Духовно-нравственная безопасность Россиии

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.        ПОНЯТИЕДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
2.        ОБЕСПЕЧЕНИЕДУХОВНОЙ И НРАВСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Духовно-нравственнаябезопасность России – это система условий, позволяющая российскому обществусохранять свои жизненно важные параметры (прежде всего культурного, этическогои интеллектуального характера), в пределах исторически сложившейся нормы. Ихвыход за рамки принятой в государстве (в стране) нормы неизбежно ведет краспаду общества, как целостной системы в связи с разрушением структурирующихего духовно-нравственных оснований. Данное понятие является одним из основных всистеме понятий теории социологических наук и является одной из основных составляющихкатегории – национальная безопасность страны (государства).
В данной работе будетисследована тема – «Духовная и нравственная безопасность России» на современномэтапе развития общества. Актуальность исследованиявыбранной темы объясняется тем, что в современных условиях на первыйплан в общественных отношениях выдвигаются такие вопросы, как национальныеинтересы государства, общества, отдельного человека в области духовной инравственной безопасности. А национальные интересы России в области духовной инравственной жизни заключаются в духовном обновлении общества, сохранении егонравственных ценностей, утверждении в обществе идеалов высокой нравственности,патриотизма и гуманизма, развитии многовековых духовных традиций Отечества.
Цель данной работы –исследовать духовную и нравственную безопасность России на современном этаперазвития общества. Всоответствии с этим в работе были поставлены и решены следующие задачи:
▬    исследоватьпонятие и сущность духовной и нравственной безопасности России на современномэтапе развития общества;
▬    изучитьметоды и способы обеспечения духовной и нравственной безопасности России всовременных условиях;
▬    сформулироватьвыводы и рекомендации по проделанной работе.
Объектомисследования данной работы являются духовная и нравственная безопасность России на современном этапе развития общества.Предметом исследования представленной работы являетсяполитика, проводимая со стороны российского государства по обеспечению духовнойи нравственной безопасности государства в современных условиях.
Исследованиевыбранной темы осуществлялось при помощи следующих методов: диалектическийметод, метод анализа и синтеза, системный метод, функциональный метод, и методобобщения полученных знаний.
Теоретической основойпредставленной работы выступили научные работы и труды российских авторов,посвященных изучению духовной и нравственнойбезопасности России на современном этапе развития общества. Это такиеавторы как Кравченко А.И., Фролов С.С., Лавриненко В.Н., Григорьев С.И.,Эфендиев Э.Г., Соколова В.А., Волков Ю.Г., Голубева Г.А., Дмитриев А.В., ПрокоповМ.П., Пенская Т.М., Токарская Н.М., Синицына Л.Н., Бахматова Т.Г., КарпиковаИ.С., Нефедьева Е.И. и др.
Законодательной основойданной работы выступают – Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993года, а также Концепция национальной безопасности Российской Федерации(утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 года №1300).
Поставленные цели иопределенные задачи обусловили структуру представленной работы. Работа состоитиз введения, основной части и заключения, включает список использованнойлитературы.
Основная частьпредставленной работы состоит из двух разделов:
— первый раздел посвящентеоретическому исследованию понятия и сущности духовнойи нравственной безопасности России;
— второй раздел даннойработы посвящен изучению методов обеспечения духовнойи нравственной безопасности России в современных условиях.
Работа изложена на 19страницах, для написания работы использовано 13 научных источников, в том числедва – законодательных.

1.ПОНЯТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИРОССИИ
Духовно-нравственнаябезопасность – это система условий, позволяющая обществу сохранять своижизненно важные параметры (прежде всего культурного, этического иинтеллектуального характера), в пределах исторически сложившейся нормы. Их выходза рамки нормы ведет к распаду общества, как целостной системы в связи сразрушением структурирующих его духовно-нравственных оснований. «Упадок нравов — это погибель государства, как политического целого», — свидетельствовал в своевремя Наполеон.[1]
Духовно-нравственнаябезопасность– это специфическая составная часть национальной безопасности, «включенная» вовсе ее виды. Она представляет собой состояние личности, общества и власти,обеспечивающее их нормальное взаимоувязанное существование и функционирование,а также созидательное культурно-цивилизационное развитие сложившегося илискладывающегося национального образа жизни. С другой стороны, — это процесс сохраненияи позитивного видоизменения идеалов, ценностей, норм и традиций, господствующихв обществе, разделяемых массами людей и властными структурами в целяхсоциального воспроизводства, гарантирующего устойчивость, преемственность идинамику общественного развития.[2]
Так, согласноКонцепции национальной безопасности Российской Федерации – «Обеспечение национальной безопасностиРоссии включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственногонаследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранениекультурного достояния всех народов России, формирование государственнойполитики в области духовного и нравственного воспитания населения, введениезапрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовойинформации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующихнизменные проявления, а также включает в себя противодействие негативномувлиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров».[3]
Духовно-нравственнуюбезопасностьчерез призму социологических и политологических интересов можно краткоопределить как:
1)способность личности, общества и государства сохранять и развивать позитивнуюсозидательную нравственность и духовность;
2) состояниезащищенности жизненно важных духовно-нравственных интересов и потребностейличности, общества и государства;
3) системуотношений между субъектами общественной жизни, которая обеспечиваетблагоприятные условия для духовно-нравственной жизни и духовно-нравственногоразвития.
Самым общим объектомдуховно-нравственной безопасности выступают духовно-нравственные отношения:представления, идеи, чувства, оценки, установки и другие связи между людьми,возникающие у них в процессе восприятия мира в целом, природы, личного и общественногобытия.
Предметом же, ограничивающим сферу духовно-нравственнойбезопасности, ее социологического осмысления, эмпирического анализа, выступает духовно-нравственнаяжизнь личности, общества и власти, представляющая собой их реальнофункционирующее практическое сознание, рассматриваемое в связи с деятельностьюпо производству, распространению и потреблению духовно-нравственных ценностей.Итогом этой многообразной деятельности являются духовно-нравственный обликличности, определенные состояния массового и специализированного сознания,представляющие собой основные блоки системы духовно-нравственной безопасности.[4]
При этом под духовно-нравственнымобликом личности понимаются характеризующие её смысложизненные установки,определяющие мотивацию жизнедеятельности, а также базовые духовно-нравственныекачества.
Массовоесознание — это реально функционирующее практическое сознание, в котором причудливосочетаются научные, мифологизированные и обыденные представления,экономические, социальные, политические, экологические, духовно-нравственные,религиозные, эстетические, правовые и иные установки, стереотипы, разделяемыемассами людей. Оно свойственно естественным человеческим сообществам,возникающим на основе общности актуальных жизненных проблем и интересов, атакже в связи с определенной оценкой социально-политических процессов длядемонстрации общей позиции, или же осуществления какой-либо другой совместнойдеятельности.
Иначе говоря,в массовое сознание входят только те духовно-нравственные образования (идеи,взгляды, представления, оценки и т.п.), которые приобрели особое качество:массовость распространения и использования, оперирования или потребления впроцессах трансмиссии, манипулирования и т.п. Так, под состоянием массовогосознания имеется в виду:[5]
1.Совокупность актуальных духовно-нравственных оценок, отношений и установок,характеризующих духовно-нравственную атмосферу общества (уровень егосплоченности, религиозности, оптимизма; отношение к злободневнымсоциально-экономическим и политическим проблемам, затрагивающим жизненно важныеинтересы людей).
2.Распространенность в обществе определенных реально функционирующихморально-этических представлений, принципов и норм (гражданственности,патриотизма, эгоизма, коллективизма, индивидуализма и т.п.).
3. Состояниенационального сознания (уровень и характер этнонационального единства,этноцивилизационная идентичность, этнический и общенациональный патриотизм ит.п.).
Итак, духовно-нравственная безопасность предполагаетсохранение фундаментальных духовных, нравственных ценностей и традиций, воспитаниеспособностей эффективно преодолевать любые внешние угрозы, исходя из своихнациональных интересов. Так, национальные интересы России в области духовнойжизни, культуры и науки заключаются в духовном обновлении общества, сохраненииего нравственных ценностей, утверждении в обществе идеалов высокой нравственности,патриотизма и гуманизма, развитии многовековых духовных традиций Отечества.
Особая роль в духовной инравственной жизни общества принадлежит религии. Религия является одной издревнейших форм культуры. Она является одним из наиболее устойчивыхобщественных институтов. Религиозные верования разнообразны. Мировые религии(христианство, ислам, буддизм), наряду с национально-государственными,охватывают своим влиянием большинство верующего населения земного шара. Процессформирования религиозных систем продолжается и в наши дни. Он характеризуетсяослаблением влияния и авторитета традиционных форм религии и появлениемзначительного числа новых религиозных движений, организаций, обществ.[6]
В этом плане следуетзаметить, что Россию в последнее время буквально захлестнула волна всевозможныхрелигиозных культов и сект.
Культ, в общем виде, –это те или иные мистические практики или богослужения (религиозные культы),либо круг людей, объединенных чрезмерной привязанностью, преданностью ипоклонением некоторой фигуре, тенденции, художественной или интеллектуальнойпрограмме, практически всегда сопровождающейся явными или скрытыми ритуалами.
Секта – это организацияили группа лиц, замкнувшихся в своих интересах (в том числе культовых), несовпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им.Религиозная секта – это обособленная группа верующих, отошедших от той или инойЦеркви. В настоящее время термин «секта» применяется и к тоталитарным сектам, воснове которых – культ вождя, безоговорочное подчинение рядовых членовруководству организации, а также к сатанинским культам различных течений. Членысекты превращаются в рабов, лишенных друзей, близких, личного имущества, —всего того, что необходимо для выхода из секты. Тоталитарные секты строятсявокруг тоталитарного лидера. Эти организации целенаправленно подрываютфизическое и психическое здоровье своих членов, меняют их самосознание,обрывают их связи с близкими и родными. Члены секты, также как и наркоманы, неживут долго, они рано умирают от различных болезней, либо кончают жизньсамоубийством. Целью всех тоталитарных сект – не только завербовать ничего неподозревающих людей, но и прийти к власти в государстве. Они не стремятся кнемедленной прибыли; они вкладывают средства, наращивают свое влияние иготовятся к захвату власти. Поэтому они опасны не только для отдельных людей,но и для всей страны в целом.[7]
К наиболее известнымтоталитарным сектам, действующим на территории России, можно отнести следующиегруппы и организации: церковь унификации (мунистов); церковь сайентологии(дианектика, Хаббард-колледжи, Нарконон); церковь Сатаны, международноеобщество сознания Кришны; «Свидетели Иеговы»; «Аум Синрикё», «Белое Братство»,«Дети Бога» («Семья любви») и ряд других.
Борьба с сектами – задачавсего общества. Наша страна традиционно многоконфессиональна; всю ее историюлюди, исповедующие различные религии, жили бок о бок друг с другом, с уважениемотносясь к праву соседа веровать по-своему, свободно и сознательно выбиратьсвои религиозные убеждения. Этого права стремятся лишить человека тоталитарныесекты.
В секту чаще всегопопадают молодые люди, которые не имеют духовного опыта, духовно-нравственных знаний. Поэтому дляпротиводействия сектам необходимо всемерно повышать духовно-нравственнуюкультуру общества. Духовно-нравственнаякультура – это особая сфера и форма деятельности, это необходимое условиесуществования всего общества.
Большинство граждансовременной России осознают необходимость духовного и нравственного возрождения.История распада СССР наглядно показала, что вся военная и экономическая мощьстраны – ничто, если общество не способно защитить себя от агрессии вдуховно-нравственной области. В связи этим нельзя не отметить тот факт, чтодуховный климат в российском обществе в целом стал изменяться к лучшему. Средизнаковых перемен — строительство храмов и часовен, распространение духовной литературы.
Существенным звеномобеспечения духовно-нравственной безопасности в современных условиях должностать возрождение института священников в образовательных учреждениях. Этообъясняется тем, что институт священников полностью соответствует многовековымтрадициям российского образования, и современной мировой практике. Его введениене будет ущемлять интересы верующих, принадлежащих к различным традиционнымконфессиям России. Напротив, это позволит на деле укреплять взаимное довериемежду представителями разных народов, не противопоставляя чувство патриотизма итолерантность к непохожим культурам и традициям. При этом важно помнить ореальной угрозе, которую представляют бесчисленные и не всегда безуспешныепопытки проникновения различных нетрадиционных религиозных объединений. Нужнаширокая просветительская деятельность, что предполагает использование нашихтрадиций и зарубежного опыта.[8]
Таким образом, безразвития просветительской деятельности Русской Православной Церкви невозможновозродить духовно-нравственный уровень людей, их осознание призвания, долга иобязанностей в этом мире. Сегодня в России идут два противоположных процесса: содной стороны, нравственное разложение народа, с другой – процесс образованияиз аморфной человеческой массы нравственного народного ядра. Для формированиятакого ядра необходимо включение через систему образования, через средствамассовой информации просветительских программ, способных дать традиционные основыи ценности православного восприятия мира.[9]

2.ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДУХОВНОЙ И НРАВСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Обеспечение духовно-нравственной безопасности России включает:[10]
— защиту культурного,духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни:
— сохранение культурногодостояния всех народов России;
— формированиегосударственной политики в области духовного и нравственного воспитаниянаселения;
— введение запрета на использованиеэфирного времени в электронных средствах массовой информации для прокатапрограмм, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления;
— противодействиенегативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.
Обеспечениедуховно-нравственной безопасности России включает в себя сохранение великогокультурного достояния России, что невозможно без сохранения роли русского языка,как фактора духовного единения народа многонациональной России. Русский языкиграет свою важную историческую роль в языковом развитии человечества, вмеждународном обмене общечеловеческими ценностями. Он объявлен одним изофициальных «мировых языков» ООН и многих других политических, экономических,транспортных и научных организаций. Он введен в систему народного образованиябольшинства стран мира как один из иностранных языков, рекомендуемых дляобязательного изучения в школах и университетах.[11]
По данным американскихученых, изучавших и сравнивавших количество говорящих на русском языке, число иавторитет стран и международных коммуникативных сфер, использующих его,социально-литературный престиж и другие критерии русский язык в 1998 годузанимал четвертое место после английского, французского и испанского.
Вообще в каждую эпохудалеко не все языки, но лишь максимально распространенные, поддержанныекультурной, научной традицией, отражающие сильную экономику, входящие в такназываемый «клуб мировых языков» способны играть роль повсеместно принятыхсредств международного общения. Русский язык как раз и принадлежит к темязыкам, которые, как говорят лингвисты, обладают наибольшей информационнойценностью и коммуникативным удобством, то есть богатой традицией, научнойизученностью, упорядоченной грамматикой, оснащенностью учебниками, словарями,наличием квалифицированных учительских кадров.
Исторически так ужсложилось, что именно русский язык обеспечил межнациональное общение исотрудничество всех народов на одной шестой части земной территории, открыл имдоступ к мировым духовным сокровищам, помог полнокровно выйти на мировую арену,— разумеется, в тесном вековом взаимодействии русского языка с их роднымиязыками, обогащая их и сам от них обогащаясь. Русский язык занимает особоеместо в ряду всех других великих языков, так как он выполнял и продолжаетвыполнять огромную образовательно-познавательную функцию. Сегодня весь мир признал,что в Советском Союзе была одна из самых лучших образовательных систем. И этасистема больше всего опиралась на русский язык.[12]
Известны высказыванияразличных деятелей мировой культуры и просветителей на тему жизненной важностии огромной роли русского языка, как исторической необходимости в развитиивзаимопонимания и сотрудничества народов: казахского акына Абая, азербайджанцаМирзо Фатали Ахундова, грузина И. Чавчавадзе, армянина М. Налбандяна, узбекаСаттархана, молдаванина М. Эминеску, эстонца Ф. Крейцвальда, латыша Я. Райниса,белоруса Я. Лучины, украинца Т.Г. Шевченко. Заботясь именно о благе своихнародов, они подчеркивали, что незнание русского языка будет многих обрекать нахозяйственную и культурную замкнутость, на провинциализм.
Невозможно не привестизамечательные слова выдающегося писателя – классика советской эпохи ЧингизаАйтматова, который в свое время писал: «Миссия русского языкауникальна… Судьбы всех наших бывших советских национальных культур связаны срусским языком, без которого они не смогли бы получить мировое звучание… Чтобыразвиваться, национальные культуры должны иметь доступ к достижению всехмировых культур. И, продуктивнее делать это пока только через русский язык».[13]
Этот язык выступал непросто языком межнационального общения, но и языком обучения, давая возможностьраспространять знания, втягивать миллионы людей в центре страны и на ееокраинах в образовательную систему. Широкое использование единого языка впостроении основных программ и учебников (русского языка) обеспечивалодостаточные возможности распространения информационных потоков,взаимопроникновения, мобильной передачи знаний по всей территории всей нашей страны.
Наряду с нападками нарусский язык в последние годы предпринимаются и другие попытки разрыва сдуховно-нравственными традициями русской культуры. В отличие от западнойпротестантской этики индивидуализма и прагматизма для нашей культуры былахарактерна установка на нестяжательную самореализацию и служение людям иРоссии. Однако с начала перестройки россиянам навязывалась чуждая мораль:«Деньги не пахнут», «Каждый сам за себя», «Выживает сильнейший». Из народнойдуши вытравлялись сострадание, целомудрие, стремление помочь ближнему, любовь кОтечеству. Чем отличались русские воины от германских рыцарей? Тем, что воеваливо славу Божию и ради защиты своего Отечества, не ища собственной славы. Русскийсолдат никогда не сражался за деньги. В Евангелии сказано: «Нет больше тойлюбви, как если кто положит душу свою за други своя». И Россия побеждала своейверой и любовью к Родине.
Духовно-нравственнаябезопасность государства базируется на активном неприятии обществом засильяпошлости и разврата, насилия и экстремизма. В тоже время последнее десятилетиежизни нашей страны было отмечено невероятным аморальным давлением средствмассовой информации на общество, практически лишенное в этой сфере каких-либосредств контроля. Некоторые СМИ занимались пропагандой самых разнузданныхнравов и противоестественного образа жизни — нудизма, гомосексуализма, феминизма,трансексуализма. Стоит упомянуть и о пропаганде насилия и о пропаганденаркомании. Например, некоторые молодежные газеты рекламировали «веселящиетаблетки», которые якобы не являются наркотиком. Пагубное воздействие таких СМИсостоит в том, что они формируют неправильные представления о смыслечеловеческой жизни. Поэтому для собственной же безопасности нам необходимавыработка критического отношения к информации, распространяемой СМИ.Исчезновение устойчивой национально-культурной идентичности, отказ отдуховно-нравственных ценностей российского народа – путь к исчезновению нациикак таковой.
Сегодня, когда с экрановтелевизоров и из периодической печати практически вытеснены прежниегерой-ученый, передовой механизатор, рабочий, доярка, колхозник, космонавт,офицер, воин-патриот, национальная культура призвана защитить нас от того, чтоолицетворяет собой передовой уровень рыночной «демократии»: насаждениеправового нигилизма, вседозволенности, культ насилия и моральной дезадаптации,пропаганда девиантных форм сексуальности (по существу – морального уродства).[14]
Проблема обеспечениядуховно-нравственной безопасности тесно связана с национальным вопросом. Терекомендации, которые западные социологи и политологи предлагают для егорешения, совершенно для нас не приемлемы. Речь идет, прежде всего, о теории«плавильного котла», который вопреки воле народов заставляет их утрачиватьсвязь со своим культурно-историческим прошлым. Обратной стороной этой теориислужит принцип выделения для национальных меньшинств особых резерваций,фактически отрывающий народы от мировой культуры. Так, для России возможен толькосоюз всех народов ее населяющих, с их богатством и разнообразием культур инравственных ценностей, на основе общих духовных начал и общенациональныхинтересов. Во все времена такая общность позволяла народам России преодолеватьтрудности и побеждать всех своих врагов.
Исторический опыт Россииза несколько последних столетий свидетельствует, что успешное общественное игосударственное развитие возможно только в условиях духовного единства наоснове собственных культурных, исторических, конфессиональных традиций. Ктоотрекается от своего прошлого, кто видит в истории своего народа не героическиеусилия, а только цепь преступлений и бессмысленных жертв, тот не в состояниипонять истинных интересов народа и определить условия его процветания.
В немалой степенидуховно-нравственная безопасность России зависит от физического здоровья ееграждан. «В здоровом теле – здоровый дух», — утверждал основатель медициныГиппократ. Здоровье – благо и счастье для каждого человека и необходимоеусловие существования государства.
Угрозадуховно-нравственной безопасности в настоящее время проявляется в кризисномсостоянии социальной защиты населения, стремительном возрастании потребленияалкоголя и наркотических веществ, ухудшении здоровья людей. Имеет тенденцию кросту уровень общей заболеваемости среди населения страны. Особенно ростпоказателей заболеваемости наблюдается по болезням системы кровообращения,злокачественным новообразованиям, туберкулезу, инфекционным заболеваниям и др.Последние десятилетия прошлого века ознаменовались появлением ряда новых, ранеенеизвестных опасных инфекционных заболеваний. Особую эпидемиологическуюзначимость для населения России представляют вирусные инфекции: ВИЧ,геморрагические лихорадки Ласса и Эбола и другие. Увеличилась распространенностьранее известных, но редких инфекций, таких, как дифтерия, холера и др., а такжесоциально обусловленных заболеваний: сифилис, вирусный гепатит. Продолжаетухудшаться состояние здоровья детей и подростков. Нерешенными проблемамиостаются массовые детские заболевания: корь, коклюш, краснуха, полиомиелит идругие заболевания.[15]
Поэтому для обеспечениядуховно-нравственной безопасности России необходимы поддержание исовершенствование здоровья нынешнего и будущего поколений, профилактика наиболееопасных заболеваний, повышение качества медицинской помощи населению,решительная активизация борьбы с пьянством и алкоголизмом, наркоманией икурением, создание эффективных лекарственных средств и методов лечения. Однимиз эффективных способов оздоровления является физическая культура, формированиездорового образа жизни. Физическое совершенствование является важнейшейсоставляющей духовно-нравственной безопасности России.
Основа государства —крепкая семья. Это — главное оружие. Многодетная семья – это основа силы икрепости всей Отчизны. Сегодня нет нужды доказывать, что успехи всоциально-экономической сфере бытия зависят не только отматериально-финансового состояния семьи и государства в целом, но и отвыверенной идеологической государственной политики, основанной на ценностяхпатриотизма, любви к большой и малой Родине.
Любовь к Родине –общечеловеческая нравственная ценность. Она включает в себя не толькочувственное состояние человека, но и его убеждения, взгляды, которыеформируются социумом. На это нацелена вся система общественного и семейноговоспитания. Воспитание – это процесс целенаправленного и систематическоговоздействия на личность с целью формирования у нее необходимых жизненно важныхориентиров, установок, стереотипов мышления и поведения. В этом процессеиспользуются наиболее действенные пути и средства педагогического влияния начеловека. Арсенал их неисчерпаем. Особое внимание следует обратить на традициии обычаи, связанные с военно-патриотическим воспитанием. Человек прежде всегодолжен быть тружеником, созидателем, а если того потребуют обстоятельства, то и– воином, защитником малой (отчего дома) и большой (России) Родины.
Россияне никогда ни накого не нападали, но всегда и при всех невзгодах умели защищать родную землю отиноземцев. В силу этого в их ментальности прочно удерживается преемственностьтрадиций, обычаев, обрядов. Традиции создавались веками, становились основойнравственности и образа жизни людей в конкретных исторических условиях. В нашидни прогрессивные традиции имеют исключительно важное значение. Это можнопроследить на примере военно-патриотического воспитания подрастающих поколений.Если в семье ценят заслуги дедов и отцов в защите Отечества, заботятся оздоровье и благополучии старших, то это свидетельствует о здоровомморально-психологическом климате в быту.[16]
Известно, что детям,подросткам, юношам и девушкам свойственно объединяться, группироваться вокругблизкой по интересам целевой установки. В этой ситуации на помощь должна прийтигосударственная система военно-патриотического воспитания, которая должнаспособствовать тому, чтобы учащиеся объединялись для совместного занятияобщественно-полезным трудом, спортом, а не для того, чтобы пить пиво, какпризывают рекламные ролики с экранов телевизоров. Военно-патриотическое воспитаниене должно вестись от случая к случаю. Это – повседневная системная работа всехсубъектов воспитания молодежи. Местные исполнительные и распорядительные органывласти должны принимать участие не только в осуществлении комплекса мер поматериальному и финансовому обеспечению развития материально-технической базы вмузейной и краеведческой, клубной работе, но и мероприятий идеологического характера.Это личное участие руководителей во встречах с учащимися; урокигражданственности, патриотизма и мужества; поддержка опыта обобщенияисторического пути поколений, лучших традиций в регионе; издание тематическихпублицистических материалов, листовок, очерков; и т.п.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследовав выбранную темуможно сделать следующие выводы.
Духовно-нравственнаябезопасность России – это система условий, позволяющая российскому обществусохранять свои жизненно важные параметры (прежде всего культурного, этическогои интеллектуального характера), в пределах исторически сложившейся нормы.
Духовно-нравственнаябезопасностьРоссии – это специфическая составная часть национальной безопасности,«включенная» во все ее виды. Она представляет собой состояние личности,общества и власти, обеспечивающее их нормальное взаимоувязанное существование ифункционирование, а также созидательное культурно-цивилизационное развитиесложившегося или складывающегося национального образа жизни.
Духовно-нравственнаябезопасностьРоссии — это процесс сохранения и позитивного видоизменения идеалов, ценностей,норм и традиций, господствующих в обществе, разделяемых массами людей ивластными структурами в целях социального воспроизводства, гарантирующегоустойчивость, преемственность и динамику общественного развития.
Обеспечение духовно-нравственной безопасности России включает:
— защиту культурного,духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественнойжизни:
— сохранение культурногодостояния всех народов России;
— формированиегосударственной политики в области духовного и нравственного воспитаниянаселения;
— введение запрета наиспользование эфирного времени в электронных средствах массовой информации дляпроката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменныепроявления;
— противодействиенегативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1.        КонституцияРоссийской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.//«Российская газета», № 237, 25.12.1993 г.
2.        Концепциянациональной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФот 17 декабря 1997 г. № 1300 в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000г. № 24).
3.        Волков, Ю.Г.Социология: учебник для студентов высших учебных заведений / Ю.Г. Волков. – М.:Гардарики, 2006 – 300 с.
4.        Голубева,Г.А., Дмитриев А.В. Социология: учебное пособие / Г.А. Голубева. – М.,Гардарики, 2004. – 226 с.
5.        Григорьев,С.И. Начала современной социологии: учебное пособие / С.И. Григорьев – М.,2002. – 168 с.
6.        Духовнаябезопасность России: научно-методическое пособие / А.И. Хвыля-Олинтер. – М.,2005. – 109 с.
7.        Кравченко,А.И. Социология: учебник для вузов / А.И. Кравченко – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. –171 с.
8.        Общая социология:учебное пособие / под общей редакцией проф. Э.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М,2005. – 267 с.
9.        Основысоциологии: учебное пособие /М.П. Прокопов, Т.М. Пенская и др.; под ред. М.В.Прокопова – М: Русская деловая литература, 2003 – 205с.
10.      Соколова,В.А. Основы социологии: учебное пособие для вузов / В.А. Соколова. – Ростовн/Д: Феникс, 2004. – 245 с.
11.      Социология:конспекты лекций для всех специальностей и всех форм обучения /сост.: Н.М.Токарская, Л.Н. Синицына, Т.Г. Бахматова, И.С. Карпикова, Е.И. Нефедьева–Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2002. – 63 с.
12.      Социология:учебник для вузов /под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 216 с.
13.      Фролов,С.С. Социология: учебник для вузов / С.С. Фролов – М., ИНФРА-М, 2002.- 96 с.