Общество не вправе заключать "контракт со смертью"

Обществоне вправе заключать «контракт со смертью»
 
«Нуа эти ваши пациенты — они в чем виноваты? – в том что они лишние для обществалюди» — Александр Михайлович, один из персонажей фильма «Контракт со смертью»
В данном эссея поведаю о своем отношении к фильму «Контракт со смертью» (1998) и идеям,прозвучавшим в нём. Я постараюсь рассказать о фильме так, чтобы не испортитьинтерес к нему у тех, кто его еще не посмотрел, скрыв самые интересные поворотысюжета.
Сюжетпроизведения вертится вокруг некого «Общества милосердия и здоровья», котороена самом деле является клиникой, где людей, считающихся отбросами общества,используют как расходный материал, изымая у них внутренние органы для пересадкитем, кто более достоин жизни.
Главный геройфильма — Антон Евсеев – бывший военнослужащий по контракту, воевавший в горячейточке и побывавший в свое время в плену. Он был выгнан из милиции занеправомерное применение силы – практически ни за что до полусмерти избилбомжа. Он связался со своим другом и попросил помочь ему в трудоустройстве. ТакАнтон и попал в «Общество милосердия и здоровья». Его обязанностью быловыезжать «на охоту» в город и привозить в лагерь новых пациентов – бомжей,проституток и беспризорников. Изначально не имеет ничего против этойбесчеловечной организации. Все меняется лишь когда в лагере оказывается егобоевой товарищ Иван Савельев, который вернувшись с войны ушел с военной службыпо здоровью, не нашел работы, запил и был выгнан женой Галиной из дома,опустившись до уровня бомжа. Но и тогда Антон не собирается ничего менять, лишьпросит начальника лагеря Геннадия Александровича (того самого, который и далему эту работу – та ещё мразь) не использовать Ваню, предупреждая друга — «Ни вкакие машины не садись».
На всякийслучай наш Антон решает отдохнуть пару дней и пожить в лагере, заодноприсмотрев за другом, тем более что он доставил в «Общество милосердия издоровья» уже достаточно человеческого материала. Тут он влюбляется в одну изжертв, которую сам в свое время и привез в «санаторий». Пока этого еще непроизошло, он довольно спокойно реагирует на то, что ее вскоре собираются«выписать». Даже полюбив пациентку, он не собирается устроить бунт иликвидировать это предприятие. Он собирается лишь сбежать, прихватив друга ивозлюбленную. Только когда его боевой товарищ не оставляет ему выхода он,наконец, решается.
Антона нельзясчитать положительным героем, как бы он не демонстрировал раскаяние. Яабсолютно уверен что если бы он не встретил в лагере своего старого друга, тоникогда бы не пошел против системы и продолжал бы поставлять в клинику всеновых и новых жертв, не испытывая при этом никаких угрызений совести.
Другойперсонаж фильма, заслуживающий внимания — организатор и почетный президентэтого «Общества милосердия и здоровья» — депутат Государственной Думы, АндрейЕвгеньевич Степанов. Он метит в Президенты и собирается дать каждому достойномучлену общества возможность поправить свое здоровье пересадкой новых органов.Это полнейший абсурд, совершенно безумная идея, но его спонсоры — те, кто ивпихнул его в депутаты, решают дать ему шанс и посмотреть, что из этого выйдет.
АндрейЕвгеньевич – расчетливый политик, ни в грош не ставящий человеческую жизнь. Онстремится к власти, прикрываясь громкими словами об оздоровлении общества, обочистке его от ненужных людей. На самом деле, Степанову глубоко плевать наздоровье общества, на народ. Он просто стремится прорваться к власти любойценой – шантажом, обманом, угрозами.
Особоотвратительно выглядит сцена из фильма, где показывается ток-шоу «Прорыв», организованноепо заказу Степанова. Ведущая этого шоу Оля нагло преподносит факты именно так,как это выгодно Андрею Евгеньевичу. В «Прорыве» демонстрируются пошлые попыткиповлиять на общественное мнение. И самое ужасное, что люди на них ведутся исоглашаются с абсурдной, бесчеловечной моралью, которую им пытаются навязать.
Я никогда неповерю, что люди настолько ненавидят друг друга, что готовы убить и пустить назапчасти ближнего своего, лишить жизни соседа из мелочных обид или простойнеприязни, как это демонстрирует финал фильма. Особенно поражает выступлениенекого маразматического дедули, который на полном серьезе несет чушь про то«что необходима научная система определения сравнительной ценности каждогочеловека и серьезнейший процесс отбора». Фанатики, заявляющие так, вряд ли задумываются, что самисмогут оказаться именно теми, кто будет признан лишним, ненужным и пущенным наорганы. Да и сами пациенты, смотря ток-шоу «Прорыв», обсуждая идею разделениялюдей на «нужных» и «ненужных», не догадываются, что их самих уже призналиненужными и судьба их уже предопределена. Поэтому меня и впечатляет сцена изконцовки фильма, в которой показывается как легко палач и жертва могут поменятьсяместами.
Отдельныелюди могут быть жестокими, но общество никогда не должно считать жестокостьнормой, ведь это самый настоящий фашизм. Как гласит гуманистический подход,каждый человек ценен сам по себе, и никто не вправе разделять общество на нужныхи ненужных людей. Остается только надеяться, что после просмотра данного фильмачитатели согласятся со мной в этом.
ПрокопьевПетр, 24.10.2010 г.