способы и порядок ведения бухгалтерского учета и отраженияхозяйственных операций в соответствующих учетных регистрах. В ходедокументальной проверки изучается принятая в организации система и условияоплаты труда, зафиксированные в соответствующих положениях, коллективных ииндивидуальных договорах и контрактах, заключаемых с работниками в соответствиис нормами трудового законодательства. При проверке знакомятся с действующейсистемой поощрения и закрепления работников, предоставления или оплаты за счетсредств организации различного рода социальных и материальных благ, стоимостькоторых подлежит включению в совокупный доход физических лиц (оплата питания,приобретения проездных билетов, обучения в высших учебных заведениях, вручение подарковк праздничным и юбилейным датам, оплата проезда к месту проведения отпуска иобратно т.п.). Если, например, организацией осуществлены взносы по долевомуучастию в строительстве жилья, получение банковских кредитов для выдачиработникам целевых займов на оплату жилья, выделение средств на выдачубезвозмездных субсидий по строительству жилья, необходимо ознакомится сдокументами, определяющими порядок и условия улучшения жилищных условийработников проверяемой организации. При установлении в ходе проверки фактовприобретения и строительства жилья за счет средств организации, передаваемогобесплатно в собственность работникам и другим физическим лицам, необходимопроверить правильность налогообложения доходов таких лиц, подлежащих увеличениюна сумму рыночной стоимости полученного в натуральной форме дохода (квартиры,коттеджа, дачи). Если проверяемая организация заключала договоры мены сфизическими лицами, необходимо проверить соблюдение эквивалентности обмена,предусмотренное для таких договоров гражданским законодательством. При проверкедостоверности и полноты налогового учета используются следующие источникиинформации:
— приказы ираспоряжения о приеме на работу;
— расчетно-платежные ведомости;
— налоговыекарточки;
— данныесинтетического учета по счету № 70 «Расчеты с персоналом по оплатетруда»;
— учетныерегистры, отражающие выплаты по договорам гражданско-правового характера(договор подряда, возмездного оказания услуг и выполнения работ, аренды,поручения, комиссии, агентские, доверительного управления, уступки праватребования, купли — продажи, договора займа, долевого участия в строительстве ит.д.), если одной из сторон по таким договорам выступает физическое лицо,получающее от проверяемой организации доходы в денежной или натуральной форме,а также в виде материальной выгоды;
— документы(заверенные копии документов), подтверждающие право на стандартные налоговыевычеты из налогооблагаемого дохода (на работника, его детей и иждивенцев), наосвобождение от уплаты налога у источника получения дохода в связи спостановкой на налоговый учет в налоговом органе (например, на основаниисвидетельства о государственной регистрации предпринимателя), согласно нормаммеждународных договоров и соглашений (заявление по форме № 5);
— с 01.01.08уведомления, выданные инспекциями Федеральной налоговой службы, дляпредоставления имущественного налогового вычета у налогового агента;
— документы,подтверждающие расходы физических лиц по операциям купли — продажи ценныхбумаг, если они принимались к зачету источником выплаты дохода;
— данные платежныхдокументов на перечисление платежей по налогу на доходы физических лиц сданными, имеющимися в налоговом органе.
При проверкеобоснованности списания с подотчетных лиц сумм, включая выданные на служебныекомандировки, следует иметь в виду, что в такие поездки на основаниираспоряжения руководителя проверяемой организации могут направляться толькоработники данной организации (основные и совместители), состоящие с ней втрудовых отношениях.
Инспекторамнеобходимо иметь в виду, что на физических лиц, заключивших с проверяемойорганизацией договоры гражданско-правового характера, законодательство огарантиях и компенсациях за время нахождения в командировках нераспространяется, вместе с тем такие лица могут получать под отчет суммы,связанные с оплатой расходов при выполнении обусловленных договором работ,например, расходы по проезду и проживанию. В случае документального ихподтверждения стоимость таких расходов, оплаченная за счет средств организации,в налогооблагаемый доход физического лица не включается, а также она неотносится на уменьшение дохода, полученного в связи с выполнением работ погражданско-правовым договорам. При проверке проверяется наличие спискаработников организации, которым могут выдаваться в подотчет наличные деньги.Список должен быть утвержден приказом (распоряжением) руководителя. В списоквключаются только постоянно работающие лица, в том числе на условияхсовместительства, либо выполняющие работы по договорам подряда. Проверкапроводится с использованием приказов (распоряжений) руководителя окомандировании, авансовых отчетов с приложенными к ним оправдательнымидокументами, отчетов кассира с приходными и расходными кассовыми ордерами,Главной книги, данных аналитического и синтетического учета по счету 71«Расчеты с подотчетными лицами». Авансовые отчеты проверяютсявыборочно. Необоснованно списанные подотчетные суммы подлежат включению вналоговую базу физических лиц в установленном порядке. Выявленные проверкойоднородные нарушения группируются в ведомости и таблицы, прилагаемые к актупроверки. В акте приводят только итоговые данные и содержание нарушений соссылкой на соответствующие приложения. По результатам выездной налоговойпроверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведеннойпроверке составляется в установленной форме акт налоговой проверки, которыйподписывается руководителем проверяемой организации. В акте налоговой проверкиуказываются документально подтвержденные факты налоговых правонарушений,выявленные в ходе проверки, а также выводы и предложения по устранениювыявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ (часть первая), предусматривающиеответственность за данный вид налоговых правонарушений. Форма и требования ксоставлению акта налоговой проверки установлены Министерством РФ по налогам исборам.
Акт налоговойпроверки вручается руководителю организации — налогоплательщика под расписку.Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в актепроверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный сроксо дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый органписьменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту вцелом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложитьк письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передатьналоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающиеобоснованность возражений или мотивы не подписания акта проверки. По истечениисрока, в течение не более 14 дней руководитель налогового органа рассматриваетакт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленныеналогоплательщиком.
Материалы проверкирассматриваются в присутствии главного бухгалтера проверяемого предприятия. Овремени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещаетналогоплательщика заблаговременно. По результатам рассмотрения материаловпроверки руководитель налогового органа выносит решение о привлеченииналогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налоговогоправонарушения. В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности засовершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенногоналогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведеннойпроверкой, документы, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы,приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этихдоводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности законкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ (часть 1),предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности. Наосновании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственностиза совершение налогового правонарушения налогоплательщику направляетсятребование об уплате недобора по налогу, пени, задолженности бюджету и штрафныхсанкций.
Копия решенияналогового органа и требование вручаются налогоплательщику под расписку. Повыявленным налоговым органом нарушениям, за которые налогоплательщики — физические лица или должностные лица налогоплательщиков — организацийпривлекаются к административной ответственности, составляется протокол обадминистративном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях иприменение административных санкций в отношении должностных лиц организаций — налогоплательщиков, виновных в их совершении, производятся налоговым органам всоответствии с Кодексом РФ об Административных правонарушениях.
Заключение
Впроведенный в курсовой работе анализ действующей в настоящее время системыисчисления и удержания налога на доходы физических лиц показывает, что он, каки вся налоговая система Российской Федерации, находится в постоянном развитии.Даже после принятия второй части Налогового кодекса, НДФЛ в той ли иной мереизменялся с появлением каждой его новой редакции. Введение подоходного налогапредполагает, что государство имеет возможность, способности и право собиратьинформацию обо всех сторонах экономической деятельности индивида. В Россииподоходный налог был принят в 1917г. Вообще, для расчета налога используютсяразличные методы учета налоговой базы: метод начислений и кассовый метод. Методначислений применялся в РФ с 1992 по 1997г. включительно. С 1998г. налоговаябаза исчисляется с использованием кассового метода.
Проследивизменения по подоходному налогу за 1998-2001гг., можно сделать вывод отенденции уменьшения шкалы обложения налогом: в 1998г. 6 ступеней, в 1999г. – 5ступеней, в 2000г. уже 3 ступени, а с 1.01.2001г. одна; а также о расширениивычетов и увеличении их размеров. Однако эти изменения затронули также иструктуру налоговых поступлений в бюджет РФ. Уменьшается по сравнению с 1999г.в доходах Федерального бюджета сумма подоходного налога с физических лиц. Сравниваязарубежный опыт налогообложения подоходным налогом и российский, следуетупомянуть о высокой доли подоходного налога в доходах бюджета развитых стран.Но для России такая ориентация преждевременна, так как нельзя забывать, чтосредняя заработная плата в развитых странах на порядок выше, чем в России, ипоэтому платежи по подоходному налогу тоже намного выше. Создание Налоговогокодекса преследовало много целей. Одной из них является выведение высокихдоходов физических лиц из теневого оборота, то есть их легализация. Для достиженияэтой цели вводится единая ставка подоходного налога, вводятся дополнительныеимущественные и социальные вычеты, а также особый порядок их предоставления.Однако, эти меры, в частности единая ставка налога, можно рассматривать лишь вкачестве временных, так как задачи подъема отечественной экономики, в общем, иулучшения благосостояния граждан в частности не могут быть решены только врамках Налогового Кодекса. Слишком много целей мы хотим достигнуть при помощиодного документа, полагая, что налоги, и только они, являются и тормозом истимулом развития. Сегодня необходимо в первую очередь решать задачи,направленные на преодоление кризиса неплатежей, и как следствие из этого,повышение доходов граждан, принятия соответствующих мер по пресечению уклоненияот уплаты налогов. Например, в США обязательность налогообложения опирается насистему строгой ответственности за уклонение от уплаты налогов, сокрытиедоходов и занижение налогов. Необходимо упомянуть о том, что на введение единойставки подоходного налога имеется и противоположное мнение. Отсутствиепрогрессивной шкалы нарушает элементарный принцип справедливости обложения. Всложившейся ситуации будет происходить равное обложение в условиях большойдифференциации доходов, особенно такой, как в России. В той же Западной Европепри тенденции уменьшения ставок подоходного налога высокие ставки на высокиедоходы сохраняются или уменьшаются очень незначительно.
Еслиучесть, что после снижения ставки налога на доходы физических лиц доходыфедерального бюджета за первые два месяца 2001 года возросли на 70 процентов,то можно говорить о том, что проводимая в России реформа налоговогозаконодательства уже начала приносить результаты.
Список литературы
1. КонституцияРоссийской Федерации
2. НалоговыйКодекс Российской Федерации части 1 и 2. Официальный текст по состоянию на 15сентября 2002 г. с изменениями и дополнениями согласно ФЗ №104, ФЗ № 110 от24.07.02 г., ФЗ № 116 от 25.07.02 г., «ИКФ «ЭКМОС», М.,2002.
3. Законо подоходном налоге с физических лиц. 07.12.1991 г. № 1998-1 (действие до01.01.2001 г.)
4. БоброваА.В., Головецкий Н.Я. Организация и планирование налогового процесса. Экзамен,М., 2005.
5. ВоробьеваЕ.В. НДФЛ Новейший справочник налогоплательщика: актуальные разъяснения ипрофессиональные комментарии. Эксмо, М.,2006.
6. КасьяноваГ.Ю. Налог на доходы физических лиц: как законно уменьшить сумму подоходногоналога. Аргумент, М., 2006.
7. БелоусоваС.В. Оптимизация и минимизация налогообложения: готовые способы экономии.Вершина, М. 2007.
8. ЧеркасоваИ.О., Жукова Т.Н. Налоги и налогообложение. Вектор, М., 2005.
9. ЧерникД.Г. Налоги. Финансы и статистика, М., 2006.
10. ПансковВ.Г. «Налоги и налоговая система Российской Федерации», Учебник,«Финансы и статистика». М. 2006.
11. ЛатышевВ.И. Налоговые правонарушения. Финансы и статистика, М., 2006.
12. ЗреловА.П., Краснов М.В. НДФЛ в примерах. Инфо, М., 2007
13. МакарьеваВ.И. Формирование финансовых результатов для целей налогообложения. Финансы истатистика, М., 2006.
14. ИвановаН.Г., Вайс Е.А. «Налоги и налогообложение», Учебное пособие, «Питер», СПб.,2004.
15. МайбуроваИ.А., «Налоги и налогообложение», Учебник, «Москва» 2009.
Приложения
Художник–оформительторгового дома «Игнат» г. Владивостока (принят 10.10.1999 г.) КирсановАлександр Петрович в истекшем налоговом периоде получил следующий доход:
Зарплата: Январь – 9200руб., февраль – 9200 руб., март – 9200 руб., апрель – 9200 руб., май – 9300руб., июнь – 9300 руб., июль – 9300., август – 9300 руб., сентябрь – 9200 руб.,октябрь – 9200 руб., ноябрь – 9200., декабрь – 9200 руб.
Подарок (мужскойпарфюмерный набор): февраль – цена подарка 1000 руб.
Материальная помощь(согласно заявлению на лечение): декабрь – 5000 руб.
Материальная выгода позаемным средствам (рассчитана на основании доверенности): ноябрь – 99 руб.,декабрь – 99 руб.
На иждивении Кирсанованаходится дочь 08.02.1991 г.р.
Кирсанов А.П. обучаетсязаочно в Вузе. В истекшем налоговым периоде он оплатил за свое обучение 45000руб.
1. Заполнитьналоговую карточку 1-НДФЛ. Определить сумму налога на доходы.
2. Выдатьсправку 2-НДФЛ для предъявления в ИФНС по Первореченскому району для получениясоциального вычета.
3. Заполнитьналоговую декларацию 3-НДФЛ. Определить сумму налога, подлежащую возврату избюджета. Кирсанов А.П обратился в налоговый орган 28.01 текущего налоговогопериода.
Данные оналогоплательщике:
Инн – 253810001000,номер страхового свидетельства в ПФ РФ 042-350-470 35, паспорт РФ серия 0501 №678678, дата рождения 08.02.1956., адрес 690062, Владивосток, ул. Днепровская 45,кВ.45, статус резидент.