СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОНЯТИЕ,СУЩНОСТЬ И РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
1.1 Предметрегулирования международного права
1.2 Особенностимеждународного права
1.3 Сущностьсовременного международного права
1.4 Функциисовременного международного права
1.5 Понятиемеждународного права и его эволюция в эпоху глобализации международныхотношений
1.5.1 Понятиемеждународного права
1.5.2 Эволюциямеждународного права в условиях глобализации международных отношений
Список использованных источников
1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И РОЛЬМЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
1.1 Предмет регулированиямеждународного права
Современный мирхарактеризуется многообразием международных отношений политического,экономического, научно- технического, культурного, гуманитарного, религиозного,правового характера. Эти отношения осуществляются государствами, ихобъединениями, международными организациями, создаваемыми ими комитетами икомиссиями, международными судебными учреждениями, народами, борющимися за своюнезависимость, международными неправительственными организациями (молодежными,женскими, ветеранскими, религиозными), транснациональными корпорациями,физическими и юридическими лицами. Все указанные субъекты и отношения,возникающие между ними, как на международной арене, так и в рамках национальныхправовых систем, образуют в совокупности международную систему в широкомсмысле.
Система международныхотношений в узком смысле включает отношения, осуществляемые особой категориейакторов (участников), а именно: государствами, межгосударственнымиобразованиями, нациями (народами), борющимися за свое самоопределение,международными межправительственными и неправительственными организациями,международными судебными учреждениями, государственно-подобными образованиями,индивидами, транснациональными корпорациями.
Международные отношения(сотрудничество) можно классифицировать по субъектам на:
1) межгосударственные(между государствами в рамках двусторонних и многосторонних договоров во всехсферах coтрудничества, между государствами и международнымимежправительственными организациями, и последних между собой в рамкахсоглашений о сотрудничестве);
2) смешанные (междугосударствами и нациями (народами), в лице учрежденных ими органов при решениивопроса о форме самоопределения, между нациями (народами) и международнымимежправительственными организациями по вопросам относительно представительстваорганов, учрежденных нациями при международных организациях, междумежправительственными международными организациями и неправительственнымиорганизациями по вопросу предоставления консультативного статуса последним,между государствами и государственно-подобными образованиями (Ватикан) обустановлении дипломатических отношений, между международными судебнымиучреждениями и государствами, (например, о передаче преступников, опредоставлении территории для отбывания наказания лиц, осужденных международнымуголовным трибуналом, между государством и транснациональной корпорацией, вчастности, концессионные соглашения);
3) негосударственные(отношения между индивидами, неправительственными организациями и комитетами,комиссиями, международными судебными учреждениями по правам человека).
При всем разнообразииуказанных отношений их объединяет общее: они носят публичный характер иявляются предметом регулирования международного публичного права.
В литературе имеждународно-правовых документах используется термин «международное право»,исторически произошедший от римского понятия «право народов» (jus gentium),регулировавшего отношения римских граждан с иностранцами. Первым использовалтермин «международное право» вместо «право народов» английский ученый XVII в.Р. Зеч. С тех пор международное право как регулятор международных отношенийпубличного характера прочно вошло в международно-правовой обиход.
В отличие отмеждународного публичного права международное частное право регулируетгражданско-правовые отношения между государствами и иностранными физическими июридическими лицами либо определяет правовой режим иностранных физических июридических лиц на территории государства. Поэтому источниками международногочастного права являются не только международные договоры и обычаи, но ивнутреннее законодательство и судебная практика государства. Таким образом,хотя международное частное право тесно связано с международным публичнымправом, базируясь на общих принципах международного права, оно имеет своиспецифические субъекты и источники и является самостоятельной системой права.
1.2 Особенностимеждународного права
Международное правопредставляет собой компонент автономной системы, объединяющий институты иотрасли международного права. Комплекс норм одинаковой целевой направленности,касающихся конкретного объекта правового регулирования, образует институтмеждународного права (например, институт признания, институт правопреемства,институт международно-правовой ответственности государств).
Отрасль международногоправа — это совокупность международно-правовых норм, объединенных единымпредметом регулирования, и регламентирующих отношения субъектов международногоправа в определенной сфере сотрудничества.
В систему отраслеймеждународного права входят:
— право международных договоров;
— право международныхорганизаций;
— право внешних сношений,международное морское право;
— международное воздушноеправо;
— международноекосмическое право;
— международноеэкологическое право;
— международное уголовноеправо;
— право прав человека;
— право международнойбезопасности;
— международноеэкономическое право;
— международноегуманитарное право.
По мере расширенияправовой регламентации конкретной сферы сотрудничества увеличивается числоотраслей международного права. Так, к новым отраслям международного праваотносятся: международное информационное право, международное процессуальноеправо, международное таможенное право.
Международное право каксистема права отличается от любой национальной системы права по субъекту,объекту, способу разработки и обеспечения норм права.
По субъекту. Еслисубъектом национального права являются физические и юридические лица, тосубъектом международного права — преимущественно коллективные образования,государства, нации (народы), международные организации. Причем среди субъектовмеждународного права полным объемом правосубъектности пользуются государства,нации (народы) — целевой правосубъектностью, связанной с решением вопроса оформах их самоопределения; международные межправительственные организации — функциональной правосубъектностью в соответствии с компетенцией, закрепленной вих учредительных актах (уставах).
По объекту. Объектнационального права закреплен в кодексах, законах и иных нормативных актах,регулирующих отдельные отрасли внутригосударственного права. Объектмеждународного права в международно-правовых документах не закреплен и неявляется стабильным.
Объектом международногоправа является все то, что, по мнению государств, может быть предметоммеждународно-правового регулирования. Иными словами, все, что не относится квнутренней компетенции государства, может по согласию государств стать объектоммеждународного права. Поэтому объект международного права не стабилен, онрасширяется за счет включения в него вопросов, по усмотрению государств, ранееотносившихся к их исключительной внутренней компетенции. Так, вопросы обороны,экономики, защиты прав человека, борьбы с преступностью стали предметомсовместного регулирования национального права и международного права. В тесныхинтеграционных объединениях (в частности, в ЕС) процесс расширения объектамеждународно-правового регулирования затрагивает практически все сферы, ранеевходившие в исключительную внутреннюю компетенцию государств — членов ЕС.
По способу разработкинорм. В национальном праве, в конституциях, законах, иных нормативных правовыхактах (в Республике Беларусь — в декретах и указах Президента РеспубликиБеларусь), являющихся основными источниками национального права, закрепляютсяорганы, компетентные принимать указанные нормативные акты. Международное правоотличается от внутреннего права как по источникам, так и по механизму принятиямеждународных договоров и международных обычаев — основных источниковмеждународного права.
В международном правеотсутствует единый орган, принимающий международно-правовые акты. Государствакак субъекты международного права сами разрабатывают и принимают международныедоговоры в лице уполномоченных представителей или вырабатывают в своей практикемеждународные обычаи. В силу суверенитета и равенства государств процессразработки и принятия международного договора — это длительный процесссогласования позиций государств относительно содержания статей международногодоговора. Причем, независимо от международного престижа и экономическойразвитости государства, норма, закрепленная в международном договоре, особенномногостороннем, не идентична первоначальной позиции этого государства. Онаявляется результатом компромисса, к которому пришли государства — разработчикидоговора. Поэтому с учетом разнообразия законодательной и судебной практикигосударств, их политических целей разработка договора может затянуться надесятилетия. Например, работа над проектом статей, касающимсямеждународно-правовой ответственности государств за международные правонарушения,была начата КМП ООН в 1956 г., и завершилась в 2001 г. принятием к сведению ГАООН первой редакции этого проекта.
По способу обеспечениянорм. Соблюдение норм национального права обеспечивается системойгосударственных органов и учреждений правоприменительного иправообеспечительного характера: суд, прокуратура, министерство внутренних дел.В международном праве такая централизованная система органов отсутствует.Вследствие равенства государств как основных субъектов международного праванормы международного права носят преимущественно координационный характер. Онисоздаются государствами и обеспечиваются ими через систему индивидуальных иколлективных принудительных мер. Так, если одно из государств — участниковдвустороннего договора не выполняет договорные обязательства, другоегосударство может приостановить или прекратить действия договора сгосударством-нарушителем.
В случае совершениятяжких международных правонарушений (международных преступлений) в рамкахмеждународных межправительственных организаций, особенно ООН, применяютсяколлективные принудительные меры через создаваемые государствами специальныеорганы, например, СБ ООН, наделенный компетенцией принимать резолюции осанкциях политического или экономического характера против государства-нарушителя,а в случае их недейственности — о коллективных военных действиях. Кроме того,государства создают международные судебные учреждения для привлечения куголовной ответственности физических лиц — непосредственных исполнителеймеждународных преступлений (Нюрнбергский военный трибунал 1945-1946 гг.,Международный уголовный суд, действующий с 2002 г.).
1.3 Сущностьсовременного международного права
Международное правовозникало вместе с государствами как необходимость регулирования зарождающихсямеждународных отношений и прошло длительный путь развития, тесно связанный систорией формирования и развития мирового сообщества.
Становлениемеждународного права как системы принципов и норм относится к середине XVII в.— времени первых буржуазных революций, положивших начало эпохе создания иразвития буржуазных государств, научно-техническому прогрессу, ускорившемуразвитие торгово-экономических отношений в рамках создаваемого всемирногорынка, потребовавших, в свою очередь, должного международно-правового регулирования.Указанные процессы способствовали признанию международного права каксамостоятельной правовой системы, необходимого инструмента дипломатическойпрактики и международного сотрудничества, получившего название классическогомеждународного права, действовавшего вплоть до Второй мировой войны. СозданиеООН после Второй мировой войны, в Уставе которой были закреплены принципынового международного правопорядка, положило начало функционированиюсовременного международного права.
Современное международноеправо существенно отличается от классического по субъектам, содержанию итерриториальной сфере действия. Субъектом классического международного правапризнавались только цивилизованные европейские народы и государства, что нашлоотражение в доктрине международного права того периода. Так, русский ученый XIXв. Ф.Ф. Мартене утверждал, что «пространство действия международного праваограничивается только теми народами, которые признают основные началаЕвропейской культуры и достойны названия образованных народов». Схожей точкизрения придерживался немецкий ученый Ф. Лист, который определил международноеправо как «право Европейских христианских государств». Поэтому весьафро-азиатский регион, народы которого находились в колониальной иполуколониальной зависимости от цивилизованных европейских государств и США,был вне сферы регулирования международного права.
В начале XX в. колонии ипротектораты были легализованы мандатной системой Лиги Наций, первойполитической межправительственной организацией, созданной в 1919 г. Война былапровозглашена правомерным средством разрешения межгосударственных споров, есликонфликтующие государства не сумели урегулировать их мирными средствами. Этимобъясняется то, что наиболее успешно кодификация международного права осуществляласьв области разработки международных договоров, касающихся законов и обычаеввойны. Так, на Гаагской конференции 1906-1907 гг. было принято 13’международныхдоговоров в этой области.
Сущность современногомеждународного права выражается в его общедемократичности, универсальности,антидискриминационности. Международное право является общим правом. Оно неимеет национальной окраски, не входит в качестве отрасли в правовую системукакого-либо государства. Его нор- мы обязательны для любого государства, независимоот политической или экономической системы либо географической принадлежности.Международное право является общим кодексом поведения государств намеждународной арене, выражает интересы всего мирового сообщества.
Международное правохарактеризуется универсальностью:
• в субъектной сфере — любое государство, независимо от количества населения, степени развития,размера территории обладает равными правами и обязанностями в международныхправоотношениях;
• в пространственнойсфере — объектом регулирования международного права является космическоепространство, международное воздушное пространство, дно мировых океанов иморей, с находящимися в них ресурсами.
Международное право — антидискриминационное право, не признающее ни внутреннюю, ни внешнюю дискриминацию.Запрещается умаление прав человека по мотивам национальности, языка, пола,религии, принадлежности к социальной группе. Геноцид — политика государства,направленная на уничтожение нации, народности, этнической группы, апартеид — узаконенное государством разделение и ограничение прав населения по расовомупризнаку — квалифицируются международным правом как преступление противчеловечества.
В Уставе ООНдемократическое содержание международного права проявляется в закреплении такихобщечеловеческих ценностей, как: достоинство и ценность человеческой личности,равноправие мужчин и женщин, равенство больших и малых наций, неприменение силыи угрозы силой против территориальной целостности и политической независимостилюбого государства.
международноеотношение право норма
1.4 Функциисовременного международного права
В международно-правовыхдокументах отсутствует понятие функций международного права и их классификация.В доктрине международного права наиболее часто используется термин«функционировние», определяемый как процесс реализации функций, либо термин«функция» отождествляется с «задачей» или «целью». Имеющиеся определенияфункций международного права базируются на понятии функции, выработанном общейтеорией права, согласно которой функция — это направление правовоговоздействия, выражающее роль права в организации (упорядочении) общественныхотношений.
Применительно кмеждународному праву профессор Г.И. Тункин дал следующее определение функций в7-томном курсе международного права: «Направление или характер воздействия,которое международное право оказывает в процессе взаимодействия с другимиявлениями». Профессор И.И. Jlyкашук в своем авторском учебнике конкретизируетпонятие функций как воздействие международного права на социальную среду, определяемоеего общественным назначением, обусловив это тем, что характер социальныхфункций выражает природу права.
Классификация функций,приводимых в теории международного права, разнообразная. Так, профессор Г.И.Тункин в качестве общей основной функции международного права называлобеспечение функционирования межгосударственной системы в параметрах,определяемых международным правом. Реализация основной функции осуществляется спомощью стабилизирующей и созидательной функций международного права. Выделяетсятакже программная функция международного права.
Профессор И.И. Лукашукглавными функциями считает: социальную, направленную на обеспечениесуществующих международных отношений, и юридическую, состоящую в правовомрегулировании межгосударственных отношений. Кроме того, в качествесамостоятельных функций называются функция противодействия появлению новыхотношений, противоречащих целям и принципам международного права,информационно-воспитательная, функция интернационализации, направленная нарасширение и углубление взаимосвязи между государствами.
Профессор Ю.М. Колосоввыделяет четыре функции: координирующую, регулирующую, обеспечительную,охранительную. Очевидно, что при всем терминологическом разнообразии указанныхфункций содержательно они совпадают. Представляется, что более полно отражаетсущностные характеристики функций международного права их классификация нарегулирующую, обеспечительную, охранительную, программную,информационно-образовательную.
Основной функциеймеждународного права является регулирующая функция, обеспечивающаяфункционирование всей системы международных отношений. Указанная функцияреализуется преимущественно путем заключения международных договоровдвустороннего и многостороннего характера во всех сферах сотрудничества государств,международных межправительственных организаций и иных акторов международныхотношений, устанавливающих права и обязанности участников таких соглашений.Причем содержание правил поведения на международной арене вырабатывается впроцессе взаимодействия внешней политики государств, отражающей их национальныеинтересы, и международного права.
Влияние внешней политикигосударства проявляется в позиции государства при разработке текста договора ипризнании обязательности договорных либо обычных норм. Влияние международногоправа выражается в том, что реализация внешнеполитических задач любымгосударством может осуществляться лишь в рамках принципов и норм международногоправа, исключающих диктат и насилие со стороны государства либо группыгосударств, признающих лишь дипломатические методы (переговоры, консультации)пригодными для достижения взаимоприемлемого баланса интересов при разрешениимеждународных проблем.
Влияние международногоправа на формирование внешней политики государства наглядно проявляется в концепциинациональной безопасности, традиционно разрабатываемой государствами. Вчастности, в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь,утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2001 г.1 (далее — Концепция национальной безопасности Республики Беларусь от 17 июля 2001 г.),подчеркивается, что «обеспечение национальной безопасности основывается назаконности, предполагающей соблюдение норм международного права и национальногозаконодательства». В качестве приоритетных направлений в обеспечениибезопасности Республики Беларусь в военной сфере определяется «участие всистемах международной безопасности в рамках Договора о создании Союзногогосударства и Договора о коллективной безопасности, участие в процессахразоружения и контроля над вооружениями в рамках международных договоров» (п.4.3 Концепции национальной безопасности Республики Беларусь от 17 июля 2001г.), в информационной сфере — «участие в международных соглашениях,регулирующих на равноправной основе мировой информационный обмен, в создании ииспользовании межгосударственных и международных глобальных информационныхсетей и систем» (п. 6.3 Концепции национальной безопасности Республики Беларусьот 17 июля 2001 г.).
Следует отметить, чторегулирующая функция не только устанавливает юридические параметрыобязательного поведения участников международных отношений, но и включает нормыморали. Правила морали — одни из самых ранних по времени применения вовзаимоотношениях государств. Причем на формирование моральных установок оказалиопределяющее влияние религиозные постулаты, такие как неприменение насилия,терпимость, справедливость, человеческое достоинство. В настоящее время подмеждународной моралью понимаются правила, с которыми должны считатьсягосударства, нации (народы) и другие участники международных отношений в силуих признания мировым сообществом, несоблюдение которых вызывает его осуждение.
Нормы международнойморали получили воплощение в таких принципах международного права, каксправедливость и добросовестность, широко используемых на всех стадияхмеждународного правотворчества, начиная от разработки международного договора икончая его выполнением. Нормы морали нашли отражение в Уставе ООН. Так, вПреамбуле Устава провозглашается, что все народы должны «проявлять терпимость ижить вместе в мире друг с другом, как добрые соседи», создавать условия, прикоторых может соблюдаться справедливость и уважение к международнымобязательствам, вытекающим из договоров и других источников международногоправа.
Нормы морали применяютсядля обеспечения выполнения государствами резолюций международныхмежправительственных организаций, имеющих рекомендательный характер (например,резолюций ГА ООН), а также заключений комитетов (Комитет по правам человека,Комитет по конвенциям и рекомендациям ЮНЕСКО), осуществляющих контрольныефункции в области соблюдения государствами обязательств по правам человека,несоблюдение которых вызывает моральное осуждение. В современный периодвыполнение моральных норм является критерием цивилизованного поведениягосударства в международных отношениях. Моральные нормы применяются в практикедеятельности международных судов при рассмотрении межгосударственных споров.Так, в Статуте Международного Суда ООН (ст. 38) указывается на то, что Судможет разрешать дело ex aequo et bono (по совести) при согласии на это сторон.
Поведение участниковмеждународных отношений, особенно государств, регулируются и правиламимеждународной вежливости. Например, в области морского судоходства (взаимныесалюты кораблей в открытом море), в дипломатических отношениях (дипломатическийпротокол). Хотя правила международной вежливости — это исторически сложившиесятрадиции, они могут трансформироваться в международно-правовые нормы, в случаезакрепления их в международном договоре или в законодательстве государств.
Регулирующая функциянаправлена, как видно из вышеизложенного, на закрепление, стабилизацию иустановление новых форм и сфер международного сотрудничества, способствуяразвитию международных отношений. Поэтому нельзя согласиться с точкой зренияамериканского ученого Т. Моргентау, утверждавшего, что международное правоявляется статичной социальной силой. Стабилизирующая и созидательная ролимеждународного права тесно связаны, что можно проиллюстрировать на примере КонвенцииООН по морскому праву 1982 г., которая не только закрепила практику государств,но и внесла новые нормы, касающиеся пользования исключительной экономическойзоны, ресурсами дна мирового океана.
Важную роль играетобеспечительная функция международного права, направленная на разработкумеждународно-правовых норм и механизмов, побуждающих субъектов международногоправа, преимущественно государства, выполнять международные обязательства. Сэтой целью в международных соглашениях, особенно в области прав человека,борьбы с преступностью, по гуманитарному праву, закрепляются положения онеобходимости «принятия таких законодательных или других мер, которые могутоказаться необходимыми для осуществления» международных обязательств (ст. 2Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.). Поэтомустепень эффективности соблюдения государствами международных обязательствзависит от разработанности механизма реализации (имплементации) норммеждународного права. Так, в Законе Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. №421-3 «О международных договорах Республики Беларусь» содержится глава 4«Исполнение международных обязательств Республики Беларусь», включающая статьи,в которых определяется статус международных договоров Республики Беларусь,вступивших в силу как части «действующего на территории Республики Беларусьзаконодательства» (ст. 33) и детально регламентирующих процедуру выполнениямеждународных обязательств (ст. 34-35).
Для контроля засоблюдением норм международного права (особенно договорных) в рамкахмеждународных межправительственных организаций учреждаются специальные органы(Совет по правам человека — в ООН, Комитет по конвенциям и резолюциям — вЮНЕСКО, Комитет экспертов по конвенциям и рекомендациям — в МОТ). Специальныеорганы созданы на базе международных договоров, особенно в области:
— прав человека (Комитетпо правам человека — согласно Международному пакту о гражданских и политическихправах 1966 г.; Европейский суд по правам человека — согласно Европейскойконвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.);
— гуманитарного права(Держава-покровительница; Комиссия по установлению фактов);
— разоружения(Организация по запрещению химического оружия — согласно Конвенции о запрещенииразработки, производства, накопления и применения химического оружия и о егоуничтожении 1993 г.);
— защиты окружающей среды(Конференция в соответствии с Рамочной конвенцией ООН об изменении климата 1992г.);
— борьбы с преступностью(Международный комитет по наркотикам в соответствии с Конвенцией ООН о борьбепротив незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988г.).
Обеспечительная функциямеждународного права реализуется также в рамках института международно-правовойответственности государств, международных межправительственных организаций,физических лиц за совершение международных правонарушений. Хотя институтмеждународной ответственности государств и международных организаций еще некодифицирован (КМП ООН подготовила лишь проект статей об ответственностигосударств в первой редакции в 2001 г.), в ряде конвенций закреплены положения,касающиеся ответственности государств (например, 4-я Гаагская конвенция озаконах и обычаях сухопутной войны 1907 г., Конвенция ООН по морскому праву1982 г.), государств и международных организаций (Конвенция о международнойответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г.).
Наиболее разработаны вмеждународном праве вопросы ответственности физических лиц за совершениемеждународных преступлений (Конвенция о предупреждении преступления геноцида инаказании за него 1948 г., Конвенция о пресечении преступления апартеида инаказания за него 1973 г., Женевские конвенции, касающиеся защиты жертввооруженных конфликтов, 1949 г., Устав Международного трибунала 1993 г. для судебногопреследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международногогуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 г.,Римский статут Международного уголовного суда 1998 г.).
Охранительная функциямеждународного права направлена на защиту интересов субъектов международногоправа (государств, межправительственных организаций, индивидов) путемпредоставления права на ответные меры в отношении нарушителей их интересов.
Так, государство имеетправо на самооборону (согласно ст. 51 Устава ООН в случае вооруженногонападения на него).
Международные организацииимеют право приостановить членство государства при нарушении их уставныхположений либо даже исключить из организации в случае систематического игрубого нарушения уставных положений (ст. 6 Устава ООН). В рамках политическихмеждународных организаций, как универсальных (ООН), так и региональных (НАТО,СНГ, ОАГ, ЛАГ), действуют системы коллективной безопасности, позволяющиеприменить коллективные военные силы, в случае агрессии против государства — члена такой организации.
Индивид в случаенарушения прав и свобод, закрепленных в международных соглашениях по правамчеловека (Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.,Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающихдостоинство видов обращения и наказания 1984 г., Европейская конвенция о защитеправ человека и основных свобод 1950 г. и др.), государством — участником такихсоглашений может обратиться в Совет по правам человека либо в соответствующиекомитеты и Европейский суд по правам человека с жалобой нагосударство-нарушителя, под юрисдикцией которого он находится.
Большое значение имеетпрограммная функция международного права, прогнозирующая развитие международныхотношений, определяющая новые формы и сферы сотрудничества. Программнымиявляются принципы международного права, лежащие в основе международногоправопорядка и позволяющие противодействовать либо появлению таких форммеждународных отношений, либо действий со стороны их участников (акторов),которые противоречат целям и принципам международного права.
Значимость принциповмеждународного права, закрепленных в Уставе ООН, была подчеркнута в Декларациитысячелетия ООН 2000 г., провозгласившей их неподвластными времени,актуальность и способность которых «служить источником вдохновения возрастаетпо мере того, как страны и народы становятся все более взаимосвязанными ивзаимозависимыми»1.
Программный характерносят универсальные международные конвенции бессрочного характера, применениекоторых не ограничивается каким-либо периодом развития международных отношенийв определенной сфере сотрудничества (например, Конвенция ООН по морскому праву1982 г., Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.). Особоезначение в определении стратегии и основных направлений развития международногосотрудничества имеет Декларация тысячелетия ООН, принятая единогласно главамигосударств и правительств свыше 150 стран, представляющих все регионы земногошара, в 2000 г. на 55-й сессии ГА ООН. В частности, в качестве фундаментальныхценностей XXI в. Декларация провозгласила свободу, равенство, солидарность,терпимость, уважение к природе.
В современный период всебольшее значение приобретает информационно-образовательная функциямеждународного права, направленная на передачу опыта поведения государства сцелью формирования международного правосознания и международной морали. Даннаяфункция способствует распространению знаний об общедемократической сущностимеждународного права, его определяющей роли в управлении современнымиглобализационными процессами в международных отношениях, координациисотрудничества государств в разрешении международных проблем. «Необходимостьпоощрения, преподавания, изучения, распространения и более широкого признаниямеждународного права» подчеркивается в резолюции ГА ООН 44/23 от 17 ноября 1989г. «Десятилетие международного права». Резолюция, адресованная государствам имеждународным организациям, перечисляет формы их информационно-просветительской деятельности, а именно: преподавание курса международногоправа в средних и высших учебных заведениях, организация курсов, проведениесеминаров, издание учебной литературы, подготовка исследований по отдельнымпроблемам международного права.
Следует отметить, чтоинформационная деятельность относится к основным функциям международныхмежправительственных организаций и проявляется в разработке исследований повопросам, входящим в компетенцию международной организации (например, в ООН — обзор мирового экономического положения, юридический ежегодник ООН), публикацииежегодных отчетных докладов о деятельности органов международной организации(например, Доклад Комиссии международного права ООН, Доклад Комитета по правамчеловека ООН).
Информационная функциямеждународного права находит отражение в специальных конвенциях, особенно повопросам экологического права. Примером может служить Конвенция о доступе кинформации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе кправосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, 1998 г. (Орхусскаяконвенция).
Следует отметить, чтофункциональные направления международного права не являются чем-то застывшим,они развиваются по мере эволюции международных отношений. В теориимеждународного права высказывается мнение относительно формирования новыхфункций международного права — содействие праву на развитие и коммерческойфункции.
1.5 Понятие международного права иего эволюция в эпоху глобализации международных отношений
1.5.1 Понятие международного права
В теории международногоправа не выработано унифицированного определения международного права, чтообъясняется различными концептуальными подходами к пониманию природымеждународного права. В настоящее время широко используютсяестественно-правовая теория, позитивистская теория, изложенные в трудахоснователя международного права голландского юриста Г. Гроция. Основываясь навзглядах древнегреческих и древнеримских юристов и философов, он утверждал, что«право естественное есть предписание здравого разума», согласно которому любое действие,находящееся в соответствии либо противоречащее разумной природе, признаетсялибо морально позорным, либо морально необходимым. При этом он считал, чтоестественное право не может быть изменено даже Богом. От естественного права Г.Гроций отличает волеустановленное право, источником которого являетсячеловеческая воля либо воля Бога. Человеческое право может быть либовнутригосударственным, исходящим от гражданской власти, либо правом народов,обеспечиваемым волей всех народов и части из них.
Теория Г. Гроция положиланачало двум школам: естественного права (натуралисты) и позитивного права(позитивисты). Сторонники естественного права ученые XVII и XVIII вв. (С.Пуфендорф, Ж. Байберак) не считали международное право волеустановленнымправом, рассматривая его как часть естественного права.
Современная трактовкаестественно-правовой теории получила отражение в трудах западных юристов Ш.Вишера и В. Фридмана. Они считают, что в мире существует некоторое числовсеобщих ценностей, к которым стремится все человечество, и именно ониопределяют содержание любой правовой системы. Основополагающими ценностями длямеждународной правовой системы являются: справедливость, престиж, правопорядок,человеческое достоинство, благополучие всего человечества. Причем, по мнениюфранцузского ученого Ш. Вишера, человеческий интерес должен быть главным всистеме ценностей и стать отправной точкой осуществления сотрудничествагосударств. Данный тезис является определяющим для пониманияобщедемократического содержания международного права.
Нельзя согласиться сутверждением американского юриста В. Фридмана, согласно которому приоритетным вмеждународной системе является национальный интерес, имеющий преимущество передмеждународными обязательствами, в случае коллизии между ними, что ведет котрицанию эффективности международного права.
Наиболее широкоераспространение получила позитивная (или позитивистская) теория, по-разномутрактовавшаяся в трудах философов и юристов-международников, поэтомухарактеризующаяся многовариантностью. Один из ранних последователей даннойтеории Ф.Ф. Мартене рассматривал международное право как результат явновыраженного или молчаливого волеизъявления государств, считая это более важным,чем естественное международное право. Эта трактовка международного права былауточнена в трудах западных философов XVIII в. (Ж. Руссо — Франция) и XIX в. (И.Канта — Германия), разработавших концепцию общей воли. Так, по мнению И. Канта,международное право как право публичное «заключает в своем понятии объявлениеобщей воли, определяющей каждому свое».
В XX в. получилараспространение новая вариация позитивистской теории, названная «согласованиеволь». Так, итальянский юрист Д. Анцилотти в рамках этой теории трактовалмеждународное право как «любое согласование воль двух или несколько субъектов,которые международное право рассматривает как собственные воли этих субъектов икоторые чем-либо связаны с их отношениями».
В советской доктринемеждународного права разработчиком теории «согласования воль» являлся профессорГ.И. Тункин, который подчеркивал, что нормы международного права, договорные иобычные, создаются на основе вырабатываемого государством соглашения,являющегося результатом согласования их воль как в отношении содержания правилповедения, так и признания их в качестве норм международного права. Концепциясогласования воль, лежащая в основе механизма нормотворчества в международномправе, была доминирующей в советской доктрине международного права и находитотражение в новейших российских учебниках по международному праву.
Вместе с тем следуетсогласиться с мнением украинского юриста-международника В.А. Василенко онеобходимости корректировки указанной концепции о согласовании воль государствв силу узости понятия «воля государства», означающего способность к целенаправленномуповедению в соответствии с политическим курсом. Представляется целесообразнымиспользовать более широкое понятие «позиция государства», означающееразработанные государством установки в отношении решения международных проблем,обусловленных интересами, потребностями и целями государства с учетом интересови целей других субъектов международного права. Воля государства — этоспособность к выработке и реализации соответствующей позиции.
Следует отметить, чтотрактовка международного права как выражения общей воли, направленной наустановление в договорах или обычной практике государства обязательных правилповедения, не согласовывалась с понятием государственного суверенитета,определявшегося как независимость в осуществлении внешней и внутреннейполитики. Попыткой устранить указанное противоречие была разработанная еще вXIX в. немецким юристом Г. Еллинеком теория самоограничения (автолимитации),согласно которой государство может ограничивать свою свободу (суверенитет)решениями своей собственной воли. Теория самоограничения суверенитета былапризнана в западной доктрине в XX в. (Ф. Джессеп, К. Иглтон, Д. Боул). Так,американский юрист Ф. Джессеп утверждал, что суверенитет «в его старом значениибеспредельной свободы национальной воли, не ограниченной правом, несовместим спринципами интереса общения или взаимозависимости». Называя государственныйсуверенитет «зыбучим песком», он рассматривал различные ограничениясуверенитета как нормальные и отнюдь не постыдные.
Крайним выражением теорииограничения суверенитета является теория отказа от государственногосуверенитета как несовместимого с международными обязательствами, наиболеепоследовательным сторонником которой является американский юрист-международникГ. Кельзен. Будучи основателем нормативистской школы права, он считал, чтолюбое право как совокупность приказов-норм представляет лишь юридическуюценность и более никакую. Рассматривая государство как систему норм иправопорядков, он заявлял, что существует лишь суверенитет единого мирового универсальногоправопорядка, включающего международный и национальный правопорядки, придоминирующей роли первого как вышестоящего правопорядка.
Таким образом, концепцияГ. Кельзена, акцентируя внимание на нормативной структуре международного права,игнорировала механизм разработки и обеспечения норм международного права, где вполной мере проявляются суверенные права и воля государств. Следует отметить,что хотя идеи нормативистской школы международного права, связанные с отказомот государственного суверенитета, были подвергнуты резкой критике в советскойдоктрине международного права, концепция ограниченного суверенитета нашласторонников не только среди юристов-международников советского периода, но иученых стран СНГ (К.А. Алексидзе, С.В. Черниченко, JI.H. Шестаков).
Впервые выступили скритикой теории ограниченного суверенитета белорусские юристы В.А. Круталевич иМ.М. Аваков, которые указывали, что сторонники теории ограниченногосуверенитета не учитывают того, что содержание суверенитета означает не толькоправа, но и обязанности государств уважать суверенные права других государств — участников международных отношений. По справедливому замечанию В.А. Василенко,пропорциональное распределение прав и обязанностей по добровольному соглашениюсторон между участниками договора служит обеспечению интересов сторон и,следовательно, укрепляет, а не ограничивает суверенитет.
Современной модификациейпозитивистской теории является школа «политически ориентированнойюриспруденции», особенно распространенная в американской доктринемеждународного права. Ее представители (Г. Моргентау, М. Макдугал, С. Джоунс)считают, что международное право не совокупность норм, а конструктивныйпроцесс, состоящий из властных решений, реализуемых самими акторами всоответствии с теми ценностями, которые они желают защищать и поддерживать.Причем, по мнению С. Джоуна и Дж. Розена, если участники этого процесса неприходят к согласию относительно ценностей, которые должны быть реализованы вмеждународной системе, приоритет отдается внешней политике того государства,чьи национальные интересы ближе всего к цели достижения «человеческогодостоинства».
Очевидно, что указаннаятеория отрицает существование общепризнанных принципов и норм международногоправа, подчеркивает доминирующую роль усмотрения государства в реализации норммеждународного права, легализует тем самым противоправную практику государств,осуществляемую под предлогом защиты жизненно важных интересов и человеческогодостоинства. Примером такой практики являются военные действия НАТО противЮгославии в 1999 г. и военная акция США против Ирака в 2003 г.
Обобщая позитивныеаспекты вышеизложенных доктринальных подходов, касающихся юридической природымеждународного права, приведем его определение.
Международное право — этосистема принципов и норм, выражающих общечеловеческие ценности, выработанных впроцессе согласования позиций государств и иных субъектов международного права,направленных на установление их сотрудничества во всех областях международныхотношений и обеспечиваемых государствами и созданными ими международнымиорганами.
1.5.2 Эволюция международного права вусловиях глобализации международных отношений
Как было показано выше,международное право и международные отношения тесно взаимосвязаны.Международное право правовыми методами воздействует на международные отношения,регламентируя и прогнозируя их развитие, и одновременно кардинально меняетсяпод влиянием международных отношений. Об этом свидетельствует процессформирования и развития современного международного права, начавшийся послеВторой мировой войны. Новый этап эволюции современного международного прававзаимосвязан с глобализацией международных отношений. По определениюроссийского профессора И.И. Лукашука, глобализация — это «всемирный процесс,взаимосвязывающий национальные социально-экономические образования в единуюмировую экономическую и общественную систему». Отсюда следует, что основнымкомпонентом глобализации являются интеграционные процессы, происходящие вполитической, экономической, социальной, информационной сферах, с однойстороны, и разрешение круга глобальных проблем, включающих обеспечение мира ибезопасности, проблемы народонаселения, продовольственные, экологические,энергетические, борьбу с транснациональной организованной преступностью,международным терроризмом, с другой стороны. При всей разнохарактерностиуказанных процессов их объединяет одно — они требуют усиления и углублениявзаимозависимости государств.
Взаимозависимость имеетнациональный и интернациональный аспекты. Национальный аспект обусловленнациональными интересами государств, заставляющих их участвовать в отношенияхвзаимозависимости, чтобы иметь рынки сбыта, доступ к энергоресурсам. К тому жеследует учитывать, что современная реальность такова, что ни одно государство нетолько не сможет защитить свои национальные интересы, если не будет участвоватьв международном сотрудничестве, но даже недостаточный уровень такогосотрудничества «наносит ущерб национальным интересам этого государства»1.
Интернациональный аспектвыражается в осознании того, что глобальные проблемы носят транснациональныйхарактер, связаны с выживанием человечества, поэтому требуют безотлагательногорешения, возможного только в результате тесного, скоординированногосотрудничества государств.
Таким образом, процессглобализации, нацеленный на создание единого экономического, информационного иправового пространства, требует тщательной регламентации, возможной только врамках международного права, которое в силу своей универсальности, методоврегулирования (координации сотрудничества государств, согласования позиций сцелью выработки взаимоприемлемых решений) наиболее отвечает сущностиинтеграции.
Вместе с тем процессглобализации не только сопровождается усилением роли международного права какрегулятора интеграционных процессов, но и способствует качественному изменениюпоследнего. Изменения проявляются в субъектной и объектной сферах, методахправового регулирования и функциональной направленности международного права.
В субъектной сфере.Расширение структуры международных отношений за счет включения смешанныхотношений (между государствами и негосударственными образованиями) инегосударственных отношений привело к появлению новых субъектов международногоправа: неправительственных организаций, индивидов, транснациональныхкорпораций, административно-территориальных образований (субъектов федераций),международных судебных учреждений, хотя и обладающих меньшим объемомправосубъектности по сравнению с государствами (основными субъектамимеждународного права). В силу этого международное право утрачивает свой чистомежгосударственный характер, трансформируясь в транснациональное право.
В объектной сфере. Какуже указывалось, объект международного права подвижен и расширяется как за счетпоявления новых областей межгосударственного сотрудничества (киберпространство,генная инженерия), так и путем регулирования вопросов, ранее находившихся висключительной компетенции государства. К ним относятся права человека, защитаокружающей среды, экономика, оборона, политическая система. Практически любойвопрос по воле государств может стать предметом совместного регулированиямеждународного и внутреннего права.
Распространениерегулирующего влияния международного права на область действия национальнойюрисдикции особенно ярко проявляется в регламентации экономических вопросов.Так, например, в компетенцию ВТО перешли вопросы применения тарифных инетарифных ограничений, интеллектуальной собственности, инвестиционных мер,экологических стандартов. В компетенцию МВФ государства передали регулированиевопросов, связанных с валютными курсами и платежными балансами.
Методы правовогорегулирования. Расширение круга субъектов международного права привело к новымметодам международно-правового регулирования. Наряду с традиционным методомкоординации сотрудничества на горизонтальном уровне как равных субъектов широкоиспользуется метод субординации (соподчинения), действующий на вертикальномуровне (например, между органами ЕС и государствами-членами их физическими июридическими лицами), а также на диагональном уровне между публичными лицами(государство, международная межправительственная организация) и частными лицами(индивиды, юридические лица, неправительственные организации).
Международное правосыграло важную роль в обеспечении юридического равенства государств, хотя ихфактическое неравенство особенно в плане социально-экономического развитияпродолжает сохраняться и углубляться в эпоху глобализации, являясь источникомлокальных вооруженных конфликтов, причиной роста транснациональной преступностии активизации международного терроризма.
Поэтому столь важно новоенаправление функционирования международного права, получившее в теории название«международное право развития», целью которого является преодолениеслаборазвитости, нищеты и голода населения государств афро-азиатского региона.Следует отметить, что содействие реализации права на развитие как функциямеждународного права впервые получила закрепление в Декларации о праве наразвитие, принятой ГА ООН в 1986 г.1, в которой право на развитие тесносвязывалось с правами человека и определялось как индивидуальное и коллективноеправо, при котором могут быть «осуществлены все права и основные свободы» (ст.1). В плане международно-правового регулирования в Декларации о праве на развитие(ст. 4) указывалось на необходимость эффективного международного сотрудничествав предоставлении развивающимся странам «соответствующих средств и возможностейдля ускорения их всестороннего развития)».
В ДекларацииРио-де-Жанейро 1992 г. по окружающей среде и развитию праву на развитие былопридано новое качество — «устойчивое развитие», которое вошло вмеждународно-правовой обиход. Под устойчивым развитием понимается стабильноесоциально-экономическое развитие всего мирового сообщества, не разрушающееприродной среды и ориентированное не только на удовлетворение нужд нынешнегопоколения, но и будущих поколений.
Функция международногоправа развития наиболее ярко проявляется в деятельности таких универсальныхмеждународных организаций, как ООН, ВТО, МБРР, и состоит в предоставлениипреференций, инвестиций, долгосрочных и краткосрочных кредитов развивающимся иособенно слаборазвитым странам. В частности, в Декларации тысячелетия ООН,утвержденной резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 г. вкачестве одного ид приоритетов XXI в. была названа солидарность, что означаетсправедливое распределение издержек и бремени при решении глобальных проблем всоответствии «с фундаментальными принципами равенства и социальнойсправедливости». При этом те, кто страдает и находится «в наименееблагоприятном положении, заслуживают помощь со стороны тех, кто находится внаиболее благоприятном положении». Поэтому в Декларации предлагаетсяпредпринять усилия, которые бы на глобальном уровне включали политику и меры,отвечающие потребностям развивающихся стран и стран с переходной экономикой, иразрабатывались и осуществлялись при их активном участии (раздел I, п. 5). Этимеры направлены на искоренение нищеты и списание всей официальной задолженностина двустороннем уровне, на беспошлинный доступ всех экспортных товаров наименееразвитых стран на рынки развитых стран, на оказание более щедрой помощи в целяхразвития тем странам, которые пытаются использовать свои ресурсы дляискоренения нищеты (раздел III, п. 15).
Следует отметить, чтофункционирование международного права развития вызвало появление новогонаправления — коммерческой функции, находящейся в настоящее время на начальнойстадии и направленной на перераспределение ресурсов в пользу слаборазвитых стран.Механизм реализации этой функции международного права закреплен в Конвенции ООНпо морскому праву 1982 г., вступившей в силу в 1994 г., и предусматривающейсоздание международной организации — Органа по морскому дну, призванногоосуществлять контроль и предоставлять лицензии государствам на разведку иэксплуатацию ресурсов дна мировых океанов и морей, являющихся общим наследиемчеловечества.
Таким образом, в эпохуглобализации происходит трансформация международного права из права, толькокоординирующего сотрудничество государств, в право, обеспечивающее их развитиена основе социальной справедливости.
Список использованных источников
1. Василенко, В.А. Основы теории международного права / В.А.Василенко. — Киев: Выща школа, 1988.
2. Лукашук, И.И. Международное право. Общая часть: учебн. /И.И. Лукашук. — 3-е изд. — М.: Волтерс Клувер, 2005.
3. Международное право в современном мире: сборник статей /отв. ред. и авт. послесл. Ю.М. Колосов. — М.: Международные отношения, 1991.
4. Международное публичное право. Общая часть: учеб. Пособие/ Ю.П. Бровка [и др.]; под ред. Ю.П. Бровки, Ю.А.Лепешкова, Л.В.Павловой. \Минск: Амалфея, 2010. 496 с.
5. Мовчан, А.П. Международный правопорядок / А.П. Мовчан. — М.: Институт государства и права РАН, 1996.
6. Морозов, Г.И. Международное право и международныеотношения (проблемы взаимосвязи) / Г.И. Морозов. — М.: Международные отношения,1997.
7. Талалаев, A.H. Международное право и современность / A.H.Та- лалаев. — М.: Наука, 1984.
8. Тункин, Г.И. Теория международного права / Г.И. Тункин. — М.: Зерцало, 2000.