Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами

/>/>/>/> 
Контрольная работа
По курсу «Педагогика»
Тема «Взаимодействие социальныхинститутов в управлении образовательными системами»

Содержание
1. Педагогический коллектив: особенности, строение, социально-психологическийклимат
2. Семья как специфическая педагогическая система: сущность,особенности развития
3. Правила установления контакта с семьей школьника. Формы и методыработы с родителями учащихся
4. Школьное самоуправление: понятие, структура, принципдеятельности совместных органов самоуправления.

/>/>1. Педагогический коллектив: особенности, строение, социальнопсихологический климат
 
А.С. Макаренко писал: «…я непредставлял и не представляю, можно ли воспитать… детский коллектив, если не будетколлектива педагогов». Педагогический коллектив имеет определеннуюорганизационную структуру. Структура определяет отношения взаимной зависимости,взаимного контроля членов коллектива. В рамках этой структуры работаетпедагогический совет, методические объединения учителей-предметников и классныхруководителей, администрация школы.
В педагогическом коллективе существуетопределенное разделение труда и кооперация в процессе его. Разделение икооперация труда требует от учителя владения навыками сотрудничества, впервую очередь умения совместно добывать необходимую информацию, обсуждатьпроблемы, выслушать, понять точку зрения коллеги, принять ее, дополнить или аргументированноотклонить. Эти, и многие другие умения и навыки делового сотрудничестваприобретает учитель в педагогическом коллективе.
Взаимоотношения учителей в педагогическом коллективе определяются иопосредуются целями и содержанием их деятельности. Отношения, которыескладываются между учителями можно условно назвать официальными инеофициальными. Первая – общая система межличностных нравственно-психологическихотношений, охватывающая весь педагогический коллектив. Вторая – сетьизбирательных отношений, основанная на взаимных симпатиях между отдельнымиучителями. Успешность деятельности педагогического коллектива оценивается пятьюкритериями: обученность школьников, их воспитанность, способностьпедагогического коллектива оперативно решать возникающие задачи,профессиональная квалификация и личностное самосовершенствование педагогов.
Эффективность деятельности педагогическогоколлектива зависитот морально-психологического климата в нем. От него зависит самочувствиеучителя в школе, его стремление к полной самоотдаче в педагогическойдеятельности. Климат коллектива в немалой степени определяет и меру творчествакаждого учителя. Климат педагогического коллектива зависит от ряда обстоятельств:стиля руководства администрации школы, условий труда, социально-психологическойсовместимости учителей – членов коллектива; социально-психологическихустановок, реализуемых учителем, администрацией школы. Благоприятный климат предполагаетналичие в коллективе радости труда, оптимизма, радости общения, доверия, чувствалоктя, чувства защищенности, бодрости. Педагогический коллектив, которыйобъединен не только общей целью, но и узами дружбы, взаимного уважения исимпатий, становится могущественным воспитателем детского коллектива.
2. Семья как специфическая педагогическая система: сущность,особенности развития
Под институтами воспитания понимаются общественныеорганизации и структуры, призванные оказывать воспитательные воздействия наличность. Наиболее известные из них – семья и школа. Кроме того, сюда относятеще средства массовой культуры и информации, друзей, сверстников, внешкольные инесемейные организации.
Традиционно главным институтом воспитанияявляется семья. Все приобретенное в семье в детские годы, ребенок сохраняетвсю жизнь. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в нейребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительностивоздействия на личность ему нет равных среди других институтов воспитания. Вней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он ужеболее, чем наполовину, по мнению Р.С. Немова, сформирован как личность.Семья может выступать в роли как положительного, так и отрицательного факторавоспитания. Семья обеспечивает ребенку тот минимум общения, без которого онникогда бы не стал человеком и личностью. Вместе с тем воспитательноевоздействие семьи ограничено, т. к. оно обычно не выходит за рамкииндивидуальных возможностей членов семьи.
В этом плане школа и другие институтывоспитания находятся в более благоприятном положении. В школе развивающийсяребенок проводит значительную часть своей жизни (всего 10–11 лет, учась 6–7 до16–17 лет). Здесь его воспитывают учителя и сверстники. В школе воспитаниеможет вестись через предметы гуманитарного цикла (литературу, историю и др.). Вшколе каждый новый человек для ребенка несет для него что-то новое, а этообеспечивает широкие возможности для различных воспитательных воздействий. Этовсе достоинства школы как института воспитания.
К недостаткам школы, как институтавоспитания, относят: обезличивание (для работников школы все дети равны), чтопротиворечит индивидуальному подходу к каждому ребенку. Это можно устранить засчет удачного сочетания семейного и школьного воспитания, их взаимодополнения.
Своеобразным коллективом, который играетсущественную роль в воспитании личности, является семья. Семья играет ввоспитании основную, долговременную роль. Доверие и страх, уверенность иробость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении впротивоположность отчуждения и холодности – все эти качества личностьприобретает в семье. Они проявляются и закрепляются у ребенка задолго допоступления в школу и оказывают продолжительное влияние на его развитие (например,у тревожных матерей часто вырастают тревожные дети).
Нормальные воспитательные отношенияскладываются при взаимной удовлетворенности супругов, их соответствии другдругу во всех видах внутрисемейных отношений. Особо положительное значение длявоспитания детей имеют доверительные отношения в семье, а такжесоциально-психологическая готовность супругов к браку, включая усвоениеэлементарных норм и правил человеческого общения, принятия взаимных обязательствпо отношению друг к другу, соответствующих их семейным ролям (супруг, отец,мать…).
Причинами аномалий в воспитании детейявляются систематические нарушения супругами этики внутрисемейных отношений,отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологическойподдержки и защиты. Другой причиной является неоднозначность понимания семейныхролей мужа, жены, хозяина, хозяйки, главы семьи, завышенные требования супруговдруг к другу.
Самыми же существенными факторами,отрицательно сказывающимися на воспитании детей, являются несовместимостьнравственных позиций супругов, рассогласование их точек зрения на честь,мораль, совесть, долг, обязанности перед семьей, меру ответственности засостояние дел в семье.
Основным способом практического устраненияотрицательного влияния перечисленных факторов на воспитание детей являетсядостижение взаимопонимания и гармонизация личных взаимоотношений супругов. Длядостижения воспитательных целей в семье родители обращаются к различнымсредствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать для негообразцом. Более действенна похвала от родителей, с которыми ребенок находится вдружеских отношениях. Наказание необходимо лишь тогда, когда поведение ребенкауже невозможно изменить любым другим способом. Наказание должно бытьсправедливым, но не жестоким. Наказание более эффективно, когда поступокребенка, за который он наказан, разумно ему объяснен.
Установлено, что ребенок, на которого частокричат, которого часто наказывают, отчуждается от родителей, проявляетповышенную агрессивность. В психологически разных условиях оказывается инесколько по-разному должны воспитываться дети, родившиеся первыми и следующимив семье. Братья и сестры по-разному влияют на воспитание мальчиков и девочек. Например,мальчики, имеющие старших братьев, проявляют больше чисто мужских чертхарактера и интересов, чем девочки, имеющих старших сестер, обнаруживают у себяженские интересы и черты.
Специфические условия для воспитанияскладываются в так называемой неполной семье, где отсутствует один из родителей.Например, мальчики в таких семьях бывают более задиристыми и беспокойными.Поведение девочек, выросших в таких семьях, незначительно отличается отповедения девочек, воспитанных в полных семьях.
При изучении таких особенностейродительского стиля поведения, как положительные эмоции, сотрудничество, склонностьк творчеству, было обнаружено, что они оказывают существенное влияние наразвитие ребенка. Выявлена корреляция между стилем родительского поведения ивзаимоотношениями между родителями и ребенком. Стиль родительского поведениястабильно связан с познавательным и личностным развитием детей.
3. Правила установления контакта с семьей школьника. Формы и методыработы с родителями учащихся
Первое правило. В основе работы школы и классного руководителя ссемьей и общественностью должны быть действия и мероприятия, направленные наукрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, категоричный,назидательный тон нетерпим в работе классного руководителя, так кА это можетбыть источником обид, раздражения, неловкости. Чаще всего родители знают своиобязанности, но не у всех на практике воспитания поучается таким, каким онодолжно быть, и важно знать не только, что делать, но и как делать. Правильнаяформа взаимоотношений учителей и родителей – взаимное уважение. Тогда и формойконтроля становятся обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единоерешение, удовлетворяющее обе стороны. Ценность таких отношений в том, что ониразвивают и у учителей, и у родителей чувство ответственности,требовательности, гражданского долга.
Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей,повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании.Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинанияшколы, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.
Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожноговмешательства в жизнь семьи. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями нибыли родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знанияо семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.
Четвертое правило. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решениипроблем воспитания опора на положительный качества ребенка, на сильные сторонысемейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности.
Установление контактов с родителями, с семьей учащихся –первостепенная задача в работе с родителями. Одной из форм установленияконтактов с семьей является посещение семьи школьника. Эта форма хорошоизвестна учителям и родителям, но необходимо остановиться на двух моментахпосещения. Посещение семьи должно осуществляться по приглашению. Не всякоевремя удобно для визита учителя. Ряд исследователей семейного воспитанияотмечают, что использование этого правила – посещение по приглашению – меняетрадикально отношение учащихся к посещению семьи классным руководителем отнегативного до активного, положительного. К посещению нужно готовиться. Этаподготовка заключается в определении самого интересного, положительного в своихучениках. Установлению контактов с семьей, родителями способствует пропагандасемейного воспитания. Богатый материал в этом отношении для родителей, классныхруководителей предоставляет периодическая и научно-популярная литература посемейно-школьному воспитанию.
Одна из форм установления контактов с родителями – педагогическиепоручения. Можно назвать несколько видов педагогических поручений. – – Порученияпредполагающие активную воспитательную позицию, непосредственно работу с детьми(индивидуальную, групповую. коллективную), – руководство кружком по интересам,детским клубом или объединением по месту жительства, спортивной секцией и т.д.
– поручения, предполагающие оказание организационной помощиучителю, воспитателю, – содействие в проведении экскурсий, в организации встречс интересными людьми, в создании классной библиотеки и т.д.
– поручения, предполагающие участие в развитии и укрепленииматериальной базы школы, в решении хозяйственных задач.
Вся работа школы с семьей делится на две основные группы форм:коллективные и индивидуальные. К коллективным формам относятся педагогическийлекторий. Научно-практическая конференция, родительское собрание и др.
Во многих школах работают университеты педагогических знаний дляродителей, которые предполагают более сложные формы работы родителей поовладению теорией воспитания.
День открытых дверей, или родительский день в школе, требует оченьбольшой подготовки, его обычно проводят в последние дни школьных каникул передначалом четверти.
Классные родительские собрания – традиционная форма работы. Одиниз подходов к организации классных собраний – проблемная формулировка темсобраний. Но должна быть не только проблемная формулировка, но и заинтересованноепроведение собрания. Этому может помочь заранее составленный вопросник.
Индивидуальным формам работы принадлежит ведущая роль в работе сродителем. К ним также относится и педагогические консультации.

4. Школьное самоуправление: понятие, структура, принципдеятельности совместных органов самоуправленияСАМОУПРАВЛЕНИЕ– управа самим собою, знание и строгое исполнение долга своего. Участие ипомощь каждого в охранении порядка, без помощи правительства».
Из истории школьного самоуправления
Выработка целесообразных форм организации процесса обучения ивоспитания детей и накопление полезных знаний о самоуправлении осуществлялисьчеловечеством с незапамятных времен. До нас дошли сведения о прогрессивнойдеятельности многих педагогов древности, чьи мысли, выводы из практикиобразовательной деятельности, высказывания и идеи выполняли роль составныхчастиц в создании теории школьного самоуправления. В неё по праву вошливысказывания Платона в воспитании через положительный пример, Аристотеля – отесной связи физического, нравственного и умственного воспитания, принципы гуманистическойпедагогики Витторино да-Фельтре и идеи Томаса Мора и др.
Самоуправление педагогического коллектива
Говоря о базовой модели необходимо рассмотреть теоретическуюконцепцию школьного самоуправления.
Современная средняя общеобразовательная школа – сложноесоциально-педагогическое учреждение, включающее в себя педагогический иученические коллективы, – различные объединения и организации взрослых и детей.
Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив ивообще коллектива не образуют, но они не менее педагогов или детейзаинтересованы в успешной работе школы. Являясь социальными заказчиками школы,родили должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать вшкольной жизни, в управление, жизнедеятельностью школы.
В демократизирующейся школе каждый из коллективов иобъединений взрослых и детей должен иметь право на самоуправление,самостоятельное решение своих вопросов, удовлетворение, самостоятельное решениесвоих вопросов, удовлетворение потребностей и интересов в образовательномпроцессе. Этому могут служить их раздельные органы самоуправления:
–         педагогическогоколлектива– педагогический совет (высший орган самоуправления педагогов в школе),методический совет, методические объединения учителей, воспитателей, классныхруководителей, малые педсоветы, психолого-педагогические консилиумы, правовая,аттестационная и другие комиссии педагогов;
–         самоуправлениеученического коллектива – собрание учащихся школы (высший орган ихсамоуправления в школе); школьная ученическая конференция, являющаяся высшиморганом ученического самоуправления в школе, не имеющей условий для работышкольного ученического собрания; избранный школьным ученическим собранием иликонференцией совет учащихся, ученический комитет школы, его комиссии, штабы идругие рабочие органы самоуправления; классные собрания учащихся, классныеученические советы и их рабочие органы;
–         ассоциацииродителей школы – школьное родительское собрание (высший орган самоуправления вшколе); школьная ученическая конференция, являющаяся высшим органомученического самоуправления в школе, не имеющей условий для работы школьногородительского собрания; избранный школьным родительским собранием иликонференцией родительский комитет школы, его секции, комиссии; классныеродительские комитеты и их рабочие органы.
При организации деятельности органов самоуправленияпедагогов, учащихся и их родителей целесообразно руководствоваться следующимипозициями:
1.     Все,что они могут решать, должно передаваться им с условием, что принимаемые имирешения и осуществляемые действия не будут ущемлять интересы и права другихучастников школьной жизни.
2.     Каждыйорган самоуправления наделяется реальными властными полномочиями.
3.     Ниодин коллектив или объединение в школе не вправе диктовать свою волю другимколлективам и объединениям взрослых и детей. Все они призваны взаимодействоватьна основе принципов совета, согласия, сотрудничества и соуправления.
4.     Приоритетомпользуются органы самоуправления непосредственной демократии: общее собранияперед органами представительной демократии (конференции, советы, комитеты идр.).
5.     Вкаждой школе действует принятая в соответствии с ее Уставом согласительнаясистема разрешения конфликтов и противоречий между органами самоуправления.
6.     Школьныеработники, учащиеся и их родители, их органы самоуправления не могутдействовать в школе изолировано друг от друга, не обеспечивая координациюдеятельности и взаимодействия по актуальным школьным проблемам.
7.     Органамишкольного самоуправления руководствуются социально-педагогическими принципамиравноправия, выборности, обновленности и преемственности, открытости игласности, демократии, законности, педагогической целенаправленности,коллегиальности в принятии решений и персональной ответственности за ихрешение.
Общей целью как раздельных, так и совместных органовсамоуправления учащихся, их родителей и педагогов в школе является реализацияих потребностей и интересов.
Работа любого органа самоуправления в школе начинается свыявления актуальных потребностей и интересов своих избирателей, на основекоторых затем определяются содержание и основные направления его деятельности,что в свою очередь, не определяет его организационную структуру. Базовая модельшкольного самоуправления включает в себя четыре подсистемы: ученическую, педагогическую,родительскую и систему соуправления педагогов, учащихся и родителей, являющуюсясистемы самоуправления всей школы. Наряду с органами самоуправленияобщешкольного уровня могут и должны действовать органы соуправления на базепервичным коллективов и их ассоциаций.
Высшим органом самоуправления в педагогическом коллективеявляется педагогический совет школы, который
–         обсуждаети утверждает педагогическую концепцию школы, единые требования к работе сучащимися, социально-правовые и психолого-педагогические основы,взаимоотношений с ними и их родителями;
–         определяеторганизационную структуру педколлектива в соответствии с нормативнымидокументами школы, утверждает распределение должностных обязанностей;
–         выражаети отстаивает интересы педагогического коллектива и его отдельных членов в школеи за ее пределами и т.д.
Методический совет
–         организуетработу по повышению научно-теоретического уровня и методического мастерствапедагогов,
–         координируетдеятельность учителей в методических объединениях, оказывает им практическуюпомощь,
–         занимаетсяраспространением педагогического опыта,
–         организуетпедагогические чтения, научно-практические конференции, конкурсы, работы школпередового опыта,
–         развиваети укрепляет методическую базу учебно-воспитательного процесса.
Методическое объединение педагогов
–         организуетсамообразование, наставничество педагогов работу над методической темой, обменопытом работы учителей;
–         занимаетсяизучением и реализацией нормативных и методических документов и материалов,передового опыта работы учителей;
–         осуществляетв своей сфере экспертную оценку педагогических и методических проектов,учебно-воспитательных результатов деятельности педагогов;
–         высказываетрекомендации о присвоении педагогам соответствующей квалификационной категории;
–         выступаетс ходатайством перед педсоветом, директором школы о предоставлении своим членамработать в режиме доверия и самоконтроля, о проведении внеочередной аттестации,награждении учителей ведомственными наградами и т.д.
Самоуправление ученического коллектива
Высшим органом ученического самоуправления являетсяобщее собрание учащихся, проводимое по мере необходимости не реже 1 раза в год.Школьное ученическое собрание:
–         рассматриваети утверждает перспективный план, основные направления деятельности органовученического самоуправления на предстоящий период, ориентированные нареализацию потребностей учащихся;
–         решаетвопросы, связанные с участием учащихся в управлении школой; обсуждает ипринимает планы совместной работы органов самоуправления учащихся с педагогами,родителями, советом школы;
–         формируеторганы самоуправления в школе;
–         вырабатываети формулирует предложения ученического коллектива по совершенствованиюучебно-воспитательного процесса; выражает отношение учащихся к проектам школьныхдокументов, планам и программам их осуществления;
–         рассматриваети утверждает положения, правила, памятки и инструкции, регулирующие внутреннююдеятельность учащихся в своем коллективе, работу ответственных и уполномоченныхколлективом лиц;
–         заслушиваетотчеты и информации, оценивает результаты деятельности органов самоуправления.
Высшим органом ученического самоуправления школы междушкольными ученическими собраниями является школьный ученический совет, которыйсозывается по мере необходимости не реже 1 раза в четверть.
Школьный ученический совет:
–         координируетдеятельность всех органов и объединений учащихся школы, планирует и организуетвнеклассную и внешкольную работу;
–         организуетсамообслуживание учащихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок вшколе;
–         устанавливаетшефство;
–         готовити проводит собрания или конференции учащихся школы;
–         организуетвыпуск своих газет, радиопередач;
–         насвоих заседаниях обсуждает и утверждает планы подготовки и проведения важнейшихшкольных ученических мероприятий, заслушивает отчеты о работе своих рабочихорганов (комиссий, штабов, редакций и др.) органов самоуправления первичныхколлективов и принимает по ним необходимые решения, заслушивает информацию иотчеты ответственных лиц самоуправления о выполнении решений школьногоученического собрания;
–         решаетвопросы поощрения и наказания, принимает решения об ответственности учащихся всоответствии со своими полномочиями;
–         принимаетрешения об использовании заработанных ученическим коллективом денег и т.д.
Высшим органом самоуправления класса и других первичныхученических коллективов и объединений является общее собрание их членов,проводимое по мере необходимости, не реже 1 раза в месяц.
Высшим органом самоуправления в классе в период между ученическимисобраниями является классный ученический совет, избираемый классным собранием ипроводящий свои заседания по мере необходимости, не реже 1 раза в месяц.
Участие родителей в школьном самоуправлении
Высшим органом самоуправления родителей в школе являютсяобщие собрания, созываемые по мере необходимости, не реже 1 раза в учебный год.
В школах, в которых нет условий для работы родительскогособрания, его функции выполняет школьная родительская конференция, на которуюизбираются делегаты в равном количестве от родительской учащихся каждогокласса. Между школьными родительскими собраниями действует школьныйродительский комитет, в классах – классные родительские собрания.
3. Социально-педагогические принципы построениямодели школьного самоуправления
Опираясь на основные подходы в применении методамоделирования в психологических исследованиях можно выделить основные принципыпостроения модели школьного ученического самоуправления.
1.            Принципуровневой иерархичности построения модели школьного самоуправления. Данныйпринцип используется при позиционной, организационной, управленческой модели.
2.            Модульныйпринцип построения модели самоуправления. Наличие у школьного самоуправлениязначительного числа взаимосвязанных разнородных элементов заставляет нас провестианализ возможных степеней взаимодействия между ними. Модульный принциппостроения модели позволяет расширить границы и возможности анализа проблемышкольного ученического самоуправления.
3.            Принципструктурности в построении модели школьного самоуправления. Позиционная,организационная, нормативно-правовая, управленчес-кая модели. Структура должнавыражать то, что остается неизменным при любых внешних и внутренних измененияхусловий протекания деятельности.
4.            Принципгуманизации в построении модели школьного ученического самоуправления.
5.            Принципмеждисциплинарности в построении модели ученического самоуправления. Указанный принциппредполагает использование содержания и методов различных научных и учебныхдисциплин.
6.            Принципсамоуправления в построении модели ученического самоуправления. Реализация данногопринципа создает возможности конструирования своего собственного образа,проектирования жизненной траектории. (А.С. Прутченков.)
Выделенные принципы построения модели ученическогосамоуправления должны определить общий путь ее создания. Необходимо учитыватьто, что все составляющие элементы, знаковые образования отражали в максимальнойполноте реальную деятельность школьного, ученического самоуправления, то естьразрабатываемая модель должна отвечать всем требованиям надежности, применяемымко всем методам научного познания.
Изучение массовой практики показывает, что большинствообразовательных учреждений имеющих школьное самоуправления используют такназываемую модель «Школьный совет».
В данной модели самоуправления основано на точном исполнениитребований законодательных и локальных актов. Общее собрание участниковобразовательного процесса, школьный совет, общешкольное собрание учащихся,педагогический совет, собрание родителей школы – все это административныеструктуры, которые могут и выполнять определенные самоуправленческие функции.Именно этот административный ресурс может и должен быть использован вобразовательных учреждениях, где преобладает данный стиль управления ивзаимоотношений участников образовательного процесса. С помощью этой моделиучастники образовательного процесса, в том числе и школьники, реализуют своигражданские права на участие в управлении делами общеобразовательногоучреждения и местного сообщества. Данная классическая модель имеет как сильные,так и слабые стороны. В данной модели практически не используются такиеатрибуты современной педагогики и воспитания как игровые технологии.Прослеживается формализация процесса выборов органов самоуправления, в томчисле и ученического.

Литература
1. Денисенкова Н.С. Педагогический коллектив школы. – М.:Педагогика, 1984.
2. коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорныхконспектах. – М.: Айрис-пресс, 2006
3. Сластенин В.А. и др. Педагогика / под ред. В.А. Сластенина.– М.: Академия, 2002